1839 Суворов. Курс церковного права. Т. 2, стр. 214. Ярославль 1890; – The Church-Review. 1812, july 2. Gems and Notes from the Roman Controversy., p. 430. 1843 См. «Книгу поведения студентов Моск. Дух. Академии высшего и низшего отделения» на 1826, 1827, 1828 и 1829 годы, хран. в арх. Академич. Правления. 1855 Письма Филарета к А. В-чу от 26 янв. 1842 г. и 6 авг. 1843 г., в прибавл. XXXI, 237; XXXIII, 604. 1866 Письма Филарета к А. В-чу от 18 сент. 1841 г., 19 янв. 1842., 4 февр. 1842 г., 27 февр. 1842, в Прибавл. XXXI, 209, 232, 238, 239, 241 и 246. 1868 Письма Филарета к А. В-чу от 1 окт. 1841 г. и от 10 окт. 1844 г., в Прибавл. XXXI, 212, XXXIII, 642. 1870 Письма Филарета к А. В-чу от 23 апреля 1842 г. и 14 апр. 1844 г., в Прибавл. XXXI, 260 и XXXIII, 622. 1877 См. письмо Евсевия к А. В-чу от 27 февр., 8 апр. и 15 июня 1847 г., в Прибавл. XXXII, 701, 707 и 730. 1882 Письма Евсевия к А. В-чу от 8 апр., 12 мая, 10 июня 1847 г. и 20 авг. 1848 г., стр. 708, 719, 723, 800. 1886 – к светским учебным заведениям в Петербурге, в которых Евсевию был поручен высший надзор за преподаванием Закона Божия. 1898 В архиве А. В-ча мы видели его записку с приглашением к профессорам – обозначить свою фамилию каждому желавшему пользоваться журналами из читальни: а сейчас пред нами собственноручная его запись сроков, в какие профессорами были взяты и возвращены журналы. 1899 См. записку ректора Филарета (без даты) в арх. Горского. «На тебе важная лежит ответственность за направление целой Академии. Твое влияние должно быть сильнее всех, потому что ты сильнее всех до одного из нас (я никому не люблю льстить, а тебе и нет нужды)». 1900 В невероятном предположении, что к последним нашим словам можно отнестись с сомнением, просим прочитать в «Богословском Вестнике» статьи г. В. П-ва: «Pia desideria»… (1894. I) и «Программа гомилетики» (1895. III). 1901 Мы не имеем здесь в виду только что вышедшего руководства по литургике, составленного преподавателем Курской семинарии г. Нестеровским. Насколько мы знакомы с нею, эта новинка делает не один шаг вперед в сравнении с подобными её книгами. Но, к сожалению, этот учебник обнимает пока только более простую и менее важную программу 4-го класса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день и месяц и год, для того чтобы умертвить третью часть людей» ( Откр. 5:15 ). 1 день 1 месяц 1 год=(1 30 360)=391 пророческих дней или лет. 1 час составляет 1/24 пророческого дня или года, т. е. (300: 24=) 15 дней. Четыре ангела (распространители ислама) были освобождены на 391 год и 15 дней. Как указано было выше, второе горе или шестая труба начались с 27 июля 1449 г. Следовательно, господство четырех ангелов простиралось до 11 августа 1840 г. Этой последней датой пророк ограничивает независимое, самостоятельное властвование Оттоманской державы. К такому выводу пришел впервые американский проповедник Иосия Лич, указывавший на 11 августа 1840 г. незадолго перед этим временем. Лица, познакомившиеся с вычислениями Лича, ожидали указанного им времени с глубоким интересом. И, действительно, в 1840 г. египетский паша восстал против турецкого султана. Сторону последнего приняли европейские державы. Соединенный англо-австрийский флот взял Акко и Бейрут, бомбардировал Александрию и прннудил египетского пашу подчиниться султану. Этот ультиматум был передан Египту 11 августа 1840 г. Таким образом, 11 августа 1840 г. турецкий султан оказался под покровительством и руководством европейских держав. «Второе горе прошло, вот идет третье» ( Откр. 11:14 ). Второе горе (шестая труба) окончилось 11 августа 1840 г. Третье горе или седьмая труба не следует непосредственно, но идет «скоро» после второго. Между вторым и третьим горем имели место события, описанные в 10-й главе Откровения. Ап. Иоанн видел ангела, который возвещал, что «времени уже не будет» и что при седьмой трубе «совершится тайна Божия», предсказанная пророками ( Откр. 10:6, 7 ), Эта весть ангела закончилась