В церковных описях XVI-XVII вв. нередко упомянуты медные чаши, к-рые также именуются «звонки». Так, в Описи 1514 г. Соловецкого монастыря отмечены 2 медные К.: «Да в киларъской два звонки медь запрудная» (Описи Соловецкого монастыря XVI в./Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 36). В греч. и древнерус. мон-рях металлическая К. использовалась как трапезная чаша, при этом она часто выполняла функции небольшого колокола. Согласно древним Уставам, в греч. и рус. мон-рях во время трапезы игумен ударом лжицы о край металлической К. извещал о начале и об окончании трапезы, смене блюд, разрешении пить вино ( Скабалланович. Типикон. С. 61, 68; Макарий. 1860. С. 247-248). Подобные указания об использовании К. содержатся в Типиконе, принятом в наст. время в РПЦ: на дневной трапезе - «                                                », на вечерней трапезе - «                      » (Типикон. Ч. 1. С. 90-91, 94). Традиция ударять в чашу или блюдо или звонить в колокольчик во время монашеской трапезы, чтобы не нарушать безмолвия в обители, известна с древнейших времен (см.: Древности Российского государства. М., 1849-1853. Отд. 1. С. 111; см. также: Казанский. 1871. С. 316). Этот обычай сохраняется до настоящего времени в древних греч. мон-рях, напр. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. За богослужением удары по краю К. служили сигналом звонарю о том, что пора звонить на колокольне. В описи Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. говорится, что К. предназначена для звона по большим праздникам на литургии перед чтением Евангелия (Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545 г.// Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. СПб., 1911. С. 7). В Новгородском музее сохранилась небольшая бронзовая К. 1570-1571 гг., сделанная в виде гладкой полусферической несколько уплощенной книзу чаши, соединенной коротким круглым в сечении стержнем с гладким полусферическим поддоном (см.: Игошев. 2003. С. 383-384). При К. имеется небольшой металлический стержень, напоминающий язычок колокола, к-рым звонили во время чтения каждой части Евангелия в 1-й день Пасхи. Эта К. после упразднения Николаевской Новой Боровинской Мавриной пуст. близ Тихвина, к-рой она изначально принадлежала, была передана в новгородский Софийский собор. В Чиновнике Софийского собора 1626-1634 гг. говорится об использовании К. для подачи сигнала перед началом и по завершении чтения Евангелия (см.: Голубцов. 1899. С. 214-215). К., служащая для этой цели, могла также именоваться «ясак» (т. е. колокольчик - см.: Пыляев. 1897). В XIX в. традиция ударять в К. сохранялась в русском монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне. В современных изданиях Типикона и Цветной Триоди вышеприведенное указание частично повторено: «                            » (Типикон. Ч. 2. С. 942; см. также: Триодь Цветная. Л. 13).

