до н. э., автор эпической поэмы о Первой Пунической войне. 74 Аполлодор Эритрейский – скорее всего, имеется в виду Аполлодор Афинский, известный греческий ученый и мифограф II в. до н. э. 75 Эратосфен – греческий ученый (ок. 282–202 гг. до н. э.), прославившийся прежде всего как географ. 77 Филиппы – золотая монета с изображением Филиппа II Македонского, которая чеканилась, конечно, позже правления Тарквиния. 79 Солон – афинский политический деятель, законодатель (ок. 640–560 гг. до н. э.), был причислен к числу «семи мудрецов». 81 Фенестелла – римский историк–антиквар времен Августа и Тибе–рия (t 19 г.), автор Анналов, которые до нас не дошли. Светоний написал биографию Фенестеллы, которая также утрачена. 82 Гай Скрибоний Курион был консулом в 76 г. до н. э., посольство было организовано в связи с тем, что книги Сивилл, купленные Тарквинием, погибли в пожаре 83 г. до н. э. 88 Квинт Гортензий Гортал – римский оратор и юрист (114–50 гг. до н. э.), консул 69 г. до н. э. Сочинение Цицерона Гортензий, написанное в виде диалога с Квинтом Гортензием, отдававшим предпочтение ораторскому искусству перед философией, до нас не дошло. 93 Имеется в виду Публий Корнелий Сципион (235–183 гг. до н. э.), римский полководец, герой Второй Пунической войны. 94 Алкмена, жена тиринфского царя Амфитриона, была обманута Зевсом, который вступил с ней в связь, приняв облик Амфитриона. От этой связи и родился Геракл (Геркулес). 96 По приказу царя Тиринфа и Микен Эврисфея Геракл совершил свои двенадцать подвигов, часть из которых в данном случае перечислил Лактанций . В наказание за убийство Ифита Геракл был отдан в рабство царице Лидии Омфале САполлодор. 11.6.2–3). 99 Геракл отправился воевать с царем Трои Лаомедонтом, не отдавшим награды за спасение дочери Гесионы от морского чудовища (Аполлодор. II.5–6). 100 Филоктет (у Аполлодора – Пеант, II.7.7) разжег погребальный костер Геракла, отравленного ядом гидры через хитон. 101 По одному из мифов, Ипполит, сын Тесея и амазонки Антиопы, был воскрешен после гибели Асклепием (Аполлодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

326 Митридат VI Евпатор (ок. 132–63 гг. до н. э.) – правитель Понтийского царства, присоединивший к своей державе на короткое время многие причерноморские земли. 329 Имеется в виду Митридат Евпатор, упомянутый Страбоном выше (I, 2, 1). Вероятно, речь идет о победе над варварами в Керченском проливе полководца Митридата Неоптолема (ср. ниже VII, 3, 18). 330 Эратосфен из Кирены (ок. 282–202 гг. до н. э.) – греческий ученый-энциклопедист, основатель математической географии. 334 Имеется в виду греческий историк Полибий, фрагменты из произведений которого опубликованы выше. 335 Под летним востоком античные географы понимали северо-восток ойкумены, где восходило солнце в летнее время. Вероятно, имеется в виду представление о восточном происхождении Танаиса, которого якобы достиг Александр Македонский в Средней Азии. 336 Дискуссия об истоках и направлении течения Танаиса показывает, как малоизвестно было верхнее и среднее течение восточноевропейских рек. 337 Ср. несколько более южное расположение роксоланов у Плиния (NH, IV, 80), который помещает их к северо-западу от Меотиды. В начале н. э. роксоланы продвинулись к низовьям Днестра. 338 Страбон придерживается широко распространенной в античности теории о том, что Каспийское море – не замкнутое озеро, как думали Геродот и Аристотель (см. выше), а залив Северного океана. 339 Многие античные авторы уподобляли контуры Черного моря форме двусоставного скифского лука, ср., например, развернутые сравнения у Дионисия Периэгета      (ст. 157–163) и Аммиана Марцеллина (XXII, 8, 10; 13; 20; 37; 42–43). 340 Срединной частью «роговой» половины лука выступает, очевидно, Крымский полуосторов, разделяющий два залива. 341 «Выше» в данном случае имеет значение не «севернее», а «восточнее», поскольку показывает направление от побережья в глубь материка. 342 После победы римлян над Митридатом Евпатором и его смерти в 63 г.      до н. э. Боспорское царство становится зависимым от Рима. 343 Страбон пользуется здесь научно-математическими расчетами Эратосфена и Гиппарха, распределивших всю ойкумену на идущие параллельно друг другу климатические пояса (широты).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

