Чтобы по возможности сказать о родстве все нужное для сведения священнику при совершения брака, считаем необходимым присоединить для некоторых степеней родства и свойства изложение родственных наименований ныне употребительных – и прежних старинных, особенно для тех, кои привыкли или сами захотели бы пользоваться при исчислении родства не одним нашим руководством, но и Кормчею книгою (гл. L) или Требником П. Могилы (ч. I о браке гл. о родс. стр. 364–393), в которых эти старинные наименования вообще употребляются. – Сюда относятся: I. В родстве кровном: 1) отец и мать, по-славянски матерь; сын и дочь, по-славянски дщерь (в первой степени); 2) дядя, но старинному – по отцу: стрый, а по матери: уец; племянник по братубратанич; по сестре – сестричищ; племянница по братубратанка; по сестре – сестрична или сестренница (в третьей степени); 3) двоюродный дед: стрый великий, и двоюродная бабка: тетка великая; двоюродные братья и сестры, по старинному: стрыйные первые (в четвертой степени); 4) двоюродный брат отца или матери: стрый малый; и двоюродная сестра отца или матери: тетка малая (в пятой степени). – II. В родстве двоюродном: 1) в первой степени: отец мужа, по общеупотребительному – «свекор», мать мужа – «свекровь», отец жены – «тесть», мать жены – «теща»; сын мужа от первой его жены, или сын жены от первого ее мужа – «пасынок», по старинному: «пасерд»; 2) во второй степени: брат мужа – «деверь», брат жены – «шурин», сестра мужа – «золовка», по старине «свесть»; сестра жены – «свояченица»; муж сестры – «зять»; жена брата – «невестка»; родители мужа и жены между собою – «сватья и свахи», по старинному: «близоцы»; сводные братья т. е. «пасынки» одному и сыновья другому лицу супружескому, и «падчерицы» одному и дочери другому. – III. В родстве трехродном, в третьей степени: жена деверя – «ятровь», по старинному: «ятровенница; муж жениной сестры – «свояк» и т. д. (сравн. Записки по ц. э. изд. 1857 г. стр. 269–278). Отделение VI. О разных документах и других официальных сведениях, необходимых при заключении браков

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

– Хотя данная таблица и назначается для исчисления степеней между кровными родственниками, но, при некотором навыке, ею можно пользоваться и при исчислении других видов родства, особенно для исчисления степеней между одним супругом и кровными родственниками другого. 1026 Единокровными братьями и сёстрами называются дети, происшедшие от одного отца, но разных матерей, а единоутробными – дети, происшедшие от одной матери, но разных отцов. Единокровные братья и сёстры между собою, а равно единоутробные между собою, состоят в кровном родстве (во 2-й степени); в кровном же, конечно, родстве (в 1-й степени) все единокровные дети состоят в отношении к своему родному отцу и каждый из них в отношении к своей родной матери, в отношении же к мачехе каждый из единокровных детей состоит в двухродном свойстве (в 1-й степени); точно так и все единоутробные дети состоят в отношении к своей родной матери и каждый из них в отношении к своему родному отцу и в отношении к своему отчиму. – Кроме единокровных и единоутробных братьев и сестёр есть ещё сводные братья и сёстры. Последними называются те, которые, имея обоих родителей разных, сближены между собою браком отца одного и матери другого из таких детей; так, если имеющий детей вдовец женится на вдове, которая тоже имеет детей от прошедшего брака, то эти дети указанных лиц называются в отношении друг к другу сводными братьями и сёстрами; каждый из таких сводных детей в отношении к новому своему отцу (отчиму) или матери (мачехи) стоит в первой степени (Сборник цер. и гражд. зак. о браке, С.Григоровского, 41 стр.); равным образом сводными братьями и сёстрами называют родных детей данной супружеской четы в отношении к пасынкам или падчерицам одного из супругов этой четы (когда, напр., вдовец, имевший от прежнего брака со вдовою пасынков, по вступлении в новый брак, имеет родных детей от этого брака). В обоих указанных случаях между сводными братьями и сёстрами две степени двухродного свойства. Но сводными братьями и сёстрами называются также

