феравиз, значит «оборка, бахрама»; оттого могли быть и ожерелья фараузные, т. е. сделанные с оборкой или с бахромой. ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. в наряде Большой Казны. (Древности Рос. Гос. отд. IV. 7) БОРИС ФЕОДОРОВИЧ ГОДУНОВ И ЦАРИЦА НАТАЛИЯ КУРИЛЛОВНА (Древности Рос. Гос. отд. IV. 10 и 11) 1. 2. 3. Аламы – 4. Байдана. – 5. 6. 7. 8. Булавы. – 9. 10. Душегрейки. – 11. Еловец. 12. Запястье или Зарукавье. – 13. 14. Зерцало. – Кафтаны. – 15. Становой. – 16. Турской. 17. 18. 19. 20. Кики. – 21. 22. 23. 24. Копья. – 25. 26. Куяки. – 27. Литавры. – 28. 29. Наручи. 30. 31. 32. 33. Ножи. – 34. Однорядка. – 35. 36. Охабень. 37. Пансырь. – 38. Платно. – 39. Приволока. – 40. 41. 42. 43. Рогатины. 44. 45. Ряски. Саадак. – 46. 47. Колчан. – 48. Лук. – 49. Налучие. – 50. 51. Стрелы. – 52. Тохтуй. – 53. 54. Самопалы. – 55. 56. 57. 58. Самострелы. – 59. Тарч. – 60. Тафья. 61. Терлик. – 62. Телогрейка. – 63. Ферезь. – 64. Шапки. 65. 66. 67. 68. Чеканы – Шеломы. – 69. Ерихонка. – 70. Колпак. – 71. 72. Мисюрка. – 73. Шишак. – 74. 75. 76. Шлемы. – 77. Шапка бумажная. – 78. 79. 80. Шестоперы. – 81. 82. 83. 84. Щиты. – 85. 86. Юмшан. 87. Башмак. – 88. Кафтан. – 89. 90. Лапти. – 91. Наколенник. – 92. Рукавица. – 93. 94. Сапоги. – 95. Топор. 96. 97. Бердыши. – 98. Бутурлык. –99. Венец девичий. – 100. Икона. – 101. Перстень. – 102. 103. Серьги. – 104. Сорочка. – 105. Тельник. 106. Кончар. – 107. 108. Мечи. – 109. Палаш. – 110. Протозан. – 111. Сабля с елманью. – 112. Топор церемониальный. – 113. Шапка Владимира Мономаха . КОНСКИЙ УБОР XIV-XVIII ст. (Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. рис. 21) УЗОРЫ ВЫШИВАНЬЯ ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ И ШЕЛКАМИ. Лит. К де Кастелли. СПБ. ягодка с черенком; 2. ягодка с рядками; 3. ягодка простая; 4. денежка с крестиком; 5. денежка с одним стежком; 6. денежка простая; 7. крестик; 8. клопчик тройной; 9. клопчик двойной; 10. клопчик одинокой; 11. копытечком в пять стежков; 12. копытечком в четыре стежка; 13. рядки. Читать далее Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., 12. 1896г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Изображение иконы Иерусалимская Кривоезерская #35013 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Иерусалимская Кривоезерская #35013 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская Кривоезерская Скачать или распечатать изображение 35013.jpg 1858x2463, 4.58 MPix, 811 Kb. 15.7x20.9cm @ 300DPI (23.6x31.3cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (65) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2020-10-01) Происхождение изображения: Загружено 2020-10-01, анонимно. Описание: Изображение Чудотворной иконы Божией Матери, нарицаемой Иерусалимская. В Кривоезерской Свято-Троицкой общежит. пустыни, Костромской епархии. : [лубок]/Рис. В.А. Барвитов. - Санкт-Петербург : Лит. Штадлера и Паттинота, 1877. - л. : литогр.; 26,5 х 22 (изобр.); 41 х 30 (л.) см. По нижнему полю л.: " Печатать позволяется С.П.Б. Августа 9 дня 1877 г. Цензор Архимандрит Иосиф. Лит. Штадлера и Паттинота, С.П.Б. Невский Пр. 88. " Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская Кривоезерская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-35013

