«Новую избу всегда освящают», – утверждала в 1899 жительница Дулёвской вол. Жиздринского у. Калужской губ. Из Дорогобужского у. Смоленской губ. корреспондент писал в Тенишевское этнографическое бюро о том, что иконы у них есть во всех домах. И это не было ни преувеличением, ни исключением в отношении других территорий. Весь комплекс источников – и ответы на программы обществ, и записки наблюдателей, и мемуары – все подтверждает эту информацию: иконы были буквально у всех. Основной состав икон в доме повторялся по разным губерниям России: образа Спасителя, Божией Матери, свт. Николая, Георгия Победоносца, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и Иоанна Воина, св. Параскевы Пятницы, апп. Петра и Павла, вмч. Пантелеимона, прор. Ильи, мч. Власия, свв. Зосимы и Савватия встречались чаще других. Они дополнялись обычно иконами святых, особо чтимых в данной местности: в Калужской губ. – образ прп. Тихона Калужского; в Воронежской – прпп. Митрофания Воронежского и Тихона Задонского ; в Сибири – свт. Иннокентия Иркутского и др. Добавлялись также иконы святых покровителей хозяина дома или членов семьи. Хозяева побогаче заказывали иногда образ, где изображались несколько святых, чьи имена носили члены семьи. Могла быть приобретена или передана по наследству икона святого, считавшегося покровителем основного занятия хозяина: свв. Зосима и Савватий – у пасечника, св. Власий или св. Модест – у скотовода, свв. Косма и Дамиан – у кузнеца. И конечно же вмч. Пантелеимон – у многих болящих. Размещались образа у всех на божнице (полочка для икон, иногда с поставцом-шкафчиком), в переднем (святом, красном) углу. У более обеспеченных крестьян и тех, кто сам владел мастерством, иконы помещали в киоты из липы, ольхи, березы. В некоторых избах в переднем углу, кроме икон, было множество лубочных картинок религиозного содержания: Двунадесятые праздники, Сотворение мира, Распятие, Страшный суд, Житие и Страдания вмч. Пантелеимона или др. святого. Здесь же мог висеть еще металлический или деревянный крест – поклонный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Индекс имен и географических названий к трактату «О Святом Духе» Индекс цитат из Священного Писания к трактату «О Святом Духе» Указатель имен HYMNI, INSCRIPTIONES, TITVLI/ГИМНЫ, ЭПИГРАММЫ, НАДПИСИ Е. А. Трубенок. Гимн в христианском латанском богослужении Т. Л. Александрова. Предисловие переводчика Библиография Hymni Hymnus 1.      [Ad galli cantum] Hymnus 2.      [In aurora] Hymnus 3. [Ad horam tertiam] Hymnus 4. [Ad horam incensi] Hymnus 5.      [In natale Domini] Hymnus 6.      [In Epiphaniis Domini] Hymnus 7.      [In die Paschae] Hymnus 8. [In ss. Petri et Pauli] Hymnus 9. [In sancti Iohannis] Hymnus 10. [In sancti Laurentii] Hymnus 11. [In sanctae Agnes uirginis et martyris] Hymnus 12. [In ss. Victoris, Naboris, Felicis] Hymnus 13. [In inuentione ss. Protasii et Geruasii] Hymnus 14. [In natale martyrum] Hymnus 15. [Hymnus uirginitatis] Hymnus 16. [Ad horam tertiam] Hymnus 17. [Ad horam sextam] Hymnus 18. [Ad horam nonam] Hymnus 19. [Te Deum] Inscriptiones Tituli Гимны Гимны на часы дня Гимн 1. [На пение петуха] Гимн 2. [На восход солнца] Гимн 3. [На третий час дня] Гимн 4. [Светильничная молитва] Гимны на праздники Гимн 5. [На Рождество Христово] Гимн 6. [На Богоявление] Гимн 7. [На праздник Пасхи] Гимны «римским» святым Гимн 8. [На день памяти свв. апп. Петра и Павла] Гимн 9. [О св. ап. Иоанне Богослове] Гимн 10. [О св. мч. Лаврентии] Гимн 11. [О св. мц. деве Агнии] Гимны «медиоланским» святым Гимн 12. [О свв. мчч. Викторе, Наборе    и Феликсе] Гимн 13. [На обретение мощей свв. мчч. Протасия и Гервасия] Гимны, приписываемые свт. Амвросию Гимн 14. [О святых мучениках] Гимн 15. [Гимн девству] Гимн 16. [На третий час дня] Гимн 17. [На шестой час дня] Гимн 18. [На девятый час дня] Гимн 19. [Тебе Бога хвалим] Эпиграммы Надписи Е. М. Верещагин. Древнейшая славяно-русская традиция богослужебного почитания свт. Амвросия Медиоланского Содержание 7-го тома Список сокращений DE OFFICIIS/ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ Н. Л. Кулькова. Трактат свт. Амвросия Медиоланского «Об обязанностях» в античной и христианской традиции

