быть злым, толочь, разбивать Мысль, мыслить, мç (мçати) думать.Переход гласной в ы очень вероятен, и даже вероятно, что гласные и в Ведах были очень близки к звуку ы Мыть, мывать, мив (минвати) кропить, мочить Мычать, миç (месати) звучать.Ещё ближе му (мунати). Л. mugire Мышь, муша Медь, мид сплавляться Месяц, мãс и мãса месяц. Л. mensis Мета, метить (от того же корня и место), мита – измеренное. Л. meta За-мета, примета, мити знание, доказательство Мех, мешек, маçака Коренная форма маçа в Санскр. утрачена; у нас от него и другая формация: мошна. Впрочем, мошна может происходить и от иного корня Мешать, смешивать, миçр (мuçpajamu) мешать.Санскр. миш (мешати) ещё ближе, по звуку, но несколько отдалённее по смыслу. Евр. Мицраим – Египет, значит смешение Мешать, помеха, мешкать, мотчать, мичч (миччати) останавливать, мешать Мясо, масло, мãса мãнсаа жир.Эти два слова подтверждают замечание, сделанное при слове масна Мять, минать, ми (миноти) вредить Н Навить ранить мёртвый навья кость, наб (haбjamu) ранить, умереть Нагий, нагна Не, нет, на Небо, небеса, набас небо. Л. nubes, облако Невеста молодица, невеста.Впрочем, этимология от ведать не без вероятности навода молодица, близка к нашему невестка Нести, несу, неш (нешате) двигаться, приближаться от которого вонзить, пронзить, заноза, язва и др. аç, açajamu разделять, сродное с наç – уничтожаться, погибать. Л. ensis Нива, нив жиреть.Не поле родит, нива (поговорка известная) орошённая или утучнённая Низ, ничь, ничком, никнуть, низкий, нича низкий Нищий, нича, нãчака, ничас слабый, презренный huшmja человек, изверженный из каст Новый, нава Нога, анга Ноготь, нака ноготь.Это же слово значит и часть. Вывод Р. нога от нака был бы также правилен, как и от анга – член; наконец в слове упãнан – башмак, едва ли не является форма совершенно соответствующая нашей Нос, нãсã Ночь, накта ночь.Этимология Санскр. от на – стыдиться, чистый вздор. Настоящая же этимология указывает на коренную идею ока в смысле органа зрения и самого зрения. Русские называют ночь временем невидущим, Р. н-очь; Лат. n-oc-s (oculus уменьшительное); Н. n-acht (achten – видеть, хотя смысл этого слова временем изменён); Санскр. н-акта (от акши). Все представляют идею зрения с отрицательным н, которого давность тем самым доказывается. Древнейшая форма Санскр. была накша , а не накта . Звезда называется накшатра (от накша – ноче и трак – ходить, или трã – охранять; ночеходная и ночехранительная). Этому слову дают Санскр. лексикографы три разные этимологии, из которых ни одна никуда не годится

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Грабить, грабли, гран (гранати)в Ведах гб (гбнати) – брать Грай птичий, Санскр. г (гнãти) кричать. Не от того ли грач? Грач, дрãкш кричать по воронью Гриб, б раздуваться, пухнуть Грива, гривна, загривок, гривã шея, особенно к затылку Гроза, грозить, град. Санскр. нрãса громкий звук нрãд(нрãдате) звучать громко, греметь грому нрãдини перун.Л. grando Громада деревенская сходка деревня грãматã множество деревень, или вероятнее союз деревень Грубый, грубеть, дру (друвати) быть крепким, неподвижным Груда, нруд (нрудати), вруд собирать в кучу Грудь, крода грудь; впрочем, к Русскому слову близко и Санскр. нд – сердце Грызть, гд (rдjamu) быть жадным. Это слово связывается также с Санскр. грас (грасате) есть. По случаю корня гд и другой формы того же корня, гард (rapдajamu) – желать, замечательны Англ. greedy и Итал. gridare . В языках даже. Третичной формации проявляются иногда корни, которых нельзя отыскать в языках первичной формации, как например, Русский, или вторичной, как, например, Латинский или Немецкий. Это не случайное совпадение, по крайней мере, не всегда; часто это остатки утраченных областных неписанных наречий Греть, гришма жара.