Троицкий много потрудился по истории местного края. Из напечатанного им известно: В Ярославских губ. ведомостях: «Ростовский Белогостицкий монастырь» (1858 г. 1–4); «История Мологской страны, княжеств в ней бывших и города Мологи» (1863 г. 33, 34); 58 «История Белозерско-Пошехонской страны и города Пошехонья» (1868 г. 20–23); «Исторический очерк города Любима» 24); «История гор. Романо-Борисоглебска и его уезда» 25, 26, 29, 30); «Исторический очерк города Рыбинска» 31, 32). Кроме того, в тех же ведомостях за 1855 г. помещено им было несколько грамот и древних актов. В Ярославских епархиальных ведомостях: «О чудотворных иконах Божией Матери, обретенных в Ярославской епархии» (1860 г. 15); «Беседа по освящении храма в доме Ярославского училища девиц духовного звания» (1862 г. 30); «Древняя языческая религия в Ярославской епархии» (1863 г. 1–3); «Слово в день празднования» (8 июня) «Ярославских чудотворцев Василия и Константина» 24); «Ереси и расколы, бывшие и существующие в Ярославской губернии» (1864 г. 11, 12, 16, 19, 22–24, 27, 33); «Слово в день св. блоговерных кн. Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев» (1866 г. 11); «Слово при погребении архиеп. Нила» (1874 г. 27). В тех же ведомостях до 1872 г. (во многих номерах) печаталось «Церковно-историческое и статистическое описание Ярославской епархии». Труд этот составлен был по поручению Св. Синода В Лицее сказана была им в 1838 г. «речь» окончившим курс студентам. Речь напечатана при отчете лицея за тот год. М. 1839. Отдельно напечатана «проповедь при погребении бывшего Ярославского архиеп. Авраама». М. 1844. и «слово при погребении о. Иллариона Тихомирова» СПБ. 1857 г. В рукописи у И.А. Вахрамеева 59 сохранилось «Описание Югской пустыни». (Яр. еп. вед. 1871 г. 8; 1872 г. 16; 1873 г. 19; 1878 г. 10; Яросл губ. вед. 1878 г., март). Фивейский Павел Петрович Фивейский Павел Петрович , сын пономаря села Болобанова Рыбинского уезда. Окончил курс в Ярославской семинарии и Московской дух. академии. Службу свою начал он священником в Рыбинском соборе под руководством известного протоиерея Р.Т.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

116 Ответ XXXVIII. 117 Святой Исаак Сирский. Слово LXV. 118 Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания, гл. XXXIII. 119 Четьи минеи, 9 июня. 120 Алфавитный Патерик. 121 Алфавитный Патерик. 122 Слово V, Гл. 33. 123 Слово VII, гл. 64. 124 Слово VII, гл. 70. 125 Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 126 Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 127 Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского. Житие и писания Молдавского старца, Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва. 1847 г. 128 Наставление 32-е. Издание 1844-го года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833 году 2 января. 129 Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 130 Слово о трезвении, гл. LXXX и LXXXI. Добротолюбие, ч. 2. 131 Патерик Скитский. 132 Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие, ч. 2. 133 Св. Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие, ч. 2. 134 Слово о трезвении. Добротолюбие, ч 2. 135 По объяснению св. Исихия. Слово о трезвении, гл. II. 136 Ответ ССХ. 137 Слово LVI. 138 Святого Исихия Слово о Трезвении, главы XXI, XXVIII, CIX, CLXXXII, CLXVIII. 139 Там же. 140 Там же. 141 Святого Исихия Слово о Трезвении, главы XXI, XXVIII, CIX, CLXXXII, CLXVIII. 142 Там же. 143 Святого Исихия Слово о Трезвении, главы CXV, CLIX. 144 Там же. 145 Устав скитский. Слово I. 146 Святого Исихия Слово о Трезвении, гл. СХ, слич. с гл. CIX. 147 Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие, ч. 2. 148 Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2-е. О рассуждении. Блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие, ч. 2, и многие другие Отцы. 149 Преп. Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие, ч. 4. 150 Лествица. Слово 28, гл. 10. 151 Преподобный авва Дорофей. Житие преподобного Досифея. Преподобный Григорий Синаит. Добротолюбие, ч. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

