3. Смерть в доникейском богословии 3.1. Уже св. Иустин философ (+ок. 165) учил о реальности и всеобщности смерти и видел в ней действие божественной педагогики . Ученик Иустина Татиан (+ок. 175) в своей апологии «Речь против эллинов» видит причину смерти исключительно в свободе человека. Человек изобрел зло, причину смерти, и он же может это зло отвергнуть, обратившись к Богу . Афинагор (2-й век) в своем трактате «О воскресении мертвых» подчеркивает аналогию сна и смерти и повторяет вслед за Гомером: «Сон и смерть суть близнецы» . Он рассуждает так: «В смерти, как и во сне, прерывается жизненная деятельность души и тела. С пробуждением и воскресением эта аномалия уничтожается, сознание возвращается, и единение души и тела восстанавливается» . 3.2. А св. Ириней Лионский (+ок. 202) первым из доникейских отцов увидел в смерти деятельное начало, обращенное к вечности: « Он (Бог) задержал грех, полагая смерть и прекращая грех, и полагая ему конец чрез разрушение плоти, которая должна быть в земле, дабы человек, некогда переставая жить для греха и умирая ему, начал жить для Бога» . Эта мысль становится затем общей для святоотеческого предания. Так думал, например, Климент Александрийский (ок.+215) , так утверждал и Тертуллиан (ок. 225) . Грех Адама и Евы Тертуллиан считает причиной смертности людей . Св. Ипполит Римский (ок. 236) заявлял об абсолютной неуничтожимости человеческих тел, которые только разлагаются на свои составные части, но не уничтожаются . 3.3. Эту же идею разделял и другой известный церковный писатель 3-го века Ориген (+254) . Он, как и другие древнехристианские писатели, считал грех причиной смертности человеческого рода и понимал под кожаными одеждами (Быт 3, 21) нынешнее смертное тело человека: «Кожаные одежды суть та смертность, в которую облеклись Адам и Ева, осужденные за грех на смерть» . Св. Мефодий Олимпийский (+ок. 311) видит в смерти действие божественной педагогики. Для человека лучше смерть, чем отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения .

http://bogoslov.ru/article/2698699

29 Под этой «арифметикой», противополагаемой предметам элементарного курса, нужно разуметь, очевидно, не простое искусство счисления, а научную «теорию и символику чисел», которая была введена впервые в пифагорейских школах (Вилльман цит. соч. I, 186), и которая принята была и в александрийском «училище» Clem. Alex. Strom. VII 11, Migne IX, c 305 sgg.). 30 Euseb. VI 18, Schwartz p. 237–238. Возможно, что это разделение школы тождественно с тем, о котором Евсевий говорит в VI 15 (р. 236). Здесь рассказывается, что Ориген в виду сложности своих занятий и множества слушателей, разделил их на две части и, сделав своими сотрудниками (κοινωνον τς κατηχσεως) Иракла поручил ему τν πρτην τν ρτι στοιχειουμνων εσαγωγν, а себе оставил τν τν ν ξει κρασιν. Если это сопоставление правильно, то Иракл получил в заведывание среднюю школу, а Ориген – высшую. Это произошло около 213 г. (Guerike op. cit. p. 64). Что касается третьего места Euseb. VI, 3 (р. 224), где говорится, что Ориген оставил преподавание (или «училище» ) грамматики (τν τν γραμματικν λγων διατριβν ), как «бесполезное и священным наукам противное», то здесь речь идет, очевидно, о той «грамматической школе», которую открыл Ориген непосредственно после смерти своего отца, и которая не имела ничего общего с катехизической школой ( Euseb. VI 2 fin., р. 223). Здесь грамматика изучалась вне всякой связи христианской наукой, и отрицательное отношение Оригена к этому чисто светскому занятию вполне понятно. Всякие другие попытки оправдать это странное в устах Оригена суждение о грамматике нельзя не признать искусственными ( ср., напр., Guerike op. cit. p. 105). 