принадлежащих к общему достоянию, именно Санскр. вид (знать) и Санскр. мадгу (мёд), из которого вероятно, также составились Санскр. мад быть пьяным и Кельтийское mad, бешеный, по известному свойству старых медов (Заметим, что Латинское мадера, Санскр. мад жидкость, истекающая из висков слона, происходят, вероятно, от другого корня пот, общего для идеи жидкости и перешедшего в носовой звук). Кажется, можно утвердительно сказать, что некогда Славяне давали медведю то же имя, которое сохранилось в Немецком языке Bär и что это слово было родовым для многих плотоядных. От того до сих пор логовище медведя называется берлога; от того имя бар-сук (как будто медвежонок) и бир-юк или бер-юк (волк в иных частях России, а в других медведь по поговорке: бирюк-те нанюхайся). Точно также мы уже заметили, что сорока есть только иносказательное название (нарядная) и что по всей вероятности сорока называлась в старину пега, хотя нельзя утвердительно сказать, чтобы и имя пега не было иносказательным прозвищем, значащим разноцветный. Древнее значение этого слова в Греческом πεγσος (бесспорно, двуцветный: конь Персея принадлежит, как и сам Персей, к высоким символам древней веры Ирана и к эмблемам светло-мрачного мира). Славяне, как видно, чище сохранили первобытный звук. В лебеде можно подозревать простую перестановку букв слова белый; в Нем. Adler (орёл), кажется, ясно понятие о благородном; в Schwan (лебедь) видно прежнее свэтан (Санскр. свэта белый); в Греч. ππος, соответствующем по закону придыхания Адыгейскому и Абазинскому шибс, отзывается вероятно, утраченный корень шиб (Славянск. шибкий быстрый). Последнее предположение кажется довольно смелым; но догадка, что слово конь было коренным именем для лошади, подтверждается разительным сходством имён Греч, кентавров с конскими телами и Индейских киннара с конскими головами. Созвучие двух первых слогов не случайно, а объяснение киннара от ким и нара (что за люди?) точно так же нелепо, как и вывод кувера от что за тело? или от дурнотелый.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Рис. 88. Кали В завершение отметим, что указать точное количество божеств, почитаемых носителями этой религии, не представляется возможным. До сего дня в Индии возникают новые объекты культа, приобретающие значительное количество почитателей. §4 Представления о космологии и хронологии в индуизме Видимый мир рассматривается в индуизме в контексте представления о бесконечном вращении колеса сансары. Это вращение порождает нескончаемую череду циклов созидания и разрушения Вселенной, что обусловлено в свою очередь действиями божественной природы. Таким образом, время течёт бесконечно. Сопоставление представлений о природе времени с перманентным процессом творения и уничтожения выявляет основной атрибут времени – цикличность. Цикличность времени до некоторой степени ставит под сомнение ценность истории, поскольку любой из временных периодов теряет свою уникальность как в космологическом, так и в телеологическом отношении. Примечательно, что сами индусы, сохраняя память о событиях прошлого, не стремились наделить их чертами исторической достоверности, а осмысляли их в мифологическом ключе. Один из известных современных исследователей-индологов Артур Бэшем справедливо указывает: «Первые европейцы, посетившие эту страну, встретили жителей, которые осознавали древность своей культуры, даже преувеличивали её и заявляли о том, что на протяжении тысячелетий она будто бы не претерпела серьёзных изменений» 739 . Базовой единицей измерения времени в индуизме является юга (санскр. yuga – букв. «поколение», «род», «период жизни») – век. В циклах бытия мира признаётся существование четырёх видов последовательно сменяющих друг друга юг: 1 . сатья или крита (санскр. saty – букв. «праведность»; krta – букв. «свершение»); 2 . трета (санскр. Tret – букв. «тройка»); 3 . двапара (санскр. dvpara – букв. «двойка»); 4 . кали (санскр. kali – букв. «чёрное»). Самой продолжительной является первая, а самой краткой последняя по порядку юга. Каждая последующая юга на четверть короче предшествующей. Так, первый «век» – критаюга – длится 4.000 лет. Затем идут третаюга – 3.000 лет, двапараюга – 2.000 лет и калиюга – 1.000 лет. Каждой юге предшествует «заря» и последуют «сумерки», равные десятой части юги.