Мы не трогаем вопроса о том, что Финикияне, и может быть все Ханаанеи пришли с берегов Персидского залива 79 ; но вот что по-видимому угадано Ленорманом, что одна из главных причин, побудивших Сидонян начать ряд земледельческих поселений и в Греции и в Испании и на берегах Сицилии и на берегах Африки, независимо от их торговых контор и складов, – было завоевание Палестины Евреями, которые лишили земель и откинули в горы Ливана массу земледельцев Ханаанеев, которые сделались бременем для своих промышленных и торговых соотчичей 80 . В это время по-видимому возникают земледельческие колонии, и Кадма в виотийских Фивах; и Утика, и Карфаген и др. на берегах Африки; и Тартесс, Кадикс (Гадес) в Испании, (хотя последней был несомненно в начале лишь торговым складом); наконец многочисленные земледельческие колонии в Сицилии, Сардинии, Мальте, не говоря уже о ближайших к Финикии местностях, как Киликия, Кипр и берега Егейского моря с его островами и полуостровами. Впрочем Ханаанеи, высылая через Сидон и Тир громадные массы земледельцов в основываемые колонии, оставались еще сильным царством, на южных склонах Ливана, Анти-Ливана и Гермона, занимая север Палестины даже до озера Генисаретского, так что колония Данитов на севере была окружена землями Ханаанитов 81 . Очевидно, что разбитые на голову Иисусом Навином, и откинутые им в горы Ханаанеяне, с течением времени, по мере ослабления Израиля, снова понемногу начали занимать северную часть Палестины и затем организовав сильный государственный строй и сильную хорошо обученную армию, с колесницами, решили выгнать пришлое население и снова овладеть Палестиной. «И предал их Господь (сынов Израилевых) в руки Иавина... и возопили сыны Израилевы к Господу. Ибо у него было девятьсот железных колесниц и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» ( Cyд. IV, 1 – 3 ). Из последних слов можно заключить, что Иавин держал уже фактически в порабощении Израильтян, посредством ежегодных экспедиций для собрания с них дани, и посредством внезапных вторжений и набегов, имевших целью овладеть жатвою и скотом Израильтян, а также для увода пленных, обращаемых в рабов, из которых часть вероятно продавалась Финикиянами в другие страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сеть дорог, проложенных во все концы Империи для переброски римских легионов, служила также и для передвижения путешественников и торговцев. Главные транспортные магистрали постоянно находились под военной охраной. Все наземные и морские пути сходились в Риме – столице, центре Империи и мира, так что куда бы ни отправлялись христиане из римских провинций, их путь зачастую неизбежно проходил через Рим, как это было с Иринеем, отправившимся в Лион. Из Рима можно было проехать по суше к берегам Бретани, к устью Рейна или Дуная, в Афины или Византий, чтобы затем, переправившись через Босфор, продолжить свое путешествие через Малую Азию вплоть до Ниневии. Римская дорога, проложенная вдоль африканского побережья Средиземного моря, связывала Нил с Атлантическим океаном. В Александрии она соединялась с дорогой, ведущей из Азии 109 . По всей Римской империи дорожная сеть предопределяла строй жизни людей. История дороги становилась историей региона. Если торговля процветала, дорога модернизировалась, если же нет, она постепенно разрушалась. Вдоль дорог, ставших торговыми путями, возникали города. Для путешественников существовали дорожные карты с указанием расстояний и мест, где можно было сменить лошадей и найти пристанище на ночь. Раскопки, проводившиеся в Италии, неподалеку от озера Браччано, в Викарелло, курортном месте, весьма популярном благодаря его целебным водам, позволили обнаружить три серебряные вазы, изготовленные в форме верстовых столбов с изображением полного маршрута от Кадиса (Гадес) до Рима. Эти вазы, очевидно, были привезены жителями Испании, приехавшими на лечение 