Ныне трудно найти сие. Взять г. Краснопевкова в лавру и, по уверенности в нравственном его достоинстве, поспешить дать ему значительную должность я очень согласен, но какая в лавре должность даст ему довольный способ помогать семейству? Можно дать ему и училищную должность, но и она также не удовлетворит нуждам, какие в виду. Что, если по вступлении в духовное звание, бедствия семейства будут возмущать его мыслию об оставленных по неудовлетворительности того, что он избрал? Говорите с ним обстоятельнее и узнайте, чего он желает. Я рад делать, что можно и, конечно было бы очень жаль, если бы он не достался церковной службе. Пишите мне о сем паки. Мая 25-го. 1844. 427 О построении лавок на деньги Долгоруковой не знаю, что сказать вам, о. наместник. Это будет смешенная собственность в связи с гостиницею, просто лаврскою. Если терпит время, – поговорим о сем в лавре. Если не удобно медлить, не медлите, – и по построении можно рассуждать о назначении построенного. Июня 2 1844. За образ благодарю. Новое расположение ризницы, надеюсь, хорошо. Господь, глаголющий мир на люди своя и на обращающих сердца к Нему, да речет мир сердцу вашему в новой обители уединения, и да водворит его. Июня 6 1844. 428 Мир вам, о. наместник, и братии. Сие представит вам Димитрий, кажется, уже не безызвестный вам, прежний пустынножитель. Чем теперь он желает и может быть, – не знаю. Говорить с ним по продолжающейся болезни моей, я не мог. Примите его, поговорите с ним и дайте ему благой совет и направление. Не найдется ли возможным дать ему время пожить где-нибудь у нас и поучиться жить под руководством и в послушании. Моя болезнь не показывает конца. Боль в голове облегчилась; но в зубах не совсем кончилась, а на наружной стороне челюсти образовалась опухоль. Пуститься к вам больному сомнительно и, может быть, бесполезно. Молитесь, да управлен буду по воле Господа, наказующего и милующего, а не по моему своемудрию. К увеличению затруднения, Григорий Яковлевич занемог и перестал посещать меня. Поверзите меня к стопам Преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Обличи злое дело кротким словом, и еще более обличи добрым примером». 1130 Что же теперь далее? Как животворное солнце, как благотворный дождь, подействовали эти святые слова на рукоположенного Евгения. Будучи последовательно, епископом Тамбовским (1829–1832), Минским (1832–1834), экзархом Грузии архиепископом Карталинским (1834–1844), архиепископом Астраханским (1844–1856) и, наконец, архиепископом Псковским (1856–1862), всюду сопровождаемый добрым словом, советом и содействием Филарета. Евгений везде говорил с церковной кафедры не очень часто, но за то, когда говорил, то говорил «сильно, убедительно и в высшей степени приятно, особенно выразительностью речи», 1131 и слово его было вполне действенно по отношению к слушателям. Не даром же, когда Евгений, благодаря все тому же графу Протасову, должен был в 1844 году покинуть высокий пост экзарха Грузии, в прощальной речи к нему одним Тифлисским церковным оратором (архимандритом Флавианом) было сказано: «о десятилетии твоем воспоминать со слезами будут все люди, тебе преданные и любящие видеть в тебе образ Христа Пастыреначальника, и сынове сынов поведят о тебе грядущему роду, воспоминая о тех чудесах милости и правды, кои рукою твоею в земли сей сотворил Господь». 1132 Недаром также, с другой стороны, он избран был от академии наук в члены-корреспонденты её по отделению русского языка и словесности, а от конференций Киевской и Казанской академий духовных – в почетные члены этих академий. Укажем для примера еще на один случай. «Особенно не неради, внушал Евгению рукоположитель его, употреблять дарование разума духовного на беспристрастное испытание и осмотрительное руководство тех, которым будешь давать участие во благодати священства, и святую ревность на очищение дома Божия от соблазнов, сеемых недостойными служителями алтаря. Для сего со страхом воспоминай нерадение первосвященника Илии, которое кончилось погибелью его и его детей, и уничижением самой святыни кивота Божия». 