Из примеров, приводимых Григорием, лучшие из св. истории. Из других способов объяснения чаще встречаются антитезы и пословицы (одна ласточка не делает весны, III, 265: у источника терпеть жажду; холодное железо – твердо; часто падающая капля пробивает камень; всякого гнетет своя ноша: не каждый может перейти Гадес и т. д.). В обличениях ере­тиков встречаются ирония и сарказм. Вообще следуют заметить, что, не смотря на всю любовь к искусственной художественности речи и особенную способность проповедника к такой речи, ему удается быть иногда вполне простым и ясным в изложении, осо­бенно в словах нравоучительных. Теоретически же он несколько раз высказывается за обязательность для проповедника полной простоты и безыскусственности (в слове о любви к бедным, в IV слове о богословии, в слове к 150 епископам и др.). Из приготовленного к изданию сочинения: «История христ. проповедников в IVb., составляющего продолжение книги: „История первобытной христианской проповеди (до IV в.) Спб. 1885 г. Материалы для 6иографии Григория Богослова : его сочинения (особенно похв. слово Василию Великому и стихо­творения о своей жизви в IV и VI частях его сочинений по русск. изд.): Vita S. Gregorii, ex ipsius potissimum scriptis adornata (Migne, t. XXXV); Vita S. Gregorii, a Gregorio presbytero graeco conscripma–y Миня t. XXXV. col. 243–304 и в acta sanctorum, mens. Mai; Иероним, каталог, гл. 113, 117; Фотий, в biblioth. cod. 477, 243, 246, 247, 273, 291: Dupin, t. II, p. 201; Cave, t, I, p. 246, Tillemont, t. IX; Oudin, t. I, p. 614; Fabricius, biblioth. graeca, I, 5, c. 13, § 1, vol. VII, p. 508; Ceiller, t. VIII, 1 (по изданию 1860 г. t. V); Clemencet–vita s. Gregorii in edit, opp. Greg. Benedictina; Hermant, La vie de S. Greg, de Nazianz. Paris 1679 t. II; Less, opuscula theologica exeget. atque homilet. argum. t. 1, Goett. 1780. Ulmann: Gregorius von Nazianz, der Theologe. Darmst. 1825, 2-е взд. 1867 г. Nebe, Zur Geschichte der Predigt, Wiesbaden, 1879, band. I. s. 41–112; Weis, Die grossen Kappadocier, Basilius, Gregorius v.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

– Геракл должен был по приказанию Эврисфея, которому он был отдан в распоряжение, исполнить 12 работ, между прочим, предпринял следующую. Он спустился у Тенара внутрь земли (в ад) и получил соизволение у Гадеса (царя преисподней) вывести на землю собаку Цербера 2116 , если он одолеет ее. Геракл словил ее, привел на землю, показал Эврисфею и снова отвел ее к Гадесу 2117 . Протесилай, царь в Филаке в Фессалии. Он первый из всех пал под Троей, убитый Гектором, так как первый выскочил из корабля на сушу. Известна взаимная любовь его и его жены Лаодамии. Когда Лаодамия узнала о смерти своего мужа, боги вняли ее просьбам и вернули Протесилая на три часа из подземного царства, и когда Протесилай вторично умер, скончалась и жена с ним 2118 . – Тесей, сын Афинея, царя Эгея, или Посейдона. Из многочисленных подвигов —517— его обращает на себя внимание следующий. Вместе со своим другом, царем лапифов Перифоем, он отправляется в подземное царство, чтобы похитить для себя жену Гадеса, но Гадес с помощью Эриний (богинь мщения) наказал их за смелость так, что они приросли к скале, на которую они присели в подземном царстве. Геракл освободил их обоих 2119 . Христиане смеются над поклонниками Зевса, указывая гроб его на Крите, и тем не менее почитают Исшедшего из гроба, не зная, как и почему критяне сделали это (III. 42, I. P. 238) 2120 . Таким образом, все рассказы о Божественном происхождении Христа, о чудесном воскресении Его и явлении Его немногочисленным последователям не представляют собой ничего удивительного для эллинизма. В ряду отдельных событий и героев он обладает более значительной группой лиц, воспроизведших в своей жизни аналогичные чудесные явления и, несмотря на то, что они заявили о себе великими делами в пользу человечества, эллины не считают их за богов. На каком же основании христиане веруют во Христа как Бога, если Он в важнейших моментах Своей жизни проявил только то, что составляет собой общечеловеческое достояние? То же наблюдается и в отношении поклонения христиан Ему как Богу, и в учении о воскресении