Рис. 25. Греко-итальянская икона «Млекопитательницы», письма Ант. Пападопула в отд. Ват. Пинакотеки 278. Рис. 26. Снимок иконы Б. М. «Млекопитательница» в Карейской Типикарнице Хиландара на Афоне. Рис. 27. Икона Б. М. Млекопитательницы в ц. при Хиландарской «Типикарнице», по кальке эксп. П. И. Севастьянова. Рис. 28. Образ Б. М. «Барловской» или Млекопитательницы в Московском Благовещенском соборе. Рис. 29 «Перевод» иконы Б.М. «Блаженное чрево» Рис. 30. Перевод иконы Б. М. «Блаженное Чрево» из Сийского Подл. л. 407. Рис. 31. Перевод иконы Млекопитательницы из Подл. Киевопечер. Лавры Рис. 32. Икона Б. М. (Madonna del Bordone) письма Коппо ди Морковальдо в ц. Сервитов в Сиене. Рис. 33. Снимок с оригинала Донской иконы Б. М. в Московском Благовещенском соборе, фот. И. Н. Александрова. Рис. 34. Мозаика над главным входом в соборе Монреале бл. Палермо, фот. Броджи 15418. Рис. 35. Эмалевый образок на окладе иконы Хахульской Б. М. в Гелати бл. Тифлиса. Рис. 36. Образ Мадонны, письма Маргаритоне из Ареццо, в Пинакотеке Ареццо, фот. Алинари 9968. Рис. 37. Икона венецианского мастера Стефано Пьевано XIV в. в Оратории Св. Мартина в Киоджии бл. Венеции, Алинари 20844. Рис. 38. Образ Мадонны в Лувре приписыв. Лоренцо Венециано. Рис. 39. Икона Б. М. в Русском Музее в Спб. Рис. 40. Ев. I. Богослов, I. Предтеча и ап. Павел на иконе Б. М. в Русском Музее по Рис. В. Н. Гринейзена. Рис. 41. Изображение святых на Грузинском иконном складне в Синайском м., по снимку В. Н. Венешевича. Рис. 42. Икона «Смоленской» Б. М. в Ростовской д. свв. Козьмы и Дамиана, ныне «Одигитриевской». Рис. 43. Прорись иконы Б. М. «Аравийской» (или « О, всепетая Мати») из Сийского Подл. Рис. 44. Образ Б. М. «Жировицкой» в м. Ж. Гродненской епархии. Рис. 45. Мозаика ц. Св. Франчески Римской в Риме, 1130– 1143 г. Рис. 46. Барельеф Б. М. в кап. Зенона в баз. Св. Марка в Венеции. Рис. 47. Образ пресвятой Богородицы Вотодательнпцы Рис. 48. Икона Умбрийской школы конца XIV в., в галл. Перуджии. Рис. 49. Снимок Чуд. иконы Б. М. «Феодоровской» в Костромском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Диакон отвечает «Аминь» и начинает каждение. 56 Кадит святой престол (как было раньше указано, троекратно с одним поклонением) с запада (рис. 26), с юга (рис. 27), с востока (рис. 28) и с севера (рис. 29), затем кадит запрестольный крест и образ, горнее место (рис. 30), святой жертвенник (рис. 31), потом, с горнего места, иконы над царскими вратами и на западной стене алтаря (рис. 32), потом иконы в южной части алтаря (рис. 33), и затем в северной (рис. 34). Далее кадит настоятеля, молящихся по правую сторону (рис. 35), молящихся по левую сторону (рис. 36) и выходит северной дверью на солею (рис. 37). На солее кадит царские врата, иконы по правую сторону иконостаса (рис. 38), иконы по левую сторону (рис. 39), правый клирос, левый клирос, народ (слева направо) (рис. 40). Затем спускается к праздничной иконе (на середину храма), кадит ее (рис. 41), и начинает каждение собственно храма, по его периметру, начиная с икон, находящихся у правого клироса (рис. 42), и далее правую (южную) часть храма и молящихся в ней, затем кадит притвор, затем левую (северную) часть храма и молящихся, заканчивая каждение храма у икон под левым клиросом. Затем поднимается на солею (рис. 43), кадит царские врата, икону Спасителя, икону Божией Матери и, взяв кадило в левую руку и перекрестившись, идет южною дверью в алтарь (рис. 44). В алтаре кадит св. престол с западной его стороны, затем служащего священника (или настоятеля) и, (рис. 45) сотворив поклон к горнему месту, отдает кадило пономарю. Затем сотворив положенные поклоны, целует край св. престола, с его южной стороны, и остается у св. престола в ожидании времени вечернего входа. Стихиры на «Господи воззвах» Пение стихир на «Господи воззвах» совершается следующим образом. Канонарх, не называя гласа, т. к. он был назван перед пением самого псалма: «Изведи из темницы душу мою». 