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Санскр. jva происходит от jvás – «живой» и этимологически родственно греч. βος , лат. vvus, русск. живой. §4 Религиозно-философские школы брахманизма Принципиальное отличие религиозно-философских школ друг от друга коренится в разных представлениях о способах высвобождения из сансары. Иначе говоря, каждая из даршан предлагала свой путь к мокше – освобождению, практикуя для достижения этого состояния определённые техники 701 . С завершением эпохи брахманизма даршаны не прекратили своё существование, некоторые из них сохранились и до сего времени, став органичной частью индуизма. Традиционно все школы классифицировались по их отношению к ведическим текстам и к существованию высшей божественной реальности. Даршаны, признававшие авторитет Вед и опиравшиеся на их тексты в своих доктринах и религиозной практике, почитались ортодоксальными и относились к группе астика (санскр. stika – букв. «существует»). Те же, которые не признавали авторитета Вед, противопоставляя им свои источники вероучения, и/или отрицали существование духовной реальности, получили наименование настика (санскр. nstika – букв. «не существует») 702 . Некоторые неортодоксальные учения (например, сикхизм, не признающий Вед в качестве источника учения) возникли гораздо позже описываемой эпохи, однако указанные выше формальные критерии позволяют отнести их к настической группе. К неортодоксальным школам относится и атеистическое по своей сути учение локаята (санскр. lokyata) и его более поздний вариант чарвака (санскр. crvka); а также отрицавшие авторитет Вед буддизм 703 и джайнизм 704 . В свою очередь школы астики условно можно разделить на те, что опирались в своём учении исключительно на тексты Вед, и те, что указывали дополнительные источники доктрин. Кроме того, в группе даршан, основывающихся только на ведическом наследии, принято различать те, которые были больше заняты исследованием самих ритуалов, и те, что акцентировали внимание на символическом и метафизическом значении текстов Вед. Отношение даршан друг к другу можно видеть на приведённой ниже схеме.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Некоторые неортодоксальные учения (например, сикхизм, не признающий Вед в качестве источника учения) возникли гораздо позже описываемой эпохи, однако указанные выше формальные критерии позволяют отнести их к настической группе. К неортодоксальным школам относится и атеистическое по своей сути учение локаята (санскр. lokyata) и его более поздний вариант чарвака (санскр. crvka); а также отрицавшие авторитет Вед буддизм 397  и  джайнизм 398 . В свою очередь школы астики условно можно разделить на те, что опирались в своем учении исключительно на тексты Вед, и те, что указывали дополнительные источники доктрин. Кроме того, в группе даршан, основывающихся только на ведическом наследии, принято различать те, которые были больше заняты исследованием самих ритуалов, и те, что акцентировали внимание на символическом и метафизическом значении текстов Вед. Отношение даршан друг к другу можно видеть на приведенной ниже схеме. Ортодоксальные даршаны занимались трактовкой ключевых вопросов: соотношения божества, мира и человека, а также способов освобождения от власти сансары. Характеристика шести ортодоксальных даршан Всего существовало шесть ортодоксальных даршан: – санкхья ; – йога ; – ньяя ; – вайшешика; – веданта; – миманса. Санкхья (санскр. sakhy – «перечисление», «счисление») – даршана весьма влиятельная и популярная в древности, но все же прекратившая свое существование к XV веку н. э. Школа проповедовала концепцию онтологического дуализма и выделяла два вечных начала или две субстанции: пракрити (санскр. prakti – «причина», «материя) – изначальное вещество, материя, из которой состоит эмпирическая Вселенная; и пуруша (санскр. purua – «человек», «мужчина», «дух») – необъективируемая индивидуальность, противопоставляемая материи. Эти субстанции разнородны и противоположны. Изменения во взаимоотношениях пракрити и пуруши приводят к тому, что эти первоначала начинают притягиваться друг к другу, порождая множество существ. Это и есть начало вращения колеса сансары. Для того чтобы достичь освобождения, человеку необходимо осознать принципиальную разнородность духовного и вещественного начал посредством усвоения доктрин санкхьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Самым известным из подобных произведений является Шатапатха-брахмана (санскр. s " atapathabrhmaa – букв. «Брахмана тысячи путей»), примыкающая к Яджурведе. В тесной связи с книгами-брахманами находятся тексты ещё одного типа, которые традиционно именуют араньяки (санскр. rayaka – букв. «лесные»). Наименование