110 . Сохранился также «Путеводитель Антонина», восходящий к временам Диоклетиана. Главные римские пути сообщения проходили через Средиземное море. Его воды омывали все провинции от Востока до Запада, тем самым соединяя и сближая их, облегчая ведение торговли и установление личных контактов. Таким образом, вполне справедливо замечание историка: «Средиземное море – это пути» 111 . Эти пути соединяли материк с островами, острова с материком, Азию с Грецией, Египет с Африкой и Италией. Началом и концом морских путей служили гавани, регулировавшие навигацию. В гаванях суда запасались провиантом и укрывались от непогоды, а зимой, когда плавание по бурным водам становилось невозможным, находили пристанище для отдыха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Последующая мифология изменила ее образ. Сохранив прежнее имя, она стала называться еще Корою (дочерью, девицей, юной женой). Когда однажды Кора с подругами собирала цветы на лугу, ее с согласия Зевса похитил Гадес (Аид). Деметра девять дней ищет Кору и на десятый от Гелиоса узнает о похищении. Деметра бродит по земле. С ней совершаются разные приключения, она делает землю бесплодной. Тогда Зевс определил, что Кора должна быть возвращена матери, если только она ничего не вкушала в аиде. Но оказалось, что она укусила гранатовое яблоко данное Гадесом. Тогда по воле Зевса было решено, что две трети года Кора будет проводить с матерью на земле и одну треть у Гадеса в аиде. Натуралистический смысл мифа бесспорен. Дочь богини плодородия (весенняя растительность) часть года пребывает над землей и потом скрывается под нею (зимою). Кора–Персефона и Деметра являются подземными божествами, подземные божества в тоже время и ночные. И Персефона иногда смешивается с Гекатой, иногда и с Артемидой (богиней луны). И Персефоне, и Деметре иногда усвояется титул владычицы – деспины, у Павзания текст вообще уполномочивает Деспину отождествлять с Персефоной, но в одном месте он под нею ясно разумеет богиню отличную от Деметры и Персефоны. Он говорит, что Деметра от Посейдона, с которым соединилась после похищения у нее Коры, родила ту, которую аркадцы именуют владычицей и «после этого в гневе на Посейдона и в скорби от похищения Персефоны, надела черные одежды и удалилась в пещеру». 90 В божественных генеалогиях, в представлениях о божественных брачных союзах греческая мысль легко допускала вариации, вносила дополнения, развивала темы, данные древними сказаниями. Низведение богов до ранга знатных соседей – патронов грекам, не желавшим быть рабами естественно должно было подсказать оппозиционное отношение к богам. Но так как действительная борьба с богом непосильна для людей, то в распоряжении у них оказывалось по отношению к богам только то средство мести, которым и теперь обычно слабые пользуются в борьбе с сильными, средство это – порицание и насмешка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Доказательства мыслей в проповедях Григорий заимствует из Священного Писания, из разума – через остроумные диалектические рассуждения, из жизни – в виде сравнений и примеров. Тексты из Священного Писания приводятся в проповедях Григория в изобилии (что обнаруживает в проповеднике вполне специальное знание Священного Писания), они искусно вплетены в речь оратора то в качестве доказательств от авторитета слова Божия, то лишь для выражения словами Писания собственных мыслей проповедника, чрез что вся речь проповедника обретает вполне библейский облик. В начале проповеди, как исходный пункт Слова, библейские тексты у Григория почти не употребляются. Хотя не часто, но встречается у него аллегорическое толкование текстов Священного Писания, как, например, во втором «Слове о богословии» – восхождение Моисея и Аарона на гору; во втором «Слове на Пасху» – объяснение пасхального агнца 855 . Особенно любит Григорий объяснения через сравнения и