Мысль об учреждении в Иерусалиме постоянной духовной миссии не разделял, очевидно, и наш генеральный консул Базили, рекомендовавший для нее место на Ливане. «Русскую духовную миссию всего бы лучше устроить на Ливане, – говорил консул Базили, при личном свидании с арх. Порфирием на обратном пути в Константинополь, – откуда она могла бы действовать и на Палестину. Потому что по правилам ливанского княжества, русские монахи могли бы купить себе землю и построить монастырь, где угодно, без позволения Порты, как это сделали иезуиты и лазаристы. Ливан есть горнило проповеди и действий религиозных для католиков и протестантов. Здесь же должен быть центр деятельности и православной миссии» 144 . Занимали арх. Порфирия и другие вопросы, относящиеся к святым местам Палестины, например, починка купола над Гробом Господним 145 , доходы святогробские и пожертвования, притекающие сюда из России 146 , и др., но настолько, насколько это было возможно для заезжего богомольца, т. е. случайно и путем расспросов. Уяснив, таким образом, для себя все цели и задачи, которые ему намечало правительство и которые возникли у него самого лично, по побуждениям чисто научного характера, арх. Порфирий дальнейшее пребывание в Палестине признал на этот раз законченным. Тем более, что задуманная им поездка до Трапезунда через Деарбекир и Эрзерум не была ему разрешена посланником Титовым 147 . Арх. Порфирий начал собираться в обратный путь в Константинополь, и только междоусобная война между арабскими племенами из-за дочери Дауда, не пожелавшей выйти замуж за родственника герондиссы лидского архиепископа Кирилла, родственника, не отличавшегося доброю репутацией, задержала его. В это дело был замешен арх. Порфирий, который своим авторитетом московского архимандрита и разрешил его благополучно. 148 Арх. Порфирий, тщетно добивавшийся чести отслужить литургию на Св. Гробе и на Голгофе 149 и получивший это право лишь перед отъездом, но в качестве сослужащего с архиепископом газским 150 , расстался с греческим святогробским духовенством мирно. 3 августа иерусалимский синод в полном своем собрании возложил на него золотой наперстный крест, на фиолетовой ленте, с частью животворящего древа 151 , а 7 августа арх. Порфирий покинул Иерусалим, направляясь через Яффу, Еармил, Акру, Тир и Сидон в Бейрут, для прощального свидания с генеральным консулом и чтобы здесь сесть на пароход, идущий в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

День 16. Кого мучила лихоманка, а меня беспокоил недуг в левом глазе. Сперва на верхнем веке его образовалась шишечка и держалась с полгода, не причиняя боли; потом, когда я, воротившись из Яффы, вздумал мазать ее в каждое утро перегоревшею слюною, она загноилась и начала постепенно уменьшаться, но зато глаз сделался мутен. Я перестал употреблять это средство. Теперь красная шишечка почти исчезает. Но глаз налился кровью. Я не чувствую в нем ни боли, ни рези, однако по велению души лечу его, то прижимая к нему мягкую часть своей руки, что у локтя, то завязываю его платком. При таких способах жар из него выходит потом, а кровь гноем. Aminus sibi medicus, – душа сама себе лекарь. Довольно о моем глазе! Скажем кое-что устами г. Марабути об оке всего Востока, т. е. об антиохийском патриархе. «Когда святогробское духовенство узнало, что он намерен приехать в Иерусалим, спрашивало владыку своего, как должно принять его. Владыка отвечал, что ожидаемый гость останется дома. Действительно, из Константинополя писали к антиохийскому, чтобы он не ездил в Святой Град. Тоже подтвердил ему и г. Базили. Но поскольку его блаженство, как сам о себе свидетельствовал, получил эти внушения уже в пределах Палестины, именно в Акре, то и решился поклониться Гробу Господню и повидаться с своим наставником старцем Анфимом. Когда иерусалимский владыка узнал об этом, написал к своим, чтобы они приняли его по братски и воздавали ему все почести, подобающие патриарху. А от г. Базили получен наказ советовать гостю, чтобы он выехал из Иерусалима, как можно скорее. Совет сей предложен ему, и он думает отправиться отсюда в Бейрут на английском пароходе около 26 дня текущего месяца». Итак, и око всего Востока недугует; и его лечат против воли. Да и хорошо делают. Не заглядывай оно в чужой вертоград, иже есть церковь , а назирай свой собственный. День 18 . Левый глаз мой смотрит веселее. Я продолжаю описание прошлогоднего путешествия моего по Египту и Синаю. Антиохийский же гостил в Вифлееме и завтра едет оттуда в монастырь Св. Саввы. Записываю это не потому, что слежу за движениями его, а потому, что на бытописателя вестя летят, как на ловца зверь бежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Базили не только содействовал Патриарху