В память Александра I была освящена домовая церковь в основанной по его указу Практической академии Коммерческих наук на Покровском бульваре,11. Интересно, что и это здание, построенное Матвеем Казаковым для богатого домовладельца Дурасова (его именем назван один местный переулок) тоже было связано с Отечественной войной: здесь расположился наполеоновский генерал Вендемен, но из-за пожаров вскоре перебрался на Пресню. А потом дом перешел к графу М. Дмитриеву-Мамонову, основателю первых тайных революционных обществ в России. В 1844 году его душеприказчик продал дом для Академии, и после перестройки в 1851 году там была освящена домовая церковь в память государя-основателя. Считается, что до того Академия находилась на Солянке, основанная согласно указу в 1806 году на средства богатых купцов. Один из них был городской голова А.Куманин, другим – грек-миллионер Зой Зосима, пожертвовавший 150 тысяч рублей и коротавший последние годы в Никольском монастыре. Академия предполагалась «торговой школой» для детей московских купцов, почетных граждан, мещан и иностранцев купеческого сословия. Окончившие с отличием получали звания кандидатов коммерции. Из преподавателей запомнился Н.Е.Жуковский, а из выпускников – писатель Н.Телешов, почти всю жизнь проживший на Покровском бульваре, и Никита Балиев, первый русский конферансье, один из основателей знаменитого театра «Летучая Мышь». После революции здесь разместилась Военно-инженерная академия. На эпоху государя Александра II пришлась вторая волна строительства храмов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Император сам заказал для Александровского зала Большого Кремлевского Дворца шесть огромных полотен с изображением подвигов святого. Храмы же в честь тезоименитства царя-освободителя, тоже возводились как при его жизни, так и после смерти, в память его мученической кончины. Из первых самой известной в Москве стала домовая церковь при Комиссаровском техническом училище, что в Благовещенском переулке,1 на Тверской. Основано это училище было в 1866 году на средства железнодорожного короля Петра Ионовича Губонина и названо по фамилии мещанина, спасшего жизнь государю при покушении Д.Каракозова. Губонин выделил и все требуемые средства для сооружения домовой церкви, которую освятил сам митрополит Иннокентий в августе 1871 года. В этом учебном заведении готовили технические кадры для России - специалистов-механиков на заводы и фабрики. Конкурс был 6-7 человек на место, хотя обучение и содержание в пансионе было платным, а при поступлении еще брали залог в 10 рублей за непредотвратимую порчу имущества и книг. После революции здесь расположился Институт им Ломоносова под руководством ГМКржижановского, а потом Военная академия. Ныне раздаются призывы восстановить этот храм в его историческом здании.

http://pravoslavie.ru/327.html

Статистика Петр (Екатериновский), еп. Епископ Петр (Екатериновский Феодор), родился 1820 г. в Саратовской губернии, в семье священника. После окончания Саратовской семинарии он поступил в Московскую духовную академию. В первый же год обучения в Академии, в 1841 году, он принимает монашеский постриг с именем Петр. Благочестие, внутренняя сосредоточенность и стремление к истинно монашеской жизни определили его дальнейшую судьбу. Уже через неделю после пострига Петра рукополагают во иеродиакона, а через неполных три года, летом 1844 года, - во иеромонаха. В том же году иеромонах Петр оканчивает Академию и назначается учителем Иркутской семинарии по классу чтения Священного Писания. В Иркутской духовной семинарии прошло тринадцать лет его жизни. Иеромонах Петр в 1845 году становится инспектором семинарии, в 1852-м его возводят в сан архимандрита, а в 1885-м назначают ректором. Но это лишь внешняя сторона жизни будущего святителя. Неся труды по преподаванию и управлению семинарией, он проходит путь внутреннего монашеского делания, а принадлежность к так называемому ученому монашеству определяет его дальнейшие труды на поприще духовного писателя. В 1856 году в Москве издается книга архимандрита Петра " О монашестве " , которую смело можно назвать трудом всей его жизни, так как начало работы над этой темой было положено еще в Академии, а возвращался к ней святитель на протяжении многих лет. Работая над книгой, архимандрит Петр изучает и анализирует святоотеческую литературу, делает выписки из творений аскетов-писателей и приводит в своем труде множество примеров аскетического опыта, свидетельствующих о трудностях и искушениях на пути иноческой жизни. Уже в этой книге архимандрит Петр много и увлекательно говорит о необходимости и пользе старческого руководства в жизни иноческой. Говорит тогда, когда у старчества было еще много противников, и говорит так, как может сказать только человек, опытным путем познавший благодатную силу старческого попечения. 29 марта 1859 года была совершена хиротония архимандрита Петра во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. На этой кафедре он пробыл семь лет. В 1866 году преосвященного Петра назначают епископом Якутским, а в 1867-м его по собственному прошению его увольняют на покой и вверяют ему в управление Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там епископ Петр пребывал до 1869 года, когда он был назначен на Уфимскую кафедру.