6) ко всем отвлеченным понятиям, трудным для всякого, а крестьянину еще более, должно приходить с строгою постепенностью, так чтобы сначала приготовить ученика к смыслу слова предварительным объяснением, а потом уже употребить самое слово, для него вовсе новое, непонятное». 367 И так далее. 368 Согласно этим правилам составлены были еще в 1827 году «Начатки», как мы о том знаем из предшествующего. А что преподавание по этим «Начаткам» имело и желанный успех, не отличалось одним лишь школьным характером, об этом вот слова того же святителя Московского, писанные в 1850 году: «обучаемые (в приходских сельских училищах) духовенством дети охотно читали и пели в церкви, вносили в семейства чтение священных книг, священной истории, житий святых и подобных назидательных книг, от сего должно было происходить доброе нравственное и религиозное действие на народ». 369 Еще более усовершенствованы были «Начатки» в 1844 году, особенно со стороны методики. То, что высказывалось как новость, желанная в учебных книгах по Закону Божию, в 1860–70 годах, то уже было осуществлено великим умом святителя в 1844 году. Правда метод изъяснения урока в вопросах и ответах святитель сам признает, по-видимому, заимствованным из «Руководства» Содальского; но не был ли он уже господствующим в катехизисах вообще, и в частности Филаретовских? Притом применение его в «Начатках» 1844–1866 годов совершенно самостоятельно, и при этом соединено с такими другими достоинствами и по содержанию, и по изложению, которыми далеко не обладают многие и из теперешних учебников и руководств по Закону Божию, не говоря уже о прежних. А главное в «Начатках» все твердо, полно и вместе просто, нет той текучести, так сказать, в объеме содержания и неустойчивости в тоне изложения, какая встречается в большинстве других книг по Закону Божию. Поэтому-то «Начаткиис и теперь, когда подобных книг вышло в печати так много, что они одни наполняют своими названиями целые страницы каталогов, служат неизменным учебным руководством по Закону Божию в духовных и светских низших учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О чем и послать им, Преосвященным, печатные указы. Мая 22 дня 1844 года. 305. 11 сентября 1866 г. Об изменении 10 ст. устава дух. Консисторий. Святейший Правительствующий Синод слушали предложение г. исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора от 2-го минувшего августа о том, что Государь Император, по всеподданнейшему его докладу, в 20 день июля сего 1866 года, Высочайше соизволил на изменение, согласно определению Св. Синода 28 января (14 марта) 1866 года, 10-й статьи устава духовных Консисторий с следующем виде: по епархиальным городам, в кафедральном соборе, учредить очередное проповедание священнослужителей городских и пригородных церквей в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни, по расписанию, которое должно быть составляемо Консисториею в ноябре каждого года и утверждаемо Преосвященным. Составление проповедей назначается священнослужителям и прочих в епархии церквей, кончившим полный курс академического или семинарского учения, но для произнесения в своих приходских церквах; установление порядка назначения таковых проповедей, представления их, прежде или после произнесения духовным цензорам и наблюдения за исполнением священнослужителями этой обязанности, предоставляется усмотрению епархиального Преосвященного. Приказали: о вышеизложенном Высочайшем Его Императорского Величества повелении дать знать, к должному руководству, по духовному ведомству указом. 