389 О. И. Сенковский (1834. С. 71, примеч. 46) предполагает в этом месте «Пряди» допущенный переписчиком «пропуск в несколько строк или смешение обстоятельств», в результате чего получается, что Брячислав умер на двадцать лет раньше, чем в действительности. 390 По летописи, Ярослав стал великим князем киевским в 1036 г., после смерти своего брата Мстислава, и оставался им до 1054 г. 393 Арнор Тордарсон по прозвищу Скальд Ярлов – исландский скальд, родившийся ок. 1012 г. (см.: «Драпа о Магнусе (Дротткветт)» была сочинена на смерть этого конунга (1047 г). Две ее начальные строфы сохранились в Hkr, а первая также и в Fask. 396 Бьярни Халльбьярнарсон по прозвищу Скальд Золотых Ресниц – исландский скальд середины XI в. Его поэма «Флокк о Кальве» сочинена ок. 1050 г. (см.: III.5). 401 Обычай отдавать ребенка знатного рода (сына) на воспитание в другую семью был широко распространен в Скандинавии, о чем нередко говорится в сагах. 402 Ср. с тем, как описывается пребывание на Руси юного Олава Трюггвасона в редакции А саги монаха Одда об этом конунге: «С тех пор стали конунг и княгиня воспитывать Олава любовно, с большой лаской. Одарили они его многими дорогими вещами, как своего собственного сына» (Джаксон 1993. С. 136). 403 Этот мотив присутствует в – зависть людей к иноземному конунгу, пользующемуся почетом и славой при дворе русского князя (см.: Джаксон 1993. С. 202). 404 Эти слова параллельны тексту из «Саги об Олаве Трюггвасоне» (см.: Джаксон 1993. С. 199): «А такие были законы в той стране, что там не полагалось воспитывать сына конунга из иноземного рода или из далекого государства без ведома самого конунга» (Oddr А); «Такие были законы в Гардарики, что там не могли находиться люди королевского рода, кроме как с разрешения конунга» (Hkr., Ó. Tr. en mesta). 405 Отсюда начинается рассказ, сходный с рассказом из детства Олава Трюггвасона (см.: V.5.1.3). Действие вновь происходит в Гардарики (на Руси), только относится к несколько более позднему времени. Взаимозависимость рассказов об Олаве и о Магнусе совершенно очевидна. Перед нами типичный случай заимствования и переноса сюжета из одного произведения в другое. Подробнее см.: Джаксон 1993. С. 194–199.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1984. Вып. 21: Античная и средневек. идеология. С. 109-119. Проповеди (гомилии) 1. «Проповедь на Благовещение» (Λγος ες τν εαγγελισμν τς περαγας Θεοτκου ο μν π κκλησαις ναγινωσκμενος δι τ τ καθολικ γ κκλησ ποδοκιμασθναι; Sermo in festo Annuntiationis beatae Mariae virginis dictus; BHG, N 1121p. BHG, Nov. auct. Suppl. App. III, N 72p); не издана; написана ок. 1386-1387 гг. О сочинении см.: Jugie M. Le discours de Demetrius Cydones sur l " Annonciation et sa doctrine sur l " Immaculée conception//EO. 1914/1915. Vol. 17. P. 97-106. 2. «Проповедь на Вознесение» (Λγος ες τν Ανληψιν; Sermo in festo Ascensionis Domini dictus); не издана; написана ок. 1387 г. (?) 3. «Проповедь в день памяти Лаврентия, Ксиста и Ипполита, мучеников при Декии» (Λγος ες τν γιον Λαυρντιον; Sermo in sanctum Laurentium; BHG, N 978); не издана; написана в 1379-1382 гг. (?) 4. «Проповедь в Пятидесятницу» (Λγος ες τν Πεντηκοστν κα τ Αγιον Πνεμα; Sermo in Pentecosten et in Spiritum Sanctum); не издана. Слова (речи) 1. «Монодия павшим в Фессалонике» (Μονδα π τος ν Θεσσαλονκ πεσοσι; Monodia occisorum Thessalonicae). 