М., стоящей с Младенцем на левой руке, затем сидящей, с тем же положением Младенца, вариант с Младенцем на правой руке и т. п.); 2) тип общий и древне-христианскому и романскому искусству представляет Б. М. держащую Младенца перед собою на коленях и известен в России под именем «Печерской»; 3) известный тип «Оранты»; 4) «Знамения» (Великой Панагии) – тип Оранты с медальоном Младенца или самим Младенцем по грудь на груди Матери; 5) Б. М. Деисусной; 6) Б. М., сидящей на престоле без Младенца и держащей руки, приподнятыми перед собою (тип Заступницы Небесной) и, наконец, 7) тип, который пока будем условно называть «Никейским» по тамошней мозаике 21 или «Никопейским», по чудотворному образу Венеции, и который изображает Б. М., стоящую и держащую Младенца обеими руками перед собою. Этого рода типы исчерпывают иконографию Б. М. во всех монументальных произведениях византийского искусства, но затем они же повторяются в миниатюрах и даже на монетах. Конечно, эти типы не исключают вариантов, возникающих в результате известных композиций, например, увенчивания Б. М. Царя и Царицы, обращения Богородицы к молебщику или ктитору и т. под. Возможно, впрочем, что на иных мелких вещах: эмалевых образках, вислых печатях (когда будут изданы и те и другие и точных снимках), будут открыты иные варианты и даже иные тины, как, например, указываемый ниже тип Б. М. с полулежащим Младенцем на руках, на афонской панагии. Издатель византийских вислых печатей академик Шлюмбергер 22 , делая обобщение типов Б. М., встречающихся на печатях, насчитывает всего также 7 или 8 типов и при этом те же самые, которые мы перечислили выше. Однако, в его перечне соединяются, во-первых, тип «Оранты» и «Знамения» (Панагии), а равно тип «Одигитрии» представляется в вариантах. Рис. 14. Статуэтка Мадонны с Младенцем, держащим птичку, в Муз. Лувра, Алинари 22240. 1 . Все эти типы (как то будет показано ниже в очерке сюжетов итало-критской иконописи) вошли в обиход греко-итальянской иконописи, а через нее, несомненно, и итальянской живописи, но наряду с ними, и отчасти под северными влияниями, в ней появились иные темы, стали популярными, и в свою очередь, перешли в иконопись греческую 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

После освобождения площадки кострища от останков и пепла замерили глубину прокаливания грунта. Для этого в одном углу яму углубили на 30 см (штык лопаты). При осмотре стенок образовавшегося углубления было отмечено спекание и потемнение цвета глины на глубину 0,15 м от дна ямы (Рис. 23). Температура в углублении на момент исследования была 72°С (Рис. 22). Рис. 22. Эксперимент 3. Замер глубины прокаливания грунта под кострищем. Эксперимент 4 Сожжение разделанной туши свежезабитого кабана в железной бочке с применением дров и керосина Разделка туши весом 71 кг заняла 20 минут. Сожжение выполнили в металлической бочке объёмом 200 литров, в стенках которой, в их нижней части, которой проделали отверстия для обеспечения притока воздуха. Внутрь бочки поместили 15 кг берёзовых дров и 21 кг древесного угля. Поверх топлива укладывали куски разделанной туши животного весом по 5 – 6 кг. Голову положили целиком , предварительно убедившись в отсутствии больных или повреждённых зубов. В итоге бочка оказалась наполненной «с верхом». Затем в бочку вылили 10 литров керосина и в 11:20 подожгли (Рис. 23). Рис. 23. Горение в бочке. Горение было вялым, с небольшим количеством пламени и большим – дыма, что свидетельствовало о недостатке воздуха (Рис. 24). Рис. 24. Горение в заполненной доверху бочке. По этой причине из бочки извлекли часть кусков туши, а также прорезали в ней дополнительные отверстия. Внесенные изменения улучшили процесс горения (Рис. 25). Рис. 25. Горение в бочке при укладке биоматериала небольшими порциями. С 13:00 до 14:00 с интервалом 20 минут извлечённые куски туши по одному добавляли в бочку. В процессе горения в бочку отдельными порциями по 2 литра добавили 10 литров керосина. Общее количество использованного керосина 20 литров. В ходе горения температура в бочке, измеренная пирометром, составляла от 846 до 871°С. Горение пламенем в бочке прекратилось в 18:00. Общее время горения составило 6 часов 40 минут, с подготовкой – 7 часов. При визуальном осмотре было установлено наличие в бочке фрагментов костей белого цвета размерами до нескольких сантиметров. Среди сохранившихся фрагментов определялись части диафизов длинных трубчатых костей, фрагменты рёбер, части позвонков, а также плоских костей (Рис. 26).