306. 10 апреля 1872 года. Об образцовых миссионерских поучениях. Св. Синод слушали: Преосвященный Митрополит Московский Иннокентий заявил в присутствии Св. Синода, что представленные им четыре образцовые поучения, предназначенные Синодом к произношению в церквах, для возбуждения в народе усердия к миссионерской деятельности и ныне разрешенные уже Св. Синодом к употреблению, будут напечатаны в потребном количестве экземпляров на счет сумм миссионерского общества. Справка: вследствие представления Преосв. Митрополита Иннокентия, касательно распространена в православном народе сведений о миссионерском деле для возбуждения усердия к оному путем церковной проповеди, Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

61. Завьялов. Учебник элементарной логики и стилистики. 1875. 62. Карпов. Система логики. 1849. 63. Краснов. Учебник элементарной логики. 1876. 64. Милль. Система логики. 1864. 65. Михневич. Руководство к начальному изучению логики. 1874. 66. Светилин. Учебник логики. 1880. 67. Струве. Элементарная логика. 1884. 68. Тренделенбург. Логические исследования. 1868. 69. Уэтли. Основания логики 1873. Отдел III. Педагогика. 1. Аар. Сохранение и развитие ума и энергии. Психическая гигиена. 1884. 2. Авенариус. Руководство к воспитанию и элементарному обучению. 1874. 3. Базаров. О христианском воспитании. 1860. 4. Беме. Боепитание сына. Педаг. письма к молодой матери. 1871. 5. Бенеке. Руководство к воспитанию и учению. 1875. 6. Блекки. О самовоспитании – умственном, физическом и нравственном. 1879. 7. Бобровский. Курс практической педагогики. 1878. 8. Белов. Педагогические письма к матерям семейств. 1864. 9. – Руководство для сельских учителей. 1877. 10. Бэн. Об изучении характера. 1866. 11. – Воспитание, как предмет науки. 12. Вейс. Нравственные основы жизни. 1882. 13. Владиславлев. Уроки по классу христианской педагогики. 1875. 14. Габриели. Воспитание характера. 1880. 15. Гагеман. Что такое характер? 1882. 16. Гогоцкий. Краткое обозрение педагогики или науки воспитательного образования. 1879. 17. Громачевский. О религиозно-нравственном воспитании детей. 1869. 18. Грум. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей со дня их рожденья до совершеннолетия. 18435. 19. Гюнцбург. Нравственная педагогика. 1876. 20. – Основы умственного воспитания и обучения в связи с психологией и логикой. 1880. 21. Данииленко. Заметки о воспитании детей. 1866. 22. Дебольский. О подготовке родителей и воспитателей к делу воспитания детей. 1883. 23. – Философские основы нравственного воспитания. 1880. 24. Диттес. Очерк практической педагогики. 1882. 25. Домашнее воспитание. Составлено по соч. Ушинского, Водовозова и др. педагогов. 1883. 26. Евсевий (Арх-п.) О воспитании детей в духе христианского благочестия. 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

В некоторых церквах епархиального и других городов, сообразно местности церквей и способностям священников, учреждать катехизические по воскресным дням поучения. Консистория ежегодно в Августе месяце представляет Преосвященному свои мнения, в какой церкви и кому признается удобным назначить такое проповедание. (Ст. 11 там.) Примечание. Преосвященным Епархиальным Архиереям, по ведомствам которых не введены еще при церквах указанные в предыдущей статье катехизические по воскресным и праздничным дням поучения, предписано озаботиться неотложным введением таких поучений. (Указ. 22 Мая 1844 г.) Цензура проповедей и катехизических поучений поручается благочинным, или же особым цензорам, которые доносят Консистории о неисправных, разумея под этим наименованием как тех, которые уклоняются от произнесения в свою очередь проповедей и