Диакон, от горнего места, велегласно возглашает: «Вонмем». Священник, благословляя от горнего места народ, произносит: «Мир всем». Чтец, преклонившись, отвечает: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». И чтец начинает произнесение прокимна: «Прокимен, глас такой–то», и текст самого прокимна. 1–й лик поет в названный глас прокимен. Чтец затем произносит стих прокимна. 2–й лик снова поет сам прокимен. Затем чтец произносит первую половину прокимна. 1–й лик допевает вторую половину прокимна. Если полагается петь два прокимна, то вместо половины первого чтец произносит: «Прокимен, глас такой-то», и текст второго прокимна 173 . 1–й лик поет, в названный глас, второй прокимен. Диакон: «Премудрость». Чтец произносит надписание читаемого Апостола 174 . Диакон: «Вонмем». И чтец читает сам Апостол 175 . Во время чтения Апостола пономарь подает диакону кадило. Вложив в него фимиам, диакон обращается к священнику и говорит: «Благослови, владыко, кадило». Священник, благословив и прочитав молитву кадила, отходит на приготовленное ему место в юго–восточной стороне горнего места и садится лицом к читающему Апостол. Диакон начинает каждение 176 престола (см. рис. 26–29), жертвенника (см. рис. 30–36), алтаря, по обычаю, затем царских врат, выходит ими на солею (рис. 125), кадит посредине в сторону престола, затем местные иконы по правую сторону (см. рис. 38 ) и местные иконы по левую сторону иконостаса (см. рис. 39), входит царскими вратами обратно в алтарь (рис. 126), кадит на сидящего священника (последний встает и кланяется, и диакон отвечает ему тоже поклоном), на стоящих в алтаре; идет далее на амвон, кадит на чтеца Апостола, правый и левый клиросы и стоящих в храме (рис. 127). Затем обращается к востоку, кадит на престол, на местные иконы Спасителя и Богоматери, входит царскими вратами в алтарь, кадит на сидящего священника (последний не встает), отдает кадило пономарю и совершает поклонение служащему священнику (или настоятелю). Если еще много осталось невынутых просфор, то священник может не сидеть, а вынимать частицы из просфор, стоя около жертвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

72 Амфилохий, архим. О Славянской Псалтыри XIII-XIV вв. библиотеки А. И. Хлудова//Древности: Труды Московского археологического общества. 3. 1870. 1. С. 1–28, с атласом рисунков. 73 Христианские древности (и археология)/Ред. В. А. Прохоров. 1. 1862. 1. Табл. 1. 2. Рис. 8. 3. Рис. 1; 2. 1863. 10. Рис. 6, 11. Рис. 1, 12. Рис. 2, 5–7, 10, 12; 3. 1864. 2. Рис. 2–5, 6. Рис. 1–2; 12. 1875. Таб. 48, 52. 74 [Рабочая заметка Кондакова на прикрепленном к книге листке:] О имени «византийское искусство»: пока исчерпать надо хотя содержание под этою фирмой; после, когда наука будет настолько развита, чтобы разобраться в хаосе Востока IV-XIV вв. (в смысле племен и их разных наций), тогда лишь дробить. Теперь лучше искать связи и только где их не нашли – провинциальную оригинальность. 75 Эта копия сделана была по приказанию Пейреска в 1620 г. с рукописи, принадлежавшей сначала секретарю Люксембургского сената, потом известному Куспиниану, еп. Фаберу и Библиотеке, а затем президенту Арраса, и впоследствии перешедшей в Венскую библиотеку. Schwarz Chr. G., De ornamentis librorum apud veteris usitatis. Leipzig, 1756. P. 38, упоминает этот cimelium pulcherrimum Bibl. Vindobonae. Вествуд, видевший оригинал, уверяет, что он ему кажется даже «сравнительно новою копиею» древнего манускрипта (?): A Dictionary of Christian Antiquities/Edd. W. Smith, S. Cheetham. T. II. Hartford, 1880. P. 1185. Нам не привелось видеть венской рукописи. В виде калек с миниатюр она была прислана в Рим при собственноручной реляции Пейреска. В настоящее время эта копия находится в Барбериниевской библиотеке в