Его с телом. Эллины тоже поклоняются различным божествам, учат о нисхождении некоторых героев в ад и возвращении их на землю. Что же проявил Христос в замечательных и наиболее чудесных событиях Своей жизни? Ничего истинно-божественного, только общечеловеческое. Таков вывод, какой логически вытекает из параллелей между христианством и эллинизмом, предложенных Цельсом. Христианство в своем учении о Сыне Божием не ограничивается признанием только Божественности, так сказать, за историческим Христом, как Он проявил Себя в земной жизни. Центральный догмат церковного воззрения на Него заключается в учении о воплощении Бога в человеке в лице Иисуса Христа и в дальнейших implicite —518— связанных с ним мистических и религиозных чаяний. – Возможно ли вообще воплощение Бога? Допустимо ли оно с разумной и философской точки зрения? Вот ряд вопросов, которые обсуждает Цельс в своей дальнейшей полемике с христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

всякий усилием входит в него. Букв.: «и всякий в него силой прорывается». Фраза непроста для перевода и интерпретации (ср. сходное выражение в Мф. 11,12 ). С одной стороны, можно предположить, что Иисус здесь воздает должное Своим последователям, не жалеющим усилий, дабы «войти сквозь тесные врата» (13,24). С другой стороны, возможно, что греческое «биазетаи» («силиться», «делать усилие») предполагает преодоление некой противодействующей силы, т.е. борьбу с враждебными Царству силами зла (см. ком. к Мф. 11,12 ). 16 нежели одна черта из закона пропадет. Имеется в виду особая черточка, присутствующая в начертании некоторых букв еврейского алфавита. Смысл этих слов в том, что, поскольку закон от Бога, ничем в нем нельзя пренебрегать (ср. Мф. 5,18 ). 16 прелюбодействует. У евреев мужчине практически не требовалось каких-либо весомых причин, чтобы развестись с женой. Иисус ставит брак выше, чем было принято между Его современниками; предписания закона относительно развода ( Втор. 24,1–4 ) Он объясняет «жестокосердием» израильтян ( Мк. 10,5 ). Развод, по словам Иисуса, часто оборачивался у них прелюбодеянием ( Мф. 5,31.32; 19,9 ). См. статью «Брак и развод». 16 в порфиру и виссон. Дорогие ткани. 16 Лазарь. Единственный персонаж Иисусовых притчей, названный по имени. 16 Умер нищий и отнесен был Ангелами. Иисус ничего не говорит о благочестии Лазаря и богача, однако естественно предположить, что первый был праведен, а второй нечестив. лоно Авраамово. Образ «ветхозаветного рая», временного (до страшного суда) блаженного прибежища душ, угодных Богу (ср. 23,43; 2Кор. 12,4 ). 16 в аде. Как «ад» в данном случае переведено греческое «гадес», т.е. «загробное царство», куда попадают все неспасенные умершие. См. статью «Ад». ты получил уже доброе твое. Во время своей жизни богач в достатке получил то, что считал благом, земные радости и богатства, презрев блага духовные. 16 у них есть Моисей и пророки. Имеется в виду весь ВЗ. Глава 17 17 соблазнил одного из малых сих. Имеются в виду дети и смиренные взрослые (ср. 10,21), которые пропали бы без Божией помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

207 Мидия в древности занимала территорию современных иранских Азербайджана и Курдистана. После падения Ассирии в конце VII – первой половине VI вв. до н. э. Мидийская держава простиралась от Каппадокии на западе до территории современного восточного Афганистана на востоке. В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558–529 гг. до н. э.) подчинил Мидию, захватил ее столицу Экбатаны. 208 Гадира (Гадиры, Гадейра, Гадес, Гады) – город на южном берегу Испании, ныне Кадикс. О Гадире см.: Caesar. De bello Gallico II. 18. 21; Strabo III. 2. 1, 5. 3, 5. 209 Название неоднократно встречается в этой части «Пасхальной хроники». Ринокуруры (Риноколуры) – это город на административной границе между диоцезами Египет и Восток до горловины Красного моря. Страбон приводит легенду, объясняющую буквальное значение названия «Город отрезанных носов» (Strabo XVI. 2. 31). 210 Геродот (IV. 99–101) подробно описывает географическое положение Скифии (См.: Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982 ). Строго говоря, античные географы по-разному определяли местоположение Скифии. 