http://pravenc.ru/text/1470209.html

Грамотой блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю на рель у Волхова (наиболее вероятно, что время ее составления совпадает со временем написания грамоты Изяслава) были определены границы владений этой обители и Н. П. м.: «...по излогу ввьрх Мячином на горки (Горки? - М. П.), да в болото Дрянь к Рускому пути, от пути на горки, да в Прость» (ГВНиП. С. 139. 79; Янин. 1991. С. 136-138 (1134 г.)). Долгое время постройки Н. П. м. оставались деревянными. В 1207 г. Феодор Пинещинич (знатный новгородец, представитель боярского клана Пинещиничей, возможно, из Людина конца Новгорода - Седов. 2011. С. 29-31) поставил в Н. П. м. каменный храм во имя вмч. Пантелеимона (НПЛ. С. 50, 247). Феодора Пинещинича в лит-ре XIX в. иногда неверно называли новгородским посадником Феодором Пиминовым Титинцем, построившим якобы также ц. во имя свт. Николая Чудотворца и снабдившим обитель вотчинами (см., напр.: ИРИ. Т. 5. С. 456). Пантелеимоновская ц. представляла собой небольшой (12,75 × 8,95 м) типичный для новгородской церковной архитектуры кон. XII в. 4-столпный 3-апсидный храм, вероятно, одноглавый, с зап. притвором и лестницей на хоры в зап. стене (не сохр.; его фундамент, нижние части стен высотой на отдельных участках до 1 м с фрагментами фресковой росписи выявлены во время археологических раскопок 1978 г. П. А. Раппопортом; см.: Раппопорт, Пескова. 1979. С. 32; Раппопорт. 1982. С. 190-191). Очевидное архитектурное сходство с Успенским собором (1188-1189) Аркажа мон-ря позволяет предположить, что Пантелеимоновский храм построен по его образцу ( Седов. 2011. С. 29-30). Сведения об обители в XIII-XVI вв. носят фрагментарный характер. В 1372 г., по сообщению Новгородской V летописи (неопубл.), собор был отремонтирован после частичного обрушения: «...поновиша церковь камену святаго Пантелеймона, бе бо палася» (цит. по: Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 204-205). Под 1386 г. Н. П. м. упоминается среди сожженных новгородцами при приближении войск блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского пригородных мон-рей (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346). В дек. 1477 - нач. 1478 г., в период ликвидации независимости Новгородского гос-ва, Н. П. м. был занят полком войска вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича под командованием боярина В. Ф. Сабурова (ПСРЛ. Т. 25. С. 315).

http://pravenc.ru/text/2577785.html

Храм (а позже и мон-рь во имя М. (см. в ст. Мокия святого храм в Константинополе )) находился рядом с цистерной, также названной в честь мученика. Цистерна была сооружена на рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), и была крупным водохранилищем, снабжавшим водой значительную часть города (ныне на развалинах цистерны - парк, сады и огороды (юго-запад Стамбула)). От мощей М., вероятно, происходили бесчисленные исцеления, вслед. чего он почитается также в лике св. бессребреников (наряду со святыми Космой и Дамианом, вмч. Пантелеимоном и др.), хотя при жизни он не был целителем и к.-л. письменных свидетельств (собраний чудес и т. п.) о его посмертных чудесах не сохранилось. Ок. 1200 г. мощам М. поклонялся рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский; он сообщил о том, что они покоятся вместе с мощами прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). В наст. время частицы мощей М. находятся в афонских обителях прп. Дионисия и вмч. Пантелеимона, а также на о-ве Самос в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 221). Сохранился перевод Мученичества М. на сир. язык (BHO, N 775). В лат. традиции М. иногда называется Муций (Mucius). В Римском Мартирологе память М. есть под 11 и под 13 мая (MartRom. Comment. P. 186-187. N. 2). Ист.: SynCP. Col. 141, 205, 241, 367, 674-676, 776, 877; PG. 117. Col. 449 [Минологий Василия II]; ЖСв. Май. С. 316-324; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 71-72. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 177-178; Halkin F. Une passion de St. Mocius martyr à Byzance//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 5-22; Janin R. Mocio//BiblSS. T. 9. Col. 512; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 341-342; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 409-410; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 139-141. О. Н. А. В славянской книжности В славянской книжности сохранилось синаксарное Житие М. в составе Пролога краткой редакции под 11 мая (перевод XI-XII вв., за мартовское полугодие опубликованы только южнослав. списки, см.: Митревски Новотни С., М. Пролог бр. 72/Ред.: В. Десподова. Ckonje, 2006. С. 266). Греч. оригинал близок Минологию Василия II (PG. 117. Col. 449). Здесь сообщается, что М. происходил из г. Византия, а его родители - из «старого» Рима; М. был казнен и погребен в Ираклии Фракийской, впосл. его мощи были перенесены в церковь, построенную имп. Константином. Будучи пресвитером, М. боролся с идолопоклонничеством и был брошен в печь, откуда вышел невредимым, в то время как огонь сжег приспешников правителя; имен мучителей и др. деталей Мученичество не содержит. В пространной редакции Пролога (древнерус. переработка кон. XII в.) текст не претерпел существенных изменений.