поучений, так и тех, которые к составлению их не прилагают должного тщания. (Ст. 12 Уст. Дух. Конс.) При рассмотрении проповедей, слов и речей, составляемых духовными лицами и представляемых для пропуска к печатанию, должно быть усугубляемо все внимание к тому, дабы в них не были допускаемы рассуждения, которые, по отвлеченности и непонятности, могут порождать в читателях превратные мысли и толки. (Указ. 30 Марта 1850 г. п. 2. ср. Указ. 30 Мая 1852 г.) Для вернейшего руководства в проповедании, очередные поучения, произносимые в епархиальном городе, Епархиальный Архиерей предварительно рассматривает сам, сколько другие занятия позволяют. Катехизические поучения представляются ему цензорами по окончании года и тогда рассматриваются им самим, или по его поручению доверенными лицами. (Ст. 13 Уст. Дух. Конс.) Примечание. Предоставляется Преосвященным Епархиальным Архиереям, по усмотрению своему, разрешать печатание проповедей в губернских ведомостях по ходатайствам о том местных гражданских начальств. (Указ. 28 Февраля 1862 г.) В видах содействия делу народного образования вменяется сельским священникам в непременную обязанность в проповедях и поучениях стараться располагать крестьян к грамотности и обучению. (Указ. 30 Июня 1866 г. из Выпис. Выс. утв. 27 Февраля 1866 г. жур. Выс. учр. Присут.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Николаевский Ив. Филипп, магистр ΧΧΙV курса, директор несвижской учительской Семинарии. Шниповский Мих. Льв., кандидат того же курса, инспектор витебских народных училищ. Тяжелов Александр Афан., магистр ΧΧV курса, инспектор народных училищ тверской губернии. ‘ Акоронко Ник. Франц., старший кандидат того же курса, инспектор народных училищ минской губернии. Соловьев Алексей Ив, кандидат того же курса, инспектор народныхучплвщ в киевском учебном округе. Микулинский Ив. Степ, кандидат того же курса, инспектор гродненских народных училищ. Павловский-Михайлов Фед. Яков., магистр ΧΧVΙΙ курса, учитель бельской (в царстве польском) гимназия. Страхов Мих. Ив., магистр того же курса, инспектор народных училищ, в петербургском округе. Токаревский Ив. Мих., кандидат того же курса, директор учительской Семинарии в селе Новом (ярослав. губ.). Воспитанники м. д. Академии на службе по военному ведомству Покровский Петр Евдокимович, магистр VI курса. (1828). По окончании курса определен профессором московской Семинарии по классу еврейского и немецкого языков. В 1834 году принял сан священства и определен к московской Параскевиевской, в охотном ряду церкви. В 1855 г. назначен настоятелем московского Архангельского собора. В ноябре 1871 г. назначен главным священником армии и флотов. В 1878 году почетный член м. д. Академии. Попка Иван Диомидович, екатеринодарского уезда села Тимошевского, священников сын. Прислан из астраханской Семинарии для поступления в московскую духовную Академию в 1838 году и по выдержании экзамена занял в списке 16-е место. В 1839 г. оставил Академию по причине часто повторявшейся вследствие золотушного расположения головной боли и воспалительного состояния глаз. Ныне генерал-лейтенант черноморского войска. Говоров Козма Гаврил., кандидат XIV курса (1844). Статский Советник. Окончив курс, поступил на должность учителя рязанской Семинарии, из которой потом переведен в тамбовскую на класс чтения св. Писания. Из Семинарии перешел на службу учителем в тамбовскую гимназию, отсюда в воронежскую михайловскую военную гимназию. По выслуге пенсии оставил службу и скончался в 1874 году. Погребен в Троицкой Сергиевой лавре. Известен составленным им учебником, введенным в руководство под названием: «Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Составлен применительно к программе военно-учебных заведений. Сочинение это печаталось во множестве экземпляров. Курс 1 и 2, изд. 3. Воронеж 1866. – Изд. 9, Вор. 1872 (8 000 экз.). – Изд. 10. М. 1872 (21 600 экз.). – Издан. 