1-е изд.: Historiae byzant. scriptores post Theophanem. P., 1685. P. 384-392 (=PG. 109. Col. 640-652). Написана приблизительно в сент. 1345 г. Рус. пер.: Поляковская М. А. Освещение фессалоникийского восстания 1345 г. в памятнике риторической литературы//ВВ. 1987. Т. 48. С. 79-83 (переизд.: Поляковская. 1992. С. 202-210; Она же. 1998. С. 270-282). Англ. пер.: Barker J. W. The «Monody» of Demetrios Kydones on the Zealot rising of 1345 in Thessaloniki//Μελετματα στν μνμη Βασιλεου Λαορδα [=Essays in memory of B. Laourdas]. Θεσσ., 1975. Σ. 285-300. О «Монодии» см.: Βακαλπουλος Α. «Μονωδα επ τοις εν Θεσσαλονκη πεσοσι» (1346) του Δημητρου Κυδνη και τα ιστορικ στοιχεα της για την ψυχολογα των επαναστατημνων μαζν στη στση του 1342. Θεσσαλονκη, 1994. Τ. 4. Σ. 79-99; Р. Срби пред градом светог Дuмumpuja?: Jeдha aлyзuja Дuмumpuja Кидона у «Монодии палима у Солуну»//ЗРВИ. 2001/2002. Vol. 39. P. 221-224. 2. «Первая речь к Иоанну Кантакузину» (Λγος Α πρς Ιωννην ΣΤ τν Καντακουζηνν; Oratio ad Iohannem Cantacuzenum prima). 1-е изд. (по Laurent. pl. LIX cod. 24. Fol. 91v - 98r): Cammelli G. Demetrii Cydonii orationes tres, adhunc ineditae//BNJ. 1922. Bd. 3. S. 67-76 (текст: S. 68-76). Новое крит. изд.: Loenertz. 1956. P. 1-10. Составлена вскоре после 3 февр. 1347 г.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

могло быть изображено только как диагональ единичного квадрата. К этому надо было добавить блестяще разработанную (Евклидом и его предшественниками) методику геометрического доказательства. Вместе с тем для арифметики такая позиция представляла известную сложность: например, если квадраты чисел представлялись как геометрические квадраты, а сами числа – как отрезки, то как же тогда представить себе квадратный трехчлен x 2 pxq . Как можно сложить отрезок с площадью или кубическое тело с площадью? Кроме того, степени ограничивались кубами. Выходы существовали, но были довольно громоздкими. Поэтому на этом этапе арифметические достижения почти не отличимы от геометрических. Мы будем полагать, что арифметика – наука об операциях над натуральными, целыми и рациональными числами, а к геометрии относить операции над числами иррациональными, равно как и «алгебру» того времени (алгебра в узком смысле этого слова – теория решения уравнений п-й степени с рациональными коэффициентами). Среди математиков того времени, внесших вклад именно в арифметику, можно назвать Архимеда из Сиракуз (ок. 287–212 гг.), точнее его сочинение «Псаммит» («О счете песчинок»). Здесь он показывает, как с помощью существовавшей тогда системы счисления можно выражать сколь угодно большие числа, тем самым опровергая мнение о существовании «самых больших чисел». В качестве примера Архимед использует задачу о вычислении количества песчинок внутри видимой Вселенной и легко показывает, что если бы даже мир до самой сферы неподвижных звезд был заполнен только песком, то количество этих песчинок было бы легко оценить и записать в виде числа. Вообще в своих вычислениях Архимед доходит до числа 10 8 10 16 . Ему же принадлежит аксиома Архимеда, которую он сам приписывает Евдоксу: «Если две величины не равны, то можно столько раз сложить с собой их разность, чтобы она превзошла любую конечную величину». Еще одним достижением этого великого математика стало вычисление сумм некоторых бесконечных сходящихся рядов (впервые!). Другому математику III в., Эратосфену Киренскому (ок. 282–202 гг.), принадлежит способ отыскания простых чисел через отсеивание всех кратных – так называемое «решето Эратосфена» 654 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