57 1–й лик: «Исповедатися имени Твоему» 58 и стихиру 59 первую воскресную (из Октоиха). Канонарх: «Мене ждут праведницы». 2–й лик: «Дондеже воздаси мне» и вторую воскресную стихиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

М. в Московском Благовещенском соборе, фот. И. Н. Александрова. Рис. 34. Мозаика над главным входом в соборе Монреале бл. Палермо, фот. Броджи 15418. Рис. 35. Эмалевый образок на окладе иконы Хахульской Б. М. в Гелати бл. Тифлиса. Рис. 36. Образ Мадонны, письма Маргаритоне из Ареццо, в Пинакотеке Ареццо, фот. Алинари 9968. Рис. 37. Икона венецианского мастера Стефано Пьевано XIV в. в Оратории Св. Мартина в Киоджии бл. Венеции, Алинари 20844. Таким образом, мы имеем несколько мелких примеров подобного изображения Младенца и в византийском искусстве XI-XIII столетия. Но, руководствуясь, прежде всего, общим типом и находя в оригинале Донской Б. М. именно один из типов Умиления (Младенец прильнул щечкою к щеке Матери, и Она любовно склонилась к Нему), мы должны считать образцом этого типа греко-итальянскую обработку, икону типа итало-критских икон, получавшего часто титул «Элеусы», т. е. «Милостивой», по ее умиленному настроению 36 . Но ближайшее удостоверение того, что сам образ Донской Б. М. (рис. 33) происходит от греко-итальянского образца, заключается, во-первых, в его композиции и во-вторых, в его близком сходстве с одною иконою Русского Музея имени Имп. Александра III (рис. 39), которая во всех чертах своих носит признаки итало-критского происхождения. Рис. 38. Образ Мадонны в Лувре приписыв. Лоренцо Венециано. Рис. 39. Икона Б. М. в Русском Музее в Спб. В свою очередь, эта икона по стилю погрудных фигур святых, изображенных (рис. 40) по раме ее оклада, находит себе ближайшую аналогию в поздне-грузинских иконах и миниатюрах 37 . Такими путями мы удостоверяемся, во-вторых, что композиция Донской Б. М. существовала и в греко-восточной иконографии, но развита была преимущественно в итало-критской иконописи и из нее появилась в иконописи русской. Рис. 40. Ев. И. Богослов, И. Предтеча и ап. Павел на иконе Б. М. в Русском Музее по рис. В. Н. Гринейзена. Наряду с Донской иконой, в данном случае, становится другой замечательный памятник иконографии которому может принадлежать и видное место в истории влияний итальянского Ренессанса на русскую иконопись – чудотворная икона Смоленской Божией Матери, находящаяся в Ростовской церкви свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Рис. 33. Российская империя, 2 рубля, золото, 1720 г. Аверс: Петр I. Реверс: св. апостол Андрей Первозванный на фоне Креста      Позже этот тип повторялся на золотых монетах занимавших российский престол наследников Петра: Екатерины I (1725–1727), Петра II Алексеевича (1727–1730), Елизаветы Петровны (1741–1761) (рис. 34). Рис. 34. Аверс: Елизавета Петровна. 1 червонец 1749 г., золото. Реверс: св. ап. Андрей Первозванный на фоне Креста      В конце правления Петра, с 1723 года, на серебряных рублевиках герб был заменен крестообразной монограммой, составленной из четырех букв «П», повернутых внутрь. Такие монеты в народе называли «крестовиками» (рис. 35). Рис. 35. Петр Первый. 