http://pravenc.ru/text/2564022.html

По словам Д. Шаховского, «в этот последний период моей светской жизни со мной стали происходить не бывшие ранее значительные явления и пневматологические феномены, смысл и религиозную важность которых я понял только позже. Эти мистические реальные феномены были внутренним отделением меня от моего всецело отданного литературе пути». Он стал духовным сыном еп. Вениамина (Федченкова ; впосл. митрополит), исполнявшего в 1925 г. обязаности преподавателя и инструктора Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского в Париже. 5 сент. 1926 г., в день своего 24-летия, по благословению еп. Вениамина Д. Шаховской принял монашеский постриг в Русском великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне с именем Иоанн в честь св. ап. Иоанна Богослова . В том же году, по возвращении с Афона, И. поступил в парижский Сергиевский ин-т. Здесь он познакомился с прот. Сергием Булгаковым , под руководством к-рого написал работу «Об Именах Божьих», посвященную имяславию . 2 дек. 1926 г. митр. Евлогием (Георгиевским) в парижском соборе св. блгв. Александра Невского И. был рукоположен во диакона. В нач. 1927 г. он выехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) к еп. Вениамину, назначенному Предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митр. Антонием (Храповицким) на должность начальника богословско-пастырских курсов и настоятеля рус. прихода в г. Бела-Црква. Некоторое время И. жил в серб. мон-ре Петковица близ г. Шабац. 6 марта рукоположен еп. Вениамином во иерея. Состоял 2-м священником храма во имя вмч. Георгия при Крымском кадетском корпусе в г. Бела-Црква. После ухода еп. Вениамина на покой в Петковицкий мон-рь И. стал с сент. 1927 г. настоятелем Георгиевского храма и законоучителем кадетского корпуса. Не одобрил решение еп. Вениамина о переходе в каноническое подчинение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси); написал письмо митр. Сергию, в к-ром защищал отмежевание от него зарубежного духовенства.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

В дек. 1857 г. мон-рь был центром антиосманского восстания воеводы Луки Вукаловича. В февр. 1858 г. турки разграбили обитель и превратили ее в казарму. После окончания восстания по ходатайству Гильфердинга мон-рь получил от России денежную помощь на восстановление. В 1861 г. дужский архим. Никифор (Дучич), известный церковный писатель, стал главой нового восстания. После восстания 1875 г. мон-рь вновь пострадал от турок: небольшое количество ценных предметов удалось перенести в мон-рь Савина (2 Евангелия, одно из них в серебряном окладе, столик для хлебов 1650 г., неск. книг). В 1886 г. пожар практически полностью уничтожил Д., но благодаря помощи властей Боснии и Герцеговины в 200 тыс. форинтов обитель вскоре была восстановлена. В 1903 г. было построено здание для школы. В 1890 г. приход Д. составляли 24 села с 7 церквами, а в 1926 г. владения мон-ря делились на 2 прихода и включали 26 сел и 9 церквей. В годы первой мировой войны игум. Герасим (Йованович) и иером. Леонтий (Попович) были взяты в заложники, иером. Гедеон (Биберич) интернирован, а серб. жители из окрестных сел выселены. В 1924 г. в Д. проживали 3 монаха, в т. ч. 2 архимандрита. В 1928 г. к ним присоединились эмигрировавшие из России иером. Николай (Ружнецов) и о. Петр (Семеновых), по приглашению к-рых худож. М. М. Хрисогонов расписал церковь «в русском стиле» (его фрески, в т. ч. образы свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, св. Саввы и евангелистов, в 90-х гг. были записаны), были увеличены размеры врат и окон и в церкви положен деревянный пол. Перед второй мировой войной обитель считалась богатой: имела земли, неск. сот ульев, автомобиль. В 1941 г. рус. монахи Евгений (Черневский), Михаил (Соколов) приняли мученическую смерть от партизан Тито. Их могилы находятся на кладбище близ мон-ря. Иеродиак. Дамиан (Зотович) отказался исполнить приказание коммунистов и убить иером. Николая (Ружнецова) и мусульманина из Требине, за что был убит. Пришедший в обитель по окончании войны серб. иеромонах (имя неизв.) также был убит. Мон-рь был разграблен и запущен, во дворе и в храме паслись овцы, богатая б-ка была сожжена, монастырский лес вырублен. С 1954 по 1958 г. в Д. размещалась часть Югославской Народной Армии. В мон-ре к тому времени сохранились лишь 3 колокола и Октоих.