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Величание. Величаем вас, апостоли Христовы, весь мир ученми своими просветившия, и вся концы ко Христу приведшия. Парем. (1. 1Пет.1:3–9; 2 . 1Пет.1:13–19; 3 . 1Пет.2:11–24 ; Утр. Ев. Ин.21:15–25; 67 зач.; Ап. 2Кор.11:21–32; 12:1–9; 193 зач.; Ев. Мф.16:13–19; 67 зач.). – Праздник в честь свв. апп. Петра и Павла имеет продолжение и в службе следующего дня (см. 30 июня).– См. Аще случится праздник в неделю, предваряют вся воскресная. – В день свв. апостолов Петра и Павла только в том месте бывает разрешение на мясо и яйца, если этот праздник не случится в среду и пяток. Пр. Петра, царевича Ордынского, Ростовского чудотворца. Племянник Беркая, хана Золотой орды, он, тайно оставивши орду, принял в Ростове св. крещение и женился на дочери одного ордынского вельможи – христианина. Он отличался любовью к молчанию, богомыслию и молитве. Им построен был при озере Неро Петровский монастырь (см. Яросл. еп.). По смерти своей супруги, царевич принял иночество в основанной им обители и, в богоугодных подвигах достигнув глубокой старости, скончался в 1290 г. Мощи его под спудом в его обители. При гробе его совершалось много чудесных исцелений (см. 30 июня). Обретение мощей пр. Никандра Псковского. См. 24 сент. 30. А. Собор святых славных и всехвальных апостолов двунадесяти; по М.В.С. и Х.М.: Петра, Андреа, сына Заведеова, Вароломеа, мы, Матеа, Алфеева, Иаковля (или Фаддея , по Х.М.) 103 , ( Зилота ) и (См. Мф.10:2–4; Мк.3:16–19 ; Лк.6:14–16 ; Деян.1:13–26 ). Празднуя каждому из 12 апостолов в свое время порознь, православная Церковь с древнейших времен установила празднование всем им вместе в один день, называя этот день собором. В службе этого дня в одной из стихир есть имена 12 апостолов, но среди этих имен нет имени ап. Матфея, а есть имя ап. Павла. Кондак, гл. 3. Камень Христос, каменя веры прославляет светло, учеников преизрядна, и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь: ихже память совершающе верно, сих Прославльшаго прославляем. Служба на этот день, по изложению ее порядка в Уставе, – не полиелейная, но знак поставлен полиелейной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Нероновское гонение ещё не началось. Ап. Павлу несомненно нужно было много времени, чтобы посеять семена христианства и христианской жизни в такой нетронутой области, как Испания. Вероятно, проповедь по пути туда и там, а также обратный путь отняли у него, может быть, даже более двух ле 394 . Лишь только, в 64 году, он возвратился в Рим, как грянул гром Нероновой жестокости. В ночь с 18 на 19 июля 64 года в Риме случился пожар. Результатом этого пожара было гонение на христиан. Оно или, точнее, процесс римского пожара при Нероне начался никак не раньше августа 64 года и, может быть, лишь в сентябре этого год 395 . Вероятно, гонение не имело особой продолжительности и, может быть, окончилось в 65 году. Из самого факта поджога ясно, что преследование могло распространяться только на всех христиан, живших в Риме и его окрестностях, но не могло быть всеобщи 396 . Конечно, в этом процессе внимание правительства прежде всего остановилось на главных ревнителях новой веры – свв. Петре и Павле. События развёртывались с поразительной быстротой и неожиданностью. Ужас овладел всеми. Мысль не могла вместить первого страшного гонителя в рамки человеческого образа и создала из него образ зверя ( Откр. 13 ). Тяжёлые узы заставили ап. Павла вспомнить того, кто был его «утешением» в первом двухлетнем заключении ( Кол. 4, 10 ), и он просит Тимофея привести Марка «для служения» ( 2Тим. 4, 11 ). Но последний уже не мог придти послужить великому благовестнику из загробной области: Павел зовёт Марка, потому что в вихре событий ему,может быть, не успели сообщить о смерти первого епископа Александрии, а, может быть, в Риме об этом ещё не знали… Время мученической смерти свв. Апостолов было едва ли долго спустя после пожара в Риме в июле 64 года. Вероятно, во время с конца 64 года и до середины 65 года мученический венец увенчал главы славных работников на ниве Христовой, свв. Петра и Павла. Св. Климен 397 в своём отрывке о гонении Нерона упоминает об апп. Петре и Павле наряду с Данаидами, Дирками и прочими жертвами, погибшими по случаю римского пожара.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

