Образ свт. Николая – вклад кн. В.К. Острожского в один из дубенских монастырей. Фото В. Каминского 1919 г. Прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и Манявский Прп. Иов Почаевский Оборона Почавской Лавры. Рис. Н. Зубрицкого, 1704 г. Почаевская Лавра. Акварель Т. Г. Шевченко, 1846 г. Возвращение на Афон. Скитания и уход в пещерный затвор Руины Великого скита в Маняве. Почтовая открытка, нач. XX в. Руины Великого скита в Маняве. Почтовая открытка, нач. XX в. Башня Великого скита в Маняве. Гравюра из книги Ю. Целевича, 1887 г. Древнерусский скит «Ксилургу» на Афоне. Фото XIX в. Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Руины в древнерусском скиту «Ксилургу» на Афоне до реставрации. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Болгарский монастырь Зограф на Афоне. Рис. В. Григоровича-Барского, 1744 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Вид из пещеры прп. Космы Зографского на соседние горы. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Руины скитских строений внизу под скалой возле пещеры прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Казацкий скит « Черный Выр» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Болгарский монастырь «Зограф» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Автограф Иоанна Вишенского. Послание игумену Филиппу и всей братии Хиландара на Рождество Христово (между 1619–1632 гг.) Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Митрополит Иов (Борецкий) Киевский, Галицкий и всея Малыя Руси (1560–1631)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По книге: Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во " Мистецство " . г.Киев. 2011 г. Совсем недалеко от Чернигова, в старинном казацком городке Короп, можно увидеть руины очень похожие на замок. Это руины храма, но храма необычного. Ильинскую церковь построили в 50-х - 60-х годах XVIII века. Сейчас специалисты считают храм уникальным, ведь это культовое сооружение было объединено с гражданским зданием, поэтому на замок похоже не случайно. По одной из версий, в церковь тогда перестроили старинную оборонительную башню XVII века. В целом же за свою историю Коропский Ильинский храм не раз подвергался перестройкам. Архитектура церкви тоже не простая: храм состоит из двух отдельных частей. Одна из них имеет два этажа. Но сегодня купол, который когда-то венчал второй этаж, полностью разрушен. С южной стороны к церкви примыкало сооружение, которое, собственно, и напоминало оборонную башню. Впрочем, теперь она скорее похожа на руины. Когда-то церковь, видимо, была очень хорошо оформлена, и сейчас снаружи и внутри храма можно рассмотреть остатки росписи. Правда, это удастся сделать, если вы не побоитесь подняться вверх по полуразвалившейся лестнице, а потом еще и постоять на самом краешке над развалившимся полом, вглядываясь в почти призрачные силуэты на противоположной стене. Вообще, в ХХ веке судьба Ильинской церкви сложилась не очень счастливо. Больше всего она пострадала во время войны. Хотя, по одной из версий, купол храма разобрали еще в 1930-е годы. Сейчас храм пытаются восстановить, однако работы продвигаются не очень активно. Так, церковь всё ещё напоминает руины какого-то старинного замка с пустыми отверстиями окон и стенными нишами. Хорошее место для любителей мрачной эстетики и фотосессий в готическом духе. Однако будем надеяться, что когда-то Ильинскую церковь все-таки восстановят и гости города полюбуются не только романтическими руинами, но и воспроизведенной оригинальной архитектурой этого храма. Церковь Ильи в Коропе в принципе отличается от всех вышерассмотренных зданий, будучи одновременно зданием гражданского, оборонного и культового назначения. Это единственный случай такого рода.

