фундаменте). В этой церкви до сих пор совершается литургия И., брата Господня. Древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, сохранившийся в арм. и груз. версиях, отмечал память И. вместе с памятью царя Давида 25 или 26 дек. соответственно ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 367; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 14), 1 дек.- обретение мощей И. свт. Кириллом, еп. Иерусалимским, а 25 мая - «положение» мощей И., Захарии, отца Иоанна Предтечи, и Симеона Богоприимца в церкви, построенной знатным жителем Элевтерополя по имени Павел ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 68, 107). В Иерусалимском Патриархате 23 окт. с особой торжественностью отмечается память И. как 1-го епископа Иерусалимского. Н. Н. Лисовой Почитание И. в Константинопольском Патриархате и в Греции В К-польском Патриархате память И. первоначально совершалась 30 апр. (впосл. в этот день утвердилось празд. памяти ап. Иакова Зеведеева), а 23 окт. отмечалось освящение ц. во имя И., к-рая являлась приделом ц. Пресв. Богородицы в Халкопратии, построенным, вероятно, при имп. Юстине II (565-578). В ряде визант. календарей память И. праздновалась также в субботу перед Неделей жен-мироносиц. В Синаксаре К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 155, 240, 640, 782) помимо 23 окт. память И. отмечается также 19 нояб. (вместе с памятью апостолов Петра и Павла и первом. Стефана), 30 апр. и 30 июня (в Соборе св. апостолов). Часть мощей И. хранилась в крипте ц. Пресв. Богородицы в Халкопратии, глава, по одним сведениям,- в ц. св. Апостолов (Книга Паломник. С. 21), по другим - в Большом дворце ( Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Ginevra, 1877. T. 2. Р. 212, 217). В наст. время часть главы И. находится в мон-ре Эсфигмен (Афон), частицы мощей - в афонских монастырях Ксиропотам, прп. Дионисия, рус. Пантелеимоновом, в скитах вмч. Пантелеимона, Фиваидском и ап. Андрея, в мон-рях Киккском (Кипр), первомч. Стефана (Метеоры), Пресв. Богородицы Прусиотиссы (Эвритания), ап. Иоанна Богослова (Патмос), свт.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Портик с изображением вмч. Пантелеимона над входом в Пантелеимонов мон-рь на Афоне После запустения Афона в 1821-1831 гг. греч. братия Русского мон-ря вместе с игум. Герасимом Афонским вернулась в обитель, но, не имея существенной помощи из России, терпела нужду. В этих обстоятельствах сообщения о чудесах П. утешали братию и вселяли надежду на благоприятную перемену, к-рая действительно произошла впосл. Об одном из такого рода чудес сообщает схииером. Сергий в кн. «Письма Святогорца...». В нач. 30-х гг. XIX в. свящ. Иларион неотступно молился П. В сонном видении ему явился великомученик и сказал: «Об обители я заботился, забочусь и всегда буду заботиться». О др. чуде, подтверждающем попечение П. о мон-ре, рассказали о. Сергию Святогорцу духовник и настоятель рус. мон-ря. В 1836 г. у обители были отняты земли и из-за отсутствия средств на содержание иноков монахи впали в крайнюю нужду. Представитель Пантелеимонова мон-ря должен был из подворья в Карее известить своего игумена об одном важном распоряжении протата. Он послал в обитель старого инока с письменным донесением. Зимним вечером письмоносец отправился в мон-рь, но из-за выпавшего снега сбился с пути. Когда старец обессилел, его неожиданно нагнал некий юноша. Узнав, что письмоносец заблудился, незнакомец предложил вместе идти в мон-рь Ксиропотам, находящийся поблизости от Пантелеимоновой обители, т. к. оттуда легче найти дорогу. Монах согласился, но вскоре стал отставать от юноши, т. к. тот шел очень легко и быстро, не оставляя на снегу следов. Когда путники дошли до Ксиропотама, незнакомец перекрестился и, поклонившись изображению 40 мучеников Севастийских на портике, сказал, что пришел в эту обитель повидать друзей. Письмоносец отправился в Пантелеимонов мон-рь, у входа его вновь настиг незнакомец, но не перекрестился и не поклонился находившемуся на портике изображению П., что