http://pravenc.ru/text/180548.html

ПАИСИЙ рус. иконописец XV в., работал в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре ПАЛА Д " ОРО «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря) ПАЛЕСТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в рус. иконографической традиции название, закрепившееся за образом типа «Одигитрия» Дексиократуса ПАЛЕХ село Вязниковского у. Владимирской губ. (ныне поселок Ивановской обл.), центр иконописного промысла в кон. XVII - нач. XX в., является таковым и в наст. время ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий ПАНАГИЯ в православном богослужении: 1) небольшая икона на цепочке, составляющая часть облачения епископа; 2) хлеб, возвышаемый во время торжественной трапезы в мон-ре ПАНКРАТИЙ (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия) ПАНОФСКИЙ Эрвин (1892-1968), один из самых выдающихся искусствоведов XX в., крупнейший представитель иконологии «ПАНТАНАССА» «Пантанасса», один из эпитетов Божией Матери, употребляющийся с IV в. и вошедший в название ряда Ее икон, посвящение храмов и мон-рей ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_53.html

Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Икона. 10-е гг. ХХ в. (НКПИКЗ) Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Икона. 10-е гг. ХХ в. (НКПИКЗ) Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Икона. Нач. ХХ в. (СОКМ) В 1695 г. по инициативе Черниговского архиеп. св. Феодосия (Углицкого) И. был назначен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . После кончины свт. Феодосия (5 февр. 1696) 24 нояб. того же года при поддержке гетмана И. С. Мазепы И. избрали на Черниговскую кафедру как «мужа благочестива, с юных лет монашествующа, в искусстве добродетели, и поучении, и проповедании слова Божия известного». 10 янв. 1697 г. в Москве И. был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа, хиротонию возглавил патриарх Адриан . В ставленой грамоте И. давалось право совершать богослужения в саккосе, царь своей грамотой подтвердил владения Черниговской кафедры. В том же году И. назначил наместником Елецкой обители с возведением в сан архимандрита св. Димитрия (Савича (Туптало)) . В эти годы св. Димитрий работал над 3-й ч. «Книги житий святых», и патриарх Адриан просил И. оказывать книжнику поддержку. В 1699 г. св. Димитрий был переведен настоятелем в новгород-северский в честь Преображения Господня муж. мон-рь. В 1700 г. И. основал в Чернигове коллегию (славяно-лат. школу), к-рая, по его замыслу, должна была стать подготовительным уч-щем для Киево-Могилянской коллегии. В черниговскую коллегию принимали детей не только из семей духовенства, но и из семей дворян, мещан и казаков. Первым ее префектом стал иером. Антоний ( с таховский). И. в своих сочинениях называл Черниговскую коллегию «новыми Афинами» и «черниговским Геликоном», современники дали ей прозвания Коллегия Максимовическая и Олимп черниговский Максимовический. Позднее по образцу Черниговской коллегии стали возникать духовные школы в др. укр. и рус. епархиях. С деятельностью коллегии была тесно связана работа руководимой И. типографии в Болдинском во имя с в. Троицы и прор. Божия Илии муж. мон-ре, где печатались богослужебные книги, учебные пособия, труды И. и др. духовных писателей, панегирические сочинения, переводы с латыни. И. поддерживал связи с монастырями Афона, Иерусалима и Синая. Сохранилась грамота И. в Русский вмч. Пантелеимона монастырь , свидетельствующая о том, что святитель оказывал обители материальную помощь ( Просвирнин. 1976. С. 57). В 1697-1698 гг., во время голода на Черниговщине, мон-ри епархии при содействии И. развернули широкую благотворительную деятельность. И. повелел иметь в монастырях епархии синодики для поминания в первую очередь благотворителей.