John Chrysostom: A Rhetorical and Contextual Study//Ibid. 1998. Vol. 43. N 1/4. P. 93-104; Cohick L. H. The «Peri Pascha» Attributed to Melito of Sardis. Providence, 2000; Hippolytus Romanus. Zum heiligen Pascha: Das Zeugnis einer früchristlichen Osterfeier aus der Zeit zwischen dem 2 und 4 Jh./Hrsg. S. Hausammann. Schliern bei Köniz, 2000; Knapp H. M. Melito " s Use of Scripture in Peri Pascha: Second-Cent. Typology//VChr. 2000. Vol. 54. P. 343-374; Font i Plana J. La relación «Pascua-primavera» en Zenón de Verona, Gaudencio de Brescia y Cromacio de Aquileia. R., 2003; Buchinger H. Pascha bei Origenes. Innsbruck, 2005. 2 Bde; idem. Eine übersehene Etymologie des Pascha: Irenäus von Lyon und die Onomastica Sacra//ZAChr. 2008. Bd. 12. N 2. S. 215-235; St. Gregory of Nazianzus. Festal Orations/Transl., comment. N. V. Harrison. Crestwood (N. Y.), 2008; Giulea D.-A. Pseudo-Hippolytus " s In Sanctum Pascha: A Mystery Apocalypse//Apocalyptic Thought in Early Christianity/Ed. R. J. Daly. Grand Rapids, 2009. P. 127-142; Bizzozero A. Il mistero pasquale di Gesù Cristo e l " esistenza credente nei Sermones di Agostino. Fr./M., 2010; Springer C. P. E., ed. Sedulius: The Paschal Song and Hymns. Atlanta, 2013; Buchinger H. Pascha//RAC. 2014. Bd. 26. Lfg. 202/209. Sp. 1033-1077; Cassin M. Liturgical Celebration and Theological Exegesis: The Easter Homilies of Gregory of Nyssa//«If Christ Has not Been Raised...»: Studies on the Reception of the Resurrection Stories and the Belief in the Resurrection in the Early Church/Ed. J. Verheyden et al. Gött., 2016. P. 149-165; Малков П. Ю., сост. Пасха - Воскресение Христово: Антология святоотеческих проповедей. М., 2018. А. Е. Петров Богослужение праздника П. на греческом Востоке в V-XI вв. Воскресение Христово. Роспись собора Протата на Афоне. Ок. 1290 г.(?). Мастер Мануил Панселин Воскресение Христово. Роспись собора Протата на Афоне. Ок. 1290 г.(?). Мастер Мануил Панселин К IV в. христ. богослужение праздника П. как в западных, так и в восточных провинциях Римской империи представляло собой прежде всего ночное бдение с субботы на воскресенье П.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

141 Пифагореизм – направление в древнегреческой философии. Основатель – Пифагор (VI до Р.Х.) 9 древнегреческий философ и математик. 152 Декадентство (вт. пол. XIX – нач. XX) – широко распространённое в европейской литературе и искусстве настроение декаданса, «упадка», вызванное началом общего кризиса традиционных христианских ценностей. 154 На фронтоне храма Аполлона в Дельфах было начертано: FvuGi aeccuxov. Изречение приписывается древнегреческому философу Фалесу (ок.625ок.547 Р.Х.) (см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и йзРечениях знаменитых философов. М., 1979. С. 75). 184 Чуковский К. (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882–1969) – русский писатель, поэт и литературный критик. 187 См., напр.: Смирнов А., прот. Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифической Книги Еноха. Казань, 1888. 188 Хтопический – земной (подземный, загробный). Хтоническим божествам подвластны любовь, плодородие, рождение и смерть. 202 По немецкому средневековому поверью, на горе Броккен в Саксонии в Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая)  проводится ежегодный шабаш ведьм. 228 Хилиастический – связанный с верой в «тысячелетнее царство» Бога и святых праведников на Земле, то есть еще до скончания века. 232 Дульцинея Тобосская – героиня романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547–1616) (см., напр.: Сервантес М., Be. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский: В 2 т. М., 1988). 233 Лосев А. (1893–1988) – русский философ и филолог. Речь идет о его «Истории античной эстетики» в 8 томах (М., 1963–1994). 234 Ярославский Е. (Миней Израилевич Губельман) (1878–1943) – советский политический деятель, историк и религиовед. Речь идёт о его антихристианских сочинениях (см., напр.: Библия для верующих и неверующих. М., 1977). 245 Речь идёт о пьесах У. Шекспира «Король Лир» (1605) и «Король Ричард III» (1593) (см.: Шекспир У. Комедии; Хроники; Трагедии: В 2 т. Т. 2. С. 411–544; Т. 1.С. 301–452). 246 Барон Мюнхгаузен (Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, барон) (1720–1797) – прототип героя немецкой литературы, хвастуна и враля (см., напр.: Бюргер Г.-А.,РаспеР.-Э. Приключения барона Мюнхгаузена. М., 1985).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

