Попутно мне хочется затронуть один вопрос, который порой вызывает недоумения: вопрос о братьях Христовых. В православной вере мы утверждаем, что Мать Христа, Мария, была Девой, когда родился Спаситель, мы утверждаем и верим, и каким-то внутренним опытом знаем, что Она осталась Приснодевой, то есть Девой навсегда, что Она не знала мужа. О ком же идет речь, когда Евангелие говорит о братьях Христовых? Исследования указывают на два момента. Во-первых, на то, что обрученный Марии Иосиф был немолодым человеком, был ранее женат, овдовел и у него были дети. То есть братья Христовы — это сводные братья. Это дети человека, обрученного Марии, который телом никогда не стал Ее мужем, был хранителем Ее девства. Кроме того, не только в древности, но и в наше время слова «брат», «сестра», «дети» не всегда употребляются в прямом смысле, указывая на родовое соотношение. Например, о двоюродных братьях и сестрах, если они нам действительно близки, мы часто по-русски говорим просто «мой брат», «моя сестра», не указывая собеседнику, которому это знать и неинтересно, в какой точной степени родства это лицо находится по отношению к нам. В древней литературе, в Ветхом Завете говорится о «детях» в общем смысле, то есть не только о сыновьях и дочерях, но о потомках. Например, «чада (дети) Авраама» — это весь израильский народ, все те, которые родились как бы от одного источника. Поэтому употребление в Ветхом и Новом Завете этого слова не обязательно указывает на прямое рождение от данного человека. Когда мы думаем о Богородице, Матери Спасителя Христа, если мы верим, что Иисус Христос был действительно Самим Богом, ставшим человеком, — как можем мы себе представить, что Его Матерь, родив в мир воплощенного Бога, потом могла вернуться к обычной жизни замужней женщины? Можем ли мы себе это воображением представить? Я говорю даже не о чутье, но о спокойном разуме. Женщина, которая сознает, что в ней девственно был зачат Сын Божий, не может себя чувствовать иначе, как навсегда — не только на время, но на всю вечность — Храмом Живого Бога, который должен остаться неприкосновенным, святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

311 Из 2-го пункта мы выделим еще особо, что св. Студиты Феодор и Иосиф составили трипеснцы только для Святой и Великой Четыредесятницы. В-третьих: труд свой Студиты братья передали своему Студийскому монастырю. Прежде чем разбирать эти положения, сделаем общее замечание о труде Никифора Каллиста. Уже давно ученые свидетельствовали «неисторичность, наивность, иногда даже курьезность сообщений Синаксарей» 312 Никифора. Филарет, архиепископ Черниговский, справедливо высказывает пожелание, чтобы эти синаксари «навсегда были исключены из Триодей». 313 Никифор Каллист мало проверяет факты и передает неверные, даже противоречивые сведения. Например, в приведенном нашем случае он утверждает, что трипеснцы начал первым писать, во образ Святыя Троицы, св. Косма. А ведь ранее его писал трипеснцы прп. Андрей Критский , и эти трипеснцы находятся в той же Триоди, о которой Никифор сообщает данные. Поэтому к показаниям Никифора надо относиться с большою осторожностью и проверять их другим вполне историческим материалом. Первый и третий пункты синаксаря Никифора верны, но выводы из них, как видели, не благоприятствуют традиционному воззрению, особенно если сопоставим эти пункты со свидетельством ποτπωσιа и другими рукописными источниками. Что же касается 2-го пункта, то он вызывает большое сомнение. Никифор Каллист считает двоякую работу в Триоди братьев Студитов – и авторскую, и редакционную. Относительно авторства Феодора Студита в триодных песнопениях, на основании многих данных, не возникает сомнения, но редакторов его в настоящем виде Триоди, на основании рукописного материала, всецело должно отвергнуть. 314 Никифор Каллист полагает, что та Триодь, которая употреблялась в его время (и употребляется теперь, добавим еще), есть единственный в своем роде труд, принадлежащий братьям Студитам. А между тем рукописный материал, как мы указывали выше, представляет в этом отношении большое разнообразие; и наблюдение над этим материалом ясно показывает, что из раздельных первоначальных типов Триоди образовывались разнообразные сводные типы с самым разнообразным содержанием и порядком, притом из произведений позднейших лиц, живших после св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 810 году он унаследовал Итальянское королевство после смерти отца, и был утвержден в этом звании Карлом Великим год спустя. В