212 В синодальном переводе «Гомер». Гомер – название одного из библейских народов, произошедшего от Гомера, сына Иафета. Этот народ обычно отождествлялся с киммерийцами (См.: Латышев В. В. Восточные тексты//ВДИ. 1947. 1). 213 Ипполит в своей хронике, которую автор «Пасхальной хроники» здесь использует, предлагает «каппадокийцы» (См.: Hippolitus. Die Chronik. Hrgst. von Adolf Bauer/Ed. R. Helm. Berlin, 1955. S. 12 (В дальнейшем эта хроника будет цитироваться так: «Хроника» Ипполита, с указанием номера параграфа (§), на которые издатель разделил текст. Так, данное место следует цитировать так: «Хроника» Ипполита § 57). Liber Generations также дает «каппадокийцы» (См: Liber Generations//Frick C. Chronica Minora V. 1. Lipsiae, 1892. P. 10. В дальнейшем: Liber Generationis P. 10). Знаменитое начало «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря идентифицировало кельтов с галлами: «Gallia est omnis divisa in partes très, quarum unam incolunt Belgae, aliam Aquitani, tertiam qui ipsorum lingua Celtae, nostra Galli appellantur» – Вся Галлия разделена на три части, первую из которых населяют бельги, вторую аквитанцы, третью те, кто на своем языке называется кельтами, а на нашем галлами. Галлы (кельты) пришли в Галлию с востока (около 2000 г. до н. э. кельтские поселения существовали на юге и юго-западе современной Германии).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

С этой армией он подавил восстание иберов, вновь овладел всей восточной и южной частью Пиренейского полуострова и, наконец, взял последний опорный пункт пунийцев в Испании Гадес. По приказу из Карфагена брат Ганнибала Магон морем эвакуировался из Испании, оставив всю страну римлянам. Затем Сципион завязал тайные контакты с царем нумидийцев Массиниссой, чья конница была главной силой вражеской кавалерии, и привлек его на сторону Рима. Но до поры до времени эта измена оставалась тайной для Ганнибала и Карфагена. В 206 г. Сципион Младший, сняв с себя главное командование в Испании, вернулся в Рим и доложил сенату о полном покорении страны. К тому времени в самой Италии война вступила в завершающую стадию. Ганнибал был заперт на юге полуострова, не имея уже сил прорваться в его центральную часть. Этому предшествовало тяжелое поражение его брата Гасдрубала, сумевшего вывести свой корпус из Испании через Пиренейские горы, провести его по стопам самого Ганнибала по югу Франции и затем через Альпийские перевалы в Италию, и затем разбитого в сражении при Метавре в 207 г. легионом Гая Клавдия Нерона. Его корпус был уничтожен, а сам Гасдрубал пал в бою. Ганнибалу уже не на что было надеяться – конечное поражение стало делом времени, но великий полководец, ненавидимый уже большинством своих сограждан, а не только враждебной партией в сенате, пытался держаться до конца. В 205 г. до Р.Х. Публий Корнилий Сципион был избран консулом. Он убедил сенат в том, что пришла пора перенести военные действия в логово врага – Африку. Почти год ушел на приготовление к экспедиции. Сципиону предстояло провести мобилизацию в условиях основательно истощенных человеческих ресурсов. Набрали два усиленных легиона, значительную часть которых составили ветераны, явившие малодушие в битве при Каннах и потом стремившиеся загладить свою вину; в экспедиционный корпус Сципион включил также добровольцев-италиков, которые отозвались на призыв популярного вождя. Весной 204 г. 30 тысяч римских воинов во главе со Сципионом отправились на 40 военных и 400 транспортных судах из сицилийской Лилибелы в сторону Африки и без приключений добрались до нее, высадившись на Прекрасном мысе близ Утики. В расположение высадившегося десанта тотчас явился Массинисса, который лишен был своих владений, отнятых у него другим берберским царем Сифаксом, в ту пору верным союзником Карфагена, и вынужден был скитаться в пустыне с отрядом верных ему всадников. После нескольких удачных стычек с конницей