31 Несомненными или более достоверными являются следующие имена и даты: Пантэн ( ок. 181–ок. 200 г.), Климент пресв. ( помощник дидаскала 190–ок. 200 г., дидаскал ок. 200–202), Ориген (203–231), Иракл пресв. ( пом. Ок. 213–231, дид. 231–23 2 / 3 ), св. Дионисий (23 2 / 3 –248), – – – Шерий пресв. (271–282), Ахилл пресв. (помощник Шерия), Феогност, Серапион, св. Петр Мученик ( до 300 г.),––– св. Макарий, πολιτιχς (ок. 330–340), Дидим (345–395), Родон (395–405). Для ревизии списка, составляемого различно, ср. Guerike, De Schola Alex. P. 112; Lehmann, Die Katechetenschule zu Alexandria, S. 66; H. Leclercq, Alexandria ( archeologe), в Dictionaire d’Achéologie chrétienne et Liturgie, par F. Cabrol, t. I, Paris 1907, c. 1175; Harna k, Alex. Katechetenschule в RE 3 I, 357.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТЕРТУЛЛИАН В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (Tertullianus), знаменитый христианский богослов ( III в.). Родился в Карфагене ок. 160 года, в семье центуриона; получил юридическое образование и считался отличным юристом. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в Христианство , однако ок. 195 , уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св. Иеронима , дожил " до преклонных лет " . В полном расцвете сил уклонился в монтанизм (ок. 202 г.), которому оставался верен до конца жизни. Монтанизм как нельзя лучше соответствовал его страстному характеру и строгому образу мыслей. Умер в глубокой старости. Год смерти неизвестен. Деятельность его совпала с правлением Септимия Севера и Каракаллы . Скудные биографические сведения о нем находятся в его сочинениях, а также у Иеронима и Евсевия . Сочинения Тертуллиана чрезвычайно важны для истории Церкви и интересны в философском отношении. Некоторые ученые объясняют страстность африканских писателей свойствами жителей (берберов), воспринявших чуждую им культуру - сначала семитическую (финикийскую), потом римскую и отчасти греческую. Тертуллиан - типичный христианский писатель начала III века на африканской почве. Он представляет характерный пример латинского, западного католического писателя, занятого по преимуществу вопросами практическими, в отличие от умозрительного направления восточных христианских писателей. Любопытен контраст между Тертуллианом и его современником Оригеном . Последний воплотил в себе христианский идеализм, первый старается последовательно провести материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит за мистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Священного Писания , а Тертуллиан старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют вопросы по преимуществу умозрительные, Тертуллиана - вопросы дисциплины, христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма , Тертуллиан увлекся монтанизмом ,- прямой противоположностью гностицизма.

http://drevo-info.ru/articles/1548.html

Астрид, ж. норвежского кор. Олафа Святого, д. шведского кор. Олафа I Шётконунга VII, 131 Аттила, предводитель гуннов (ум. в 453 г.) 222, 354, 354 «Аугсбургские анналы» (нач. XII в.) 161–162 Афанасий Александрийский , еп., св. (ум. в 373 г.) 103 Бабенберги, династия мгр. Баварской вост, марки и австрийских герц. (X – сер. XIII в.) 331, 338 Балдуин (Бодуэн) I, кор. иерусалимский (1100–1118) 212, 212 Балдуин (Бодуэн) V, гр. фландрский (1035–1067) II, 153 Балдуин, еп. краковский (1103–1106) 177, 207 Бартоломей, канцлер чешского кн. Владислава II (сер. XII в.) 264 Баумгартен Н. A. (Baumgarten N.) 190, 198, 201–202, 231, 255, 264, 309–310, 329, 356, 361 Беатриса, ж. германского имп. Фридриха I Барбароссы (ум. в 1184 г.) II, 249 Беатриса, ж. германского имп. Оттона IV, д. германского кор. Филиппа Швабского (ум. в 1212 г.) II, III Беда Достопочтенный , англо-саксонский хронист (ум. в 