сентябре 813 года Бернард принес в Аахене вассальную присягу только что коронованному Людовику. Однако «Ordinatio imperii» никак не упоминало Бернарда и не учитывало его интересы. Он взялся за оружие, видя в этом единственный способ защиты своих прав. Восстание было быстро подавлено, Бернард схвачен и ослеплен, от чего вскоре умер. Репрессиям подверглись также старые соратники Карла Великого. От двора были удалены Вала, Агобард, низложен епископ Орлеана Теодульф. Сводные братья императора отправлены в монастыри. Так Людовик пытался обезопасить себя от подобных мятежей в будущем. Жестокая расправа очень повредила авторитету благочестивого императора. Но еще больше ему повредила попытка загладить свою вину. Летом 822 года в Аттиньи Людовик публично исповедовал свои грехи, вернул из ссылки Адаларда и Валу, признал своих сводных братьев – Дрогон при этом получил сан епископа в Меце, Гуго чуть позже стал аббатом Сен-Кантена. Поступки подобного рода впоследствии стали для Людовика почти правилом. Но если он сам видел в этом возможность получения божьего благоволения, то для других это была наглядная демонстрация его собственного бессилия и слабости. Беда Людовика в том, что все его попытки согласования внутренних моральных принципов и внешней реальности постоянно терпели крах. А могло ли быть иначе? В 819 году император овдовел и даже какое-то время подумывал о том, чтобы уйти в монастырь и предаться размышлениям о вечном, ведь ему шел уже 41 год. Однако жизнь взяла свое. Некоторое время спустя Людовик женился на молодой и красивой аристократке с библейским именем Юдифь. А в 823 году у счастливых супругов родился мальчик, которого в честь деда нарекли Карлом. В торжествах, устроенных по этому поводу, вряд ли кто-нибудь отдавал себе отчет в том, сколь серьезной и опасной окажется сложившаяся ситуация. Ведь рано или поздно должен был встать вопрос о том, чтобы выделить новому наследнику часть наследства, уже поделенного с таким трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Приснодеву Марию Церковь именует Богородицей в том смысле, что Она родила не человека Иисуса, потом сделавшегося Богом, но истинного Бога, принявшего от Нее плоть, единосущную с нами с самого момента зачатия, и с самого же момента зачатия обоженную, т. е. воспринятую в единство Божеской Ипостаси Сына Божия: следовательно, Она есть Богородица в собственном и истинном смысле, это наименование было как бы собственным именем Святой Девы и сделалось общеупотребительным уже в IV в. Поэтому, когда Несторий в V в. хотел заменить это наименование наименованием «Христородицы», то это встречено было общим негодованием, и на III Вселенском Соборе наименование Богородицы ограждено было анафемой против всех «кто не исповедует Еммануила истинным Богом, а Святую Деву – Богородицей». Почему такое большое внимание уделяется этому термину? Отказ употреблять этот термин в строго догматическом смысле ведет к отрицанию реальности боговоплощения и фактически означает впадение в несторианство. Если мы отказываемся именовать Деву Марию Богородицей, то тем самым субъектом Воплощения и Рождения признаем не Бога Слова, а кого-то от Него отличного, некоего отдельного, самоипостасного человека, разрушая тем самым таинство Боговоплощения, ипостасного соединения. По словам прп. Иоанна Дамаскина , наименование «Богородица» содержит в себе «все таинство домостроительства». Весь Ветхий Завет являлся лишь приуготовлением появления Той, Которая была способна и достойна принять в Себя Божественное Слово. Особая близость Пресвятой Девы к Богу, открывшаяся в богоматеринстве, по учению Церкви, превосходит близость к Богу даже высших ангелов. Как Матерь Господа, Она превосходит благодатию и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством, всякое сотворенное существо, и потому православная Церковь чтит Ее превыше херувимов и серафимов. В связи с вопросом о приснодевстве Марии возникает проблема так называемых братьев и сестер Господних, о которых сообщается в Евангелии. В Мф. ( Мф.13:55–56 ) упоминаются четыре брата: Иаков, Иосий, Симон и Иуда, а также сестры. Из православных авторов никто никогда не считал этих братьев и сестер родными братьями и сестрами Иисуса Христа, т. е. детьми Марии. На Западе под этими братьями обычно понимались двоюродные или троюродные братья и сестры, на Востоке сводные, т. е. сыновья и дочери Иосифа от первого брака, а по некоторым толкованиям – даже внуки Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Пресвятая Богородица именуется