http://sobory.ru/article/?object=38284

В отличие от большинства заурядных и инертных предстоятелей ИПЦ К. оказался патриархом деятельным и энергичным. Вначале К., как и большинство греч. иерархов, считал своей основной задачей сохранение св. мест Палестины и умножение церковной недвижимости, употребляя на эти цели доходы от святогробских подворий в Молдавии, Бессарабии и Грузии, а также материальные пособия из России. Но под влиянием российской дипломатии и Русской Духовной миссии в Иерусалиме (РДМ), после неоднократных бесед с Базили и начальником РДМ архим. Порфирием (Успенским) , направление его деятельности стало постепенно меняться. В 1849 г. К. дал согласие на устройство в Иерусалиме духовного уч-ща для арабов за счет средств, собираемых в России в пользу Гроба Господня. В донесении к посланнику В. П. Титову от 1 нояб. 1849 г. Базили сообщал о доставке в Иерусалим собранных в России 6855 р. серебром. По уверению консула, «патриарх обязывается, сообразно с существующим порядком, употребить сию сумму кроме церковных нужд и на поддержание и развитие училищ своего престола» (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Ед. хр. 315. Л. 9-10 об.). К. лично инспектировал епархии, обустраивал там церкви и открывал школы, препятствуя прозелитической деятельности зап. миссионеров. Были созданы «мужская и женская начальные школы в Иерусалиме, школа в Назарете, две школы в Яффе и несколько школ в других городах и селах Святой Земли» ( Соколов. 1998. С. 37), построено 16 церквей (в т. ч. в Яффе, Назарете, Лидде, на Фаворе) и восстановлено 11 ( Он же. 1914. Вып. 1. С. 40). С 1852 г. К. выделял из ежегодно получаемых из России пособий суммы на нужды Антиохийского Патриархата, в первую очередь на устройство там учебных заведений. В 1853 г. в монастыре свт. Николая Чудотворца по инициативе К. была устроена 1-я в Иерусалиме типография для издания книг как на греческом, так и на араб. языке. Работы в типографии начались в марте 1853 г., первые книги на араб. языке - Апостол и Катехизис - вышли из печати 14 февр. 1854 г. В течение 60 лет существования типография внесла значительный вклад в духовное просвещение араб. населения. В 1871 г. в Иерусалиме была создана правосл. больница, к-рой можно было «похвалиться перед всею Европою. Здание ее одно из самых лучших в городе. Аптека ее славилась и обилием врачебных материалов, и великодушной щедростью. Медик ее - первый авторитет не только в городе, но и во всем крае» ( Антонин (Капустин). 2010. С. 202). В 1864 г. было построено новое здание Патриархии в Старом городе. За пределами Иерусалимского Патриархата К. создал школы на родном о-ве Самос, жен. гимназию и приют в К-поле, построил здание экзархии Св. Гроба в Афинах. Главным достижением К. все единогласно признают открытие им в 1855 г. богословской школы в Крестном мон-ре , где прошли пастырскую подготовку неск. поколений палестинского духовенства ( Соколов И. И. Богословская школа Креста в Иерусалиме: Ист. очерк//СИППО. 1906. Т. 17. Вып. 3. С. 409-459).

