Свт. Кирилл Александрийский, комментируя то же видение, сказал: «Что пророк созерцал Сына в славе Бога и Отца, в этом никто не может сомневаться, когда Иоанн ясно пишет о нем: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем (Ин. 12:41) (Толкование на пророка Исаию). Он же, в комментарии на то же видение, на троекратное произнесение серафимами слова «Свят», утверждал: «Трижды же произносят: свят и заключают славословие словами: Господь Саваоф, полагая чрез то во едином естестве Божества Святую Троицу: потому что мы несомненно признаем подразумеваемым здесь Отца, а равным образом и Сына и Духа Святого» (Толкование на пророка Исаию). Ср. комментарий блж. Иеронима Стридонского на видение Господа пророком Иезекиилем: «А что под человеком должно разуметь Бога Отца, это показывают многие свидетельства… И Иоанн говорит: сия рече Исаии, егда виде славу Сына Божия (Ин. 12, 41), но потому, что в Отце царствует и Сын. Ибо все, принадлежащее Отцу, принадлежит Сыну, иже есть образ Бога невидимого (Кол. 1, 15)… И при избиении первомученика Стефана был видим стоящий одесную Отца (Деян. 7, 55 – 56)» (Толкование на пророка Иезекииля). См. также комментарий свт. Иоанна Златоуста на видение пророком Даниилом Ветхого Днями и Того, кто был подведен к Нему: «Дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Отсюда видно, что они имеют равную честь» (Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 7 ). Конечно, действие всей Святой Троицы едино, но образ действия у Каждого из Лиц отличается. Например, каков образ участия в творении мира согласно Символу веры? Отец — Творец (и мы знаем, что Он изволяет творить мир), Сын — тоже Творец, но Он именно творит мир (“имже вся быша”), Дух — вновь Творец (“животворящий), но он восполняет и усовершенствует сделанное Сыном. Так учит свт. Василий Великий в “Беседах на Шестоднев”. То же касается и прочего. Многие отцы прямо усваивали богоявления Сыну. Помимо процитированного, добавлю: Св. Ириней Лионский: «Слово из купины говорило Моисею: Я знаю, что фараон, царь Египетский, не отпустит вас, если не употреблю мощную руку (Исх. 3, 19)».

http://azbyka.ru/vopros/v-vethom-zavete-...

«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего» (Иез. 28:13). Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. См. Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. По словам Оригена, Грапта (Γραπτ), упоминаемая в книге Ерма и опекающая сирот и вдовиц, – голая буква (τ ψιλν γρμμα), наставляющая тех людей, которые являются еще детьми по душе и не могут признать Бога своим Отцом, «а потому называются сиротами и вдовами, так как не сделались еще достойными жениха» ( Origenes . De principiis 4.2.4:28. TLG 2042/2). Таким образом, буква может и наставлять тех, кто еще не возрос до духовного понимания сказанного в Писании. По словам Оригена, этот уровень смысла «может быть полезным, об этом свидетельствуют множество людей, уверовавших истинно и просто» (Ориген. О началах. Против Цельса. СПБ., 2008. С. 354). В слове «Об оставлении грехов» свт. Иоанн Златоуст пишет: «Если не погрузим свой ум в букву (τ γρμμα), не обнаружим сокрытого в нем сокровища Духа» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.762:22-24. TLG 2062/283). Также, по его словам, «в божественном Писании, даже в кратком речении (ν βραχε λξει) можно найти великую силу и несказанное богатство мыслей» ( Joannes Chrysostomus . In Genesim (homiliae 1–67) 53.32:38. TLG 2062/112). Свт. Григорий Нисский в «Словах на блаженства Господни», разъясняя, что такое нищета духовная, обращается к слушателям: «Вот, братия, то сокровище, которое показывает нам буква» (Οτος κενς στιν θησαυρς, δελφο, ν καταμηνει τ γρμμα) ( Gregorius Nyssenus. Orationes VIII de beatitudinibus 44.1196:34. TLG 2017/53). Толкуя слова Петра, обращенные ко Христу, «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» (Мф. 18:21), свт. Иоанн Златоуст пишет: «Здесь есть таинство, возлюбленные, сокрытое в букве (ν τ γρμματι)» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.763:10, 11. TLG 2062/283).   