также Приснодевой, ибо и по рождестве Спасителя пребывает Девою. Она никогда не имела супружеского общения с Иосифом, и Иисус, рожденный сверхъестественным образом, Ее единственный Сын. И хотя Евангелие говорит нам о братьях Иисуса, но они — не дети Марии, а дети Иосифа от его первого брака, фактически названные, или сводные, братья Христа. Иисус Христос, Спаситель мира, рожденный от Девы великий потомок Давида по плоти, о Котором возвещал Ветхий Завет устами пророков, пришел в мир. Исполнился предвечный совет Пресвятой Троицы (1 Пет. 1:17–20) и Сын Божий воспринял от Пречистой Девы человеческую природу. Через воплощение Спаситель становится по Своей человеческой природе во всём подобным нам, кроме греха (Евр. 2:17; 4:15; Рим. 8:3; Флп. 2:7). Господь не с неба принес Свою Плоть, пройдя через тело Марии, словно через некий канал, как лжемудрствовал еретик Евтихий, а воспринял от Пречистой Девы нашу человеческую плоть. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицей и почитает Ее выше всех сотворенных существ, — не только людей, но и Ангелов, — как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», — ибо она Матерь Самого Господа. Так, по внушению Святого Духа, назвала Ее праведная Елисавета: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1:43). «Сын Божий, по Божеству предвечно рождаясь от Отца, по человечеству рождается от Девы, достойно именуемой Богородицей, — пишет Иоанн Дамаскин , — потому что в самом зачатии и рождении от Нее Родившийся был истинным Богом». Спаситель не врывается в человеческую историю внезапно и насильно. Он ждет полноты времен (Гал. 4:4) и готовит людей ко встрече с Собой с помощью пророчеств и прообразов. Создав человека, Господь наделил его великим даром свободы, и спасти его Он не может без содействия воли человеческой, без ее согласия. Согласие на то, чтобы Слово стало плотью и обитало с нами (Ин. 1:14), было дано Пресвятой Девой Богородицей в момент Благовещения: Се Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему (Лк.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Виктор Афанасьев Дом в приходе храма Трех Святителей В Москву старец Макарий приехал на почтовых лошадях. Его спутниками были монахи Иоанн и Иларион, последний – келейник его. Они остановились в доме Ивана Васильевича Киреевского в Хоромном тупике возле храма Трех Святителей у Красных ворот. Тогда это была окраина Москвы. Над одноэтажными домами, утопающими в садах, одиноко возвышалась Сухарева башня. Здесь были и мещанские слободы, и барские поместья, каким собственно и был дом Киреевского, окруженный разными хозяйственными службами и парком. Стояли погожие дни мая 1852 года. Киреевские не выехали в свое имение Долбино, так как должны были заниматься делами по изданию подготовленных Оптиной Пустынью святоотеческих книг. Ради этих дел приехал в Москву и старец Макарий. В первый же день он побывал у митрополита Московского Филарета, с которым был у него разговор об очередной рукописи. Надо было посетить и Троице-Сергиеву Лавру, вернее, Духовную Академию, где находился духовный цензор издаваемых Оптиной книг. В типографии Готье заканчивалось печатание очередной книги – „Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников“ (исправленной по старому церковно-славянскому переводу преподобным Паисием, а теперь сверяемой старцем Макарием и Киреевским с греческим оригиналом). Иван Васильевич и Наталья Петровна были одни в большом усадебном доме, так как мать и отчим Киреевского, сестра, сводные братья – все уже уехали, каждый в свое имение, так как был уже произведен семейный раздел всего состояния. Брат Ивана Васильевича Петр также отбыл в свою тульскую Киреевку. В день приезда Старца Киреевские были у Трех Радостей (как называли они храм Трех Святителей). Они часто бывали на церковных службах, брали с собой детей. Усердно молились за старшего сына, Василия, учившегося в петербургском Лицее. Старца приняли с радостью. Как писал о. Макарий в то время оптинцам: „Мы много обязаны нашим хозяевам: совсем отдельные комнаты и особый вход, лошадь, экипаж, о столе нечего и говорить. Спаси их Господи“. Старец со спутниками провел здесь целый месяц, так как немало нужно было исполнить дел. В обеденное время и вечером понемногу отдыхали, ведя беседу с Киреевскими, всегда духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Завершается Страстное повествование рассказом о погребении в саду, в котором был новый гроб (гробница). Двойное упоминание о саде ( Ин. 19, 41 ) – таинственное и умиротворяющее – содержит опять-таки приглушенный, но отчетливо слышимый подтекст: впереди начало новой жизни. § 46. Общее введение к Соборным посланиям К Соборным относятся семь апостольских посланий: Иак.; 1, 2 и 3 Ин.; 1 и 2 Петр. и Иуд. Такой порядок легче всего объяснить ссылкой на Гал. 2, 9 , где ап. Павел перечисляет столпов первохристианской Церкви: «Иаков и Кифа [т.