Рис. 19. Энколпионы. украшенные выемчатой эмалью – гр. VI Рис. 20. Варианты рельефных энколпионов гр. VII.1. Литейная форма из раскопок близ Десятинной церкви в Киеве – Крест с двусторонними изображениями из раскопок константинопольской церкви св. Полиевкта, конец XII века (по Harrison. Firatly 1967. fig. 21). Херсонесский киотный крест. Рис. 21. Рельефные энколпионы гр. VII (VII.2, VII.3 и VII.4), каменная форма для отливки креста Рис. 22. Малые и миниатюрные рельефные энколпионы гр. VIII. Энколпионы индивидуальные и редких типов – гр. IX. Рис. 23. Большой низкорельефный энколпион – гр. VIII. 1.1. История почитания реликвии в христианском обществе не имеет конца. История бытования реликвария имеет своё начало и конец. Древнерусские энколпионы, порождённые в XI веке византийской традицией и ставшие её сильным, ярким и самостоятельным ответвлением, с прекращением массового их изготовления в Киеве в конце 30-х годов XIII века под влиянием татаро-монгольского нашествия вовсе не исчезли из жизни древнерусского населения. Они продолжали воспроизводиться на местах по старым образцам. Видоизменяясь, порой до неузнаваемости, а главное, послужили основой для создания крестов новых типов и форм, в том числе квадрифолийных. Изготовление крестов-мощевиков нового направления не получило того размаха, которым был отмечен домонгольский период, зато в большом количестве стали отливаться монолитные кресты с двусторонними рельефными изображениями по образцу створчатых складней. Такое явление определенно прослеживается в культовом литье Балкано-Дунайского региона в X–XIII веках, а в Киевской Руси только в редких случаях. Постепенное замещение крестов-мощевиков их подобиями на Руси в XV–XVI веках на первый взгляд кажется труднообъяснимым, но как нельзя лучше согласуется с мыслью А. Е. Мусина о тенденции к «перетеканию» реликвий из частного владения в соборные и монастырские ризницы и эволюции христианского сознания в процессе централизации и клерикализации церковной жизни Древней Руси в сторону признания за иерархией исключительного права на распоряжение и хранение реликвий 413 . Имея это в виду, логично предположить, что широкое тиражирование монолитных крестов, отлитых наподобие створчатых крестов-мощевиков, носило не только стихийный характер (что в медном культовом литье отчасти неизбежно), но и было инициировано Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Рис. 18. Дейр Айн Абата, кожаная сумка Рис. 19. Дейр-Аин-Абата, веревка с узлом Рис. 20а. Дейр-Айн-Абата, икат Рис. 20б. Дейр-Айн-Абата, ткань из козьего волоса Рис. 21. Дейр-Айн-Абата, фрагмент библейского пергамента с надписью на арамейском языке К югу оттуда было также обнаружено более 900 крупных мозаичных фрагментов, которые когда-то покрывали входное помещение храма (рис. 22). Они были красиво украшены изображениями животных и цветов. На большой урне присутствовала надпись на греческом, называющая имена мозаичиста Космы (рис. 23), а также других церковных служителей. Это открытие оказалось ещё более важным, потому что мозаика была датирована 572/573 годом от Р.Х., когда церковь была «обновлена». Рис. 22. Вид с высоты птичьего полета на входное помещение (на переднем плане) и монастырский комплекс святого Лота Рис. 23. Дейр-Айн-Абата, центральная часть мозаики входного помещения с именами церковнослужителей и мозаичиста Однако средоточием всего комплекса должна была стать именно Пещера, обнаруженная в северном приделе базилики. Согласно 19-й главе библейской ветхозаветной книги Бытия, ранние христиане верили, что Лот и две его дочери жили здесь после их бегства из грешного города Содома и краткой остановки в Сигоре (Zoar). Будучи изолированными в горах, не имея контактов с другими людьми, дочери начали опасаться, что у них никогда не появится возможности найти мужей и продолжить свой род, поэтому они сговорились напоить своего отца вином и соблазнить его, чтобы произвести от него потомство. Плодами этого кровосмесительного сговора стали два сына: Моав от старшей дочери и Бен-Амми от младшей. Их потомки образовали библейские племена Иордана: моавитян на юге и аммонитян на севере. Когда раскрыли вход в пещеру, оказалось, что он был сохранен до своей первоначальной высоты, но при этом не имел никаких признаков дверной фурнитуры (рис. 24). На капителях пилястр из песчаника с обеих сторон высечены восьмиконечные «мальтийские» кресты со следами красной краски. Притолока имела точно такой же высеченный крест по центру в обрамлении двух розеток также со следами красной краски. С южной стороны входа на оштукатуренной стене виднелось несколько процарапанных рисунков, крестов и граффити. На одном из них по-гречески написано имя местной христианки «Нестасии Зенобиус». На другом — исламская молитва на куфическом арабском языке (рис. 25).

