169 «Эквитация» от латинского equitatio (верховая езда); очевидно, выражение надо понимать как «бог верховой езды». – Ред. 170 Эту работу разыскать пока не удалось. А. А. Панаев, в прошлом адъютант князя А.С. Меншикова, выпустил книгу о нем «Князь А.С. Меншиков (1853–1869). Рассказы А.А. Панаева». СПб., 1877. 171 Валериан Александрович Панаев по окончании Корпуса инженеров путей сообщения 26 лет занимался железнодорожным делом: он служил в партии по изысканию, постройке и эксплуатации Николаевской железной дороги (1844–1854), изучал эксплуатацию и организацию подвижного состава железной дороги за границей, участвовал в строительстве Грушевской (1860) и Курско-Киевской (с 1866) железных дорог в качестве подрядчика и инженера, ответственного перед предпринимателями и правительством. Валериану Александровичу принадлежит также заслуга строительства в Петербурге так называемого Панаевского театра. В период знакомства со Смоленским Панаев находился уже в отставке и работал над вскоре вышедшими книгами «Восточный вопрос» (1877) и «Финансовые и экономические вопросы» (1878). 172 Замечательная артистка оперы, камерная певица и педагог Александра Валерьяновна Панаева-Карцова обладала голосом чарующего тембра, ярким сценическим талантом и внешностью редкой красоты. Она восхищала Э. Золя, А. Апухтина, Ф.М. Достоевского, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, Г. Флобера, И.С. Тургенева, П.И. Чайковского. Впечатления Смоленского от ее пения относятся ко времени, которое было для Александры Валерьяновны лишь началом большого творческого пути. По совету Тургенева она совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у Полины Виардо (1874–1877), работала над партиями Миньон (из одноименной оперы, под руководством автора, А. Тома), Маргариты («Фауст», под руководством Ш. Гуно) и дебютировала на оперной сцене в Пицце. Впереди был дебют в Петербурге, выступления на лучших оперных и концертных сценах Милана, Неаполя, в Триесте, Вероне, Венеции, Флоренции (с А. Мазини), Москве (Частная русская опера С.И. Мамонтова), Лондоне, Варшаве. Панаева-Карцова стала первой исполнительницей многих романсов П.И. Чайковского (семь романсов ор. 47 посвящены ей) и исполнила партию Татьяны в первом концертном исполнении «Евгения Онегина» (1879, салон Ю. Абазы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1839 году работники, копая на древнем кладбище в городе Autun, открыли шесть обломков греческой надписи. С тех пор многие учёные занялись объяснением её значения, и разделились на разные мнения, не только касательно смысла надписи, но также и в определении времени её. [Первые издатели были Bonnetty et Pitra в Annales de philosophie chrétienne. Paris, 1839. XIX. X-eme année. 111, Septembre, pag. 196 et suiv. с изображением, вырезанным на дереве. – Иезуит Secchi, сначала в Giornale Arcadico, 1840, LXXXIII, p. 223, с литографированным изображением, потом отдельно отпечатано: Epigramma greco-christiano de’primi secoli trovato non ha guari presso l’antica Augustoduno, oggi Autun in Francia, supplito dove era d’uopo e commentato. Roma. 1840. – В тоже время Pitra, без подписи имени, издал более подробное толкование в I, II и III номерах 3-eme série des Annales de Philosophie chrét. – Johannes Franz. Christliches Denkmal von Autun. Berlin, 8°, 1841, по-немецки и по-французски с литографированною таблицею. – Windischmann, Archiv für theologische Literatur. 1842, pag. 387–393. – Borret. Le Katholick. 1843, p. 325 et 1844. p. 165, с примечаниями консерватора Лейденского музея Leemans. – Dübner, Schneidevin, Philologus, VI, 1851, pag. 169. – Pitra. Spicilegium Solesmense, tom. I, 1852, p. 554 с приложением мнений Wordworth’a и Dübner’a, с новым толкованием Joh. Franz’a, и прежними, уже изданными мнениями Секки, Виндишманна, Боррета и Леманна. – Le Blanm, Inscriptions chrétiennes de la Gaule. 1856, tom. I, p. 8, pl. I, 1. – François Lenormant, Mélanges d’Archéologie I, p. 115. – I. P. Rossignol, Revue Archéologique. XIII Année. 1856, p. 65. – Raph. Garucci, Mélanges d’épigraphie ancienne. Paris, 1856–1857, 1 и 2 livraison. с фотографическим изображением, снятым с оттиска; полемические ответы Россиньолю о времени надписи. Вœскн. Corpus iuscript. græcarum. IV. Berolini. 9890. – Rossignol. Lettre au R. P. Raphael Garucci de la Compagnie de Jesus. Revue Archéologique. XIII Année. 