в деле их обращения, но настоял пред Турецкими властями о смене недостойных начальников и таким образом успокоил всю Хазбею. Трудно найти человека, который мог бы заменить Базили, потому что он глубоко постиг всю политику края и завел сильные связи со всеми властями светсками и духовными, а между тем малейшее невнимание к делу Православия или политическая ошибка может тут испортить дело на многие годы и уронить наше влияние. Весьма благодетельное было дело для всей Сирии – учреждение нашего Генерального Консульства, потому что с тех пор только православные подняли голову и увидели, что над ними есть щит России. До того времени иноверцы делали с ними, что хотели, и доказательством тому служит быстрое распространение Унии; но великое счастие и то, что первый наш консул понял свое назначение и положил хорошую основу для своих последователей; личность на Востоке свыше всего! Но теперь тяжкий опыт предстоит опять Базили; Патриарх так ветх, что на днях должно ожидать его кончины или отречения. Если избрание Митрополита Байрутского произвело столько смятений, чего должно ожидать при избранип Патриарха? Великая Церковь захочет, быть может, вступиться в это дело, памятуя, что и сам Мефодий, и многие из его предшественников были назначаемы ею, по неимению людей опытных и ученых в Сирии; но тогда действительно были люди замечательные в клире Константинопольском, чему свидетелем служит сам нынешний Патриарх Мефодий, а теперь их уже там нет, и горький образец являет из себя Митрополит Байрута. Между тем Греки, по чувству превозношения, желают непременно видеть Грека на Патриаршем престоле, а местные жители – Араба, по чувству неприязни к ним и пробуждающейся народности, не могут равнодушно думать, что между своими единоплеменниками не обретается ни одного достойного занять кафедру Святительскую. Как согласить такое соперничество двух разнородных стихий, в присутствии враждебных и искательных иноверцев? Консул наш желает, чтобы Патриарх еще при жизни своей назначил себе преемника, ибо старец руководится влиянием окружающих, не всегда совестливых советников, но трудно указать человека, на которого мог бы упасть его выбор, так чтобы удовлетворить всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

П.В. Безобразов Записка Базили, переданная арх. Порфирию в Константинополе в 1843 г. по распоряжению посланника Титова 255 (Здесь набросано в беспорядке несколько сведений и замечаний единственно для памяти, прошу не делать из них никакого другого употребления, а полагаться совершенно на те из оных только можно, которые вам удастся проверить на месте собственным опытом). Бейрут есть центр прозелитических происков латинского духовенства. Ревность латин усугубилась с того времени, как протестанты стали заводить училища в Бейруте и в соседних округах Ливана. Как здесь, так и во всей Сирии главным орудием прозелитизма служат училища, а средством – деньги. Православные с некоторых лет не обращаются ни в унию, ни в протестантство, но некоторые отдают детей на воспитание католическим и протестантским миссионерам. Иезуиты не ладят с лазаристами и мне жаловались, что они их преследуют тайно. Лазаристы получают значительные пособия из Франции, как от правительства, так и от частных лиц. Иезуиты располагают также большими суммами в Бейруте, но неизвестны в точности источники. Судя по связям их с сардинским консульством, можно полагать, что сардинский двор их поддерживает. Православные теперь стали бодрее прежнего по многим политическим причинам, и Россия благоприятствует им более других племён, но к несчастью нет между ними людей способных и с влиянием. Митрополит Вениамин человек весьма добродетельный. Он прост в обращении и с первого раза покажется легковерным человеком. Но в нём здравый смысл, опыт и благонамеренность заменяют подобающие званию его учёность и обращение, а мягкость характера и добродушная и бескорыстная заботливость о пастве привлекают к нему все сердца и правоверных и иноверцев. Об училище и типографии он заботится, но не довольно деятельно. Самая трудная часть его обязанностей есть укрощение злоупотреблений сельского духовенства, а если и успевает он в том, то надо приписать это высокому мнению в народе о его святости. Митрополит птолемаидский (в Акре) – человек нрава откровенного; если с ним сблизиться, то можно от него получить много сведений о духовенстве Гроба Господня; но не худо заметить, что он слишком мнительный и всегда воображает, что его не терпят наместники, хотя я уверен, что в Иерусалиме искренно его уважают. Народ также его любит и уважает, но суждения его о делах и его проекты большею частью неосновательны. Между прочим, он пламенно желает построить монастырь на Кармиле, что не только встретит непреодолимые препятствия, но вовлечёт ещё в бесконечные споры с латинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