Очевидно от утраченного корня, соответствующего нашему греть. Вывод Индийских лексикографов, от гран – схватывать, бессмыслен. Другая отрасль этого корня гарма – также жара, от глагола г, имеющего уже несколько изменённое значение, блестеть, светиться О-греха, гн хватать. Огреха, т. е. охват сохой, охватившей, но не поднявшей пласта в поле? Грех, грешить, нш (hapшjamu) лгать.Сравни также гарн (гарнати и raphajmu), хулить и презирать, изъявлять презрение. Гряду, д идти. Л. gradior Грязь, г (гарати) мочить Гудеть, гу (гуати) гудеть Гукать, гул, гусли, гу звучать Гулять, нул (нолати) ходить. Гал .(галати) имеет тот же смысл и даёт производные с у: например, гулпа – щиколка Гуня, гони платье, мешок Гурьба, гур стремиться.Гурьба, скачущая стая борзых; впрочем, это слово также близко и к Санскр. гулма , полк, отряд (войска). С Санскр. гур мы сравним ещё горелки, горить (тот, кто догоняет)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

А Алый, Санскр. ал (3-е лицо алати) украшать Б Багрить, багор, банл (банелате) убивать Багун, багульник, бãну рука. Bãhy часто значит ветвь. Бадья, баня, бãд купаться По Вопадеве это слово пишется вãд; так проявляется тождество Рус. вода и Нем. baden . Баловать, бал (бãлajamu) лелеять, как ребёнка Балясить, балагурить, балы точить, бал (бãлajame) объяснять, говорить Баран, урана Батя и гос-под-ин, пати господин. Го в этом слове, как и в Го–сударь, значит великий, хвалёный. Го по Санскр. – хвала. Гой еси! будь хвален. Изгой, лишённый чести сословной или общинной. Думаю, что таков и корень слова гость (тот, кого приветствуют, а не слово гã, что даёт просто смысл – пришлый). Гоить имело, впрочем, и смысл жить; от этого произвольное изгойство значит самоубийство в рукописи, которой некоторые учёные не поняли под влиянием тесного систематизма. Введение идеи похвалы – го – в слова, обозначающие общественное первенство, объясняет нам, как пан составилось из корня пан – хвалить. Пан j а по Санскр. значит – хвальный и хвальная. Бахрома, брам вертеться около чего-нибудь, бродить. Сродство можно предполагать по тому, что этот корень входит в название волосяных вихров или плетешков, – брамарака или брамаракала . Баш, ба делить. Я слыхал выражение: на его баш вместо доли; но не знаю, не заёмное ли оно, и в общем ли употреблении? Это могло бы значить: на его голову, из корня Тюркского. Баять, бахарь, бад (бãдajamu) говорить, бãни – речь. К бахарь ещё ближе банл О-бида, беда, бид рвать, ломать, беда – разрыв, раздор Бирюк, бирука медведь Благо, бага всё Божественное, всё доброе и желаемое, вообще красота, сила, добродетель. Такова форма, принятая этим корнем в Русском языке, и вывод слова Бог из него совершенно ложен; но нет сомнения, что самое слово бага , как и Санскр. ба h , как бага клинообразных надписей и Русское Бог происходят от общего корня бу – быть непосредственно Блистать, блеск, блещать, блãс (блãcjamь) светиться Блюду, мудрый, буд. (будати) распознавать, замечать. В мудрый – б перешло в носовую. Существование такой же носовой формы этого корня в Санскр. заметно из многих слов. Впрочем, Санскр. медира – умный – очень близко к мудрый 301

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Окончательный вывод из изучения Кельтского языка и данных исторических, сохранённых в преданиях или в писаных свидетельствах древности, очевиден: Кельты перешли в Европу после Славян, уже занимавших всю южную полосу средней Европы; но, так же как и Германцы, они отозвались ранее, чем Славяне от общей Иранской родины. Собственная колыбель их, как и личное развитие наречий, принадлежит не восточному, а западному Ирану. Степень образованности, до которой достигла уже общая великая семья Иранская, была довольно высока: ибо все родственные отношения обозначены теми же именами в древне-Кельтском, как и в других наречиях Иранских. Имена же эти развились в общей родине, ибо