http://pravenc.ru/text/1840397.html

Современные Иерофею учители богословия и философии в Афинах были: Варфоломей, Иуст и Климент. Некоторые изречения их передал нам Дионисий Ареопагит . Варфоломей говорил, что в краткости богословия заключается великая обширность, как в малом объеме Евангелия содержится большое обилие 208 . Священный муж Иуст мир и тишину в Боге называл молчанием и неподвижностью, однако деятельной 209 . Философ Климент учил, что образцы творений в Боге суть то, что есть наилучшее в тварях 210 . Вторым епископом в Афинах был Дионисий Ареопагит , замученный в 96г. от Рождества Христова. О нем и о сочинениях его напечатано длинное рассуждение мое в Приложениях ко 2-му отд. II части Первого путешествия моего по Афону 211 . Посему я не повторяю здесь того, что уже однажды навсегда оповещено мною, и продолжаю свое сказание об епископах афинских. В числе их третий был Публий. Он сначала жил на острове Мелите, где апостол Павел исцелил отца его от лихорадки, потом святительствовал в Афинах и тут, сияя учением и добродетелями, принял венец мученический 212 , вероятно, во время гонения Аврелиана. После кончины его афинские христиане, напуганные и рассеянные гонением, почти отпали от веры, по свидетельству современника и увещателя их коринфского епископа Дионисия 213 . Но преемник его Кодрат, по заверению сего же Дионисия, посланием своим к афинянам, возбуждавшим их к вере и жизни, согласной с Евангелием, снова собрал их и укрепил в вере 214 . Во время его святительства красноречивый афинский философ Аристид представил императору Адриану свою апологию в защиту христиан 215 . Неизвестен год кончины Кодрата. Неизвестны и ближайшие преемники его до времени первого Вселенского Собора в Никее (325г.). А в это время в Афинах святительствовал Пист. Имя его читается в латинском указателе никейских отцов: Pistus Atheniensis. Как же и долго ли он управлял афинской церковью, об этом история не говорит ни слова. В четвертом веке Афины славились ученостью, но языческой. Тогда там учились Василий Великий и Григорий Назианзин у наставников не христианских. Назианзин, по окончании учения, даже преподавал там словесность, но недолго. Однако в Афинах тогда были и христиане и имели своих епископов. Один из них, имярек, по заверению Александрийского патриарха Георгия в житии св. Иоанна Златоустог о, крестил философа Анфемия, после того как Златоустый молитвами своими исцелил его от беснования.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Посланник в Афинах (1870) и в Берлине (1879–1884). Член Государственного Совета (1900). Ожидавшееся в 1879 г. назначение его в Константинополь не состоялось. 520 Архимандрит Антонин неточно называет фамилию. Имеется в виду Решетилло Дионисий Федорович (ум. 1908) – доктор медицины, врач Русской больницы в Иерусалиме в 1879–1890 гг. По возвращении в Россию работал на медицинском факультете Московского университета. 521 В 1850 г. иеромонах Антонин был назначен настоятелем русской посольской церкви в Афинах, где служил десять лет (1850–1860), затем был переведен на аналогичную должность при посольстве в Константинополе, наконец, с 1865 г. возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме – в режиме постоянного взаимодействия с русским иерусалимским консульством. 522 На самом деле архимандрит Антонин познакомился с Б.П. Мансуровым еще в мае 1857 г., когда тот в Афинах «провел несколько чудеснейших дней» на обратном пути из Палестины (Мансуров Б.П. Письма из путешествия по Православному Востоку в 1857 г./Подг. к изданию и публ. К.А. Ваха и А. фон Виннинг. М., 2014. С. 162). Очевидно, Антонину больше запомнилось пребывание в Греции великого князя Константина Николаевича в апреле 1859 г., когда он торжественно встречал августейшего паломника в русской посольской церкви, а Мансуров находился в его свите. 523 О. Антонин имеет в виду построенную под его непосредственным руководством в Афинах церковь Святой Троицы, ставшую в 1855 г. русской посольской церковью, которую называли в городе, по одному из приделов, церковью Никодима (исторически «Ликодимой», поскольку она находилась близ места древнего Аристотелева Лицея). О. Антонин провел на территории храма археологические раскопки, а затем, после реконструкции памятника, превратил его в своеобразный «Панафинеон» – поместив на стенах и столпах храма изображения всех святых, живших когда-либо, подвизавшихся или претерпевших мученичество в Афинах. 524 О П.Н. Стремоухове см. выше, примеч. 228 в разделе 4. «Заправлял» он Азиатским департаментом и, по положению, Палестинской Комиссией с ноября 1864 по декабрь 1875 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

До рецессии средняя зарплата в частном секторе составляла около 1000 евро, в декабре 2011 года – около 850 евро. В результате февральского сокращения минимальная заработная плата составила 488 евро после уплаты налогов, социального страхования и прочих вычетов, а пособие по безработице – 356 евро. Бездомные За последние несколько лет количество бездомных увеличилось на 25% (представителю крупного афинского приюта для бездомных Климак Ады Аламан — цитирует британская газета The Guardian). До начала рецессии 75-80% тех, кто обращался в открытые при церквях пункты раздачи бесплатного питания, составляли мигранты. В настоящее время 60% голодающих – коренные жители. (Константинос Димцас, глава организации «Миссия») Благотворительная деятельность Церковь и муниципальные службы ежедневно кормят около 250 тысяч человек. В Афинах 13 тысяч человек каждый день получают горячее питание от организации «Миссия» и Афинской Архиепископии. Сотрудники «Миссии» ежемесячно доставляют греческим семьям 2,5 тысячи наборов макарон, консервов и других непортящихся продуктов. (Константинос Димцас) Ежедневная потребность в горячем питании на начало февраля оценивалась в 300 тысяч порций по стране и 50 тысяч порций в Афинах при уровне безработицы в 19%. Ожидается, что по мере роста безработицы и сокращения пособий она будет увеличиваться. (Глава департамента финансов и операций «Миссии» Константинос Вассилакос) Реальные возможности «Миссии» в Афинах – увеличивать еженедельно объем бесплатного питания на 100 порций. Элладской Архиепископии принадлежат более 100 богаделен в Греции. В связи с кризисом они принимают стариков из закрывающихся государственных домов престарелых (например, в Афинах зимой был закрыт крупнейший в Греции дом престарелых на 800 коек). В Афинах действуют два социальных магазина для бесплатного получения еды и одежды. Подобные магазины открываются и в других городах Греции. Продукты и вещи для открытия первого подобного магазина передавали сами афиняне. Церковью была организована трехдневная акция в афинских гипермаркетах, в результате которой было собрано 35 тонн еды.

http://pravmir.ru/vse-li-est-v-grecii-il...