Рис. 190. План раннесредневекового Херсона. I–III – нижняя часть города; I – юго-восточный район; II – «цитадель»; III – портовый район; IV – верхняя часть города и большая агора; V – северо-восточный район; VI – северный район; VII – западный район. 1 – Южный загородный Влахернский монастырь с храмом Богоматери Девы Марии; 2 – клавикулла у башни «Зинона» и внешние ворота, ведшие в город через перибол; 3 – внутренние ворота в периболе между башнями XV и XVI; 4 – Южные ворота города («Мертвые ворота»); 5 – сводчатая калитка в куртине 15 рядом с башней XIV; 6 – Западные ворота города («Святые ворота», «Красивые ворота»); 7 – калитка около башни I; 8 – калитка в куртине 18; 9 – калитка около башни XVI; 10 – комплекс фемного претория с гарнизонной базиликой и баптистерием; 11 – «дом командира»; 12 – баня VI–IX вв.; 13 – башня Сиагр 14 – башня XX; 15 – здание апофики – склада государственных грузов и магазина; 16 – птохион св. Фоки Навта; 17 – базилика Крузе 18 – базилика 19 – крестово-купольный храм 20 – крестовидный храм ( церковь св. Василия); 21 – подземная водосборная цистерна с камарным перекрытием; 22 – эмвол между храмами и («палата Владимира»); 23 – потестраное здание за алтарной апсидой храма («палата Анны»); 24 – баня в квартале III; 25 – церковь -мартирий с подземной криптой; 26 – Восточная площадь с храмом св. Петра (базилика 27 – церковь 28 – общегородской и таможенный архив моливдовулов; 29 – кафоликон св. Апостолов Петра и Павла (базилика 30 – базиликальный храм «А»; 31 – баптистерий центрического типа; 32 – баня VI–X вв. в квартале IX; 34 – базилика 1935 г. с крещальней; 35 – базилика 1932 г.; 36 – «базилика в базилике» с крещальней; 37 – малая агора; 38 – большой афедрон; 39 – малый афедрон; 40 – потестарное «здание Г»; 41 – крестовидный храм (с ковчегом); 42 – «храм 1958 г.»; 43 – большое городское водохранилище (castellum aquae); 44 – больница (ятрина); 45 – тетраконхиальный мартирий 46 – «Дом св. Леонтия» (Западная базилика с носокомионом; 47 – крестовидный мартирий с пипсанотекой; 48 – мартирий св. Василия со склепом; 49 – ров перед куртиной 1; 50 – западный загородный храм св. Созонта; 51 – «базилика на холме» 52 – загородный однонефный храм на Девичьей горе, открытый в 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XXI в. в Скандинавии и в Северной Европе появляются нательные кресты со схематично переданной фигурой распятого Иисуса (рис.16), а изображения некоторых из них становятся более схематичными (рис. 17) и примитивными, по сравнению с им предшествующим (рис.18). Но в то же время параллельно вместе с ними в Европе XXI вв. по-прежнему бытуют образцы простейших форм крестов без каких-либо изображений, а также с усложнением и вычурности формы и орнаментации (рис. 19, 20). Рис. 19. Крест из Бондерупа (Дания). XI в. Рис. 20. Крест из Норсборгсгердса. XI в. Примечательно, например, что на золотом крестике XII века (хранится в Национальном музее Копенгагена) в особо выделенном квадрате изображён Андреевский крест (рис. 21). Абсолютные аналоги данного изделия, изготовленные из бронзы и серебра, были известны на Руси в XII-XIII веках и в Скандинавии. Рис. 21. Крест из Национального музея. Рис. 22. Крест из 197 погребения могильника Хавор. XI-XII века. Рис. 23. Крест из Блэкста. XI-XII века. А в XII в. мода на кресты-тельники с Распятием в Скандинавии вообще проходит, и они могли, например, как и прежде украшаться циркульным орнаментом (рис. 22), или же в углах их средокрестия делались округлые выемки (рис. 23) или же углы средокрестия, как и его центр были выделены рельефными окружностями (рис. 24) или же округлые лопасти креста, как и средокрестие оформлялись в виде медальонов (рис. 25) (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 116–117). Рис. 24. Крест их Йоханнисхуса. XI-XII века. Рис. 25. Крест из Гарде. XI-XII века В XIII-XIV веках продолжается развитие выше обозначенных тенденций в иконографии креста. Как пример можно указать на кресты конца XIV века из клада у деревни Ай-Василь (Крым): на лицевой стороне одного из них изображение Богоматери Одигитрии с младенцем на руках, а на обороте – Распятие (рис. 26). А на другом кресте изображения размещены в обратном порядке (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 123–124). Рис. 26. Крест из клада у дер. Ай-Василь. XIV в. Рис. 27. Рис. 28. Рис. 29. Рис. 30.