1133 Вскоре же по вступлении своем на епископскую кафедру в Тамбов, Евгений имел случай применить к делу это наставление своего рукоположите ля. В одном селе Кирсановского уезда Тамбовской губернии почти весь причт, по крайней мере два священника, диакон, и дьячок, состояли между собою в близком родстве и кроме того, один из этих священников во многих отношениях открыто заявил себя недостойным служителем алтаря. Преосвященный Евгений распорядился перемещением его в другой приход. Но прихожане, конечно, под влиянием остальной родни перемещенного, принесли на такое распоряжение жалобу в Святейший Синод, выставляя перемещенного, как достойного и любимого ими пастыря. Святейший Синод предписал преемнику Евгения Арсению 1134 расследовать дело и если не окажется других к состоявшемуся перемещению священника Архипова, кроме его родства с другими членами причта, то удовлетворить желание прихожан возвращением его на прежний приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Еп. Димитрий (Ковальницкий), ректор КДА. Портрет. Нач. ХХ в. Еп. Димитрий (Ковальницкий), ректор КДА. Портрет. Нач. ХХ в. Кафедру общей церковной истории после прот. И. Орлова занимали Д. И. Макаров (в монашестве Лаврентий) (1835-1844), прот. Г. Н. Крамарев (1844-1857), Н. И. Щёголев. В нач. 60-х гг. XIX в. предмет церковной истории был разделен на древнюю (продолжал преподавать Щёголев) и новую, преподавать к-рую было поручено А. Д. Воронову, выпускнику МДА. В 1869-1884 гг. существовали 2 отдельные кафедры - древней и новой церковной истории, возглавляемые соответственно М. Г. Ковальницким и Вороновым. После того как по новому академическому уставу кафедры вновь были объединены, руководителем стал Ковальницкий (в монашестве Димитрий, в 1898-1902 ректор КДА, впосл. архиепископ). Именно с ректорством последнего связано существенное оживление в кон. XIX - нач. ХХ в. исследований по церковной истории, общей и русской. По его настоянию в 1901 г. Церковно-археологическое об-во при КДА было реорганизовано в Церковно-историческое и археологическое, причем научная деятельность об-ва должна была быть поставлена на службу в первую очередь церковной истории. В том же году по инициативе ректора началась подготовка к изданию многотомных «Актов по истории Академии». После введения нового академического устава в 1910 г. произошли изменения в структуре и числе исторических кафедр. Наряду с кафедрой истории Русской Церкви (прот. Ф. Титов) появилась кафедра истории Западнорусской Церкви (Мухин), а кроме кафедры истории и обличения рус. раскола старообрядчества (В. З. Белоликов) - кафедра истории и обличения сектантства (прот. Т. Фетисов). Кафедра общей истории Церкви была реорганизована в кафедру истории древней Церкви (М. Э. Поснов) и кафедру истории Греко-Восточной Церкви со времени отпадения Западной Церкви (прот. Н. Гроссу ). В целом развитие исторической науки в КДА было успешным, при этом отмечаются на базе кафедры истории Русской Церкви предпосылки к формированию своей церковно-исторической школы. Из 7 докторских и 29 магистерских диссертаций по исторической тематике, защищенных в стенах КДА за 1869-1918 гг., по истории Русской Церкви было защищено 4 докторских и 18 магистерских диссертаций. Церковная археология

http://pravenc.ru/text/1684525.html

В 1840 г. вернулся в Россию и 29 сент. был удостоен звания академика, в 1842 г. избран почетным вольным общником АХ, в 1844 г. стал профессором АХ 2-й степени. Будучи знатоком древнерус. архитектуры, в самостоятельном творчестве Е. проявил себя как представитель историзма, прежде всего неоренессанса и тоновского (русско-византийского, как называли его современники) стиля. Основные работы Е. связаны с его деятельностью в Комиссии проектов и смет при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Ему принадлежат планировочные решения центральных площадей С.-Петербурга. В связи со строительством 1-го стационарного моста через р. Неву Е. перепланировал Благовещенскую пл. (1842-1843). При реконструкции Знаменской пл. (1845) определил место Николаевского вокзала (построен К. А. Тоном ). Завершил композиции Исаакиевской и Мариинской площадей, начатые О. Монферраном и А. И. Штакеншнейдером; здесь по его проектам были возведены здания Мин-ва гос. имуществ (1844-1850) и дома министра (1847-1853) в формах неоренессанса, была выполнена ограда памятника Николаю I. Е.- автор перестройки в духе флорентийского ренессанса ратуши и гильдейского дома для Городской думы на Невском проспекте (1847-1853), др. гос. и частных заказов в столице и пригородах, из к-рых наиболее известен дворец С. Л. Нарышкиной-Шуваловой (1843-1846). Е. проектировал общественные здания в средней полосе России; в 1841-1852 гг. в составе группы архитекторов разработал 60 образцовых проектов фасадов обывательских домов «в тосканском и венецианском вкусе». С 1840 г. Е.- главный помощник архит. Стасова по реконструкции Зимнего дворца. Участвовал в разработке проектов Георгиевского, Аполлонова и др. залов, трудился над реконструкцией Большого (Старого) Эрмитажа (автор Театральной лестницы, 1843-1847), встроил в здание Малого Эрмитажа конюшни, манеж и сараи (1840-1843), совместно со Стасовым (с 1848 единолично) руководил возведением Нового Эрмитажа по проекту нем. архит. Л. фон Кленце. По проектам Е. в С.-Петербурге были построены Никольская «Миловская» (от фамилии купца - руководителя общины) единоверческая ц.