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/12/...

Подтип I В (рис. 1, 16, 19) объединяет 24 фрагмента (10,3 %). Он отличается прямой либо слегка отогнутой внутрь шейкой, валиком подтреугольного сечения с внутренней стороны, который иногда сочетается с неглубокой канавкой. Все фрагменты данного подтипа орнаментированы. Наиболее характерным орнаментальным мотивом являются частые горизонтальные линии, заполняющие всю шейку (9 случаев). Почти аналогична (8 случаев) доля редких линий, нанесенных в нижней части шейки у ее основания. На все пространство шейки такие линии распространялись в шести случаях. На одном фрагменте поверх горизонтальных линий, занимавших всю шейку, была нанесена волнистая линия. Подтип I Г (рис. 1, 18, 20–22) представлен 23 фрагментами (9,8 %). Для него характерна прямая шейка и обточенный с внешней стороны венчик. Несколько раз с внешней стороны венчика фиксировалась канавка. Все фрагменты орнаментированы. Чаще всего отмечается украшение нижней части шейки или ее основания редкими горизонтальными линиями (12 фрагментов). В 11 случаях такие линии занимают всю шейку сосуда и дважды заходят на его плечо. Подтип I Д (рис. 3, 1–8) включает 49 фрагментов (21,0 %). Он характеризуется прямой либо слегка отогнутой наружу шейкой, валиком с внутренней стороны венчика, который сочетается: 1) с канавкой по внутренней стороне венчика; 2) с канавкой по внешней стороне венчика; 3) с канавками по внутренней и внешней сторонам венчика одновременно; 4) с канавкой по внутренней стороне венчика и обточенной внешней его стороной; 5) с обточенной внешней стороной венчика. Все фрагменты, за исключением одного, орнаментированы. Почти 2/3 фрагментов (32 ед.) украшены редкими горизонтальными линиями, нанесенными в нижней части шейки или по ее основанию. В двух случаях, занимая основание шейки, они спускаются и на тулово сосуда, причем дважды – ниже места его наибольшего расширения (рис. 3, 2). На 12 фрагментах редкие линии покрывают шейку сосуда на всю высоту. Дважды отмечена однорядная волна, нанесенная на плечо сосуда (рис. 3, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

14 октября 2017 года Denis Balibouse/Reuters   20. Французские виноградники на рассвете 15 октября 2017 года Patrick Hertzog/AFP/Getty   21. Сбор урожая в Гуанси-Чжуанском автономном округе Китая 22 октября 2017 года Reuters   22. Непальские фермеры молотят рис в районе Кавре 23 октября 2017 года Niranjan Shrestha/AP   23. Урожай тыкв в PYO Pumpkins, Великобритания 4 октября 2017 года Leon Neal/Getty   24. В окрестностях Страсбурга, Франция 17 октября 2017 года Christian Hartmann/Reuters   25. Осенние деревья в западной австрийской деревне Гнаденвальд 11 октября 2017 года Dominic Ebenbichler/Reuters   26. Женщина гуляет в осеннем парке в Косово 23 октября 2017 года Armend Nimani/AFP/Getty   27. Осенние краски в парке в Стурхеде, Великобритания 17 октября 2017 года Toby Melville/Reuters   Источник: The Atlantic Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 февраля, 2014 5 марта, 2014 18 июля, 2017 1 сентября, 2023 29 октября, 2022 11 ноября, 2020 23 октября, 2020 29 октября, 2019 13 ноября, 2018 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/zolotaya-osen-v-fotogr...

Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (87) , (0) . Описание: Икона Божией Матери Барловская (Блаженное Чрево). Наверху текст: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» [Лк. 11:27]. 16 х 24 см. Частное собрание. Файл 34281.jpg:   Размер: 1237x1605, 1.99 MPix, 878 Kb. Дата: 2019-08-23, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (87) , (0) . Описание: БАРЛОВСКАЯ ИЛИ БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО. Сия св. икона явилась в 1392 году, находится в Московском Благовещенском соборе (Изображение икон Пресвятой Богородицы, православной церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями, с присовокуплением умилительных молений Божией Матери. Второе издание, исправленное и дополненное. Москва: в типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1853. С.32.) Файл 34301.jpg:   Размер: 433x475, 0.21 MPix, 95 Kb. Дата: 2020-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (58) , (1) . Описание: БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО НОСИВШЕЕ ТЯ И СОСЦА ЯЖЕ ЕСИ ССАЛЪ (Изображение икон Пресвятой Богородицы, православной церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями, с присовокуплением умилительных молений Божией Матери. Второе издание, исправленное и дополненное. Москва: в типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1853. С.32. Декабрь.) Файл 34302.jpg:   Размер: 431x504, 0.22 MPix, 93 Kb. Дата: 2020-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (63) , (0) . Описание: Богоматерь Блаженное чрево. 1670-е годы. Материал, техника: чеканка, гравировка, недрагоценный металл, дерево, золочение, темпера. 33,5 х 27,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Файл 34305.jpg:   Размер: 658x800, 0.53 MPix, 243 Kb. Дата: 2020-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (38) , (0) . Описание: Образ Божией Матери «Барловской» или «Млекопитательницы» в Московском Благовещенском Соборе (См. Н.П.Кондаков: «Иконография Богоматери». Спб, 1910, рис.28.). Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П.Лихачев. СПб: Имп. Рус. археол. о-во, 1911. С.207. Рис.445.

