Виктор Афанасьев Дом в приходе храма Трех Святителей В Москву старец Макарий приехал на почтовых лошадях. Его спутниками были монахи Иоанн и Иларион, последний – келейник его. Они остановились в доме Ивана Васильевича Киреевского в Хоромном тупике возле храма Трех Святителей у Красных ворот. Тогда это была окраина Москвы. Над одноэтажными домами, утопающими в садах, одиноко возвышалась Сухарева башня. Здесь были и мещанские слободы, и барские поместья, каким собственно и был дом Киреевского, окруженный разными хозяйственными службами и парком. Стояли погожие дни мая 1852 года. Киреевские не выехали в свое имение Долбино, так как должны были заниматься делами по изданию подготовленных Оптиной Пустынью святоотеческих книг. Ради этих дел приехал в Москву и старец Макарий. В первый же день он побывал у митрополита Московского Филарета, с которым был у него разговор об очередной рукописи. Надо было посетить и Троице-Сергиеву Лавру, вернее, Духовную Академию, где находился духовный цензор издаваемых Оптиной книг. В типографии Готье заканчивалось печатание очередной книги – „Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников“ (исправленной по старому церковно-славянскому переводу преподобным Паисием, а теперь сверяемой старцем Макарием и Киреевским с греческим оригиналом). Иван Васильевич и Наталья Петровна были одни в большом усадебном доме, так как мать и отчим Киреевского, сестра, сводные братья – все уже уехали, каждый в свое имение, так как был уже произведен семейный раздел всего состояния. Брат Ивана Васильевича Петр также отбыл в свою тульскую Киреевку. В день приезда Старца Киреевские были у Трех Радостей (как называли они храм Трех Святителей). Они часто бывали на церковных службах, брали с собой детей. Усердно молились за старшего сына, Василия, учившегося в петербургском Лицее. Старца приняли с радостью. Как писал о. Макарий в то время оптинцам: „Мы много обязаны нашим хозяевам: совсем отдельные комнаты и особый вход, лошадь, экипаж, о столе нечего и говорить. Спаси их Господи“. Старец со спутниками провел здесь целый месяц, так как немало нужно было исполнить дел. В обеденное время и вечером понемногу отдыхали, ведя беседу с Киреевскими, всегда духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Н.К. Смирнов Двухродное свойство Степени сего свойства, в которых браки воспрещаются и разрешаются В двухродном свойстве, точно также, как и в родстве однородном, браки безусловно воспрещаются до четырех степеней включительно; в пятой степени могут быть разрешаемы епархиальным архиереем, по силе указа св. Синода от 19 января 1810 года. Но и в шестой степени двухродного свойства священники не всегда могут приступать к повенчанию браков без разрешения преосвященного. Таковое разрешение требуется именно в тех случаях, когда чрез брачное сопряжение данных лиц произойдет смешение родственных имен и отношений 20 . Именно, священникам возбраняется непосредственно венчать следующих лиц в шести степенях двухродного свойства: 1) деда и внука на двоюродных сестрах; 2) двух братьев на двоюродных сестрах; 3) двух братьев на бабке и внуке от брата или сестры ее; 4) дядю и племянника – первого на племяннице, второго на тетке; 5) двоюродных дядю и племянника – первого на дочери, второго на матери 21 . И наоборот – с женской стороны в тех же самых степенях священники не могут венчать без архиерейского разрешения: 1) бабку и внуку с двоюродными братьями; 2) двух сестер с двоюродными братьями; 3) двух сестер с дедом и внуком родного брата или сестры его; 4) тетку и племянницу – первую с племянником, вторую с дядею; 5) двоюродных тетку и племянницу – первую с сыном, вторую с отцом. Где же смешения родственных имен и отношений не произойдет, там браки священник должен венчать, не утруждая епархиальную власть прошениями о разрешении таковых браков. Наприм., дед и внук могут быть повенчаны – первый на бабке, второй на внуке от брата или сестры ее; дядя и племянник – первый на тетке, второй на племяннице; потому что в обоих случаях как старшие, так и младшие родственники остаются на своих местах. Счисление степеней в двухродном свойстве 1 . При счислении степеней как в однородном родстве, так и в двухродном (равно и в трехродном, – см. ниже) свойстве во всех случаях неизменно следует принимать мужа и жену за одно лицо; так чтобы кровные родственники мужа полагались по отношению к его жене в одних и тех же степенях и наоборот – родственники жены считались в одинаковой родственной близости и в отношении к ее мужу. Па этом основании, так называемые, сводные братья и сестры 22 считаются, как родные, в двух степенях, но конечно не однородного, а двухродного родства 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Чарская Лидия Алексеевна Годы жизни: 1875/1876 — 1937. Сведений о ее семье мало; отцом Чарской был военный инженер, полковник Алексей Александрович Воронов, мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах (если верить автобиографической повести Чарской «За что?», воспитывалась она в основном сестрами покойной матери). Позднее отец женился повторно; в некоторых своих произведениях писательница упоминает о том, что у нее были сводные братья и сестры. Семь лет (1886—1893) Лидия провела в Павловском женском институте в Петербурге; впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились. В 18 лет, с отличием окончив институт, она обвенчалась с офицером Б. Чуриловым, но брак был недолгим: вскоре он уехал в Сибирь на место службы, покинув жену с новорожденным сыном. Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге; в 1898 г., после окончания учебы, она поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в котором прослужила до 1924 г. В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них не слишком много, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало. Собственно, стеснение в средствах и подтолкнуло Лидию Алексеевну к писательскому делу: в 1901 г. она пишет повесть «Записки институтки», основанную на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы — Л. Чарская (от «чары», «очарование»). «Записки…» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно — школьниц. Так, в 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую (21 %), Твена (18 %), Тургенева (12 %).

