Вслед за помянутым предписанием Вашего Сиятельства поступил сюда новый рапорт из Бейрута, где консул Базили, после дополнительных с иерусалимским духовенством объяснений, представлял о перемене одного из определенных первоначально монастырей, извещая вместе с тем, что греческие духовные старейшины лучше желали бы принять на свое иждивение починку и что вместо турецкого контракта приличнее было бы ограничиться непосредственным на письме условием с Иерусалимским Патриаршим Престолом или Синодом. Между тем наступили прошлогодние политические в Сирии события. Они принудили миссию отсрочить до другого времени исполнение вышеписанных предначертаний министерства. Но коль скоро участь Сирии решилась, я не преминул в начале текущего года войти с Иерусалимским Патриархом в переговоры, происходившие преимущественно чрез архиепископа Фаворского Иерофея, лично известного в России. Свидетельствуя живейшую готовность содействовать без потери времени к исполнению благочестивых видов нашего правительства, с тем чтобы определяемые поклонникам нашим пристанища навсегда были отведены в исключительную их пользу, – Патриарх, однако же, убедительно настоял, чтобы расходы на починку произведены были на счет иерусалимского духовенства, желающего сею малою жертвою доказать свою признательность к многочисленным благотворениям в России. Снабжение монастыря домашней утварью он согласился оставить на попечении нашем. Патриарх отклонил равным образом заключение контракта по турецкой форме. Из числа же назначенных вначале двух монастырей: святого Феодора и святого Авраамия, Его Блаженство предложил вместо последнего монастырь святой Екатерины, с тем чтобы в нем помещать женщин. Полагая, что существенная цель Высочайшего Двора будет вполне достигнута, даже с некоторой для казны экономиею, коль скоро мы получим от Иерусалимского Престола и Синода письменное в таком смысле удостоверение, и что по сей причине бесполезно стеснять Патриарха лишнею строгостью форм, я в начале минувшего марта сообщил г-ну Базили приобщаемые здесь в копии как наши предложения, так равно и патриарший на них отзыв, и предоставил сему консулу, сообразя местные удобства, согласиться с Иерусалимским Синодом о выборе монастырей, а также и о всех прочих распоряжениях к приведению в действо обещаний Патриарха. Вместе с тем я пригласил г-на Базили сообразить наилучшие меры для закупки пожитков, необходимых для пристойного помещения наших богомольцев, и представить мне счет потребных на то расходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Приняв в руководство данные его предместнику неоднократные предписания министерства о совершенном отделении в Иерусалиме мужчин от женщин, коллежский секретарь Базили решился немедленно привести меру сию в исполнение. А как греческому духовенству принадлежат весьма многие монастыри, остающиеся незанятыми, то по его настоянию отведен для помещения поклонниц монастырь святого Авраама, смежный с храмом Гроба Господня и представляющий то важное удобство, что живущие в нем могут сообщаться с церковью и не имеют надобности проходить по улицам, весьма опасным во время заразы. Переведя в оный женщин, консул Базили оставил мужчин в монастыре святого Феодора и, избрав из среды их отставного гвардейского унтер-офицера Туманцева 34 , известного своею доброю нравственностью и благочестием, поручил ему надзирать за поведением поклонников и удерживать их от всякого предосудительного поступка. Сею благоразумною распорядительностью положена преграда существовавшим беспорядкам, и возникавшие прежде на молельщиков наших жалобы в последнее время совершенно прекратились. Свидетельствуя о том, консул Базили изъясняет, что занимаемые ныне поклонниками нашими два монастыря хотя и лучше прочих