в 1844 г. Она есть первая ангельская весть о наступлении суда. С 1844 г. на небе идет уже «суд исследования». Седьмая труба (третье горе). «Седьмый ангел вострубил и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 9:15 ). «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, малым и великим, н погубить губивших землю. И отверзся храм Божий на иебе и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и громы и землетрясения и великий град» ( Откр. 9:18–19 ). Здесь ясно перечисляются события кончины мира и страшного суда Божия. С 1844 г. идет на небе суд Божий, «суд исследованя». Слова: «И рассвирепели язычники» («гнев народов») указывают на милитаризм нашего времени. Царства земные скоро прекратятся; настанет вечное царство Христово. Громы, молнии, землетрясения и великий град будут иметь место при явлении Господа. Они составляют последнюю (седьмую) язву, которою Господь поразит этот мир. После этого наступит 1000-летнее царство Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

777 «Образ освящения внутреннего нам представлен в обрядах освящения внешнего… при содействии молитвы, храм очищается… уготовляется облачением и украшением престол таинственного присутствия Божия, и Царь славы, сокрывающий неприступное величие свое в осязаемых изображениях и знамениях (курсив мой. – Свящ. П. Х.)… отверзает, проникает и наполняет свое жилище» (Слова и речи. Т. 1. С. 176). 782 Между прочим, не только это, но и ни одно другое свое петербургское Слово на освящение храма святитель не счел возможным напечатать в прижизненных собраниях своих сочинений (1822, 1835, 1844, 1848, 1861 гг.). 783 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868. С. 72–73. 784 Можно сказать, что Слово 1812 года – «голицынское» – наиболее полно вместило в себя все предшествующие тенденции развития. 786 Нет нужды доказывать, что Псалтырь составляет «уток» всего православного богослужения. Ср. написанное святителем обращение «К христолюбивому читателю», предваряющее русское издание Псалтыри: «По приведении к окончанию преложения Священных книг Нового Завета на русский язык предложена из книг Ветхого Завета и книга псалмов. Она избрана потому, что издревле в Православной Церкви есть обыкновение издавать ее часто отдельно от прочих священных книг, и также потому, что книга сия обращается у православных христиан в особенном употреблении молитвенном, церковном и домашнем, и, следственно, есть ближайшая потребность сделать ее по возможности для всякого вразумительною (К христолюбивому читателю//Книга хвалений, или Псалтирь на российском языке. М., 1823. С. I). Или: «Каков бы, впрочем, ни был сокровенный порядок Псалтири: дух ее познается в разнообразии ее членов. Она есть сокращение всех священных книг, полная совокупность истин Богопознания и Богопочтения…» (Руководство к познанию книги псалмов//ЧОЛДПр. 1872. Кн. 1. С. 10). 791 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделал все по молитве твоей.] Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

– «Бог является прославленным и совершенным Человеком, Личностью , имеющей плоть и кости. Внутри этого осязаемого Тела находится вечный дух. (см. У и З. 130, 22)» (17, стр. 6). Именно так пишут мормоны, Тело – с большой буквы, дух – с маленькой. Что же говорит Библия о многобожии ? Читаем: – «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет». ( Ис. 43:10 ); – «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога». ( Ис. 44:6 ). Какое горькое разочарование ожидает приверженцев мормонского учения, когда вместо ожидаемого всемогущества, власти и славы они получат адские муки. 4.19. Бесконечный сериал «Стартрэк» Религия мормонов представляет собой странный сплав язычества, христианства, мусульманства, буддизма и собственных космогонических теорий. По мнению мормонов, Иисус Христос, в лучших традициях популярного американского фантастического телесериала «Стартрек», летает от звезды к звезде и спасает жителей, населяющих эти