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Так называемая родовая любовь и родовое утверждение пола потому унижают человека, что отдают лицо человеческое во власть безличной природной стихии, личность находится тут в обладании разрушающей ее естественной необходимости. Биология устанавливает обратную пропорциональность между рождаемостью и индивидуальностью. Если органические силы идут на продолжение рода, то они естественно убывают для создания совершенной индивидуальности. Эта биологическая истина имеет и более глубокую метафизическую основу. Есть дилемма: или создание совершенной, вечной индивидуальности, или дробление индивидуальности и создание многих несовершенных и смертных индивидуальностей. Человек не в силах стать личностью, индивидуальностью, достигнуть совершенства и вечности, и потому, как бы передает потомству своему дальнейшее совершенствование, в рождении заглушает муку неосуществленной индивидуальности, непреодоленного разрыва, недостигнутой вечности. Родовая половая любовь дробит индивидуальность, стремится к бессмертию рода, к созданию многих несовершенных существ, а не одного совершенного существа, к плохой бесконечности, к вечному возвращению. Истинная любовь, преодолевающая пол, должна направить всю человеческую энергию внутрь и вглубь вечности, а не во-вне и вперед во времени. С родовым полом был связан этот ложный культ будущего, эта лже-прогрессивность. Рождение и смерть – одной природы, имеют один источник. Уже Гераклит учил, что Гадес и Дионис – один и тот же бог. И рождение, и смерть одинаково – продукты мирового распада, дети времени, царства временности в мире. Бытие, отпавшее от своего источника и смысла, делается прежде всего временным, вытягивается в хронологический ряд, в котором вечная смена рождения и смерти, плохая бесконечность. Ни одно существо испорченного мира не вечно, все части мира, все состояния мира временны, тленны. Когда сказано было рожать в муках, то этим было сказано и умирать, плодить в мире несовершенство и смерть по закону природной необходимости. Рождение есть уже начало смерти: истина эта подтверждается опытом всей природы и слишком очевидна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Крупнейшими городами этой провинции были обладавшие статусом римских колоний Гиспал (современная Севилья) и Кордуба (Кордова), Гадес (Кадикс) и Италика с правами муниципий. В Тарраконской провинции статусом римского права обладали такие крупные города как Тарракон, Баркинон (Барселона), Но­вый Карфаген (Картахена), Цезареавгуста (Сарагоса), в Лузита­нии – Эмерита, Нуманция и Олизипон (Лиссабон). Богатство Испании составляло ее земледелие, в особенно­сти культурное – выращивание маслин и винограда (испанское масло ценилось выше италийского), на обширном Кастильском плоскогорье – пашенное земледелие и выращивание льна, на склонах Пиренейских гор – скотоводство, а также горноруд­ная промышленность. Еще до прихода римлян в Испании добы­вали золото, серебро, медь, свинец, олово и железо. Эти метал­лы и привлекали в страну ее первых колонистов – финикийцев и эллинов. Обрабатывающая промышленность испанских про­винций уступала по производительности горнодобывающей, но из страны вывозились превосходные льняные и шерстяные тка­ни. На верфях побережья строились морские суда. Одной из до­ходных хозяйственных отраслей было морское и речное рыболов­ство, а также добыча устриц, кальмаров и китового уса. В эпоху римского господства и римской колонизации испан­ская экономика успешно развивалась, ее производительность росла. Предприимчивые колонисты наживались на эксплуатации земли и рудников, составляя баснословные капиталлы. В Бетике значительная часть обрабатываемой земли, путем конфискации имущества лиц, обвиненных в политических преступлениях, пере­шла в собственность принцепсов. В результате возникли гигант­ские сальтусы, своими размерами не уступавшие африканским. Некоторые из конфискованных имений переходили в собствен­ность государственной казны – эрария. Как и в других провин­циях, сальтусы, государственные поместья и латифундии част­ных землевладельцев в основном сдавались в аренду крупным арендаторам (conductores), которые в свою очередь сдавали ее арендаторам мелким – колоннам. В менее романизирован­ных регионах Испании – в Лузитании, Галлекии и Астурии, – большая часть земли оставалась в частной или общинной соб­ственности туземцев, обложенных