http://pravenc.ru/text/182063.html

Хилиасты известны были во II веке по Р. X.; они ожидали скорого наступления тысячелетнего царствования Христа. В средние века на западе, под влиянием тяжелых условий жизни, эти верования и чаяния близкой кончины мира и скорого пришествия Христа возродились и носят в науке название эсхатологического движения. Таковое движение возникло и в Америке в форме адвентизма. Основателем секты адвентистов был простой фермер Вильям Миллер, (род. 1782–1849 г.), который занимал должность баптистского проповедника в Нижнем Гэптоне (штат Нью-Йорк). Внимательно изучая Библию , он пришел к тому заключению, что кончина мира близка, скоро придет Спаситель и будет царствовать 1000 лет на земле. Проповеди Миллера привлекали к нему массу последователей. Особенно широко развилось адвентистское движение в штатах Новой Англии. С февраля 1840 года в Бостоне стали издаваться адвентистские газеты, которые сильно содействовали распространению взглядов Миллера. Днем второго пришествия Иисуса Христа было назначена первый раз 21 марта 1844 года, но этот день прошел, и Господь на землю не явился. Тогда Миллер, в открытом письме к «верующим», признал свою ошибку, но, тем не менее, выразил свою уверенность, что «день Господень близко, при дверях». Но один из последователей Миллера – Сноу «исправил» его «ошибку» и назначил день явления Господа на 22 октября 1844 года. Когда наступил назначенный день, сектанты, облекшись в белые одежды, вышли из города в широко расстилавшееся поле и стали напряженно смотреть в небесную высь: каждый желал первым услышать трубный звук и увидеть грядущего на облаках Иисуса Христа, но надежды их не сбылись. Обманутые столь очевидно в своих заветных надеждах, многие из последователей Миллера тогда же оставили своего учителя, но большинство пребыло верным ему. Из Америки секта адвентистов проникла в Европу и нашла для себя благоприятную почву в многочисленных протестантских сектах. Центром первоначальной деятельности адвентистов в Европе сделался гор. Базель; в настоящее время деятельность их сосредоточивается в космополитическом гор.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Высшего идеала преподавателя они не могли себе и представить». Понятно поэтому, почему из студентов, по свидетельству составителя некролога Евмения. Филипповича 2 , записавшихся филологами или юристами, после первой лекции Аристова многие делались медиками». Наконец для довершения знакомства с личностью проф. Аристова .повторим слова проф. А.В. Петрова, сказанные им при гробе Евмения Филипповича: «Редко, очень редко дает нам страна наша таких людей; но уже одно появление их указывает на великую силу и мощь русского народа». Докторская диссертация Аристова De somno et vigilio. М. 1834. Кроме того он поместил: 1) В Ученых Записках Московского университета: О строении внутренностей, 1833 г., 2,IX. 2) В Журн. Мин. Нар. Проев.: Критический разбор успехов новейшей микроскопической анатомии в неврологии, 1844 г., 39, XI. 3) В Записках по части врачебных наук, изд. Петер. медико-хирургической академии: Необыкновенное устройство семенного холмика, 1844 г., 3, II. 4) В приложении к обозрению преподавания в Казанском университете 1846 г.: О значении внешности человека. 