Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783, с. Дерново Вяземского у. Смоленской губ.- 7.06.1837, близ Афин), иером., духовный и светский писатель. В 13-летнем возрасте поступил в Морской кадетский корпус, по окончании к-рого в 1800 г. получил звание мичмана. До 1804 г. служил во флоте, участвовал в морских военных походах и плаваниях по Балтийскому и Северному морям. В 1804-1827 гг. воспитатель Морского кадетского корпуса. С 1809 г. действительный член имп. Академии наук . В 1811 г. приглашен на должность инспектора имп. Царскосельского лицея, от должности отказался. Служил сотрудником в Учебном кабинете при Коллегии адмиралтейств. С 1811 г. член об-ва «Беседа любителей русского слова». С 1824 г. член Главного управления уч-щ. В течение многих лет участвовал в работе Рассмотрительного и Словарного комитетов при АН. В 1812 г. имп. Александром I Павловичем , высоко ценившим лит. творчество С. А. Ширинского-Шихматова, был издан указ о пожаловании тому пожизненной пенсии за вклад в развитие российской словесности. В нач. 1828 г. Ширинский-Шихматов поселился в Юрьевом новгородском мон-ре . В 1829 г. поступил в братство мон-ря, 25 марта 1830 г. принял монашество с именем А. и вскоре был рукоположен во иеромонаха. Вел подвижнический образ жизни, с глубоким почтением относился к архим. Фотию (Спасскому) , оказавшему на А. сильное влияние. В 1834-1836 гг. А. совершил длительное путешествие в Св. землю. В июне 1835 г. прибыл на Афон и поселился в Ильинском скиту (см. Илии пророка скит на Афоне ), в келье, к-рую раньше занимал прп. Паисий Величковский . На Афоне избрал своим духовником иеросхим. Арсения Афонского († 1846). Посетил Руссик ( Пантелеимона вмч. мон-рь на Афоне ), игумен и греч. братия к-рого пригласили А. и рус. монахов Ильинского скита в свой мон-рь, находившийся в запустении. В кон. июля 1835 г. А. выехал в Палестину. В мае 1836 г. вернулся в Пантелеимонов мон-рь, но вместе с рус. монахами был вынужден из-за недовольства греч. братии удалиться в Ильинский скит, где заложил храм во имя свт. Митрофана Воронежского. В авг. 1836 г. назначен настоятелем церкви при Русской миссии в Афинах, но через год подал прошение об освобождении от этой должности, стремясь к уединению и молитве. В 1837 г. получил разрешение выехать на Афон, после посещения к-рого намеревался вернуться в Юрьев мон-рь. Однако здоровье А. было крайне ослаблено. По пути на Афон, в Архангельском мон-ре близ Афин, он скончался и был там же погребен; через 2 года (по др. источникам - через 3) его останки перевезли в Ильинский скит и положили в ц. во имя свт. Митрофана Воронежского.

http://pravenc.ru/text/115492.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Алатырской Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви), в г. Алатырь, основан в 1639 г. игум. Ладинского Прилуцкого мон-ря Елисаветой (Летинской) вместе с 52 монахинями, часть к-рых пришла из Киева, и их духовником игум. Мефодием, «изгнанными ляхами». Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре др. Николаевского жен. мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича А. К.-Н. м. предоставлено место. В 1639 г. были построены 2 деревянные церкви - Никольская и Покровская. В 1671 г., во время восстания Степана Разина, А. К.-Н. м. сгорел; восстановлен в 1673 г. В 1690 г. вновь сгорел до основания. Из Алатырского во имя Святой Троицы монастыря обители была пожертвована деревянная Троицкая ц. К нач. XIX в. в А. К.-Н. м. находилось 3 каменных храма: трехпрестольный Вознесенский (построен в 1753, в 1872-1874 пристроены приделы: левый во имя вмч. Пантелеимона, правый - свт. Тихона Задонского), двухпрестольный Покровский (1767), надвратный однопрестольный Никольский (1737). Среди почитаемых святынь - икона свт. Николая Чудотворца и Казанская икона Божией Матери, пожертвованные в 1639 и 1640 гг. царем Михаилом Феодоровичем, а также икона Нерукотворного Образа Спасителя, принесенная игум. Елисаветой из Ладинского мон-ря. По штатам 1764 г. обители дан статус необщежительного мон-ря 3-го класса. Мон-рь пользовался благоволением царственных особ. В 1767 г., при игум. Александре, обитель посетила императрица Екатерина II , подарившая напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе (за поднесенные ей проживавшей в мон-ре дворянской девицей Анной Алфимовой, ставшей впосл. игум. Анатолией, переводы на рус. язык «Бесед» Ж. Б. Массийона), в 1799 г. имп. Павел I пожертвовал 30 дес. пахотной земли, имп. Александр I - лесную дачу в 150 дес. В ризнице хранились серебряный позолоченный напрестольный крест - подарок императрицы Марии Феодоровны . В 40-х гг. XIX в., при игум. Иларии, К. И. Невоструев составил опись монастырского архива, содержавшего документы начиная c XVII в. В кон. XIX в. в распоряжении А. К.-Н. м. имелось 226 дес. земли, мельница; в мон-ре проживали игумения, 31 монахиня, 237 послушниц.