е. Петр – А.С.] и Иоанн». К посланиям, озаглавленным именами этих корифеев, присоединено Послание Иуды. В целом их можно охарактеризовать как свидетельства тех, кто был наиболее близок к Иисусу Христу – как родственники (сводные братья Иаков и Иуда), уверовавшие лишь после Его Воскресения, или как ближайшие, наиболее доверенные ученики (Петр и Иоанн). Название «Соборные послания», вошедшее в церковный обиход благодаря Евсевию Кесарийскому в начале IV века 890 , имеет в виду некий общий признак, который должен быть свойствен семи посланиям. Но их общность ограничивается только тем, что предполагается ихсоборное, т.е. циркулярное значение, хотя в ряде случаев правильнее, наверное, было бы говорить о неясности или неизвестности конкретного адресата. Эти послания весьма различны не только по авторству, но по объему и содержанию. О каждом из них нужно говорить в отдельности, причем в разной соотнесенности с различными другими книгами Нового Завета. Например, послания св. Иоанна, особенно Первое, невозможно разбирать без соотнесения с Евангелием от Иоанна (что мы и делаем), а Послание св. ап. Иакова мы будем рассматривать после Послания к Евреям (относящимся к корпусу Павла), хотя возможны и другие варианты 891 . § 47. Первое Соборное Послание св. Иоанна Богослова Между Первым Соборным Посланием св. Иоанна Богослова и Евангелием от Иоанна настолько много общего – в стиле, лексиконе, богословских идеях 892 – что не приходится сомневаться в их принадлежности одному и тому же автору, или уж по крайней мере одной традиции. Главную разницу при известном упрощении можно объяснить лишь разницей жанра: Ин. – это Евангелие, т.е. последовательный текст, свидетельство о земном служении, смерти и Воскресении Иисуса Христа, а 1 Ин. – это Послание, т.е. более краткий по объему труд, не предусматривающий повествовательного материала, а содержащий увещания апостола. Но даже цели написания Ин. и 1 Ин. формулируются очень сходно (ср. Ин. 20, 31 и 1Ин. 5, 13 ). 32. Авторство и обстоятельства написания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

«Совершилось!» из уст Иисуса на Кресте (Ин. 19, 30) звучит как финал мировой истории, как завершение суда над миром. И, преклонив главу, предал дух, – эта странная для описания смерти фраза перекликается с тем, как на Тайной Вечери Иисус обещал послать Своим ученикам Другого Утешителя, Духа. Завершается Страстное повествование рассказом о погребении в саду, в котором был новый гроб (гробница). Двойное упоминание о саде (Ин. 19, 41) — таинственное и умиротворяющее — содержит опять-таки приглушенный, но отчетливо слышимый подтекст: впереди начало новой жизни. § 17. Общее введение к Соборным посланиям К Соборным относятся семь апостольских посланий: Иак.; 1, 2 и 3 Ин.; 1 и 2 Петр. и Иуд. Такой порядок легче всего объяснить ссылкой на Гал. 2, 9, где ап. Павел перечисляет столпов первохристианской Церкви: «Иаков и Кифа [т. е. Петр — А.С.] и Иоанн». К посланиям, озаглавленным именами этих корифеев, присоединено Послание Иуды. В целом их можно охарактеризовать как свидетельства тех, кто был наиболее близок к Иисусу Христу — как родственники (сводные братья Иаков и Иуда), уверовавшие лишь после Его Воскресения, или как ближайшие, наиболее доверенные ученики (Петр и Иоанн). Название «Соборные послания», вошедшее в церковный обиход благодаря Евсевию Кесарийскому в начале IV века , имеет в виду некий общий признак, который должен быть свойствен семи посланиям. Но их общность ограничивается только тем, что предполагается их соборное, т. е. циркулярное значение, хотя в ряде случаев правильнее, наверное, было бы говорить о неясности или неизвестности конкретного адресата. Эти послания весьма различны не только по авторству, но по объему и содержанию. О каждом из них нужно говорить в отдельности, причем в разной соотнесенности с различными другими книгами Нового Завета. Например, послания св. Иоанна, особенно Первое, невозможно разбирать без соотнесения с Евангелием от Иоанна (что мы и делаем), а Послание св. ап. Иакова мы будем рассматривать после Послания к Евреям (относящимся к корпусу Павла), хотя возможны и другие варианты . § 18. Первое Соборное Послание св. Иоанна Богослова

