рим. обряде



 001   002   003   004

ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕИскать в Источникеpravenc.ru
... рядом др. ученых. Если изначально изучение распева было сосредоточено лишь в неск. европ. научных центрах, то с течением времени оно превратилось в бурно развивающуюся международную исследовательскую область. С 60-70-х гг. ХХ в. в изучение григорианики активно включились амер. ун-ты. Исследования по истории григорианики проводятся не только в Германии, Великобритании, Франции, Италии, но и в Испании, Скандинавских странах, Вост. Европе, Австралии, Юж. Африке и Японии. Различным проблемам Г. п. посвящено неск. тыс. исследований на разных языках. Во 2-й пол. XX в. особая роль григорианики в рим. обряде неоднократно отмечалась в офиц. документах Римско-католической Церкви. В Деяниях II Ватиканского Собора ( 1962-1965 ) подчеркивалось, что «григорианское пение Церковь признает свойственным римской литургии. Поэтому в литургических действах, при равенстве в прочих условиях, ему следует уделять первостепенное место» (Конституция о священной литургии «Sacrosanctum concilium» VI 116) . Последовавшие за Собором литургические реформы привели к вытеснению латыни национальными языками, к искажению традиц. форм богослужения времени, к проникновению в литургию чуждых ей муз. жанров и ... далее ...
Богослужение праздника Вознесения — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... (Л. 165) . В современном греческом соборно-приходском Типиконе ( Βιολάκης. Τυπικὸν. Σ. 383-387 ) отменяется предпразднство В. Г. (в среду поется только последование Пасхи ради ее отдания) ; праздничная служба включает совершающиеся раздельно вечерню и утреню. В. Г. в зап. богослужении Древнейший лат. формуляр мессы на праздник В. Г. содержится в Веронском Сакраментарии VI в. (Sacramentarium Veronense Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1956-1958. N. 169) . Молитвы и песнопения праздника В. Г., вошедшие в состав пост-тридентских лат. литургических книг, известны с VIII-IX вв. С появлением в рим. обряде классификации праздников В. Г. получило статус «двойного» праздника I-го класса (duplex primae classis) , имеющего вигилию и октаву. На matutinae полагались 9 чтений из Деяний св. апостолов, из гомилии свт. Льва Великого на В. Г., из толкования свт. Григория Великого на Мк 16. На мессе читались Деян 1. 1-11 и Мк 16. 14-20. После реформ Ватиканского II Собора (см. Novus ordo) чтения matutinae сокращены; на мессе читаются Деян 1. 1-11, Еф 1. 17-23 и одно из 3 Евангелий: Мф 28. 16-20 или Мк 16. 15-20, или Лк 24. 46-53 (соответственно трехгодичному лекционарному циклу) . ... далее ...
ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... к-рые исполнялись певцом, а хор припевал стихи) . Эта система пения Псалтири очень похожа на визант. Следующий блок составляли библейские песни (missa canticorum) . В Бревиарии Ортиса для воскресной утрени представлен полный набор из 9 песней в старолат. версии (Втор 32. 1-43; Ис 26. 9-20; Исх 15. 1-19; 1 Цар 2. 1-10; Авв 3. 2-19; 3 Езд 8. 20-36; Ис 38. 10-20; Ис 61. 10 - 62. 7; Быт 49. 2-27) . Всего в традиции А использовалось 76 библейских песней, в традиции B - 47. После них пелись benedictiones (песнь отроков из Дан 3) и читалась молитва. Утреня в И. -м. о. не разделялась, как в рим. обряде, на ноктурны и laudes. Перед хвалитными псалмами ( Пс 148-150 ) по воскресным дням, кроме периода Великого поста, пелся matutinarium (в традиции А он заменяется пением sono или benedictiones) , связанный с темой начала дня. Далее следовали чтения из ВЗ и НЗ. В печатном Бревиарии после чтений указывается гимн (всего 12 вариантов для утрени, причем большинство из них неиспан. происхождения) . В конце, как и на вечерне, читались молитва supplicatio, «Kyrie eleison», completuria, «Отче наш», psallendum с молитвой, благословение, psallendum с молитвой и отпуст. Малые часы, ... далее ...