735 г.) 215 Бейлис В. М. 28 Беккер И., см. Becker I. Бела I, кор. венгерский (1061–1063) IV–VI, 137, 175, 210, 302, 351, 351–352, 355–357, 355–358, 361, 365 Бела II Слепец, кор. венгерский (1131–1141) IV, V, 202, 202–203, 236, 240–241, 240–241, 247, 247, 255, 307, 310, 364–365, 364, 367, 367–369, 369 Бела III, кор. венгерский (1173–1196) V, 313, 313, 322, 371, 371 Бела IV, кор. венгерский (1235–1270) V, IXa, 332, 372, 372 Белёвский А., см. Bielowski А. Бенедикт VI, п. римский (972–974) 117, 186, 187 Бенедикт VIII, п. римский (1012–1024) 87, 87 Бенедикт Нурсийский , св., основатель западного монашества (ум. ок. 560 г.) 47, 164, 164, 185, 185 Бенин, прозвище венгерского кор. Белы I 355, 365 Бенне, предок германского имп. Лотаря III 328 Беренгар I, герц, фриульский, кор. итальянский (888–924) I, 328 Беренгар II, мгр. иврейский, кор. итальянский (950–962, ум. в 966 г.) I, 36, 47–48, 47–48, 85, 106, 110 Беренгар, гр. зульцбахский (ум. в 1125 г.) III, IXb Берингер II, аб. м-ря св. Эммерама в Регенсбурге (1170-е гг.) 275 Бернард Клервоский, св., аб. м-ря в Клерво, основатель Ордена цистерцианцев (ум. в 1153 г.) 204, 204–205, 207, 207, 263, 279, 281

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оттон, с. польского кн. Казимира I (ум. ок. 1148 г.) IV, 173 Оттон I, II, III, кн. оломоуцкие, см. Ота (Оттон) I, II, III Оттон, герц, каринтийский (978–985, 1002–1004) 164 Оттон, гр. нортхаймский, герц, баварский (1061–1070, ум. в 1083 г.) 232–233, 232, 342 Оттон, пгр. баварский (1156–1180), герц, баварский (1180–1183) 252 Оттон, гр. орламюндский, мгр. майсенский (1062–1067) IXa, 230–231, 230, 232, 233 Оттон, с. мгр. Саксонской северной марки Бернхарда (уб. в 1057 г.) IXa, 328, 329 Оттон, б. гр. Випрехта I 218 Оттон II, гр. вольфратсхаузенский и дисенский (ум. в 1122 г. ?) III, IXb Оттон Богатый, гр. балленштедский, о. мгр. бранденбургского Альбрехта Медведя (ум. в 1123 г.) 342 Оттон Орсеоло, дож венецианский (1009–1027) V, 350 Оттон Шваб, кор. германский (ошибочно) 348, 348, 354 Оттон, еп. регенсбургский (1060/1–1089) 159 Оттон, еп. пражский (1140–1148) 261, 265 Оттон, монах Цвифальтенского м-ря (перв. пол. XI в.) 199 Оттон Бамбергский, еп. (1102/6–1139), миссионер 253, 255, 257 Оттон Фрайзингенский, еп. (1138–1158), немецкий хронист II, 237–252 Оттоны, см. Саксонская династия Павел, св., апостол 75, 75, 205, 206, 252, 285 Павел Диакон, лонгобардский хронист (ум. в 799 г.) 45, 45, 125, 148 Пазмань, венгерский род 366, 368 Пандульф I Железная Голова, герц, беневентский и капуанский (943–981) 117 Пандульф II, герц, беневентский (981–1014) и капуанский (с 1007 г.) 164, 164 Пантелеимон, св. (умучен в 303 г.) 180–183, 181–183, 193 Парис, с. троянского царя Приама, герой «Илиады» 202 Пасхалий II, п. римский (1099–1118) 176, 207, 285 Пасхалий III, (анти)п. римский (1164–1168) 251–252, 251, 258 Пашуто В. Т 33, 58, 87, 107–108, 137, 173, 198, 202, 252, 255, 263–264, 280, 309–310, 317, 329, 343, 347, 356 «Пегауские анналы» (сер. XII в.) 218–219 Педиадит Василий, см. Василий Педиадит «Пёльденские анналы» (кон. XII в.) 327 Пелка (Фулькон), еп. краковский (1186–1207) 315, 320, 320 Передслава, д. киевского кн. Владимира Святославича (ум. после 1018 г.) IXa, 82, 168, 329 Передслава, ж. венгерского герц. Альмоша, д. киевского кн. Святополка Изяславича (ум. после 1106/8 г.) V, IXa, 202, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иноверен – човек, който принадлежи към една или друга религия, но не към християнската, принадлежи към друга вяра, друговерец. Инославен – християнин, който не е православен, който слави Бога по друг начин, другояче славещ Бога. Св. Иоан Рилски (св. Йоан Рилски, ок. 876–946) – виж св. Иван Рилски. Иопия (от еврейски: «красива, възвишена