Подворье Сербской Православной Церкви в Москве HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подворье Сербской Православной Церкви в Москве Храм апостолов Петра и Павла у Яузских ворот расположен в самом центре Москвы. Подворье Сербской Православной Церкви до 1917 года располагалось в другом месте. После октябрьского переворота оно было закрыто, а храм и часовня, принадлежавшие подворью в последствии были разрушены. Храм апостолов Петра и Павла известен с 1625 года, ныне существующий каменный храм построен в 1700 году. / Храм апостолов Петра и Павла у Яузских ворот расположен в самом центре Москвы. Подворье Сербской Православной Церкви до 1917 года располагалось в другом месте. После октябрьского переворота оно было закрыто, а храм и часовня, принадлежавшие подворью в последствии были разрушены. Храм апостолов Петра и Павла известен с 1625 года, ныне существующий каменный храм построен в 1700 году. Храм не закрывался и сохранил свое внутреннее убранство. В храме три престола во имя иконы Божией Матери «Знамение», свв. апп. Петра и Павла и Казанской иконы Божией Матери. Архимандрит Антоний (Пантелич) Настоятель подворья архимандрит Антоний Пантелич. Родился 23 июля 1970 года в г. Вальево. В 1991 году закончил семинарию Трех Святителей в монастыре Крка. 23 сентября 1989 года, будучи учеником 4 класса семинарии принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в сан иеродиакона. 5 января 1991 года рукоположен в иеромонаха в монастыре Жича. В 1991/1992 учебном году по благословению Священного Синода Сербской Церкви поступил в Московскую Духовную Академию. В 1996 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «История Сербской Православной Церкви с 1945 по 1995 гг.». По возвращении на родину был возведен в сан сингела и назначен настоятелем монастыря Студеница. Исполнял обязанности настоятеля до 2000 года. С 2000 года преподает богословские дисциплины в духовных семинарии и академии в Србинье (Республика Сербская, Босния и Герцеговина) и историю в университете в Сербском Сараево. Настоятель кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Сараево (Дабробоснийская епархия). Решением Священного Синода и Архиерейского Собора Сербской Церкви от 15 марта 2001 года назначен настоятелем подворья Сербской Православной Церкви в Москве.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

8. Рождество Пресвятой Богородицы . 9 . Свв. и прав. Богоотец Иоакима и Анны; прп. Иосифа, Водоцкого чудотв.; мч. Севириана; открытие мощей (в 1896 г.) свт. Феодосия Углицкого, архиеп. Черниговского; мчч.: Харитона и Стратора; блж. Никиты, прп. Феофана исповедника и постника. Память Вселенского 3 Собора (431 г.). Прп. Иосиф Полоцкий († 1515 г.) отличался горячею ревностию по вере Христовой и был строгим обличителем ереси жидовствующих. Плодом его деятельности осталось сочинение «Просветитель», в котором он с глубоким знанием Св. Писания опровергает заблуждение жидовствующих. Прп. Феофан исповедник († ок. 300 г.), не будучи священником, совершал крещение, но делал это вследствие крайней нужды. А то, что допускается по нужде, составляет исключение из закона и не может быть правилом. «Еже чрез правил, говорит Матфей Правильник, не приносится во указ или в притчу... Несть закон Церкви скудное» (сост. 2 гл. 3, л. 102). Св. Феофан при Кипрее, Керине и Нумердане потерпел раны за исповедание Христово. Скончался мирно (ок. 301 г.) проведши в постничестве около 75 л. Такое долголетие св. подвижников поста ясно говорит, что посты неизнурительны для человека. 10 . Мцц.: Минодоры, Митродоры, Нимфодоры; мч. Варипсава, свв. Петра и Павла, епп. Никейских, св. Пульхерии, собор свв. апп. от 70-ти: Апеллия, Лукия и Климента. Св. Петр был защитником иконопочитания при Льве Армянине. 11 . Прп. Феодора, иже во Александрии; перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотв., из Новограда обратно на Валаам; прп. Евфросина, мц. Ии; мчч.: Диодора, Дидима, Димитрия, жены его Еванфии и сына их Димитриана; Серапиона, Кронида и Леонтия. Мчч. Диодор и Дидим но сказанию Пролога, совершали крещение, хоти и не были священниками. Но пример их не оправдывает практики раскольников безпоповцев, потому что Диодор и Дидим крестили вследствие крайней нужды во время гонений; а раскольники безпоповцы живут в мирное и спокойное время и такой нужды не испытывают. 