Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИГНАГА [санскр.  ], виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики. Его деятельность относится, по совр. датировкам, к нач. VI в. Род. близ г. Канчи (Канчипурам) в Юж. Индии, принадлежал вначале к «неортодоксальному» буддийскому течению ватсипутриев, затем отказался от их учения. Изучал в буддийском мон-ре Наланда (Сев.-Вост. Индия) виджнянаваду, последние годы провел как отшельник в лесу на территории совр. шт. Орисса. Большинство приписываемых Д. сочинений сохранилось только в кит. и тибет. переводах. В «Аламбанапарикше» (Исследование объекта познания) Д. развивает положения Васубандху (IV-V вв.), доказывавшего, что объект познания не может принадлежать внешнему для него миру, будь этим объектом атом ( дхарма ) или агрегат атомов. Новизна аргументации Д. состояла в том, что он ввел 2 критерия, к-рым должен отвечать объект познания: быть причиной познания и обладать той же формой, к-рая проявляется в познании. Внешний объект, обладающий «массивной формой», этим условиям не соответствует, а потому может существовать только «объект, являющийся в познании». «Праманасамуччая» (Конспект по источникам знания) - основная «монография» Д. по эпистемологии и логике в 6 главах. В 1-й гл. проводится радикальное различие между восприятием, фиксирующим только «мгновенно-частное» и лишенным к.-л. мыслительных конструкций, и умозаключением, через к-рое постигаются только универсалии вслед. деятельности конструирующего воображения, реализующегося уже в номинации объектов. В главах 2-4 Д. показывает основные различия между собственно умозаключением как «выводом-для-себя» и силлогистическими пропозициями как «выводом-для-других»: в 1-м случае имеет место приобретение нового знания, во 2-м - лишь его экспозиция. Им выявляются 3 характеристики среднего термина и выделяются 9 возможных реляций между доказательством и доказываемым положением (колесо аргументов). Здесь же устанавливается форма 3-членного силлогизма, призванная заменить традиц. 5-членный. Значение этой реформы - в попытке трансформации логики как средства рациональной риторической аргументации (в каковом виде она развивалась в брахманистской школе ньяя ) в науку о доказательстве чисто дедуктивного типа. В гл. 5 развивается буддийская доктрина «отличения от другого»: слово обозначает не внешний объект (к-рый Д. отрицается), но только отличие от др. референций (слово «корова» означает не известное животное, а отрицание класса «не-коров»). Гл. 6 посвящена псевдоответам как некорректным силлогизмам.

http://pravenc.ru/text/171977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУДРА [Санскр. mudr - печать, знак, образ, поза, жест], положение тела или предмета в обрядах, практиках, иконографии инд. религий. М. называют печати, на к-рых изображаются символы богов - диск, раковина, антропоморфные изображения Вишну или Шивы и т. п. Владение М. связано с эзотерическим знанием, большое значение имеет в тантрических практиках (садхана), среди к-рых выделяется направление махамудра (букв. «великая печать», тиб. Chagchen) школы сарма тибет. буддизма. М.- форма материальной выразительности в философской триаде «мышление - речь - телесное действие», телесное и речевое действие (прежде всего посредством мантр), связанное с мыслительным усилием (волевым импульсом), соединяющим их. М. имеет динамический и статический аспекты, в первом случае речь идет о движении импульса, реализации, преображении, достижении, во втором - о закрепленной в позе или жесте форме. Часто М. называют «хаста-мудра», или «хаста-карма» - символические жесты рук, используемые в обрядах. Существуют своего рода «системы», «словари» М., содержащие иконографические изображения как поз всего тела, так и жестов рук; различающиеся в зависимости от источников. М. реализуются посредством винийога - искусства применения, разрабатывающего правила сочетания и навыков владения отдельными позами или жестами. Мудрашастра (жестология) впервые описана в разделах «Мудрадхикарана» тантрических трактатов «Пичумата» и «Пингаламата». М. в них разделяются на 5 категорий: ритуальные, духовные, социо-культурные, театральные, музыкальные. Однако более определенно М. могут быть разделены на 4 типа, связанные с областью применения: культовые (ориентированные на представление богов, демонов и эпических героев), обрядовые (прежде всего связанные с тантрическими ритуалами и практиками), йогические (используемые во время медитации и психофизических телесных практик), театральные. При этом внешнее выражение М., относящихся к разным типам и имеющих разные названия, может совпадать. Примером культовых М. являются канонические изображения Будды - бхумиспарша мудра (символ призвания земли в свидетели обретения Пробуждения), дхармачакра правартана (передача учения, поворот колеса Дхармы), кайотсарга - поза аскета Бахубали в джайнизме. Как к культовым, так и к обрядовым, в зависимости от контекста употребления, относят такие М., как анджали (приветствие), варада (подача дара), абхайя (защита), джняна (обретение знания), вира (мужество), шарана (прибежище, защита), уттарабодхи (обретение Пробуждения).