примеры. Духовный пастырь сравнивается с пастухом овец; жизнь человеческая – с морем; сердце, богатое добродетелями, – с кораблем, нагруженным благородными товарами; еретик – с вином, смешанным с водой; изнеживающее и слабое воспитание – с паутиной; свою привязанность к Василию Григорий сравнивает с прилипчивостью полипа; себя самого, окруженного врагами, – с высоким деревом, обуреваемым ветрами; жителей Константинополя в момент своего прибытия в этот город – с кораблем, погружающимся в воду, с пылающим в пожаре домом, с осажденным городом; Афанасия – с алмазом и магнитом, Василия – с орлом, себя самого – с солнцем, еретиков – со змеем, хвост которого движется и после того, как сам он убит; Христос для одних – спасение, для других – погибель, подобно тому как солнце для здоровых глаз увеличивает силу зрения, а для больных – уменьшает; мир, из которого познается его Создатель, – с прекрасно настроенной цитрой. Из примеров, приводимых Григорием, лучшие – из священной истории. Из других способов объяснения чаще встречаются антитезы и пословицы (одна ласточка не делает весны 856 ; у источника терпеть жажду; холодное железо – твердо; часто падающая капля пробивает камень; всякого гнетет своя ноша; не каждый может перейти Гадес и т. д.). В обличениях еретиков встречаются ирония и сарказм. Вообще следует заметить, что, несмотря на всю любовь к искусственной художественности речи и особенную способность проповедника к такой речи, ему удается быть иногда вполне простым и ясным в изложении, особенно в Словах нравоучительных. Теоретически же он несколько раз высказывается за обязательность для проповедника полной простоты и безыскусственности (в «Слове о любви к бедным», в четвертом «Слове о богословии», в Слове к 150 епископам и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

о ней: Доватур и др. 1982. С. 206–213). Подробное рассмотрение этой легенды см. также: Раевский 1977. 62 Слово «пустынный» (ρημος) Геродот употребляет, как правило, по отношению к незаселенной местности. 63 Полиен (VIII, 55) называет имя меотянки Тиргатао, что как будто подтверждает скифскую принадлежность имени Таргитай. 64 Многие этногенетические легенды содержат рассказ о трех сыновьях, причем самым удачливым оказывается, как правило, младший. 65 Во второй части имен царевичей исследователи усматривают древнеиранское xšaya – «царь, владыка». 66 Золотые дары, упавшие с неба, скорее всего, символизируют социальное деление скифского общества на три касты – земледельцев (плуг и ярмо), воинов (секира) и царскую знать (чаша). 67 Названия этого и нижеследующих племен (катиаров, траспиев и паралатов) у Геродота больше не встречаются. Первые два этнонима упомянуты в описании южнорусских степей и территории к северу от Яксарта у Плиния (NH, IV, 68; VI, 22 и 50). 71 Имеется в виду один из 12 подвигов Геракла, а именно, похищение на о. Эрифея коров Гериона, доставленных позднее Эврисфею. Герион, брат Ехидны, обладал тремя головами и тремя туловищами и был убит Гераклом. Остров Эрифею часто отождествляют с островом Леон, на котором был основан город Гадира (Гадес), в районе Гибралтарского пролива (Геракловы столпы). 72 3 Змееногая богиня, образ которой довольно широко представлен в искусстве Северного Причерноморья, считается местным хтоническим божеством (подробнее см.: Раевский 1977). 73 Сыновья Геракла Агафирс, Гелон и Скиф считаются, таким образом, прародителями севернопричерноморских народов агафирсов, гелонов и скифов, ниже описываемых Геродотом. 74 Современная наука разделяет это мнение Геродота об азиатской прародине скифов, откуда они пришли в Северное Причерноморье в начале I тысячелетия до н. э. 76 Тирасом в античности называли совр. реку Днестр, поэтому не совсем ясно, как здесь оказались земли киммерийцев, обычно помещаемые на берегах Керченского пролива. 