2-ème partie. 1857, p. 491. – Rossi. Roma sotter. Roma. 1864, I, p. 97–98. – Ferdinand Becker. Die Darstellung Jesu Christi unter dem Bilde des Fisches. Breslau, 1866, 8°, pag. 33, 13]. Одни приписывают её II веку, между тем как другие относят её даже к VII, но большинство единогласно признало эту надпись за памятник II и не позднее III века. Общий смысл надписи, хотя в ней ясно заметны намёки на Таинства Крещения и Причащения, весьма трудно объясняется, во-первых, по общему тёмному изложению в символическом духе, и во-вторых, по неправильности слога и по количеству условных выражений. При подлинном тексте прилагаем перевод, для которого, как и для восстановления самой надписи мы руководствовались объяснениями Питры, Ленорманна и Гаруччи; затем приложим толкования учёных о самых тёмных местах, причём укажем на любопытные заимствования, сделанные в надписи, из современных ей церковных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание 3. Выбор церковного старосты к Воскресенскому всех учебных заведении собору производится на общем основании прихожанами, с участием начальства Вдовьего Дома, равносильном тому, какое законами предоставлено причту; при чем дозволено этому начальству представлять к выбору своих кандидатов. Утверждение избранного кандидата, по соглашению с Почетным Опекуном, предоставляется епархиальному начальству. В случае утверждения старосты из лиц, неподведомых Опекунскому Совету, допускается чиновник его ведомства, по назначению Попечителя, к участию, наравне с причтом, в наблюдении за приходом и расходованием церковной суммы на церковные потребности, при посредстве старосты, с тем, что церковные расходы свыше 100 руб. утверждаются Почетным Опекуном. Доход свечной суммы остается неприкосновенным в пользу духовно-учебных заведений, и все счетоводство по этой сумме производится существующим законным порядком. (Опред. 13 Июля 1866 г. кн. прот. ч. 10 1433 л. 289.) Должность церковных старост считается наравне со службою по выборам в градские должности. Поэтому приговоры о выборе церковных старост и одобрение, священно церковнослужителями выдаваемые, пишутся на простой бумаге. (16 Июля 1828 г. П. С. 3. 2162.) Примечание. Приговоры об избрании в церковные старосты, писанные на простой бумаге, должны быть непременно подписаны священно церковнослужителями, прихожанами и благочинным. (Указ. 7 Апреля 1844 г.) Если кто уклоняться будет от общественной службы поступлением в церковные старосты, то живущее с ним в одном приходе купечество обязано довести о том до сведения начальства, и тогда уже такой в звании церковного старосты не утверждается и должен быть избран на его место другой 220 . (Ст. 616 т. 9 Зак. Сост. изд. 1876 г.) Примечание. Лица купеческого сословия, в случае уклонения их от общественной службы поступлением в церковные старосты, по точной силе ст. 2 и 3 ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 17 Апреля 1808 г. доклада Святейшего Синода, не должны быть утверждаемы в звании церковного старосты. (Указ. 1 Июля 1872 г. 32.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

495). (Католические епархии – антиварская, скутарская или скадарская, заппская, дураццкая и презрендская или ускюбская, о которых см. Миллера Albanien, Ruuielien und die Österreichisch-montenegrische Gränze, Prag., 1844, S. 38 fin. sqq, и Neher’a Kirchliehe Geographie II, 506 sqq и 500, – существуют для католиков-албанцев.) Мы говорили выше, что с целью пропаганды между болгарами в пятидесятых годах учреждена была в Константинополе особая миссионерская станция. Позднее с тою же целью учреждены еще две станции в самой стране, именно в городах Адрианополе и Битоле. Адрианопольская станция со времени основания своего, в 1862 или в 63 году, предназначена служить центром униатской пропаганды в Болгарии и в настоящее время руководит деятельностью имеющего здесь пребывание болгаро-униатского епископа. В 1865 году она состояла из шести монахов конгрегации лазаристов, которые все до одного были поляки, присланные из Рима и перед отправлением на деятельность принявшие унию за тем, чтобы иметь возможность служить по униатскому обряду и удобнее совращать простодушный народ (Union chretienne 1885 г. 22, стр. 174 fin.), а в 1868 г. она сосстояла из четырнадцати монахов, – Французов, поляков и италиянцев (ibid. 1868 г. 4, стр. 148 