2 рубля. 1724 г. (серебро). Крест образован из четырех букв «П», повернутых внутрь (к центру монетного кружка)      Такая же монограмма, составленная из начальных букв имени императора, позже помещалась на рублях и полтинах Петра II (1727–1730), на пробных выпусках рубля Петра III (1761–1762), на всех крупных серебряных и золотых монетах Павла I (рис. 36). Рис. 36. Павел I. 5 рублей («крестовик»), 1798 г. Золото. Крест образован из четырех букв «П», повернутых наружу (от центра монетного кружка). Павел I избегал изображения своего портрета на монетах, его можно видеть только на пробных рублях      В 1723 году Петр I начал чеканку медных пятаков, получивших «крестовое» оформление В 1723 году Петр I начал чеканку медных пятаков , получивших «крестовое» оформление: на одной стороне в центре кружка находится маленький герб, а на другой – крестообразно расположенные надписи – «пять копеек» и год выпуска. Надписи окантованы двойными линиями, образующими крест (рис. 37). «Соотношение сторон монет показывает, что это все тот же косой “андреевский” крест», – замечает И.Г. Спасский 51 . В последующем этот тип пятака чеканили и при наследниках Петра I: Екатерине I, Петре II (при котором была и «крестовая» копейка со всадником вместо орла), Анне Иоанновне (1730–1740) (рис. 38). Рис. 37. Медный пятак Петра I, 1725 г.     

http://pravoslavie.ru/155335.html

Лик: Катавасию, по Уставу. По 3–й песни диакон исходит северной дверью на солею (см.рис. 23) и, став перед царскими вратами, произносит малую ектению: «Паки и паки...» Священник, возглас: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». Чтец читает седален воскресный, «Слава, и ныне» богородичен, или кондак и икос святого из Минеи, седален святого, «Слава, и ныне» и богородичен его. Затем лик начинает петь ирмос 4–й песни. На 6–й песни диакон также исходит пред царские врата и творит малую ектению. Священник, возглас: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». Затем чтец читает кондак и икос воскресные. Каждение на «Честнейшую» На 8–й и 9–й песни диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Пономарь подает разожженное кадило диакону, диакон влагает в него фимиам и испрашивает священнического благословения на каждение. Затем он начинает, как на стихирах «Господи воззвах», каждение св. престола и всего алтаря (см. рис. 26–36). Чтец, читая тропари 8–й песни канона, припев: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» заменяет припевом: «Благословим Отца и Сына и Святаго духа, Господа». Лик, перед катавасией 8–й песни поет, творя поклонение: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки». В это время диакон с кадилом выходит северной дверью из алтаря, совершает каждение царских врат (см. рис. 37), правой стороны иконостаса (см. рис. 38) и встает у иконы Божией Матери, ожидая конца катавасии (рис. 92). По конце ее, кадя икону Богородицы, диакон возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее кадится левая сторона иконостаса (см. рис. 39), клироса, народ (см. рис. 40) и весь храм (см. рис. 42). Затем диакон, поднявшись на солею, вновь кадит царские врата, иконы Спасителя и Богородицы (см. рис. 43), и возвращается южною дверью в алтарь (см. рис. 44), делая все, что предписано при каждении на «Господи воззвах». «Честнейшая»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На монете «Алексеево-Акатов монастырь, г. Воронеж» (2012 г.) (рис. 37) изображена обитель, основанная игуменом Кириллом в 1620 году во имя святителя Алексия, митрополита Московского , цветное изображение которого вписано в название монастыря 25 . Рис. 36. Монета «НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МОНАСТЫРЬ». На реверсе: «слева – фигура святителя Николая, справа – фрагмент монастырской стены, на втором плане – Преображенский собор и колокольня…». Серебро. Серия «Памятники архитектуры России». Банк России, 2000 г.      