озадачило инока. На его приглашение войти в мон-рь, чтобы отдохнуть и подкрепиться едой, незнакомец ответил, что не нуждается в этом. Письмоносец попросил юношу подождать и, войдя в портик, встретил привратника Азария и инока, по молитвам к-рого П. спас от гибели монастырское судно, плывшее в Каламарию. Инок вручил письмоносцу хлеб для незнакомца, но юноша не притронулся к нему и сказал: «Пойди скажи игумену и братии, чтобы не унывали и не отчаивались: об этом монастыре я буду заботиться». При этих словах он указал рукой на обитель. Старец, следивший за направлением его руки, едва успел обернуться, но юноша в то же мгновение стал невидим. Письмоносец рассказал игумену и инокам об удивительном незнакомце и о его обещании, и все, наконец, поняли, с кем он встретился; обещание П. подняло дух братии ( Серафим (Веснин). 1865. Т. 2. С. 28-30).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Свято-Ильинский скит и его основатель прп. Паисий (Величковский). Литография. 1856 г. Свято-Ильинский скит и его основатель прп. Паисий (Величковский). Литография. 1856 г. В годы греч. освободительного восстания (1821-1829), когда тур. войска оккупировали А., большинство его насельников на неск. лет оставили Св. Гору. Среди немногочисленных рус. иноков в те годы подвизались духовник иеросхим. Арсений Афонский и его сопостник схим. Николай, прибывшие на А. ок. 1822 г. Еще ранее, ок. 1804 г., пришел на Св. Гору иеросхим. Павел, поселившийся в Илии прор. скиту . Неск. рус. монахов жили в келлиях и каливах в Димитрия вмч. скиту , называющемся также Лак (мон-ря Св. Павла), в местности Капсала, принадлежащей мон-рю Пантократор, в Хиландарском мон-ре. В Эсфигмене подвизался 1 рус. инок, в Хиландаре - 3. Намного больше, чем русских, в сер. XVIII - нач. XIX в. на А. проживало малороссов. В скиту Рождества Пресв. Богородицы, называющемся также Чёрный Вир (Зографского мон-ря), к-рый был основан при участии имп. Елизаветы Петровны , к 20-м гг. XIX в. проживало до 30 украинцев (к 1840 скит опустел). В скиту прор. Илии (мон-ря Пантократор), основанном в 1757 г. прп. Паисием (Величковским) для «братии молдавского и словенского языка», проживало до 100 иноков. В мон-ре Ставроникита украинцам для службы был выделен параклис. После поражения Турции в войне с Россией и заключения Адрианопольского мирного договора (1829) тур. войска оставили А. С 1830 г. русские снова начали беспрепятственно приезжать на Св. Гору и принимать монашество. В основном они подвизались в скитах и в приобретенных у греков келлиях и каливах. Главным местом поселения рус. братии в 30-х гг. XIX в. стал Ильинский скит. В нем проживало много украинцев, но скит официально всегда назывался русским. В 1837-1839 гг. трудами настоятеля скита иеросхим. Павла собралось до 30 чел. рус. насельников. В 1836 г. Ильинскому скиту оказал значительную денежную помощь иером. Аникита (Ширинский-Шихматов) . В 1839 г. Павел вместе с рус. братией был изгнан из скита украинцами. Часть братии по приглашению греков поселилась в Пантелеимоновом мон-ре, иеросхим. Павел был назначен духовником рус. братии этой обители. Для совершения богослужений на слав. языке в мон-ре был освящен параклис во имя свт. Митрофана Воронежского.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Милостинный синодик Свято-Пантелеимонова мон-ря. 1705 г. (Ризница Свято-Пантелеимонова мон-ря. 8) Милостинный синодик Свято-Пантелеимонова мон-ря. 1705 г. (Ризница Свято-Пантелеимонова мон-ря. 8) В 1709 г. иером. Ипполит (Вишенский) увидел в Пантелеимоновом мон-ре только «русских законников» (т. е. монахов), греков не было, однако уже в 1726 г., по словам рус. паломника В. Г. Григоровича-Барского, в мон-ре было только 2 рус. насельника и 2 болгарина, игуменом был болгарин. Из-за значительного уменьшения пожертвований из России Пантелеимонова обитель к этому времени стала, по словам Григоровича-Барского, «зело нища и убога», а «иноки российские», среди к-рых в то время было «немало воздержного и богоугодного жития», скитались