http://pravoslavie.ru/126754.html

Рис. 22. «У Семена Кузмича, бывшаго настоятеля Преображенскаго кладбища в Москве, – говорит Ровинский («Русския народныя картинки», т. IV, СПб. 1881 г., стр. 650), – была икона Софии Премудрости Божией, по преданию письма Андрея Рублева, с четырьмя ангелами (вместо шести); Богоматерь и Предтеча держат, каждый, по клейму с изображением Спасителя. У Николая Михайловича Постникова, как видно из каталога его собрания (М. 1890 г.), не мало икон 111, 112, 113, 137, 138, 919), о которых он «заверное полагает, что оне письма Андрея Рублева XIV в.» (рис. 23, 24 и 25). Рублевские иконы указываются и в собрании Андрея Михайловича Постникова (рис. 26, 27 и 28; см. В.И. Успенский. «Переводы с древних икон из собрания А.М. Постникова». СПб. 1899 г. 1–3). Рис. 23. Рис. 24. Рис. 25. Рис.26. Рис.27. Рис. 28. Почему эти иконы приписываются гг. Постниковыми Андрею Рублеву, – сказать трудно. Выставленное на иконе, из собрания А. М. Постникова, у Крестителя двуперстие, и притом весьма отчетливое, не указывает ли на происхождение ее во время споров о двуперстии и триперстии, когда защитники старины и сами лично и на иконах у святых выставляли два перста в настойчивое поучение о необходимости креститься двумя, а не тремя перстами? Наконец, в нашем издании: «Образцы древне-русской иконописи. Переводы из собрания М.В. Тюлина. СПб. 1899 г.» помещен (табл. VII) перевод с подписью: «Рисунок со Ондрея Рублева». Подпись позднейшая, – может быть, даже XIX столетия (рис. 29). Рис.29 В большинстве случаев основанием к тому, чтобы приписывать те или другие иконы Андрею Рублеву, служит, как кажется, сравнительно высокое их художественное достоинство, а преимущественно желание владельцев видеть в своих руках творение великого иконописца. По замечанию Собко, «нашему иконописцу приписывали все древние образа» 104 , подобно тому, как, по замечанию одного западного писателя, «все древния иконы Богоматери работы византийских мастеров приписываются на востоке Св. Луке» 105 . «У Рублева, – предполагает Снегирев, – были ученики и подражатели: от сего многие образа, писанные в подражание ему, слывут Рублевыми» 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Они засмеялись. Из Гаваона мы сошли к местному водоему, иссеченному в скале, а оттуда после рисовки плана и вида его 392 отправились на соседнюю гору неби-Самуил. Фототипия А.И. Вильборг Рис. П. Соловьев. Рис. 21. Внутренность церкви в Гаваоне. Рис. 22. Западный вход и паперть церкви в Гаваоне. На самом темени этой горы стоит полуразрушенная церковь времен крестоносцев, высокая и светлая, с алтарем некруглым. Студент Соловьев нарисовал [внутренность её] боковую часть её, что у алтаря. Она построена в виде латинского длинного креста. В ней ничего нет, кроме деревянного гроба какого-то магометанского святоши. Фототипия А.И. Вильборг Рис. П. Соловьев. Рис. 23. Боковая часть храма крестоносцев в Гаваоне. Фототипия А.И. Вильборг Рис. П. Соловьев. Рис. 24. План водоема в Гаваоне. а. Вход нынешний; b. вход древний; c. откуда вода сочится; d. канал, по которому выходит в пруд. С плоской крыши этой церкви ясно видны ближние деревни: Бет-Икса, Лифта, Джиб, Бет-Набала, Бет-Ханина, Джерир, Календия, Рамалла, Бет-Униа, Бидду, нижний Бет-Ор и ер-Рам; на западе усматриваются Рамла, Яффа и Средиземное море; на востоке, за Ильинским монастырем и титькообразной горой Иродион, мечутся в глаза заиорданские горы и на них миловидная вершина Фасга или Небо, похожая на островерхий шатер. В Иерусалиме видны только одни купола Омаровой мечети и Святогробского храма и два-три минарета. А гора Елеонская представляется во всей своей красе. Действительно, она гора или, точнее, высокий отрог Палестинского горного хребта. Иерусалим, как казалось, невысоко стоит в средине между нею и возвышенным монастырем Св. пророка Илии. Фототипия А.