http://pravenc.ru/text/468961.html

При К. были установлены отношения с правительством Греции во главе с И. Каподистрией , к-рый желал создания независимой Церкви на освобожденных от турок территориях, но считал, что автокефалия должна быть получена каноническим путем. Переговоры, шедшие по этому вопросу в 1830-1831 гг. с К-польским патриархом, были прерваны после убийства Каподистрии. Автокефалия Элладской Православной Церкви была провозглашена в 1833 г., при новом правителе Греции - кор. Оттоне I, однако Восточные патриархи отказались ее признать как объявленную в одностороннем порядке, без согласия Синода К-польской Православной Церкви. Несмотря на церковный конфликт, урегулированный только в 1850 г., К. продолжал своими советами содействовать установлению должного церковного порядка и сохранению догматического единства с К-польской Церковью. При участии К. были упорядочены церковные дела в Сербии, к-рой была предоставлена внутренняя церковная автономия. В 1831 г. по распоряжению патриарха на Крите из-за запустения острова и малочисленности населения было осуществлено слияние ряда епархий: Кидонийская была объединена с Кисамской, Иерская - с Ситийской, Аркадийская - с Петрской, Авлопотамская - с Рефимнской, Лампская - со Сфакийской, Херсонесская и Гортинская - с Критской митрополией. Особым покровительством патриарха пользовались афонские мон-ри. В 1830 г. он разрешил спор между мон-рем Пантократор и Илии пророка скитом , причем встал на сторону рус. иноков. В 1832 г. К. ввел дифференцированный подход при уплате хараджа: насельники крупных мон-рей стали платить больше, а монахи из бедных келлий - меньше. В 1833 г. патриарх подтвердил киновиальное устройство Пантелеимонова мон-ря и избрание игуменом иером. Герасима, в 1834 г.- установил общежительный устав в мон-ре Дохиар . К. предоставил большому числу мон-рей ставропигиальные права (напр., Неа-Мони на Хиосе, Троянскому в Тырновской епархии, вмч. Георгия Победоносца в Васесе на о-ве Карпатос и др.) или подтвердил их ставропигиальный статус ( Влатадона в Фессалонике, Анастасии св. Узорешительницы муж. ставропигиального мон-ря на п-ове Халкидики, мон-рей Успения Пресв. Богородицы (Моливдоскепасту) близ Коницы, св. Отцов в Янине и др.), что защищало обители от произвола и разорения.