Рис. 37. Монета «АЛЕКСЕЕВО-АКАТОВ МОНАСТЫРЬ, г. Воронеж». Реверс. Серебро. Серия «Памятники архитектуры России». Банк России, 2012 г.      Цветное изображение иконы святых Петра и Февронии Муромских можно увидеть на монете «Свято-Троицкий монастырь, г. Муром», 2011 г. 26 (рис. 38). Рис. 38. Монета «СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, МУРОМ». Реверс. Серебро. Серия «Памятники архитектуры России». Банк России, 2011 г.      В 2014 г. в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского было выпущена серия из двух серебряных и двух золотых монет В 2014 году в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского было выпущена серия из двух серебряных и двух золотых монет. На одной из них было изображение Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. На трех других соответственно: фрагмент картины В.А. Челышева, изображающей благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского пред походом на Куликово поле (оба святых без нимбов) 27 (рис. 39); фрагмент картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (монах изображен с нимбом) 28 ; изображение памятника Сергию Радонежскому работы скульптора В.А. Чухаркина на фоне Троице-Сергиевой лавры, внизу – сцены подвижнической жизни преподобного Сергия (рис. 40). Рис. 39. Монета «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». 2014 г., серебро      Рис. 40. Монета «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». 2014 г., золото      В 2015 году к 1000-летию преставления была выпущена серебряная монета «Святой равноапостольный великий князь Владимир – Креститель Руси» : на монетном поле – фрагмент памятника «Тысячелетие России» (в Великом Новгороде), изображающий фигуру князя (без нимба) с крестом в высоко поднятой руке 29 (рис. 41).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Когда, наконец, станут известными в точных фотографических снимках русские чудотворные иконы, будет возможность определить точнее и влияние не только итальянских композиций, но и самих типов Б. М., выработанных школами; флорентинскою (рис. 1, 2, 5, 15, 23 и др.), сиенской (рис. 16, 55, 68, 81 и 146), венецианской (рис. 37, 38), умбрийскою и северной Италии, как равно их переработки в греко-итальянской и итало-критской позднейшей иконописи. 93 Деталь же повторена рядом икон в том же атласе: рис. 63, 64, 65, 68, 70 , 73, 81 и др. У венецианского живописца Stefano Pievano di S. Agnese на образе Б. М. с Младенцем 1869 г., в музее Коррер в Венеции (Алинари фот. 20827), ножка Младенца представлена также подвернутой, как на этих иконах, и возможно, что эта же деталь усвоена у венецианских мастеров от иконописцев (ср. Тихвинскую и другие русские иконы). 95 Н. П. Лихачев, рис. 71 и 72. Передаем снимки обеих икон, дающих любопытные варианты (рис. 104 и 105). 96 Из «Собрания гравир. изобр. икон Б. М.», изд. Общ. Люб. др. Письм., Спб. 1878, Памятники 87. 