Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЬЯДЕВА [санскр.   - благородный,  - божественный, небесный], буддийский мыслитель III в., ученик и последователь Нагарджуны , представитель философско-религ. школы мадхьямика . Ему приписывают 23 сочинения, наиболее значительными из к-рых являются «Хаставалапракарана» и «Чатухшатака». В подавляющем большинстве своих трактатов, носивших характер полемики с индуистскими школами санкхья , вайшешика , а также с буддистами хинаяны , А. защищал центральную для мадхьямики идею пустоты. С т. зр. А., истинно сущее (парамартха-сат), или абсолютное, состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносительных категориях, ибо оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, оно единственно реальное, а таковым может быть только пустота (см. Шуньята ), к-рая стоит вне субъектно-объектных отношений познания. Всё производимое причинами и условиями несамостоятельно, пусто, ибо в нём нет самосущего (нихсвабхава). Если бы нечто обладало самосущим, рассуждал А., то оно воспринималось бы как существующее без причин и условий, но ничего подобного нет в мире, поскольку все явления включены в бесконечные и безначальные цепи каузальности. Всё явленное есть отсутствие собственной природы и наличие взаимозависимой изменчивости. Буддисты тибет. традиции причисляют А. к «шести драгоценностям» буддийской философии наряду с Нагарджуной, Асангой , Васубандху, Дигнагой и Дхармакирти . В кит. буддизме работа А. «Шаташастра» является одним из основных источников школы Сань-лунь-цзун. Лит.: Tucci G. Pre-Dignaga: Buddhist Texts on Logic from Chinese Sources. Baroda, 1929; Gokhale V. The Hundred Letters: A Madhyamaka Text by Aryadeva. Hdlb., 1930; Lang K. Aryadeva " s Catuhsataka. Copenhagen, 1993. А. П. Андросов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76572.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БХАВАВИВЕКА Бхававив [санскр.   - аналитик бытия (Бхавья - смотрящий в будущее)], буддийский мыслитель VI в. из Юж. Индии, основоположник сватантрика-мадхьямики, одного из направлений в философии махаяны . Полемизируя с философами хинаяны , йогачары , санкхьи , вайшешики , веданты и мимансы , Б. подробно и систематично излагал взгляды своих оппонентов, за что и получил титул «первый историк индийской философии». Он выступил против апофатической методики Буддхапалиты , что привело к расколу в школе мадхьямиков. Хотя Б. отрицал возможность независимого возникновения сущностей (нисвабхава), для него пустота (шуньята) являлась лишь обозначением того, что природа вещей лишена сущности, но не означала небытия вещей. Б. утверждал в «Мадхьямика-хридая-кариках» (Строфах о сущности мадхьямики) и в комментариях к ним, что познание имеет особенный внешний объект (свалакшана), не существующий в абсолютном смысле (парамартха); появление же в сознании любого психофизического феномена есть появление его значения. С т. зр. Б., сфера знания состоит из действительно истинного познания, где двойственность устраняется достоверным непосредственным восприятием, и условно истинного познания, сохраняющего двойственность. Б. признавал 2 способа достоверного познания: непосредственное восприятие, подразделяющееся на чувственное, умное и провидческое (йогическое), а также самовосприятие и вывод. Любое непосредственное восприятие, не омраченное деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность. Б. проповедовал идеалы махаяны, доктрину 4 тел Будды . В. П. Андросов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153725.html