Но и здесь Василий пробыл недолго и ушел в Афины – город, бывший матерью всей эллинской премудрости. В Афинах он стал слушать уроки одного славного языческого учителя, по имени Еввула, посещая вместе с тем школы двоих других славных афинских учителей, Иберия и Проэресия. Василию в это время пошел уже двадцать шестой год и он обнаруживал чрезвычайное усердие в занятиях науками, но в то же время заслуживал и всеобщее одобрение чистотою своей жизни. Ему известны были только две дороги в Афинах – одна, ведшая в церковь, а другая, – в школу. В Афинах Василий подружился с другим славным святителем – Григорием Богословом также обучавшимся в то время в афинских школах. Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили друг друга, как будто у них была одна душа, – и эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда. Василий настолько увлечен был науками, что часто даже забывал сидя за книгами, о необходимости принимать пищу. Он изучил грамматику, риторику, астрономию, философию, физику, медицину и естественные науки. Но все эти светские, земные науки не могли насытить его ум искавший высшего, небесного озарения и, пробыв в Афинах около пяти лет, Василий почувствовал, что мирская наука не может дать ему твердой опоры, в деле, христианского усовершенствования. Поэтому он решился отправиться в те страны, где жили христианские подвижники, и где бы он мог вполне ознакомиться с истинно-христианскою наукою.    Итак в то время как Григорий Богослов оставался в Афинах уже сам сделавшись учителем риторики, Василий пошел в Египет где процветала иноческая жизнь. Здесь у некоего архимандрита Порфирия он нашел большое собрание богословских творений, в изучении которых провел целый год упражняясь в то же время в постнических подвигах. В Египте Василий наблюдал за жизнью знаменитых современных ему, подвижников – Пахомия, жившего в Фиваиде, Макария старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других. Из Египта Василий отправился в Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы обозреть святые места и ознакомиться с жизнью тамошних подвижников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Вот те науки, которые изучал св. Григорий в Афинах. О том, как относился он к ним, мы имеем свидетельство его самого. Он говорит, что в усвоении всех предметов обучения он следовал принципу: «брать всё полезное и откидывать всё бесполезное для желающих жить благочестиво» 99 . После шестилетнего пребывания в Афинах, Григорий должен быть покинуть их. К этому влекло его и чувства любви к родителям и завершение своего образования. Своё отбытие из Афин он предполагает сделать совместно с св. Василием Великим . «Нужны, говорит он, стали объятия и слезные напутственные речи» 100 . Следует упомянуть, что в Афинах св. Григорий встретился с племянником и наследником Констанция, будущим императором Юлианом, в коем, он, как одарённый значительной проницательностью, провидел истинные качества этого злого порождения времени IV века, что и выразил в метком определении: «какое зло воспитывает Римская империя " 101 . Если мы ещё упомянём, что трогательная сцена прощания и расставания с Афинами совершенно неожиданно закончилась для св. Григория прощанием лишь только с св. Василием, оставшимся непреклонным в своём решении возвратиться домой, Григорий же на короткое время остался в Афинах и занял должность учителя словесности, «в коей он показал первенство» 102 , – то Афинский период жизни св. Григория может считаться исчерпанным. Пробыв в Афинах после ухода св. Василия Великого недолго, св. Григорий, «подобно гомерическому коню, разорвав узы сдерживающих, оставляет за собой равнину и несётся к своему другу» 103 , возвращается в родную Каппадокию. Это было около 359 года. Совершенно естественно в данный момент, когда св. Григорий, почти после десятилетнего странствования с научной целью, закончив своё образование в тогдашних центрах науки и литературы, возвращается домой не горячим порывистым юношей, каким мы его видели, а тридцатилетним мужчиной 104 , «подобно кораблю, столько нагруженному учёностью, сколько сие вместительно человеческой природе» 105 совершенно естественно определить, к каким же результатам привело его десятилетнее странствование, что дала ему внешняя наука, какую пользу он извлёк из неё для себя и для Церкви Христовой, на служение которой, он уже дважды посвятил себя?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