миры. «Иисус Христос сотворил эту землю и всё, что находится на ней. Он также создал много других миров». (17, 25) «Под руководством Небесного Отца Иисус Христос был создателем многих миров, и Он стал Спасителем всех людей, живущих в этих мирах». (12, с. 41). Сколько же раз пришлось Иисусу Христу приносить себя в жертву? В каких ещё мирах, по мнению мормонов, он был распят и воскрес? Почему об этом молчит Библия и Евангелие? Но и на этом мормонские проповедники не останавливаются. Они утверждают, что каждый мормон может сам стать богом: – «Джозеф представил этот ключевой камень, знание и процедуру становления Богами, в проповеди памяти Кинга Фоллетта в марте и ещё раз в проповеди, что дана была в роще 16 июня 1844 года, перед самой своей смертью » (5, с. 141). – «Одна из величайших истин восстановления заключается в том, что мы можем стать такими же, как Бог . Бог – Отец и Его Сын Иисус Христос – это возвышенные люди с воскресшими, прославленными телами, состоящими из плоти и костей, а Святой Дух имеет лишь духовное тело». (12, с. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tserkov-...

Согласно ап. Павлу, пребывающие в Церкви оживотворены и воскресли со Христом в таинстве крещения, спасены по благодати, соучаствуют в обетованиях Божиих. Важно, что эта слава дарована не только христианам апостольского века, но дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ( Еф. 2, 7 ). Итак, грядущие века обещают христианам не гнев Божий, как прочим ( Еф. 2, 4 ), а богатство благодати Божией ( Еф. 2, 7 ). Это означает, что видимая Церковь должна навсегда остаться под Божественным руководством и под своим главой – Иисусом Христом. Точно так же отдельные верующие спасаются не сами по себе, а с помощью добрых дел ( Еф. 2, 10 ) и совместно, т.е. через посредство Церкви. Иисус Христос дарует нам близость к Богу и примирение с Ним ( Еф. 2, 11–16 ), конечно, не для того, чтобы мы их вскоре утеряли. Разрушение преграды ( Еф. 2, 14 ) и упразднение вражды ( Еф. 2, 15 ) показаны как дело, имеющее вечное значение, зависящее не от руководства апостолов, но всецело от Христа. Значение апостолов, между тем, вовсе не умаляется: они вместе с пророками утвердили нас в вере, сделав нас согражданами святым и своими Богу ( Еф. 2, 19–20 ). Тем не менее, не апостолы, а Сам Христос стал краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом ( Еф. 2, 21–22 ). Этот краеугольный камень положен и сохранился навечно. Нет даже намека, чтобы впоследствии его значение как-то уменьшилось или изменилось. Возрастание здания Церкви во Христе и сонаследие в ней иудеев и язычников – это открытая для нас ап. Павлом тайна домостроительства Божия ( Еф. 3, 1–7 ). В этой тайне заключается полнота откровения, которая не может быть впоследствии (ни в 1844, ни в 1914 гг.) изменена или дополнена. Итак, Церковь является активно действующим субъектом: в ней подается спасение для верных. Она открывает премудрость Божию не только христианам, но и ангелам ( Еф. 3, 8–10 ). Доступ к Богу во Христе ( Еф. 3, 11–12 ) также возможен лишь через Церковь , потому Христос спасает нас как глава тела Церкви. Ясно, что этот видимый доступ к Богу должна давать именно видимая Церковь , которая видимо (через свои догматы) открывает всем премудрость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В настоящем издании за основу берется также печатный текст " Русских ночей " 1844 г. из архива В. Ф. Одоевского, со всеми авторскими исправлениями начала 60-х годов. " Русских ночей " в 1913 г. вызвало полемику, которая не прекращается до наших дней, превратившись в одну из самых популярных текстологических проблем. Принцип, принятый С. А. Цветковым, был решительно оспорен в рецензии П. Н. Сакулина (Голос минувшего, 1913, э 6): рецензент видел в книге памятник русского идеализма тридцатых-сороковых годов и явно преувеличивал эволюцию мировоззрения Одоевского, который якобы к шестидесятым годам уже не был " идеалистом " и " мистиком " ; Сакулин