http://pravenc.ru/text/2057130.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 243, 244; Т. 3. С. 319; Franchi de Cavalleri P. S. Euplo//Note agiografiche. R., 1928. N 7. P. 1-54; The Acts of the Christian Martyrs/Introd., transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 310-319; Amore A. Euplio//BiblSS. Vol. 5. Col. 231-233; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 148; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Stelladoro M. Euplo/Euplio marbire. Palla tradizione greca manoscritta. Cinisello Balsamo, 2006; Кривко Р. Н. Визант. источники слав. служебных миней//XIV Междунар. съезд славистов: Слав. языкознание: Докл. рос. делегации (в печати). Р. Н. Кривко Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. обычно изображали юным, с короткими темными волосами, без бороды; в диаконском облачении (стихарь, поручи, орарь) и с Евангелием или дарохранительницей в левой руке, крестом или кадилом в правой. В храмовой росписи (в алтаре, диаконнике или жертвеннике или по сторонам от алтарной апсиды) изображение Е. размещалось рядом с образами диаконов. При отсутствии надписей святого идентифицировать трудно: его облик схож с образами др. юных диаконов, напр. Стефана Первомученика, Романа, Лаврентия, Руфина. Подписные изображения Е. встречаются с XI в. В белом стихаре и с дарохранительницей в левой руке он изображен на фресках ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.) и диаконника ц. Успения Богородицы в Дафни, Греция (ок. 1100). Е. и архидиак. Стефан изображены в литургических нишах по сторонам от алтаря в церквах: Бачковского мон-ря, Болгария (в верхней церкви-костнице, кон. XI - нач. XII в.) - погрудно, с крестом в правой руке и дарохранительницей на левой; в Евангелистрии в Гераки (Ераки) (3-я четв. XII в.); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (кон. XII в.); вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Справа от алтаря, симметрично изображению архидиак. Стефана, Е. представлен в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Нередко в росписи Е. изображали с крестом в правой руке (фрагмент фрески из ц. свт. Николая в Мелнике, Болгария, кон. XII - нач. XIII в.) и с дарохранительницей в левой. Предположительно Е. представлен в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164). Также он изображен в церквах: Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.); Боянской, Болгария (ок. 1259); праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (ок. 1314); Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366) и др.

http://pravenc.ru/text/187252.html

В сев. стороне храма, под высокой резной сенью из дубового и орехового дерева, помещалась кипарисовая рака с частью мощей свт. Тихона, принесенной в дар из Задонского мон-ря 1 авг. 1866 г. Сень была чрезвычайно богато украшена резьбой. В южной стороне храма в особом киоте хранилась келейная икона свт. Тихона «Распятие Господне». Перед этим образом горела неугасимая лампада. В храме перед клиросами стояли 2 ореховые витрины с частицами мощей ап. Павла, свт. Иоанна Златоуста, вмц. Варвары, мц. Татианы, преподобных Александра Свирского и Сергия Радонежского, а также кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня и с частью камня от гробницы Богородицы; икона вмч. Пантелеимона с клеймами, написанная в рус. Пантелеимоновском мон-ре на Афоне, с частицей его мощей; древний золотой крест с частицами мощей ап. Иакова, брата Господня, первомученика и архидиак. Стефана и вмц. Параскевы. Там же находилась икона Спасителя, принесенная Елагиным в дар общине. При ней был «медальон с тремя волосками Спасителя» - святыня, к-рую подарил Елагину во время поездки на Восток в 1864 г. К-польский патриарх Софроний III. В особой витрине за стеклом хранились святыни, непосредственно относящиеся к свт. Тихону Задонскому: волосы с его головы, шнуры от креста и парамана и пелена, бывшие на святителе при обретении мощей, платок, листок с переписанными свт. Тихоном отрывками из 84-го и 66-го псалмов и молитвой «на общее бедствие». Этот автограф принес в дар обители 24 февр. 1864 г. еп. Иеремия (Соловьёв). ...Ансамбль К. м. претерпел значительные утраты. Храмы монастыря лишены завершений и потеряли значение архитектурных доминант. Территория К. м. застроена типовыми кирпичными, а также деревянными строениями. Обе главные церкви перестроены внутри, особенно соборная, и в них устроены межэтажные перекрытия. Закрашена или сбита настенная живопись обеих церквей. В 2009 г. проведено любительское раскрытие незначительных фрагментов живописи во Владимирском соборе («Христос и апостолы», «Притча о 10 девах»). Монастырское кладбище за алтарем собора уничтожено, частично уцелело 1 надгробие благотворительницы. Снесены часовни и почти все деревянные строения обители. Разрушены св. ворота, 3 башни ограды. К 2015 г. в Варваринско-Всехсвятской ц., используемой под больничный склад, совершали единичные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=17695

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010