78 Аристей из Проконнеса считается автором несохранившихся поэмы «Аримаспея», в которой описывались племена и народы, жившие к северу и востоку от Северного Причерноморья, и прозаического труда «Теогония».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имя Адам на семитско-халдейском наречии означает «взятый из земли», тем самым устанавливается родство всех трех имен. Имя Автадес есть греческая переделка и означает «сам ад» (Автадес), вторая половина этого имени, Адес, Ад, Гадес (Hades), есть имя греческого подземного бога, иначе называемого Плутоном. Позднее слово «ад» приобрело иное, чисто хтоническое значение подземного царства, геенны в Библии, тартара в греческой мифологии, ада в обычном смысле. Имя Адамас или Адамант встречается в элевсинских мистериях и означает первозданного человека, или человека-архетипа. Под различными именами фигурирует он и в других древних мифологиях. Как глава земной иерархии сил, дух земли занимал высокое место в Космической иерархи вообще. Когда Бог объявил Адама властелином земли и подчинил ему все царства природы, дух земли почувствовал себя ущемленным в правах. Совращение Адама было делом адской тройки: духа земли, змея и Эосфора, руководила ими зависть к новоявленному владыке Адаму. Сначала зависть, потом ненависть, злоба и месть – такова дьявольская цепь страстей и побуждений. Какова же роль земного духа в этой дьявольской игре? Это власть – земного тяготения телесного ангела Адама, сила земного элемента, усиленная до степени земного магнетизма махинациями владыки земли. Адам и Ева были доведены до состояния гипнотического оцепенения, полусознания, парализующего волю и навязывающего решение. Теософские мозги взбудоражены: почему Бог так сурово наказал бедных людей, когда изгнал их из рая. Вина первых людей в том, что своим поведением перед падением, своими сомнениями, они открыли нечистой силе доступ к своим сердцам. Нас не интересуют диалоги и трилоги заговорщиков, не интересуют и подробности тройственного заговора. Дух земли превратился в одного из наиболее страшных демонов. В таком виде вывел его оккультист Гете в «Фаусте». При встрече с ним ошеломленный Фауст не может удержаться от восклицания: «Какой ужасный вид!» Встреча прерывается, и дух земли уходит с презрением. Его сменяет в демонских экзерцициях Фауста более сговорчивый и покладистый, галантный и услужливый не в меру Мефистофель.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Большая однако часть комментаторов разумеют в книге Ионы древнюю финикийскую колонию Тартесс на Гвадалквивире (Бэтис), под именем которой разумеется и самая приморская область в юго-западном углу Иберии (Испании), лежавшая на нижнем течении реки Гвадалквивира (Бэтиса), – и город при дельте этой реки 1099 . Город Фарсис или Тартесс, по всей вероятности был древнейшим поселением Финикиян в Испании, и Гадес (Кадикс) лишь позже стал известен, как важнейший финикийский порт, в котором сосредоточилась вся торговля Финикиян на крайнем западе. Иона, как мы видим, избирает самый отдаленный на западе известный ему пункт, чтобы, – как думает он в объявшем мысль его мраке, – бежав в него, уклониться от исполнения того нравственного труда, который возлагает на него Господь. В этом ненормальном состоянии ума он входит на корабль, идущий в Фарсис, чтобы бежать «от лица Господа». Один ли страх заставлял Иону бежать от возлагаемого на него нравственного и физического труда, – или к этому чувству примешивалась и ненависть к Ниневитянам? так ставят этот вопрос некоторые западные богословы. Мы нашли некоторые интересные по этому поводу мысли у английских богословов 1100 . Мы говорили выше на основании найденных в Ассирии надписей, что это сильное государство делало уже неоднократно нападения на Сирию и Палестину во времена Аккабу 1101 и Ииуя. Иона сам был горячим патриотом и жаждал восстановления силы царства Израильского (4 Ц. XIV, 25). Поэтому, получив повеление идти на