http://pravbiblioteka.ru/book_author/cha...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АССАЛИДЫ АССАЛИДЫ [араб.    ], семейство копт. церковных деятелей и писателей, ярчайших представителей «золотого века» копто-араб. лит-ры и богословия (кон. XII - 1-я пол. XIII в.). Богатое лит., философское, богословское и историографическое наследие, сохранившееся под именем А., привлекало внимание мн. исследователей. Э. Ренодо в 1713 г. установил, что это 2 независимых автора, а не один, как считалось ранее. При классификации ряда рукописей Британского музея (1894) К. Рьё пришел к выводу, что авторов было 3. Копт. историки Якуб Нахла Руфайла (1889) и Ладжна ат-Тарих аль-Кыбти (1925) определили 5 представителей рода А.: отец - Абу-ль-Фадл ибн Абу Исхак Ибрахим ибн Аби Сахль Джирджис ибн Аби-ль-Юср Юханна ибн аль-Ассаль по прозванию Фахр ад-Даула; его сыновья: 1) ас-Сафи Абу-ль-Фадаиль ибн аль-Ассаль, Сафи ад-Даула; 2) аль-Асад Абу-ль-Фарадж Хибаталлах ибн аль-Ассаль; 3) аль-Мутаман Абу Исхак Ибрахим ибн аль-Ассаль Мутаман ад-Даула; 4) аль-Амджад Абу-ль-Маджд ибн аль-Ассаль. Первые двое - родные братья, последние - их сводные братья. История жизни А. практически неизвестна. Происходило семейство аль-Ассаль из с. Садамант (пров. Бени-Суэйф, Ср. Египет). Старший из известных членов семьи, Абу Исхак Ибрахим, был соавтором видного копт. богослова кон. XII в. Абу-ль-Хайра ибн ат-Тайиба ар-Рашида , состоявшего на службе у визиря при дворе правившей в Египте с 1171 г. династии Айюбидов . Очевидно, это обстоятельство позволило сыну Абу Исхака Абу-ль-Фадлу и его внукам занять высокое положение в Каире, где они стали крупными чиновниками и безусловными лидерами копт. общины. Жизнь и деятельность младших членов семьи пришлись на богатую событиями 1-ю пол. XIII в., когда Египет отражал атаки крестоносцев. Прочные позиции А. в администрации Айюбидов служат доказательством лояльности значительной части христиан-коптов к мусульм. властям и их враждебного отношения к участникам крестовых походов .

