Архимандрит Сергий (Рыбко) 24 октября 2022 г. 15:00 Архимандрит Сергий (Рыбко) 04. 08. 1960 —  12. 07. 2022 12 июля 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу архимандрит Сергий (Рыбко), настоятель храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище и храма во имя прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы. PDF-bepcuя. Архимандрит Сергий (в миру Юрий Иосифович Рыбко) родился 4 августа 1960 года в г. Нелидово Тверской обл. В таинстве Крещения был наречен в честь святителя Георгия Константинопольского. Будущий пастырь пришел к Православию в юные годы путем серьезных духовных поисков. Прочитав Евангелие, Георгий начал менять свою жизнь. Он узнал о прошедшем сталинские лагеря духовнике Курско-Белгородской епархии Серафиме (Тяпочкине, † 1982, с. Ракитное) и стал приезжать к старцу. Необыкновенный духовный облик подвижника, его молитвы, любовь и мудрые наставления, продолжительные уставные богослужения и благодатная обстановка Ракитного изменили жизнь юноши, заложив основу его духовных взглядов. Отец Серафим благословил Георгия со временем принять монашество и священство, что исполнилось уже после кончины подвижника. С 1979 по 1988 г. Георгий работал звонарем и псаломщиком в храмах Москвы и Московской области. В 1988 г. Георгий приехал в открывшуюся Свято-Введенскую Оптину пустынь, и в сентябре наместник, архимандрит Евлогий (Смирнов, в последствии митрополит Владимирский и Суздальский), зачислил его в братию. Помню его двадцативосьмилетним юношей, который прекрасно знал устав, колокольный звон, был начитан в Святых Отцах. Поэтому наместник Оптиной пустыни дал ему послушание пономаря.  13 апреля 1989 г. послушник Георгий был пострижен в иночество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. 3 сентября 1989 г. рукоположен во иеродиакона. 23 марта 1990 г. архимандритом Евлогием пострижен в мантию с сохранением имени Сергий. 8 апреля 1990 г. рукоположен во иеромонаха епископом Калужским и Боровским Илианом (Востряковым).  В конце 1980-х в Оптину потекли верующие, интеллигенция, студенты, творческие люди. Юноши и девушки приходили с духовными вопросами и к иеромонаху Сергию, слыша от него живое, благодатное слово о Боге, получая деятельные, жизненные советы.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Бальтазар Ганс Урс фон Скачать epub pdf Идея и мир (критика оригенизма) а) Коррекция мифа Имя Оригена встречается в трудах преподобного Максима так же редко, как и имя Евагрия. Столь часто осуждаемый автор, уже превратившийся лишь в пугало интегралистов, относился к числу тех, кого нельзя было открыто привлекать для утверждения Православия. Но между тем «Гностические сотницы» преподобного Максима доказывают, что он внимательно читал Оригена , ценил его и глубоко почитал, поскольку в них он собрал то, что было наиболее характерным для великого учителя духовности, и, не называя его, передал потомству. Подобную же услугу он оказал Евагрию Понтийскому в «Сотницах о любви». Оригенистская духовность проникла на Восток главным образом благодаря ему, точно так же, как благодаря блаженному Иерониму, святителю Амвросию и преподобному Кассиану она укоренилась на Западе. Однако преподобный Максим «отфильтровал» оригенизм и вырвал его ядовитые зубы. Его главный труд почти сразу же начинает большую философско-богословскую полемику с оригенистской космологией, и эта полемика, возможно, – единственный значимый антиоригенистский документ греческой патристики 60 , который не отбрасывает учение о энадах ( ενς, ενδος, единица – Пер.); осуждая его за ересь, он раскрывает его с пониманием, преодолевая его изнутри и вычленяя в нем ядро истины. Одна часть этой полемики направлена против представления об изначальном постоянстве ( στσις) всех тварных духов в Боге, об истоках всякого движения в грехопадении, о дурной бесконечности движения во все новых зонах; другая же пытается констатировать положительный смысл мифа 61 . Таким образом, по мнению противников, существует «изначальная энада разумных сущностей, сообразно с которой мы, пребывая в естественном сродстве с Богом, имеем часть в Его постоянстве и крепости, на чем и основывается движение, в котором разумные сущности многообразно умножились