http://bogoslov.ru/article/1078423

11. Свт. Григорий Богослов : Нужно быть легким на подъем к лучшему от худшего, а неподвижным – к худшему от лучшего. 12. Не изменение в дурном [человеке] позорно, но его сохранение для погибели. 13. Не согрешать бесчувственно, но замечать и сознавать прегрешения уже немало, [это] есть начало пути, ведущего к исправлению и к перемене на лучшее. 14. Ибо, как вижу, легкомысленными и неразумными почитают не тех, которые преданы какому-либо пороку, но тех, которые, подобно переменчивым ветрам, или водоворотам и меняющимся течениям в Эврипе 20 , или непостоянным волнам моря, легко увлекаются и переходят то на ту, то на другую сторону. 15. Свт. Иоанн Златоуст : Кающийся в том, что сделал ужасного, хотя и не сумевший показать достойное своих грехов покаяние, уже за одно то получит награду. 16. Евагрий : Постоянно пересаживающий растение плода не имеет. 17. Сократ : Статуя – на основании, усердный муж – на добром произволении утвержден, и в этом должен быть неподвижным. 18. Эпихарм: Мудрому мужу подобает не раскаиваться, но предвидеть. Слово 26-е. О грехе и его исповедании 1. Ин. 8, 34 : Всякий, делающий грех , есть раб греха. 2. Сир. 21, 2 : Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его – зубы львиные, которые умерщвляют души людей. 3. Рим. 6, 12–13 : Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды. 4. Сир. 27, 10 : Как лев подстерегает добычу, так и грехи – делающих неправду. 5. Сир. 39, 31 : От начала для добрых создано доброе, как для грешников – злое. 6. Свт. Василий Великий : Подобно тому как причина разреза или прижигания – не врач, но болезнь, так и истребления городов, имея первопричиной безмерность прегрешений, от всякого укора освобождают Бога. 7. Грех, когда зарождается, имеет какой-никакой стыд; но когда совершен, делает творящих его более бесстыдными. 8. Подобно тому как дым отгоняет пчел, а голубей – зловоние, так и Ангела-хранителя нашей жизни отгоняет достойный многих слез зловонный грех.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

11. Свт. Иоанн Златоуст : Ибо, как раб, – говорится, – постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Божиим не очистится от греха ( Сир. 23, 10 ). 12. Сократ: Благим мужам подобает являть образ жизни, которую они ведут, более верным, чем клятва. 13. Добровольно клянись в двух случаях: или при угрозе собственной гибели, или желая избавить друзей от опасности. 14. Никогда не клянись Богом ради денег, даже если собираешься держать слово: ведь одни сочтут тебя поклявшимся ложно, а другие – честным из сребролюбия. 15. Амфид: Кто не верит ни в чем клянущемуся, Сам умеет легко переступать клятву. 16. Евсевий: Многие убеждают людей быть верными клятве. Я же заявляю, что с самого начала охотно клясться неблагочестиво. 17. Солон: Прекрасный и благой образ жизни нужно считать надежнее клятвы. Слово 34-е. О тщеславии 1. Ин. 5, 44 : Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 2. Гал. 5, 26 : Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 3. Притч. 12, 9 : Лучше муж в безчестии работаяй себе, нежели честь себе обложив и лишаяйся хлеба. 4. Сир. 1, 30 : Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою. 5. Сир. 10, 7 : Возненавидена пред Богом и человеки гордыня. 6. Притч. 13, 7 : Суть богатяще себе, ничесоже имуще. 7. Свт. Василий Великий : Тщеславный – тот, кто в мире сем что-либо делает или говорит ради только одной славы. 8. Ибо действительно люди надменного нрава, когда им угождают, начинают еще большие презирать [других]. 9. Ибо одинаково трудно – сохранить душу не униженною в затруднительных обстоятельствах жизни и не превознестись гордостью в положении блистательном. 10. Свт. Григорий Богослов : Тщеславие для людей – величайшее препятствие [на пути] к добродетели. 11. Всего легче, обманывая самого себя, надмеваться пустой славой и почитать себя чем-то, будучи ничем. 12. Чем больше мнишь о себе, тем больше на деле отнимается. 13. Позорно, малым обладая, мнить о себе высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