Риме, в сборнике за 1053 содержащем отрывки календаря Августа, рисунки монет и статьи Алеандра, Герварта, Сильдека и др. Bucherius A., De doctrina temporum commentarius in Victorium Aquitanum. Antverpiae, 1634. P. 274, указывает на этот календарь и даже прилагает копию с изображениями всех месяцев, кроме января, – конечно, весьма неудовлетворительную. Bottari G. G., Sculture e pitture sagre estratte dai cimiteri di Roma. T. I. Roma, 1737. P. 211–213, сравнивает четыре времени года из катакомб Понциана с фигурами календаря, но уже по изданным рисункам. И этим прекращаются все сведения о рукописи, а сама копия оставалась неизвестна всем историкам живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вот образцы первой стадии: . Эта стадия рисунка особенно поучительна для психолога: с полной ясностью выступает здесь то, что рисунок совсем не направляется образом, который имеется в душе (первые рисунки никогда не являются срисовыванием с натуры, а рисуются «на память»); рисунок, наоборот, определяется тем, что дитя «знает», лучше сказать, «думает» о предмете 136 . Справедливо замечает по этому поводу Штерн, что это является одним из опровержений предрассудка, будто в основе духовного развития лежит сенсуальный, чувственный материал. Из изучения детских рисунков становится ясно, говорит Штерн, что «первоначально чувственный материал» (das Anschauliche) является символом того, что «имеется в виду», о чем думают (das Gemeinte, das Gedachte); только с большим трудом развивается постепенно способность выделять в созерцании вещей «данное нам» 137 . Уже Селли установил тезис, что «юный художник гораздо больше является символистом, чем натуралистом»; исследование Кершенштейнера, установив наличность схемы, как исходной фазы в развитии рисунка (выше которой не подымаются иногда и взрослые!), дало блестящее подтверждение этого. Как пример влияния того, что дитя знает, укажем на рис. 17, где внутренний кружок должен изображать сердце. На рис. 38 (см. ниже) мы видим такое же явление: невидная глазу луковица нарисована так, как если бы ее можно было видеть. Дитя вовсе не рисует того, что можно видеть: оно рисует то, что есть, по его мнению. Этим объясняется наличность двух глаз при рисунках в профиль, точно просвечивающие сквозь одежду ноги, руки и т. д. Детская эстетика здесь даже сложнее, чем это представляется с первого взгляда 138 , в этом отношении очень любопытно сравнить некоторые особенности детских рисунков с блужданиями новейшей живописи, конечно имеющими свою, хотя и одностороннюю, логику. Еще любопытная черта детских схематических рисунков, стоящая в теснейшей связи с символическим характером детского рисования, с влиянием в нем «знания», я имею в виду своеобразное раздробление материала: расчленение материала, подлежащего рисованию (что имеет существеннейшее значение вообще в технике рисования и особенно в исканиях современной живописи), следует, по правильной формуле Бюлера, «порядку знания»: дитя знает о человеческом теле, что оно есть ряд частей с особыми названиями, и именно «номенклатурное расчленение» и ложится в основу схемы. Отсюда легко понять и другую характерную черту детских рисунков – пространственную разобщенность отдельных частей тела (см. рис. 18, взятый у Кершенштейнера) или беззаботность относительно того, как связаны отдельные части тела. Так, руки нередко растут из головы (рис. 16), из шеи; ноги прямо растут из головы. Рисуя профиль, дитя непременно приставит второй глаз (см. рис. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Александр Васильевич оставил замечательные мемуары. Его «Дневник», по свидетельству современников, «изучается во все мире как энциклопедия русской жизни» 273 . Многие страницы посвящены брату Григорию (рис. 3) и его семье 274 . Григорий Васильевич в 1850 г. обвенчался с Ольгой Петровной, дочерью Екатеринбургского купца Петра Яковлевича Харитонова и Марии Львовны, урожденной Расторгуевой 275 (рис. 4). Рис. 4. Мария Львовна и Петр Яковлевич Харитоновы Рис. 5. Лев Иванович Расторгуев Рис. 6. Родословная схема Дружинина Её отец, богатый уральский предприниматель Лев Иванович Расторгуев 276 (рис. 5) завещал управление заводами зятьям, П. Я. Харитонову и А.      Г. Зотову 277 . В 1827 г. Харитонов был сослан в г. Кексгольм за приверженность старообрядчеству. После его смерти вдова поселилась в Петербурге. Ей принадлежал земельный участок на Биржевой линии Васильевского острова 278 и половина наследства Расторгуева (рис. 6). В семье Дружининых было семеро детей – Александр, Михаил, Мария, Ольга, Василий, Николай и Александра. Григорий Васильевич служил в Московском пехотном полку 279 , затем был переведен командующим резервным полком лейб-гвардии Преображенского полка, одного из самых аристократических в российской армии. Зачисление офицеров и генералов в его состав являлось формой поощрения. Семья переехала в Литейную часть, на Преображенскую ул., в дом старших офицеров 280 . Через три года Григорий Васильевич, генерал-майор, командир резервного полка, вышел из полка. Оставить в возрасте 38 лет военную службу его вынудили раздоры двух наследниц Расторгуева, М. Л. Харитоновой и её сестры Е. Л. Зотовой, из-за которых дела на заводах пришли в упадок. Григорий Васильевич стал доверенным лицом своей тещи, затем жены и на протяжении 36 лет был инициатором мер, превративших Кыштымские заводы в ведущие металлургические предприятия России. Г. В. Дружинин привлек к сотрудничеству академика скульптуры Роберта Ивановича Баха и его сыновей. На заводе началась отливка портретов известных писателей и композиторов по их моделям. Дружинин собирал художественные модели для Каслинского завода – приобретал кабинетную скульптуру российских и западноевропейских мастеров, которую на заводах копировали в чугуне. Эти изделия стали очень популярны в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

алфавитном порядке, как они изданы в снимках: Б лл. 61 (рис. 173) и 104; В лл. 41 об. (рис. 174), 42 об. и 115 об.; Г лл. 42, 42 об., 43 об., 44, 114 (см. выше, рис 172) и 147; Ж л. 112 об.; I лл. 45 (рис. 175), 70, 121 об. и 146 об.; К лл. 107 (рис. 176) и 139 об.; Н лл. 52, 59 об. и 65; О лл. 49 и 84 (рис. 177); л. 72 об.; Р лл. 64 об. и 135 об.; С лл.56 об. и 91 (рис. 178);Т л. 136 об., и Х лл. 150 об. (рис. 179) и 152 об. Сверх того, в снимках с целых страниц: Г лл. 44 об. и 99 об., снимки 35 и 39; I л. 98, снимок 38, и С л. 63 об. (см. выше, рис 160), снимок 36. Орнамент оказывался неудачным всякий раз, как мастер искажал принятые им натуральные формы, или, когда он растягивал и расширял лист, свертывая его чашкой или корзинкой без всякой симметрии, как например в Б л. 69 об. (рис. 180), Д л. 89; или разрывал его, в виде тряпки с дырой посреди, как в Р л. 78 об. (рис. 181), Т л. 68 об.; или, когда в одной и той же букве соединял такой рваный лист с бесформенной корзинкой, и такой орнамент, не смотря на натуральную рельефность частей, в целом представлял невзрачную фантастическую фигуру, как (рис. 182) в В л. 79об. Кроме того, мастер не всегда удачно умел сочетать вместе принятые имнатуральные формы, именно листок с пучками травы или тычинок и завитков с шипочками. Особенно неудачно помещал он эти пучки на листах, как например в М лл. 110 и 117 об. (рис. 183), О л. 52 об., И л. 104 о., Р л. 61 об. Располагай мастер некоторым запасом разных форм цветка с веткой, ему бы не пришлось так беглом обозрении, эта смесь изящных фигур, поражающих своей натуральностью и красотой, с какими-то уродливыми формами, будто недоносками или эмбрионами, как в рисунках микроскопических наблюдений анатомии животных и растений, Евангелии XII–XIII в. – эта смесь безукоризненно прекрасного с безобразным, по своей новости и беспримерной у нас в старину оригинальности, производит с первого раза изумление и недоумение, и при всех наших сведениях в истории славяно-русского орнамента приходится отказаться от разгадки происхождения и смысла этой небывалой новизны. Только подробный анализ форм и их более или менее удачное приспособление к фигурам