5) В газете «Друг здравия»: а) Отношение между плотностью кровяных печенок и количеством содержащихся в них фибрина и пасоки, 1855 г. 4; б) Шафранный цвет кровяной сыворотки, 1855 г. 31; в) Продолжение гемостатического исследования, 1855 г. 42. 6) Московском врачебном журнале: «Наблюдения над человеческой кровью», 1852 г. отд. I. Во время студенчества его закипела работа над составлением полного собрания и свода законов. Руководство этим великим делом поручено было, как известно, гр. М.М. Сперанскому, который задумал план приготовления ученых юристов, как для поднятия университетского преподавания, так и для того, чтобы иметь стоящих на высоте призвания работников по кодификации наших законов, для чего и предложено было графом Сперанским избрать кандидатов из духовных академий. В число избранных попал и Богородский, который, вместе с другими (Баршевы, Знаменский, Крылов, Неволин 3 ) и причислен был 21 января 1828 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Г. Хьетсо указывает на роль «душевной, внутренней», непрерывной молитвы в «Правиле жития в мире», связывая это с исихастской традицией, на место, к-рое занимают в трактате «более или менее скрытые и прямые цитаты из Евангелия от Матфея» (Гоголь-проповедник: Новые мат-лы//Н. В. Гоголь: Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 11-21). По мнению Воропаева и Виноградова, «правило» «[О гневе и безгневии]» восходит к раннему (до 1835) сборнику выписок из «Лествицы» (2001. С. 535-536). 8 июля 1843 г. в письме к Языкову Г. призывал того заняться «чтением церковных книг»: «Лира твоя наберется там неслыханных миром звуков и, может быть, тронет те струны, для которых она дана тебе Богом». В письме от 15 февр. н. ст. 1844 г. он рекомендовал поэту перечитать «Давидовы псалмы» («Все тут сердечный вопль и непритворное восторгновенье к Богу») и приняться за создание «других псалмов», «потому что и самые страданья и скорби твои более доступны нынешнему человечеству, чем страданья и скорби Давидовы». Тогда же Г. посоветовал Смирновой-Россет учить псалмы наизусть, для чего собственноручно переписал 14 из них в особый сборник (об этом см. в письмах от 25 июля и 27 окт. н. ст. 1845; Кулиш. С. 381; Смирнова-Россет. С. 56). Вероятно, в сер. 40-х гг. Г. начал писать «Размышления о Божественной Литургии». В работе он использовал ж. «Христианское чтение» за 1841 (ст. А. Н. Муравьёва «О Литургии») и 1843 гг. (ст. И. К. Яхонтова «О православии российской церкви»). Статью Муравьёва Г. избрал в качестве первоначального практического руководства. Главным же пособием стало «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию…» И. И. Дмитревского (М., 1803). Помимо этого Г. обращался к Старой (иером. Нафанаила) и Новой (архиеп. Вениамина (Краснопевкова)) Скрижалям. Как отмечал прот. Г. Флоровский, «догматика и символика» в «Размышлениях…» «заимствованы (у Дмитревского, отчасти из «Новой Скрижали»)» (С. 268-269). Возможно, писателю пригодились и новейшие труды по литургике: «Беседы на Божественную Литургию» прот. Василия Нордова (М., 1844) и многотомная «Теологическая энциклопедия с Литургиями» (Encyclopédie théologique, ou Série des dictionnaires sur toutes les parties de la sciens. P., 1845-1873). Эти книги он просил прислать в Гомбург (ныне Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ) Смирнову-Россет в письме от 4 июня н. ст. 1845 г. и в Рим гр. А. П. Толстого в письме от 18 апр. н. ст. 1846 г.