12–14). Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. «Возраст здесь он имеет в виду, я думаю, по внутреннему человеку… А значит, юноши, – это те, кто достиг духовного мужества, отцы же, – те, кто стяжал рассудительность, а дети, – те, кто только что уверовал во Христа» (свт. Кирилл Александрийский ). «Дети, – те, которые погрешают по незрелости и неосновательности детской, почему апостол и говорит им: вы удостоились прощения, когда вам довелось познать, что «благ Господь ко всем.» ( Пс.144:9 ). Отцы, – те, которые с преуспеянием в возрасте получили познание Того, Кто от начала, – кто же это, как не Слово Божие, которое и в начале было у Бога? ( Ин.1:1 ). Юноши, – те, которые по своей зрелости искусно могут и готовы носить знаки победы над неприятелями» (блж. Феофилакт). «Пишу вам, юноши, сражайтесь (с лукавым), чтобы победить, побеждайте, чтобы получить венец, будьте смиренны, чтобы не пасть в сражении» (блж. Августин). 15). Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей. «Мир, которого Иоанн Богослов повелевает не любить, – не создания, но мирские похоти» (прп. Петр Дамаскин ). «Мир есть общее наименование всех страстей. Мир, – плотская жизнь и плотское мудрование» (прп. Исаак Сирин ). «Мир есть простор греха; мир есть мастерская неестественностей; мир есть думание, что всегда будешь пребывать в веке сем; мир есть попечение о теле больше, чем о душе» (прп. Исайя Отшельник). «Мир есть жизнь человеков на земле единственно для земли, единственно с целью плотского наслаждения и вещественного преуспеяния» (свт. Игнатий Брянчанинов) . Потому «все земное, приобретаемое в сем мире и в нем же оставляемое, должно быть презираемо так же, как и сам мир, от пышности и наслаждений коего мы отказывались еще с того благодатного времени, когда обратились к Богу» (свт. Киприан Карфагенский ). Апостол «всем советует по необходимости использовать мирские вещи, но не прилепляться сердцем к преходящему» (св. Беда). Также и в отношении составляющих мир созданий Божиих люди могут согрешить излишней привязанностью к ним, когда «не умеренно, но жадно пользуясь сотворенным, они пренебрегают Творцом… Это как если бы жених подарил кольцо своей невесте, а она, получив кольцо, полюбила бы его больше, нежели жениха. Кто бы не отвратился от такого безумия? Ведь жених дал ей перстень залогом любви, чтобы она любила в перстне его. Вот так и Бог дал тебе все это» (блж. Августин).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

17. Демосфен: Спрошенный кем-то, как он добился успеха в риторическом искусстве, ответил: «Потратив больше на [лампадное] масло, чем на вино». 18. Из Демокрита и Исократа: Упражняй трудами тело, душу же – благородным перенесением опасностей. 19. Когда его некто спросил, как трудолюбивые выносят ленивых, ответил: «Как благочестивые нечестивых – добрыми надеждами». 20. Он сам, видя трудолюбивого юношу, сказал: «Самую лучшую приправу готовишь к старости». 21. Демокрит: Вольные трудности к терпению невольных легче подготавливают. Слово 33-е. О клятве 1. Мф. 5, 34 : А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий. 2. Иак. 5, 12 : Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: да, да и нет, нет, дабы вам не подпасть осуждению. 3. Прем. 14, 30 : Ложно клялись, коварно презирая святое. Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных. 4. Сир. 23, 9, 12 : Ибо, как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха. 5. Сир. 23, 12 : Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. 6. Свт. Василий Великий : Он божится и заклинает сам себя, что у него вовсе нет денег, что он сам ищет человека, у кого бы занять, и эту ложь утверждает клятвой, своим бесчеловечием приобретая себе недобрую покупку – клятвопреступление. 7. Ибо совсем позорно и безумно осуждать себя, как недостойного доверия, и приносить клятвы в верности. 8. Свт. Григорий Богослов : И честно клянущийся может случайно ошибиться, а кто не клянется вовсе, тот избегает опасности клятвопреступления. 9. Закон гласит: Не преступай клятвы ( Лев. 9, 2 ). Ты же не клянись с самого начала ни в малом, ни в большом, так как клятва рождает клятвопреступления. 10. Свт. Иоанн Златоуст : Клеветники продают ложь, обманывая друг друга, нарушают клятвы: они признают Бога, чтобы клясться, и только.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