21 Переход монастыря в руки Иерусалимской Патриархии произошел при Патриархе Досифее (1669–1707). Вследствие оскудения грузинской общины, монастырь сделался легкой добычей многочисленных мусульманских кредиторов. Грекам удалось уплатить долги обители и тем самым сохранить ее за собой. Последние грузинские иноки постепенно растворились среди греческих. 22 Представления А. Н. Муравьева о щедрости Патриарха Иерусалимского, который будто бы «с удовольствием согласится» отдать монастырь русским и грузинам, явно преувеличены. В 1848 г. первый состав Русской Духовной Миссии, прибывший в Иерусалим во главе с архимандритом Порфирием (Успенским) , был размещен временно, на правах гостей, в тесных и сырых помещениях Архангельского монастыря. О передаче русским какой-либо из греческих обителей Иерусалима вопрос даже не вставал. 24 Максим III (Мазлум) – «трехглавый» Патриарх, как его называли российские дипломаты. Избран на архиерейском соборе в Ливане с титулом «греко-католического Патриарха Антиохии, Александрии и Иерусалима» и официально утвержден 31 октября 1837 г. султаном Махмудом II «главою всех католических сект Востока». По примеру греческих Патриархов, Константинопольского и Иерусалимского, Максим избрал местом пребывания Константинополь для удобства обращения к покровительству послов католических держав (прежде всего, Франции), хотя кафедра его находилась в Сидоне, а затем была перенесена в Дамаск. 25 Ни о какой «неприметности» с учреждением Русской Духовной Миссии в Иерусалиме говорить не приходится. Пятью годами позже, когда архимандрит Порфирий (Успенский) прибыл в январе 1844 г. в Иерусалим инкогнито (согласно инструкции МИДа), он был, однако, торжественно встречен у Яффских ворот толпой паломников и духовных лиц, включая официального представителя Патриархии. 26 Очевидно, А.Н. Муравьев в письме к К.М. Базили от 16 июля 1839 г. (письмо, как и весь архив Базили, не сохранилось) излагал ему свой проект создания русского монастыря в Иерусалиме, сформулированный в предыдущей «Записке».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

П.В. Безобразов Записка о гареме у купола храма Воскресения, представленная 31 октября 1850 года генеральному консулу в Иерусалиме Базили Живоносный гроб Господа нашего Иисуса Христа, заключающийся в храме, который вначале построен был Константином Великим , служит предметом благоговейного почитания христиан. Из всех стран света они стекаются к нему и тут на разных наречиях изливают пред Богом свои молитвы. Эта вселенская святыня, по неисповедимым судьбам Божиим, находится во власти языка, ещё не верующего в Господа Иисуса. Бог ему предал её на время для благоговейного хранения, а не для попрания или посрамления её. Эту волю Божию сознавал первый магометанский властитель св. Гроба, халиф Омар Хаттаб, и потому не дерзнул обратить Святогробский храм в мечеть или посрамить его как-либо. Эту волю Божию исполняли и все последующие халифы. По преданию православного Святогробского монастыря, египетский султан Саладин, изгнав из Иерусалима крестоносцев и латинское духовенство (1188 г.), поместил арабского старшину (шеха) в здании, пристроенном к северо-западной стороне Святогробского храма для наблюдения за поклонниками. (Тогда ключи от сего святилища находились в руках православного духовенства). Поскольку нет в виду письменного свидетельства об этом, вроде приказа сего султана, то нельзя знать, с какими правами и условиями помещён был там сказанный старейшина, и была ли воля Саладина на устроение мечети в вышеупомянутом здании. Что касается до гарема, находящегося на плоской крыше Святогробского храма, то, по всей вероятности, он помещён тут гораздо позже, именно, по падении греческого царства. Ибо доколе оно существовало и имело политические сношения с халифами и султанами, дотоле ни Комнины, ни Палеологи, поддерживавшие все святые места в Палестине, не потерпели бы сего осквернения святыни Господней и устранили бы блудодеяние своим ходатайством. Да и самое здание гаремное по виду представляется гораздо новее пристройки крестоносцев к храму и отличается от неё иной кладкой камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Вот уже пятый день идет (с 15 февр.), как паша наш получил приказание от Порты признавать никогда нежившего здесь латинского патриарха наравне с прочими патриархами. Я и армянский владыка, мы посылали к [Валерге] этому сановнику Рима своих монахов поздравить его с приездом. Он принял их, а сам до сей поры не приходил к нам. Слышно, что у него есть намерение строить католическую церковь в православном селе Бетжале, что в