И. Вильборг Рис. П. Соловьев. Рис. 25. Вход водоема в Гаваоне. Рис. 26. Сооружения на вершине неби-Самуил. Самое темя горы неби-Самуил срезано Бог весть когда и кем, но так, что оставлены каменные утесы разной длины, ширины и высоты. На них во время оно стояли здания (а), и теперь высятся порядочные хоромы (б), а между ними находятся двор (в), пещеры (г) и ставок для воды (д).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Дальнейшее осложнение получилось, когда, вместо одной птички, явились две, – как толковали, «два птенца голубиных», а потом уже вокруг голубя появился нимб или сияние – Св. Духа, в виде голубином, хотя такое положение Св. Духа не отвечает догме и хотя ручке Младенца трудно держать голубя. Прориси Коневской иконы, нами виденные 27 , представляют иконы московских писем конца XVI в., Петровского времени – все с птичкою, Палеховской фрязи – уже две птички. Но, как видно из прилагаемого 20-го рисунка (прорись левая, т. е. обратная) Младенец держит птичку, с привязанною к ножкам веревочкою, что даже в поздних копиях не допускало произвольной символики. Как видно, списки  Коневской иконы были в старину почитаемы. Рис. 17. Икона письма Таддео Бартоло в Пинакотеке Перуджии, 1403 г., фот. Андерсона 15728. Рис. 18. Икона «Коневской» Б. М. в ризнице Тр.-Сергиевой Лавры, 3, по фот. Фишера. 2 . Переходим к образу Б. М. Млекопитательницы. В Риме, в ц. Св. Марии в Транстевере, по фасаду базилики фризом протянутая мозаика представляет Б. М. (рис. 21), питающую грудью Младенца, и по сторонам Дев мудрых и безумных со светильниками мозаика выполнена при папе Евгении III (1145–1153 28 ). В Сиенской школе был также распространен тип Б. М. «Млекопитательницы». Впоследствии Ломбардская школа восприняла пристрастие к сюжету и отчасти, подчиняясь влияниям фламандским и германским, специально предалась задаче оживления религиозных композиции этою чертою. Рис. 19 Перевод иконы Коневской Б.М. из Филим. Собрания. Рис. 20 Прорись «Коневской иконы Б.М. (левая) в собр. бр. Чириковых Рис. 21. Мозаика на фасаде ц. St. Maria in Transtevere в Риме, 1145–1153 гг. Рис. 22. Стенное изображение Б. М. Млекопитательницы в кап. Скровеньи в ц. Мадонны делл’Арена в Падуе. Алинари 19439. В сиенской и флорентийской живописи XIV и XV века известны одинаково два перевода «Млекопитательницы»: с Младенцем, полулежащим на руках Матери 29 и с положением Младенца, сидящего на ее коленях (см. прилагаемые образчики рис. 22 и 23 джиоттовской школы начала и конца XIV ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

17. Рельеф на саркофаге церкви св. Трофима в Арле, Garrucci, 317,4 18. «Поклонение волхвов» на саркофаге экз. Исаакия († 634) в церкви св. Виталия в Равенне, по рис. Garrucci, 311,2 Все вышеприведенные детали этого сюжета ясно указывают, что он берется исключительно в историческом характере. Но, что для общей истории типов всего важнее, это положение (рис. 18) и Богоматери и Младенца в профиль к зрителю и прямо лицом перед волхвами, так как и волхвы представляются в рельефе также в профиль: очевидно, живое и натуральное искусство первых пяти веков христианской эры хотело выразить этим столько же беззаветную веру волхвов, сколько и милость Божию живую. Уже в пятом веке стали, как увидим, изображать Божию Матерь с Младенцем иконно прямо лицом перед зрителем, но тогда и волхвов представляли по обе стороны, как предстоящих на иконе. 