97 Так отличают этот перевод иконописцы от различных чтимых «Корсунских» икон Б. М., названных так, по-видимому, исключительно в силу особенности своих писем и представляющих переводы Одигитрии и др. типов. Иконы «Корсунского Умиления» находятся в Кашинском Успенском соборе, Спасо-Евфимиевском монастыре в соб. ц., Серпуховском Владычнем м. и пр. К тому же типу относится известная «Касперовская» икона Б. М., принесенная в конце XVI в. из Трансильвании сербом в Херсон, губ. Ольвиопол. у. 100 Paul Mantz «La peinture francaise», 1897, p. 106–8, fig. 36. Perdrizet, La Vierge qui baise la main de l’Enfont. Revue de l’art chr. 1906, 289–294. 104 Малова, Е. прот. «Мироносицкая пустынь Казанской епархии». 1896, стр. 5–11 20–22. В Мироносицкой пустыни две чудотворные иконы: Владимирская и Явленная икона св. жен Мироносиц на аспиде. 105 Архим. Макарий «Арх. описание церковных древностей в Новгороде», II, 62 и 71. Указывается икона «Умиления», прославленная с 1337 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Обратная сторона таких символических крестов обычно выполняла функцию прославления искупительной Жертвы Спасителя и Креста Господня, посредством которого искупление свершилось. Для этого использовались символические орнаментальные мотивы (рис. 37), как и на лицевой стороне креста, или тексты молитв и славословий Кресту (рис. 38). Наиболее распространённой является надпись: «Кресту твоему покланяемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим». Не менее часто встречаются слова псалма 67: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…», но также были распространены и слова похвалы кресту: «Крест хранитель всея вселенныя…» или Иисусовой молитвы, или слова апостола Павла ( 1Кор.1:18 ; Гал.6:14 ). Такие тексты молитв на крестах, помимо своего содержания, выполняли ещё и эстетическую функцию, создавая своеобразные орнаменты из букв (рис. 39). На обороте древнейших византийских и русских тельных крестов встречаются и просительные молитвы с обращением ко Господу и Богородице и просьбой помощи. Таким примером служит надпись на древних крестах «Богородица помогай» и современная молитвенная надпись, появившаяся в конце XIX века: «Спаси и сохрани». (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 21). Рис. 37. Рис. 38. Рис. 39. Украшение или святыня На протяжении всей истории христианства традиция почитания Креста и церковное искусство, связанное с ней развивались и обогащались, отражая развитие христианского богословия, иконографии и эстетики конкретной эпохи.  Вопрос формы и практики ношения нагрудного креста в православии – это вопрос традиции, а не канона. За всю многовековую историю не известно о существовании какой-либо строгой регламентации или канонов относительно его формы, иконографии и надписей. Существующие же письменные установления и предписания, относительно правил ношения крестов, касаются только священнослужителей, а ношение нагрудного креста мирянами является выражением их личного благочестия и поэтому, по-видимому, и остаётся в сфере устной традиции (Нагрудные кресты древнерусского времени из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника-каталог. Владимир, 2013. С. 3). «Крест всякой формы есть истинный крест» — эти слова преподобного Феодора Студита (Преподобный Феодор Студит. Творения. М., 2011) очень точно выражают отношение Церкви к существующему многообразию форм креста. Церковь никогда не препятствовала выражению личного благочестия верующих, если его формы не противоречили основам веры, поэтому этот вопрос и решается индивидуально каждым человеком.

http://azbyka.ru/krest-bez-raspjatija-si...