местност) – древен финикийски град (днес гр. Яфа). До завоюването на Обетованата земя дал Дановото коляно. Разположен е на висок хълм покрай Средиземно море, на юг от цветущата Саронска равнина, на 12 часа път от Йерусалим. През всичките години този град е бил важно пристанище и търговски град. Иподякон (гр. – поддякон) – църковнослужител, който прислужва в храма и помага на архиерея по време на богослужение, но няма йерархическа степен. Виж също: дякон, аколут. Св. свещеномъченик Иполит Римски (Hippolitus, Ипполит) е философ, богослов-ересолог и един от първите екзегети, писали на Запад. Св. Патриарх Фотий го нарича ученик на св. Ириней Лионски, макар че не е известно дали св. Иполит е познавал лионския светител лично. Неговият главен труд «Опровержение на всички ереси» е насочен към гностиците. Борел се е също и против антитринитарното учение на Савелий. Загинал мъченически по време на гоненията на император Максимин Тракиянина около 235 година. Паметта му се празнува на 30 януари. Виж също: Тропар и житие на св. Иполит. Ипостас (гр. «същност, основание, битийност, вътрешна природа»; виж Евр. 1:3 ) – богословско понятие, характеращо същността на всяко от лицата на Св. Троица. Съгласно учението на Църквата, трите божествени ипостаси – Бог Отец, Бог Син и Бог Дух Свети – обладават една природа, една същност (ипостас) и една енергия във взаимно съгласие. Троичната същност на Бога е недостъпна за човешкия разум; тя не се поддава на рационално обяснение, а е обект на вярата. Св. Ириней Лионски (ок.130ок. 202) – западен отец на Църквата, отстоявал истините на Православието от еретичните учения на гностическите теософи. Принадлежал към поколението непосредствено след Апостолските мъже, ученик на св. Поликарп Смирненски и Папий, епископ на гр. Лион. Родом от гр. Смирна (Мала Азия). Около 177 г., по време на жестоки гонения над християните, св. Ириней заминал за Галия и се заселил в Лион. Скоро бил ръкоположен за презвитер, а в 190 г. станал епископ на Лион след мъченически загиналия епископ Потин. По време на спорове относно времето за празнуване на Пасха, в името на единството на Църквата св. Ириней станал посредник между Изтока и Запада. Св. Ириней оставил голямо наследство, от което до нас в цялост са достигнали книгите «Против ересите» и «Доказателство за апостолската проповед». По сведения на Евсевий, св. Ириней е загинал мъченически. Църквата празнува паметта му на 23 август. Извън речника: Св. Ириней Лионски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Энесидем (I в.), поздний скептик, главный представитель нового направления в своей школе IX 102, 106, 116, ср. Ук. ист. Энопид (втор. пол. V в.), астроном и математик, близкий пифагорейцам IX 37, 41 Эпаминонд, фиванский государственный деятель и полководец, боролся с гегемонией Спарты, победил при Левктрах и пал при Мантинее (362) II 54; VI 39; VIII 7 Эпиген, сын сократика Критона, слушал Сократа II 121 Эпиком (или Филоком), отец Карнеада IV 62 Эпикрат, один из душеприказчиков Стратона V 62, 63 Эпиктет (ок. 50–130 н. э.), крупнейший философ поздней Стои, раб по происхождению; дошли записи его бесед, сделанные Аррианом. См. Ук. ист. Эпикур X 1–154; I 14–16, 19; V 94; VII 181; VIII 50; IX 64, 69, 101; соим. X 26; ср. Ук. ист. Эпименид Кносский I 109–115; I 13, 41, 42, 64; VIII 3; IX 18; соим. I 111, 112; ср. Ук. ист. Эпитимид Киренский, ученик Антипатра и учитель Паребата II 86 Эпихарм VIII 78; I 42; III 9, 10, 17; ср. Ук. ист. Эрасистрат (ок. 300–240), александрийский врач, на место гуморальной теории Гиппократа поставил физико-механистическое объяснение болезней на основании учения Демокрита и перипатетиков V 57, 61; VII 186, ср. Ук. ист. Эраст Скепсийский, сократик, адресат VI письма Платона