Четвёртая (лишь по очерёдности, но не по важности!) составляющая духовной жизни – регулярное приступание к церковным таинствам. Здесь нельзя не вспомнить слова Христа: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём ( Ин. 6:53–56 ). Святое Причащение, или Евхаристия (от греч. «благодарение»), – таинство таинств, стержень церковного богослужения, основа христианской духовной жизни и фундамент, без которого невозможно спасение. О важности Евхаристии, других церковных таинств и вообще церковной жизни точно, всеобъемлюще и ярко сказал священномученик Киприан Карфагенский : «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь ». Господь Иисус Христос неоднократно говорил о том, что путь к Нему открыт для всех. Когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ), – обещает Он в одном месте Евангелия. Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ), – призывает в другом. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ), – возвещает апостол Павел. Нет для Бога ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос ( Кол. 3:11 ). Совсем иное представление о духовной жизни в йоге. Прежде всего оно связано с такими понятиями индийской философии, как дхарма и варны. Дхарма (санскр. «правило, закон, учение») в широком смысле – это духовный закон, правда, праведность. В более узком – правила жизни, обязанности, ритуал. Варны (санскр. «цвет, краска») – общественные (социальные) классы, сословия или касты в Индии. Древнеиндийское общество делилось на четыре основные касты: брахманы (жрецы), кшатрии, или раджаньи (воины), вайшьи (земледельцы, позже к ним добавились торговцы, скотоводы, ремесленники) и шудры (рабы, слуги, позднее наёмные работники). Такое разделение на варны, согласно «Ригведе», установили боги, когда приносили себе в жертву Пурушу – «рождённого в начале»:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

П. мы исходили из тех мест, в которых представлено нарочитое описание её внешнего вида, и для определения противостоящего невесте жениха мы не видим более простого и верного средства, чем анализ подобных же мест, наиболее устойчиво рисующих его внешний облик. Такое место мы и встречаем 5:10–16: «возлюбленный мой светлый () и красный, носящий знамя () выше мириад (звёздных); голова его – золото чистое; глаза его как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие на валу (=халд, вал, плотина); щеки его как цветник ароматный, высокие гряды благовонных растений; губы его – белые лилии, источающие мирру текучую; руки его – кругляки золота усаженные топазами; живот его –изваяние из слоновой кости обложенное сапфирами; голени его –мраморные столбы поставленные на золотых подножиях; его вид как (снежный) Ливан; его гортань – сладость и весь он – сама нега». Очевидно, что это описание, как и описание невесты, представляет нарочитый подбор штрихов и картин природы, заслоняющих черты человеческого образа, который, однако ж нужен был и здесь для того, чтобы отдельным штрихам сообщить единство впечатление, и чтобы образовать соответствие другому человеческому образу невесты. И здесь человеческие черты стоят так близко к штрихам природы, что даже частица сравнение (как) между ними считается излишнею. Таким образом и жених Песни Песней, насколько его можно определить по приведённому месту, должен принадлежать, как и невеста, видимой природе или по крайней мере открываться в явлениях видимой природы. Но в то время как картины и штрихи, изображающие невесту, вполне тяготеют к низменной земной природе, штрихи, собранные в образ жениха, хотя соприкасаются с землею, но сами принадлежат высшей эфирной области света. Местожительство жениха далеко от земли в сонме небесных светил, между которыми он является с победной хоругвью то в светлом, то в пурпуровом виде; соответственно этому уже в самом начале книги Песн. 1:2 слава жениха называется миром звездным (=санскр. taraka=звезда, заря), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Веданта (санскр. vednta – букв. «завершение Вед») – одна из самых известных и значимых даршан, учение которой основывалась непосредственно на текстах упанишад. Исторически веданта оформилась в виде трёх направлений: – адвайта (санскр. advaita – «недвойственная»); – вишишта-двайта (санскр. viidvaita – «ограниченно (или частично) двойственная»); – двайта (санскр. dvaita – «двойственная»). Все эти направления существуют и доныне. Главные темы, интересовавшие последователей веданты, были весьма умозрительны: соотношение Брахмана и единичного человеческого «я», человека и мира, а также осмысление