182 К такому выводу в последнее время склоняются многие исследователи памятника. См., напр.: Elliott J. – 93. Р. 355. К тому же есть основания думать, что уже в древности распространялись списки этого апокрифа, в которых эпизоды располагались по-разному. Манускрипт Язык Датировка Гамбургский папирус греческий ок. 300 г. Папирус Бодмера X греческий III в. Берлинский 13893 греческий IV в. Мичиганский 1317 греческий IV в. Мичиганский 3788 греческий Папирус Крума коптский IV в. Оксиринхский греческий Оксиринхский 1602 греческий IV-V вв. Антинопольский пап. греческий Гейдельбергский пап. коптский V-VI вв. 183 Беглое упоминание о них встречается лишь в книге Ε.Η.Мещерской «Апокрифические деяния апостолов» М., 1997. С. 413. 184 К.Шмидт в своей реконструкции помещал фрагменты, связанные с Иерусалимом, значительно ниже – после истории Феклы и пребывания Павла в Мирах и Сидоне, считая, что они связаны с его участием в апостольском соборе 49/50 гг. 188 См.: От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 128–42; То же: М., 1994. С. 120–33; Многоценная жемчужина. М., 1994. С. 153–71. 191 ... и открылось чрево его ... и даже – реконструкция Дж.Эллиота (См.: Elliott J. – 93. Р. 375). 193 Насмехался над тем, кто никакого зла мне не сделал ... – реконструкция К.Шмидта. Дж. Эллиот от нее отказывается (Elliott J. – 93. Р. 375), В.Шнимельхер приводит с оговоркой (Schneemelcher W. Op. cit. Р. 366). 195 Так восстанавливают событийную канву Б.Пик (Pick В. The Apocryphal Acts. Р. 6) и В.Шнимельхер (Ор. cit. Р. 335). В реконструкции Дж.Эллиота этот эпизод отсутствует. 196 Согласно реконструкциям К. Шмидта и Б. Пика, Павел постился три дня, в течение которых он и его спутники оставались в заточении. 201 Из Тира в Иерусалим Павел направляется согласно реконструкциям К.Шмидта (РР. Р. 119) и Б.Пика (Pick В. The Apocryphal Acts. P. 6). 202 Kasser R. Acta Pauli 1959//RHPR 40, (1960). Р. 45–57. См. также: Hennecke Ed. New Testament Apocrypha, vol. II, Philadelphia, 1965. P. 387–390. 205 «...ибо истинный праздник она...» Уже в 40-е гг. I в. в христианской среде возникла проблема отношения к запретам, предписаниям и праздникам иудеев – какие из них следует соблюдать, а от каких необходимо отказаться (См.: Деян. 15:1–20, 28–29 ; Галат. 15:1–20, 28–29 ). «Большие» «Страсти Петра и Павла» (гл. 1) сохранили сетования римских иудеев по поводу того, что апостолы «дни праздников пустыми буднями сделали». В иудаизме Пятидесятница – второй из трех главных праздников, первоначально отмечалась как день жатвы, позднее – как память о даровании Закона. Христианами она была переосмыслена как праздник сошествия Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Пасхи (см.: Деян. 2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Учение св. Иустина о Св. Духе очень неполно. Оно сводится к следующим немногим пунктам: Дух Св. есть источник вдохновения священных писателей; Он говорит в св. писании; Он – пророческий Дух. Он имеет третье место в Св. Троице 198 . Он называется ангелом и силою Божиею 199 . Нет оснований думать, что в приложении к Св. Духу эти имена имеют другой смысл, чем в приложении к Сыну Божию; а потому в них можно видеть указание на то, что Дух Св. имеет Свое самостоятельное (ипостасное) бытие, как и Отец и Сын. А высокий авторитет богодухновенных книг может служить показателем (как argumentum ad hominem) божеского достоинства Св. Духа. Татиан. Афинагор. Св. Феофил антиохийский За св. Иустином Философом следуют его ученик Татиан († 170) 200 , Афинагор Философ (ок. 177 г.) 201 и св. Феофил антиохийский († 181). Их соединяет в одну группу не только время их жизни, но и замечательное сходство их основного воззрения на Слово; и если первый след этого воззрения