зданий, принадлежащих в Иерусалиме православному духовенству, но, тем не менее, находятся в совершенной ветхости и едва обитаемы в зимнее время. При существовавших прежде со стороны турецкого правительства строгих запрещениях производить поправки в церковных зданиях, почти все они пришли в разрушение и с трудом поддерживаются единственно для принятия поклонников, ибо число греческих иноков, в прежние годы весьма значительное, ныне очень ограничено. Не имея денежных средств, греческое духовенство, при искреннем усердии к России, не может произвести на свой счет самых необходимых поправок в монастырях святого Авраама и святого Феодора, а потому помещаемые в оных поклонники наши подвергаются влиянию неблагоприятного климата и нередко испытывают тяжкие болезни. В прошедшем несколько человек умерли, несмотря на доставленные им медицинские пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пристань у Смирны. День 27-й. Я в Родосе. На этом острове, по словам здешнего митрополита Иакова, находится 18 000 православных христиан в сорока деревнях. День 30-й. Якорь брошен в пристани Бейрутской. Прощай море! Привет мой Ливану! Отсюда недалеко до Святой Земли. Бог милостив, увидим ее [паки] и водворимся на Сионе. Февраль, день 2-й. Вчера мы после пешешествия по морю у мелководного берега Бейрутского на ногах не своих, а арабских, поместились в просторной горнице архиепископского дома. Преосвященный хозяин, Вениамин, обозревал свою епархию. Но и без него нам было тепло, покойно и не голодно. Сегодня навещали меня попечитель бейрутского училища Нам-Трад и протосингел архиепископа, отец Иоаким иеромонах. От них я узнал вот что. От первого. На содержание названного училища наш консул Базили дает 4000 пиастров, архиепископ Вениамин 5000 п., из доходов кафедральной церкви уделяются 3000 пиастров, а от Иерусалимской патриархии не получается ни один грош. Назад тому полгода, хотелось Траду учредить в Бейруте особую школу для образования судей православного вероисповедания на Ливане, так как они уже допущены Портой, и на содержание сей школы жертвовал ежегодно 1000 пиастров. Но преосвященный Вениамин не согласился на это и уведомил консула Базили, что Трад под предлогом оной школы посягает на доходы ливанских монастырей. Базили сначала и ответил было его преосвященству, но впоследствии разуверился. Однако судейская школа не открыта. В Бейруте православных христиан 5000 душ, а униатов не более 1000, но и у них есть свой епископ. Так же и марониты, живущие в этом городе, имеют своего архиерея. Протестантская миссия состоит под начальством Томсона и Шмита. Шмит очень хорошо говорит и проповедует по-арабски. Протосингел Иоаким сообщил мне другие новости. В Бейруте удерживается древний обычай крестить младенцев накануне Богоявленьева дня. Ежели они родились за два месяца до сего праздника, то родители откладывают крещение их до наступления его, но слабых младенцев крестят тотчас. В сирийских церквах при освящении даров иные священники произносят моление: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа и проч., а иные не произносят. Ατ λγια, – говорил Иоаким, – δν εναι ες τν δρμον, т. е. эти слова тут некстати. Бейрутские иереи перестали брить свои головы и волосы зачесывают по-нашему. Теперь и у детей не у всех выбриваются лбы с оставлением небольшого клочка волос над челом, по подражанию-де отроку Иисусу-назарею. На Ливане уцелели те самые кедры, о которых сказано в Псалтири: их же Бог насади 177 . Стало быть, они еще допотопны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