http://pravenc.ru/text/64016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ IV (Крусулудис Николаос; 5.07.1837, сел. Калимасья, о-в Хиос - 15.02.1887, там же), патриарх К-польский (8 окт. 1884 - 14 нояб. 1886). Родители И.- Иоанн Крусулудис и Лемония Коккоди (сестра патриарха Иоакима II ). Семья с маленьким ребенком переехала в К-поль. В 1861 г. Николаос окончил Халкинскую богословскую школу. В том же году был рукоположен во диакона с именем Иоаким в честь дяди, к-рый был тогда митрополитом Кизическим. И. был назначен 2-м секретарем Свящ. Синода, а 31 янв. 1863 г.- 1-м секретарем. В 1870 г. был хиротонисан во епископа и в кон. нояб. того же года назначен митрополитом Ларисским. В нач. авг. 1875 г. был переведен в Деркскую епархию. В 1875 и 1877 гг. как член Синода участвовал в поездках на Афон. В 1877 г. И. возглавил комиссию по рассмотрению конфликта, возникшего в афонском мон-ре вмч. Пантелеимона между греч. и рус. монахами на почве национальных разногласий, и содействовал примирению сторон. В 1883 г. И. заболел туберкулезом и был вынужден провести зиму в г. Палермо (Италия) и на водных курортах Австро-Венгрии и Болгарии. Находясь в Италии, И. встретился с папой Львом XIII, что было беспрецедентным поступком с его стороны. После отставки К-польского патриарха Иоакима III (30 марта 1884) И. был избран К-польским патриархом (1 окт. 1884), а 8 окт. интронизирован. Еще до вступления на престол И. прошел хорошую школу под рук. своих предшественников - патриархов Иоакима II и Иоакима III, что в дальнейшем позволило И. проявить лучшие качества опытного администратора. И. удалось урегулировать отношения Церкви с тур. правительством. Неоднократно И. призывал христиан жить в согласии с окружающими народами, в частности с евреями. И. удалось добиться у Порты для христиан права не оплачивать гербовым сбором прошения о разрешении на брак. Епитропам всех Церквей И. предписал соблюдать все необходимые формальности при сдаче церковного имущества в аренду и во избежание ущерба для храмов правильно вести церковную отчетность и расходовать средства только с согласия священнослужителей и мирян (1886). Клирикам было запрещено выступать поручителями в гражданских делах. Архиереи больше не могли без посредства Патриархии обращаться в Порту по к.-л. делам. Много предписаний И. касалось богослужебных и нравственных вопросов. Особую заботу И. проявлял о материальном благосостоянии Патриархии. К концу Патриаршества И. долг Патриархии уменьшился с 15 тыс. до 2 тыс. тур. лир и были полностью выплачены все задолженности по жалованью чиновникам. В этом И. помогло тур. правительство, выдавшее кредит, а также греч. банкир Стефановик. При И. была отреставрирована патриаршая ц. вмч. Георгия.