Символическое изображение Креста как «древа жизни» нашло себе особенно многоразличное применение на тельных крестах: здесь оно представляется или в виде двух веток при основании креста, или в виде троечастного разделения концов его, или в виде сетчато-травчатого, сквозного (ажурного) орнамента, или крест помещается на троечастном листике и т.п. Иногда изображение заменяется одною надписью «животворящее древо» или только начальными буквами оной – «ж» и «д», и пр. (рис. 15–22) 37 . Рис.6. Крест-гемма из катакомбы Понциана. VI в. Рим Рис. 13. Фреска Успенского собора в г. Владимире на Клязьме Рис. 8а. Гробница вел.князя Ярослава I(bepxhяя часть) в Киево-Софийском соборе, XIbeka Рис. 8б. Гробница вел.князя Ярослава I (боковая сторона) в Киево-Софийском соборе, XIbeka V Мысль о Кресте Христа, как о «древе жизни», требовала своего дальнейшего и полного раскрытия, ибо Крест не сам по себе является «древом жизни» (как в символике ассириан), – вся жизнь Христа есть его Крест; следовательно, и представление о нем, как о «древе жизни», должно совмещать в себе представление о всей жизни Христа, с Его происхождением, служением, уничижением и последующей Его славой на земле и на небе. Иначе говоря, чисто символическое изображение Креста, как «древа жизни», должно было принять характер исторический, – идею «древа жизни» нужно было выразить в лицевых изображениях исторических событий. В литературе ранняя попытка представить и изобразить Крест Господа как такое «древо жизни» встречается на Западе в трактате о «древе жизни» знаменитого богослова Бонавентуры († 1274 г.). Представляя всю жизнь Христа единым «древом Креста», Бонавентура предложил и изображение его, «ибо, говорит он, изображение помогает пониманию». В своем рисунке, на нижней части древа Креста по листьям его, Бонавентура обозначил события происхождения и жизни Искупителя, на средней – Его страдания, на верхней – Его славу. Рисунки Бонавентуры находятся в рукописи его, найденной Ф. Пипером в Британском музее в 1857 г. 38 Рис. 7. Византийский крест XIcmoлemuя на бронзовых вратах базилики Св. Павла. Рим

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Припомним рафаэлевскую картину Madonna del cardellino в трибуне Уффиций; чудная икона-картина Франч. Моронэ, ныне в Берлинском Музее. Ludwig Justi, Die italienische Malerei d. XV Jahrh 1909), Taf. 150. 27 Между прочим, из собрания известных московских иконописцев-археологов братьев Гр. и М. О. Чириковых, которым при этом случае считаем долгом выразить благодарность. 28 Грубый горельеф XII в, в тимпане над главными воротами в ц. Руфина в Ассизи представляет также «Млекопитательницу». 30 Ibid. fig. 676, 727, 746. Мадонна аррагонской школы, ок. 1375 г., в изд. Andre Michel, Histoire de l’art, III, 2, E. Bertaux, La peinture et sculpture espagnoles au XIV etc.  fig. 437, явно, итальянского же типа. 32 Любопытна тождественность этого листа Сийского подл, с подл. Киево-печерской Лавры (рис. 31). 33 Оживленная движением фигура Младенца и в короткой одежде (обе ножки обнажены) представляется в «Поклонении волхвов» – мозаике м. Дафни, см. Millet, G. Le monastere de Daphni, 1899, pl. XIII. Во фреске Спасо-Нередицкой Церкви, в «Сретении» Младенец, несомый Б. М., представлен также с голыми ножками. Вообще в темах «Рождества», «Сретения», «Поклонения волхвов» эта деталь не редкость в византийском искусстве, – иное дело в иконах Б. М. с Младенцем. 34 Venturi, Storia, V, fig. 31, 33, 34, 36, 37, 38, 89, 40, 668 – 9 в Умбрии, 737 –  Лоренцо Венециано. Напротив того, иконы византийского типа, Чимабуе и др. этой чертой не пользуются: рис. 41, 53, 54, 55, 56, 57, 65, и т. д. У Сорро di Marcovaldo (род. ок. 1230 г.) в образе наз. Madonna del Bordone в Сиене, в ц. dei Servi, изд. в рис. у Ant. Munoz Iconografia della Madonna, 1905, fig. 17 (см. рис. 32). 37 Издаем в рис. 41 часть грузинского диптиха, снятого фотографически проф. В. Н. Венешевичем в ризнице Синайского монастыря. 38 За сообщение нам издаваемой здесь фотографии чудотворного образа и подробных известий и выписок из церковной летописи приносим глубокую благодарность г. хранителю Ростовского музея древностей и известному возстановителю Ростовских святынь Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010