268 Речь идет об избрании Патриарха Иерусалимского в 1845 г., когда Константинопольский Синод предпринимал усилия провести своего кандидата на Иерусалимский престол и воспрепятствовал избранию архиепископа Фаворского Иерофея, еще при жизни патриарха Афанасия назначенного его преемником. С целью не допустить константинопольского вмешательства российские дипломаты пошли на отказ от «своего» ставленника Иерофея и согласились на выдвижение другого, но непременно иерусалимского, избранника. Им стал патриарх Кирилл II. 269 Сенявин Лев Григорьевич (1805–1861 г.) – дипломат, государственный деятель. На службе в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел с 1822 г. На протяжении почти 20 лет во многом определял политику России на Ближнем Востоке, занимая посты вице-директора Азиатского департамента (1837–1841), директора департамента (1841–1849), товарища министра иностранных дел (1850–1856). Сенатор (1850), член Гос. Совета (1856). 270 Речь идет о митрополите Бейрутском Иерофее, назначенном в Бейрут константинопольским Синодом, вопреки воле народа и самого Патриарха Антиохийского Мефодия. Это «неуместное и обидное, – по оценке Базили, – вмешательство Синода в Константинополе» имело печальные последствия: цветущая до того Бейрутская епархия пришла в полный упадок из-за конфликта ливанских горцев со своим архиереем. Более того – архиепископ Бейрутский стал добиваться избрания его на Антиохийский престол. «Долгом считаю, – писал генконсул К.М. Базили посланнику в Константинополе В.П. Титову, – довести до сведения Вашего Превосходительства, что на днях дошли до меня слухи о происках Епископа Бейрутского Иерофея, дабы стяжать Патриарший сан. Не стану судить о личных качествах сего епископа. Жалостное положение, в которое происки его и его управление ввергли Бейрутскую епархию, самую цветущую из Антиохийских епархий под незабвенным его предшественником, последовательные роковые ошибки, проступки и легкомыслие, коими вооружил против себя даже ту самую партию, которая так упрямо домогалась его назначения противу воли Патриарха, – уже достаточно изображают мужа сего. Еще недавно усталость возженных им в народе страстей внушала всем благомыслящим людям надежду, что наступала пора к примирению с ним горцев, которые доселе его не признают и не дозволяют поминовения его имени в церквах» (донесение К.М. Базили В.П. Титову. Мар-Илиас-Шуер на Ливане, 25 июля 1850 г.//АВП РИ, ф. 180 (Посольство в Константинополе), оп. 517/1, ед. хр. 743, л. 146 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Из более ранних патриархов антиохийских упомянем только о двоих – деде и внуке, Макарии и Кирилле (16481720 г.). Макарий, очень ревностно объезжал свой патриархат с целью между прочим „собрать положенные денежные взносы с своей паствы“, так однажды на такого рода объезд он употребил почти целый год 500 ; о нем известно, что он был богат. А относительно его внука, Кирилла, в одном источнике читаем: „он собрал достаточное богатство частью из доходов престола, а частью из наследства деда его Макария, а остальное из других источников“ 501 . Значит в XVII и XVIII веках Антиохийская патриархия могла быть состоятельною в материальном отношении. – Что касается века, то судя по известиям, относящимся к 40-м годам, материальное положение патриархии было очень неблестяще. Автор сочинения: „Сирия и Палестина“, Базили, утверждает, что „доходы Антиохийского патриархата (указанного времени) простирались до 3 000 рубл. в год, причем половина этой суммы поступала с двух („преклоненных“) монастырей, находившихся в Дунайских княжествах“ (Автор подробно исчисляет, из чего слагался весь доход патриарха). Базили не забывает упомянуть, что бедный патриарх от одного сельского монастыря получал ежегодного взноса по три рубля 502 . Так ли была бедна Антиохийская патриархия, в указанное время, как говорит автор – не знаем: но принимая во внимание то, что Базили – грек и желал покрыть греческих