различных путей освобождения от тягот бытия. Со временем веданта поглотила санкхью и йогу и приобрела доминирующее значение в религиозной жизни Индии 706 . Она оказала огромное влияние на формирование современного индуизма и потому о ней будет сказано отдельно чуть ниже. §5 Место и значение ритуала в брахманической религии Основные ритуальные практики Закрепление в общественном сознании жёсткой классовой структуры, а также появление специфического типа текстов­брахманов стали явным свидетельством того, что древняя ритуалистическая практика выходит на новый этап своего развития. Большинство обрядов, совершавшихся в брахманский период, известны по их упоминанию в самхитах. Основные изменения в совершении обрядов затронули сферу толкования и организации ритуала. Остановимся на ключевых для брахманского богослужения обрядах. Все их условно можно разделить на бытовые, частные (санскр. grihya) и торжественные, публичные (санскр. rauta). Бытовые, частные ритуалы К ним следует отнести так называемые санскары (санскр. saskra) – обряды, фиксирующие новый статус человека. Эти обряды соотносились с важнейшими событиями в жизни индивида. Всего насчитывается 16 санскар. Например, при рождении ребёнка совершался обряд джатакарман (санскр. jtakarman); во взрослое сообщество юношу вводил обряд упанаяна (санскр. upanayana); с заключением брака были связаны ритуалы вивахи (санскр. vivha); когда человек умирал, проводились церемонии антьешти (санскр. antayei). В современном индуизме, который исторически наследовал брахманизму, санскары играют весьма важную роль.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНДЖУР И ДАНДЖУР Ганджур [Ганьчжур, Канчжур; тибет. bka- gyur букв.- перевод сказанного [Буддой]] и Данджур [Даньджур, Танчжур; тибет. bstan-gyur - перевод пояснений [сказанного Буддой]], 2 части тибет. буддийского Канона - собрания буддийских текстов, переведенных с санскрита, пракритов, кит., др. языков и восходящих к Будде Шакьямуни, его ученикам и комментаторской традиции. Г. и Д. называют также тибет. Трипитакой - собранием «трех корзин», аналогичным санскр. Трипитаке (тексты Винаи , Сутры (см. Сутта-питаки ) и Абхидхармы ). Известны его рукописные варианты и ксилографические издания, выполненные в Дерге (Деге, Генгчен), Лхасе, Нартханге (Нартане), Цоне, Пекине, др. городах и мон-рях. Эти издания различаются количеством томов (92, 100, 108), текстами и цветом издания (золотой, красный, черный). Парадная книга Канона в Центр. Тибете переписана золотыми и серебряными буквами в XV в., в Ладакхе - в кон. XVI - нач. XVII в. Первыми систематизированными списками буддийской лит-ры Тибета принято считать «Гарчаг Пантанма» и «Донтан Дангар», составленные во времена царя Садналэга (IX в.). Продолжили систематизацию и переводы инд. проповедник Дипанкара Шри Джняна (Атиша, 982-1054) и переводчик Ринчен Занпо (958-1055). Кодификатором Г. и Д. в его совр. виде является Будон (1290-1364) - ученый-систематизатор из мон-ря Джалу, к-рый опирался на собрание буддийских текстов из скриптория мон-ря Нартханг. Он разделил буддийские тексты на Г. («сказанное Буддой Шакьямуни») и Д. («пояснение сказанного Буддой»); систематизировал разд. Тантры (разделил тексты на 4 вида: крия-, чарья-, йога-, аннутарайогатантра); включил в Канон только те тексты, санскр. оригиналы к-рых сохранились; выделил отдел «Старые Тантры» с переводами, сделанными в первый период распространения буддизма в Тибете. Г. составляют следующие разделы: Дулва (санскр. Виная), Шэрчин (санскр. Праджняпарамита), Палчэн (санскр. Аватамсака), Концэк (санскр. Ратнакута), До (санскр. Сутра), Мйанган (санскр. Махапаринирвана-сутра) и Гйуд (санскр. Тантра). В Д. 2 раздела: Гйуд - комментарии к тантрам и До - комментарии к сутрам, включая вводный том, содержащий гимны буддам. В его состав входят и оригинальные произведения тибет. авторов, а также небуддийские произведения, в т. ч. поэма «Облако-вестник» Калидасы. Но на протяжении веков в разных изданиях состав Канона уточнялся и редактировался, вводились новые переводы.