III 46, 61 Эратосфен Киренский (ок. 282–202), многосторонний ученый, с 246 г. глава Александрийской библиотеки, основатель математической географии. См. Ук. ист. Эрилл Карфагенский VII 165–166 Эриней, отец Хрисиппа Книдского VIII 89 Эрисфения, мать Лисиды (Мелиссы), жены тиранна Периандра I94 Эротия, гетера, подруга Эпикура и Метродора X 7 Эсхил (525–456), прославленный трагик, старший из трех классиков II 43, 133; III 56 Эсхин II 60–64; II 20, 34, 35, 47, 55, 82, 83, 105; III 36; IV 35; ср. Ук. ист. Эсхин, отец Евдокса Книдского VIII 86 Эсхрион, отец Лисания VI 23 Эфалид, участник похода Аргонавтов, сын Гермеса; Пифагор считал себя его перевоплощением VIII 4, 5 Эфиоп, ученик Аристиппа II 86 Эфор, историк IV в., автор первой всеобщей истории Эллады II110; ср. Ук. ист. Эхекл, киник, ученик Клеомена и Феомброта, учитель Менедема VI 95

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Вицелин, еп. ольденбургский (1149–1154) 267 вкладная книга Пассауской ц-ви 31 вкладная книга м-ря св. Эммерама в Регенсбурге 274–275 Владимир, кн. оломоуцкий (1189 – прежде 1200 [?]) VI, 263 Владимир (Володаревич?), кн. минский (ум. после 1182 г.) IXa, 318 Владимир Всеволодович Мономах, кн. киевский (1113–1125) III, V, IXb, 182–183, 202, 236, 240, 250, 255, 257–263, 286, 363, 374 Владимир Мстиславич, кн. берестейский (ум. в 1170 г.) IXb, 310–311, 318 Владимир Рюрикович, кн. киевский (1223–1236, ум. в 1239 г.) IXb, 372 Владимир Святославич (Святой), кн. киевский (978–1015) V, VIII, IXa, 38, 56, 58, 60–61, 63, 67, 67–68, 72, 72–77, 80–81, 87, 89, 92, 104, 107, 112, 116, 135, 173, 187, 190, 227–228, 227, 229, 329, 344, 344–345, 356 Владимир Ярославич, кн. новгородский (1034/6–1052) IXa Владимир Ярославич, кн. галицкий (ум. в 1199 г.) IV, IXa, 309, 312–315, 313, 321, 321, 324 Владимирко Володаревич, кн. перемышльский, затем галицкий (1125–1153) IXa, 202, 257, 306, 306–307, 345, 370–371 Владислав I Херманн, кн. польский (1079–1102) IV, 173, 173, 175–176, 175–177, 229, 229, 233, 253, 360–361 Владислав II Изгнанник, кн. польский (1137–1146, ум. в 1159 г.) II, IV, 178, 198, 200, 200, 204, 250–251, 256, 265, 265–266, 280, 308, 311, 311, 318 Владислав III Тонконогий, кн. польский (ум. в 1231 г.) IV, 309, 309–310, 325, 325 Владислав I, кн. чешский (1109–1125, с перерывами) VI, 261, 261, 263 Владислав II, кн. чешский (1140–1172, кор. с 1158 г.) VI, 220, 241, 251–252, 261, 261–266, 263–264 Владислав, с. чешского кн. Собеслава I (ум. в 1165 г.) 261 Власий, св. (умучен ок. 316 г.) 189–190 Влодарский Б., см. Wlodarski В. Володарь Глебович, кн. минский (ум. после 1166/7 г.) IXa, 343 Володарь Ростиславич, кн. звенигородский, затем – перемышльский (ум. в 1125 г.) VIII, IXa, 199, 210, 255, 303–306, 303, 305–306, 361 Вольф, см. Ульв (Вольф) Вольф, о. гр. Випрехта I (посл. четв. X – сер. XI в.) 218–219 Вратислав I, кн. чешский (915–921) VI Вратислав II, кн. чешский (1061–1092, кор. с 1085 г.) IV–VI, 176–177, 184–186, 186, 208, 208, 219–220, 219–220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сочинения Корпус атрибуируемых преп. Арсению творений (не считая апофтегм) изучен пока недостаточно, см.: CPG 5545–5554 (вкл. неизд.). Осн. интерес представляет Послание, дошедшее только в груз. версии: см. 14 .342, там же указаны лат. и франц. пер. 1269 . Strnad A. A. Arsenius der Gro βe von Ägypten//LCI 5. 251–252. Иперихий CPG 5618, 3963; CPGS 5584 Прибл. V в., преп. Биогр. сведения отсутствуют. Помимо апофтегм (в арм. переводах приписывающихся Нилу Анкирскому , см. CPGS 6072 [PG 65. 429С-432А], ср.: Dicta Hyperechii CPGS 5584) под именем аввы Иперихия (в арм. рукописях под именем Нила) на греческом дошло «Увещание монахам» в 24 главах, с алфавитным акростихом (CPG 5618). Оно вошло также в греч. корпус творений св. Ефрема Сирина (CPG 3963): 1270 . Adhortatio ad monachos//PG 79. 