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Более массовые аналогии типу 9 находятся западнее, в Подонье и на землях Южной Руси. Для объяснения этого феномена, к сожалению, на данном этапе недостаточно материалов, однако несомненна его связь с южнорусскими землями. Тип 10, результат развития типа 9, широко распространен уже на всей территории рязанской земли, а на южной окраине, в междуречье Прони и Рановы, его доля значительно ниже общестатистической (8 %). Вероятно, его развитие было прервано оттоком населения из этого региона. Если такое предположение верно, то дальнейшие исследования в этом направлении могут дать плодотворные результаты как для датировки этого типа, так и для уточнения времени прекращения жизни на представленных в статье поселениях. Рис. 1. Поселения XII– XIV вв. в междуречье Прони и Рановы Рис. 2. Типы керамики XII–XVII вв. Рис. 3. Керамика Толпинского I селища Рис. 4. Керамика Толпинского I и II поселений: 1– 3, 7, 9, 10, 12, 21, 25, 30, 32 – подъемный материал; 11, 13– 15, 18, 19, 22– 24, 28, 29 – шурф 1; 4 –6 , 8, 16, 17, 20, 26, 27 – шурф 3; 33– 38 – Толпино II Рис. 5. Керамика поселений на р. Моше: 1–3 – Ногайское, 4–5 – Ногайское V; 6–11 – Ногайское III , 12–17 – Поплевино VIII; 18–20 – Лупиловка II, 21–24 – Лупиловка I, 25–26 – Кучуково, 27–33 – Гусиловка II Рис. 6. Керамика поселений ок. городища Княжое: 1– 9 – Григорьевское I, 10, 11 – Григорьевское II, 12–17 – Григорьевское IV, 18, 19 – Григорьевское V, 20–21 – Пехлец, 22–29 – Красная Горка II Рис. 7. Керамика поселений на р. Молве: 1–9 – Аманово I, 10 – Аманово V, 11 – Аманово II, 12–15 –Моловка II, 16–20 – Кумино III , 21–28 – Моловка I Рис. 8. Керамика Ряжского поселения Рис. 9. Керамика поселения Подвислово XI Литература и источники 1 . Кучера М. И. Керамика//Археология УССР. Т. 3. Киев, 1992. 2 . Куза А. В. Коваленко В. П. Моця А. П. Новгород-Северский: некоторые итоги и перспективы исследования//На юго-востоке Древней Руси. Воронеж, 1996. 3 . Поздняков В. С. Развитие керамики древнерусского Клецка//Древнерусская керамика. М., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

300 Сазанов А. В. Города и поселения... – С. 20, 39, табл. 11; Голофаст Л. А. Штампы V–VII вв. на посуде... – С. 172, рис. 9, 13. 301 Помещение это погибло в XIII в., очевидно, ближе к его середине (см.: Золотарев М. И., Ушаков С. В., Коробков Д. Ю. Отчет о раскопках в северо-восточном районе Херсонеса в 1991 году//Архив НЗХТ. – Д. 3079. – Л. 12–17, 20). 302 Домбровский О. И., Паршина Е. А. О раннесредневековой застройке территории античного театра. – С. 36–42. 303 Отчет о раскопках на участке античного театра в Херсонесе в 1971 г.//Архив НЗХТ. – Д. 1505/1. – Л. 23–24. 305 Романчук А. И., Седикова Л. В. «Темные века» и Херсон: проблема репрезентативности источников//Византийская Таврика. – К., 1991. – С. 38. 306 На это указывают остатки стены усадьбы, прошедшей над домом, построенным после середины VII в., водосток того же времени и колодец около оборонительной стены, засыпанный в начале IX в. (см.: Романчук А. И. Очерки... – С. 144, 167). 307 Суров Е. Г. Херсонес Таврический. – Свердловск, 1961. – С. 98; Суров Е. Г. К истории северо-западного района Херсонеса Таврического//АДСВ. – Свердловск, 1965. – Вып.