19. «Поклонение волхвов» на саркофаге Латеранского Музея в Риме Одно из лучших изображений (рис. 19) находится на большом саркофаге (стоит при входе) в Латеранском музее, найденном в базилике св. Павла и сильно реставрированном. Рельефы саркофага, кроме неоконченных бюстов мужа и жены в среднем щитке, представляют вверху: Сотворение Евы, дарование Богом колоса и козленка и древа познания добра и зла со змеей; Превращение воды в вино, Умножение хлеба и рыбы, Воскрешение Лазаря; внизу – Поклонение волхвов, Исцеление слепорожденного, Даниил во рву львином, Отречение Петра, Пленение Петра и Изведение воды Моисеем. Мария сидит здесь на плетеном высоком кресле с подножием. Верхняя одежда покрывает ее с головою; за ее креслом стоит бородатый Иосиф; передний волхв указывает другим на звезду; приносимые дары представлены не на блюдах, но в небольших сосудах и ящичках; Младенец, в возрасте отрока, сидит на коленях. 20. «Поклонение волхвов» и «Рождество Христово» на саркофаге Латеранского Музея 21. Рельеф на саркофаге в соборе г. Толентино, Garrucci, 308,3 22. «Поклонение волхвов» на саркофаге в Толедо 23. Плита Латеранского Музея Подобных скульптурных изображений на саркофагах только Латеранского музея, но помещенных частью на крышке, насчитывается до десяти 19 , но лишь один раз Младенец представлен в образе грудного, спеленатого дитяти, которое Мария только что вынула из яслей, стоящих рядом под навесом, где укрываются вол и осел (рис. 20). Ряды саркофагов в других собраниях Рима, в церквах его и монастырях, виллах и музеях, также в Равенне, Анконе, Милане, Сиракузах, Равелло, Арле (рис. 21), представляют обычную композицию. Саркофаг в церкви св. Доминика в Толедо представляет Младенца спеленатым (рис. 22). Затем, на надгробной плите некоей Северы (из катакомб Прискиллы) резьбою представлено (рис. 23) «Поклонение волхвов», также на вазе из черного мрамора (в Кирхерианском Музее), на одной медали и на лампе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

На монете этой же серии, посвященной художнику А.А. Иванову, изображены фрагменты его картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)». Согласно описанию Банка: «слева – Иоанн Креститель, на втором плане справа – Иисус Христос» 16 (рис. 34). В силу малых размеров увидеть Спасителя на монете еще труднее, чем на оригинальной картине, где Он также изображен на дальнем плане. Зато святой пророк Иоанн Креститель с крестом в руках на переднем плане виден отчетливо. Рис. 33. Монета «Андрей Рублев», серебро. Серия: «Вклад России в сокровищницу мировой культуры». Банк России, 1994 г.      Рис. 34. Монета «А.А. Иванов», серебро. Серия: «Вклад России в сокровищницу мировой культуры». Банк России, 1994 г.      Изображения Богородицы, ангелов и святых подвижников встречаются на монетах, непосредственно им не посвященным. Например, в серии «Памятники архитектуры России» встречаются монеты, на которых основное поле занимает не архитектура. Есть случаи, когда изображения монастырей дополняются образами их основателей, знаменитых подвижников, святых, кому посвящен главный храм обители, или особо почитаемыми иконами и т.п. Так, на монете « 100-летие Русского музея» (1998 г.) изображена голова Архангела (без нимба) с иконы Новгородской школы конца XII века 17 (рис. 35). Рис. 35. Монета «100-летие РУССКОГО МУЗЕЯ». Реверс: голова Архангела, внизу – Строгановский дворец и дата «100 ЛЕТ». Серебро. Серия: «Памятники архитектуры России». Банк России, 1998 г.      