12 . Отдание праздника Рождества Пресв. Богородицы . Сщмч. Автонома, еп. Италийского; св. Корнута, еп. Иконийского; мчч.: Феодора, Иулиана и иже с ним (40 мчч.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Всехсвятский скит при Драндском Успенском монастырь. Скит этом расположен в 8 в. от Драндского монастыря и основан на месте, где находились развалины древнего храма, построенного в XIII и веке. Храм этот возобновлен и освящен в 1899 г. во имя Всех Святых. Пантелеимоновский скит при Драндском Успенском монастыре. Паителеймоновский скит находится в 2 в. от Успенской Драндской обители, на берегу речки Малого Кодора, вверх по ее течению. Здесь долгое время стоял в запустении храм, построенный в XIII веке. В 1892 г. он был возобновлен на средства псаломщика Ф.И.Даниленко и освящен в 1893 г. во имя вмч. и целителя Пантелеимона и Св. Феодора Стратилата. Иоанно-Крестительская пустынь в Озургетском уезде. Второклассная Иоанно-Крестительская необщежительная пустынь находится в селении Амаглеба, в 25 в. от уездного города Озургети. Управляет ею архимандрит. Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь, в Шаропанском уезде. Эта третьеклассная необщежительная обитель расположена в селении Кадхи, в 50 в. от Кутаиса. Храм ее освящен в честь Вознесения Христова. Управляет игумен. Мартвильский Успенский монастырь в Сенакском уезде. Мартвильский первоклассный необщежитльный монастырь находится при селении Мартвили в 12 в. от местечка Хопи, в 30 в. от ст. Закавказ. ж. д. «Абаша» и «Ново-Сенаки» и в 30 в. от Кутаиса. Основана обитель в X веке, между 921–976 годами. Основателем монастыря считается абхазский царь Георий. Храм, построенный основателем монастыря, перенес много тяжелых повреждений. В 1840 г. он заново реставрирован и сделан кафедральным собором, а в 1888 г. обращен в ныне существующий монастырь. Он имеет два придела, один из которых освящен во имя Свв. апп. Петра и Павла. Управляет гурийско-мингрельский епископ. Моцаметский Давидо-Константинов монастырь в Кутаисском уезде. Эта второклассная необщежительная обитель находится в селении Моцамети, в 2 в. от селенья Голати и в 6 в. от Кутаиса. Основана она в 1040 г. грузинским царем Багратом IV (1027–1072). В монастыре один храм, освященный во имя Свв. мчч. Давида и Константина, с приделом, построенным в 1900       году. Храм этот построен в XI в. II обновлен в 1863 году. В нем на вскрытии покоятся мощи Свв. мчч. Давида и Константина, князей аргветских (память их 2 октября). Здесь же находится древняя чудотворная икона Благовещения Богоматери, написанная в X веке. Управляет Моцаметским монастырем архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова святынь: иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле. На окладе образа свт. Николая — надпись: «Сочинена сия риза на нарочные деньги старанием и тщанием капитана Паменбаха, подпоручика князя Ивана Щербатова. Июня 12 дня 1744 г.». Нельзя исключить происхождение древнего образа Спаса Нерукотворного (около XVI-XVII вв.) из ныне разрушенной Благовещенской единоверческой церкви на Волковом кладбище или Спасского собора. Сохранились изначально находившиеся в храме большие иконы с изображением явления Господа св. Иову (Иов. 42, 5-6), явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, свт. Иоанна Златоуста , исцеляющего бесноватого отрока, молящегося свт. Григория Богослова и служащего литургию свт. Василия Великого. Феодоровская икона Божией Матери (при входе слева) имеет подпись известного мастера Василия Пешехонова (1882 г.). Среди других образов верхнего храма — икона Спаса Вседержителя, подаренная обществом ремесленников в 1782 г.; апостола Иоанна Богослова (XVIII в.), всех святых, Покрова Божией Матери, св. влмч. Георгия Победоносца (в трансептах); Божией Матери Казанской, Всех скорбящих Радость (XVIII в.) и Петербургской; Спас Вседержитель и Успение (южная стена); Божией Матери Тихвинской, Владимирской (XVIII в.), Милующей, и т.н. «васнецовской»; свв. Иоанна Предтечи (XVIII в.) и Николая Чудотворца (XVII-XVIII вв.). В западной части храма над хорами — иконы—картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах — «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками. В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором — св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прав._...