З. – С. 136–137; ср.: Романчук А. И. Западный загородный храм Херсонеса//ВВ. – 990. – Т. 51. – С. 165–171. 309 Золотарев М. И. Отчет о раскопках в северо-восточном районе Херсонеса в 1987 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2761. – Л.5 – 7, 10–13. 310 См.: Золотарев М. И. Отчет о раскопках в северо-восточном районе Херсонеса в 1978 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2051. – Л. 12, рис. 33, 34; Золотарев М. И. Отчет о раскопках в северо-восточном районе Херсонеса в 1980 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2215. – Л. 4–5, 7. 2 Trachtenberg М., Hyman I. Architecture from Prechistory to Post-Modernism. – New York, 1986. – P.180–182; Каждан А. П. в сотрудничестве с Шерри Ли Ф., Ангелиди X. История византийской литературы (650–850 гг.). – СПб., 2002. – С. 29, 34–35. 312 Белов Г. Д. Северный прибрежный район Херсонеса (по новейшим раскопкам)//МИА. – 1953. – – С. 26. 314 Белов Г. Д. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1969 г.//Архив НЗХТ. – Д. 1283. – Л. 7, рис. 14, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всё очень похоже на катастрофу. Несомненно, что проявили себя «внешние» факторы. И, вероятно, – очень серьёзные. Настолько, что геологи с этого момента начинают отсчёт новой эпохи – голоцена 237 . О водоразделе в нашей истории упоминает и Писание. С рубежа 10-го тысячелетия до Р.Х. начинается и новая «археологическая эпоха» неолит. Начинается новая глава в летописи человечества (рис. 89). Рис. 89. Завершение эпохи палеолита События прошлого разнообразны и обильны, их последовательность легко может показаться хаотичной. Порой всё подобно картинкам калейдоскопа. Но – можно выделить и главное... В «археологической последовательности» мы видим два заметных «разрыва»: первый – с момента начала ашельской культуры; второй – на рубеже палеолита и неолита. Оба события очень важны и являются ключевыми в истории человечества: 1) «внезапное» появление первых людей и... 2) крах палеолитической цивилизации во времена Потопа. Но отвлечемся на время от археологии и рассмотрим, что же говорится о нашем происхождении в Библии. Согласно тексту Писания, Адам был первым человеком и является уникальным созданием. И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю... Быт.1:2728 Наша история начинается в 7-й день Творения и продолжается доныне. Схематично это можно отобразить в виде линии, имеющей отчётливую «стартовую» точку (рис. 90). Рис. 90. Традиционное толкование книги Бытия Дальнейшие события в сокращенном изложении по книге Бытия происходили следующим образом ( Быт. 4:117 ): Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина... И еще родила брата его, Авеля... ... восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою, и она зачала и родила Еноха. Ниже в Книге идет перечисление рода Каина. После чего ( Быт.4:2526 )... И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

А как перевести «Я — Хлеб Жизни» для народов, которые не едят пшеничного хлеба и живут только рисом? Хлеб там подается только в ресторанах для европейцев, и потому для китайца буквально переведенное «Я хлеб жизни» звучит так же, как для русского «Я — гамбургер жизни». Пришлось переводить по смыслу, а не словарю: «Я — Рис Жизни». Еще одна показательная сложность: в 1 Кор. 3, 6 Павел так рассказывает о росте Церкви под совместным влиянием двух проповедников: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог». Для нас — понятно. Для засушливого Ближнего Востока — понятно. А для вьетнамцев? Рис и так растет в воде. Зачем его поливать? Пришлось изучать их способ ведения полевых работ и выделить в нем вторую после посадки необходимую земледельческую операцию: «Я насадил, Аполлос привязывал ростки к палочкам». Проблема