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

прошли, им до него дела не было, потому что был “чужой” человек: какое им до него дело?.. Этим же путем шел самарянин, то есть человек, которому евреи и не прикоснулись бы; еретик, безбожник, враг, чужой. Он остановился, увидел этого несчастного зрячими, а не слепыми глазами и позаботился о том, чтобы его вылечить и вернуть к жизни. В конце этой притчи Христос говорит: вот кто ближний; иди и ты поступай так же (см. Лк 10:29-37). Ближний, в понимании Евангелия, это тот, кто нуждается в нас. И если наши родные чужды Богу, они нам делаются ближними, самыми близкими ближними, потому что они нуждаются в исцелении, которое было дано этому человеку, попавшему к разбойникам. Но кроме них, всякий человек, который находится в какой-либо нужде, является нашим ближним. В 25-й главе Евангелия от Матфея Христос нам указывает: что бы мы ни сделали человеку в нужде — ввели его в дом, потому что он бездомный, накормили, потому что он голодный, одели, потому что он нагой, и т. д. — все это мы сделали Ему Самому, поскольку все это проистекает из глубин нашей способности любить, видеть нужду и служить нуждающемуся. Попутно мне хочется затронуть один вопрос, который порой вызывает недоумения: вопрос о братьях Христовых. В православной вере мы утверждаем, что Мать Христа, Мария, была Девой, когда родился Спаситель; мы утверждаем и верим, и каким-то внутренним опытом знаем, что Она осталась Приснодевой, то есть Девой навсегда, что Она не знала мужа. О ком же идет речь, когда Евангелие говорит о братьях Христовых? Исследования указывают на два момента. Во-первых, на то, что обрученный Марии Иосиф был немолодым человеком, был ранее женат, овдовел, и у него были дети. То есть братья Христовы — это сводные братья. Это дети человека, обрученного Марии, который телом никогда не стал Ее мужем, был хранителем Ее девства. Кроме того, не только в древности, но и в наше время слова “брат”, “сестра”, “дети” не всегда употребляются в прямом смысле, указывая на родовое соотношение. Например, о двоюродных братьях и сестрах, если

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1273...