http://pravicon.com/icon-32-photo

В противоположность Мюнстербергу, О. Кюммель в своей «Kunstgewerbe» 22 указывает на нелепость предположения, что подобная утварь, имеющая несколько внешний вид колокола, могла бы служить монетой, меной между Японией и Китаем, как это некоторые предполагают. Редкая утварь эта носит название Дотаку 23 или Хотаку. Внешний вид этого предмета, тонкость стенок и ни малейших признаков, должных бы остаться от удара, заставляет думать, что он никогда не служил для извлечения звука. (см. рис. выше). К сожалению, ничего неизвестно, как и при каких условиях появилась впервые идея звонка, и из какого материала они тогда изготовлялись. До нас звонки дошли сравнительно уже позже. Наистарейший до нашего времени сохранившийся ассирийский колокольчик со времен Салманассара II, 860–824 гг. до Р. X., взят из дворца Нинивея 24 и находится теперь в берлинском музее. Рисунок его помещен почти в натуральном размере. Нижний диаметр 4,5 см, высота 8 см. Вокруг него расположены фигуры ассирийских злых духов. На верхней части виден рельеф двух черепах и одной ящерицы. В древние времена звонки были очень небольших размеров. Они не отливались, как это делается теперь, а клепались из листового железа. Образец такого склепанного из двух железных листов колокола 613 г. имеется в Кёльне в городском историческом музее, переданный сюда из церкви Св. Сицилии 25 и известный под именем Sanfang 26 (см. рис.). Самая распространенная форма таких звонков была овальная, но иногда их делали и кубическими (как, например, в Скандинавии), склепывая медными гвоздями. Затем вместо железа начали употреблять листовую медь, отчего звук стал получаться громче и чище. Колокольчик 613 г. г. Кёльн При раскопках в Помпее 27 на улице Меркурия найдены были пять бронзовых колокольчиков 28 . В конце семидесятых годов прошлого столетия в одном из древних могильников около Мурома найден предмет, имеющий вид толстой проволоки, согнутой коромыслом, к концам которого привешено по три колокольчика, посредине в дуге два сквозные отверстия, вероятно для насадки на развилистое дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общественное и частное строительство в дальней округе города Наряду с военными объектами сооружались и гражданские, как храмы, церкви, так и жилые дома. А. Л. Якобсон в свое время высказал убедительное предположение, что Эски-Керменская и Мангупская базилики строились артелями каменщиков из Херсона, настолько композиционно и технически близки они к херсонесским базиликам с плоским деревянным перекрытием, без трансепта (так называемым эллинистическим, в отличие от римских – с трансептом), возведенным, как теперь удалось уточнить, преимущественно в последней трети VI – начале VII вв. В свое время А. Л. Бертье-Делагард со свойственной ему наблюдательностью отметил сходство планировки Мангупской базилики с Уваровской, наличие в ней солеи с узким амвоном, выдвинутым на середину храма, а также, что особенно важно, указал на наличие в этой ранней базилике мраморных колонн, датируемых не позже VI–VII в. (рис. 182), которые со временем, при кардинальной перестройке IX в., были заменены на каменные, восьмигранные 20 . В целом это совпадает с построенным на многолетних археологических изысканиях выводом Н. И. Барминой о двухэтапном строительстве храма, первоначально, в VI в. небольшого однонефного, с соседней крещальней, который не ранее середины IX в. превратили в трехнефную большую базилику, вероятно, как и раньше, посвященную свв. Константину и Елене 21 . Примечательно, что остатки мозаичного пола здания в виде «пересеченных кругов» идентичны наиболее распространенному мозаичному декору полов херсонских раннесредневековых кафоликонов (Уваровской, Западной базилик, базилики 1935 г., базилики 1932 г., «базилики на холме») 22 . Рис. 179. Квадровая кладка оборонительной стены в Капу-Дере, Мангуп. VI–VII вв. (по А. Л. Якобсону) В этот же ранний период к северу от однонефного храма была обстроена крестовидная крещальня (от нее сохранилась только южная половина – 5,40 х 2,36 м) с вырубленной в скале купелью в форме креста, доступ к которой открывался через широкий проход (около 3 м) с южной стороны 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рис. 4. Тель эль-Даба, возможно – библейский Раамсес Рис. 5. Колонна из Тель эль-Даба Этот факт является замечательной иллюстрацией и прежде известного из египетской истории факта того, что Раамсес II уничтожал на надписях имена своих предшественников и приписывал себе их деяния 19 . Археологические свидетельства о первом поселении на месте Тель эль-Даба относятся к XIX–XVII вв. до Р.Х., а элементы найденной там культуры имеют явно выраженный сиро-палестинский элемент, характерный для ханаанского периода средней бронзы II. 20 Здесь же имеет смысл упомянуть об отождествлении другого города – Пифома. В настоящее время имеется два кандидата на то, чтобы считаться его развалинами – Тель эл-Масхута (Tell el-Maskhuta) и Тель ер-Ретаба (Tell er-Retabah) 21 . Оставляя за рамками доклада дискуссию о более вероятном кандидате, нужно отметить, что и там, и там были найдены элементы сиро-палестинской культуры периода средней бронзы II, а в Тель эл-Масхута – еще и хозяйственные постройки для хранения запасов, что вполне согласуется с характеристикой Библии Пифома и Раамсеса как «городов запасов». 22 Таким образом, археологические свидетельства о Пифоме и Раамсесе более согласуются с ранней датировкой исхода, нежели с поздней. Стела Мернептаха также не дает преимуществ сторонникам поздней датировки. Отсутствие упоминания Израиля в более ранних египетских источниках не может рассматриваться как аргумент в их пользу – ведь в таком случае это было бы argument from silence, аргументом от недостатка сведений, а в научной методологии такие доводы никогда не признавались надежными 23 . Ключ к пониманию египетского текста содержится не в книге Исход, а в другой библейской книге – Судей, которая описывает совершенно необычную структуру жизни Израиля в земле обетованной на протяжении первых примерно 400 лет – теократию. В этот период у Израиля не было ни царя, ни жестко оформленных государственных структур, которые появляются лишь в эпоху монархии. Не удивительно, что окружающим народам было известно о таком необычном образе жизни евреев, поэтому египетский завоеватель находит уместным употребить иероглиф, означающий не «государство», а «народ». Однако в этом проявилась изумительная историческая точность стелы Мернептаха!