http://pravenc.ru/text/468907.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ АФОНСКИЙ (Алексей; 1775, г. Балахна Нижегородской губ.- 24.03.1846, Афон), иеросхим., старец. Жизнеописание А. записано со слов его духовного сына игум. Парфения († 1868). А. А. род. в семье мещан. Отроком полюбил духовное чтение. В 1794 г. отправился странствовать по мон-рям, поступил в Пешношский мон-рь Московской губ., где 3 года проходил послушнический искус. Затем посетил святыни Киева и познакомился со своим буд. сподвижником Никитой. Алексей и Никита обошли молдав. мон-ри и поселились в Балашевском скиту близ г. Ботошани под рук. опытного старца-духовника, к-рый постриг их в монашество с именами Авель и Никандр. Вскоре мон. Авель по настоянию старца был рукоположен во иеромонаха и назначен духовником братии. Через 18 лет после кончины старца сподвижники по откровению свыше решили переселиться на Афон, несмотря на то что в это время афонские мон-ри подвергались разорению в ходе греч. освободительного восстания против тур. владычества (1820-1829). После мн. тягот сподвижники прибыли в скит св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря. Иером. Авель был пострижен схим. Арсением († 1839) в схиму с именем Арсений и постриг в схиму мон. Никандра с именем Николай. Схимники возделывали огород и вырезали ложки. Иеросхим. Арсений Афонский Иеросхим. Арсений Афонский После заключения мира между греками и турками монашеская жизнь на Афоне оживилась, в скит стала стекаться братия, и А. А., стремившийся к уединению и безмолвию, вместе со схим. Николаем переселился в разоренную келью свт. Иоанна Златоуста. Подвижники построили 2 кельи, освятили церковь и начали жить по пустынному уставу. В 1834 г. вместе с иером. Аникитой (Ширинским-Шихматовым) они совершили паломничество в Иерусалим. В 1838 г. А. А. был игуменом скита во имя прор. Илии. В 1839 г. по благословению старца его духовные чада игум. Павел и иеросхим. Иероним (Соломенцов) восстановили рус. монашество в Пантелеимоновом мон-ре, в 1841 г. иеросхимонахи Виссарион и Варсонофий основали Андрея ап. скит . 6 февр. 1841 г. скончался схим. Николай, через год А. А., принявший учеников, переселился в скит Лак во имя вмч. Димитрия, а еще через 3 года - в уединенную келью Св. Троицы близ мон-ря Ставроникита, где и прожил до кончины.

http://pravenc.ru/text/76278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУШЕПОЛЕЗНЫЙ СОБЕСЕДНИК» ежемесячный ж., издававшийся в 1888-1918 гг. в Москве афонским Русским вмч. Пантелеимона мон-рем . Предшественником «Д. с.» был ж. «Душеполезные размышления» , содержание которого было более узким. Редактором «Д. с.» являлся диак. (впосл. протоиерей) А. И. Грузов. В разд. «Уроки слова благодатного» печатались краткие отрывки из Свящ. Писания, выдержки из творений отцов Церкви (святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, св. Ефрема Сирина и др.), из произведений Ростовского свт. Димитрия (Туптало), свт. Тихона Задонского, прот. прав. Иоанна Кронштадтского и др., а также богослужебные песнопения. Разд. «Церковно-исторические сведения» представлял материалы о святынях Востока, особенно Афона, рассказы из жизни святых, о путешествиях по св. местам, жизнеописания подвижников благочестия и др. Больше всего места отводилось разделам «Назидательное чтение» и «Из дневника православного христианина», в к-рых перепечатывались материалы из многочисленных журналов ( «Русский паломник» , «Странник» , «Воскресный благовест» , различных епархиальных ведомостей и др.), а также из книг и сборников. В разд. «Золотые блестки» помещались краткие поучительные изречения о предметах веры и благочестия. В разд. «Афонская летопись» печатались сообщения о событиях на Афоне, особенно в Пантелеимоновом мон-ре. В 10 за 1913 г. была помещена ст. «Правда о событиях, происшедших в 1-е полугодие 1913 г. в Пантелеимоновом монастыре» по поводу афонской смуты, связанной с движением имяславия. В 12 за 1916 г. вышла ст. «Жизнь на Афоне во время войны». В «Библиографии» преимущественно помещались сведения об изданиях Пантелеимонова мон-ря. Значительное место в «Д. с.» занимала духовная поэзия. К журналу выходили годовые указатели. Годовые комплекты за 1888-1889 гг. были переизданы в 1906 г. В качестве приложения выходили брошюры свящ. В. П. Гурьева «Поучения по руководству жития св. равноап. кн. Владимира» (1888. 