требовал точного воспроизведения текста 1844 г. Г. О. Винокур в книге " Критика поэтического текста " (М., 1927) соглашался, что идеологические поправки шестидесятых годов недопустимы, но считал, что можно воспроизводить все стилистические переделки автора (там же, с. 48-49), т. е. отказывался от единого принципа издания. Н. Ф. Бельчиков в статье " Советская текстология и ее задачи " (Вестник Академии наук СССР, 1954, э 9) возвращается к мнению П. Н. Сакулина. Л. Д. Опульская в статье " Эволюция мировоззрения автора и проблема выбора текста " (в кн.: Вопросы текстологии. М., 1957), воспроизведя все указанные точки зрения, присоединяется к принципу С. А. Цветкова, т. е. к осуществлению последней творческой воли автора (там же, с. 97-103). Нельзя не согласиться с решением С. А. Цветкова и Л. Д. Опульской, это отвечает основному эдиционному правилу, которое принимается всеми выдающимися текстологами: следует руководствоваться последней волей автора. А для изучения эволюции взглядов Одоевского исследователю, конечно, придется обращаться и к изданию 1844 г., хотя и по нашему изданию он сможет получить достаточно полное представление об изменениях текста (но лучше и легче пользоваться достаточно доступным изданием 1844 г., чем единственным авторским экземпляром из Публичной библиотеки, - а именно к этому уникуму должен был бы обращаться ученый, если бы мы воспроизвели в нашем издании текст 1844 Добавления Одоевского выделены квадратными скобками. Наиболее существенные исправления приведены выше. Не замеченное Одоевским различие в написании имени героя (в начале - Вечеслав, в конце книги Вячеслав) оставлено нами без исправлений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

‘Читатель спрашивает, почему люди не «соблюдали заповеди Божьи», как в тексте, до осени 1844 года? Поскольку весть не была представлена и не могла быть представлена до тех пор, пока весть третьего Ангела (9–11 ст.) не произвела это разделение, ибо они не могли соблюдать четвертую заповедь, субботу, седьмой день, пока они были едины с номинальной церковью (Вавилоном), отсюда и разделение’. Second Advent Waymarks and High Heaps , p. 114./Вехи Второго пришествия и высокие горы, с. 114 Интерпретация Бейтсом посланий трех Ангелов Откровения 14 заставляет его сделать вывод, что до 1844 года не существовало хранителей заповедей Божьих. Такой иронический вывод игнорирует тот факт, что сам Бейтс узнал о субботе от баптистов седьмого дня, большой группы субботствующих христиан, которые уже более века передавали «послание» субботы христианам, соблюдающим воскресенье! Джозеф Бейтс: можно ли доверять его пророческим теориям? Обзор: Он утверждал, что семь капель крови на алтаре в Книге Левит 16 показывают, что адвентисты должны пройти через семь лет испытания субботней истиной. По истечении этих семи лет, в 1851 году, Христос вернется, чтобы забрать домой тех адвентистов, которые получили Печать Божью (соблюдение субботы). Он утверждал, что мелкие бедствия, произошедшие в конце 1840-х годов, были признаками неминуемого конца света. Он утверждал, что евангельское послание для не принявших весть Миллера прекратилось в 1844 году, и что после этого времени только бывшие миллериты могли быть спасены. Он утверждал, что субботу не могли соблюдать до 1844 года, наряду с множеством других странных учений, которые позже адвентисты седьмого дня отвергли. Анализируя учение Бейтса, мы обнаруживаем пророческий просчёт, путаницу, искажение и откровенную ошибку. Это образец человека, который был обманут вестью о скором возвращении Христа и значении Библейского пророчества. Окончательный пример заблуждения Бейтса можно найти в его утверждении, что сама евангельская весть закончилась в 1844 году! Приведенной ниже цитаты должно быть достаточно, чтобы доказать любому христианину, что этот человек не руководствовался Духом Божьим в своих библейских интерпретациях:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/natsiona...