соседстве с Вифлеемом. «Получено здесь решение Порты касательно униатской камилавки с приложением образца её. Но ваш консул Базили присоветовал мне терпеливо выждать то время, когда сами униаты наденут ее на головы свои. В Бухаресте принадлежит Гробу Господню монастырь Св. Георгия, но недавно сгорел. Погост же его обращен в городскую площадь и народное гульбище. А церковь , однако, оставлена среди площади». Так как речь началась о святогробских имениях в Валахии и Молдавии, то я воспользовался этим случаем и передал собеседнику мнение вселенского владыки об этом предмете, высказанное им мне перед отъездом моим из Константинополя. – «Вселенский просил меня сказать вам, что вы нехорошо делаете, не повинуетесь российскому самодержцу, отказываясь давать молдовлахам небольшую часть доходов с имений святогробских». Это известие смутило патриарха, но он тотчас скрыл смущение свое и поведал мне, что не он один, а и антиохийский Мефодий и александрийский Иерофей, и синайский Константин заодно с ним подписали прошение императору Николаю о невзимаемости налогов с церковных имений в княжествах. О чем была речь после обеда. После обеда его блаженство сказал мне, что латинский патриарх Валерга сидит у консула Базили. А я говорил ему о колеблющейся унии сирийских христиан и прочитал письмо ко мне алеппского митрополита Кирилла и окружное послание униатского патриарха Максима к пастве его о камилавке. Когда я кончил чтение сего послания, грамматикос (делопроизводитель) патриарший, архимандрит Никифор, прочел нам главы о той же ереси в Алеппо, о которой сведение сообщал я, и письмо из Дамаска к игумену Афанасию (из арабов), в котором изложено вот что. Дамасские униаты, получивши послание своего патриарха Максима и образцовую камилавку, собирались по ночам для совещаний, но их собрания запрещены были местным начальством. Они прогнали Максимова наместника из Мухаллесского монастыря и он укрылся в селении Ябруде и оставался там, пока не получил приказание от великого визиря Решида-паши ввести в употребление установленную для аравоуниатов новую камилавку. Узнав это, совещатели решили подать прошение римскому папе на своего патриарха Максима, выразив в нем, что они не признают его своим архипастырем и что если папа им не поможет, то сами они знают, что делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Одесса, 1862. Современное переиздание: М.; Иерусалим, 2007. С. 403–540. 340 Очевидно, автор письма имеет в виду Российскую Академию, созданную в 1783 г. Екатериной II, первоначально с целью создания первого полного лексикографического описания русского языка – «Словаря Академии Российской». Фактически Российская Академия соответствовала по структуре и задачам Французской Академии, сосредоточивая свои труды в области языка и словесности. Членами Российской Академии состояли митрополит Филарет (Дроздов) , поэты и писатели Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин , В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. А.Н. Муравьев был избран членом Академии в 1837 г. В 1841 г. Российская Академия вошла в качестве Отделения языка и словесности в Императорскую Академию наук. 341 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757–1843), митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский с 1821 г. Скончался 17 января 1843 г. 342 Святославский Александр Петрович (ум. 4.01.1856) – секретарь митрополита Московского Филарета (1821–1856). Сын протоиерея Сорокосвятской церкви в Москве Петра Вениаминова, убитого в 1812 г. французами за отказ отдать им ключи от церкви. Окончил Московскую духовную семинарию. 344 Иоасаф (ум. 1874), архимандрит – игумен Лавры св. Саввы Освященного. Родом с о. Крит. Общий духовник греческой Иерусалимской Патриархии. Как писал начальник РДМ архим. Леонид (Кавелин) , также состоявший в числе духовных детей старца, «отец архимандрит пользуется всеобщим заслуженным уважением не только среди своих единоверцев, но и между сынами пустыни бедуинами» ( Леонид (Кавелин) , архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 2008. С. 327). См. также: Пономарев С.И. Игумен Лавры преподобного Саввы Освященного, отец Иоасаф: Некролог//Душеполезное Чтение. 1874. 5. С. 64–80. Греч. ‘ризничий’. 345 Вопрос о правах на святые места, являвшийся на протяжении столетий источником межконфессиональных конфликтов и разногласий, предельно обострился в начале 1850-х гг., когда, поощряемое французской дипломатией, «латинское духовенство требовало Голгофы, Камня Помазания, Вертепа Богородицы, Вифлеемского вертепа и проч., всего счетом четырнадцати поклонений» (цит. по: Базили К.