1473–1489. же: Paraenesis ad ascetis (ordine alphabetico)//S. P. N. Ephraemi Syri Opera omnia/Ed. Assemanius S. Roma 1743. 2: graece et latine 5 .172). 356В-Зб4С. пер.: 1) Под им. св. Ефрема Сирина : Творения Ефрема Сирина . М. 1993. 2. [Репр.]. 373–382. [Слово 50, Советы подвижникам]; 2) Под именем преп. Иперехия://Твор. Подв. 4 .484). 191–202. [Наличие 1-го пер. не указано автором 2-го, А. И. Сидоровым ]. пер. см. в·. Enseignements des Pères du Désert 4 .202). 1271 . Havener I. The so-called Discourse of Hyperechius the Solitary in Armenian//Muséon 1989. 102. 307–320. Филимон BHG 2368–2370 Об авторе ничего не известно, кроме немногих сведений, содержащихся в греч. «Повесги зело полезной об авве Филимоне» (BHG 2368–2370). «Повесть» издана в составе Добротолюбия; недавно было найдено извлечение из ее араб. версии, относящееся только к молитве Иисусовой (ок. 8% текста); оно готовится к публикации. 1272 . Φιλοκαλα. θναι 4 1975. 2. 241–252. пер.: 1) Прот. Д. С. Вершинского: ХЧ 1828. 32. 3 сл.; 2) св. Феофана Затворника : Добротолюбие. М. 2 1900. 3. 360–375. Арабская версия (текст не издан, по дается франц. пер.): 1273 . Samir S. Kb. Un testo della Filocalia sulla preghiera di Gesù in un manoscritto arabo-copto medievale//AdB 7 .174). 209–239. Иоанн Отшельник

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

22 Р. Кадью, исключительно чтобы отстоять правоту унитаризма, предлагал читать A λινου  вместо Г αλινου, имея в виду Росция Элиана, консула 223 г. (Cadiou 1935. P. 259, n. 3), но 1) это не имеет никаких оснований в рукописной традиции (Schroeder 1987. S. 497; Edwards 2002. P. 55); 2) это значит, что написание PB имело место раньше, чем заключение договора из VP. 3, что про­тиворечит наиболее естественной трактовке этого текста (ср.: Weber 1962. S. 24, Anm. 4). 25 Nautin 1977. P. 27. Существует теория, что надо различать как минимум 2 редакции HE (см. в целом Louth 1990). В этом случае можно предположить, что 1-я редакция, как и «Апология» Памфила, содержала историю о мученичестве Оригена при Деции, тогда как обнаружение писем Оригена повлияло уже на 2-ю редакцию HE (см.: Grant 1980. P. 10–21, 77–83, особ. 78–79). Впрочем, ряд исследователей, признавая существование нескольких редакций HE, отрицают, что Евсевий когда-либо всерьез допускал мученичество Оригена (напр., Barnes 1984. P. 474–475: в «Апологии», написанной уже после 1-й редакции HE, Памфил и Евсевий могли представить Оригена как мученика в том смысле, что он умер ок. 252 г., но в результате перенесенных при Деции пыток; Junod2004. P. 189–190, 197–198: возможно, уже сам Памфил вовсе не разделял, а лишь упоминал легенду о мученичестве) 26 Указание на определенный год правления само по себе неоднозначно, поскольку, во-первых, оно может апеллировать к разным календарным системам (римской, египетской или сирийско-македонской), а, во-вторых, не исключает возможности так называемой «постдатировки», при которой первым годом правления считается не тот год, в который император вступил на престол, а первый год, который он процарствовал от начала до конца (об этих и других сложностях такого рода см.: Goulet//VP. I. P. 194–195). Септимий Север начал править в июне 193 г. Вебер высказывается против «постдатировки» в случае с Евсевием и определяет десятый год царствования Севера как 202/203, т.е. отсчитывает годы от момента его вступления на престол (Weber 1962. S. 19; ср.: Barnes 1970. P. 314). Согласно Goulet//VP. I. P. 219, Евсевий ориентируется на римский календарь, в котором год начинается с 1 января, т.е. в HE. VI 2. 1–2 имеется в виду календарный 202 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010