http://pravenc.ru/text/Гоголь.html

Среди 43 членов-учредителей П. П. о. были люди разных интересов и занятий, к-рые, как правило, бывали на Св. земле. «Проект требовал динамизма, и члены-учредители были полны решимости стоящие задачи выполнить» ( Stavrou. 1963. Р. 69-70). Руководители должны были избежать ошибок предшественников РДМ и Палестинской комиссии. Показательно, что ни вел. кн. Константин Николаевич, ни опытный дипломат гр. Н. П. Игнатьев не вошли в список учредителей. Не было в нем и никого из деятелей РДМ - ни еп. Порфирия (Успенского), ни архим. Леонида (Кавелина) , ни архим. Антонина (Капустина), не было обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева . Единственным из ветеранов Палестинского комитета и Палестинской комиссии, допущенным в состав членов-учредителей П. П. о., был Б. П. Мансуров . Отсутствие вышеперечисленных лиц среди учредителей (они стали почетными членами П. П. о.) свидетельствовало о том, что новое об-во намерено планировать и строить свою работу с минимальной оглядкой на МИД и Синод. В основной состав членов-учредителей входили представители 3 групп: аристократии, военной и гражданской высшей бюрократии и ученые. Из вел. князей помимо Сергея Александровича в списке был только его двоюродный брат вел. кн. Михаил Михайлович, к-рый, впрочем, в дальнейшем не участвовал в деятельности об-ва. Участниками были известный поэт и драматург кн. А. А. Голенищев-Кутузов (1848-1913) и гр. С. Д. Шереметев (1844-1918), член Гос. совета и почетный член АН, много писавший и публиковавший исследования по истории св. мест. Благотворительной деятельностью в пользу Церкви и Православия за рубежом известны адмирал Путятин и его дочь гр. О. Е. Путятина. К той же группе относился полковник М. П. Степанов (1853-1917), сопровождавший вел. кн. Сергея в паломничестве на Св. землю в мае 1881 г. и избранный вскоре первым секретарем П. П. о. Типичным представителем чиновной элиты был товарищ гос. контролера Т. И. Филиппов (1826-1899), один из образованнейших российских бюрократов, писатель-славянофил, историк русско-греч. церковных отношений, ставший 1-м вице-председателем П. П. о. Гос. деятелем с репутацией писателя-историка был Д. Ф. Кобеко (1837-1918), директор канцелярии Мин-ва финансов, впоследствии директор Публичной б-ки (см.: Сб. статей в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С.1-11). Членом-учредителем П. П. о. был также министр гос. имуществ М. Н. Островский (1827-1901), младший брат драматурга. Третью группу составляли профессиональные ученые: византинист В. Г. Васильевский , археолог и историк М. А. Веневитинов (1844-1901), исследователь и лучший издатель «Хождения игумена Даниила», проф. А. А. Олесницкий , автор единственной в рус. научной лит-ре археологической монографии «Святая земля», литературовед и библиограф С. И. Пономарёв (1828-1913), создатель 1-го библиографического указателя «Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах» (СПб., 1877).

http://pravenc.ru/text/2578717.html

116  Ioh. Henr.Verschuir de argumento libelli Inoae ejusque vertitate historica в его Opuscula ed. Lotze. Utrecht. 1810. 117  Die Sendungsgeschichte des Propheten Ionas nach Ninivie, eine exegetisch-historihsche und typoligische Abhandlung von G. C. Reindl. Bamberg. 1826. 119  Handbuch der historisch-kritischen Einleitung in das Alte Testament von Dr. H.A. Gavernick. 2 Thl. 2 Abthl.1844 § 242 u.w. 120  Einleitung in die heilig. Schriften d.Alt. u. Neu. Testamentes von Dr. I.M.Scholz. Leipz. 1848. 3 Thl. §186 u.w. 121  Über Allegorie und Mythologie in der Bibel, insonderheit in Absicht auf den Proph. Iona und andere Wundergebenheiten, von I. B. Luderwald. Heimst. 1786. 122  Christologie des Alt. Testamentes und Commentar über die messianisch. Weissagungen, von E.W.Hengstenberg. 1 Bd. 2 Ausg. Berl. 1854. S.467. u.w. 123  Über das Zeichen des Proph. lonas von Baumgarten в Zeitschrift für d. gesamm. Literatur Theologie und Kirche, herausg. Rudelbach 1844. 11, S.1. u.w. 124  Biblischer Commentar über d. alt. Testament, herausg. K. Fr. Keil u. Fr. Delitzsch 3 Thl. 4 Bd. 2 Aufi. Leipz. 