http://pravenc.ru/text/2564310.html

3 февраля 2018 Автор: (отв. ред.) Грабарь-Пассек М. Жанр: первоисточник  Описание: Книга состоит из двух разделов - " От античности к средневековью " (IV-VII вв.) и " Каролингское Возрождение " (VIII-IX вв.). Каждый раздел включает большую обзорную статью с характеристикой всего периода в целом, ряд очерков об отдельных писателях и образцы переводов их произведений, по большей части публикуемых впервые.  24 января 2018 Восприятие звездного неба образованными людьми Средневековья в ортодоксальных, астрологических и магических культурных практиках. 11 января 2018 Последние столетия Средневековья стали для Византии периодом одновременно трагическим и славным. В это время географические рамки империи неуклонно сужались из-за османской экспансии. А внутри самой империи, в интеллектуальных кругах, традиционное христианство оказалось под угрозой со стороны вновь обретенного античного философского наследия, которое ценности языческого гуманизма преподносило под оболочкой, внешне напоминающей христианскую. 6 января 2018 Автор: (сост.) Зарецкий Ю.П. Жанр: первоисточник Описание: Издание включает переводы на русский язык западноевропейских текстов V—XIV вв., объединенных темой средневековой субъективности. 16 декабря 2017 Автор: Цзун-ми Цзун-ми (Гуйфэн Цзун-ми, 780-841) является одной из центральных фигур в истории буддизма в Китае и чрезвычайно интересным мыслителем китайского средневековья. Цзун-ми был патриархом школы Хуаянь (санскр. Аватамсака), основавшей свое учение на одноимённой индийской сутре. Одновременно Цзун-ми был и наставником буддизма школы Чань ветви Хэцзэ, которая восходит к одному из учеников знаменитого шестого патриарха Чань Хуэй-нэна (ум. в 712 г.) по имени Хэцзэ Шэнь-хуэй.  16 декабря 2017 Основой издания 2012 года является переработанное воспроизведение книги Вадима Рабиновича " Алхимия как феномен средневековой культуры " , вышедшей в издательстве " Наука " в 1979 году. Ее замысел - реконструировать образ средневековой алхимии в ее еретическом, взрывном противостоянии каноническому средневековью.

http://bogoslov.ru/topic/317187

1 Помни о смерти ( лат. ). 2 Ср. нашу статью «Религиозно-исторический смысл русской революции» в сборнике «Проблемы русского религиозного сознания». Берлин, 1924. 3 Чем больше перемен, тем больше все остается по-старому ( фр. ). 4 Carlyle. Latter day " " s Pamphlets. 5 Мы заимствуем эти термины у П. Б. Струве, который первый ввел их для обозначения этих двух социально-философских воззрений в своей книге «Хозяйство и цена». 6 «это — я сам» ( санскр. ) — формула, означающая единство субъекта и объекта. 7 Эти соотношения были хорошо выяснены еще в старой школе «Volkerpsychologie» немецких мыслителей Lazarus " a и Steintal " я в 60-х годах XIX в. 8 Ср. классическое в этом смысле построение немецкого социолога F. Tunnies в его известной книге «Gemeinschaft und Gesellschaft». 9 Lazarus M. Vom Ursprung der Sitten. Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft. Bd. 1. S. 472.d. 1. S. 472. 10 долгое время ( фр. ). 11 Природа мистического опыта и раскрывающейся в нем духовной жизни хорошо описана Н. А. Бердяевым в гл. 1 его «Философии свободного духа». То же соотношение я пытался в общей форме выразить в учении о «живом знании» и в онтологической теории знания в моей книге «Предмет знания» (1915). 12 Ср., напр., классическое в этом смысле исследование W. Kuzhler " а «Intelligenzprufungen bei menschlichen Affen». Ко всей этой теме см. блестящую синтетическую сводку Max Scheler’a «Die Stellung des Menschen im Kosmos» (1928), теоретическая ценность которой совершенно независима от ее ложных религиозно-философских выводов. 13 Только для человека возможно невозможное; он различает, выбирает и судит ( нем. ). 14 Friedrich Wieser. Das Gesetz der Macht. 1926. 15 Обстоятельный анализ онтологического дуализма и онтологической связи между конкретным всеединством и сферой отвлеченных определенностей я пытался дать в моей книге «Предмет знания». Здесь эта тема в приложении к духовно-общественной жизни человека могла быть намечена лишь в самой общей форме. 16 кастовость; сословный, корпоративный дух ( фр. ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3862...