они не имеют корней в отдельных наречиях кроме Санскритского и отчасти Славянского (как например, дочерь иль свёкр). Сверх того, многие слова, принадлежащие к высшему развитию ума и к отвлечённому мышлению, перенесены с некоторыми изменениями из недр Ирана на западную оконечность Европы, таковы dia (Бог, Санскр. див-блистать, и Слав. дивить, – являть) nacmh, древнее naehm (святой, от Санскр. нам поклоняться, Лат. numen, может быть Сл. дума – мысль, с изменением носового звука), edbart (жертвовать, Санскр. адвара жертва), Ner (Господь Бог , Санскр. Нара), Esfhear (Бог, Санскр. Исвара), muin (учить), muinteoir (учитель, Санскр. муни мудрец, Лат. monere, Гер. mahnen, Сл. мудрый с изменением носового звука) и другие. Так в языке живёт свидетельство о древнем просвещении предков всех Европейских племён, и мы можем смело сказать, что хотя Кельты не сохранили, подобно Славянам, светильника мудрости, завещанной Ираном своим выходцам, они всё-таки стояли в отношении образованности гораздо выше Германцев и, принимая в себя многие чуждые стихии, явные в их наречиях, не впадали никогда в совершенное бессмыслие дикой и лесной жизни. Ранее оставив свою при-Кавказскую родину, они не вполне были искажены всегубящей бурей религиозных и племенных раздоров, которая свирепствовала в юго-западной Азии, но и не были, подобно Славянам, спасены свободным простором пустынь, духом общения, семейственной жизни и торговли, воплотившими в простоте и неизменности бытовой глубокую мудрость, некогда облечённую в многозначительное слово и вполне сознанную светлым младенчеством человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Бгадра Калпа был первым Буддой, о коем предсказали ранее тысяча ему предшествовавших, самое рождение и жизнь обставлены чудесами; по происхождению он – с берегов Ганга, сын раджи, взят из воды, подобно Моисею, одною царицей и ею воспитан; с возрастом обнаружил необычайные способности и в борьбе всегда выходил победителем. Тысяча юношей состязались с ним, но были разбиты, это были 1000 Будд и Готама признал их учениками. Семь Будд, явившихся в течении сей Калпы были: Би-бо-ши (санскр. Viposyn) обративший 348.000 человек; Си-чжи (санскр. Sikhim), обративший 250.000; Би-шэ-фу (санскр. Visvabhu), обративший 130.000 человек; Цу-лю-сунь (Санскр. Krakuchanda из Браманов); Цю-на-ше-лю-ни (санскр. Kunagamani) тоже из касты Браманов; Цзя (санскр. Kasyapa) из Бенаресских Браманов. Будды эти, предшествовавшие Готаме, разными учеными принимаются неодинаково; китайцы убеждены, что все они действительные исторические личности, европейские ученые (Куннингэм и др.) допускают действительность лишь трех последних. Готама или Шакьямуни, седьмой из рассматриваемой калпы – есть действительное лице, несомненно признаваемое всеми; год рождения его неточен, одни признают 690 до P. X., другие 550. Жизнеописаний Готамы чрезвычайно много и о них мы даем понятие в своем месте, пользуясь изысканиями Макса Мюллера. В XIX т. «Sacred Books of the East» (Oxford, 1883 г.) по изданию Макса Мюллера, содержится перевод жизни и учение Будды с китайского текста, составленного с санскритского оригинала. В введении к английскому переводу S. Beal предлагает ценную характеристику буддийских школ, с особенным выделением северной – для русских, имеющей особенный интерес, а потому остановимся на сем предмете и затем скажем о самом каноне буддизма – по замечаниям об оном в X т. того же издания Мюллера (introduction). Буддизм вообще имеет существенное различие с тем, каким он известен в Непале, Тибете, Китае, Япония, Монголии, особенно отличается в Цейлоне, Бурме и Сиаме, т. е. между школами северною и южною замечаются особенности, не позволяющие их смешивать вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