иерархов Сирии и Палестины ореолом убожества (это видно изо всей его книги), а так же и то, что имеем в виду сказать сейчас о материальном положении той же патриархии в это же время и позже, полагаем, что он говорил не всю правду. Преосвящ. Порфи- —620— рий, упоминая о состоянии патриархата того же периода времени (40-х годов), пишет, что „все сирийские монастыри имеют имения и доходы и могут содержать монахов и училища“. При существовании достаточных монастырей, из которых часть была патриаршими, антиохийский иерарх не мог испытывать скудости. Об этом ясное свидетельство находим у того же автора. Его уверяли, что патриарх (Мефодий) из 130 000 пиастров, составлявших годичный доход Белемендского монастыря, брал в свое распоряжение 100 000 503 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проповедовавший в Афинах ап. Павел встретил там представителей эпикурейской и стоической школ; среди обращенных им в христианство был Дионисий Ареопагит (Деян 17. 34), ставший еп. Афинским (Евсевий называет его первым Афинским епископом - Hist. eccl. III 4. 10); неизвестно, однако, встречался ли ап. Павел с платониками и были ли они тогда в Афинах. Примерно в то время, когда ап. Павел был казнен в Риме (по преданию, в 65), в Афинах преподавал Аммоний Александрийский. Афины укрепились как оплот языческой учености во II в., после восстановления там в 176 г. 4 философских кафедр философом-стоиком имп. Марком Аврелием, в правление к-рого принял мученическую кончину умудренный в платоновской и пифагорейской философии св. Иустин Философ (ок. 165). Примерно к этому времени относится «Истинное слово» Цельса , философа платоновской ориентации, но нельзя сказать, был ли он к.-л. образом связан с Афинами. Тертуллиан противопоставил Афины Иерусалиму в знаменитом вопросе: «Что Афины Иерусалиму? Что Академия Церкви? Что еретики христианам?…» (De praescript. haer. 7). Между тем ни сам Тертуллиан, ни др. христ. богословы не отвергали языческого образования как такового, но отказывались (в особенности в условиях гонений) от преподавания в гос. школах, обязывающих связывать школу с языческими культами. В тех же Афинах учились не только противник христианства платоник Порфирий (в III в.) или пытавшийся сделать платонизм ямвлиховского типа гос. религией имп. Юлиан Отступник (в IV в.), но и свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов , Патриарх К-польский; последний, в частности, воздал должное высокому общеобразовательному и научному уровню афинских школ в надгробном слове свт. Василию Великому и отметил при этом, что, «живя в Афинах, мы утверждались в вере» ( Greg. Nazianz. Or. 43. 21). Непосредственно с платониками последнего века существования А. ш. п. связаны 2 христ. мыслителя: во времена Прокла в Афинах получил философское образование (до 451) Давид Анахт , ученик Саака Партева и Месропа Маштоца ( Элиас. Комментарий к «Первой Аналитике» Аристотеля/Пер. и примеч. Ю. А. Шичалина//Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991. С. 68-76; Prolégomène à la philosophie de Platon/Texte établi par L. G. Westerink; trad. par J. Trouillard avec la collab. de A. Ph. Segonds. P., 1990). Во 2-й пол. V в. с А. ш. п., в частности с философским учением Прокла, был тесно связан автор Ареопагитского корпуса ( Saffrey H. D. Un lien objectif entre le Pseudo-Denys et Proclus// idem. Recherches sur le Néoplatonisme après Plotin. P., 1990. P. 227-234; idem. Nouveaux liens objectifs entre le Pseudo-Denys et Proclus//Ibid. P. 235-248). В свою очередь Ареопагитский корпус оказал непосредственное влияние на последующее христ. богословие прежде всего благодаря тому, что мировоззрение его автора было прочно укоренено в церковном Предании.

http://pravenc.ru/text/Афинской школы ...