В. С. Соловьев (1853—1900) — выдающийся религиозный мыслитель, философ, поэт и публицист. 52 Горний — высший. 53 За чечевичную похлебку Исав, сын Исаака, променял свое первородство младшему брату Иакову, который и получил вместо него благословение отца (Быт 25). 54 В этой главе цитаты из книг пророков даны в новом переводе. 55 Астральные боги — различные олицетворения стихийных (космических) сил; поклонение астральным богам есть нарушение Завета, ибо поклоняться следует не тварям (сколь бы возвышенны и могущественны они ни были), а Творцу. 56 Русское словосочетание «драконовский закон» (или «драконовские меры») сохраняет имя этого законодателя. 57 Моральный релятивизм — отрицание абсолютных, незыблемых моральных норм. 58 Трансцендентный — запредельный, выходящий за рамки физического мира, превосходящий его. 59 Родство древних индийской и иранской культур доказывается близостью языков; так называемые индоиранские языки выказывают значительную близость в рамках индоевропейской семьи языков. 60 Альбигойство, богомильство, павликианство — течения, возникавшие в христианстве и определенные Церковью как ереси, т. е. взгляды, противоречащие учению Христа и Его Церкви. 61 Номады — пастушеские племена. 62 Ясна — наиболее древняя часть Авесты, содержащая гимны, из которых самыми ранними признаны 28— 34,43—51,53, именуемые Гатами. 63 Историческими книгами традиционно называют Книги Иисуса Навина, Судей и Царств. 64 Дхамма (пали, священный язык древне–индийских культов) то же, что дхарма, мировой порядок, закон, также учение Будды; сангха — буддистская община. Будда, дхарма и сангха — так называемые «три сокровища» буддизма. 65 Профанация в узком смысле слова — исполнение священнических функций лицами, не имеющими соответствующего статуса, т. е. непосвященными; в широком — распространение в упрощенном и искаженном виде сложных специальных воззрений. 66 Аватар, или аватара, автара (санскр.) — в индуистской мифологии бог, пришедший к людям в облике смертного существа. 67 Койне — разговорный язык, на котором общались между собой носители разных греческих диалектов. В койне диалектные особенности были стерты, что способствовало взаимопониманию. 68