fin.); при миссии находится школа, в которой в 1866 году обучалось более 60 мальчиков (ibid. 1865 г. 22, стр. 174). В Битоле, где станция учреждена в 1855 г., трудятся над делом Совращевия болгар два лазариста, в школе которых в 1862 г. было до 80 мальчиков (Neher’a Kirchliche Geographie ИЬ 467 fin.), а в 1868 г., если верить показанию русского путешественника, 50 мальчиков и 87 девочек (Дня 1863 г. 7, стр. 19) 177 . Обе станции так же, как и станция константинопольская, подведомы в административном отношен» константинопольскому апостолическому викарию, архиепископу Брунони (Neher ibid.) 178 . К этим деятелям пропаганды ех professo должны быть еще причислены состоящие при находящихся по разным городам Турецкой империи Французских, австрийских и итальянских консульствах католические священники. Некоторые из этих последних занимаются делом пропаганды не менее усердно, чем первые (см. напр. о священнике австрийского консульства в Бургасе, в Дне 1863 г. 7, стр. 18 sqq). Протестантская пропаганда в Болгарии

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кроме того, физико-телеологическим доказательством, с вышеуказанной целью, пользуются также и другие апологеты, как, наприм., Климент Александрийский , Тертуллиан , св. Иустин Философ , св. Афанасий Великий , св. Василий В., св. Григорий Назианзин и др. отцы и учители Церкви. В своем 28-м Слове («О Богословии 2-е», см. рус. пер. в «Творен, свв. оо.», изд.при М. Д. Ак., Т. III, стр. 21, М. 1844 г.) св. Григорий Назианзин говорит следующее: «Есть Бог – творческая и содержительная причина всего; в этом наши учители и – зрение (т. е. внешний опыт), и естественный закон, – зрение, обращенное к видимому, которое прекрасно утверждено и совершает путь свой, или, скажу так, неподвижно движется и несется; – естественный закон, от видимого и благоустроенного умозаключающий о Началовожде онного. Ибо вселенная как могла бы составиться и стоять, если бы не Бог все осуществлял и содержал? Кто видит красиво отделанные гусли, превосходное их устройство и расположение, или слышит самую игру на гуслях, тот ничего иного не представляет, кроме сделавшего гусли, или играющего на них, и к нему восходит мыслью, хотя, может быть, и не знает его лично. Так и для нас явственна творческая, движущая и сохраняющая сотворенное сила, хотя и не постигается она мыслью. И тот крайне несмыслен, кто, следуя естественным указаниям, не восходит до сего познания сам собою» (выдержки из других церк. писателей см. у Petav .: Op. de theol. dogmat. Paris. 1866, I, 1). Средневековые мыслители не мало потрудились для устранения недостатков из Аристотелева доказательства. Выдающиеся схоластики-и особенно Фома Аквинат – на основе телеологических данных стремились усовершенствовать названное доказательство. По учению Фомы, Бог есть не только высочайшая цель мира, но, вместе с тем, и его Первооснова, производящая в Себе идею мира с его развитием и творчески осуществляющая ее Своей всемогущей волей. Бог есть конечный предел и первооснова заложенного в вещах целестремления (I q. 2 а. 3: С. Gent. I, 13. См. «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности», проф. А. А. Бронзова . СПБ. Стр. 248 и сл.). Самое доказательство Фома формулирует следующим образом: «мы видим», говорит он, «что некоторые существа, не имеющие разума, именно естественные тела, действуют целесообразно (propter finem); это следует из того, что всегда или довольно часто они действуют одинаковым образом, чтобы достигнуть лучших результатов. Откуда следует, что они достигают своей цели, будучи руководимы не случаем, а намерением. Но то, что не имеет никакого разумения, тогда только стремится к известной цели, когда ведется к ней существом, одаренным разумом и познанием, подобно стреле, пускаемой стрелком из лука. Итак, есть такое разумное Существо, Которым все естественные тела направляются к одной цели, и Которое мы называем Богом» (I q. 2 а. 3; cf. с. Gent. I, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Дмитрий Иванович Тихомиров (05.11.1844–27.10.1915) Апологетика Патрология Педагогика Дмитрий Иванович Тихомиров Известный педагог, писатель, теоретик и организатор первых в России вечерних школ для рабочих, издатель, редактор. Биография Родился в семье сельского священника Костромской губернии, Ивана Егоровича Тихомирова, который отправил старшего