не только в переводе на языки экзотических культур, но и в переводе на язык культуры нашей. Например, в Евангелии есть слова о том, что учение Христово будет проповедано его учениками «с кровлей крыш». Можно ли это понять как призыв проповедовать Евангелие по телевизору? В-третьих, не следует забывать правило герменевтики, которое предупреждает нас о том, что нельзя принимать к рассмотрению библейский текст в отрыве от его контекста. Например, поклонники уринотерапии любят заявлять, что они следуют библейскому совету «пей из своего колодца». Действительно, в Библии есть такие слова. Но произносит их языческий ассирийский царь Сеннахерим, уговаривая иудеев капитулировать перед ним и войти в состав его империи («Примиритесь со мною и выйдете ко мне, и пусть каждый пьет воду из своего колодца… Да не обольщает вас Езекия, говоря: Господь спасет нас» (Ис. 36, 16 и 4 Цар 18,31). Вряд ли это обещание можно понимать как призыв к уринотерапии. Хорошо было бы обещание со стороны захватчика: «Подчинитесь мне, и вы будете жить столь хорошо, что будет пить собственную мочу!». Если же оккультные целители будут настаивать на том, что они верно истолковали этот библейский текст и что в нем речь идет именно об уринотерапии — то пусть дочитают этот сюжет до конца и увидят, чем кончилась для Сеннахерима проповедь «уринотерапии»: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И отступил Сеннахерим, и жил в Ниневии. И когда поклонялся он в доме Нисроха, бога своего, сыновья его убили его мечем» (Ис. 37, 36–37)…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В XXI в. в Скандинавии и в Северной Европе появляются нательные кресты со схематично переданной фигурой распятого Иисуса (рис.16), а изображения некоторых из них становятся более схематичными (рис. 17) и примитивными, по сравнению с им предшествующим (рис.18). Но в то же время параллельно вместе с ними в Европе XXI вв. по-прежнему бытуют образцы простейших форм крестов без каких-либо изображений, а также с усложнением и вычурности формы и орнаментации (рис. 19, 20). Рис. 19. Крест из Бондерупа (Дания). XI в. Рис. 20. Крест из Норсборгсгердса. XI в. Примечательно, например, что на золотом крестике XII века (хранится в Национальном музее Копенгагена) в особо выделенном квадрате изображён Андреевский крест (рис. 21). Абсолютные аналоги данного изделия, изготовленные из бронзы и серебра, были известны на Руси в XII-XIII веках и в Скандинавии. Рис. 21. Крест из Национального музея. Рис. 22. Крест из 197 погребения могильника Хавор. XI-XII века. Рис. 23. Крест из Блэкста. XI-XII века. А в XII в. мода на кресты-тельники с Распятием в Скандинавии вообще проходит, и они могли, например, как и прежде украшаться циркульным орнаментом (рис. 22), или же в углах их средокрестия делались округлые выемки (рис. 23) или же углы средокрестия, как и его центр были выделены рельефными окружностями (рис. 24) или же округлые лопасти креста, как и средокрестие оформлялись в виде медальонов (рис. 25) (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 116–117). Рис. 24. Крест их Йоханнисхуса. XI-XII века. Рис. 25. Крест из Гарде. XI-XII века В XIII-XIV веках продолжается развитие выше обозначенных тенденций в иконографии креста. Как пример можно указать на кресты конца XIV века из клада у деревни Ай-Василь (Крым): на лицевой стороне одного из них изображение Богоматери Одигитрии с младенцем на руках, а на обороте – Распятие (рис. 26). А на другом кресте изображения размещены в обратном порядке (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 123–124). Рис. 26. Крест из клада у дер. Ай-Василь. XIV в. Рис. 27. Рис. 28. Рис. 29. Рис. 30.

http://azbyka.ru/krest-bez-raspjatija-si...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010