17. Если всегда будешь помнить, что над всяким действием души или тела Бог стоит наблюдателем, то в своих молитвах и делах не согрешишь, а будешь живущим вместе с Богом. 18. Как приятно смотреть на море с суши, так приятно спасенному вспоминать о трудностях. Слово 53-е. О душе 1. Мф. 10, 39 : Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 2. 2Кор. 4, 16 : Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 3. Сир. 10, 51; 37, 31 : Сын мой! В продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не всё полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. 4. Притч. 1, 18–19 : Разрушение мужей законопреступных зло… нечестием бо свою душу отъемлют. 5. Притч. 11, 25 : Душа благословенна всякая простая. 6. Свт. Василий Великий : Нужда тела – богатство души. Ибо когда первое богатеет, вторая беднеет. 7. В природе следует ценить прекрасное, а в душе – благое. 8. Никто не презрит свое дитя, собирающееся упасть в яму, и не бросит попавшее в несчастье; насколько же ужаснее оставить душу, попавшую во глубину зол, на погибель. 9. Свт. Григорий Богослов : «Что тебе хочется? – спрошу я свою душу. – Что для тебя больше и что меньше из ценимого смертными? Ищи ревностно только нечто светлое, и дам тебе». 10. Душой жертвуй Богу больше, чем способом молитвы. 11. Для меня убедительны слова мудрых, что всякая добрая и боголюбивая душа как скоро, по разрешении от сопряженного с ней тела, освободится отселе, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающее ее благо, а по очищении или по отложении (или еще не знаю, как выразить) того, что ее омрачало, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке, потому что избегла здешней жизни, как несносного узилища, и свергла с себя лежавшие на ней оковы, которыми крылья ума влеклись долу. Тогда она в видении как бы пожинает уготованное ей блаженство. 12. Свт. Иоанн Златоуст : Все двойное дал нам Бог по природе: два глаза, два уха, две руки, две ноги; если как-нибудь что-то из них повредим, то уменьшим вред посредством второго. Душу же Он дал одну. Если ее погубим, с чем будем жить?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

19. Верная и непосрамимая надежда на благодать становится плодом тех, кто ожидал с терпением. 20. Демокрит: Если бы можно было научиться тому, что придется испытать, и не испытывать [на собственном опыте] – хорошо [было бы] научиться; но если [придется] испытать – что толку учиться, ведь надо испытать. 21. Солон: Солон, когда некто в него плевал, оставался спокойным. Когда же другой его упрекнул за это, то он сказал: «Если рыбаки терпеливо переносят брызги моря, чтобы выловить рыбу, то разве я не вытерплю эту неприятность, чтобы уловить человека»? 22. Пифагор: Великим воспитанием считай то, посредством которого сможешь выносить невоспитанность. 23. Митродор: Не стремись, чтобы происходящее происходило так, как ты желаешь, но желай, чтобы происходило то, что происходит. Слово 43-е. О похвале 1. Лк. 6, 26 : Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. 2. Иак. 3, 10 : Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 3. Притч. 27, 21 : Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его. 4. Сир. 27, 8 : Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей. 5. Свт. Василий Великий : Да не хвалимся похвалами, что превосходят истинное положение дел. 6. Свт. Григорий Богослов : Переизбыток почестей приводит некоторых к тому, что [они] пренебрегают и должным. Я же понимаю так, что тем подобают похвалы, у которых явные успехи. 7. Как не надобно хвалить ничего чужого, если оно несправедливо, так не должно и унижать своего, если оно достойно уважения; дабы первому не послужило в пользу то, что оно чужое, а последнему – во вред то, что оно свое. Ибо закон справедливости нарушается в обоих случаях: и когда хвалят только чужое, и когда замалчивают свое. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Хвалящий порочность отнимает у нее возможность исцелиться с помощью покаяния. 9. Не только те, кто поступают дурно, но и те, что их хвалят, приобщаются к тому же самому или даже более тяжкому наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