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7 . Рама – царевич, а затем монарх государства Айодха, герой эпоса «Рамаяна»; 8 . Кришна – «Темный», герой Бхагавадгиты; 9 . Будда – Сиддхартха Гаутама, основатель буддизма 424 ; 10 . Калки-образ грядущего мессии, который должен явиться в конце настоящего временного периода. В народной среде Вишну почитается главным образом именно в лице своих аватар. Самыми популярными из них являются Рама и Кришна. Согласно вишнуитской мифологии, Вишну обитает на вершине горы Меру. Это есть центр Вселенной, точка пересечения различных уровней бытия. Жилище Вишну вместе с мировой горой и есть axis mundi. Считается, что его дворец сияет ярче солнца, и потому другие божества не могут взирать на него. Сами небесные светила меркнут, приближаясь к дворцовым пределам. Один из величайших мыслителей и учителей вайшнавизма Рамануджа в XII веке заложил основания широко распространившегося впоследствии в вайшнавизме учения о пяти способах проявления бога в мире 425 . Божество являет себя: – в своей изначальной форме . В ней Вишну пребывает на своей высшей духовной планете – Вайткунхе; – в виде вьюх , то есть в четырех формах, о которых упоминалось выше. В них Вишну промышляет о мире и пребывает в нем своей беспредельной силой; – в виде «нисхождений» – аватар ; – в виде божественной силы в человеческих душах ; – в форме пребывания Вишну в сакральных пространствах, в частности – в храмовых изображениях – мурти (санскр. mrti – букв. «проявление»). Иконографический образ Вишну антропоморфен. Он изображается в виде человека с выразительными миндалевидными глазами, часто с четырьмя руками или многоруким. Цвет кожи – синий, одежд – желтый. Голова украшена диадемой. Показателен набор предметов, которые он держит в своих многочисленных руках. Чаще всего это стрела – вероятно, символ небесного оружия – молнии; четки – образ нескончаемого круговорота времени; жезл власти. Лотос и раковина – символы водной стихии, из которой рождается мир. Чакра – боевой метательный диск – символ вращения времени или же по другому толкованию – образ кольца планет, создаваемых и разрушаемых Вишну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ж. По замечанию исследователя философии Лао-цзы у фон-Штраусса, к XXV гл. «Дао-дэ-цзин», понятия этого мудреца о Боге в высшей степени достигают чистоты концепции, и созерцания, незамечаемых у других мыслителей древности, за исключением Европы. Было нечто, говорит Лаоцзы, существующее совершенное во времена хаоса, и прежде неба и земли, – молчаливое, свободное от всех пристрастий, неизменное, повсюду распространяющееся и не подвергающееся опасности исчезнуть. Его можно назвать родителем всего мира; и хотя нельзя дать ему какое-либо достойное имя, но я называю «Дао», для лучшего же разумения – «Да-Дао» – великий «Дао» или «Разум». Называю «Дао» скоропреходящим, далеко отстоящим, возвратным. «Дао» велик, небо, земля и царь – тоже велики, и где существуют эти четыре предмета, там есть и государство. Как художник делал тот или другой вид из глины при созидании художественной вещи, так от неба зависит образ земли, и «Дао» действует всюду по своему усмотрению, нигде не ниже своей воли и самостоятельности. Вообще «Дао» есть отец и матерь всех вещей, субстракт мира, содержащий все вещи. Как существо творческое, «Дао» описывается со свойствами матери; как первопричина всего имеет много разных терминов, так или иначе характеризующих Божеские свойства. Таковы иероглифы «сюань» – темно-голубой, мрачный, небесного цвета, т. е. непостижимый глубокий для ума смертных. Представляемое в таком виде существо сходно с санскритскими терминами «tamasa» желтый, с тремя качествами вещей (?), или «mila» черный, фиолетовый, также – «krichna» желто-голубой. Цвет этот – общий у индийских богов, таков же и в Египте и Китае, и очень важен в символике, ибо указует на понятие о высшем существе »Дай-шан», санскр. parama, altissimus, или «Шан-ди», санскр. Mahisvara и magnus dominus, Господь. З. Даосские слова и фразы (по Чальмерсу), с русской транскрипцией и переводом английских объяснений. 125 1. Определение «Дао» Даосизм, учение даосской секты, – дао-цзяо; Абсолютное начало, сю-ву, Великая пустота, дай-ци; Бытие, проистекающее из небытия, ю-шэн ю-ву; Начало небесное, тянь ди ши ши; Реальная пустота, обнимающая таинственное бытие, чэнь-гун эрр, хань мяо ю; Безымянная пустота, ву-мин чжи-бо; То что не имеет имени, не может быть определено словами – Дао, чан ву мин.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мировые религии (кроме христианства) КИБЛА [араб.- «направление», «то, что находится напротив»], в исламе направление на главное святилище - Каабу в г. Мекка, соблюдаемое во время совершения молитвы и нек-рых ритуалов КОАН собого рода текст в кит. буддизме в школах традиции Чань и в буддийских школах тех стран, где она получила распространение (Сон в Корее, Тхиен во Вьетнаме, Дзэн в Японии и др.) КОБЕН (1173, п-ов Кии, совр. префектура Вакаяма - 1232, Тоганоо близ совр. Киото), япон. мыслитель, сторонник возрождения буддийской общины и обновления учений «старых» буддийских школ, один из знаменитых монахов-проповедников в Японии в XIII в. КОРАН священная книга мусульман, собрание откровений, к-рые были произнесены пророком Мухаммадом между 610 и 632 г. КУКАЙ [посмертное имя Кобо-дайси - «Великий учитель, распространяющий дхарму»] (774-835), япон. буддийский мыслитель, основатель школы Сингон КУМАРАДЖИВА (344/50-409/13), буддийский монах, один из 4 крупнейших переводчиков буддийской лит-ры на кит. язык КУТБ [араб.- полюс, ось, столп], в суфийских тарикатах (братствах) высшая ступень святости в иерархии святых (аулия); главный духовный наставник тариката ЛАМА духовный учитель, наставник, прошедший специальное обучение в монастыре и необходимые обряды посвящения в буддизме Ваджраяны ЛИГА ИСЛАМСКОГО МИРА [др. название - Всемирная исламская лига], международная ислам. неправительственная религиозно-политическая орг-ция МАЗХАБ [араб.- путь], технический термин, широко используемый в исламе - в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме МАЙТРЕЯ бодхисаттва и одновременно будда буд. мира, призванный восстановить окончательно деградировавшую в мире дхарму МАЛИКИТЫ последователи мазхаба, названного по имени его основателя - факиха и мухаддиса Малика ибн Анаса (ок. 713 - 795), считают Коран и Сунну единым (насс) и главным источником права, трактуют Сунну как продолжение Корана МАРА Мара [санскр. - умертвитель, разрушитель], в палийской и санскритской буддийской литературе главный персонифицированный демонический противник Будды и его последователей, неизменно терпящий поражение от них