11. М. 1873 (30 000 экз.) – Курс 3-й первоначально печатался в Филологических Записках 1863–1864, потом вышел отдельно, Воронеж 1864 г. – Третье изд. Ворон. 1865–1866. – Издание 8, Воронеж 1871 (6 000 экз.). – Издание 10, Москва. 1874 (18 000 экз.). – Его же Сокращенная практическая русская грамматика. Спб. 1871 (10 000 экз.). О романтической поэзии (Филолог. Зап. 1871).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

1631. Не должно скрывать своего благочестия из угождения миру. 1867. II. 667. 1632. О христианском благоразумии в употреблении времени. 1854. II. 401. 1633. Любовь к отечеству. 1853. I. 79. 1634. Значение в жизни истинно-христианского слова. 1866. I. 396. 1635. Воздадите кесарева кесареви и Божия Богови. 1868. II. 3. 1636. Об истинной мудрости, по опыту жизни святого Иустина Философа . – (А. Фотия). 1862. I. 737. 750. 1637. О прощении обид. – (А. Фотия). 1862. I. 298. 1638. О христианской чистоте сердца. – Ф. С. Надеждина. 1862. II. 129. 1639. О вере, как основании нравственной жизни. 1862. II. 146. 1640. Христианское воззрение на брак и современные толки о семейном и общественном положении женщины. 1867. II. 3. 1641. Стремление к миру духовному. – Ф. С. Надеждина. 1863. II. 295. 1642. Вера – утешение в старости. 1864. II. 3. 1643. О радостях и удовольствиях. – Ф. С. Надеждина. 1862. I. 3. 1644. Труд. 1853. II. 139. 1645. Борьба со грехом. 1855. II. 365. 1646. О борьбе со грехом. 1858. I. 371. 1647. Яд греха. 1861. I. 99. 1648. Грехи смертные. 1852. I. 563. 1649. О простительном грехе. 1844. II. 349. 1650. О ложных удовольствиях. 1827. XXVII. 242. 1651. О соблазне. 1841. II. 387. 1652. Недовольство. 1831. XLII. 209. 1653. Недоверчивость. 1821. III. 223. 1654. О непостоянстве. 1841. I. 252. 1655. О злословии. 1842. III. 241. 1656. Злоупотребление языка. 1822. V. 119. 1657. Предостережение от празднословия. 1825. XVIII. 220. 1658. О гневе. 1833. IV. 102. 1659. Размышление о гневе. 1832. XLVIII. 255. 1660. Двоедушие. 1837. III. 215. 1661. О зависти. 1839. III. 327. 1662. О зависти. 1844. II. 383. 1663. О праздности. 1841. IV. 255. 1664. Предательство. 1827. XXVIII. 332. 1665. Гордость. 1853. II. 460. 1666. О ложной свободе. 1828. XXXI. 109. 1667. О смирении. 1839. II. 386. 1668. Руководство к христианскому смирению. 1834. II. 279. 1669. Образец высочайшего смирения. 1835. I. 300. 1670. Истинное величие приобретается смирением. 1832. XLV. 89. 1671. О гордости. 1839. III. 72.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

лит-ры (Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту еп. Новгородскому//Тр. и летописи ОИДР. 1828. Ч. 4. Кн. 1. С. 122-129) и др. Также он поддержал идею археографического обследования рус. мон-рей, содержавшуюся в докладе Строева «О средствах удобнейших и скорейших к открытию памятников отечественной истории и об успешнейшем способе обрабатывать оные», прочитанном в 1823 г. (Там же. С. 277-301). Строев предложил организовать археографические экспедиции по России (тогда его программа принята не была, но впосл. легла в основу деятельности Археографической комиссии). Первоначально ОИДР существовало на частные пожертвования, однако при активной поддержке своего председателя, гр. Строганова, 29 апр. 1837 г. оно получило статус и наименование «императорское» (2 ПСЗ. Т. 12. 10264. С. 333), а также ежегодное финансирование в 5 тыс. р. ( Фролова. 