сына Дмитрия учиться в Костромское духовное училище. В 1854—1858 годах он учился в духовном училище; затем, два года, на казённом счету, — в Ярославской военной школе. Как лучшего ученика Дмитрия Тихомирова отправили учиться в только что учреждённые учительские курсы в Санкт-Петербурге, а через два года — в Москву, в учительскую семинарию военного ведомства. Первый выпуск из семинарии состоялся в августе 1866 года и Д. И. Тихомиров, получив денежную награду как первый ученик, был оставлен преподавателем «образцовой школы» при семинарии и преподавал в ней около десяти лет. Вскоре вместе с товарищами Тихомиров открыл первую в России вечернюю воскресную школу для взрослых рабочих на фабрике Ф. С. Михайлова в Москве. Стал давать уроки по русскому языку в военной гимназии и во 2-й классической гимназии; как член комитета грамотности, руководил педагогическими курсами по русскому языку для учительниц городских училищ. Осенью 1869 года Д. И. Тихомиров познакомился со слушательницей курсов Еленой Николаевной Немчиновой, которая в апреле 1871 года стала его женой. В марте 1870 года он стал действительным членом Московского комитета грамотности. Во Владимирской и Тверской губерниях Д. И. Тихомиров инспектировал две фабричные Морозовские школы. Многократно, в 1870—1900 годах, по приглашению земств, он руководил в разных губерниях (в Москве, Твери, Вятке, Саратове, Полтаве и др.) учительскими съездами и летними учительскими курсами, состоял наблюдателем за учебной частью по заведениям дамского попечительства о бедных. Вместе с женой он организовал «Учебный магазин начальных школ», который будет издавать около тысячи наименований книг тиражом более 15 миллионов экземпляров. В 1872 году Тихомиров в соавторстве с женой издал «Букварь для народных школ», который до 1915 года был переиздан 161 раз. Из своих средств, полученных за издание книг, Тихомиров выделил, в 1909 году, на строительство школы 20 тысяч рублей и 35 тысяч на строительство больницы в родном селе Рождествено.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕНИФЛЕ Денифле [нем. Denifle] Генрих (мирское имя Йозеф Антон; 16.01.1844, Имст, Тироль - 10.06.1905, Мюнхен), доминиканец, субархивист при Папском престоле, католич. историк, палеограф. Род. в семье учителя начальной школы и приходского органиста. После смерти отца (1848) семья переехала в Вильтен (близ Инсбрука), где Д. окончил начальную школу, после чего обучался в школе в Кронбурге, близ Цамса. В 1856 г. получил стипендию и поступил в руководимую регулярными канониками имперскую гимназию в г. Бриксен (ныне Брессаноне, Италия). В 1861 г. вступил в новициат ордена доминиканцев в Граце (Австрия), получив имя в честь Генриха Сузо , в 1865 г. принес вечные монашеские обеты. 22 июля 1866 г. рукоположен во пресвитера. В 1867-1869 гг. служил на приходе в Кашау (совр. Кошице, Словакия). После сдачи экзамена на право преподавания (1869) читал лекции по философии и теологии в новициате в Граце (1870-1880), одновременно занимаясь исследовательской деятельностью. Одной из главных научных тем Д. было творчество нем. мистиков XIV в., мн. сочинения к-рых были собраны им в различных б-ках и в 1873 г. впервые опубликованы в сб. «Das geistliche Leben: Blumenlese aus den deutschen Mystikern des XIV. Jh.» (Духовная жизнь: Антология нем. мистиков XIV в.). В тот же период Д. работал над фундаментальным трудом о нем. мистиках XIV в. «Die deutschen Mystiker des XIV. Jh» (Немецкие мистики XIV в.), изданным уже после смерти автора (1951). В 1880 г. Д. опубликовал на нем. языке произведения Генриха Сузо, положив начало изданию его полного собрания сочинений. Ряд работ Д. был посвящен нем. мистикам Иоганну Таулеру, Иоганну Экхарту, Николаю Базельскому, а также религ. мистическому движению «Друзья Божии», существование к-рого ставилось Д. под сомнение в соч. «Der Gottesfreund im Oberlande und Nicolaus von Basel» («Друзья Божии» в Оберланде и Николай Базельский). В 1880 г. переведен в Рим и назначен ассистентом генерального магистра ордена доминиканцев. В качестве палеографа принимал участие в издании трудов Фомы Аквинского ; в 1881-1883 гг. работал в б-ках и хранилищах Италии, Нидерландов, Великобритании, Франции, Испании, Португалии, Бельгии, Германии и Австрии, где собрал, описал и ввел в научный оборот ок. 170 ранее неизвестных рукописей Фомы Аквинского.