http://azbyka.ru/krest-bez-raspjatija-si...

Бутовского, до 20 букв принадлежат бесспорно к узорочьям из сплетенных животных и чудовищ, другие же представляют более 19. П – изЕвангелия Юрьевского 1120–1128 г. (Моск. Синод. Библ. 1103) 18. М – из СловГригория Богослова XI в. (Имп. Публ. Библ. 16) или менее искусные копии с византийских оригиналов, как букв геометрического орнамента в архитектурной форме, например, П (рис. 19), или же из листвы и ветвей, например, Р (рис. 20), в виде пальмовой ветви с византийским завитком, которую держит рука, так и букв, хотя состоящих из животных, а иногда и из фигур человеческих, но, согласновизантийскому стилю, не связанных переплетами ремней. 20–22. Р – из Евангелия Юрьевского 1120–1128 г. (Моск. Синод. Библ. 1103) 23–24. В – из Евангелия Юрьевского 1120–1128 г. (Моск. Синод. Библ. 1103) Например, (рис. 21), на выступе византийского лиственного завитка сидит птица или стоит животное, иногда (рис. 22) птица в овале, описываемом древесной ветвью, клюет ее листок; иногда (рис. 23) зверь стоит у столбика, образующего часть буквы, дополняя ее овалом своей фигуры. В одной букве (рис. 24) у столбика стоит конь, с чепраком на хребте; в другой (рис. 25) две человеческие фигуры, совсем в иконописном стиле, подошли к раке или саркофагу, стоящему на земле;напротив того, третья буква, именно Р (рис. 26), состоит из обнаженной человеческой же фигуры, держащей в руках ветвь с листьями и цветком, которая, образуя верхний овал буквы, опоясывает потом обнаженную фигуру и, завиваясь назад, спускается до ее ног византийским завитком. Из фигур, хотя тоже не сплетенных еще ремнями, замечательна, как один из элементов переплетенного русского орнамента XIV в., царь-птица, т. е. по пояс человек в венце, а остальное птица с крыльями, хвостом и лапами. Такую фигуру встречаем в орнаменте XIV в. по изданию г. Бутовского на табл. XLII и XLV, но еще чаще вообще грифона или дракона с человеческой головой, с завитком на голове или же в остроконечной шапке. Царь-птица вошла и в прилепы Дмитриевского собора во Владимире, 1197 г 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Селли очень подробно и интересно показывает, как постепенно совершенствуется в схематическом рисунке рисование отдельных черт (особенно любопытно это относительно рисования носа и зубов). Селли уверяет также, что уже в схематических рисунках можно говорить о «выразительной» стороне их, что в них можно видеть те или иные настроения детей. Кершентейнер высказывается решительно против этого тезиса и, конечно, он прав, во всяком случае, когда всматриваешься в книге Селли в рисунки, в которых он видит выражение различных настроений, то никак нельзя в них усмотреть его 139 . Следующей ступенью в развитии рисунка является стадия «смешанной схемы», в которой уже можно отметить первое приближение к реальности, изображаемой на рисунке. Примеры, характерные для данной стадии, рис. 20, 21 и 22. Рисунок здесь явно схематичен, однако ясно чувство формы человеческого тела, нет режущих несообразностей, не только глаз ребенка уже лучше видит, но и в создании рисунка есть большой художественный прогресс в смысле реализма, пока лишь, правда, формального. Вот почему Кершеиштейнер характеризует эту ступень как смесь формального и схематического. Уже здесь более или менее соблюдается пропорция частей тела, начало Рис. 20. Рис. 21. Рис. 22 симметрии, играющее поверхностную роль в чистой схеме, имеет более художественное выражение; во всем этом уже обнаруживается влияние оптических впечатлений на рисунок. Еще ярче чувство формы, умение графически передавать то, что усваивает глаз, сказывается на третьей ступени, где схема уже исчезает, ясно выступает контур или силуэт; когда к этому прибавляется умение передать глубину и перспективу, зарисовать пластичность предмета, его рельеф и даже изобразить движение, мы имеем высшую, четвертую ступень. Вот рисунки, отвечающие третьей ступени: Рис. 23. Рис. 24 Примеры рисунков четвертой ступени –25 и 26. Рис. 25 Рисуя человека, дитя, прежде всего, рисует его лицо, которое долго является главным предметом интереса, остальные части тела кое-как присоединяются к лицу, а иногда даже отсутствуют. Сначала дитя рисует лицо en face, затем уже рисует в профиль, еще не замечая того, что в профиль мы не видим двух глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Рис. 19 Рис. 20 Рис. 21 Рис. 22 Рис. 23 Рис. 24 Развитие памяти Важную роль в жизни каждого человека играет память. Формировать ее необходимо с детства. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи с помощью повторения. Однако необходимо формировать и осмысленную логическую память. При работе необходимо учитывать различные виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную). Перед тем как выполнять задания, необходимо сделать 2 упражнения, активизирующие кору головного мозга и позволяющие ребенку включиться в выполнение задания, а также отключиться от него. Задание 1 «Перекрестные шаги» Упражнение можно выполнять стоя, лежа или сидя. Руки вдоль бедер. Локтем правой руки коснуться левого колена, вернуться в исходное положение. Затем локтем левой руки коснуться правого колена, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 20–40 раз. Упражнение «Перекрестные шаги» поможет восстановить или улучшить работу мозга и тела. При медленном выполнении оно способствует активизации баланса вестибулярной системы; развитию координации и осознания пространства; улучшению слуха, зрения; укреплению дыхания и повышению жизненных сил; развитию языкового и речевого центров мозга, крупной и мелкой моторики, а также целостного восприятия мира. Рис. 25 и 26 Задание 2 «Параллельные шаги» Встаньте прямо, руки вдоль бедер. Держа голову неподвижно, глазами водите по кругу. Поднимите правую руку и правую ногу одновременно, затем опустите. Поднимите левую руку и левую ногу одновременно, затем опустите. Повторите упражнение 20–40 раз. Упражнение «Параллельные шаги» разъединяет мысль и движение и дает возможность сосредоточиться на мысли, обдумать свои дальнейшие действия и потребности. Оно фиксирует конкретные фрагменты принимаемых мозгом программ, подводит черту под завершенными планами, преобразует осознанно или неосознанно сделанные действия в информационные единицы памяти и откладывает их в структурах мозга. Это упражнение прекрасно снимает физиологический стресс.

http://azbyka.ru/deti/znayu-mogu-delayu-...

Рис. 22. Распятие на бронзовом кресте из ГИМ (Москва); Рис. 23. Серебряный крест из Музея Бенаки (Афины); Рис. 24. Богоматерь Никопея на бронзовом кресте из ГИМ (Москва) Очень хорошая аналогия внутреннему кресту из Плиски – бронзовый крест из Исторического музея в Москве. М. Rosenberg связывает этот крест с памятниками восточно-христианского искусства и датирует его X веком 449 . Распятие, изображённое на его лицевой стороне, почти совершенно схоже с Распятием, изображённым на втором кресте из Плиски (рис. 22). Мы находим удивительное сходство с этой же сценой, изображённой на лицевой стороне серебряного наперсного креста из музея в Афинах (рис. 23). Сохранившийся нижний шарнир и пальметта перед ним аналогичны таким же из Плиски. Этот крест датирован VIII веком 450 , но А. Фролов предлагает отнести его к эпохе более или менее близкой к 1000 году 451 . Добавим к этим примерам также украшенный чернью крест из коллекции Е. Stathatos, на лицевой стороне которого также изображено Распятие, но отличающееся от уже изученной схемы. Он датирован временем после X века 452 . Распятие – это мотив, наиболее часто встречаемый на самых разных предметах византийской эмали ставротеках, крестах, книжных окладах, диптихах и триптихах. На некоторых из них, датированных IX–X веками. Христос изображён одетым в colobium, с головой, слегка склонённой к правому плечу 453 . На обороте некоторого числа крестов-энколпионов изображается обычно один из иконных типов Богоматери. Среди них самый распространённый – это Оранта, представленная одна или с четырьмя поясными евангелистами 454 . Богоматерь Никопея на обороте внутреннего креста из Плиски – это, наверное, миниатюрная реплика общераспространённого чудотворного образа. Никопея была палладиумом императорского двора в Византии и эмблемой триумфа её армий над врагами 455 . Этот тип относительно редок на предметах мелкой пластики и, точнее, на крестах. Близкая параллель к нашему памятнику – это бронзовый крест из Исторического музея в Москве (рис. 24). На его лицевой стороне, как мы уже указывали, изображено Распятие, а на обороте – Богоматерь Никопея с надписью: Н AГIA ΘЕО[ТОКОС] .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