по Св. Горе, «от всех презираемые... не имут, где главы приклонити». С началом русско-тур. войны (1735-1739) и прекращением приезда братии из России в Пантелеимоновой обители начали преобладать греч. монахи, сменившие общежительный устав на особножительный. Первоначально новые насельники Русика (число к-рых в 1765 достигло 60 чел.) находили благотворителей в лице молдо-влахийских господарей. Однако их вклады не могли коренным образом улучшить экономическое положение обители, и греч. иноки ок. 1770 г. оставили Пантелеимонов мон-рь и переселились в принадлежавшую мон-рю небольшую прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, выстроенную в кон. 70-х гг. XVII в. на месте монастырской лодочной пристани (арсаны). Ст. Русик. Литография. 70-е гг. XIX в. Ст. Русик. Литография. 70-е гг. XIX в. Здесь, на принадлежавшей Русику земле, был основан новый мон-рь вмч. Пантелеимона. Старая Пантелеимонова обитель получила название Ст. Русик и стала приписной к новому мон-рю (восстанавливать ее из развалин братия Пантелеимонова мон-ря начала в 1868, в кон. XIX - нач. XX в. в Ст. Русике жили от 25 до 60 иноков Пантелеимонова мон-ря по особому постному уставу). Новый Русский мон-рь унаследовал как права и имущество более древнего мон-ря, так и его бедственное материальное положение. В нач. XIX в. афонский Протат предложил К-польскому Патриарху исключить Русик из числа святогорских мон-рей, а принадлежавшие ему земли продать др. греч. мон-рям. Однако К-польский Патриарх Каллиник V отказался закрыть обитель и особой грамотой (1803) предписал Протату восстановить Пантелеимонов мон-рь, назначив опытного старца и возобновив в обители общежитие. В 1803 г. Протат назначил строителем обители ксенофонтского иером. Благовещенского скита (мон-ря Ксенофонт) Савву, трудами к-рого положение мон-ря было неск. улучшено. Благодаря пожертвованиям чтившего старца Савву вел. драгомана Порты кн. Скарлата Каллимаха, ставшего ктитором обители, к 1814 г. было начато строительство собора вмч. Пантелеимона, келлий и др. зданий.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

После молебна П. он избавился от недуга. Впосл. этот купец часто посещал русскую обитель на Афоне и спустя 30 лет рассказал инокам о своем полном исцелении от беснования (Там же. С. 51). Ковчег для главы вмч. Пантелеимона (1796), подаренный кн. Александром Каллимахом Пантелеимонову мон-рю на Афоне (Музей мон-ря вмч. Пантелеимона, Афон) Ковчег для главы вмч. Пантелеимона (1796), подаренный кн. Александром Каллимахом Пантелеимонову мон-рю на Афоне (Музей мон-ря вмч. Пантелеимона, Афон) Паломники постоянно просили отслужить благодарственные молебны П. и в память о совершённых им чудесах оставляли подвески на его иконе, но записи о чудесах в монастыре не делались. Лишь после 1839 г., с появлением в Свято-Пантелеимоновом мон-ре на Афоне выходцев из России, сообщения о чудесах святого стали документироваться. Однако сюжеты нек-рых более ранних чудес сохранились в памяти греч. святогорцев. Впосл. они также были записаны и опубликованы рус. иноками. К ним относится чудо спасения от пожара в 20-х гг., когда иером. Кирилл, припав к образу П., остановил огонь, обступивший обитель, и чудо о спасении иноков от кораблекрушения в 1830 г. во время страшной бури, когда они плыли ночью в густом тумане в Каламарию из Свято-Пантелеимонова мон-ря, и мн. др. (Там же. С. 46-50). Важными для сохранения обители были повествования о чудесах, в к-рых П. помешал инокам нарушить обет и уйти из мон-ря, что грозило обители запустением в трудные годы ее возрождения у побережья. Одно из таких чудес произошло при жизни старца Саввы. В мон-ре стал трудиться наемный врач, намеревавшийся принять постриг и остаться в обители навсегда. Но через нек-рое время он передумал и захотел вернуться в мир, чтобы там, живя в довольстве, угождать Господу добрыми делами. Утром иноки пришли проститься с доктором, но увидели, что его лицо и тело страшно распухли, он лишился бороды и волос на голове. Раскаиваясь в своем намерении покинуть обитель, он попросил иноков отнести все его деньги и имущество игумену и позвать к нему старца Савву для чтения разрешительной молитвы, т. к. он чувствовал приближение смерти. Игумен принес в его келью главу П., совершил молебен, окропил страждущего св. водой и осенил мощами. Опухоль тотчас исчезла, врач выздоровел и объявил о намерении навсегда остаться в мон-ре. Он незамедлительно был пострижен в иноческий образ с именем Филофей (Там же. С. 42-44).