На монете «Богородице-Рождественский собор в Суздале» (1994 г.) храм осеняют рипидами два шестикрылых Серафима 18 . На монетах этой серии можно увидеть преподобного Нила Столобенского в виде фигуры монаха с нимбом («Нило-Столобенская пустынь», 1998 г.) 19 , свт. Николая Мирликийского («Николо-Угрешский монастырь», 2000 г.) 20 (рис. 36), «прижизненное изображение преподобного Серафима Саровского » 21 («Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь», 2003 г.), «памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому » в Москве («Свято-Данилов монастырь», 2003 г.) 22 , «портрет протоиерея, “народного святого” Иоанна Кронштадтского » («Свято-Иоанновский женский монастырь, г. Санкт-Петербург», 2002 г.) 23 , портрет святого воина Феодора Ушакова («Санаксарский монастырь, п. Санаксарь, Республика Мордовия», 2010 г.) 24 .

http://pravoslavie.ru/155352.html

16 Изображения голубей, павлинов и феникса y De Rossi, III, tav. I; y Michel I, fig. 10 и 4; фон-Фрикен т. II стр. 78; на нашей таблице, рис. и 3; y Martigny pag. 138 и др. 17 Феникса представляли обыкновенно в виде птицы, подобной орлу, но с красным гребнем на голове, с золотыми перьями вокруг шеи и разноцветным хвостом. 18 Изобр. рыб см. y De Rossi, III, tav. 16–17 и 11, tav. 41–42; y Kraus Roma sotterranea fig. 31, 32, У фон Фрикена, т. II, рис. 1 и 6; y Martigny pag. 654–658; на нашей табл. рис. 4. 20 У Basio, pag. 517 3-х: y фон-Фрикена, т. II, рис. 14, y Martigny pag. 502; на нашей табл. рис. 5; y Venturi I fig. 13 и др. 21 Моисей здесь обычно изображался, как и римлянин средних лет, безбородый, одетый в так наз. паллиум. Он ударяет жезлом в скалу и из нее истекает вода. De Rossi II, tav 14 и В. (в конце II т.); фон-Фрикен т. II. рис. 19; y Venturi fig. 13 на наш. табл. рисун. 5; y Michel I, fig . 17 и др. 22 Сцены эти. см. y Rosio pag. 225 и др. Le Rossi II, tav. 14–16; y Фон-Фрикена, т. II. рис. 15–17; y Venturi I fig . 12 и др. 23 Воскрешение Лазаря воспроизведено y Rosio pag. 359 De Rossi, II tav. 14; y Фон-Фрикена т. II. рис. 18; y Michel I fig . 17; на наш. табл., рис. 6. 24 Изображение Даниила среди львов см. y Bosio, pag. 517, 4; y Michel I, fig. 17; на наш. табл. рис. 6. 25 Сцены, относящияся к трем отрокам см. у Bosio, pag. 551 2); y Фони-Фрикена, т. II рис. 20–21 и др. 26 Жертвоприношение Авраама см. y Bosio pag. 551; см. также изобр. Иова на гноище y Фон-Фрикен т. II рис. 22... и др. 27 Встречатются кроме того в катакомбном искусстве немногочисленные изобразжения Адама и Евы, Каина с Авелем, пророка Илии, уносимого колесницею, Товии с рыбой и нек. другие библейские сцены; a из Новозаветной истории сцены: исцеления слепорожденного, умножения хлебов, претворения воды в вино, исцеления расслабленного и н. др., но сравнительно очень редко. 28 Мраморная первая статуя ннне находится в Афинском музее на акрполе; статуи Гермеса-Криофора стояли некогда в Коринее, Танагре и нек. др. городах; оригинал художиика Каламиса типа второй статуи не сохранился для нас, имеются только копии с нее в бронзе и мраморе, например в Пембровском собраиии в Vietonhonse, a также в бронзе мал. статуэтке Берлинского музея и н. др. Все статуи Гермеса этого типа совершенно нагие в отличие от христианского «доброго пастыря». Изобр. см. в атласе Seemann Winter т. I, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Или когда вы для веса добавляете воду в пшеницу, рис смешиваете с солью. Коварство выражается еще и в том, что вы, продавцы, смешиваете вино и мед с водой, подсолнечное масло с тыквенным соком, а воск или сливочное масло – с каким-нибудь жиром. Да и вообще, что бы вы ни продавали, всегда хорошее смешиваете с дрянью, а продаете по самой высокой цене, как наилучший товар. Да разве смогу я перечесть множество ваших