http://pravenc.ru/text/76674.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: Храм всех святых на Соколе Апостол Иуда, брат Господень 1 мин., 01.07.2015 Имя Иуда, весьма распространенное в древние времена среди евреев, давно стало нарицательным. Все помнят, что именно так звали ученика, предавшего Христа. Однако у Христа был еще один ученик по имени Иуда, который не только не предавал Учителя, но даже умер за Него. Более того, по родству он был Его старшим братом. В Евангелии неоднократно упоминаются братья и сестры Иисуса. Конечно же, речь идет вовсе не о том, что у Марии и Иосифа были общие дети. Праведный старец Иосиф, под опеку которого отдали Богородицу, ранее был женат, но со временем овдовел. Сводные братья и сестры Христа, с младенчества знавшие Его, не верили поначалу в божественную природу Иисуса - им было трудно даже представить, что Мессия растет рядом с ними. Тем поразительнее, что после выхода Христа на проповедь почти все они стали Его последователями. Один из сыновей Иосифа, Иуда Леввей, прозванный Фаддеем, был избран Христом в число двенадцати апостолов, и проповедовал не только в Иудее, но и в Сирии, Месопотамии и других странах. Апостол Иуда, в отличие от своего тезки Иуды Искариота, принял мученическую кончину, не отказавшись от веры. Апостол Иуда - автор одного из самых коротких посланий, включенных в Новый Завет. Оно состоит всего из одной главы и написано около 70 года I века от Рождества Христова.  Главная тема послания — опасность вероотступничества: Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым. (Иуд. 1:3) " Послание обращено к христианам из иудеев и содержит многочисленные примеры из  Ветхого Завета. Апостол напоминает адресатам письма о печальной судьбе Содома и Гоморры, предупреждает христиан об опасности распущенности и призывает их жить в вере и взаимной любви . Изображение на анонсе - Храм всех святых на Соколе Смотрите также: Апостолы Фома, Иаков, Симон (Ревнитель) и Иуда Иаковлев   Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/apostol-iuda-brat-gospode...

– Повторный брак – это всегда довольно сложное выстраивание отношений с бывшими и новыми родственниками. Редко этот процесс обходится без конфликтов. Можно ли этого избежать? – Даже если конфликтов не избежать, нужно, в первую очередь, подумать о детях и оградить их от участия в этих конфликтах. В ситуации развода, повторного брака ребенок – всегда потерпевшая сторона, потому что он лишается своего права иметь обоих родителей. Нужно все свои сложные взаимоотношения с бывшими мужьями и женами выносить за рамки отношений с детьми. Сделать всё, чтобы ребенок мог общаться со своей матерью или отцом, даже если вам это неприятно. Нельзя лишать ребенка родительской любви. Насколько это возможно, нужно постараться сохранить нормальные человеческие отношения. Общаться нужно нейтрально, спокойно. Гнев, раздражение, вражда еще никому не принесли пользы ни в какой ситуации. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18), – говорит апостол Павел . Братья и сестры от первого и второго браков должны между собой общаться. – Нужно ли своих детей от первого брака знакомить со своей новой семьей? – Мне кажется, что братья и сестры от первого и второго браков должны между собой общаться. К новой жене или к новому мужу, может быть, и не стоит приводить ребенка, ведь у него есть своя собственная мама или свой папа, а вот сводные братья и сестры должны знать друг друга. – Часто приходится слышать о том, что людей, венчанных в первом браке, нужно развенчивать перед вступлением во второй. Так ли это? И как Церковь относится к третьему и последующим бракам? – Действительно, многие люди приходят и просят их развенчать, мол, я венчанная или венчанный, а мы развелись. Таким людям приходится объяснять, что Церковь венчает брак, но не развенчивает. Просто до 1917 года Церковь выполняла еще и функцию загсов: она венчала браки и регистрировала их, а также занималась и разводами. Прежде чем человек мог получить развод, Церковью проводилось тщательное расследование всех обстоятельств его семейной жизни, и только потом брак объявлялся расторгнутым. Сейчас всего этого нет. Скорее всего, под «развенчанием» имеется в виду обращение в Епархиальное управление за разрешением на повторный брак. В Москве Епархиальное управление находится по адресу: Чистый пер., д. 5.