http://pravenc.ru/text/161641.html

Остановимся на ключевых для брахманского богослужения обрядах. Все их условно можно разделить на бытовые, частные (санскр. grihya) u mopжecmbehhыe, публичные (санскр. s " rauta). Бытовые, частные ритуалы К ним следует отнести так называемые санскары (санскр. saskra) – обряды, фиксирующие новый статус человека. Эти обряды соотносились с важнейшими событиями в жизни индивида. Всего насчитывается 16 санскар. Например, при рождении ребенка совершался обряд джатакарман (санскр. jtakarman); во взрослое сообщество юношу вводил обряд упанаяна (санскр. upanayana); с заключением брака были связаны ритуалы вивахи (санскр. vivha); когда человек умирал, проводились церемонии антьешти (санскр. antayei). В современном индуизме, который исторически наследовал брахманизму, санскары играют весьма важную роль. Наиболее интересным из всех перечисленных санскар является ритуал упанаяна («посвящение») – обряд инициации, вводивший молодого человека в число членов одной из трех высших варн. Прохождение этого ритуала делало человека «дважды рожденным» (санскр. dvija), то есть рожденным заново. Совершающий посвящение брахман почитался как подлинный отец, породивший юношу в духовном отношении через приобщение к взрослым членам общества и сделавший его полноправным участником религиозной жизни. Церемония была весьма длительной, сложной и часто проходила несколько дней. Ритуальные действия предполагали среди прочего возложение руки брахмана на плечо неофита, очистительные церемонии, пострижение волос, препоясывание его специальным шнуром и чтение им отрывка из Вед. Торжественные ритуалы Торжественные ритуалы довольно многообразны, но все они связаны с жертвоприношениями – яджна (санскр. yajña). Наиболее оригинальным из всех ритуалов являются жертвоприношения сомы , свойственные, как отмечает Мирча Элиаде 401 , исключительно ведической религии. В нем участвуют четыре класса жрецов. Каждый из них выполняет свою особую роль и использует гимны определенной Веды из трех первых «старших» самхит. Роли жрецов в едином ритуале распределяются следующим образом 402 :

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Двигаясь в ритме танца, Шива-Натараджа разрушает и вновь вызывает к бытию все видимое многообразие вещей в мире, включая населяющих его божеств. Так он порождает новые циклы существования Вселенной. Нельзя не сказать об особом символе, в виде которого также почитается Шива, – лингаме. Лингам (санскр. liga – «признак») – схематическое, а иногда и весьма реалистическое, но всегда объемное изображение детородного органа божества. Размеры этих изображений довольно разнообразны: от массивных столбов, стоящих в сакральных местах, до мелких домашних предметов, служащих для домашних жертвоприношений, которыми осыпается или обливается этот символ божественной оплодотворяющей силы. Неслучайно и ваханой Шивы является бык Нандин (санскр. nandin – букв. «счастливый»), символизирующий оплодотворяющую и порождающую мощь бога. Женская сакральность в индуизме В индуизме существует почитание женской сакральности. Она представлена в образе Шакти (санскр. s " akti – «сила») – возлюбленной и преданной супруги божества, главным образом Шивы 431 . Данный культ получил название шактизма . В шиваизме Шакти олицетворяет творческую и одновременно разрушительную энергию бога-вседержителя. В древности почитание богини-матери было связано с оргиастическими ритуалами, в ходе которых происходило мистическое соединение адептов с богиней-матерью. По очевидным причинам данное мистическое течение имело эзотерический характер и опиралось на ряд текстов, в совокупности именуемых тантры (от санскр. tantra – «ткань») 432 , отчего само религиозное явление получило название тантризма . Наиболее известные образы женских божеств, сопряженных с Шивой, – это Парвати (санскр. prvat – букв. «горная») – светлая, благая ипостась божественной энергии верховного бога; а также Дурга (санскр. durga – букв. «непобедимая») или Кали (санскр. kl – букв. «черная»), ипостазирующие темное, воинственное проявление энергии Шивы. Шактизм был связан с человеческими жертвоприношениями, бороться с которыми были вынуждены впоследствии и английские колониальные власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ковач, Санскр. кавача, каваса броня.