стомить ) показывают, что этот же предлог переходит в ç нёбное, и в с. Отдельный же предлог принял в Санскр. форму caha . Замечательно, что первая часть этого слова, са или со, в Слав. наречиях соответствует по смыслу его, второй части ge в Германских наречиях. Собратья – gebrüder’, с-делал, gethan. Совокупность и быстрота действия выражались одним и тем же звуковым символом в первом возрасте Индо-Европейского племени Собака, çãвака молодое животное, щенок По-собить, подсобить, çоба и çобана (кор. суб) доброе, счастливое, утешительное.В этих словах корень не тот, что в особа, собинка, происходящих от местоимения Совать, су (сувати) бросать Сокол, çакуна Сок, çyчj (çyчjamu) мочить, выжимать сок Солнце солнце (по прозвищу красное) быть красным красный, огонь.Л в Рус. слове крайне беглый звук, ставящейся то после, то прежде о. Эта этимология гораздо ближе, чем вывод из cy pja . Нем. sonne. Л вставлено в слово солнце как и в слово слоняться. По Санскр. солнце называется также суну Соль сара Сон, çajaha сон.Корень çи (çете), по-видимому, очень далёк от нашего сон, но в спряжении он берёт носовые звуки и в выводных формах сближается с Русским словом Сорока, сãранга пёстрый; от того и женская узорчатая рубашка сорочка , и шутливое сближение женщин и сорок в народных сказках, присказках и поверьях 309 Сор, ç разрушать.Сродство явно из Санскр. buçupjja разрушающийся, выкрашивающийся, высоривающийся çãрира извержение, сор Сосать (корень удвоенный), су – производить, су – извлекать жидкость.От этих двух корней производных множество, например, Санскр. суну – сын , çуни – сука : Р. сук то же, что рожен и, вероятно, от однозначащих корней; Санскр. çиçу – новорождённое животное – Р. сосун и множество других. От того же корня, без сомнения, и Санскр. стри – женщина. Это слово в других Индо-Европейских наречиях встречается только в. составных словах. Вывод его из глагола cmja – звучать, совершенно нелеп; происхождение от су – родить подтверждается аналогией слова жена от другого глагола с таким же смыслом, ан; стри – тождественно с çри , именем богини Лакшми, хотя это имя пишется с с нёбным (обстоятельство совершенно ничтожное).Лакшми называется женщиной по преимуществу, как и Вишну называется просто мужем, или мужем по преимуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Сок её по особенной сладости не употреблялся ли и не очищался ли ещё в глубокой древности как леденец? Ведь стеарин был же известен при дворе Дариев, по Ктезию. Этимология, кажется, несомненная: слово свёкла от Санскр. çукла Свекровь, свекор (настоящая форма свекры), çваçру свекровь сваçура свёкор.Л. soccer, socerûs, Корень этих слов кажется кры – кровь, своя кровь, т. е. принявшие в свою кровь, в своё ближайшее родство. Сл. кры и Л. cru-or не имеют, правда, в Санскр. соответствующего çру в смысле крови; но çру – течь, çру – водоток или сток и пр. объясняют этимологию и заставляют предполагать в Санскр. утраченный корень или среднее звено. В Р. свёкры обозначает самое отношение невестки и свекрови: «его мать и моя мать – свёкры, а ты поди да смекни» – говорить поговорка Свистать, çвас (çвасити) дышать.По Санскр. çвас значит также ударить; у нас: свистнуть кого-нибудь. Метафора одна и та же Свой, сва свой.По Санскр. сва значит родственник, как свой у нас, из чего свояк, свояченица и др. Свет, светить, светать, çвит (çветате) быть белым, блестящим белый, светлый.В песнях месяц называется, по преимуществу, светлым, солнце – красным. Эпит. светлый как бы указывает на особенный оттенок лунного света – его белизну (по Скр. çвета -белый); эпит. же красное на огненный цвет солнечного луча (ср. Санскр. кçãну , огонь Сей, ся, си себя, себе Село, села ограда, дом, тождество корней сомнительно Серб, сарб (сарбати) кочевать.Серб в смысле подвижной дружины, казака? Сердце древнейшее, вероятно, среде или серд сердце любимый.