8) и «Поучения по житию св. вмч. Пантелеимона» (1889. 8), в 1889 г.- «Афонские листки», в 1907-1911 и 1913 гг.- «Библиографический листок». Лит.: Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 104-105. 201. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника «ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ» ежемесячный журнал, издававшийся в Берлине Германской епархией Московской Патриархии в 1952-1954 гг. на рус. языке

http://pravenc.ru/text/180726.html

сохранился во фресках ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (кон. XI в.). В наст. время частицы мощей П. находятся во мн. храмах и мон-рях по всему миру. На Афоне глава и частицы мощей П. хранятся в Русском вмч. Пантелеимона мон-ре; часть правой руки - в Ватопеде; левой руки - в Иверском мон-ре; часть ноги - в мон-ре Хиландар; часть левой ноги - в мон-ре Филофея; разные частицы - в Великой Лавре, в мон-рях Ксенофонта, Дохиар, Зограф, Эсфигмен, Пантократор, Кутлумуш, св. Павла, Григориат, Симонопетра, Ксиропотам, а также в скитах: св. Иоанна Предтечи, св. Анны, Рождества Пресв. Богородицы, прор. Илии, св. Андрея, Ксилургу. В России - в С.-Петербурге (Александро-Невская лавра), в Сергиевом Посаде (Свято-Троицкая Сергиева лавра) и мон-рях и храмах др. городов ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 231). Почитание П. на Руси Почитание П. на Руси, а впосл.- в Российской империи находилось в зависимости от русско-афонских связей на протяжении целого тысячелетия. В XII в. кн. Мстислав (Феодор) Владимирович (Великий) (княжил последовательно в Новгороде, Ростове, Белгороде и в 1125-1132 был вел. князем Киевским) особо почитал П. ( Кучкин. 1999), на что указывает тот факт, что он дал своему сыну, Изяславу, имя Пантелеимон при крещении. Изяслав Мстиславич, ставший вел. князем Киевским, носил на шлеме изображение П. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 438-439). Сохранились списки грамоты Изяслава Мстиславича новгородскому монастырю П., согласно к-рой он по благословению епископа Новгородского свт. Нифонта «устроил святому Пантелемону монастырь» и «испрошал... у Новагорода святому Пантелемону землю» (1133-1134) ( Корецкий В. И. Новый список грамоты вел. кн. Изяслава Мстиславовича Новгородскому Пантелеймонову мон-рю//ИА. 1955. 5. С. 204-207). По предположению В. Л. Янина, основание этого мон-ря следует относить к 1134 г. ( Янин. 1977. С. 62-65). В 1554 г. в Новгороде была возведена еще одна ц. во имя П., на месте могилы блж. Николая (Кочанова). В Пскове также существовали 2 мон-ря, посвященные П., один из к-рых основан предположительно в нач. XIII в. (1-е упоминание в летописи 1341 г.; основание 2-го относится к XVI в.). Вместе с тем в остальных рус. городах память о П. после XIII в. была в значительной мере утрачена, и его почитание восстановилось лишь в XIX в. (см. ниже). По предположению А. В. Назаренко, почитание П. пришло на Русь из Кёльна. Мать кн. Мстислава Владимировича, Гида, была благотворительницей мон-ря вмч. Пантелеимона в Кёльне (см.: Назаренко А. В. Чудо св. Пантелеимона о «русском короле Харальде»: монастырь св. Пантелеимона в Кёльне и семейство Мстислава Великого// Он же. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 585-616).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Свято-Андреевский скит. Гравюра. XIX в. (РГБ) Рус. афонские иноки с нач. XVIII в. до 40-х гг. XIX в. не пользовались поддержкой России. По словам А. А. Дмитриевского, «русское правительство, духовное и светское, смотрело на выходцев из России, удалявшихся на Св. Гору ради подвигов благочестия, как на своевольников и дезертиров и дозволяло обратный въезд в Россию не иначе, как в том звании, в каком они выезжали из нее» (С. 376). Для сохранения сана на территории Российской империи для приезжавших с А. рус. иноков требовалось предварительное разрешение Святейшего Синода. Материальная помощь русским на А. осуществлялась в основном частными лицами из России. Посетивший Русик в 1835 г. иером. Аникита (Ширинский-Шихматов) намеревался по возвращении в С.