Из детей – незамужние дочери ничего не получают при братьях, но братья выдают их замуж, наделяя како си могут. Дети от рабы не наследуют, равно и мать их. После матери-вдовы в ее участке наследует тот из детей, у кого она жила в доме и кто кормил ее. Сводные дети наследуют после родителей своих, но после отчима или мачехи не наследуют. Особенный порядок: в имении смерда наследуют одни дети мужского пола, а если их нет, то князь; но предполагается, что в таком случае он незамужним дочерям дает часть на приданое. После бояр и дружинников, если нет сыновей, наследуют и дочери. О наследстве боковых родственников вовсе не упоминается. Поэтому Неволин думает, что в отсутствии детей имение шло князю. Он видит в этом признак, что родовое начало было потрясено в период междоусобий от смерти Ярослава до нашествия монголов. Если станем смотреть на наследство с точки зрения княжеского права и зависимого владения (ср. 1 часть сей книги, § 16), то можно думать, что в отношении к князю владельцем имения, принадлежавшего дружиннику, мог считаться только представитель семьи, а не рода. Правило о смердах, т.е. податном и преимущественно земледельческом сословии, должно было относиться к движимости, ибо поземельной собственности у них, по-видимому, не было 56 . Известно, что владение землей на вотчинном праве доступно было у нас до нынешнего столетия только служилому классу (см. сей книги ч. I, § 16–18) и не было почти вовсе доступно массе земледельческого населения. В таком состоянии хозяйственного быта не могло утвердиться понятие о наследстве лица после лица, и не предстояло надобности законодателю устанавливать точное правило о наследовании, доколе оно не коснулось личной поземельной собственности или личного владения. Вследствие того мы видим, что в ту самую эпоху, когда начинает слагаться понятие о поземельной собственности, в период Судебников и затем Уложения, определения закона о наследстве имеют в виду не целую массу народа, а только одно сословие служилых людей, развивают не общее земское право, а право служилых людей Московского государства, владевших вотчинами и поместьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1081 У Константина не было родных братьев, но у него были сводные братья от второго брака его отца, Констанция Хлора, с Феодорой (всего шесть сводных братьев и сестер). Все они после смерти Констанция Хлора в 306 г., будучи детьми, были отосланы от двора по настоянию Елены, первой жены Констанция Хлора и матери Константина. Впоследствии Константин их приблизил. Итак, к тому моменту у Константина было два сводных брата – Далмаций Старший и Юлий Констанций. Наиболее близким к Константину был Далмаций Старший. После смерти отца он жил сначала в Тулузе, потом в Нарбонне. В 324 г. Константин вызвал его к себе и сделал консулом. Были приближены и его сыновья: Далмаций Младший был провозглашен цезарем и получил в управление Фракию, Македонию и Грецию, а Ганнибалиан Младший, женатый на дочери Константина, Константине, получил в управление Понт. Юлий Констанций к моменту смерти Константина также был весьма влиятелен и фактически был лидером группировки, поддерживавшей сводных братьев Константина. Что касается насильственной смерти Константина, то намек на это мы находим у Евнапия, который приписывает одну из ведущих ролей в заговоре против Константина префекту претория Аблабию (Vita Soph., 464). 1082 В соответствии со своим официальным завещанием, Константин считал своими наследниками трех своих сыновей (цезари Константин II, Констанций II, Констант) и двух племянников, сыновей Далмация Старшего (цезарь Далмаций Младший и зять Ганнибалиан). 1083 Евсевий, который в то время был еще епископом Никомедии, перед смертью крестил Константина. Судя по тому, что уже в 338 г. Констанций сделал Евсевия епископом Константинополя, Евсевий действительно оказал ему какую-то услугу. 1084 Прибывший первым в Константинополь средний сын Константина, Констанций, организовал заговор с целью передать власть только сыновьям Константина. В результате армия в Константинополе взбунтовалась, заявив, что не желает других императоров, кроме сыновей Константина. Началось избиение всех родственников Константина мужского пола. Были убиты Далмаций Старший, его сыновья Далмаций Младший и Ганнибалиан Младший, младший сводный брат Константина Юлий Констанций. Кроме того, были убиты двое вельмож – сенатор Прокул Оптат (муж сводной сестры Константина Анастасии – видимо, он и был убит из-за этого родства с Константином) и префект претория Аблабий (он был назначен Константином опекуном Констанция, и Констанций недолюбливал его, подозревая в узурпаторских намерениях; более того, Аблабий вместе с Юлием Констанцием был лидером группировки, поддерживающей сводных братьев Константина Великого ). Из всех родственников Константина мужского пола кроме сыновей в живых остались только сыновья Юлия Констанция, Галл и Юлиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стремясь обеспечить детям от Мартины участие в правлении и не лишить при этом своего первенца Константина прав на императорский титул, Ираклий оставил Империю обоим своим старшим сыновьям. Несмотря на значительную разницу в возрасте (Константину было тогда 28 лет, а сыну Мартины Ираклоне – 15), сводные братья, согласно ясно выраженной воле Ираклия, должны были править в качестве равноправных государей. Это является одним из ярчайших примеров совместного правления, которые знает история римско-византийских императоров 240 . Чтобы обеспечить также и Мартине непосредственное влияние на дела управления, Ираклий далее распорядился в своем завещании, что она должна рассматриваться обоими правителями как «мать и императрица» 241 . Но как только Мартина обнародовала завещание своего почившего супруга, против этого требования возникла сильная оппозиция, в которой наряду со старой ненавистью к личности императрицы нашли выражение и воззрения общего государственно-правового содержания. Народ без возражений приветствовал обоих сыновей и прежних соправителей Ираклия в качестве своих государей, но не желал и слышать о соучастии в правлении Мартины и отверг ее на том основании, что она, как женщина, не могла представлять римское государство и принимать иностранные посольства 242 . Мартина была вынуждена удалиться, не считая при этом игру проигранной. Разногласия между двумя линиями царствующего дома росли на глазах: две партии, из которых одна держала сторону Константина, а другая – Мартины и Ираклоны, стояли во враждебных отношениях друг к другу. Без сомнения, Константин III имел больше приверженцев, однако он страдал тяжелым заболеванием, вероятно чахоткой 243 , и умер уже 25 мая того же года, пробыв у власти едва ли три месяца. Теперь единственным правителем был юный Ираклона 244 . Фактически же бразды правления захватила Мартина, а виднейшие сторонники умершего Константина были вынуждены отправиться в ссылку. При Мартине вновь усилил свое влияние патриарх Пирр, что означало новое оживление монофелитской церковной политики, прекращения которой желал Константин III 245 . На патриарший престол Александрии вновь вернулся ревностный монофелит Кир. Как и некоторые из его предшественников, он принял не только церковную, но и государственную власть над Египтом. По поручению нового правительства, которое, как кажется, считало дальнейшую борьбу с арабами бесперспективной, он вступил в переговоры с победоносными завоевателями и заключил с ними мирный договор, согласно которому им фактически уступался весь Египет. Этот мирный договор, заключение которого потребовало длительных переговоров, последовал, правда, уже после свержения Мартины и Ираклоны, в начале ноября 641 г. 246