данных произведений указывает, что они созданы по большей части лесными аскетами и в первую очередь для таких же подвижников, как и они. Довольно значительная часть араньяков относится к литургической тематике. Вопросы правильного совершения и должного понимания мистической сути жертвоприношений остаются крайне важными для авторов этих текстов. Показательно, что здесь получает развитие концепция внутренней жертвы, приносимой подвижниками. Следует иметь в виду, что подвижником в определённый период своей жизни (как правило, на склоне лет) мог стать фактически любой представитель трёх высших варн. В соответствии с устоявшейся к тому времени традицией в преклонные годы человек мог удалиться от семейных и общественных дел и принять на себя подвиг аскетического делания. Существовали и существуют в изменённом виде до сего дня специальные места – «пустыни», предназначенные для своего рода общин отшельников, именовавшихся ашрамами (санскр. rama – «защита»). В эпоху брахманизма они располагались чаще всего в отдаленных от городов и поселений местах. Как правило, поселение там человека не означало необратимого изменения стиля его жизни, однако считалось делом похвальным и достойным подражания. Наиболее интересный в отношении метафизических представлений пример являет Айтарея-араньяка 691 . Текст содержит размышления относительно начала бытия Вселенной, а также о природе человека и его месте в универсуме. Непосредственным продолжением и восполнением араньяков стали упанишады (санскр. upaniad – букв. «сидеть возле»). Этот ряд книг, восходящих к тому же периоду, завершает собой корпус священных текстов шрути. Название «упанишады» содержит в себе отсылку к способу их изложения. «Сидеть возле» (или по другому варианту – «сидеть у ног») означает внимательно слушать слова старшего, поучающего. Таким образом, формой упанишад является, как правило, передача беседы или диалога между младшим и старшим. Ими могут быть учитель и ученик, отец и сын, муж и жена, властитель и подданный. В древности синонимом термина «упанишады» являлся термин «веданты» (санскр. vednta – букв. «завершение Вед»).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Готра (санскр. gotra – букв. «коровник»). Это семья в самом широком смысле этого слова; клан, племенная группа. Поскольку отношения внутри данного сообщества мыслятся как родственные, брак между представителями одной и той же готры невозможен или по крайней мере строго порицается. Правара (санскр. pravara – букв. «лучший», «превосходный») – линия наследования, родословная. В высших варнах, особенно брахманской, перечисление почитаемых предков является составной частью ритуала, совершаемого жрецом. Кроме того, возможность выстраивания отношений между лицами разных правар определяется в том числе и фактом наличия или отсутствия общих предков. Ашрама – дхарана, фиксирующая периоды жизни Отдельно следует сказать об особой дхаране, фиксирующей не столько положение человека в определенной социальной группе, сколько этапы его социального и религиозного становления и связанные с этим образы жизни. Эта особая внесоциальная дхарана носит название ашрама (санскр. s " rama – букв. «то, что требует усилия»). Среди исследователей существует мнение, что в древности это были не этапы личного пути, а варианты жизненного выбора 449 . Исторически сложилось представление о четырех ашрамах. Их призван пройти каждый представитель высших варн, каждый «дваждырожденный» (прошедший инициацию) мужчина. Начало этой стези ознаменовывается совершением над мальчиком ритуала упанаяны 450 , после чего он становится брахмачарья (санскр. brahmacarya – букв. «последующий брахману»). Как правило, в прошлом это означало, что ребенок становится учеником одного из представителей жреческого сословия и переходит жить в его семью, в ней он пребывает все время ученичества, соблюдая ряд обетов воздержания. На этот период воспитуемый фактически становился членом семьи своего учителя. Главным содержанием образования было изучение корпуса литературы шрути и смрити. Эта традиция не исчезла полностью в традиционалистских семьях, особенно брахманских. Такая практика существует и до сего дня. На пороге зрелости обучение заканчивалось. Готовый к вступлению во взрослую жизнь юноша возвращался в дом отца. Затем следовало вступление в брак, который совершался, как правило, при активном содействии родителей. Человек проходил соответствующий матримониальный обряд и становился грихастхой (санскр. grihasthya – букв. «живущий в доме»), то есть домохозяином.