рим. обряде



 001   002   003   004

ГОД ЦЕРКОВНЫЙИскать в Источникеpravenc.ru
... Центрами рим. Г. ц. являются праздники Рождества Христова (25 дек.) и Пасхи. Хотя в документах II Ватиканского Собора сделан акцент на праздновании Пасхи, в комментариях к ним обычно подчеркивается, что оба праздника посвящены одному и тому же - прославлению Господа и воспоминанию совершенного Им Искупления (Adam. 1981) . Рождественский цикл 3-недельный подготовительный период перед Богоявлением - Адвент ( от лат. adventus - пришествие ) был известен на Западе с кон. IV в. и сначала носил аскетический, а не литургический характер, будучи связан с приготовлением к таинству Крещения. В рим. обряде он закрепился в составе Г. ц. только к времени понтификата свт. Григория Великого (Ɨ 604) . В отличие от др. зап. традиций рим. 4-недельный Адвент привязан к Рождеству, а не к Богоявлению и начинается в воскресенье, ближайшее к памяти св. ап. Андрея (30 нояб.) . Со 2-й пол. VI в. на 8-й день после Рождества Христова в Риме совершалось празднование в честь Пресв. Девы (Natale Sanctae Mariae) (1 янв.) , к-рое после Тридентского Собора было заменено воспоминанием Обрезания Господня и октавой Рождества, однако вновь восстановлено после II Ватиканского Собора. Воскресенье ... далее ...
ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕИскать в Источникеpravenc.ru
... (Пс 132. 1) ; II. Интроит «Laetetur cor» (Пс 104. 3) ; III. Офферторий «Benedictus es» (Пс 118. 12) ; IV. Интроит «Exaudi Domine» (Пс 26. 7) ; V. Градуал «Propitius esto» (Пс 78. 9) ; VI. Интроит «» Ряд жанров Г. п., как и др. певч. стилей Востока и Запада, основан на простейших формах силлабической интерпретации текста, т. е. на чтении его нараспев на одном тоне (лат. tenor) с включением распевных оборотов в начале и конце текста, а также в его особо значимых местах. К этим т. н. речитационным жанрам относятся: 1 ( возгласы служащего священника; 2 ) священнические молитвы, читаемые в рим. обряде вслух (collecta - всеобщая молитва; super oblata - молитва над евхаристическими Дарами; post communio - молитва после причащения) ; 3 (чтения мессы - из апостольских посланий и Евангелия; чтения оффиция - из ВЗ и НЗ, из святоотеческой и житийной лит-ры; 4) читаемые вслух тексты евхаристического канона; 5 ( благословения мессы и оффиция; 6 ) речитационные тоны псалмов оффиция и производные от них псалмодические стихи, входящие в состав нек-рых др. жанров. Исторически речитировались также тексты ординария мессы: Kyrie eleison, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei, ... далее ...
Богослужение праздника Вознесения — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... (Л. 165) . В современном греческом соборно-приходском Типиконе ( Βιολάκης. Τυπικὸν. Σ. 383-387 ) отменяется предпразднство В. Г. (в среду поется только последование Пасхи ради ее отдания) ; праздничная служба включает совершающиеся раздельно вечерню и утреню. В. Г. в зап. богослужении Древнейший лат. формуляр мессы на праздник В. Г. содержится в Веронском Сакраментарии VI в. (Sacramentarium Veronense Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1956-1958. N. 169) . Молитвы и песнопения праздника В. Г., вошедшие в состав пост-тридентских лат. литургических книг, известны с VIII-IX вв. С появлением в рим. обряде классификации праздников В. Г. получило статус «двойного» праздника I-го класса (duplex primae classis) , имеющего вигилию и октаву. На matutinae полагались 9 чтений из Деяний св. апостолов, из гомилии свт. Льва Великого на В. Г., из толкования свт. Григория Великого на Мк 16. На мессе читались Деян 1. 1-11 и Мк 16. 14-20. После реформ Ватиканского II Собора (см. Novus ordo) чтения matutinae сокращены; на мессе читаются Деян 1. 1-11, Еф 1. 17-23 и одно из 3 Евангелий: Мф 28. 16-20 или Мк 16. 15-20, или Лк 24. 46-53 (соответственно трехгодичному лекционарному циклу) . Ссылки ... далее ...
ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... исполнялись певцом, а хор припевал стихи) . Эта система пения Псалтири очень похожа на визант. Следующий блок составляли библейские песни (missa canticorum) . В Бревиарии Ортиса для воскресной утрени представлен полный набор из 9 песней в старолат. версии (Втор 32. 1-43; Ис 26. 9-20; Исх 15. 1-19; 1 Цар 2. 1-10; Авв 3. 2-19; 3 Езд 8. 20-36; Ис 38. 10-20; Ис 61. 10 - 62. 7; Быт 49. 2-27) . Всего в традиции А использовалось 76 библейских песней, в традиции B - 47. После них пелись benedictiones (песнь отроков из Дан 3) и читалась молитва. Утреня в И. -м. о. не разделялась, как в рим. обряде, на ноктурны и laudes. Перед хвалитными псалмами ( Пс 148-150 ) по воскресным дням, кроме периода Великого поста, пелся matutinarium (в традиции А он заменяется пением sono или benedictiones) , связанный с темой начала дня. Далее следовали чтения из ВЗ и НЗ. В печатном Бревиарии после чтений указывается гимн (всего 12 вариантов для утрени, причем большинство из них неиспан. происхождения) . В конце, как и на вечерне, читались молитва supplicatio, «Kyrie eleison», completuria, «Отче наш», psallendum с молитвой, благословение, psallendum с молитвой и отпуст. Малые часы, ... далее ...
. Нет подтверждений тому, что порядок ежедневных ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 1966) . Согласно анализу Х. Бекера, первоначально в богослужении бенедиктинцев (см. ст.) Орденов монашеских обряды (вслед за В. монашеского типа совершался древний обряд благословения вечернего света) lucernaium (, каждение связывалось с Пс 140, а ходатайственные прошения произносились ежедневно; если это предположение верно, тогда можно считать, что вслед за монашеской псалмодией следовали 3 основные составляющие древней кафедральной В. : возжжение светильника, вечерний Пс 140 с каждением, моление.) Существенное отличие в понимании В. на Западе и на Востоке состоит в том, что в рим. обряде В. (кроме В. под воскресенья и праздники, к-рые имеют 2 В. - «1-ю») вечером накануне ( и «2-ю» ) в сам день праздника () не считается первой службой нового литургического дня. Кроме того, на Западе В., как и др. службы суточного круга, вне мон-рей превратилась из общественной службы фактически в частную молитву, обязательную только для клириков и, как правило, вычитываемую дома (миряне при желании также могли читать дома Бревиарий) . Однако из всех служб суточного круга В. сохраняла значение общественной в наибольшей степени, что выражалось в ее частом совершении на приходах ... далее ...
ИСПАНО-МОСАРАБСКОЕ ПЕНИЕИскать в Источникеpravenc.ru
... «Sanctus» в староиспан. рукописях ( напр., в Леонском Анфтифонарии ) , а также в певч. книгах рубежа XV и XVI вв. является простой речитацией, музыкально связанной с предшествующей молитвой inlatio или (в Великие праздники) с сильно украшенным песнопением Ad sanctus. Стихи «Credo» исполняли на единственную речитационную формулу, известную только по Liber omnium offerentium. «Отче наш» пелся в виде литании, с ответами «Аминь» после каждой части песнопения. Его мелодия сохранилась только в изд. Liber omnium offerentium, после реформы II Ватиканского Собора она используется и в рим. обряде. Нотированный возглас «Sancta sanctis» («Святая святым») с аккламацией «Agios» в конце содержится в рукописях León. Catedr. 8 и Matrit. Acad. Hist. Aemil. 30. На большие праздники к нему прибавлялся стих «In civitate Domini» («Во граде Господа») . Простая мелодия для postcommunio, песнопение после причащения ( в традиции A - «Repletum est gaudio» ) «Исполнишася радости» - Пс 125. 2 ( , в традиции B - «Refecti tibi» ) , сохранилась в рукописной книге B капеллы толедского собора. К песнопениям проприя мессы в иcпано-мосарабской традиции относятся: praelegendum, ... далее ...