http://lib.cerkov.ru/authors/847

Успенский Вышенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский Вышенский монастырь — женский (ранее мужской) монастырь в Рязанской области. Основан в XVI—XVII веках. Монастырь был закрыт советской властью в 1920-х гг., возвращен Церкви в 1990 году. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан предположительно в XVI—XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы). Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место. Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность. Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в 1800—1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями. Святитель Феофан Затворник жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня. В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Выше...

Хромов с письмом по поводу Феодора Кузьмича 213 . Епископ Петр (в миру – Феодор), уроженец Саратовской губернии, сын священника, первоначально учился в Саратовской семинарии, а затем закончил в 1844 г. Московскую Духовную академию. Еще до окончания, в 1841 г., он принял постриг и стал иеродиаконом, а в 1844 г. – иеромонахом. По окончании Академии был направлен в Иркутскую семинарию, где прослужил 12 лет: сначала учителем и инспектором, а с 1855 г. – ректором семинарии (будучи с 1852 г. архимандритом) 214 . Возможно, что в период служения в Иркутске о. Петр побывал у Феодора Кузьмича, т. е. знал его лично. Ведь именно в эти годы богомольцы, отправлявшиеся из Иркутска к святыням Европейской России, заезжали по пути к старцу 215 . Его посещал, как будет показано ниже, сам иркутский владыка 216 , так что архимандрит Петр, уж во всяком случае, был наслышан о подвижнике. Во епископа он был рукоположен в 1859 г. и с этого года в течение семи лет успешно руководил миссионерской деятельностью на северо-востоке страны в качестве викария Камчатской епархии и Новоархангельского епископа 217 . Примечательно, что эту должность он передавал в ноябре 1866 г. епископу Павлу (Попову), т. е. имел возможность общаться с ним. Епископ же Павел, еще будучи Петром – протоиереем Красноярской кладбищенской церкви, два-три раза в году приезжал к старцу Феодору Кузьмичу в Боготольскую волость в качестве его духовника 218 . Следовательно, епископ Петр (Екатериновский) мог знать о старце и от епископа Павла (Попова). В Томск епископ Петр приехал в качестве главы епархии в ноябре 1876 г., после епископского служения в Якутской (1866–1869) и Уфимской (1869–1876) епархиях. К моменту его назначения на томскую кафедру прошло всего 12 лет после кончины Феодора Кузьмича, и епископ общался со многими лицами, знавшими старца, – монахами, священниками, мирянами, в частности с настоятелем Томского Алексеевского монастыря архимандритом Виктором. Всю полученную информацию он воспринял через призму не только своей богословской учености, но и благодатности (о которой мы можем говорить, судя по характеру всей его жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1844 г., по совершенному расстройству здоровья, он удалился в Волховский монастырь на покой († 1850 г.), успев дать устройством своей миссии прекрасный образец для других миссий. Дело его было успешно поддержано его преемником, бывшим его сотрудником, протоиер. Стефаном Ландышевым (из нижегородской семинарии) и последующими начальниками миссии, особенно архим. Владимиром Петровым (1866–1883). В 1857 г. увеличен оклад миссии до 5500 р. в год и личный состав до 20 человек. С 1865 г. на Алтае было открыто богослужение на местном языке. Для своих многочисленных переводов миссия с 1874 г. получила собственную цензуру и типографию. Число обращений стало считаться уже не десятками, а сотнями в год. К 1895 году миссия имела до 70 членов, 14 станов, до 47 церквей и молитвенных домов, 2 монастыря, приходское попечительство и многие благотворительные учреждения. Около своих станов она успела посадить на оседлое жительство более 10 000 человек кочевников. В 1880 г. Алтайский край, еще с 1832 г. приписанный к Томской епархии, получил викария, епископа Бийского. Первым епископом викарием поставлен был начальник миссии архим. Владимир. В 1882 г. из Алтайской миссии выделилась новая миссия Киргизская с центром в Семипалатинске. Вслед за Алтайской миссией в Тобольской епархии, к которой она раньше принадлежала, возникли новые миссии, хотя и меньших размеров и с меньшими средствами. Обдорская (с 1832 г.), Кондинская (1844), Сургутская (1867) и Туруханская (1850), причисленная с 1860 г. к Енисейской епархии (с 1872 г. закрыта). В южной части последней епархии с 1876 г. открылась миссия в Минусинском округе, а в южных частях Томской епархии, отошедших в 1871 г. к епархии Туркестанской, с 1868 г. миссия Семиреческая, сосредоточенная около миссионерского братства в г. Верном. Миссия восточной Сибири Начала, на которых устроилась Алтайская миссия, приложены были и к миссиям восточной Сибири. Из архиереев-ревнителей миссионерства в XIX в. здесь известны иркутские архиереи: 1) Михаил Бурдуков (1814–1830), положивший начало Забайкальской миссии для бурят, членами которой были священник Александр Бобровников, знаток бурятского языка, и крещеный бурят Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Аминь. 3 Печатается по изданию: Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Т. 1. Аскетические опыты. М.: Сретенский монастырь, 1996. С. 205–297. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 5 Преподобный Серафим Саровский . Наставление 32//Архимандрит Сергий. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М., 1844. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833 году, 2 января. 6 Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 7 Преподобный Исихий. Слово о трезвении. Гл. 70, 71//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 271. 9 Преподобный Никифор монашествующий. Слово о трезвении и хранении сердца//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 325. 10 Преподобный Исихий. Слово о трезвении. Гл. 5//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 257. 11 Преподобный Никифор монашествующий. Слово о трезвении и хранении сердца//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 329–330. 13 Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 210. М., 1994. С. 167. 16 Преподобный Исихий. Слово о трезвении. Гл. 21//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 260. 24 Преподобный Исихий. Слово о трезвении. Гл. 110//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 278 (ср. с гл. 109). 25 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 98//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 491. 26 Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Собеседование 2, о рассудительности. М., 1892. С. 188–203), преподобный Никифор монашествующий (Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 321) и многие другие отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