http://pravenc.ru/text/171690.html

В 1847 г. к ним прибавлены: детские болезни, замерзшие, утопшие, отравившиеся, переломы и вывихи; в программу введены потом данные из физиологии, диететики, фармакологии. Для преподавания анатомии приобретены пособия: анатомические таблицы Вебера, карманная хирургическая анатомия д-ра Розера. В 1847 г. дейст. ст. советник Энохин, посетивший семинарию, пожертвовал анатомический атлас и 11 больших анатомических таблиц – «для успеха в медицине». С половины 50-х годов по медицине стали выдаваться литографированный записки 287 , некоторые же роды болезней и способы лечения показываемы были в семинарской больнице, при кроватях больных воспитанников. В 1855 году снова был указ св. Синода об обучении оспопрививанию не только в теоретическом, (что уже было), но и практическом отношении. В 1866 г. кафедра медицины закрыта. Языки Для древних языков (лат. и греч.) первоначально было назначено по 2 урока в неделю в среднем отделении и на 2-й год в низшем, в 1-й же год в низш. отд. даже три урока; но в 1845 г. от греч. языка в низш. отд. на 1-й год один урок сбавлен в пользу Катих. учения, а от латинского 2 ур. в пользу словесности. Еврейский язык с 1844–45 г. не преподавался. Новые языки – французский, немецкий, финский, с 1847 г. и эстский – преподавались во внеурочное время (сначала но 2, а потом по 3 урока в неделю.) По правилам 1840 г. (§ 17) постановлено было: с целию изучения древних языков «в порядке, более однообразном и методическом, (которое бы) сопровождалось и надлежащею отчетностию, поручить акад. конференциям составить подробные для преподавания опыт наставления, определив в них последовательный порядок занятий чрез все продолжение семинарского курса, с указанием рода самых занятий в образцовых сочинений для переводов». Но не видно, чтобы означенные наставления были составлены и поступили к руководству. Тогда как в низшем отделении полагалось по расписанию 1840 г. собственно изучение языка (латинского и греческого), в среднем требовалось уже чтение латинских и греческих писателей, а в высшем – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕККЕР [англ. Hecker] Исаак Томас (18.12.1819, Нью-Йорк - 22.12.1888, там же), амер. католич. пресвитер, основатель миссионерской конгрегации св. Павла, основоположник осужденной Римско-католической Церковью теории американизма. Род. в протестант. семье прусских эмигрантов. В молодости Г. самостоятельно занимался изучением философии, пытаясь соединить решение социальных вопросов с проблемами совр. духовной жизни, что способствовало его обращению в католичество (янв. 1844). В 1845 г. Г. вступил в новициат ордена редемптористов в Бельгии и в 1849 г. в Лондоне был рукоположен во пресвитера еп. Н. П. Уайзменом . Прослужив ок. года приходским священником в Англии, Г. в марте 1851 г. вернулся в Нью-Йорк, где в течение 7 лет работал как священник-миссионер среди эмигрантов. Проповеди Г. пользовались популярностью, его часто приглашали для выступлений в крупных городах США. В этот период Г. сформулировал т. зр., согласно к-рой пастырская работа в Америке должна основываться на идеях либерализма и отличаться по своим принципам от европейской. По мнению Г., новая эпоха «торжества демократических ценностей» определяет иные, отличные от прежних отношения человека с Богом и накладывает на нового, свободного человека, особым образом просвещенного Св. Духом, меньшие требования в отношении канонов и правил христ. морали. Эта позиция Г. и его сторонников из числа амер. редемптористов привела к конфликту с руководством ордена. В 1857 г. Г. прибыл в Рим для урегулирования конфликта, но встретил полное неприятие своих взглядов со стороны генерального настоятеля редемптористов. Обратившись напрямую к папе Римскому Пию IX , Г. получил от него