Литургическое употребление В амвросианском ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Канционалах - в соответствующих литургическому уставу местах или в конце этих книг. В связи с реформой немонашеского Бревиария в XVI в. последовал пересмотр корпуса лат. гимнографии. Папа Лев X ( 1513-1521 ) поручил еп. Дзаккарии Феррери провести ревизию Г. исходя из правил классической лат. просодии, что привело к появлению новых вариантов текстов Г. Реформа была завершена комиссией, назначенной папой Урбаном VIII ( 1623-1644 ) . Она подготовила издание Г., одобренное в 1629 г., объявленное папской буллой «Divinam psalmodiam» (1631) и утвержденное в 1643 г. Т. о., в посттридентском рим. обряде благодаря авторитету свт. Амвросия и прп. Венедикта, а также многовековой традиции бытования Г. сохранил свои прочные позиции, в то время как мн. др. гимнографические жанры подверглись значительному численному сокращению и даже запрету. В реформированном рим. обряде (Novus Ordo) особый Г. поется в начале каждой службы суточного круга - между начальными стихами и псалмопением (на основных службах) или антифоном (на малых часах) . Вместо включенных в офиц. издания неизменяемых Г., многие из к-рых являются переводами традиц. лат. Г., на местах могут употребляться по выбору и ... далее ...
ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯДИскать в Источникеpravenc.ru
... 2 умовения рук епископом (lavabo) - до и после принесения Даров ( 27 и 138-139 ) . Последнее заимствовано из рим. обряда. Молитва Orate fratres, входящая в состав чина Accessus ad altare, известна только по поздним романо-франк. памятникам. Кроме «Миссала Стоу», чтение Символа веры до анафоры в др. галликанских памятниках не зафиксировано. Согласно Сакраментариям, далее следовали 2 ходатайственные молитвы, называемые Praefatio (не путать с рим. обрядом, в к-ром так называется переменная часть канона мессы, аналогичная галликанской Contestatio) и Collectio (букв. - собирание; в рим. обряде коллектой называется 1-я молитва мессы) . Такие блоки из 2 молитв весьма характерны для Г. о. 1-я молитва обычно является призывом, обращенным к народу. В данном случае она называется Praefatio missae, что указывает на ее положение до анафоры, поскольку термином missa в галликанской традиции обозначается евхаристическая Жертва или вся анафора. У Исидора Севильского аналогичная молитва называется Oratio admonitionis (Увещевательная молитва) ; в более поздних испан. литургических рукописях - просто Missa; во «Франкском Миссале» - Ante nomina (Прежде [чтения] имен) . 2-я молитва, ... далее ...
IMPROPERIA • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... - Brit. Lib. Add. 57528 и Paris. lat. 2295 (.) В ранних рим. Ordines в чине поклонения Кресту I. отсутствуют ( см. : OR 23. 9-22 ) нач. VIII в. ( , OR 24. 29-36 ) 2-я пол. VIII в. ( , OR 29. 34-40 ) кон. IX в. () . Термин «I. » появляется в источниках лишь в 1-й пол. XI в. (Vat. Barb. lat. 560. Fol. 51; Vallic. B 23. Fol. 117) , более же древнее наименование этих песнопений - Versus in Parasceve (Стих в Великую пятницу) или Agios cum versibus (Трисвятое со стихами) (см., напр. : Wien. Bibl. Nat. 1888. Fol. 78v) , что указывает на происхождение I. из припевов к Трисвятому (к-рое в рим. обряде традиционно исполняется в Великую пятницу попеременно на греч. и лат. языках) . Трисвятое, хотя и без стихов, входит в состав чина поклонения Кресту уже в OR 31. 46-49 ( 2-я пол. IX в. ) . В Antiphonale Sylvanectense (ок. 880) (Feria VI, Statio ad Hierusalem) к Трисвятому припеваются стихи Popule meus, quid feci tibi (Людие Мои, что сотворих вам? Народ Мой, что сделал Я тебе?) здесь и далее инципиты приводятся по офиц. переводам рим. Миссала на церковнослав. и рус. языки (; это вопрошание впервые встречается в респонсории Vinea electa) Лоза избранная (в амвросианской традиции) ... далее ...
ВЕЛИКИЙ ПОСТ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... за 3, за 2 и за 1 (или за 1 2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II ( 715-731 ) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде - Великие пятница и суббота) . В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам) . Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст.) . С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим. Лекционария (A. Шавасс) , а исчезновение публичного покаяния привело к тому, что на время В. п. все верные как бы переходили в разряд кающихся. В ... далее ...

 001   002   003   004

Постоянная ссылка на эту страницу: рим. обряде
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"