130 Письма Архимандрита Макария, Алтайского миссионера, напечатаны в Прибавлениях за 1849 и 1851 годы. 131 Руководство к духовной жизни преп. Отцев Варсонофия Великого и Иоанна в ответах на вопрошения учеников. М., 1853. Цензоровал эту книгу, издававшуюся Оптинскими старцами Ф. А. Голубинский и скрепил ее для печати – по листам. (Смотр. письма М. Филарета к Алексию Арх. Тверскому 95, 96, 103). 133 Речь идет о выборе казначея в Заиконоспасский монастырь, которым управлял ректор Академии Алексий. Афанасий был казначеем Петровского монастыря и взят в Заиконоспасский. Макарий – иеромонах Заиконоспасского монастыря. 134 Лопухин Алексей Александрович, прокурор Московской Синодальной конторы, в ведении которой состоял Заиконоспасский монастырь. 139 Соколова, инспектора Петербургской Академии. Но в этот раз он не поступил в ректоры Казанской Академии, а поступил туда в 1954 году. 143 Из типографской библиотеки в академическую поступили старопечатные книги в количестве 151 уже в 1861 году. 144 Гилярова, баккалавра М. Д. Академии. Статья его „О папе Формозе“ напечатана в Прибавлениях к Творениям Св. Отцев за 1855 год. 151 Архимандрит Поликарп Тугаринов, настоятель Переславского Данилова монастыря, в 1839 году назначен был начальником Пекинской миссии и, по возвращении в Россию, в 1844 году назначен настоятелем Ростовского Яковлевского монастыря. Скончался в 1866 году. 153 Брянчанинова, который из настоятелей Троицкой Сергиевской пустыни рукоположен во епископа Кавказского в ноябре 1857 года. 154 Иларион. В 1857 году назначен настоятелем Архангельского монастыря в Юрьеве. В 1860 году переведен в Спасо-Евфимиев монастырь, в 1867 году – в Ростовский Яковлевский монастырь. 155 Моисей Богданов-Платонов с 1814 до 1817 года был баккалавром церковной словесности при Петербургской Академии; скончался в сане экзарха Грузии в 1834 году. Григорий Постников (впоследствии митрополит Новгородский) в 1814 году был бакалавром, в 1816 – инспектором, с 1819 до 1825 г. ректором Петербургской Академии. Кирилл Богословский-Платонов с 1814 до 1817 года был баккалавром церковной истории при Петербургской Академии. Скончался в 1841 году в сане Архиепископа Подольского. Первое издание Нового Завета в русском переводе вышло в 1819 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