15, 16, 17) монограммы, кресты и византийская орнаментика. Таким образом, в новом атласе коллекций Годмена по персидской керамике 22 , издаваемые ныне впервые сосуды представляют, прежде всего, ту же технику, что и наши херсонесские и феодосийсие, если только исключить несколько более развитых типов, и по времени, пожалуй, более поздних. Мы встречаем, далее, одинаковые или близкие к нашим сюжеты 23 и сходный, а иногда и тождественный стиль 24 . Напротив того, изданные там же, для сравнения, сосуды (в черепках) из находок Эфеса, Афин, Салоник, Мирины отличаются чисто византийским типом, орнаментикою поздне-византийского стиля; ни зверей, ни тем более – звериного стиля здесь нет и орнаменты из лиственных разводов, плетений сменяются только фигурками зайца, рыбы и пр. Животный мир возвращается в находках Фостата близ Каира, вместе с арабесками, и тут же наблюдается видимое родство с южнорусскими находками. Позволяем себе, впредь до подробного анализа других серий замечательных и не изданных памятников, считать пока доказанным, что в этом корсунском деле было на половину столько же греческого, сколько и восточных элементов, откуда бы они ни пришли, из Египта через Сирию и Кавказ, или из Персиичерез Каспийскую торговлю. Так, для примера из того же периода X – XII столетий можем кратко указать на поразительное стильное сходство некоторых антропоморфических сосудов и терракотовых фигурок Феодосии (находки 1895 г.) с терракотами, найденными в Афросиабе близ Самарканда.о еще большей наглядности достигает аналогия в Рис. 17. Кусок блюдечка из Феодосии. Рис. 23. Донышко из Херсонеса.       изображениях животного мира: таковы драконы и грифоны, львы и прочие хищники, в их изображениях в коптских рукописях и на херсонесских сосудах. Приводим, по этому, несколько фигур птиц (рис. 18 – 22) из сирийских и коптских рукописей – X стол. 25 : эти фигурки повторены серебряными кувшинами и блюдами с арабскими надписями и херсонесскими глиняными сосудами (рис. 23). Рис. 21. Из коптской рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

К разряду рассматриваемых теперь рукописей надобно отнести и упомянутую выше Толковую Псалтирь в Императорской Публичной Библиотеке, с раскрашенными орнаментами. Один из них (рис. 93), в букве Б –II, 23 –, на безногом туловище, сплетенном ремнями, протягивающий длинную шею со звериным рылом, из пасти которого торчит ветка, завязанная узлом –, по общему составу сходствует с узорными буквами в Охридской Псалтири – 6, 18 (рис. 94) – в Орбельской Триоди XII–XIII в. –VI, 12 (рис. 95) –, а у нас в Юрьевском Евангелии (у Бутовского табл. XIX). Тот же благоустроенный стиль, но на иной манер, свидетельствующий о другой школе писцов, предлагает нам Орбельская Триодь XII–XIII в., в библиотеке Верковича – табл. V и VI –. Орнаменты такого же художественного достоинства, как и в только что указанных рукописях, но они потеряли довольно в тонкости, отчетливости и деликатности рисунка, потому что, вместо линейных очерков киноварных, они густо покрыты желтой, красной и зеленой краской, за исключением (рис. 96) одной буквы, в виде птицы, именноС –VI, 9 –, в которой к этим трем краскам прибавлены очень удачно черные узоры и полосы. Дажерисунок выведен не тонким пером, а кистью, которой замалевано и его нутро. Повсюду веет благочинностью и спокойной ясностью византийского духа, и в заставках, и в буквах, несмотря на тератологическую примесь, и самые сплетения не вяжут и не насилуют фигур, а больше их украшают, как 95. Б 96. С 95–96. Из Орбельской Триоди XII–XIII в. (библ. Верковича) 97. В 98. Е 99. Р 97–99. Из Орбельской Триоди XII–XIII в. (библ. Верковича) разноцветные ленты. В букве В –VI, 22 (рис. 97) – полосатыми лентами спеленута от шеи до хвоста вся птичка, составляющая эту букву, – будто с намерением, чтобы она не вспорхнула и не унесла в себе эту букву из рукописи. В двух экземплярах буквы С VI, 9, 13 –, состоящей тоже только из птички, широкая лента, со вкусом завязанная узлом, составляет ее хвост. Для буквы Е –VI, 16 (рис. 98) – просто брошен в вертикальном направлении как бы пояс, узорчатый; в середине он завился петлей, для серединного выступа буквы Е, внизу оканчивается бахромой в виде окраины цветочных лепестков колокольчика, а вверху – птичьей головкой, как бы пряжкой на поясе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010