Гордость приводит человека к ложному представлению о самом себе – к обольщению: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал. 6:3 ) и, как результат, к поражению своим «мнением» 47 и обману самим собою: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг ( Откр. 3:17 ). Существенным качеством гордости является ее ненасытность. Не довольствующаяся никакими успехами, она, напротив, все более и более ищет похвалы и возвеличивания. «Первый грех , по Писанию, – говорит св. Исихий Иерусалимский – есть гордыня» 48 . Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником, – Денницу, который увлек и многих других ангелов, подчиненных ему и последовавших за ним. Об этом свидетельствует пророк Исаия: А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:12–13 ). Толкуя этот отрывок из Священного Писания , многие святые отцы соотносили его с диаволом, но были и те, которые считали, что речь в данном случае идет о вавилонском царе. Так свт. Амвросий Медиоланский под гордыней понимал диавола 49 , преп. Иоанн Кассиан данную цитату тоже соотносил с ним 50 , а свт. Иоанн Златоуст особо отмечает, что некоторые толковники, его современники, этот отрывок приводят в отношении как диавола, так и вавилонского царя. При этом сам свт. Иоанн придерживается толкования, которое употребляется «относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 )» 51 . Так он пишет: «Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло» 52 . Блаж. Иероним Стридонский прямо приписывает эти слова в книге пророка Исаии Люциферу 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

    И Христос не спросил у них: веруете ли? как обыкновенно поступал с другими, потому что крик и усердное желание подойти к Нему уже очень ясно всем показывали их веру. Отсюда-то научись, возлюбленный, что сколько бы мы ни были бедны и отвержены, но с истинным усердием приходя к Богу, можем испросить у Него все, что ни потребуется. Поревнуем этим слепцам. Пусть Бог медлит ниспослать нам дары Свои, пусть многие отклоняют нас с пути молитвенного, будем продолжать свою молитву, ибо этим самым умилостивим Бога. Посмотри на слепцов: ничто не остановило их». Зато и Господь внял их воплю: ИИСУС, ОСТАНОВИВШИСЬ, ПОДОЗВАЛ ИХ, велел привести слепцов к Себе. Тогда говорят Вартимею, который наиболее кричал: «скорей встань, зовет тебя». И он сбросил с себя верхнюю длинную одежду, которая мешала ему бежать, вскочил и побежал к Иисусу Христу. И Господь, подозвав их обоих, СКАЗАЛ (когда они подошли): ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ ОТ МЕНЯ?« Спрашивает для того, чтобы кто-нибудь не подумал, что Он даст совсем не то, чего они хотят» (свт. Иоанн Златоуст). ОНИ ГОВОРЯТ ЕМУ: ГОСПОДИ! мы не милостыни у Тебя просим, мы просим, ЧТОБЫ ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА НАШИ. Они, видимо, боялись упустить случай получить исцеление от всемогущего Врача. «Так Господь всегда сначала обнаруживал перед всеми, просящими исцеления, доброе расположение, а потом уже подавал исцеление. Иисус Христос, эта воплощенная милость и благодать, искал достойных» (свт. Иоанн Златоуст). «Он хочет, чтобы мы просили, хотя Сам заранее знает, чего мы будем просить, и что даровать нам по нашему прошению. Он заповедует нам непрестанно молиться и, несмотря на это, говорит: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него»  (Мф. 6:8). Значит, признает необходимым, чтобы мы просили Его для того, чтобы возбудить сердце к молитве» (свт. Григорий Двоеслов). ИИСУС ЖЕ, УМИЛОСЕРДИВШИСЬ, смиловавшись над слепцами, ПРИКОСНУЛСЯ К ГЛАЗАМ ИХ, изрекая обычое слово Свое: вера твоя спасет тебя; И ТОТЧАС ПРОЗРЕЛИ ГЛАЗА ИХ, И ОНИ ПОШЛИ ЗА НИМ, из чувства благоговейной благодарности пошли вслед за своим Исцелителем... 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Александр Мень, прот. Исагогика. Загорск: Московская Духовная Академия, 1982. 1 локоть=48 см. Когда Ковчег был перенесен туда, Соломон изрек: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле» ( 3Цар.8:12 ). http://kazan.eparhia.ru. Александр Мень, прот. Исагогика. Загорск: Московская Духовная Академия, 1982. Сикомор (Fícus sycómorus) – один из видов рода фикус семейства Тутовых. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. Иоанн Златоуст . Беседы на книгу Бытия. Александр Мень, прот. Исагогика. Опыт курса по изучению Священного Писания. Загорск, 1982. Александр Мень, прот. Исагогика. Опыт курса по изучению Священного Писания. Загорск, 1982. Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений: В 12 т. Т. 6. СПб., 1900. С. 91. Свт. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. «Апокриф», — означает тайный, сокровенный. Впервые его употребил Климент Александрийский (Строматы, III, 4). Апокрифическими книги назывались по двум причинам: 1) они содержали тайное учение, 2) они не были общеприняты в Церкви и сохранялись в кругах сектантов и еретиков. Свт. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. В 1908 г. в руинах древнего Гэзера была обнаружена глиняная табличка размером 11,1 на 7,2 см с самой древней известной на сегодняшний день еврейской надписью, приблизительно датируемой 925 г. до н.э. Дощечки кидара: «На кидаре его – золотой венец, знамение святыни, слава достоинства: величественное украшение, дело искусства, вожделенное для глаз» ( Сир.45:14 ). «И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду» ( Чис.5:23 ). «Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне» ( Иер.36:23 ). Мир Библии. 1993. Соферим – книжник, ученый.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

б)  Для большего упрочения надежды на получение Царства Небесного требуется, при всеобщности благотворения, и сокровенность благотворения. Надобно подавать милостыню, сколько возможно, тайно. Эта предосторожность необходима для избежания суетной славы человеческой. Тщеславия всегда убегать должно, а особенно при подаянии милостыни. Милостыня, зараженная сею болезнью, не есть уже дело милосердия, но хвастовство и жестокосердие. «Когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только не есть милостыня, но даже обида, потому что этим ты публично осмеиваешь брата своего», – учит свт. Иоанн Златоуст. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам, они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно, – говорит небесный Учитель Христос (Мф. 6, 1–4). Ублажаемый ныне Церковью, святитель Николай всячески старался оградить все свои благодеяния таинственностью и сокровенностью. в)  Последней принадлежностью милостыни, сильной доставить блаженство благотворителю, есть подаяние ее с охотою, с сердечным участием, с веселым лицом, при всех обстоятельствах жизни. Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с христианским чувством милосердия. Только та милостыня истинная, которая подается с радостью. Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрыми словами утешь скорбь его», – убеждают свт. Иоанн Златоуст и св. Исаак Сирин. «Давать охотно значит больше, чем давать много», – говорит блаж. Августин. (См. Проповеди, приложенные к «Руководству для сельских пастырей» 1891 г., декабрь). III. Итак, вот какова должна быть милостыня, за которую мы могли бы получить от Судии Бога помилование, удостоиться Царства Небесного и блаженства вечного! Она должна быть оказываема всем без изъятия нуждающимся в ней, – творима не на показ людям, а тайно от всех, не ради признательности и похвал как от облагодетельствованных, так и от посторонних, а из послушания и подражания всеобщему Отцу небесному, по христианской любви к нищим, как братиям Христовым и нашим, – должна быть подаваема с полным радушием и охотно, а не с огорчением и притворством (2 Кор. 9, 7). (Составлено прот. Г. Дьяченко по указанным источникам). Поучение 3-е. Свт. Николай чудотворец

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Беседа о кончине мира и втором пришествии Иисуса Христа Продолжая беседу, Иисус перешел к ответу на вопрос о кончине мира и Втором Пришествии Своем. Апостолы, конечно, желали знать, когда именно последуют эти знаменательные события, но Иисус сказал им, что о дне... том и часе никто не знает, ни даже Ангелы небесные, а только Отец Его один (Мф. 24, 36); но чтобы они не думали, что это может совершиться скоро, Он сказал, что это будет не только не ранее разрушения Иерусалима (после скорби дней тех), но даже не ранее того времени, когда учение Его станет известным всем народам, населяющим землю. О дне и часе второго пришествия Положим, что люди не должны знать с точностью дня Второго Пришествия Иисуса Христа, так как должны быть готовы во всякое время встретить Его; ангелы могут не знать этого, но как же Иисус говорит, что знает это только Отец Его? Как может не знать этого Он Сам, если Он в Отце и Отец в Нем? Если Евангелист Матфей и умалчивает о неведении Сына Человеческого, зато Евангелист Марк передает слова Иисуса так, что недоразумений быть не может, о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32). Как же может не знать об этом Тот, Кто придет судить род человеческий? Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос так. «Словами — ни Ангелы — Христос удерживает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и сами Ангелы; словами же — ни Сын — возбраняет им не только знать, но и спрашивать об этом. А что слова эти сказаны Им с этим именно намерением, узнай из того, как Он, по Воскресении, с большей силой воспретил им любопытство» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 77). В книге Деяний Апостолов говорится, что когда Христос перед Вознесением Своим явился Апостолам, то они спросили Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» А Он ответил им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). По мнению Василия Великого, смысл сказанного Иисусом (по Евангелию Марка) таков: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные; не знал бы и Сын, если бы не знал Отец; по тому что от Отца дано Ему ведение» (Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 7. С. 159). А Григорий Богослов по этому поводу говорит: «Как Сыну, Который подробно знает, что будет пред последним часом и как бы во время конца, не знать самого конца? Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как Человек» (Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 3. Второе слово о Боге Сыне. С. 76). Соглашаясь с этим мнением, блаженный Феофилакт говорит: «Он (то есть Христос), как Бог, знает, а как Человек не знает времени Своего пришествия» (Блж. Феофилакт. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1: 30, 34, 35 ); «Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, Плод безмужной матери нетленен…» (Великий канон св. Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 9); «О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия…» (Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою ЕЕ, именуемой «Неувядаемый Цвет»); «Спасителя Христа непостижимо уму родившая, облагодатствованная Богом, молю тебя ныне я, раб Твой, чистую – нечистый…» (Канон ко святому причащению. Песнь 7. Богородичен); «Бог воплотился от чистой крови Твоей…» (Канон ко святому причащению. Песнь 8. Богородичен). «И Слово, не потерпев изменения, стало плотью: от Святого Духа и святой Матери… зачатое в непорочной утробе Девы не от желания или похоти, или соединения с мужем, или рождения, связанного с удовольствием, но от Святого Духа и первого Источника Адамова…» (св. Иоанн Дамаскин ) (5: 193); «И тогда ипостасная Мудрость и Сила Всевышняго Бога, Сын Божий, единосущный со Отцем, осенил Ее, как бы божественное семя, и из непорочных и чистейших Ея кровей образовал Себе плоть… не по образу рождения чрез семя, но творческим образом, чрез Святаго Духа….» (св. Иоанн Дамаскин ) (5: 194); «Итак, возлюбленные, Спаситель рождается не из семени плоти, но от Святого Духа, поэтому Его не коснулось проклятие первородного греха» (свт. Лев Великий ) (цит. по 98: 53); «Ибо где не было излияния отцовского семени, там рождение не смешалось с грехом» (свт. Лев Великий ) (цит. по 129: 116); «Если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы Новым Человеком, ни безгрешным, ни Спасителем грешащих» (свт. Григорий Палама ) (цит. по 129: 115 со ссылкой на: Афанасий (Евтич) , иером. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина //Православная мысль. Париж, 1971. 14. С. 56);