можно находить уже у св. Иустина, то их по всей справедливости можно назвать его продолжателями. Остановимся сначала на том, чт0 составляет хотя, может быть, лишь случайное различие между ними. Св. Иустин говорил, что Сын рождается не чрез отсечение 202 , но далее этого отрицательного определения не шел и не дал никакого термина, прямо противоположного слову «отсечение». В пояснение того, как возможно рождение Сына без количественного изменения в существе Отца, св. Иустин ссылался на аналогичный факт произнесения человеческого слова без изменения его полноты в уме того, кто его произносит 203 . Татиан воспользовался этими мыслями своего учителя и создал положительный термин, которого нет у св. Иустина. Этот термин – μερισμς, вероятно, не «деление», а «сообщение»; но объяснение его довольно туманно 204 . В «Прошении о христианах» Афинагора Философа намечена замечательно полная программа догматического трактата о Троице. «Христиане стремятся к тому только, чтобы познать Бога и Его Слово, и какое единение Сына с Отцом, какое общение Отца с Сыном, что такое Дух, в чем единство и различие соединенных Духа, Сына и Отца» 205 . К сожалению, эта программа далеко не выполнена в сочинении Афинагора (что, впрочем, достаточно объясняется самым характером и задачею «Прошения о христианах»), и на поставленные вопросы здесь даны лишь короткие ответы. «Единство Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого – в единстве и силе духа, Их различие – в порядке» 206 . Единство и нераздельность Отца и Сына более останавливают на себе внимание Афинагора, чем их различие 207 . О вечном бытии Слова он говорит яснее, чем св. Иустин 208 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Необходимость логофаний, как и самого воплощения Логоса, раскрывается из идеи падения человека, удаления его от Бога в область тьмы заблуждения и демонов – в область, из которой он не может освободиться своими силами. Но, прилагая человекообразные понятия к разъяснению отношений Логоса к Богу, апологеты нередко так настаивали на идее единства Божества, что как бы отрицали ипостасное бытие Логоса в Боге до проявления Его в мире. К этому вело их учение о λγος νδιθετος и λγος προφορικς, принявшее у Феофила (II, 10) очень резкий вид, но в своём умеренном выражении оно обозначало собой лишь неизбежные моменты человеческого мышления, по которым Бог, как ρχ Логоса, в порядке мысли является первым. Тот же смысл имеет и учение апологетов о Логосе как о θες τερος, θες δετερος, ριθμ τερν τι. В иное положение по сравнению с апологетами поставлены были писатели-полемисты, выступившие на защиту христианской истины от искажений и нападения еретиков: они не могли довольствоваться общим раскрытием и выяснением главных начал христианства; их цель была частнее: они должны были иметь дело со специальными положениями христианского вероучения и выяснить их полно и подробно в противовес еретическим заблуждениям евионитов и гностиков. Ряд полемистов, защищавших церковное учение от нападения еретиков, открывается от св. Иринея, еп. Лионского († ок. 202 г.). Получив воспитание под руководством Поликарпа, мужа апостольского и строгого ревнителя апостольского предания, св. Ириней твёрдо и неуклонно следовал тем правилам и вероучению, какое он слышал от ученика апостольского, и в своих творениях оставил лучшее выражение истинно-православного учения. Поставив своей задачей обличение и опровержение лжеименного знания, св. отец опирался на Св. Писание и Предание Церкви, и в первый раз научно и твёрдо раскрыл учение об откровении как единственном источнике истинного знания, содержимом Церковью. Отсюда и на его христологические воззрения должно смотреть как на первый опыт изложения церковного учения о Лице Иисуса Христа, основанного на учении Писания и Предания (в специальном сочинении аббата Prat’a о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010