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.К. Смирнов Двухродное свойство Степени сего свойства, в которых браки воспрещаются и разрешаются В двухродном свойстве, точно также, как и в родстве однородном, браки безусловно воспрещаются до четырех степеней включительно; в пятой степени могут быть разрешаемы епархиальным архиереем, по силе указа св. Синода от 19 января 1810 года. Но и в шестой степени двухродного свойства священники не всегда могут приступать к повенчанию браков без разрешения преосвященного. Таковое разрешение требуется именно в тех случаях, когда чрез брачное сопряжение данных лиц произойдет смешение родственных имен и отношений 20 . Именно, священникам возбраняется непосредственно венчать следующих лиц в шести степенях двухродного свойства: 1) деда и внука на двоюродных сестрах; 2) двух братьев на двоюродных сестрах; 3) двух братьев на бабке и внуке от брата или сестры ее; 4) дядю и племянника – первого на племяннице, второго на тетке; 5) двоюродных дядю и племянника – первого на дочери, второго на матери 21 . И наоборот – с женской стороны в тех же самых степенях священники не могут венчать без архиерейского разрешения: 1) бабку и внуку с двоюродными братьями; 2) двух сестер с двоюродными братьями; 3) двух сестер с дедом и внуком родного брата или сестры его; 4) тетку и племянницу – первую с племянником, вторую с дядею; 5) двоюродных тетку и племянницу – первую с сыном, вторую с отцом. Где же смешения родственных имен и отношений не произойдет, там браки священник должен венчать, не утруждая епархиальную власть прошениями о разрешении таковых браков. Наприм., дед и внук могут быть повенчаны – первый на бабке, второй на внуке от брата или сестры ее; дядя и племянник – первый на тетке, второй на племяннице; потому что в обоих случаях как старшие, так и младшие родственники остаются на своих местах. Счисление степеней в двухродном свойстве 1 . При счислении степеней как в однородном родстве, так и в двухродном (равно и в трехродном, – см. ниже) свойстве во всех случаях неизменно следует принимать мужа и жену за одно лицо; так чтобы кровные родственники мужа полагались по отношению к его жене в одних и тех же степенях и наоборот – родственники жены считались в одинаковой родственной близости и в отношении к ее мужу. Па этом основании, так называемые, сводные братья и сестры 22 считаются, как родные, в двух степенях, но конечно не однородного, а двухродного родства 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

А к кому-то из детей лучше обратиться за помощью. Папа может честно рассказать малышу, как ему сейчас тяжело от того, что тот так себя ведет и что в семье постоянные конфликты. Объяснить, что в таких ситуациях он одинаково сердится и на жену и на сына (дочь). Отец может открыто показать ребенку, что он просто не знает, что делать, и попросить у него помощи и поддержки. Сводные братья и сестры Вы сильны духом и готовы вынести много сложностей и пройти через тернии к семейному счастью. Но когда же эти сложности вынужден преодолевать и ваш родной ребенок, введенный в семью мужа, то здесь редкое материнское сердце не дрогнет. Конечно, для нормальной атмосферы в семье необходимо, чтобы вы не делали отличий между своим ребенком и ребенком мужа. Хотя это проще сказать, чем выполнить. Поэтому примите за аксиому, что слушая о проступках детей, вы бессознательно будете больше оправдывать своего сына или дочь, ведь вы точно знаете, что он хороший. И это нормальное поведение мамы. Поэтому, разбираясь в ссорах детей, просто помните об этом искажении восприятия у мам и старайтесь быть справедливой, если не в мыслях, то в действиях. Безусловно, разные системы наказаний или поощрений для детей в семье – это залог для конфликтов. Так что вы должны быть не просто справедливы, а подчеркнуто справедливы по отношению к своему родному и приемному ребенку. Если же вам хочется уделить внимание только своей кровиночке, то найдите повод побыть вдвоем, не на глазах у ребенка мужа. Но все это не гарантирует вам, что ссор между детьми не будет. Скорее даже они обязательно будут, как бывают и между родными братьями и сестрами. При этом очень важно наладить между младшими членами семьи хорошие отношения. Если вы чувствуете, что дома этому мешают попытки детей делить родителей, то можно отправить их куда-нибудь вдвоем, например, в детский лагерь или на психологический тренинг общения. Если же ваши дети не ссорятся, но и не стремятся к общению, то, наверное, нужно отнестись с уважением к их праву выбирать себе друзей.