Выразить живейшее удовлетворение по случаю сложений с себя протоиереем Снегиревым полномочий Председателя Союза, ухода его из Настоятелей Св.-Троицкой церкви и отъезда его из Греции. 159 Через два месяца Синодом была рассмотрена переписка исполняющего обязанности настоятеля русской православной церкви в Афинах протоиерея С. Снегирева с послом Сербии в Афинах, господином Марковичем, по вопросу о русской церкви в Афинах. Протоиерею П. Крахмалеву было поручено навести справки в Сербской миссии в Афинах по этому вопросу. 160 Имущественные споры возникли в 1926 году в отношении русской православной церкви в Пирее. Была заслушана переписка о секвестре греками этой церкви и о контактах по этому поводу председателя Архиерейского Синода с митрополитом Афинским и Премьер-министром Греции. В свою очередь Афинский митрополит уведомлял о том, что он приложил все усилия для благоприятного разрешения этой проблемы, а Председатель Комитета по приему русского госпиталя в Пирее сообщал: русские могут молиться в греческой церкви. Синод ожидал дальнейшего развития ситуации. 161 Коснулся русских православных священников в Греции и такой наболевший общецерковный вопрос, как перевод богослужения на новый стиль. В январе 1926 года священник Свято-Варваринской церкви при русском общежитии Российского общества Красного Креста в Афинах Григорий Агафоникиади в своем рапорте на имя Управляющего русскими православными общинами в Греции Преосвященного епископа Гермогена и Председателя Архиерейского Синода Высокопреосвященного митрополита Антония докладывал о запрещении ему Афинской митрополией совершать богослужения по старому стилю и в связи с этим выразил просьбу дать ему соответствующие указания. Архиерейский Синод обратился к Афинскому митрополиту Хризостому с просьбой о разрешении священнику Агафоникиади молитвенно утешать свою паству по обычаю Русской Православной Церкви, не принявшей нового стиля. Также он просил Премьер-министра Греции не препятствовать совершению богослужения в русской церкви при русском общежитии в Афинах по старому стилю. Священнику Агафоникиади было разъяснено:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настоятелем Троицкой церкви с 1914 г. служил выпускник Московской Духовной Академии архимандрит Сергий (в миру Дабич Николай Федорович, 1877–1927). Вскоре после Октябрьской революции он организовал издание «Русской газеты», пытавшейся сплотить русскую общину. В своей первой редакционной статье (1919) о. Сергий писал: «В нашем горе есть еще и утешение. Мы попали в Грецию, страну Сократа, Платона, Аристотеля, Демосфена, Софокла, Перикла и великих греков, давших опору государственности, цивилизацию, красоту жизни. Мы находимся в Афинах, городе мифической древности, тех Афинах, одно имя которых волнует сердца культурнейших людей. Нас приютил благородный народ, у которого есть все данные стать достойными своих предков» 301 . Настоятель Троицкой церкви принимал большое участие в жизни колонии эмигрантов, в частности, став учредителем русско-греческой гимназии в Афинах. После ссоры с П.Е. Демидовым архим. Сергий в 1921 г. был назначен благочинным русских церквей в Центральной и Южной Европе и уехал из Греции в Италию. 6 октября 1923 г. он перешел в католичество в сущем сане, в чем потом раскаялся. В своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский) отмечал: «До сих пор тяжелым камнем лежит у меня на душе последняя предсмертная переписка с о. Дабичем, который так рвался опять вернуться в лоно православия… „Петлю на шею я себе накинул“, писал он о своем католичестве». Скончался о. Сергий (Дабич) 8 июля 1927 г. в Сан-Ремо 302 . С настоятельством о. Сергия закончилась эпоха, когда из России, по согласованию с Министерством иностранных дел и за его счет, в Афины высылались священники-архимандриты (помимо жалования причту, МИД ежегодно выплачивал две тыс. рублей на содержание храма). Общине пришлось перестраивать свою жизнь на новых (гораздо более бедных) беженских началах. В нее вошло много других славян-эмигрантов, в особенности сербов, так что Троицкую церковь в 1920-е гг. даже называли «русско-сербской» (некоторое время она находилась под официальным покровительством Сербской миссии в Афинах) 303 . На посту настоятеля храма в 1921 г. о. Сергия (Дабича) сменил протоиерей Сергий Снегирев (директор русской гимназии в Афинах). Кроме Троицкого храма, в Афинах в начале 1920-х гг. непродолжительное время действовала русская церковь при 4-й больнице 304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В северо-западном квартале