Смоленская казенная палата в лице её председателя, действительного статского советника – В.Н. Колковского, 4 марта 1843 г. заключила контракт с краснинскими купцами 3-й гильдии А.Ф. Стародубкиным и З.Ф. Пивоваровым о доставке всего необходимого по смете А. Адамини материала; изготовлении фундамента под памятник и лесов; строительстве домика для инвалидов с сараем и конюшней; сарая для хранения материалов и казармы для рабочих; окраске памятника; позолоте букв. В письме палаты от 5 июля 1843 г. днём закладки фундамента под памятник назначено 11 июля 1843 г. В указанный день акт закладки состоялся при большом стечении местных чиновников, дворян и городских жителей. В письме министра финансов председателю Смоленской казенной палаты от 29 ноября 1843 г. указано: «Предписав вместе с сим Департаменту горных и соляных дел о доставлении к Вашему Превосходительству для вложения в фундамент сооружаемого при г. Красном ящики. Предлагаю вам распорядиться, чтобы ящики сей положены были внизу в средине фундамента и обложен кирпичом». В письме Департамента горных и соляных дел Министерства финансов от 30 декабря 1843 г. говорилось о том, что нужно доставить два закупоренных ящика. В сообщении председателя Смоленской казенной палаты от 11 января 1844 г. значится, что ящики поступили и направлены на хранение в кладовую Смоленского уездного казначейства до момента предполагаемой закладки. Строительная комиссия Министерства финансов посланием от 30 ноября 1844 г. уведомила Смоленскую казённую палату, что части чугунного памятника выгружены «…в г. Твери при реке Волге», откуда сухопутным путём будут доставлены к месту назначения. В акте от 19 июня 1844 г. значится, что общий вес памятника составлял 15 927 пудов 28 фунтов. Первые фрагменты памятника начали поступать к Лосьминской горе в декабре 1844 года. И только 8 июля 1846 г. все части монумента были привезены на место его установки. Сборку памятника произвели работники Санкт-Петербургского Александровского литейного (в последствие механического) завода: 5 слесарей под руководством подмастера М.Г.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/07/pa...

379 Е. Уайт так оценивает деятельность Миллера: «Небесные ангелы руководили его мыслями и открывали его разуму Слово Божье». См.: Уайт Е. Великая борьба. Заокский, 2006. С. 282. См. также книгу М. Максвелла «Величественное разочарование». Как и положено адвентисту, он выступает в ней апологетом Миллера, который был «лучшим из лучших», «непременно хотел действовать правильно», был «более прав, чем другие». Более того, Максвелл называет 10 пунктов, «по которым Миллер был прав, а многие ученые его дней ошибались». Приведем их здесь. «1. Христос снова придет, в начале тысячелетнего царства. 2. Второе пришествие будет буквальным и личным. 3. Второе пришествие близко. 4. Верою мы все должны приготовиться к нему. 5. В символическим пророчестве день означает год. 6. «2300 вечеров и утр» – это 2300 символических дней. 7. 2300 дней означают 2300 лет. 8. Этот период начался в 457 г. до Р.Х., и заканчивался в 1844 г. 9. 1844 год ознаменует час суда; и посему, 10. Пришло время вести первого ангела: «Наступил час суда Его " ». Цит. по: Максвелл М. Величественное разочарование//URL: http://soteria.ru/s809/(Дата обращения: 21.08.2018). 380 Найт Дж. В поисках своего лица. Заокский, 2009. С. 58–59; Настольная книга по теологии… С. 16. 381 Фрум Л.Е. Движение, предназначенное Богом//URL: http://soteria.ru/s657/10 (Дата обращения: 19.02.2018). 