податями и повинностями. С жителей высокогорных долин, предков современных басков – васконов, а также астуров, кантабров, занимавшихся в основ­ном пастбищным скотоводством, ввиду труднодоступности их поселений подати едва ли могли взиматься на регулярной осно­ве, так что они пользовались экономической свободой в преде­лах, не доступных цивилизованным народам. Рудники в основ­ном принадлежали императору или казне и сдавались в аренду кондукторам, которые использовали труд не только наемных горняков, но и рабов. Продукция горнорудной промышленно­сти в виде металлических слитков отправлялась в Рим – в эрарий или фиск.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Совместное питание, ритуальное соучастие в одной и той же священной пище, являясь проникновением одной и той же сущностью, издревле рассматривалось как вернейшее средство связать двух раздельных индивидов в существенно единое целое. Ритуальные вкушения богоживотного в тотемистических культах, агапы, евхаристии, тризны, поминальные обеды древности, жертвенные пиршества, «трубки мира» и проч. имеют в основе одну и ту же мистическую идею, дегенеративно раскрывающуюся ныне в поминках, брудершафтах и заздравицах. В браке же, как сочетании мистико-телесном по преимуществу, это ритуальное приобщение одной и той же пищи представляется необходимый более, нежели где-либо в ином месте. Отрешение от старого культа, как первый момент брака, наиболее рельефно (насколько можно судить о том) выступает в античном быте; но мистическое со-вкушение брачующихся, как центр брачной идеи, – в быте доисторическом. Примеров к этому положению о необходимости со-вкушения можно набрать сколько угодно. Приведем несколько. В Риме и Греции, как известно, момент бракосочетания приурочивался к жертвенному со-вкушению: – confarreatio у римлян, вкушение брачного пирожка, замешанного из муки и сезама (πλακος γαμικς) у афинян. Так именно, по самосской легенде, Зевс совершает свое соединение с Герою; Дионисий Галикарнасский придает даже этой форме брака обозначение ερς γμος по преимуществу. Гадес заставил Кору съесть зернышко граната; и, хотя богиня была похищена против воли, но она отныне не может уже оставить своего похитителя 322 . «В Германии [да и в других европейских странах] даже в настоящее время обед играет на свадьбе не последнюю роль; кроме того сохранился обычай подавать невесте и жениху, раньше других, для совместной трапезы определенные сорта пищи и напитков. Даже к самому обеду готовятся обыкновенно старинные кушанья предков. Напр., в Богемии на свадьбах употребляется просо, почти совсем вышедшее из употребления в других случаях; в других местах на свадьбах подаются даже поджаренные зерна пшеницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В эти неспокойные времена (или чуть раньше) Испания была самой процветающей частью Западной империи. Во-первых, она вообще была первой заморской территорией, которую превратили в провинцию и начали систематически осваивать римляне. Южные и восточные области Испании были романизированы очень рано. Например, Гадес (Кадикс) первым из внеиталийских городов получил римское городское право. Во-вторых, благодаря удачному географическому положению эта благодатная страна почти не испытывала военных опасностей. Правда, южная часть полуострова иногда страдала от набегов мавританских пиратов, а на западе, в Лузитании (Португалии), и на северо-западе, в Галлеции (Галисии) и Астурии, еще долго, до III в. н. э., не было подавлено глухое сопротивление местных племен. Во всяком случае, до времен Флавиев римская оккупационная армия здесь насчитывала три легиона, а далее, до Диоклетиана – один легион (7-й Гемина). И тем не менее это был покой, в особенности для восточной и южной части полуострова, давшей Риму немало знаменитых деятелей культуры, как риторы Порций Латрон и Сенека старший, философ Сенека, поэты Лукан и Марциал, географ Помпоний Мела, великий знаток латыни Фабий Квинтилиан. Здесь же родились императоры Траян, Адриан и Марк Аврелий. С 27 г. полу-остров делился на три провинции – Тарраконскую, Бетику и Лузи-танию. После административных реформ Диоклетиана Бетика и Лу-зитания были