http://pravoslavie.ru/74156.html

Блаженный Феодорит, Толков. на 3 книгу Царств, вопр. 33. См. Толковую Библию, т. II, с. 413), ввиду чего Соломон молил Иегову, чтобы в построенном им храме Бог благоволил принимать молитвы и язычников. ( 3Цар 8.41–43 ). «Когда раздается голос Спасителя, говорящего: «царица южская восстанет на суд с родом сим и осудят и, яко прииде от конец земли слышати премудрость Соломонову: и се, боле Соломона зде» ( Мф 12.42 ), то ты будь внимателен к тайнам, которые в этих словах предлагаются. От пределов земли приходит царица южная, церковь , и осуждает людей рода сего, т. е. иудеев, преданных плоти и крови. Она приходит от пределов земли послушать мудрости Соломона, не того, который прославляется в Ветхом Завете, а того, который в Евангелии есть больше Соломона», Ориген – Иероним, с. 149. В таком случае противоположность наружного безобразия (языческого быта) и внутренней красоты (душ лучших язычников) выступает с особенною рельефностью. Объясняя далее, почему солнце особенно губительно повлияло на ее наружность. Невеста указывает на то, что «сыны матери» ее (т. е. сводные братья, Лев. 18:9 , 20или даже родные, Быт 27.29 ; Втор 13.6 ) по недоброжелательству дали ей несродное и чуждое занятие – сторожить чужой виноградник, пренебрегая собственным (ст. 5). Только в конце книги Невеста говорит о целости и всецелой принадлежности ей ее виноградника ( Песн 8.12 ). История дохристианского мира, как в иудействе, так и в язычестве, изобилует примерами того, как близкие по плоти нередко отклоняли истинных чтителей Бога и ревнителей правды Божией от царского пути их возвышенных стремлений в сторону занятий низменных и дел недостойных, Мидраш в пояснение слов: «поставили меня стеречь виноградники» говорит: «сделали меня, говорит Моисей, судьей споров дочерей Иофора, а «моего собственного виноградника я не стерег», т. е. не имел возможности принять на себя дело моих братьев в Египте» (s. 34). Ориген из данного места делает применение к начальной истории Христианской Церкви: «Посмотри на Павла, гонителя Церкви, и ты поймешь, каким образом сын ее матери враждовал против нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обратите внимание: здесь не только по именам перечисляются братья Иисуса, но и говорится о его сестрах. В повествовании о рождении Иисуса есть место, которое как бы подсказывает, что у Иисуса были родные братья и сестры. У Матфея говорится, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» ( Мф.1:25 ), и Лука ему вторит: «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли…» ( Мф.2:7 ). По-русски можно сказать, что, предположим, Ваня первенец, если известно, что за ним были другие дети. Если же других детей не было, то обычно говорят, что Ваня — единственный ребенок, и в таком случае слово первенец неуместно. Между тем оно разрешается, если принять во внимание, что смысловое пространство ивритского слова ’ахей , равно как и слова ’ахут, значительно шире соответствий в русском языке — брат и сестра. Братьями и сестрами назывались не только люди, происходящие от одного и того же отца и от одной и той же матери, но вообще все родственники человека, более или менее равные ему по возрасту. Не только сводные или двоюродные братья и сестры, но вообще все родственники, даже такие, которых в нашей культуре мы назвали бы дальними. Так, братьями Иисуса по плоти считались не только дети Иосифа, обручника Девы Марии, от предыдущего брака, но и, например, тот же Иаков, мать которого, по имени Мария (она упоминается в Мф.27:56 ), приходилась родственницей Деве Марии. Таким образом, житель Палестины имел многих братьев и сестер, и совсем не обязательно, чтобы у его матери были еще дети. Поэтому когда в Евангелии говорится о братьях и сестрах Иисуса, этим совсем не утверждается, что он не был единственным — «единородным» — ребенком. А что касается слова первенец, то оно соответствует греческому слову prot tokos , буквально «перворожденный», но в конечном итоге должно передавать смысл ивритского слова-понятия б е хор. Слово б е хор не содержит никакого упоминания о числительных: б е хор — это сын, который «разверзает ложесна» женщины, и совсем не предполагается, что после него были еще братья. Братья могут быть или не быть, но родившийся сын непременно называется б е хор, потому что по обычаю за «бехором» были закреплены многие преимущества. Только «бехора» посвящали Богу, присваивали ему особенное достоинство, при разделе ему принадлежала двойная доля имущества отца, а во время отсутствия отца в доме «бехор» считался его представителем (и даже его собственная мать была у него в подчинении). По этой причине «бехорство» — по-русски это понятие не совсем точно передается как «первородство» — было вожделенным достоянием: не случайно в Ветхом Завете праотец Иаков выкупил его у подлинного «бехора» Исава (за пресловутую чечевичную похлебку). Первородство другого ветхозаветного персонажа, Рувима, перешло к его брату Иосифу вследствие совершенного Рувимом преступления. Следовательно, первородство — б е хора(х) — это понятие не генеалогическое, а юридическое, оно не предполагает, что у «бехора» есть еще непременно младшие братья.