Не связано ли это слово с нашим гридень, близкий, любимец? Не сомневаюсь, впрочем, в том, что во всех словах, относящихся к нашей древнейшей, т. е. Рюриковой дружине, всегда вероятнее корень Скандинавский; но должен также сделать ещё замечание: в Санскритском языке есть слова, начинающаяся с h д , а происходящие, по-видимому, от грива – шея. Так как Скандинавское начало слова гридень ещё очень неясно, нельзя ли предположить и у нас звукоизменения подобного Санскритскому? И гридень не происходит ли от почётного знака гривны? Серп, сарпа изгибистое движение и от того – змея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Все традиционные брахманистские школы признавали трагичность человеческого бытия в его наличном состоянии, как, впрочем, и всего, что принадлежит к этому миру. Эта трагичность обусловлена страданиями, которыми исполнен наш мир, а также постоянным перерождением личности в разных телах и различных местах. Представление о цикле перерождений и смертей описывается термином сансара/самсара (санскр. sasra – букв. «блуждание», «странствование»). Существуют яркие и запоминающиеся образы, демонстрирующие отношение к этому феномену: «колесо сансары», «сети сансары». Первый образ указывает на цикличность жизней и смертей, которые обречён переживать всякий индивид. Второй образ подчёркивает страдательный характер бытия и указывает на цель, стоящую перед всяким существом: вырваться из пут этой «дурной бесконечности». Отличительной чертой сансарического бытия является майя (санскр. my – букв. «видимость», «кажимость») – иллюзорность, призрачность эмпирического мира. Сначала этот термин означал способность богов творить разного рода видения и знамения. Затем он стал выражением неадекватности, ложности восприятия окружающего мира. Традиционно предполагается, что призрачность окружающей реальности обусловлена ложным состоянием сознания, пребыванием в незнании – авидья (санскр. avidy – букв. «неведение»). При этом внутренним принципом бытия мира является карма/камма (от санскр. karman – букв. «действие», «труд») 700 . Это вариант закона мировой справедливости, высший принцип мироздания и человеческой жизни, основанный на причинно-следственной зависимости. Доктрина кармы принималась всеми брахманическими школами, однако по-разному осмыслялось её отношение к Абсолюту – Брахману. Карма властвует даже над богами. Наиболее очевидным образом карма проявляется при реинкарнации (метемпсихозе): заслужившие лучшую участь индивидуумы получают более совершенное тело и лучшее место обитания, и наоборот. Задача всякого человека состоит в том, чтобы преодолеть эту зависимость и освободиться от оков сансары. Сам же акт обретения этой свободы именуется мокша или мукти (санскр. moka – «освобождение»). Различные брахманские школы различным образом интерпретировали состояние, в котором пребывает индивидуальная душа – джива (санскр. jva) – после того, как вырвется из цикла перевоплощений. Однако все школы сходились во мнении, что это бытие чуждо страданий, свойственных эмпирическому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Vinaya) т. е. дисциплина; 2) Sher-phjin (санскр. Prajnâpâramità) или философия и метафизика; 3) Phalchhen (санскр. Buddhavata Sangha) или учение Будды, его воплощения и проч.; 4) dkon br Tsegss (санскр. Ratnakûta), или собрание драгоценных предметов; 5) mDo ssDe (санскр. Sûtrantra), или собрание Сутр; 6) Mjang dass (санскр. Nirvâna), или освобождение от мирских мучений; 7) rGjud (санскр. Tantras), или стихи для пения (incantations) и проч. (Chambers). Ганджур, представляет собою собрание 1083 разных рассуждений, заключающихся в 100 или 108 томах (volumes folio); места издания – Пекин, Хласса и другие; ценность – L 600 или 7000 штук свиней, если перевести монету на товар из животных. " Данжчур» есть вторая половина священного кодекса, состоящая