19. Харикл: Люди заботятся о гробницах и погребальных жертвах так, будто намереваются ими пользоваться, а чтобы бесстрашно и беспечально относиться к смерти, о том не заботятся. 20. Феопомп: Тот, кто владея большими богатствами, проводил свою жизнь в печали, несчастнее всех, кто есть и кто будет. 21. Из Эпиктета, Исократа и Демокрита: Если желаешь прожить беспечально, то с будущим соглашайся как с уже совершившимся. 22. Будь беспечальным, но не в равнодушии, как неразумные животные, не в неразумии, как дураки, но как добродетельный, имея утешением в печалях – разум. 23. Благомыслящий тот, кто не страдает от того, что не имеет, но радуется тому, что имеет. 24. Те, которые в несчастьях не сильно падают духом, но противостоят делом, таковые и для государства, и для своих сограждан – лучшие. 25. Эпиктет: Спрошенный о том, как бы опечалить врага, ответил: «Самому приготовиться лучше поступать». 26. Неразумных от печали освобождает время, разумных – разум. 27. Посидипп: Никто, будучи человеком, не провел всю жизнь беспечально и не пребывал до конца благополучным. 28. Еврипид: Нельзя ни в чем обрести беспечальную жизнь. Слово 29-е. О сне 1. Мф. 26, 40–41 ; Мк. 14, 37 : И приходит Иисус к ученикам и находит их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и говорит им: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Иуду видели, как он не спит? Бодрствуйте и молитесь. 2. 1Фес. 5, 6–8 : Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся. 3. Притч. 23, 21 : Облечется в раздранная и в рубище всяк сонливый. 4. Сир. 31, 2 : Бдительная забота не дает дремать. 5. Свт. Василий Великий : Будь благодарен, человек, Тому, Кто нас невольно во сне от постоянных трудов освобождает и от малого отдыха вновь к расцвету сил возвращает. 6. Свт. Григорий Богослов : Муж сонливый есть изобретатель снов, посвященный в таинства сновидений, а не дел. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Сон есть не что иное, как временная смерть, кратковременная кончина.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

1. Втор. 5, 13 ; Лев. 18, 19 : Почитай отца твоего и матерь твою, люби ближнего твоего, как самого себя. 2. Кол. 3, 20 : Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. 3. Сир. 3, 12–15 : Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. 4. Сир. 7, 29 : Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? 5. Свт. Василий Великий : Благоразумные дети великую похвалу отцам воздают. 6. Свт. Григорий Богослов : Сделаешь добро, если будешь по-доброму повиноваться отцу, и даже если тебе не будет от этого никакой выгоды, награда уже в том, что ты порадовал отца. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Как раб трудись для родивших тебя, ибо что воздашь им за то, что они сделали тебе? Ведь родить снова сам себя не сможешь. 8. Отцы, не заботящиеся о благонравии и целомудрии своих детей, становятся детоубийцами и даже хуже их – настолько, насколько хуже погибель и смерть души, [чем тела]. 9. Св. Кирилл : У христиан первая добродетель – благочестие, чтобы чтить родителей, воздавая трудами родившим их, и прилагать все силы для их покоя. Но даже если и большее им воздадим, в ответ родить их мы не в силах. 10. Необходимо, чтобы дети уступали отцам; но когда подвергается гонению слово истины, да почитается Бог, и пусть Его дело побеждает естественную силу семейной любви. 11. Филон : Бога никто не может чтить достойно, но только праведно; так же и родителям мы не можем воздать равную благодарность, ведь не можем родить их в ответ. 12. Аристотель : Сыну подобает быть рабом или слугой своему отцу, ибо он по природе раб отцу, а отец – раб закону. 13. Исократ : Заботься о своих родителях так, как ты хотел бы, чтобы о тебе заботились твои дети.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010