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В статье магистра богословия, магистра теологии, проректора по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии священника Константина Ревы излагаются особенности регламентации богослужебной практики в храмах Петроградской епархии в начале 1920-х годов. Богослужебный отдел «Общества православных приходов Петрограда и губернии» осуществлял подготовку литургических рекомендаций для приходской практики при участии и с благословения будущего священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, и распространял их в составе церковных календарей на 1921 и 1922 годы. В целом рекомендации по совершению Божественной Литургии соответствуют подходам к регламентации богослужебной практики профильного отдела Поместного собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Литургические рекомендации священномученика Вениамина, пресекая те или иные приходские обычаи, дают представление о наиболее распространенных злоупотреблениях в приходском богослужении Петрограда. Многие из этих злоупотреблений в дальнейшем были восприняты «прогрессивным духовенством», которое участвовало в организации обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. Православное богослужение окончательно сформировалось в VIII–IX вв. Большой вклад в его развитие внесли выдающиеся византийские стихотворцы VIII в., сводные братья прп. Косма Маюмский и прп. Иоанн Дамаскин. Они составили большинство ирмосов и тропарей, которые по сей день исполняются за богослужением. Однако уже во время их жизни в Византии прихожане испытывали определенные сложности с уяснением смысла церковных песнопений. Сегодня православное богослужение порой становится для прихожан камнем преткновения на пути к Богу, приходится прилагать большие усилия для того, чтобы оно было понятно, а это сделать не всегда легко. Одна из причин – неверный перевод на русский и славянский языки многих песнопений. В уяснении их смысла могут помочь комментарии византийских писателей и поэтов XII в., в числе которых особое место занимает митр.

http://bogoslov.ru/topic/20271

15 В 172 ст. Т. 10 ч. 1 изд. 1887 г. изображено: «родители обязаны давать несовершеннолетним детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное по своему состоянию». 16 Статья 1460 1 –1460 5 изложены в Высочайшем повелении 12 Марта 1891 года, в конце сего Сборника припечатанном. 17 Письменный акт о брачном дозволении, выдававшийся от имени высшего духовного начальства (Архиерея или Патриарха) кафедральными протоиереями, благочинными или др. доверенными духовными лицами, на имя тех священников, которые должны были венчать известные браки, – назывался «венечной памятью». 19 Митрополит Фотий отзывается о повторительных браках так: «первый брак – закон, второй – понуже прощения слабости ради человеческой, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, понеже свинское есть житие (соч. 2. Нечаева, прак. рук. для свящ. стр. 223). 20 Свойством называется родственная связь, вникающая чрез брак лица одного рода с лицом другого рода. Братья и сестры сводные (т. е. те, которые имеют обеих родителей разных, по сближенных между собой браком отца одного и матери другого из таких детей) находятся между собой во второй степени, но не кровного родства, как родные дети, а двухродного свойства, а в отношении к новому своему отцу (отчиму) или матери (мачихе) каждый из них состоит в первой степени двухродного свойства. См. «О родстве и свойстве» С. Григоровский, С.-Пб. изд. 1894 г. стр. 16. 21 В объяснении же Требника пред последованием о крещении изложено: один, довлеет восприемник, аще мужеской пол есть крещаемый, аще женский токмо восприемница. 22 Духовное родство с обвиняемым или жалобщиком, как не предусмотренное законом, не может служить поводом к устранению кого-либо от свидетельства по делу (Реш. Прав. Сената 1879 г. 23 В указе этом, между прочим, наложено, что 1. родство свекра с невесткой (женой своего сына) считается в 1 степени от 2 родов, а родство деверя с женой брата своего во 2 ст. от двух же родов, что 1, за кровосмешение в таком родстве виновные подвергаются церковному покаянию по силе 30 и 36 прав. Номоканона, напечат. в Требнике, на 11 лет, каковой срок, по принятому в духов. ведомстве обыкновению, уменьшается на половину в том случае, когда виновные сверх того присуждаются и к другим, по решениям светского правительства, наказаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010