разнообразных изощрений, которые каждый из торговцев применяет в своем деле, чтобы обмануть ближнего? Даже сам черт не придумает такое, что взбредет в голову этим ловкачам. Короче говоря, хитростью и коварством называется каждый лживый и лицемерный способ, используемый для обмана покупателей и получения наживы, которая ненавистна, омерзительна и нечиста перед Богом. Как, кстати, и те, кто добывает ее таким путем. Как говорит Соломон, «неверные весы – мерзость пред Господом» ( Притч.11:1 ), и продолжает: «Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом, как и использующие их» ( Притч. 20:10 ). «...Мерзость пред Господом неодинаковые гири» ( Притч.20:23 ). Поэтому в книге Левит Бог запрещает использовать неточные весы: «Не делайте неправды в весе... Да будут у вас весы верные» ( Лев. 19:35–36 ). Что же вы творите, несчастные мои ремесленники, торговцы и менялы? Хотите с помощью коварства обманывать своего брата? Или забыли, что в Ветхом Завете Бог прямо повелевает не обманывать соплеменников: «Не ходи лестью в народе своем» ( Лев. 19:16 ) 94 . И если Бог запретил евреям, которые были еще новоначальными и несовершенными в вере, как младенцы, лукавить против собственных братьев, насколько же Он еще строже запрещает так поступать вам, христианам, чадам Евангелия, пришедшим «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4,13 )?! А вы хитрите и не слышите пророка Давида, который предупреждает, что Бог посылает поступающим коварно людям много всяких бедствий, не говоря уже о том, что все зло обращается против них самих (см.: Пс.72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Так радоваться нам или печалиться в день Рождества, да и во все церковные праздники? Радоваться! К этому нас призывает Церковь своими богослужебными песнопениями и чтениями. Радоваться. Но как? Псалмопевец учит: «Пойте Богу нашему, пойте... пойте разумно» (Пс. 46:7, 8). А апостол Павел пишет: «Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15). Если в будние дни мы служим только своим греховным страстям и похотям, то и веселье наше в праздник, скорее всего, будет скверным, не богоугодным и будет нам в осуждение. Если же «во вся дни живота своего» мы по слову псалмопевца будем «работать Господу со страхом», то и в праздники будем «радоваться Ему со трепетом» (Пс.2:11), ибо «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29). Но не станем обманываться, когда огнь не сойдет на богохульника тотчас: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7), не сейчас так в свое время. А пока есть оно у нас здесь на земле, всё относящееся к Богу мы должны совершать со страхом - не только получения наказания от Него, но и причинения Ему страдания. Ибо всё относящееся ко Христу мы должны совершать с любовью, благодарностью и состраданием Ему - за Его любовь и сострадание к нам. Иначе мы не достойны называться Его именем. Да не подумает читатель, будто, обличая других, автор считает себя праведником. Нет, из всех я более других виноват во всем сказанном перед моим Господом. А почему, знаем только мы вдвоем: Он и я. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости и помилуй мя грешного! Вместо послесловия Закончить эти заметки хотелось бы на светлой и поэтической ноте. А для этого обратиться к необычному для православных автору - древнему армянскому поэту и мыслителю Григору Нарекаци . Читая его лирико-мистическую поэму «Книга скорбных песнопений» невольно вспоминаешь слова апостола Петра: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35). Рис. 23. Григор Нарекаци (ок. 953-1003)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010