одобрение своей методики работы и освобождение представляемых им амер. редемптористов от обетов в ордене. Папа благословил Г. на создание собственной миссионерской орг-ции в США с прямым подчинением амер. католич. иерархии. В 1858 г. Г. было создано миссионерское об-во св. ап. Павла в шт. Нью-Йорк (впосл. конгрегация св. Павла), отличавшееся от обычных монашеских конгрегаций тем, что его члены не были связаны никакими обетами. Первым настоятелем об-ва был Г. и оставался им до самой смерти. Продолжая проповедническую деятельность в США и Канаде, он проявлял большую активность в организации католич. печати. В 1865 г. им был основан ж. «Catholic Word», в 1870 г.- молодежная газ. «Young Catholic», с 1866 г. действовало созданное Г. Католическое издательское об-во. В 1869-1870 гг. Г. совершил поездку по Европе, где в сент. 1869 г. на католич. конгрессе в Мехелене (Бельгия) он изложил свои взгляды на государственно-церковные взаимоотношения, основанные на принципах демократии. Участвовал в работе Ватиканского I Собора в качестве советника Балтиморского архиеп. М. Дж. Сполдинга.

http://pravenc.ru/text/161925.html

В 1846 г. после обсуждений, в которых участвовали Н., Белинский, Герцен и др., принято решение издавать журнал, развивающий принципы «натуральной школы». В итоге был взят в аренду ж. «Современник», 1-й номер к-рого вышел 1 янв. 1847 г. Н. был одним из его издателей и оставался на этом посту вплоть до закрытия журнала в 1866 г.; первое время исполнял всю рутинную работу - правил рукописи, вел деловую переписку, общался с цензорами. Для «Современника» Н. в соавторстве с А. Я. Панаевой (с кон. 40-х гг. XIX в. до 1863 г. его гражданская жена) написал романы «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851). Среди др. прозаических произведений Н., созданных в сер. 40-х - 50-х гг.,- роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1844-1847), к-рый остался незаконченным (полностью опубл. в 1931), юмористический роман «Тонкий человек» (1855; не окончен), лит. критика (ст. «Русские второстепенные поэты» (1850) и др.). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. Н. написал исповедальный лирический цикл о любви, посвященный Панаевой («Если мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др.). Как руководитель «Современника» Н. проявил тонкую лит. интуицию и, будучи редактором-издателем, не следовал за читательским спросом, а прилагал усилия к просвещению аудитории в антикрепостническом и демократическом духе. Он публиковал в «Современнике» произведения самых талантливых писателей (в разные годы в нем печатались Белинский, Герцен, Тургенев, Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой , Ф. И. Тютчев , А. А. Фет , Н. Г. Чернышевский , Н. А. Добролюбов и др.), по общему признанию, это был наиболее значительный журнал своего времени. В нач. 50-х гг. XIX в. Н. обратился к теме гражданского долга поэта, в 1852 г. написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Эту тему Н. осмысливал до конца жизни, ее пафос обозначился в известных афористичных строках: «Поэтом можешь ты не быть,/но гражданином быть обязан» или «Мне борьба мешала быть поэтом,/Песни мне мешали быть бойцом» и др. В стихотворении «Замолкни, Муза мести и печали» (1855) затронут принципиально важный для Н. мотив: «То сердце не научится любить,/Которое устало ненавидеть». Евангельский пафос любви, явно присутствующий в поэзии Н. и поддержанный евангельской образностью, постоянно корректировался мотивом «ненависти» к угнетателям «сирых и убогих» и обличения сильных мира сего. В стихотворении «Праздник жизни…» (1855) Н. декларирует, что в его поэзии теплится «та любовь, что добрых прославляет,/Что клеймит злодея и глупца».

http://pravenc.ru/text/2564846.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010