34 Степ. 2:157: «случися быти ту… и мне грешнейшему и виде же»… П. С. Р. Л. XII, 230: «случися быти и мне грешнейшему Афонасию, сиггелу Благовещенскому». 35 Стр. 198–212. Первенство взгляда, что Андрей-Афанасий – составитель Степенной, принадлежишь прот. М. Я. Диеву († 3 февраля 1866 г.). Взгляд этот высказан был покойным исследователем в не напечатанном труде его «Продолжение и дополнение Исторического словаря о бывших в России писателях Духовного Чина Греко-Российской церкви Том I» (Ркп. Моск. Дух. Акад. из б-ки A. В. Горского, лл. 43 об.–47). Впрочем, названый труд прот. Диева существует еще в рукописном собрании A. А. Титова и, по-видимому, не в одном экземпляре (см. заметку А. А. Титова, Ученый протоиерей Костромской Епархии о. Михаил Яковлевич Диев и его рукописи, Библиогр. Записки, 1892, февр., 98–105). Г. Васенко, проводивший в своем исследовании тот же самый взгляд, по его словам (см. 24 стр., 1 прим), лишен был возможности ознакомиться с вышеназванным трудом. – Прот. Диев ознакомил со своим взглядом А. И. Свирелина, и тот высказал печатно следующее. «Степенную составлял Афанасий под руководством митрополита Макария». «О начале и устроении Пересл. Данилова монаст.» стр. 83–89, прим. Житие преп. Даниила, 2-е изд. стр. 53, прим. 36 У Барсуκοва в Источниках русской агиографии (СПб. 1882) есть ошибки в отделе о Житии преп. Даниила (146–148 стр.), которые следует исправить: 1) Краткое Житие Милютинской Ч.-Минеи под 7 апр. поставлено Барсуковым в числе полных; 2) Перечисленные у него списки полного Жития принадлежат к двум редакциям – первоначальной и измененной, Киржачского строителя Александра. 3) Ошибочно указана ркп. Соловецкого монастыря как содержащая Житие преп. Даниила Переяславского, – вероятно по недосмотру, вследствие смешения с житием Даниила Столпника (Ср. Игнатия архиеп. Истина святой Соловецкой обители, СПб. 1844, каталог Соловецких ркп. – стр. 256, (900), – чем Барсуков и руководился). 37 У Строева в Списках иерархов (стб.) говорится: «Дионисий Затворник определен 5 июля 1613; † 15 апр. 1644. Он обновил монастырь после литовского разорения».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

393.  При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 394.  Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш пения (Пс. 125. 1–2). 395.  Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его (Иер. 46. 27). 396. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», гл. 33. 397. Четьи-Минеи, 9 июня. 398. Алфавитный патерик. 399.  Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6–18). 400. Алфавитный патерик. 401. Слово 5, гл. 33. 402. Слово 7, гл. 64. 403. Слово 7. гл. 70. 404. Пс. 50. 19. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 406. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 407. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г. 408. Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января. 409. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 410. Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2. 411. Лк. 3. 9. 412. Патерик Скитский. 413. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2 414. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2. 415. Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2. 416.  Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4. 23). 417.  Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

394. Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш пения (Пс. 125. 1–2). 395. Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его (Иер. 46. 27). 396. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», гл. 33. 397. Четьи-Минеи, 9 июня. 398. Алфавитный патерик. 399. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6–18). 400. Алфавитный патерик. 401. Слово 5, гл. 33. 402. Слово 7, гл. 64. 403. Слово 7. гл. 70. 404. Пс. 50. 19. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 406. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 407. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г. 408. Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января. 409. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 410. Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2. 411. Лк. 3. 9. 412. Патерик Скитский. 413. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2 414. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2. 415. Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2. 416. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4. 23). 417. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2. 418. Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы была чиста и внешность их (Мф. 23. 26).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010