http://azbyka.ru/bratya-gospodni

Встреча в Париже Социалисты, социал-демократы, либералы, и даже консерваторы, с которыми мне довелось дискутировать, признавали неопровержимую ценность марксистского определения коммунизма, как ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Особенно мне запомнился один из тогдашних лидеров Республиканской партии Франции (правой) Ален Мадлен (Alain Madelin). С ним мне довелось встретиться в январе 1991 г. в Париже. Впоследствии Мадлен, до 2008 г. возглавлял партию Либеральной демократии Франции (La Democratie Liberale), а затем, разочаровавшись, ушел из политики. Мадлен с большим трудом согласился на встречу, в ходе которой сразу же заявил о неприятии коммунизма и коммунистов, соответственно, и меня, тогда 2-ого секретаря ЦК Компартии Литвы/КПСС. При этом он потрясал французской газетой, на первой странице которой было размещено фото советского танка, якобы наезжавшего на женщин у вильнюсской телебашни (впоследствии выяснилось, что так называемый наезд танка был постановочным, так как женщины, которых якобы переехал советский танк, передвигались на своих ногах и даже без палочек). Мадлен несколько сбавил воинственный пыл, когда я задал вопрос, а почему в газете отсутствует фото раздавленных женщин после переезда их танком. Ведь такое фото было бы более явным подтверждением « коммунистических зверств в Литве» . Он задумался. Затем я предложил Мадлену оценить вышеприведенную фразу об ассоциации, гарантирующей каждому свободное развитие. Он без колебаний заявил, что именно такой тезис Республиканская партия Франции и отстаивает. Тут я признался, что фраза взята из «Манифеста Коммунистической партии». Мадлен смутился, но быстро взял себя в руки, заметив, что умные люди, даже придерживаясь разных политических взглядов, могут отстаивать одни и те же идейные ценности. Так начался наш непростой разговор. Нацизм и коммунизм Утверждать, что нацизм и коммунизм - «сводные братья» можно лишь в случае полного незнания их сути. По поводу псевдосхожести нацистского и коммунистического режима ещё в 1939 г. высказался Иван Ильин, известный русский философ, эмигрант и антикоммунист. Он заявил, что: «...главное не абстрактная " схожесть друг с другом " , а взаимная непримиримость убеждений, конкуренция планов завоевания мира и, в особенности притязания Германии на так называемое " восточное пространство " , т. е. на территорию России...».

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/26/...

   Возможно, мои аргументы можно оспорить, однако более достоверное объяснение найти невозможно — это не только мое мнение, но с ним согласится всякий, в ком жив еще здравый смысл. И даже если никто не может подтвердить мое свидетельство, пусть это объяснение удовлетворит любопытство читателей, потому что более истинного, достоверного и удовлетворительного ответа дать на поставленный вопрос — в чем причина несогласия между родословиями — дать нельзя.    В любом случае, Евангелия говорят истину. 6.   Итак, Матфан, происходивший от Соломона, сына Давида, родил Иакова. Потом он умирает, и его вдова выходит замуж за Матфата, происходившего от Нафана, сына Давида. Матфат от нее рождает Илия. Поэтому Илий и Иаков — сводные братья. Илий женится, но умирает бездетным, и Иаков восстанавливает ему семя, рождая Иосифа — по природе своего собственного сына, но по еврейскому закону сына Илия. Поэтому Иосиф мог считаться сыном обоих отцов. Поэтому здесь линии Нафана и Соломона сходятся, и в Евангелиях мы видим два разных родословия. Послесловие    Существует точка зрения, согласно которой Лука приводит родословие Иисуса по линии Марии. Однако впервые такое мнение было высказано в 15 веке латинскими богословами, желающими прославить Деву Марию. Официально сформулирована она была Аннием Витербским в 1502 году. В ранней же церкви в целом была принята точка зрения, изложенная Африканом или схожая с ней. Во всяком случае, все соглашались в том, что оба родословия ведутся от Иосифа, и что Иаков и Илий были братьями — то ли родными, то ли двоюродными, и когда один умер, другой восстановил ему семя.    Кроме того, древние евреи не вели родословие по линии матери, и потому Лука не мог приводить его для доказательства царственности Иисуса. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010