. Нет подтверждений тому, что порядок ежедневных ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 1966) . Согласно анализу Х. Бекера, первоначально в богослужении бенедиктинцев (см. ст.) Орденов монашеских обряды (вслед за В. монашеского типа совершался древний обряд благословения вечернего света) lucernaium (, каждение связывалось с Пс 140, а ходатайственные прошения произносились ежедневно; если это предположение верно, тогда можно считать, что вслед за монашеской псалмодией следовали 3 основные составляющие древней кафедральной В. : возжжение светильника, вечерний Пс 140 с каждением, моление.) Существенное отличие в понимании В. на Западе и на Востоке состоит в том, что в рим. обряде В. (кроме В. под воскресенья и праздники, к-рые имеют 2 В. - «1-ю») вечером накануне ( и «2-ю» ) в сам день праздника () не считается первой службой нового литургического дня. Кроме того, на Западе В., как и др. службы суточного круга, вне мон-рей превратилась из общественной службы фактически в частную молитву, обязательную только для клириков и, как правило, вычитываемую дома (миряне при желании также могли читать дома Бревиарий) . Однако из всех служб суточного круга В. сохраняла значение общественной в наибольшей степени, что выражалось в ее частом совершении на ... далее ...
ВАТИКАНСКИЙ II СОБОРИскать в Источникеpravenc.ru
... право определять употребление различных языков в священных богослужебных действиях» (OE. 23) . Помимо использования национальных языков в богослужении Собор допустил также адаптацию рим. обряда к местным обычаям ( SC. 38; AG. 19; OE. 21 ) . Собор постановил пересмотреть чин мессы т. о., чтобы яснее выявлялся смысл, присущий отдельным ее частям, их взаимосвязь; упростить обряды при сохранении их существа (SC. 50) ; увеличить количество чтений из Свящ. Писания (SC. 51) ; включить в мессу после Евангелия и проповеди «общую молитву», или «молитву верных» (SC. 53) . Собор разрешил в рим. обряде причащение мирян под двумя видами по усмотрению епископов (SC. 55) . Пересмотру должны были подвергнуться и чины совершения таинств и сакраменталий ( SC. 63-79 ) . Было допущено общение в таинствах с инославными: «... можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения больных восточным христианам, отделенным от Католической Церкви... если они сами об этом попросят... Более того: католикам также разрешается просить о тех же таинствах у служителей-некатоликов, в Церкви которых наличествуют действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная ... далее ...
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫИскать в Источникеpravenc.ru
... ) . Во многом отличаются друг от друга греч. и рус. гимнографический формуляр Б., большое разнообразие наблюдается в распределении праздничных стихир; в греч. Минее нет канона попразднства и хвалитных стихир арх. Гавриила; различаются нек-рые небольшие тексты. В римской традиции праздник Б. в большей степени, чем на Востоке, - праздник Божией Матери и в меньшей - праздник Воплощения Спасителя. Только с 1895 г. праздник официально включен в число первостепенных; до этого времени он считался праздником 2-й степени в шестиступенчатой рим. классификации. Богослужение праздника в рим. обряде совершается 25 марта (в испано-мосарабском обряде празднование переносится на 18 дек., в амвросианском - на последнее воскресенье Адвента) , но если Б. попадает на Страстную седмицу или октаву Пасхи (Светлую седмицу) , то его служба поется в понедельник 2-й седмицы по Пасхе, в нек-рых местностях существуют особые традиции празднования Б. Песнопения и молитвы праздника по рим. Миссалу и Бревиарию в основном построены на парафразах евангельского рассказа о Б. и пророчества Исаии ( 7. 10-15 ) . На nocturnae по дореформенному (до II Ватиканского Собора) Бревиарию были положены ... далее ...