2011. С. 147). С того же года по инициативе гр. Строганова члены ОИДР начали выпуск нового периодического изд. «Русский исторический сборник» (1837-1844. Т. 1-7). В 1846-1848 и 1858-1918 гг. издавались «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» (ЧОИДР; в 1858-1917 - 4 выпуска в год; всего вышло 264 книги, содержавшие свыше 4 тыс. публикаций, исследований и материалов, преимущественно по древнему и средневековому периодам русской истории, истории Русской Церкви, а также по истории слав. земель). В 40-х гг. XIX в. установилась и регулярность проведения заседаний об-ва. Так, в 1846-1848 гг. состоялось 23 заседания, к каждому из к-рых выходила новая книга ЧОИДР. В окт. 1848 г. министр народного просвещения гр. С. С. Уваров запретил выпуск ЧОИДР после опубликования в них перевода Дж. Флетчера «О государстве Русском» (1848. 1. С. 1-106 (изъята цензурой из тома)), содержавшего критику политической и церковной жизни Русского гос-ва в кон. XVI в. Секретарь ОИДР Бодянский за допущенную публикацию был переведен в Казанский ун-т, состоялись перевыборы председателя и секретаря общества. Вместо ЧОИДР в 1849-1857 гг. выходил «Временник ОИДР» (опубл. 25 книг). При этом деятельность общества на нек-рое время стала менее активной. В 1857 г., с возвращением к руководству ОИДР гр. Строганова и Бодянского, в деятельности об-ва наметился подъем, был возобновлен выпуск ЧОИДР. С 1866 г. традиционной стала практика чтения научных докладов на заседаниях. Первым из них стало выступление председателя Виленской комиссии по разбору древних актов П. А. Бессонова , рассказавшего об исторических трудах этой комиссии. За 1866-1876 гг. на годичных, ординарных и чрезвычайных собраниях было прочитано 20 сообщений (заседания не были публичными, присутствовать на них могли только члены об-ва).

http://pravenc.ru/text/2578101.html

еще в конце 30-х годов, Евсевия (Орлинского) , тогдашнего ректора моск. акад. – «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (М. 1844 г.). Епископ же камчатский Иннокентий Вениаминов (впосл. моск. митрополит) в особом письме к гр. Пратасову (1845 г.) изложил свой проект относительно обучения детей простонародья духовенством, (преимущественно посредством живого собеседования) 295 . В 1863 г. проф. семинарии Вл. В. Никольский , по возвращении из заграницы, представлял обер-прокурору отчет о заграничных педагогических заведениях, с мнением о введении курса педагогики в наших духовно-учебных заведениях. Цель введения педагогики в 1866 г. была преимущественно народная, так как признано было, «что правильный ход просвещения народных масс возможен только при содействии духовенства» 296 . В письме об. -прокурора гр. Д. А. Толстого и председателям земских управ от 5 марта 1866 г. сказано, что «духовное начальство вводит в семинарский курс преподавание педагогики, как предмета необходимого для будущего учителя, и учреждает воскресные школы при семинариях, где воспитанники, под руководством преподавателя педагогики и под наблюдением ректора, будут заниматься обучением приходящих детей, и таким образом приготовляться к учительству в церковно-приходских школах (о поддержании которых земствами и просит гр. Толстой в этом письме). При сообщении об этом семин. правлению, для библиотеки семинарии выслана книга, не предназначавшаяся к обращению в публике: «Начальные народные училища и участие в них православного духовенства». Затем прислана утвержденная св. Синодом программа по педагогике, «заключающая в себе как общие правила для воспитания юношества, так и подробные наставления об употреблении более легких и более рациональных методов обучения», и указан учебник Шафранова, не соответствовавший, впрочем, программе. Книга же Шварца (Руководство к воспитанию и обучению), которую рассматривал, по поручению начальства, преподаватель семинарии Щелкунов и не одобрил в качестве руководства, как не имеющую собственно отношения к духовным воспитанникам, – рекомендована в пособие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010