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

1849. С. 67). Во времена монгольского владычества или нашествия кочевых тюрк. племен митра с гвоздем была перенесена в Тбилисский Сиони ( Иоселиани. 1866. С. 147). В 1681 г. лишившийся престола царь Имерети Арчил II эмигрировал в Россию и забрал с собой в числе прочего и митру с гвоздем, «и лишилась с тех пор Картли этих даров Божиих» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 458; Иоселиани. 1866. С. 147). Арчил II украсил ковчег золотой коронкой с 4-конечным крестом с драгоценными камнями и обновил надпись царя Давида VI. До 1715 г. гвоздь хранился в домовой церкви Арчила II в Москве. По просьбе брата, царя Картли Георгия XI, Арчил II отправил гвоздь в Вост. Грузию, однако в Казани он был конфискован местным губернатором и по велению российского имп. Петра I отослан в Москву и упокоен в Успенском соборе Московского Кремля (Древности Российского гос-ва. 1849. С. 67-68. Рис. 41). До кон. XIX в. гвоздь и митра находились в приделе собора св. апостолов Петра и Павла ( Рычин. 1887. С. 37, 39), сохранилась цветная зарисовка акад. Ф. Г. Солнцева (Древности Российского гос-ва. 1849. Табл. 41, 68). Позже святыни были перенесены в Оружейную палату Московского Кремля ( Двали. 1974. С. 34). В М. хранились несколько живописных древнегруз. икон: Спасителя (90×75 см, частично повреждена) в деревянной позолоченной раме; св. Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» (96×75 см, сильно повреждена) ( Двали. 1974. С. 30); «весьма древняя икона Божией Матери с Младенцем» (70×54 см) с древнегрузинской надписью: «Первого века молитвенница Богородица» ( ); в кон. XIX в. в ризнице кафоликона хранилась (ныне утрачена) живописная икона арх. Гавриила ( Бобровский. 1898. Ч. 5. С. 335; Хаханов. 1898. С. 64). В 90-х гг. XX в. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) из Тбилисского Сиони в М. была перенесена чудотворная икона Пресв. Богородицы, принадлежавшая манглели свт. Иоанну (Саакадзе) . Большинство икон в М. рус. происхождения и датируются XIX в. Г. Чеишвили Кафоликон Архитектура Храм (длина 22,3 м, ширина 16 м, высота 23,5 м) представляет собой сложное строение разных периодов.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

К этому типу отнесена часть горшков варианта 4 и варианта 5. Вариант 7. Датируется XIII–XIV вв. С. 152–153; 22. Табл. 23, 6/, 25, 413; 23. С. 132, 139 и др.]. Аналогичная керамика по технологическим и морфологическим особенностям была найдена при исследовании городищ Серенек, Спас-Городок, Любутск и может быть датирована XIII–XIV вв. Тип 3. Возросло качество обработки гончарного теста: шире применялись мелкоразмерные добавки и светложгущиеся глины, реже встречаются естественные крупные включения. Обжиг, как правило, проводился при температуре каления глины (излом светлый или с темной полосой в центре). Орнамент сгруппирован в несколько полос, реже сосредоточен на плечике сосуда. По форме профиля верхней части среди фрагментов сосудов типа 3 выделено несколько вариантов. К этому типу отнесена часть горшков вариантов 2, 5. Вариант 8. 12 % коллекции венчиков из раскопок 1997 г. и 2% коллекции из раскопок 1992 г. В археологических коллекциях из раскопок памятников эти горшки датируются XIV–XV вв., широко представлены в культурных слоях городищ Любутск (Ферзиковский район Калужской области), Вязьма (Смоленская область) и др. С. 152–154; 19. С. 110. Табл. 9, 60 и др.]. Вариант 9. В XIV в. появляются горшки с прямой вертикальной или слегка наклоненной внутрь шейкой, с губой в виде валика на внутренней стороне. С. 110. Табл. 9, 58; 24 и др.]. Вариант 10 появляется во второй половине XV в. Тип 4. Изделия сформованы из тонких масс с примесью песка мелкой и средней размерности, реже без видимых включений. Обжиг полный или кратковременный (с темной полосой в изломе). Орнамент линейный, волнистый, тычковый (углубления различной конфигурации) по плечику; есть неорнаментированная посуда. Внутри типа 4 преобладают горшки варианта 9 (с вертикальной слабо отогнутой или вогнутой шейкой, губой в виде валика на внутренней стороне): 63 % вёнчиков всей коллекции из раскопок 1992 г. и 27 % в раскопках 1997 г. Горшки с венчиками варианта 9 на поселениях бассейна Верхней Оки, появившись в XIV в., заняли доминирующее положение в XVI в. Появление горшков варианта 9 (подвариант 1) в бассейне Средней Оки относится к XIV в. С. 48. Рис. 3, 13–15]. На имеющемся материале можно отметить, что развитие горшков с венчиками варианта 9 в бассейне Верхней Оки шло по пути уменьшения длины шейки: подвариант 1–XIV–XVI вв., причем на XIV–XV вв. приходится его наибольшее распространение, подвариант 2 – XV– XVI вв. С. 33–34], подвариант 3 – XVI–XVII вв. Наряду с уменьшением длины шейки увеличивалась массивность губы. Для XIV–XV вв. характерны горшки с небольшим валиком. В конце XV–XVI вв. преобладающими были горшки с массивными валиками на внутренней стороне. Этот вариант горшков широко распространен на археологических памятниках Верхнего Поочья в XVI в: городище Воротынск, культурный слой Боровска, Пафнутьев-Боровского монастыря (Калужская область) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010