преобразованы в диоцезы (по-гречески, епархии), а Тарраконская провинция разделена на три диоцезы – Тарраконскую, Карфагенскую и Галлецию 625 . Судьба Испании свершилась в 409 г., когда трибы вандалов, све- вов и аланов перешли Пиринеи. Вандалы, которых было около 80 000, поселились на юге полуострова, свевы – в восточной его части, аланы – в центральной. Собственно, именно вытеснением этих германских племен и объясняются испанские походы визиготов, ведь они считались находящимися на римской службе (пленных князьков готы отправляли в Рим). Всего визиготоы провели в Испании четыре войны: первые две, 416–418 гг. и 446–454 гг., были просто набегами так сказать «по заявкам римских императоров», в ходе которых удалось полностью разбить алан. Вандалы в 429 г. сами ушли в Африку, куда их призвал на помощь мятежный римский полководец Бонифаций. Кратковременное владычество вандалов, впрочем, закрепилось в названии области – Вандалеция (Андалусия). В 468 г. готский король Эврих, расторгший договор с Римом, завоевывает для себя долину Ибера (Эбро), а масштабная война 471–475 гг. сделала визиготов полновластными хозяевами почти всего Пиринейского полуострова: свевы были оттеснены на северо-запад, в Галлецию, где образовали собственное королевство, да на севере, в Западных Пири- неях оставались непокоренными племена васконов (басков). Собственно, массовое поселение визиготов в Испании относится к 490-м гг 626 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Приблизительно с этого времени начинается период роста и про-цветания визиготского королевства. В 475 г. визиготы становятся независимыми от Западной империи в связи с гибелью последней. К 478-му году они подчинили себе большую территорию от Гадеса до Намнета (Нанта), то есть почти весь Пиринейский полуостров, кроме его северной части, и Южную Галлию. Правда, продвижению готов на север положили предел франки. Их король Хлодвиг, незадолго перед этим принявший православие, взялся изгнать еретиков-ариан из Галлии. Он раз- Рис. 1. Политическая карта Западной Европы на 600г. бил визиготов в решающей битве при Вуйе в 507 г. и успешно отбил Аквитанию. В этой битве пал король Аларих II, а сохранением Нарбона королевство было обязано активному вме-шательству остроготского короля Теодориха Великого 627 . Визиготы перенесли столицу своего королевства сначала в Нарбон, затем в Барцинон (Барселону) и, наконец, в Толет (Толедо) (567 г.), после чего оно стало официально именоваться Imperium Toletanum. Далее, в 554 г., завершив покорение вандалов в Африке и остроготов в Италии, на полуостров высадились войска византийского (назовем его так, хотя это некоторый анахронизм) императора Юстиниана, кстати, по приглашению Атанагильда, одного из кандидатов на только что освободившийся готский престол. Здесь они за короткое время овладели частью Бетики от Гадеса до Нового Карфагена (Картахены) и столицей этой провинции, Кордубой (Кордовой). Поэтому ко времени рождения Исидора (ок. 560 г.) перед его стра-ной стояли три внешнеполитические задачи. Во-первых, завершение покорения королевства свевов в Галлеции. Во-вторых, вытеснение византийцев с юга страны. В-третьих, налаживание отношений с дер-жавой Меровингов, с которой визиготы соседствовали, так как владели не только Пиринейским полуостровом, но и Нарбонской Галлией до реки Родана (Роны). Первая из этих задач была успешно решена к 584 г., хотя покорение соседних со свевами астурийцев и басков в Пиринейских горах оказалось делом невозможным не только для визиготов, но и для арабов уже в VIII в. 628 Вторую задачу решили тоже к 584 году, взяв Кордубу. Последняя византийская крепость в Испании, Гадес, пала в 624 году. Византийские императоры не имели никакой возможности помочь самым дальним своим владениям, так как терпели поражение к югу от Дуная от славян и аваров, в Италии – от вторгшихся лангобардов, а на востоке с невероятным трудом удерживали границу с персами. С франками отношения складывались также вполне удачно, так как после смерти Хлодвига в 511 г. его держава была поделена на четыре самостоятельных княжества, постоянно враждовавших между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010