и побудили Бога к созданию этого телесного мира, цель которого была заключить их в тела за изначальный грех» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Беседа 54 «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». ( Матф. 16:13 ) Изъяснение 16:13–23. Для чего Христос спрашивает учеников предварительно о мнении народа о Нем. – В каком смысле Петр исповедал Христа Сыном Божиим. – Единосущие Христа с Отцом. – Почему до страданий Спаситель запрещал разглашать, что Он есть Христос. – Тайна креста и воскресения неизвестна была и апостолам. – Не должно стыдиться креста Христова. – С какими мыслями и расположениями должно совершать знамение креста. – Сила креста. – Христианин не должен иметь ничего общего с землею. – Легкоисполнимость заповедей. 1. Для чего евангелист упомянул об основателе города? Для того, что была другая Кесария, именно Стратонова; а Иисус Христос спрашивал учеников не в Стратоновой, а в Филипповой, отведя далеко от иудеев, чтобы они, освободившись от всякого опасения, смело высказали все, что у них было в мыслях. Для чего же Он спросил сначала не об их мнении, а о мнении народа? Для того чтобы они, сказав народное мнение, потом, будучи спрошены: «а вы за кого почитаете Меня»? – самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению, и не стали о Нем так же низко думать, как и народ. По той же причине спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал Свою божественность и единство с Отцом, тогда уже предлагает им этот вопрос. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи? – хотя они часто приходили к Нему и беседовали; но желает знать непритворное мнение народа: «за кого люди почитают Меня»? Мнение народа было хотя и гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой. И показывая, как сильно желает, чтобы исповедовали Его воплощение, говорит: «Сына человеческого», – разумея под этим и божество, как нередко и в других местах Он делает. Так говорит: «никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Иоан. 3:13 ); и в другом месте: «если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде» ( Иоан. 6:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа XII На следующие за сказанием о творении слова: «сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог 60 небо и землю» ( Быт.2:4 ). 1. Вот сегодня исполним свое обещание, предложим обычное учение и к прежде сказанному присоединим то, о чем следует теперь говорить. Вы знаете, что раз и другой старались мы и хотели сделать это, но забота о братьях наших увлекала язык наш к увещанию их. То убеждали мы немощных братий, которые, водясь обычаем, удалялись от этого духовного собрания и тем расстраивали нашу радость о священном празднике; им сильно внушали мы и советовали не отлучаться впредь от стада Христова и не блуждать вне этого духовного двора, не соединяться с нами только по имени и названию, на самом же деле следуя иудеям, которые сидят во тьме при светильнике, когда уже воссияло Солнце правды. То приходивших сюда, но еще не просветившихся, увещевали мы последовать духовному призванию и, отрясши сон и леность, с пламенным расположением и напряженным усердием сделать себя готовыми к принятию царского дара, и поспешить к Дарующему отпущение грехов и щедро Подающему бесчисленные блага. Так как и о заблуждающихся касательно праздника Пасхи и соблюдением этого, по-видимому, неважного обычая 61 , причиняющих себе великий вред мы позаботились, как следует, приложив к ране их приличное врачество, и непросвещенным 62 дали надлежащее наставление, то, устроив необходимое для (врачевания) болезней и исполнив свое дело, следует наконец и всем вам вообще предложить сегодня духовное пиршество. Как в том случае, если бы мы прежде, чем позаботиться о братьях наших, оставив увещание к ним, стали продолжать (изъяснение Книги Бытия) по порядку, а этих немощных (братий) презрели, нас справедливо упрекнул бы кто-либо за опущение потребного времени, – так теперь, когда мы ничего зависящего от нас не оставили, а сделали наставление, раздали добро и посеяли семена на духовной этой земле, – теперь следует опять – предложить чтение из блаженного Моисея, чтобы нам, получив отсюда назидание, с ним возвратиться домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Библиография трудов святителя Феофана и литературы о нем По фондам Владимирской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской областных универсальных научных библиотек и Рязанской епархиальной библиотеки Источник КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА 1 . Акафист святому великомученику Димитрию Солунскому, составленный святителем Феофаном, Затворником Вышенским . – Владимир: Транзит-Икс, 2005. – 34, с.: ил. (В) 2 . Богоугодная жизнь вообще: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. – [Козельск]: Издательство Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1998? . – 115 с. (Е) 3 . Болезнь и смерть: выдержки из писем. – [Владимир]: Издательский отдел Владимирской епархии, 1996. – 62 с. (Е) 4 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – [Загорск]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. – 31 с. (Р, О) 5 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – Пушкино: МП «Принтэкс», 1990. – 32 c. (В) 6 . Внутренняя жизнь. – Москва: Отчий дом, 2010. – 188, с. – (Духовный собеседник). (Р) 7 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 1998. – 414 с. (Е) 8 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001. – 415 с. (Р) 9 . Внутренняя жизнь: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – Репр. изд. – [Москва]: Галактика, 1994. – 138, II с. (В) 10 . Во славу Божию: из писем Феофана/отв. за вып. Н. Мишина. – Москва: МП «Палея», 1991. – 30 с. (В, Р) 11 . Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. – Москва: Правило веры, 2008. – 464 с. (Е) 12 . Двери покаяния: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 601 с. (Р) 13 . Душа и ангел – не тело, а дух. – Москва: Талан, 1997. – 206 с. (Е) 14 . Душеполезные поучения: [болезнь и лечение, мытарства, смерть детей, поминовение усопших]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2008. – 32 с. (О)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Более сложным является вопрос, что считать в пророчествах Исаии эсхатологическими речами. Так, современная католическая библеистика, исхода из тезиса о принадлежности важнейших эсхатологических глав (60–62 и 65–66), соответственно Девтеро-Исаии и Трито-Исаии, основное внимание акцентирует на так называемых «Апокалипсисе Исаии» (Ис 24–27), и «Малом Апокалипсисе Исаии» (Ис. 34–35) ( Арсений, митр. Киевский и Галицкий. Приготовление к удобнейшему разумению пророчеств Исаии. Странник, 1871. находящихся в первой книге пророка. Взгляд же протестантских фундаменталистов и того сомнительнее: исходя из того, что в Ветхозаветном каноне есть тридцать девять книг, а в Новозаветном — двадцать семь, делается вывод о том, что первые тридцать девять глав книги пророка Исаии — есть осуждение, а двадцать семь глав следующих — утешение, причем безо всякой эсхатологической перспективы ( Антонини Бернардо . Экзегезис книг Ветхого Завета. М., 1992). Совершенно иными являются православные святоотеческие суждения об этом вопросе, суммируя которые, архимандрит Феодор (Бухарев) писал, что эсхатологической является вся вторая часть книги пророка Исаии — от сороковой главы и до конца книги ( Феодор (Бухарев), архим. О второй части книги святого пророка Исаии. Прибавление к творениям святых отцов. 1850. Ч. 9. С. 79) . Причем Отцами был дан исчерпывающий ответ на иудейскую экзегезу, видевшую в эсхатологии пророка Исаии описание лишь земного Царства Мессии. Так, преподобный Ефрем Сирин в своем толковании на книгу пророка Исаии разъяснял: «Духовный смысл почти везде неразрывно соединен со смыслом историческим. Изречения пророков о том, что было и будет с народом иудейским, в таинственном смысле надобно относить и к устроению Церкви Христовой, к промышлению Божию о праведниках и к Суду на нечестивых» (Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Сергиев Посад в 8-ми томах. Т. 5. С. 375.). Итак святоотеческое видение эсхатологии пророка Исаии заключается в понимании того, что все соответствующие его речи относятся к спасению народа Божия: во-первых, церкви Ветхозаветной из плена Вавилонского, во-вторых, созданию во Христе Церкви Новозаветной, и, в-третьих, к Апокалиптическому Ее торжеству.