В этом слове виден некогда бывший в Санскритском языке и нами сохранённый корень кав, кув и ков-ать, от которого и имя бога богатств Кувера Коганец, кунана маленький глиняный сосуд Когда, кадã когда.Замечателен аффикс да: он явен и в Санскр., и в Греч., и в Латинском; но в Русском он сохраняет ещё всю свою жизненность: когда, сюда или сюды, где, зде–сь, всю–ду, оттудова и пр. То же отчасти заметно и в Греч. – ϑεν и в Л. qnan-do, tan-dem, и в Санскритском, где он принимает формы да, де, до, но менее ясно Кожа, коша и коçа покрыша, скорлупа Коза, кеçата Кокобить то же, что юлить куб (kyмбajamu) скрывать укрывать Кокот, кочет и кокошь. Куккута курица, петух Колебать, хлибать, хлюбать, хлипкий, клиб (клибать) быть слабым Колотить, клат (клатати) ударять Колупать, чулумп (чулумпати) резать Колено, кула Комяга, камата тростник, бамбук, в котором воду держат Конопеле, кунапа вонь. Л. cannabis Конура, кандара пещера Кон, конец. конать, закон, кун (kyhajamu) замыкать угол острие, край (гунированное кун) Копать, купа и копа яма, колодезь Копье, kynja металл Корма, карна корма. Л. carena Корм, кормить, крам (kpaмjame) Корпеть, кропотун, кп (knajamu) быть слабым. Вялым, нищенствовать карпатин Корь, кара воспаление Коса, косить, кас бить, собственно сечь Коса, кеçа волоса, клок волос на темени. Несмотря на звук е, которого вообще не признают первообразным, форма Санскр. древнее; по крайней мере, кажется, от неё у нас глагол чесать Костерь, каçеру Косте, костеватый, асти астиват костистый Который, катара который (в численном отношении).Тут является уже замеченное выше ара или тара как знак количественности или числа: Санскр. итара , Л. alter, uter и пр. Особенно выступает значение этого суффикса в Р. языке, именно в прибавке его к самостоятельному числу: пятеро, шестеро и др. Это же окончание в Санскр. чатур , Р. четыре , Санскр. чатвãра , Р. четверо , отделяясь, даёт корень четы – чета, от Санскр. глагола чит, чет, то же, что мыслить и считать. Четыре собственно две четы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Рис. 86. Шива-Натараджа Двигаясь в ритме танца, Шива-Натараджа разрушает и вновь вызывает к бытию всё видимое многообразие вещей в мире, включая населяющих его божеств. Так он порождает новые циклы существования Вселенной. Нельзя не сказать об особом символе, в виде которого также почитается Шива, – лингаме. Лингам (санскр. lingam – букв. «признак») – схематическое, а иногда и весьма реалистическое, но всегда объёмное изображение детородного органа божества (см. рис. 87). Размеры этих изображений довольно разнообразны: от массивных столбов, стоящих в сакральных местах, до мелких домашних предметов, служащих для домашних жертвоприношений, которыми осыпается или обливается этот символ божественной оплодотворяющей силы. Рис. 87. Лингам Неслучайно и ваханой Шивы является бык Нандин (санскр. nandin – букв. «счастливый»), символизирующий оплодотворяющую и порождающую мощь бога. В индуизме существует почитание женской сакральности. Она представлена в образе Шакти (санскр. akti – букв. «сила») – возлюбленной и преданной супруги божества, главным образом Шивы 737 . Данный культ получил название шактизма . В шиваизме Шакти олицетворяет творческую и одновременно разрушительную энергию бога-вседержителя. Женская сакральность в индуизме В древности почитание богини-матери было связано с оргиастическими ритуалами, в ходе которых происходило мистическое соединение адептов с богиней-матерью. По очевидным причинам данное мистическое течение имело эзотерический характер и опиралось на ряд текстов, в совокупности именуемых тантры (от санскр. tantra – букв. «ткань») 738 , отчего само религиозное явление получило название тантризма . Наиболее известные образы женских божеств, сопряжённых с Шивой, – это Парвати (санскр. prvat – букв. «горная») – светлая, благая ипостась божественной энергии верховного бога; а также Дурга (санскр. durga – букв. «непобедимая») или Кали (санскр. Kl – букв. «чёрная»), ипостазирующие тёмное, воинственное проявление энергии Шивы (см. рис. 88). Шактизм был связан с человеческими жертвоприношениями, бороться с которыми были вынуждены впоследствии и английские колониальные власти.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010