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Во 2-й пол. 70-х гг. связи Пантелеимонова мон-ря с РПЦ значительно активизировались. Начиная с 1974 г. в СССР регулярно приезжал эконом и представитель Пантелеимонова мон-ря в киноте иеродиак. Давид (Цубер), что позволило более эффективно решать вопросы оказания помощи рус. афонской обители. На Пасху 1975 г. Пантелеимонов мон-рь посетила делегация РПЦ во главе с архиеп. Ростовским и Новочеркасским Владимиром (Котляровым) . С этого времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на Пасху, а затем по решению Синода РПЦ от 12 марта 1979 г. на праздник вмч. Пантелеимона. Для дальнейшего развития связей с А. Синод постановлением от 17 апр. 1975 г. передал Пантелеимонову мон-рю подворье Троице-Сергиевой лавры в с. Лукине (близ Переделкина), однако у мон-ря не было ни сил, ни средств для налаживания его полноценной деятельности. В 1977 г. Русской Церковью был поднят вопрос о 10 новых кандидатах, желавших поселиться на Св. Горе. После года согласований с К-польским Патриархатом в мае 1978 г. в Пантелеимонов мон-рь прибыли 5 монахов, в т. ч. иером. Николай (Генералов), ставший впосл. представителем обители в киноте. Однако многие из новоприбывших иноков оказались не подготовленными к суровым условиям святогорской жизни и вскоре вернулись на родину: в 1979 г. в обители числилось 27 насельников, в 1981 г. их осталось 22. Из мон-ря приходили известия о несогласии среди братии, упадке духовной жизни, нарастающем беспорядке в хозяйстве и б-ке. Члены исследовательской группы (слева направо): Н. Б. Тихомиров, библиотекарь Хиландарского мон-ря о. Паисий, Турилов А. А. Члены исследовательской группы (слева направо): Н. Б. Тихомиров, библиотекарь Хиландарского мон-ря о. Паисий, Турилов А. А. В 1982 г. архим. Иеремия (Алёхин) обратился к РПЦ с просьбой прислать в Пантелеимонов мон-рь иноков, оказать обители материальную помощь, помочь наладить ведение делопроизводства в Афонском подворье в Москве. Предлагалось также создать при Свящ. Синоде РПЦ комиссию по афонским вопросам, а также исследовать исторические документы и издать к 1000-летию Крещения Руси иллюстрированный альбом о Пантелеимоновом мон-ре. В 1982 г. началось формирование очередной группы из 18 кандидатов на проживание в Пантелеимоновом мон-ре. На этот раз усилия РПЦ получили поддержку кинота Св. Горы, к-рый выступил с обращением к Президенту и Правительству Греции, подписанным настоятелями 20 афонских обителей, о все усиливающейся нехватке насельников в негреч. мон-рях. В 1983 г. в Пантелеимонов мон-рь из СССР была направлена исследовательская группа во главе с зам. председателя Издательского отдела МП архим. Иннокентием (Просвирниным) , в состав группы входили специалисты АН СССР и ГБЛ (РГБ) А. А. Турилов, Н. Б. Тихомиров, А. В. Лебедев и от МДА В. П. Казанцев.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

М. и прп. Иоанна Дамаскина по сторонам от образа Богоматери Влахернитиссы). Вместе с прп. Иоанном Дамаскином К. М. также изображен пишущим на фреске мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535). В росписях храмов, начиная с ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези, фигуры гимнографов, в т. ч. К. М., монаха лавры прп. Саввы Освященного, связаны с монашеской тематикой. Изображение К. М. работы Мануила Панселина сохранилось на Афоне в мон-ре Протат в Карее (ок. 1290) - в рост, с непокрытой головой, в левой руке свиток, правой благословляет; в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (1303) его полуфигура помещена на арке колоннады в паре с прп. Иоанном Лествичником, еще одну пару составляют преподобные Иоанн Дамаскин и Феодор Студит. Монашеская тематика подчеркнута и в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, (1317-1318 ), в нартексе которой в сев.