http://pravenc.ru/rubrics/122558_4.html

В XXV гл. (Дао-дэ), говорит Ф. Штраус, китайский мыслитель достигает необыкновенной высоты созерцания и чистоты концепции во всем, касающемся дел Божиих; здесь он доходит до представлений и идей, присущих только еврейским священным книгам. «Было нечто, говорит Лаоцзы, существующее искони до хаоса, и прежде неба и земли, – существо молчаливое, постоянно неизменное, распространяющееся повсюду и вне всякой опасности. Его можем назвать отцом и матерью мира, хотя лично я и не знаю его имени, но называю «Дао», для более же лучшего уразумения говорю »Да-Дао« (великий путь, мудрость), великий Дао, далеко отстоящий, возвратный. Дао велик, и небо и земля тоже велики, и царь – тоже велик. В тех государствах может быть царь, где существуют четыре предмета. Земля получила свой вид подобно модели в руках художника, она вышла от неба по его образцу; творец всего – Дао, действующий по своей воле, усмотрению и самостоятельности, ни от кого независимый». На языке человеческом и в письменах нет слов, знаков, коими бы можно было точно определить и изобразить ясно это великое и непостижимое начало. Китайские иероглифы и слово »сюань« значит тёмно-голубой, небесного цвета, черный, мрачный (санскр. tamasa, или nela – черный фиолетовый, или Krichna – тёмно-голубой). Цвет этот вообще принятый и употребляемый в Индии, Египте, одинакового значения и в Китае. Китайское слово »Дай-шан», всевышний, санскритск. Parama, лат. altissimus. Кит. Шан-ди – всевышний, Господь, санкскритск. mahisvara, лат. magnus, Dominus, суть вообще равнозначащие термины. В XL гл. (Дао-дэ) описывается творение мира посредством движения: »Дао« производит единицу, единица – двоицу, двоица – троицу, из троицы проистекают все вещи. В Ли-цзин говорится о движении иначе: Дай-ци производит две сферы, от двух сфер – четыре формы, из четырех форм – восемь сочетаний или »па-куа», употребляемых в гаданиях. Встречается и выражение, что небо владычествует над началом всех вещей, тогда как земле принадлежит сила их совершения. Таково действие грома, ветра, дождя, солнечного света, лунного влияния, холода и жара.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Буддизм ДХЬЯНА понятие инд. духовных практик, обозначающее особую сосредоточенность сознания на объекте созерцания ИНГЭН Рюки (1592 - 1673), японское имя кит. буддийского мон. Иньюаня Лун-ци, основателя япон. школы дзэн-буддизма Обаку ИППЭН ТИСИН (1239-1289), япон. буддийский монах-проповедник, основатель амидаистской школы времени (дзи-сю), «странствующий святой» (юге сенин) КАРМА одна из основополагающих концепций, определившая космологические, антропологические, сотериологические, социально-этические парадигмы всех религиозно-философских систем Индии КОАН собого рода текст в кит. буддизме в школах традиции Чань и в буддийских школах тех стран, где она получила распространение (Сон в Корее, Тхиен во Вьетнаме, Дзэн в Японии и др.) КОБЕН (1173, п-ов Кии, совр. префектура Вакаяма - 1232, Тоганоо близ совр. Киото), япон. мыслитель, сторонник возрождения буддийской общины и обновления учений «старых» буддийских школ, один из знаменитых монахов-проповедников в Японии в XIII в. КУКАЙ [посмертное имя Кобо-дайси - «Великий учитель, распространяющий дхарму»] (774-835), япон. буддийский мыслитель, основатель школы Сингон КУМАРАДЖИВА (344/50-409/13), буддийский монах, один из 4 крупнейших переводчиков буддийской лит-ры на кит. язык ЛАМА духовный учитель, наставник, прошедший специальное обучение в монастыре и необходимые обряды посвящения в буддизме Ваджраяны МАЙТРЕЯ бодхисаттва и одновременно будда буд. мира, призванный восстановить окончательно деградировавшую в мире дхарму МАРА Мара [санскр. - умертвитель, разрушитель], в палийской и санскритской буддийской литературе главный персонифицированный демонический противник Будды и его последователей, неизменно терпящий поражение от них ПАРАМИТЫ [«совершенство», «превосходство»], в буддизме, преимущественно в махаяне - одна из 6 или 10 религ. добродетелей (совершенств), к-рые ведут к нирване

http://pravenc.ru/rubrics/122560_2.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010