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кроме обнаружения собственной наготы прародители ощутили и др. последствия совершенного греха. У них меняется представление о всеведущем Боге, в результате чего, услышав «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» они скрылись «между деревьями рая» (Быт 3. 8). По поводу антропоморфизма данного стиха свт. Иоанн Златоуст замечает: «Что говоришь? Бог ходит? Неужели ноги припишешь Ему? Нет, не ходит Бог! Что же значат эти слова? Он хотел возбудить в них такое чувство близости Божией, чтобы повергнуть их в беспокойство, что и было на самом деле» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 17. 1). Слова Господа, обращенные к Адаму: «Где ты?» (Быт 3. 9), «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт 3. 11) - и к Еве: «Что ты… сделала?» (Быт 3. 13), создавали благоприятную предпосылку для раскаяния. Однако первые люди не воспользовались этой возможностью, чем еще более осложнили свое положение. Ева слагает ответственность на змея (Быт 3. 13), а Адам - на Еву, «которую,- как он нарочито подчеркивает,- Ты мне дал» (Быт 3. 12), тем самым косвенно обвиняя в совершившемся Самого Бога. Прародители, т. о., не воспользовались покаянием, к-рое могло бы предотвратить распространение греха или в какой-то мере уменьшить его последствия. Ответ Господа Бога на нарушение заповеди первыми людьми звучит как приговор, определяющий наказание за совершенный грех (Быт 3. 14-24). Однако таковым он не является, поскольку его содержание лишь отражает те последствия, какие неминуемо возникают при нарушении норм тварного бытия. Совершая любой грех, человек тем самым, по мысли свт. Иоанна Златоуста, наказывает сам себя ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 6. 6). Божественное определение, вызванное первым грехом, начинается с обращения к змею, посредством к-рого действовал диавол: «...проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт 3. 14). Свт. Иоанн Златоуст предвидит вопрос, неизбежно возникающий в этом случае: «Если совет дал диавол, употребив змия в орудие, то за что же это животное подверглось такому наказанию».

http://pravenc.ru/text/166457.html

Очистилище есть Соделавшийся нас ради человеком, «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру» ( Рим. 3:25 ), и Который «есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:1–2 ) (О поклонении и служении в Духе и истине. IX) 322 . Также прообразом Христа предстает светильник ( Исх. 25:31–32 ): Золотой светильник хранит в себе другую загадку, а именно, знак Христа, и не только из-за подобия формы, но и как проливающий свет «многократно и многообразно» на тех, кто надеется и смотрит на него через наставления перворожденного. Ведь сказано, что «семь очей у Господа» и «семь духовных даров» пребывает на цветущем побеге «из корня Иесеева» (Строматы. V. 6) 323 . К типологии Христа относилась и первосвященническая одежда с украшениями ( Исх. 28:1–6 ). Вообще, по мнению свт.  Иоанна Златоуста , всякий ветхозаветный Первосвященник – прообраз Христа (Толкование на Послание к Ebpeям. VIII ) 324 . Но и одежда первенствовавшего во священстве заключала в себе как бы в образе и предначертаниях славу Христа; в золоте он познаётся как Бог; в пурпуре – как имеющий царское достоинство; в тонком виссоне – как Слово тонкое и бестелесное; в червленице – как явившийся во плоти; в материи голубого цвета – как явившийся свыше и с неба, потому что разве родившееся от Бога Отца Слово не есть вместе Бог и Царь (О поклонении и служении в Духе и истине. XI) 325 . Конечно, эти толкования близки к аллегорическим, что свидетельствует о том, как иногда трудно провести границу между аллегорией и типологией. Прообразы в Ветхом Завете, относящиеся к Пресвятой Богородице .  В Ветхом Завете можно найти прообразования, относящиеся к Пресвятой Богородице. Согласно книге Бытия, «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» ( Быт. 2:22 ). Многие святые отцы (свт.  Иоанн Златоуст , мч.  Иустин Философ , прп.  Исидор Пелусиот ) 326  толкуют этот стих как относящийся к Богородице: Как Адам без жены произвел жену, так и сегодня Дева без мужа родила мужа. Как от Адама Бог взял ребро и чрез это нисколько не уменьшил Адама, так и в Деве Он образовал одушевленный храм и не лишил Ее девства. Целым остался Адам и по взятии от него ребра; неповрежденною осталась и Дева по исшествии из Нее младенца (свт.  Иоанн Златоуст . Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа) 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Положим, что люди не должны знать с точностью дня Второго Пришествия Иисуса Христа, так как должны быть готовы во всякое время встретить Его; ангелы могут не знать этого, но как же Иисус говорит, что знает это толькоОтец Его? Как может не знать этого Он Сам, если Он в Отце и Отец в Нем? Если Евангелист Матфей и умалчивает о неведении Сына Человеческого, зато Евангелист Марк передает слова Иисуса так, что недоразумений быть не может, о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк. 13, 32 ). Как же может не знать об этом Тот, Кто придет судить род человеческий? Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос так. «Словами – ни Ангелы – Христос удерживает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и сами Ангелы; словами же – ни Сын – возбраняет им не только знать, но и спрашивать об этом. А что слова эти сказаны Им с этим именно намерением, узнай из того, как Он, по Воскресении, с большей силой воспретил им любопытство» (Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Матфея. 77 ). В книге Деяний Апостолов говорится, что когда Христос перед Вознесением Своим явился Апостолам, то они спросили Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» А Он ответил им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1, 7 ). По мнению Василия Великого , смысл сказанного Иисусом (по Евангелию Марка) таков: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные; не знал бы и Сын, если бы не знал Отец; по тому что от Отца дано Ему ведение» (Свт. Василий Великий . Творения. Ч. 7. С. 159). А Григорий Богослов по этому поводу говорит: «Как Сыну, Который подробно знает, что будет пред последним часом и как бы во время конца, не знать самого конца? Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как Человек» (Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 3. Второе слово о Боге Сыне. С. 76). Соглашаясь с этим мнением, блаженный Феофилакт говорит: «Он (то есть Христос), как Бог, знает, а как Человек не знает времени Своего пришествия» (Блж. Феофилакт. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Свт. Иоанн продолжает апостольское разъяснение смысла труда, говорит, что если Бог дает одному много, то это «для того, чтобы, по апостольскому увещанию, твой избыток восполнял недостатки других». Из многих высказываний сего святителя вытекает один-единственный принцип христианского отношения к собственности – это совершенный отказ от нее, который должен быть руководственным не только для монашеской жизни. По его словам, если собрать все богатства, находящиеся в руках небольшой группы лиц, то его хватит на все население вселенной – и человечество не обеднеет от такого разделения, потому что тогда земля превратится в небо, в котором действует сторичное воздаяние: «мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). Но разделившееся человечество богатеть не будет, потому что, как говорит свт. Иоанн Златоуст , «разделение всегда приносит убыток, а единомыслие и согласие – прибыль». Свт. Иоанну Златоусту принадлежит окончательное определение, что накопительство с целью исключительного пользования своею собственностью является воровством: «Не уделять из своего имущества есть также похищение. ...Укоряя иудеев, Бог чрез пророка говорит: земля принесла плоды свои, а вы не внесли десятин, но похищенное у бедного в домах ваших. Так как вы не дали обыкновенных приношений, то похитили собственность бедных... Итак, из этого мы поучаемся, что «когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями». Последующие писания святых отцов не внесли ничего отличного от учения отцов первых пяти веков, поэтому этот обзор учения Церкви о собственности следует считать исчерпывающим. Приведенные здесь цитаты – эти перлы Священного Предания скользят мимо наших ушей, не опускаясь в сердце. Мы жестоко стоим за соблюдение постов, бьемся насмерть за календарь и язык, но эту настойчивость святых отцов в заклинании нас, что де мы суть воры, если не делимся с ближним украденным богатством, решительно игнорируем. В этом неправда давно бытующего в нашей среде избирательного предпочтения норм Священного Предания; мы охотно судим и рядим о том, что услаждает нашу душу, а не о том, что ведет нас ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010