-зап. части зап. стены, в нижнем ярусе росписи, образы 3 монахов-гимнографов (К. М., Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца) помещены рядом с традиционно монастырским сюжетом «Явление ангела прп. Пахомию Великому». В ряду преподобных К. М. изображен, напр., в ц. Честного Креста в Пелендри, Кипр (3-я четв. XIV в.), в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Эмбе, Кипр (кон. XV в.) и в др. Расположенный в нижнем ярусе росписи «чин» гимнографов в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294/95) - преподобные К. М., Иоанн Дамаскин (сохр. нижняя часть фигуры) и Иосиф Песнописец (каждый держит развернутый свиток в правой руке, К. М. указывает перстом левой руки на текст в свитке) - обращает на себя внимание тем, что находится под композицией «Премудрость созда себе дом». Аналогичное размещение встречается и в рус. памятнике - ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода. Кроме того, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота К. М. предпосланы слова: «…говорит: премудрость, слово и сила Сын, сый Отчий» (Ерминия ДФ. С. 175). Примеры изображения «чина» песнотворцев представлены и в миниатюрах лицевых рукописей: напр., в Октоихе кон. XII в. из университетской б-ки в Мессине (Италия; Mess. Salvad. 51) - К. М. входит в состав 4 гимнографов. " Слава Богородицы " . Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 6r)

http://pravenc.ru/text/Косма ...

П. Трдатом, превращенным в кабана, вдали виден город, очевидно Арташата); на церковном облачении (живопись; XVIII в., Музей мхитаристов, Вена) - вверху помещено изображение Св. Троицы (т. н. новозаветной), в глубине - город, гора Арарат с Ноевым ковчегом, на круглых клеймах представлены сцены из жития, с подробным изображением мучений Г. П. К этой традиции примыкает образ Г. П. на картине «Крещение армянского народа» худож. И. К. Айвазовского (1892, Картинная галерея, Феодосия). Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) В патриаршем облачении как католикос Г. П. изображен на картине-иконе 2-й пол. XVIII в. (Музей католикосата, Антильяс, Ливан), вверху - благословляющий Христос и Богоматерь с митрой в руках; на клеймах по правому и левому полям иконы - сцены из Жития. Такие иконы Г. П.- в рост, в патриаршем облачении и в высокой митре, с посохом в руке - встречаются в арм. церковном (у армяно-григориан и армян-католиков) искусстве XVIII-XXI вв. как в Армении, так и в регионах распространения арм. диаспоры, в т. ч. в России, где ей оказывали покровительство рус. императоры (строительство по протекции рус. правительства арм. городов Григориополь в Бессарабии, Нор-Нахичеван (ныне часть Ростова-на-Дону), арм. район Астрахани, Кизляр, Моздок, Армавир на Сев. Кавказе и др.), где арм. общины возводили храмы во имя Г. П. В 2005 г. в Ватикане освящена статуя Г. П. (скульптор Х. Казанджян). В византийском искусстве изображение Г. П. встречается регулярно, т. к. значительная часть Армении в разные периоды входила в состав Византийской империи. Активизация почитания Г. П. в империи и в странах визант. культурного круга связана с именем патриарха Фотия (50-80-е гг. IX в.), пытавшегося сгладить разногласия между вост. христианами и добивавшегося унии с арм. монофизитской церковью ( Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием (араб. версия)//ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 149, 153). Г. П. традиционно изображается в святительских одеждах, со свитком или Евангелием в руке. Одно из ранних изображений было представлено на мозаике собора Св. Софии в К-поле, в тимпане над юж. галереей наоса, среди 14 епископов (ок. 878 г.; не сохр., известно по рис. Г. и Дж. Фоссати, 1847-1849). Как правило, образ Г. П. помещался в зоне вимы храма, в