Проповедь перед причастием произнес священник Илия Тягин, клирик храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление святым апостолам Петру и Павлу. Архимандрит Алексий (Вылажанин) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список старинной иконы лефортовского храма с изображением святых апостолов Петра и Павла на фоне Московского Кремля. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Троеручица». Святейший Владыка выразил благодарность настоятелю храма архимандриту Алексию (Вылажанину): «Благодарю Вас, отец Алексий, за Ваши многие труды, в том числе по сохранению этого храма, который для меня очень дорог, потому что еще в юности я пребывал здесь в качестве иподиакона приснопамятного владыки митрополита Никодима . Эти стены меня очень согревают всякий раз, когда я вхожу под своды этого храма. Благодарю Вас за поддержание порядка в храме, за развитие многих сторон приходской жизни. Пусть Господь хранит Вас, клир и всех прихожан. Пусть Божией благословение всегда будет с вами, мои дорогие. Храни вас Господь!» Во внимание к помощи радиостанции «Вера» Святейший Патриарх Кирилл наградил председателя Попечительского совета радио «Вера», директора по энергетическому бизнесу ОК «Русал» П.В. Ульянова орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Затем Святейший Патриарх Кирилл возложил цветы на могилу протоиерея Анатолия Новикова (17.10.1925 — 12.07.1993), который был настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове и благочинным Преображенского округа г. Москвы. Была возглашена «Вечная память» отцу Анатолию. Могила находится в церковной ограде, близ алтаря храма. Годовщина кончины о. Анатолия, почившего после Литургии в день престольного праздника храма, отмечается 12 июля. Святейший Патриарх Кирилл также посетил тематическую экспозицию под открытым небом «Окна мужества», подготовленную РИА «Армия России» Министерства обороны РФ. Фотовыставка размещена на улицах, примыкающих к Петропавловскому храму (Солдатская улица и 1-й Краснокурсантский проезд).

http://patriarchia.ru/db/text/5235347.ht...

Надвратный храм является важной составной частью архитектурного комплекса внешнего каре Центральной усадьбы монастыря. Церковь построена в 1802-1809 гг. Традиционная в древнерусском зодчестве разработка святых врат с храмом в честь апостолов Петра и Павла получила новую трактовку с использованием форм и деталей русского классицизма. В нишах была выполнена настенная живопись (не сохранилась). Сейчас храм украшают золоченые мозаичные иконы: Спаса Нерукотворного, а выше, в нишах-киотах, — апостола Андрея Первозванного в окружении основателей и небесных игуменов обители — прпп. Сергия и Германа Валаамских. С противоположной стороны надвратного храма иконы: в центре — свт. Николая, покровителя путешествующих, по обе стороны от него — иконы свв. апп. Петра и Павла, в честь которых и освящена церковь. Прямо над вратами — Иверская икона Божией Матери, именуемая также Вратарницей. В 1940 году курсанты школы юнг разорили Петропавловскую церковь. Золоченые колонны, украшавшие прежде иконостас, были сняты и использовались в качестве сценических декораций (о чем с горечью писал игумен Харитон, тайно посетивший остров в 1941 г.), оригинальное иконописное убранство оказалось полностью утраченным, сохранилась лишь часть исторического иконостаса. В 1980-х годах храм использовался под склад поселковой больницы и аптеки. К сожалению, архивные фотографии интерьера храма не сохранились. В 2016 г. начались работы по реставрации фасадов храма. Произведена замена кровли и стропильной части барабана главки; параллельно велись работы по реставрации внутреннего интерьера храма. Исторически храм был летним (холодным). В 2016 г. был установлен пол с подогревом, выполненный из гранитных плит, алтарная часть и солея покрыты дубовым паркетом. В 2017 г. продолжились работы по восстановлению внутреннего штукатурного слоя храма, с дальнейшей покраской. Изготовлен новый деревянный резной иконостас с учетом сохранившейся исторической части. Петропавловский храм сыграл особую роль в новой истории обители. Уже в 1990-х — начале 2000-х годов он стал прообразом культурного центра, объединяющего братию монастыря и мирян. Некогда в храме располагалась экспозиция икон Валаамского музея. Здесь же проводились первые концерты хора Валаамского монастыря, а паломники знакомились с историей и укладом жизни обитателей острова. В XXI веке идея культурного пространства в надвратном храме воплотилась в духовно-просветительский центр «Свет Валаама», который в скором времени, по окончании работ в гостинице «Зимняя», обретет новые просторные помещения. А церковь Петра и Павла, как и в прежние века, станет домом Божиим, где будет совершаться Божественная литургия.

http://patriarchia.ru/db/text/5234182.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010