В Православии всё иначе. Ходи в любой храм, исповедуйся у любого священника и т.д. Это всё очень сложно, и не нужно, наверное, забивать эфир. Суть в том, что я начал сомневаться в том, что, ища Христа, я нашёл ту Церковь, которую Он создал. О которой я постоянно читаю в Евангелии, о которой апостолы ревновали, которой служили, к которой писали послания, в которой они сами рукополагали пресвитеров. И я решил однажды не посещать больше общину, закрыться у себя в кабинете и прочитать всё с самого начала. Но теперь не отрывочно, не так, чтобы подтвердить бытие или учение своей общины в истории Церкви, а чтобы понять: вот апостолы, вот Церковь, вот поместные Церкви, кто и как основывал. Вот миновал I век, закончились деяния апостолов, начался II век – что дальше? Где эти имена, где эти пресвитеры, где эти общины, как они живут, как они проходят гонения, во что они верят и так далее? Я захотел познать это всё. Потому решил действовать последовательно. Перечитал заново книгу Деяния Апостолов – это уже был, наверное, раз двадцатый за все эти годы. Потом мне нужно было отследить, что дальше? Столкнулся с Дионисием Ареопаги том, который стал учеником апостола Павла, – кто он, где он, как он дальше жил, как он умер? – возникали по ходу вопросы. Мне захотелось узнать его судьбу. Сначала я открывал просто интернет. Всё, что возможно накопать о нём, накопал, а потом оказывалось, что есть целый корпус сочинений, написанный  Дионисием Ареопагитом , что протестанты очень часто любят подвергать сомнению, потому что невыгодно им, чтобы кто-нибудь из ближайших учеников апостолов говорил в пользу Православия, а не в пользу протестантизма. Я перечитал его труды, весь корпус сочинений. Я был удивлён, что он переписывался с другими учениками апостола Павла – Тимофеем, Титом, Филимоном, что он поддерживал в трудные времена Иоанна Богослова, одного из двенадцати апостолов, находившегося на острове Патмос в ссылке. И Дионисий поддерживал его и говорил, что Бог открыл мне, что Он освободит тебя, и ты будешь жить до старости и ещё многих будешь наставлять, что, как мы знаем из истории Церкви, впоследствии и произошло.

http://azbyka.ru/way/moj-put-k-pravoslav...

Далее в 14-й главе говорится о встрече Авраама с двумя царями – Мелхесидеком, который выносит ему хлеб и вино – прообраз Евхаристии, а Авраам, в свою очередь, принес ему десятину от имущества своего ( об этом событии более подробно мы поговорим в следующей беседе) . Но у содомского царя, который предлагает ему свое богатство, Авраам ничего не берет. Он не хочет иметь ничего общего с этим человеком, даже в мелочах, зная его развращенность. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама … (Быт. 14, 21–23). Православное богословие не выдвигает никаких предположений, оно свидетельствует Архимандрит Василий, игумен Иверского монастыря Святой Горы Афон, пишет в одном из своих писем, пожалуй, о самой главной ошибке, которая проникает в наши духовные школы, следующее: «Нельзя одновременно сохранять мирское управление в Церкви и возвещать устно и письменно – духовное учение, потому что в таком случае вся наша проповедь лишится силы, теряя свои духовные качества и саму сущность. Церковь это не организация благочестивых людей”, располагающая литургическими средствами для душевных нужд верующих или богословием для решения метафизических проблем и загадок. Церковь это скиния Бога с человеками (Откр. 21, 3). Она малое стадо, и в то же самое время ширшая небес ” ; она ничем не объемлется, но сама объемлет историю и творение». В этом смысле богословские школы это не софистские ареопаги, а богословие не область философии, где имеют место гипотезы, системы и теории, и любой может говорить всё, что ему вздумается, защищать любую точку зрения. Православное богословие не выдвигает никаких предположений, оно свидетельствует. Богословие это не противостояние доводов и аргументов в поисках истины, но исповедание. Авраам был настоящим исповедником и мужем веры. Вера – не абстрактное личное понимание Бога, она имеет свое содержание и полноту в учении Церкви.

http://pravoslavie.ru/109893.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010