ИСПАНО-МОСАРАБСКОЕ ПЕНИЕИскать в Источникеpravenc.ru
... Распев «Sanctus» в староиспан. рукописях ( напр., в Леонском Анфтифонарии ) , а также в певч. книгах рубежа XV и XVI вв. является простой речитацией, музыкально связанной с предшествующей молитвой inlatio или (в Великие праздники) с сильно украшенным песнопением Ad sanctus. Стихи «Credo» исполняли на единственную речитационную формулу, известную только по Liber omnium offerentium. «Отче наш» пелся в виде литании, с ответами «Аминь» после каждой части песнопения. Его мелодия сохранилась только в изд. Liber omnium offerentium, после реформы II Ватиканского Собора она используется и в рим. обряде. Нотированный возглас «Sancta sanctis» («Святая святым») с аккламацией «Agios» в конце содержится в рукописях León. Catedr. 8 и Matrit. Acad. Hist. Aemil. 30. На большие праздники к нему прибавлялся стих «In civitate Domini» («Во граде Господа») . Простая мелодия для postcommunio, песнопение после причащения ( в традиции A - «Repletum est gaudio» ) «Исполнишася радости» - Пс 125. 2 ( , в традиции B - «Refecti tibi» ) , сохранилась в рукописной книге B капеллы толедского собора. К песнопениям проприя мессы в иcпано-мосарабской традиции относятся: praelegendum, ... далее ...
ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯДИскать в Источникеpravenc.ru
... 2 умовения рук епископом (lavabo) - до и после принесения Даров ( 27 и 138-139 ) . Последнее заимствовано из рим. обряда. Молитва Orate fratres, входящая в состав чина Accessus ad altare, известна только по поздним романо-франк. памятникам. Кроме «Миссала Стоу», чтение Символа веры до анафоры в др. галликанских памятниках не зафиксировано. Согласно Сакраментариям, далее следовали 2 ходатайственные молитвы, называемые Praefatio (не путать с рим. обрядом, в к-ром так называется переменная часть канона мессы, аналогичная галликанской Contestatio) и Collectio (букв. - собирание; в рим. обряде коллектой называется 1-я молитва мессы) . Такие блоки из 2 молитв весьма характерны для Г. о. 1-я молитва обычно является призывом, обращенным к народу. В данном случае она называется Praefatio missae, что указывает на ее положение до анафоры, поскольку термином missa в галликанской традиции обозначается евхаристическая Жертва или вся анафора. У Исидора Севильского аналогичная молитва называется Oratio admonitionis (Увещевательная молитва) ; в более поздних испан. литургических рукописях - просто Missa; во «Франкском Миссале» - Ante nomina (Прежде [чтения] имен) . 2-я молитва, ... далее ...
ВЕЛИКИЙ ПОСТ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... за 3, за 2 и за 1 (или за 1 2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II ( 715-731 ) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде - Великие пятница и суббота) . В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам) . Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст.) . С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим. Лекционария (A. Шавасс) , а исчезновение публичного покаяния привело к тому, что на время В. п. все верные как бы переходили в разряд кающихся. В ... далее ...
ГИМНОГРАФИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Пиктавийский (Ɨ ок. 605) , известен как автор 2 гимнов св. Кресту - «Pange, lingua» (Воспой, язык) (по форме близок к маршам рим. легионов, написан трохеическим 15-стопным тетраметром) и подобный Амвросиеву «Vexilla regis prodeunt» (Знамена веют царские) . К Амвросиевым по форме относится и его гимн Пресв. Деве «Quem terra, pontus, aethera» (Которую земля, и море, и эфир) . С V в. наряду с метрическими гимнами начинает развиваться ритмическая поэзия. Первым христ. автором, использовавшим для написания гимнов популярный в античности versus saturnius, был Ауспикий, еп. Туля (Ɨ ок. 490) . В рим. обряде гимны долгое время почти не использовались (в базилике св. Петра до XI в.) . Вероятно, гимны писал свт. Григорий Великий (Ɨ 604) . Согласно легенде, в 592 г. он отправил св. Колумбе книгу гимнов для служб суточного круга (Matutinae, Laudes, Vespera) . В галло-испан. традиции в VI-VII вв. пытались соборно ограничить употребление гимнов за богослужением, отдав предпочтение библейским текстам и классическим гимнам Амвросия и Илария (каноны Брагского) 563 (, Агдского) 506 (, Турского) 567 (, Толедского IV) 633 (Соборов) . Тем не менее в испан. традиции известно более 200 гимнов ... далее ...

 001   002   003   004

Постоянная ссылка на эту страницу: рим. обряде
Справочник - ПОИСКОВ.РФ