города, недалеко от Ефесских врат, обнаружены руины здания, которые были идентифицированы как Византийская церковь V века. Храм состоял из центральной части октагональной (восьмиугольной) формы и трёх апсид, ориентированных на восток. По периметру церковь была окружена рядом помещений и даже стеной. Конструкция этого храма во многом повторяет мартириум апостола Филиппа, руины которого можно рассмотреть в Иераполе – это дало археологам основание предположить, что и Лаодикийская церковь исполняла роль мартириума. Археологи считают, что строение октагональной конструкции было характерно для закрытых нимфеумов, входящих в состав термальных комплексов, а с конца IV века эти здания могли использоваться в качестве баптистериев. В южной части сохранились руины термального комплекса, включавшего бани, гимназиум, внутренний двор и храм, предположительно посвящённый императору Адриану и его жене Сабине. Эта структура размерами 110x70 метров имела большой центральный холл, который в V веке был перестроен в церковь (подобные руины терм-церквей можно видеть в Иераполе и Филадельфии). Археологи условно называют эту церковь «Южная базилика» (Clyde Е. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. – Oxford: University press, 2003. – P. 237–240). Место городского собрания (булевтерион или одеон) найдено, но пока представляет собой обилие подписанных и тематически разложенных фрагментов мрамора и камня. На многих колоннах, датированных I-II вв. н.э., на каменной мостовой видны вырезанные кресты – это можно объяснить только общей тенденцией десакрализации языческих мест поклонения, которыми был наполнен любой античный город. Поскольку крупномасштабные археологические раскопки в Лаодикии начаты сравнительно недавно, многое остаётся на уровне предположений и гипотез. Но каждое археологическое открытие, сделанное на руинах города, не подвергавшегося перестройке после VII века, необычайно ценно, так как открывает неизвестные страницы жизни одного из раннехристианских малоазийских центров. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Но явно не игравший роли княжеской резиденции или замка Борисоглебский монастырь был в XII в. существенным для смоленских князей не только как фамильный «вотч» монастырь, но и как пункт, державший под их контролем выход от Смоленска к Киеву и торговую жизнь смядынской гавани. После сведений XII в. мы несколько столетий не имеем прямых данных о Борисоглебском соборе. Есть лишь редкие известия о судьбе самого монастыря. Так, в конце XVI в. узнаем об его архимандритах Андреяне (1589 г.) и Феодосии (1598 г.). В 1609 г. польские войска расположились в пригородных монастырях, в том числе в Борисоглебском. В 1633 г. монастырь был передан униатскому архиепископу Льву Кревзе, а по данным инвентаря 1654 г., район Смядыни уже назывался «Жигимонтовой пустошью». Храм Бориса и Глеба еще существовал в 1680 г., когда он упоминается как ориентир при межевом споре, но, видимо, в эту пору он уже стоял в развалинах. В свое время И. И. Орловский высказал предположение, что использование руин Борисоглебского храма началось при Петре I, когда Смоленск укрепляли в ожидании встречи со шведской армией. Но подлинный разгром развалин начался в конце XVIII в. В 80-х гг. смоленский генерал-губернатор князь Н. В. Репнин разрешил брать в смядынских руинах бут для постройки казенных зданий вокруг нового городского сада — Блонья. Однако и после этого руины Борисоглебского собора были еще достаточно сохранны. Первый описатель смоленских «достопримечательных зданий» П. П. Свиньин, посетивший Смоленск в 1825 г., писал, что старики слободы Чуриловка помнили время, когда руины собора «были еще высоки и внутри их находились каменные столпы». Вскоре развалины ожидал новый удар. В 1833 г. губернатор Н. И. Хмельницкий распорядился брать из руин храмов кирпич и бутовый камень на постройку Смоленско-Московского шоссе. К счастью, до смядынских развалин очередь дошла уже глубокой осенью, а вскоре строительство было прекращено. Руины Борисоглебского монастыря продолжали расхищаться и после этого: «В темные ночи мещане выкапывали отсюда бут, соседние крестьяне-кладоискатели подрывались под фундамент». Но и тогда руины здания при всей их аморфности еще позволяли определить план храма с его четырьмя подкупольными и двумя западными столбами, с тремя полукружиями алтарных апсид, сохранявшихся на высоту до 2.2 м, в то время как сам «курган» достигал высоты около 6.5 м.

http://sobory.ru/article/?object=21764

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010