-Петербург способствовать организации гос. поддержки Пантелеимоновой обители из России, но сопротивление греч. братии Русика и кончина самого иером. Аникиты помешали осуществлению этого плана. С 40-х гг. XIX в. по благословению иеросхим. Иеронима (Соломенцева) в Россию для сбора пожертвований приезжали насельники Пантелеимонова мон-ря. С 1862 г. со святынями обители (частицами Креста Господня, мощей вмч. Пантелеимона и др. святых) в России собирал пожертвования прп. Арсений (Минин). С 1867 г. святыни находились для поклонения в московском в честь Богоявления Господня мон-ре , впосл. были помещены в открывшейся при Богоявленском мон-ре часовне вмч. Пантелеимона. Были созданы подворья Пантелеимонова мон-ря в Одессе, С.-Петербурге, Москве, Таганроге, Новороссийске и Сухуми. Своими воззваниями и письмами о. Иероним привлек к А. благотворителей в России, причем пожертвования поступали как в Русик (от вятских купцов Г. Чернова и И. Стахеева, вологодского купца Е. Шучева, петербургского купца С. М. Комарова, тульских купцов Сушкиных и др.), так и в др. мон-ри (в 1846 Комаров пожертвовал серебряную ризу на икону Божией Матери «Предвозвестительница» в Зографский мон-рь, в 1857 гр. Д. Н. Шереметев - сребропозлащенные ризы на иконы собора Ватопедского мон-ря). В 1864 г. г-жа Бабарыкина завещала афонским мон-рям богатое пособие - 29 тыс. р. помимо церковной утвари. Для распределения этого вклада по просьбе митр. Исидора (Никольского) еп. Порфирий (Успенский) составил список нуждающихся в помощи обителей, указав 13 мон-рей и 11 скитов.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

В описи названы также «русская золотая епитрахиль... русский плат (энхирий) накидной ... и другой [энхирий] старый русский... русский сосуд... русская шапка» (πιτραχλ(ιον) χρυσον ροσικον... νχεριν ... βλατ(ιον) ρουσ(κον) ... (και) τερ(ον) παλαι(ν) ροσι(κον)... λεκνι ροσικον... κπ(α) ροσι(κη)). Из акта 1169 г. (ibid. N 8) следует, что Ксилургу называли «обителью русских» (Ξυλουργο μον τοι τν ρουσν) и что здесь уже сменилось по меньшей мере одно поколение рус. насельников: «В ней мы постриглись, и много потрудились, и издержались над ее охранением и устроением, и в ней скончались родители и сродники наши, которые содержали нас и давали нам средства жить». Этим актом 1169 г. рус. монашеской общине Ксилургу по просьбе ее настоятеля Лаврентия был передан на все последующие времена пришедший в упадок мон-рь Солунянина (το Θεσσαλονικως), возникший в кон. X в. и освященный во имя вмч. Пантелеимона (ibid. N 8). Начиная с 1169 г. мон-рь вмч. Пантелеимона стал основной рус. обителью на А. Монахи из славян, среди к-рых, возможно, были и русские, подвизались также во мн. греч. обителях: прп. Григория, Кастамоните, Кутлумуше, Филофее, прп. Ксенофонта, Ксиропотаме и др. Вмч. Пантелеимон. Икона. XVI–XVIII вв. (Протат) После установления в сер. XIII в. на Руси монголо-татар. ига число рус. иноков в Пантелеимоновом мон-ре уменьшалось и он постепенно заселялся сербами. Согласно подписи под актом 1261 г., игуменом мон-ря в то время был серб Мефодий (Actes de Docheiariou. N 7). В кон. XIII или нач. XIV в. серб. кор. Милутин (Стефан Урош II) дал Пантелеимонову мон-рю земельные пожалования, известные по подтвердительной грамоте 1312 г. имп. Андроника II. В нач. XIV в. игум. Хиландарского мон-ря Даниил (в 1324-1338 архиеп. Сербский) имел в Русике духовного отца. К сер. XIV в. обитель окончательно стала серб., в 1349 г. серб. царь Стефан Душан в своем хрисовуле отмечал «нищету последнюю манастира и еще же от Руси всеконечное оставление». С этого времени более чем на столетие ктиторами мон-ря св.