1873. ср. Lephrbuch der historisch-kritischen Einleitung in die kan. u. apokryph. Schriften des A. Testamentes von K. Fr. Keil. 3 Aufl. Frankfurt a. M. 1873. S. 291 u. w. 125  Theologisch-homiletisches Bibelwerk. Die heil. Schriften A. u. N. Testam. Von L. P. Lange A. T. XIX Thl. von Dr. Kleinert. § 13 u.w. 126  Praktische Einleitung in die Bücher d. A. u. Testamentes von O.Schumann 1848. S. 219. Относительно этого сочинения нелишне заметить, что оно в некоторых наших духовных журналах почему-то рекомендовалось в качестве пособия при изучении Св. Писания в дух. семинариях(!). 130  Его лекции, составленные по Гофману, не в рукописях, а печатные, под заглавием: «Краткое руководство к чтению книг в. ин. зав.Амвросия, еп.Севского, 1779. 132  Таковы: «Знамение пр.Ионы», в Воскресном чтении I, стр.49 и далее; «Новозаветные события, предуказанные в истории пр. Ионы», в Хр. чтении 1853, стр. 229 и далее; «Прообразовательное значение событий, описанных в книге пр. Ионы» в Воскресном чтении XVIII, 17–47. Во всех этих статьях к каждой отдельной черте содержания книги пр. Ионы подыскивается прообразованное им новозаветное событие. Затем «Св.пророк Иона» С. Писарева , в Душеполезном чтении 1860 г. ч.2, стр.65 и др., где делается анализ содержания книги Ионы с присовокуплением биографических сведений о нём из предания, и наконец: «Беседы о книге пр.Ионы», Х.Орды, 1870, в которых предлагается анализ содержания книги (по славянскому тексту) с психологической и нравственной точек зрения. Здесь, между прочим, обращает на себя внимание изображение поведения пр.Ионы, не раз называемого несчастным и виновным (!).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Это монументальное издание заключает в себе все бывшие известными во время его печатания произведения Латинских Церковных писателей от Тертуллиана до Иннокентия III и Греческих (с Латинским переводом) – от мужей Апостольских до Виссариона Никейского. Patrologia latina, или Латинская серия, заключает в себе 221 том (из которых последние четыре содержат indices) и разделяются на две части: от Тертуллиана до Григория Великого 79 томов, и от Григория Великого до Иннокентия III – остальные (изданы в 1844–1855 гг.). Patrologia graeca, или Греческая серия, в 162 томах, тоже делится на две части: от Варнавы до Фотия – 104 тома, и от Фотия до Виссариона Никейского – остальные. Минь не был ученым издателем и научных целей не преследовал: он не ставил задачей издавать неизданных авторов и не устанавливает критически текста – он перепечатывает только старинные авторитетные издания, обычно полагая в основу лучшее Бенедиктинское издание, более полное и авторитетное сравнительно с другими, и присоединяя, где было нужно, недостающие в нем творения из позднейших изданий. Таким образом Минь повторил недостатки прежних изданий, увеличив только погрешности. Кроме того, и это издание не представляет совершенно полного собрания Церковных писателей. Достоинство его заключается в удобстве формата, делающего его более пригодным для пользования, чем прежние фолианты. Но при необходимости установить точный текст всегда следует обращаться и к древнейшим изданиям. С конца XVIII века появилось много учебников и руководств, в которых давалось сжатое и более или менее обоснованное изложение добытых результатов в области Патристической письменности. Между Католическими можно назвать руководство Joh. Adolf Möhlera. Patrologie oder christliche Litterärgeschichte (СПб. 1840), обнимающее три первые века; M. Permanedera. Bibliotheca patristica (1841–1844) в двух томах; J. Fessler. Institutiones Patrologiae (1850–1851) в двух томах (новое издание 1890–1896); J. Alzog. Grundriss der Patrologie oder der älteren christlichen Literärgeschichte (Freiburg, 1866; 4-е изд. 1888); J. Nirschl. Lehrbuchder Patrologieund Patristik (Mainz, 1881–1885) в трех томах. Между Протестантскими руководствами прежнего времени должно назвать M. I. Pestalozzi. Grundlinien der Geschichte der Kirchlichen Litteratur der ersten sechs Jahrhunderten zum Gebrauch bei Vorlesungen gezogen. (Göttingen, 1811 r.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010