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Четвёртый класс населения именовался шудры (санскр. sudra – «слуга»). Вероятно, его составили представители неиндоевропейских племён, живших на обширных пространствах Индостана к моменту прихода ариев. Прежде всего это были дравиды – носители угасавшей протоиндийской цивилизации. Дравидийские племена были завоёваны, до некоторой степени порабощены и тем самым частично ассимилированы с пришлым индоевропейским населением. Дравиды не были автохтонным населением Древней Индии. Вероятно, они тоже являлись покорителями Индостана, пришедшими сюда намного раньше ариев 690 . Те автохтонные народности, которые сохранили независимость от белокожих (арийских) завоевателей и не приняли созданную ими социальную структуру, получили название панчамов (санскр. pañcama – букв. «пятые»). Их участь в позднейшем индийском социуме была незавидной. Панчамы составили самые низы общества, стали изгоями, в частности « неприкасаемыми », т. е. людьми, не входящими ни в одно из сословий и ни в одну из четырёх варн. §2 Священные тексты брахманизма В эту же эпоху наряду с окончательным оформлением варн в X–VI вв. до н. э. появляется новый тип текстов – брахманы (санскр. brhmaa). Тексты возникли, несомненно, в жреческой среде, хранившей ведическую традицию и передававшей её из поколения в поколение. Неслучайно и название текстов совпадает с наименованием этой варны. Содержание брахманов соотносится непосредственно с ритуалом. Брахманы являлись дополнением и одновременно комментарием Вед. В них подробно описывался алгоритм совершения жертвоприношений, а также предлагалась мифологическая и символическая трактовка совершаемых действий. Точное количество текстов данного характера, существовавших в период брахманизма, определить едва ли возможно. До нашего времени дошли далеко не все брахманы, однако даже сохранившиеся дают представление о многочисленности появившихся в данный период произведений. Каждая брахмана дополняет одну из четырёх Вед и традиционно соотносится с одной из религиозных школ – шакх (санскр. s " kh – «ветвь»).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Плошка, плуш гореть Плыть, плавать, плу (плавати) идти,в выводных получает значение плыть Плавание, плавана плаванье Плавание, наплыв, ãплавана купание ãплãва затон, залив Плюсна, плу Плясать, блеш (блешати) плясанье плясун плясать, кажется, указывает на производство слова плясать посредством префикса по (ср. лясы выкидывать – штукатурить) частица, часто соответствующая Санскр. упа; впрочем, у и по у нас соединяются весьма часто. (См. Позыв, понози ) Пнать, пен (пенати) Поганый, поганда урод.Слово поганый не имеет ничего общего с Л. paganus, от pagus Под, пота низ дома.Несколько слов Санскр., как поду, пота и др. содержат значение низа, испода и указывают на утраченный корень, тождественный с нашим под, который имеет и существительный смысл (под печной), и глагольные развития, например, подлый, форма причастная Позыв, упанава Полнить, полный, полк, пул (полати и nyлajamu) быть великим, быть в сборе, в куче. Л. populus, plenus, plebs Полоса, плющить, плус (nлycjamu) делить Пол, половина, полоть, пал делить.От пол выводных множество. Санскр. имел тот же корень без придыханий, но утратил Поле, пал (палати) ходить.Л. palere. Корень у нас утрачен. Санскр. палãма – солома, соответствующее нашему палево – мякина, выводят из этого корня. Вероятнее производство от утраченного корня пал, нашего палить Полти, naлjyл (naлjyлajamu) резать, от утраченного корня нашего пол, от которого у нас множество отростков, например, половина, полотно Понози, упãнан обувь, башмак.Я слышал однажды от крестьянина следующее выражение: онучи, лапти и всякая поножь Пора, пãр совершать Порок, порочный, парãнча и пãрãч извращённый, испорченный.Сходство может быть случайное. Впрочем, происхождение от глагола рку несколько сомнительно Порос, пуруша животное мужского пола.Говорится о племенных самцах, например, бык порос. Это имя присвоено свиньям, как животным особенно священным у нас и у Римлян: porci pures , по форме архаической. Впрочем, слова: порося и porcus могут также происходить от прас – рано рожать