http://patriarchia.ru/db/text/57444.html

Большинство православных россиян верит, что Святой Дух исходит «и от Сына» 21 декабря, 2016. Новостная служба Социологи выяснили, что многие верующие плохо знакомы с православным вероучением 21 декабря. ПРАВМИР. Большинство россиян, относящих себя к православным верующим, считает, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Такой взгляд, напомним, соответствует католической, а не православной традиции. Опрос проводил фонд «Общественное мнение» (одна из трех крупных российских социологических организаций) по запросу исследовательской службы «Среда». Респонденты были опрошены летом 2016 года, но результаты опубликовали только в декабре — в альманахе «Лодка». Догмат о Троице Представления о том, что Святой Дух исходит только от Отца (согласно православному богословию), разделяет лишь 10% опрошенных. При этом догмат о том, что Святой Дух исходит и от Сына также (Filioque, латинская прибавка к Символу веры) поддержали 69% респондентов. 3% участников опроса сказали, что неверны оба варианта, и еще 18% затруднились с ответом. Богословский спор о том, от кого исходит Святой Дух, напомним, стал одной из причин раскола Вселенской христианской церкви в 1054 году. При этом 62% православных считают, что они имеют представление о различиях между христианскими конфессиями. Каждый восьмой из числа православных россиян «готов причащаться вместе с католиками». В этой группе больше женщин, они чаще занимаются волонтерской работой, «догматический сканер» выявил среди них близость к протестантизму. Собор на Крите Социологи также спрашивали православных об их отношении Православному собору на Крите. Оказалось, что 69% россиян узнали про Критский Собор от интервьюера. Знали о Критском Соборе 9%, еще 19% «что-то слышали». Чаще других не в курсе событий оказывались молодые опрошенные (в возрасте до 30 лет). Из числа более-менее активных прихожан, которых, по данным этого опроса, в России около 17%, знал о событиях на Крите каждый четвертый. На вопрос, правильно ли поступил патриарх Кирилл, не поехав на Собор, 18% россиян (28% от числа православных) ответили утвердительно, 6% — отрицательно. Большинству же либо все равно, либо они «затрудняются с ответом».

http://pravmir.ru/bolshinstvo-pravoslavn...

Бураково-Погост. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1869 и 1876. Адрес: Респ. Карелия, Пудожский р-н, с. Бураково Координаты: 62.02417, 36.07836 Проезд:Со стороны Пудожа недоезжая Авдеево свернуть направо, через 1 км на развилке налево, переехать по мосту протоку Шалицу и по отсыпанной дороге до конца, церковь стоит на кладбище возле берега Купцкого озера. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По сведениям из писцовой книги 1628 года известно, что в " Купецкой волостке " была церковь " во имя Георгия Победоносца " , стоявшая " у часовни " , и служили в ней " поп Арист Миронов, дьячек Кирилко Кирилов и пономарь Фомка Иванов " . Более подробную характеристику этой церкви дает " список с писцовой книги князя Долгорукова " , согласно которой в 1628-1629 годах существовала волостка " на Купецком озере у часовни, а в ней поставлена церковь вел[икого] Георгия деревяна клецки теплая с трапезою верх шатровой, а в церкви образов: обр[аз] м[естный] Страстотерпца Хр. Георгия в деянии на золоте, у Георгия венец серебрян, а усмен золочен, обр[аз] м[естный] Покров пр. Богородицы на золоте; обр[аз] великомуч[еника] Георгия на краске у Георгия венец и гривенка серебряны:золочены, обр[аз] м[естный] Пр. Богородицы, Одегитрии на золоте, да перед теми образ три свечи поставные не велики; Деисус и праздники, и пророки, и двери царскии, и сень, и столпцы на краске. Да в олтаре за крестом обр[аз] Пр. Богородицы воплощения, а на др[угой] стороне образ Юрия Страстотерпца на краске; крест благословящей на краске и крест выносной; индитья выбойчатая, сосуды потир и блюда древяные, воздух выбойчатой, покровцы крашеные, кадило медное, да в трапезе образов Деисус поясной на краске. Да книг: Евангелие напрестольное тетр[адь] писм[а] в 1/2 десть, позолочено крашениною. Евангелисты и средина медная; Ев[ангелие] Толковое печатное в десть, пслтырь следов. письм. в 1/2 десть, апостол письм. в 1/2 десть, две треоди посная да цветная письм. в десть, два пролога во весь год письм. в десть, два охтая, два минея, да две триоди, да трефолой письм. в 1/2 десть, ермолой в 1/2 десть. Да на колокольнице колокол по смете пуда в 3, да доска железная. Строение церковное, образа и книги и ризы и сосуды и колокола тоеж волости крестьян " .