382 Dunders R.K. Crozier renounced the 1844 “shut door”//URL: (Дата обращения: 28.02.2018). 384 Вопрос о соотношении дел закона (Десятисловия) и тезиса Sola Fide, однако, до сих пор для адвентистов неочевиден. См.: 1888 год в истории АСД//URL: (Дата обращения: 17.01.2017). 385 Так, в издаваемой Дж. Уайт (мужем Е. Уайт) газете «Истина для настоящего времени» преимущественно говорилось о субботе и святилище (Настольная книга по теологии//Библейский комментарий АСД. Заокский, 2010. Т. 12. С. 16–17). «Истины для настоящего времени» в представлении самой Е. Уайт в 1851 г. включали Закон Божий, учение о святилище и веру Иисуса (Там же. С. 357), а на библейских конференциях 1848 г. их насчитали семь, но среди них не было истин о Боге и о Христе (кроме близкого Второго пришествия и небесного святилища) (Там же. С. 633). Адвентисты определяют концепцию «истины для настоящего времени» как «общее представление об основных доктринах, которые должны считаться обязательными для всех христиан последнего времени, то есть живущих в промежутке между 1844 годом и Вторым пришествием Христа» (Там же. С. 357).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Многие из миллеритов отреклись от своих взглядов в тот же день. Другие, их было меньшинство, пытались понять, что же случилось в тот день. Как мы писали выше, они пришли к выводу, что, несмотря на то, что Спаситель их не явился на землю, все же 22 октября 1844 г. произошло имеющее огромное значение для всего мира событие: Иисус Христос как Первосвященник Небесного Святилища вошел во святое святых – небесную скинию, где начался следственный суд над народом Божиим, а также наступили последние времена для тех, кто еще не принял решения. Эллен была одной из тех, кто после 22 октября 1844 г. ломал свою голову о причинах постигшего ее и ее друзей разочарования. И вот, во время молитвы она получила первое свое видение, в котором, как говорится в адвентистской литературе, Святой Дух открыл Эллен грядущее второе пришествие Спасителя и то, как оно состоится. Она увидела, что истинно верующие получат славную награду, а те, кто отверг Господа и Спасителя, будут жестоко наказаны. Эти картины оказали на Эллен огромное впечатление. Тогда же она узнала, что ей предопределено быть вестником Бога. Сама Эллен говорила, что постоянно ощущает, как Бог руководит ею, посылая свет истины для спасения людей, живущих в период завершающей стадии истории Земли. Начиная с 1844 г. Эллен в течение всей оставшейся жизни получила, по ее подсчетам, около 2000 видений, относившихся по большей части к судьбам адвентизма седьмого дня. Видения Эллен Уайт сопровождали все важнейшие события в жизни адвентизма. Видения эти играли значительную роль в развитии адвентистского движения. Иногда видения Эллен Уайт продолжались более часа. Один из почитателей Эллен Уайт, видевший ее в таком состоянии 15 раз, описывал ее видения следующим образом. Вначале она несколько раз произносила слово «G1ory» (слава). После этого в течение нескольких секунд она находилась как бы в обморочном состоянии и совершенно ослабевала. Однако затем, вновь обретя силы, она стремительно вставала и ходила вперед-назад, часто-часто двигая руками и плечами. На вопросы, откуда у нее эти силы, она отвечала, что это ее коснулся сам ангел Божий. При этом глаза Уайт хотя и были широко открыты, однако она ими не мигала. Голова ее была поднята вверх и «она созерцала как бы отдаленные предметы». Она не дышала, однако пульс ее бился ровно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010