проповедь в Ниневию и лично желая ее скорейшего разрушения и гибели, как ненавистного центра деспотизма, тяготевшего над всеми народами передней Азии, – он конечно не мог желать проповедовать в ней покаяние, которое могло быть причиной пощады города по милосердию Господа. Поэтому он (Ионы IV, 2) после пощады города и вопиет: «не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что ты Бог милосердый и долготерпеливый»... Поэтому-то он так и огорчился, когда город был пощажен и гибель его отменена 1102 , а вследствие этого мы вправе и предположить, что к страху присоединилось и другое чувство, еще усилившее потемнение его рассудка, – а именно ненависть к Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

163 Афинский философ, ученик Ксенократа, учителя Зенона. Он оставил свою разгульную жизнь и серьезно занялся философией. См. Sat. Horat. 2:3, 253 sq. 164 т. е. нравственно обновленными. 165 т. е. путем удовольствий. 166 Большой город в Евбее. 167 т. е. философы. 168 Очевидно, имеются в виду события из Ев. от Матф. (1:20) и от Луки (1:26). 169 Стих из «Илиады» Гомера 5:340. 170 περ τς ν ατ θειτητος . 171 σνθετν τι χρμα φαμεν ατν γεγονναι — т. е. существо, соединяющее в одной личности Богочеловека две природы: Божескую и человеческую. 172 Илиада Гомера 5:845. — Бог подземного царства Гадес (A­ δης ), по сказанию греческой мифологии, является обладателем шлема, который, по своим чудесным свойствам, имеет значение шапки-невидимки наших русских сказок. 173 κυρως ις θεου . 174 ξ ν συνκειτο ( ) νανθρωπσας Ιησος . 175 Этот вопрос о соединение природ в личности Иисуса т. о. относится к числу вопросов таинственных (disciplina arcana), т. е. таких, о которых в первые времена христианства обыкновенно не сообщалось лицам, стоящим вне церковного общения. 176 Место народных собраний особенно для суда и торговли. 177 Мелкая римская монета, приблизительно равная нашим 4 копейкам. 178 т. е. исцеляют болезни при посредстве дуновений. 179 κατα τι σημαινμενον θεο σμα . 180 См. выше 1:32; 181 Греческая мифология считает Аполлона, между прочим, выразителем воли Зевса. Как вестник велений этого Олимпийского верховного бога Аполлон считался у греков богом предсказаний и оракулов. Важнейшими местами, где он давал предсказания, были Дельфы или Пифо (в Фокиде), а также Дидимы (близ Милета), почему он и назывался Пифийским или Дидимийским. Посредницей между Аполлоном и людьми в сообщении оракулов была при Дельфийском храме особая жрица — Пифия. 182 т. е. обратившихся из язычества. 183 Здесь Ориген, очевидно, имеет в виду указать на одностороннюю приверженность иудеев к самой букве Моисеева закона, — приверженность, исключающую духовный смысл Моисеева закона как предызображения Новозаветного мессианского царства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

Карфаген - могущественное и богатейшее государство Древнего мира. Город основан в Северной Африке как торговая колония купцов из финикийских городов Тира и Сидона.  В первое время предприимчивые финикийские торговцы платили дань царям соседних племен. Но вскоре благодаря ловкой политике, подвижному уму и хитрости подчинили себе все окрестные народы.  Финикийцы были замечательными мореплавателями и, как все семитские народы, обладали прирожденными способностями и склонностью к торговым делам.  Постепенно многочисленные колонии Карфагена появились не только в Северной Африке, но и по всему Средиземноморью. Карфаген сумел распространить свою власть на все финикийские колонии и живущие на этих землях туземные племена. На Иберийском полуострове для Карфагена добывали  драгоценные металлы, вывозили  шерсть, рыбу, ловили у испанских берегов пурпурные раковины. Испанские владения Тира, имевшие своим центром богатый Гадес, подчинились Карфагену или добровольно, или по принуждению. Подчинились и финикийские колонии на Балеарских и Питиузских островах. Богатство  всех этих торговых городов и сокровища испанских рудников стекались теперь в Карфаген. Покорились карфагенянам и финикийские колонии на италийских островах, в Сардинии, Корсике, Сицилии, на Мальте.  