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Пантелеимона стали серб. правители из династий Неманичей, Хребеляновичей и Бранковичей (в монастырском архиве хранятся 7 жалованных грамот Стефана Душана, 1 - его жены Елены, 2 - св. кн. Лазаря , 2 - деспота Драгаша и его сына Константина, 1 - деспота Гюрга Бранковича). Последним серб. ктитором была дочь деспота Гюрга Бранковича, мачеха султана Мухаммеда II Завоевателя Мара (при ней Пантелеимонов мон-рь в 1466 заключил договор с восстановленным ее попечением Рильским мон-рем ). После смерти Мары (1487) обязанности ктиторов унаследовали валашские воеводы Влад V Монах (Кэлугер) и его сын Раду Великий (в монастырском архиве сохранились их грамоты, соответственно 1487 и 1497, о ежегодной выплате денежной помощи). На серб. состав монастырской общины указывает извод переписанных здесь книг: Евангелия-тетр (Хиландар. 11, 3-я четв. XIV в., писал мон. Григорий повелением игум. Исаии), «Книги о постничестве» свт. Василия Великого (Хиландар. 476, кон. XIV в., писец - «поп Нил, у Рус[ех], трудом и откупом своим») и в особенности сборника служб небесному покровителю обители вмч. Пантелеимону (Пантелеимонов мон-рь. Слав. 9, 2-я пол. XIV в.). В 70-х гг. XIV в. игуменом Русского мон-ря был серб старец Исаия (отождествляемый в научной лит-ре с соименным ему переводчиком на слав. язык творений Дионисия Ареопагита), активно участвовавший в примирении Сербской Церкви с К-польским Патриархатом в 1375 г. Начиная с сер. XIV до посл. четв. XV в. мон-рь вмч. Пантелеимона фактически являлся сначала 2-й, а с 80-х гг. XIV в.- 3-й (после Хиландара и мон-ря Св. Павла) серб. обителью на А., применительно к к-рой определение «Русский» указывало на предшествующую историю и имело значение топонима. Свято-Пантелеимонов мон-рь (Нагорный Русик). Сев.-вост. сторона. 1744 г. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. Литография. 1887 г. Свято-Пантелеимонов мон-рь (Нагорный Русик). Сев.-вост. сторона. 1744 г. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. Литография. 1887 г. На рубеже XV-XVI вв. были установлены офиц. отношения между Пантелеимоновым мон-рем и московскими вел.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Предстоятелями Поместных Церквей. 14 окт. 1963 г. Московская Патриархия послала Патриарху Афинагору список из 18 лиц, ожидавших разрешения на поселение в Пантелеимоновом мон-ре, в июле 1964 г., после повторного обращения Патриарха Алексия I, разрешение на въезд в Пантелеимонов мон-рь получили 5 чел., в июле 1966 г. 4 из них выехали на А., в 1967 г. один по болезни вернулся на родину. Число братии Русика продолжало уменьшаться. Огромный урон мон-рю наносили пожары. Наиболее опустошительным был пожар 23 окт. 1968 г., когда выгорела вся вост. часть мон-ря с 6 параклисами, сгорели гостиницы и келлии. На выгоревшей земле чудом осталась жива маслина, посаженная некогда от ростка дерева, выросшего на месте кончины вмч. Пантелеимона. В 1971 г. рус. святогорское братство пережило еще одну тяжелую утрату: после кончины последнего рус. инока Андреевского скита и прекращения рус. преемства в братии скит перешел в распоряжение своего кириархического Ватопедского мон-ря, на земле к-рого он находился. (В XIX в. рус. правительство предпринимало попытки придать Андреевскому скиту статус мон-ря, что отражено в ст. 22 Сан-Стефанского прелиминарного мирного договора, однако эти попытки окончились неудачей.) Из скита была вывезена наиболее ценная утварь и святыни; оставшись необитаемым, скит очень быстро разрушался. Ватопед долгие годы не посылал в него своих монахов, в 1982 г. руководство Ватопедского мон-ря даже рассматривало возможность передачи Андреевского скита Пантелеимонову мон-рю, но эти планы не осуществились. В ведении рус. иноков остался Ильинский скит, к-рый после смерти его настоятеля схиархим. Николая попал под влияние монахов, находившихся в общении с Русской Православной Церковью за границей . В Ильинской обители прекратилось возношение имени К-польского Патриарха, являющегося каноническим епископом Св. Горы. В 1967 г. в Греции произошел гос. переворот, в результате к-рого к власти пришла военная хунта. 14 февр. 1969 г. греч. правительство издало в законодательном порядке постановление 124, согласно к-рому на греч.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010