http://sobory.ru/article/?object=16739

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 3. Характерные черты и особенности ментальности раннехристианских мучеников и исповедников Мученичество за веру в христианстве появилось на самой ранней стадии формирования этой религии. Вскоре после казни Иисуса Христа римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в Иерусалиме разъяренная толпа, не дождавшись приговора синедриона, устроила самосуд над диаконом Стефаном, забив его камнями ( Деян. 6: 12; 7: 1–60 ). По распоряжению царя Иудеи Агриппы I был обезглавлен один из первых учеников Иисуса Христа – апостол Иаков, брат апостола и евангелиста Иоанна (оба брата последовали за Христом сразу вслед за другими братьями – апостолами Петром и Андреем) ( Деян. 12: 2 ). В 62 г., воспользовавшись тем, что после смерти прокуратора Иудеи Порция Феста новый наместник Альбин еще не прибыл на место службы, первосвященник Анан собрал синедрион, на котором был приговорен к смерти брат Иисуса Иаков. За самоуправство Анан был лишен своего поста, но казнь уже была совершена (Иос. Фл., Иуд. древн., XX, 9, I) 93 . В Откровении апостола Иоанна Богослова говорится об умерщвлении в Пергаме («там, где престол сатаны») христианина Антипы, названного «верным свидетелем» Христа ( Откр. 2: 13 ). По раннехристианской традиции многие из апостолов приняли мученическую смерть за веру (Петр, Павел, Андрей, Филипп, Варфоломей, Фома) 94 . Множество христиан было казнено в Риме при императоре Нероне, более 40 погибли при репрессиях в Лугдуне в 177 г. В Александрии в конце правления императора Филиппа Араба толпа язычников устроила погром христиан, в ходе которого были зверски убиты многие последователи христианской веры (Euseb., Hist.eccl., II, 25, V, 1, VI, 41– 42) 95 . До середины III в. антихристианские репрессии имели локальный характер, а начиная с эдикта Деция о всеобщем жертвоприношении (250 г.), они приобрели общеимперский масштаб. При общеимперских гонениях на христиан мученичество стало массовым явлением. Как уже упоминалось, особенно жестоким и кровавым было гонение при Диоклетиане, и наибольшее число раннехристианских мучеников относится именно к этому времени. Еще со II в. ведет свое начало особый жанр христианской литературы – акты и пассионы мучеников. Особенно много этих произведений посвящено мученикам периода «великого» гонения. Проблема аутентичности актов и пассионов чрезвычайно сложна. В советской исторической науке этот важный пласт источников по истории раннего христианства, как отмечала российский антиковед Ю. К. Колосовская, по существу игнорировался, в то время как многие зарубежные исследователи широко использовали этот материал 96 . Между тем, как показал опыт реконструкции содержания античнохристианских императорских эдиктов (тексты ни одного из которых не сохранились), без этих источников обойтись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте месяце, текущего года, печать усердно говорила о появлении в свет новой книги, написанной каким-то ученым узником Шлиссербургской крепости. Книга эта, по уверению печати, имела своей целью, путем научных исследований, определить время написания «Апокалипсиса» св. Иоанна Богослова. Печать высказывалась об этом различно. Одни газеты приветствовали появление этой книги, которая, по их мнению, должна пролить свет на историю прошлого; другие же наоборот, хотя и печатали на своих страницах выдержки из этой удивительной книги, но относились к ней скептически. Они заявляли, что автор названной книги, вместе с определением времени написания «Апокалипсиса», задался целью подыскать и другого автора «Откровения» и нашел его, продолжает печать, в лице Антиохийского енископа IV в. – св. Иоанна Златоуста . К этому открытию, продолжает газета, нельзя уже относиться равнодушно, потому что оно в корне подрывает основы многовекового христианского воззрения на эту священную книгу. Все это говорила пресса вскоре после появления этого оригинального сочинения. После звона печати, на окнах книжных магазинов можно было видеть экземпляры книги в причудливой, фантастической обложке. Это и было то новое сочинение, о котором передавала печать, названное сочинителем «Откровение в грозе и буре». Автор, видимо, положил с ней не мало труда, потому что книга получилась довольно объемистая – в 304 стр., снабженная 62 рисунками и снимками с древних астрономических карт. Николай Морозов – так назвал себя автор этой книги – светило, будто бы, современной науки, категорически отрицает значение «Апокалипсиса», как священной книги, таинственно изображающей судьбу христианской церкви. Все сказанное в «Апокалипсисе» он считает простым, хотя и талантливым описанием грозы и бури, пронесшейся над о. Патмосом в конце IV столетия христианской эры. Прежде чем приступить к рассмотрению некоторых сторон названного сочинения, заметим здесь кстати, что честь (?) отрицания «Апокалипсиса» как не принадлежащего, будто бы, перу Иоанна Богослова принадлежит, все-таки, не г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/apokalip...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010