Туземные племена платили Карфагену дань, в город стекалось огромное количество серебра, самых разнообразных товаров. Могущество и богатство Карфагена неуклонно росло. Вспомним историю Великобритании. Разве  распространение влияния Карфагена в Средиземноморье не напоминает захват англичанами заморских колоний во всех частях света и рост могущества Британской империи за счет грабежа туземцев и выкачивание ресурсов из этих стран?   Карфаген и Британия всегда воевали  наемными армиями После того, как финикийцы упрочили свою власть и распространили свою культуру на окрестные земледельческие и пастушеские племена, образовался новый народ - ливофиникийцы. Ливофиникийцы и нумидийские племена платили Карфагену подати, снабжали город продовольствием, были моряками, работниками и носильщиками, из местных племен карфагеняне набирали наемников в свое войско. Огромные доходы от выгодной торговли позволяли Карфагену содержать многочисленную наемную армию. Ливофиникийцы составляли пехоту, нумидийские  племена поставляли наемную  конницу, наемников набирали из всех племен и народов Средиземноморья, от греков и кельтов, до иберов Испании и лигурийцев. В войсках Карфагена сражались и отважные кельты-галлы, знаменитые болеарские пращники, стремительная легкая конница кочевников-нумидийцев. Армия была оснащена самыми современными на то время боевыми орудиями, баллистами и катапультами, использовались боевые слоны. И конечно же, Карфаген обладал мощным флотом.

http://radonezh.ru/analytics/trety-rim-p...

—154— ада, чтобы тот возвратил ему Эвридику. По Платону (пир) боги показали Орфею в аду только призрак Эвридики, но по общераспространенной редакции произошло иное. Скорбная игра Орфея на лире сделала то, что бескровные тени исполнились сострадания к нему и заливались горючими слезами. Тантал забыл о своей мучительной жажде. Остановилось колесо Иксиона. Сизиф бросил свою бесплодную работу втаскивания камня и опершись на него стал слушать Орфея. В первый раз прослезились сами Эвмениды. Гадес и Персефона уступили мольбам Орфея и разрешили ему взять с собой на землю опять Эвридику с тем, что Эвридика пойдет за ним и он ни в каком случае не будет обращаться назад. Орфей и за ним Эвридика пошли. Они уже приближались к странам света, когда Орфей вздумал оглянуться назад. Эвридика тотчас же стала от него удаляться, она прошептала «прости» и исчезла. Новые попытки Орфея возвратить её остались безрезультатными. Третий миф связывается со смертью Орфея. Он имеет различные варианты. Наименее содержательный из них тот, что Орфей покончил с собою самоубийством после неудачного путешествия в ад. По другому варианту Зевс поразил Орфея молнией за то, что он научил людей мистериям. Но общераспространенное сказание представляет дело так. Потеряв Эвридику, Орфей проводил жизнь в печали, находя единственное утешение в пении и игре на лире. Его слушала вся природа. Деревья приближались к нему и осеняли его своими ветвями. Птицы слетались к нему и тихо и кротко подходили к нему хищные звери. Но фракийские женщины ненавидели Орфея. Он не только сам не обращал внимания на них, но будто бы и других отвращал от браков с ними. По некоторым версиям его ненавидели фракийские менады за то, что он отверг культ Диониса ради культа Аполлона. Эта причина ненависти не устраняет другой порожденной мизогенией Орфея. Празднуя в горах Дионису, фракиянки увидели Орфея. «Вот, кто презирает нас», воскликнула первая из них. Она бросила тирс в лицо певца. Тирс, это – жезл с остриями (колючками) обвитый плющом. Листья плюща защитили певца и не допустили, чтобы острия поранили его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010