из трактатов в 225 томах, печатанных изящно в Пекине, и содержит переводы с санскрита и пракрита, догмы, философию, грамматику, медицину, этику, со словарем – Amara’s Rosha, с фрагментами из Магабараты и других эпических поэм. В сем сочинении обнимается жизнь Будды и других святых его последователей и разного рода прочие рассуждения по теологии, магии и проч. Ганджур-Данжур известны по переводам на монгольский и китайский язык. д) Обращаясь к состоянию знаний по Востоку в России д-р Дейжен касается университетского образования. Он говорит, что для изучения языков восточных, при университетах русских имеются особые кафедры. В университете Казанском с 1838 г. существует кафедра арабского, персидского, турецкого, татарского и монгольского языков; в университете С.-Петербургском – специальный факультет восточных языков. Проф. Васильев признается одним из специальных, знаменитых русских ориенталистов, знатоком китайского, маньчжурского, тибетского и санскритского языков и литературы; Пещуров владеет практическим знанием китайского; Голстунский состоит профессором монгольского языка. По-китайски и манчжурски всегда учатся от шести до восьми студентов университета, и приготовляются по окончании курса и экзаменов к занятию должностей в Китае или Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

В Африке же у Гиолофов (вероятно, Олоф, ибо ги означает множественное число) обращение прилагательного в глагол делается основным правилом языка, точно так, как во множестве наречий существительное обращается в прилагательное или наречие (schnur-gerade, lion-hearted и т. д.). Очевидно, все эти части речи сливаются и разделяются по личному понятию каждой семьи человеческой. Всякий предмет имеет в себе силу, начало и образ действия; всякое действие, как подлежащее рассуждений, делается предметом. Время и пространство нераздельны в механизме языков, как и в ходе умственном или в жизни мировой. Существительное же и глагол суть только отражения времени и, пространства в слове человеческом, и в отношении этимологии мы должны дать им равные права. Вообще же можно предполагать (и сравнение даёт точно такой же вывод, как и априорное рассуждение), что глаголов коренных найдётся более у при-Ганиесских Брахманов, и более коренных существительных у братьев их, Бактрийских выходцев, европейских Славян. Такую разницу должно было произвести развитие мысли с одной стороны, и быта с другой. Нельзя не заметить её и при самом поверхностном наблюдении. Так, например, Санскр. свит (быть ясным) тождественно со словом свет (Герм, hvit, ныне white и weiss, по закону перехода с в х): Санскр. лоч, блистать, с луч (Греч. λευκος); Санскр. суш (сушить) со Слав. сушь; Санскр. крус (кричать) со Слав. крик; Санскр. пал (раздваивать) со Слав. пол (половина). Со временем просвещённые филологи не будут изучать языка древне-Индостанского отдельно от его Славянского брата и поймут характер этих двух развитий из одних корней, в которых глагол и существительное ещё нераздельны. Мы не имеем памятников древности Славянской (кроме нескольких строк, о которых мы говорили 205 и которые только доказывают существование Славян), и в этом отношений смешно бы было сравнивать нашу скудость с богатством самой древней письменности изо всех уцелевших от древнего мира; но за всем тем, внутренней силой племени, огромным его расселением, старым историческим значением и всегдашней многочисленностью, столько сохранилось первобытных стихий в языке, столько корней, отзывающихся во всём Иранском мире и нигде не представляющихся явно кроме Славянской семьи, что мы смело можем поставить обще-Славянское слово как важнейшую и решительную связь всех северных наречий белого племени и как необходимое пополнение Санскритского для Европейской учёности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010