М. Письма в Париж. СПб., 1854). Относительно паллиативного решения вопроса, которому радуется Базили в комментируемом письме, митрополит Филарет писал А. Н. Муравьеву 17 февраля 1852 г.: «Дело о святых местах решено на основании трактатов с Франциею 1673 г. Это должно быть худо для Восточных. Православная Церковь вопиет к министерству , в котором Вы служите» (Письма митрополита Московского Филарета к А.Н. М . Киев, 1869. С. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но дело о помещении все-таки не подвигалось, и Миссии пришлось еще две зимы прожить в тех душных и сырых ящиках Архангельского монастыря. Даже Базили решился вмешаться в дело и во время пребывания своего в Иерусалиме в марте 1852 года настаивал перед Патриархом о необходимости устройства помещения Духовной Миссии. Патриарх затруднился исполнить это, ссылаясь на турецкое правительство, которое будто бы не разрешит увеличивать монастырь. На это Базили предложил Патриархии фиктивно уступить на 15 или 20 лет яффскому вице-консулу пустопорожнее место, принадлежащее Патриархии и лежащее к югу от Архангельского монастыря, и на нем в некотором от монастыря расстоянии возвести здание на наши средства. Патриарх отклонился в то время от положительного ответа, но через месяц в Константинополе, где он встретился с возвращающимся из отпуска из Киева архимандритом , между сими последними произошло, по настоянию нашего поверенного в делах , соглашение в следующих статьях: 1 . Патриарх предписал заготовлять нужный для постройки материал. 2 . Патриарх испросил разрешение на постройку нового странноприимного дома с северной стороны монастыря, против чего ближайшие соседи с этой стороны – латиняне не посмеют ничего сказать. 3 . Новый дом следует строить как можно дальше от монастыря и никак не на южной стороне из опасения турецкого правительства. 4 . Миссии предоставляется и при новом доме пользоваться церковью и садом монастыря и даже сим последним в случае увеличения Духовной Миссии. «Так как предложения сии делались собственно лицу нашего архимандрита с совершенным добродушием и готовностью, то ему оставалось только согласиться», – пишет наш поверенный. Совершенно верно, отцу архимандриту действительно ничего не оставалось более, как согласиться не только с предыдущим, но даже , если бы Патриарх потребовал немедленного его отъезда из Иерусалима, так как единственное лицо, могущее его поддержать, – наш поверенный в делах – очень наивно, чтоб не сказать более, верил в крайнее добродушие и искреннее расположение, высказанное Блаженнейшим Патриархом голосом истины по поводу соучастия его к благосостоянию наших священнослужителей в Святом Граде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Во второй части будет возвещаемо исповедание всех добродетелей, украшающих наше существование. Вот вам сущность чина явления чад света пред Отцем светов и совершенств! Повторяю, что только прославление Бога с услаждением Его красотою, благодарение Ему за все с поручением всех и всего воле Его, веселие о нашем бессмертии и исповедание всех добродетелей войдут в состав сего чина. Эта сущность его и в этом порядке будет неизменна. Но язык, слог и обстановка его пением, музыкою и проповедию о Боге, о добродетелях и о бессмертии нашем, предоставятся дарованиям каждого народа. Но я заговорился с вами. День же склоняется. к вечеру. Пора ехать далее. До Тира еще не близко. А полюбился ли вам мой чин разумного служения Богу? Спутница ответила на этот вопрос: «Не помешаю вам служить Богу по этому чину, а сама перейду к раскольникам», – и севши на мула, поехала вперед молча. А я, сидя на коне, громко пел: «Свете тихий...», «Святые славы бессмертного Отца небесного...» и пр. В Тир мы приехали, когда уже было темно, и остановились ночевать в доме при церкви Св. апостола Фомы. 12, Пятница. Ночевали в Сидоне у гостеприимного агента нашего консульства господина Разгалла, по вере маронита. 13, Суббота. Поздно приехали в Бейрут и здесь приютились у нашего генерального консула г. Базили в ожидании австрийского парохода. 14, Воскресенье. Сегодня я написал письмо сослуживцу своему по миссии иеромонаху Феофану. 15, Понедельник. Вношу в свой дневник вести консула Базили. 1 . Иерусалимский патриарх Бирилл, рассердившись за что-то на антиохийского дервосвятителя Иерофея, не хочет давать ему 30000 пиастров из казны святогробской. 2 . Птолемаидский (сен-жан-д " акрский) митрополит Прокопий нимало не заботится о вразумлении христиан назаретских, променявших православие на протестантство. 3 . Протестанты появились в Газе. 4 . Антиохийский патриарх Иерофей требует себе денег от ставропигиальных монастырей сирийских. А денег у них мало. 5 . В ливанском монастыре Мар-Ильяс, что в шести часах езды от Бейрута, перемерли монахи; остались в живых только три-четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010