http://azbyka.ru/deti/ya-macheha

Все эти занятия требовали более полного собирания, перевода и издания античной литературы. Требовалось восстановить то, что, во-первых, не пропускала церковная цензура, а во-вторых, то, чего вообще не оказалось в руках последних носителей античной культуры в Западной Европе. Мы уже писали выше, что к моменту падения Западной империи ее культурный уровень настолько снизился по сравнению с прежними годами и с Восточной частью, что сохранились лишь сводные переложения, а не полные первоисточники, и только того, что считалось тогда вершиной античной мысли, то есть книг Аристотеля и его последователей. Эта коллекция пополнилась потом некоторым количеством привезенных с Востока арабских переводов (ясно, что двойной перевод в значительной степени искажает содержание). Удивительно, что культурной помощью Византии, находившейся рядом и владевшей практически всей полнотой античного литературного наследия, в Средние века из-за церковно-политических противостояний не воспользовались. Так, в IX веке ученейшие греческие миссионеры – святые братья Кирилл и Мефодий, действовавшие на территории Чехии и Моравии и пользовавшиеся за свою высокую жизнь и великие знания глубоким уважением римских пап, все же были изгнаны немецким духовенством, гораздо более невежественным. В начале же эпохи Возрождения жаждущие знаний обратились к большой греческой колонии, обосновавшейся в Италии на прилежащих островах. Как раз в это время начался новый, все усиливающийся поток в Италию греческой эмиграции. Этот поток был вызван страшным напором турок-османов, поглощавших одну часть империи за другой. Вообще, последние полтора столетия Византийской истории напоминают ее последние несколько месяцев, когда около 10 тысяч византийцев обороняли Константинополь от более чем в 10 раз превосходящей по численности турецкой армии. А эти последние месяцы отражаются в последнем дне, когда император Константин Драгаш и горстка последних защитников бросились на ворвавшихся в город турок и погибли, растворившись в несметной турецкой орде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gar...

Я вытянула Юру на улицу разбираться, — продолжает она. — Спрашиваю: Юра, ты должен? Он опустил голову. Я им, естественно, отдала эти деньги, чтобы ребенка оставили в покое — 800 рублей. А как еще нужно было поступить? Я тогда не знала. Моему брату 29 лет, он однажды сидел рядом с домом. Тут на улице играли малыши. Дети двухлетние, а эти на мопедах носились рядом. Он их попросил поаккуратнее быть, малыши же. Они ему такие: “Заткнись, что хотим, то и делаем”. Потом один из них подбежал и пинок моему брату отвесил. Тот подрывается: “Еще раз так сделаешь, уши надеру”. У них нет никаких границ, они ничего не осознают, они уже тогда были за чертой. Честно сказать, это не люди... То, что они делают… Даже звери так не поступают. Кто они такие? Кто? Что, с ними невозможно справиться?» Сводные братья Коля и Саша (в 2016 году им было 10 и 13 лет) живут в не очень благополучной семье. Отец отсидел четыре срока в тюрьме — около девяти лет, мать пьет. У одноклассника Саши, Дениса (в 2016 году — 13 лет), вполне социально обычная семья. Эти трое подростков, по свидетельству жителей Каменки, до лета 2016 года, кроме издевательств над детьми и вымогательства денег, были причастны к поджогу в воинской части, воровству продуктов из магазина, краже телефона, порче имущества (разбили фары и стекла у припаркованного автомобиля) и нанесению телесных повреждений четырехлетнему ребенку. Бросили в маленькую девочку металлическим предметом и разбили ей голову. Топили маленьких детей в яме с водой. Сбросили туда и не давали выбраться. Им помог случайный прохожий. Только за 2015 год подростки совершили девять «антиобщественных деяний». Жители Каменки регулярно в течение трех лет жаловались на подростков в полицию, в инспекцию по делам несовершеннолетних. Тем не менее, инспектор по делам несовершеннолетних Шишкина М.Н. не поставила их на учет, не приняла никаких мер и не возбуждала уголовных дел. Как она будет говорить следователям — «поскольку в совершении каких-либо правонарушений (кража, драка, курение, распитие спиртных напитков) подростки никогда замечены не были». Также они не были поставлены на внутришкольный учет завучем по воспитательной работе школы Горшениной Н.Е. 

http://pravmir.ru/oni-menya-oblili-i-pod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010