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Турить и тулить, тул (тулати) выгонять.К ним же имеет близкий смысл Санскр. тур (mypjjame) Тур, турман голубь идти быстро Тушить, туш быть довольным;этот корень имел ещё другое значение, им утраченное в Санскр. и соответствующее нашему тушить. Доказательством служат: тушãра дождь, снег и холод тушãракана росинка, иней, сосулька тушãракãла тушãрапãта дождь, ливень тушãрãдри Гuмãлajя, т. е. Зимогорье.Тушить, без сомнения, значило уничтожать, умерщвлять Ты, твой, твам Тыкать, тычина, тын, утин, тик (текате) и тиг ударять, колоть Тыл, тала Тылять заяц тыляет по опушке тил, (телати) ходить, двигаться Тема, темно, тама темнота, ночь держать тело теля, теленок, – тал, тил быть полным, жирным.Санскр. тарнака и Русск. телёнок созвучны и однозначны Тешить, утеха, те (теати) любить, ласкать Тягать, тяжкий, ти сносить Тянуть, тан (тануте) растягивать, удлинять Тяпать, тебать, ступа, тупить, потуплять, тупой, туп и туп, туб и туб колотить, бить, убивать, унывать. Этот корень с префиксом с обращается в стуб и стумб, быть одурелым; Л. stupere, stupidus Тятя, татр кормить отец (как Л. pater, батя, Санскр. пит, от пã – кормить); тесть? тёща? У Увечение, увечить, увеченный, удвеана повреждение, рана.Эти слова явно доказывают, что слово век собственно значить жизнь. Префикс у есть отрицание, сравн. убогий, убыль, урод и т. д. Удар, удара война, сражение Узы, юзы, узел, гуж, гузло, учч вязать jy (joamu) связывать Уне, уный, унший, унна любезный, кроткий, добрый и великий Упырь, jyn (jynjamu) приводить в смятение, в ужас, вредить Уста, ошта Утро, ютро, jym (jomame) блистать Дjampa Утро-ба, антра кишка. Л. uterus Уха, ykja варёное Учить, учита известное, понятое (от глагола вач ) Х Хапать, hãnaj (hãnajamu) хватать, стаскивать Харалужный мечи харалужные в песне о Полку Игореве саралона сталь.Слово крайне любопытное, потому что доказывает обширность торговых сношений в древней Руси. Она, во время уделов, получала Индийскую сталь, которая и теперь так славится под именем вудз; её теперь в России, конечно, нет в торговле. Нельзя усомниться ни в тождестве слов, ни в том, что это Индийское, а не Русское название стали. Такое торговое знакомство с Индией объясняет много ещё непонятого в наших сказках. Китайское название шёлка и Индийское название стали не совсем согласны с некоторыми взглядами на древне-Русскую торговлю. Впрочем, кажется, их и опровергать не нужно, когда мы имеем свидетельство Ибн-Хордадбега IX века, что в его время Русские купцы ходили сами со своим товаром до Багдада и даже до пристаней Средиземного моря

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

При этом сама религиозно-философская школа веданты сложилась в виде нескольких направлений. Три из них признаются наиболее значимыми: 1 . адвайта; 2 . вишишта-адвайта; 3 . двайта. Каждое из перечисленных направлений связано с именем учителя – ачарьи (санскр. crya), почитающегося основателем традиции. Адвайта- веданта Адвайта-веданта (от санскр. advaita – букв. «недвойственная») – это школа, проповедующая онтологическое единство, «недвойственность» бытия. Её основателем считается Шанкара (санскр. akara), живший в начале IX в. (ок. 788–820 гг.). Шанкара происходил из брахманского рода с юга Индии и был почитателем Шивы. Его отец умер, когда Шанкара ещё не вышел из младенческого возраста, поэтому основателя адвайты-веданты иногда именуют «сыном вдовы». С детства он отличался особой любознательностью, и ему легко давались науки. В юном возрасте Шанкара совершил путешествие на север страны. Там он обрёл себе учителя и начал вести аскетический образ жизни, став странником-санньясином 743 . Умер весьма рано, прожив всего 32 года. Шанкара написал ряд трактатов-комментариев к древним текстам. Много путешествовал, проповедуя своё учение и вступая в дискуссии с представителями других религиозно-философских школ. Суть созданного Шанкарой учения состоит в утверждении абсолютного единства бытия. Не существует ничего, кроме высшей реальности – Брахмана. Множественность предметов мира есть не что иное, как прямое следствие неведения, то есть авидьи. Соответственно, не существует никакого различия между богами Шивой и Вишну. Их не следует разделять, поскольку божественная реальность едина и единственна. Вместе с тем Шанкара рассматривает вопрос о личном боге – Ишваре (санскр. vara – букв. «господь, владыка»). Ишвара обладает множеством божественных качеств. Однако воспринимающее Ишвару индивидуальное сознание пленено авидьей, творя из безличностного и неописуемого Абсолюта-Брахмана объект для рассмотрения и поклонения. Тем самым индивидуальное сознание демонстрирует свою погруженность в эмпирическую реальность, неспособность подняться над её феноменами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010