ряду святителей: на мозаике на зап. арке жертвенника в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), в юж. люнете диаконника представлен прор. Даниил во рву львином; на фреске в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164, Македония); на фрагментах фрески в сир. ц. Богородицы в Дейр-эс-Суриани (Вади-эн-Натрун, Египет) (ок. 1200, открыты и освобождены от позднейших наслоений 1781/82 в 1998) - имя написано на копт. языке; на фреске в апсиде в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в мон-ре Вронтохион, Греция (1-я четв. XIV в.) - в полиставрии, в епитрахили и с палицей и др.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Славу Св. Горы в наше время составляют ряд выдающихся старцев, к-рые своей жизнью и трудами внесли неоценимый вклад в дело возрождения монашества (см. разд. «Старчество»). Св. Гора вступила в 3-е тысячелетие христианства на подъеме расцвета своих духовных сил, что является благословением Божиим для всего правосл. мира, духовной крепостью к-рого она всегда являлась. Лит.: Μωυσς Αγιορετης, μον. ρδβλθυοτεΑγιον Ορος Εκοσι χρνια μετ τν πρτη χιλιετηρδα (1963-1983)//Πρωττον. 1984. Τ. 5. Σ. 81-83; Ανδρας Αγιορετης, ρχιμ. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 19973. Σ. 253-314. Мон. Моисей Святогорец (пер. с греч. И. Дьяченко) Иеросхим. Игнатий Слепой С древности до наших дней Св. Гора является свящ. местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, питающим и умиряющим подвижников благочестия. Здесь непрестанно совершаются высокие аскетические подвиги. На А. можно встретить реальное воплощение христ. идеала обожения, ибо святогорские иноки желают стяжать в этой жизни не столько знание о Боге, сколько знание Самого Бога. Среди знаменитых подвижников немало простых, малообразованных в мирском понимании людей, чистотой своей жизни стяжавших благодатные дары Св. Духа и достигших высокого духовного просветления и святости. Иеросхим. Феодосий Карульский Иеросхим. Феодосий Карульский В кондаке службы афонским святым о подвижниках Св. Горы говорится: «Онебесившие Гору сию и показавшие в ней житие ангельское». За историю своего христ. существования Св. Афонская гора взрастила сонмы св. отцов, среди к-рых преподобные Петр и Афанасий Афонские, Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливиты, Нил Мироточивый, свт. Григорий Палама, прп. Максим Грек, сщмч. Косма Этолийский († 1779), прп. Никодим Святогорец, груз. аскет Иларион († 1864), старец Хаджи Георгий (1809-1886). Мн. святогорские иноки-аскеты старались вести себя так, чтобы внешне ничем себя не выражать, не открывать миру своего духовного величия. Искусство смирения и мудрой простоты стоит у святогорцев очень высоко, поэтому большинство афонских святых остаются при жизни неузнанными. Даже прп. схим. Силуан (Антонов) , один из величайших подвижников XIX-XX вв., при жизни оставался малоизвестным, и только после кончины († 1938) его святость была общепризнана. Там же, где и старец Силуан, в Русском мон-ре вмч. Пантелеимона, подвизался в XIX в. старец иеросхим. Иероним (Соломенцо в) , несший послушание братского духовника при игум.-старце схиархим. Макарии (Сушкине) , к-рый, по свидетельству современников, стал «духовным возобновителем Русика». Среди прославленных рус. подвижников прп. Аристоклий Афонский († 1918), исихаст Феодосий Карульский († 1937) и его ученик старец Никодим († 1984). Не только рус., но и серб., болг., греч. иноки почитали его за дар духовной рассудительности и пользовались его наставлениями.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору) . «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих мучеников: «Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой», и стихира мучеников, глас 5-й: «Страстотерпцы Христовы...» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...» . На часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны мучеников, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-23/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010