Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Владимир Равноап. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Новгород. XV.] Св. равноап. Владимир. Икона. Новгород. 1-я треть XV века. 97 х 37. Из собрания И.С. Остроухова. С 1929 из Музея иконописи поступила в ГТГ. Файл 4840.jpg:   Размер: 437x1200, 0.52 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (553) , (25) . Описание: [Вологда. XVI.] Свв. Владимир, Борис и Глеб с житием равноап. Владимира. Икона. Вологда. Середина - 3-я четверть XVI в. 158 х 119. Из ц. кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской ц. Вологодский музей. Файл 4841.jpg:   Размер: 1359x1800, 2.45 MPix, 461 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (406) , (10) . Описание: [Москва. 1950-70.] Равноапостольные Владимир, Ольга и мученица Людмила. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Частное собрание. Файл 4843.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 234 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (513) , (10) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4844.jpg:   Размер: 668x1170, 0.78 MPix, 152 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (393) , (5) . Описание: [Новгород. XV.] Святые Владимир, Борис, Глеб. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 4845.jpg:   Размер: 901x1100, 0.99 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (427) , (8) . Описание: [Псков. XVI.] Успение со святыми князьями Владимиром, Борисом и Глебом (фрагмент). Икона. Псков. 1-я половина XVI в. 128 х 70. Из ц. Успения в Бутырках. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-1450-photo

Описание: [Сольвычегодск. 1650-1660-е.] Ростовские святые (фрагмент). Шитая пелена. Сольвычегодск. 1650-1660-е гг. 39 х 30. Вклад Г.Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор. С 1924 г. В Нижегородском государственном историко-архитектурном музее. Файл 10335.jpg:   Размер: 213x822, 0.18 MPix, 58 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (134) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Свт. Стефан Пермский с житием. Икона. Русь. 1-я половина XVII в. 100 х 71. Из Никольской церкви сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря. Сольвычегодский государственный историко - художественный музей. Архангельская обл. Файл 10336.jpg:   Размер: 1400x1923, 2.69 MPix, 1046 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (260) , (8) . Описание: [Россия. 1717.] Свт. Стефан Пермский с деисусом и свт. Николаем, Пермскими святителями, бл. Прокопием и Иоанном Устюжскими. Россия. 1717 г. 107.5 х 87.2. Из церкви с. Цилеба Ленского р-на Архангельской обл. ЦМиАР. Москва. Файл 10337.jpg:   Размер: 1200x1496, 1.8 MPix, 621 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (219) , (4) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10338.jpg:   Размер: 780x1121, 0.87 MPix, 137 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (147) , (5) . Описание: [Москва. 1999.] Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Файл 10339.jpg:   Размер: 638x1200, 0.77 MPix, 141 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (182) , (6) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

http://pravicon.com/icon-2959

     Эту цель ставили перед собой и дореволюционные музеи, и сегодня она перед музейными работниками стоит столь же остро, как в былые времена. Обсуждению данной темы посвящена наша беседа с Людмилой Михайловной Воронцовой, заведующей филиалом Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника «Ризница Троице-Сергиевой Лавры». На своем историческом месте Людмила Михайловна, в прошлом году Сергиево-Посадский музей-заповедник отметил свой столетний юбилей. Такой огромный промежуток времени прошел с момента его основания, столько было за эти десятилетия событий и трагических, и духоподъемных! Если вернуться к истокам, как всё начиналось? 20 апреля 1920 г вышел декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». Организация музея была подготовлена Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, созданной в 1918-м и проработавшей до 1925 года. Основу собрания музея составили исторические, художественные, документальные ценности Лавры. Сейчас древнейшее собрание музея «Ризница Троице-Сергиевой лавры» является структурным подразделением Сергиево-Посадского музея-заповедника, это филиал музея-заповедника. Хотя сама коллекция формировалась задолго до этого, на протяжении многих столетий. Точкой отсчета можно считать XIV век, время основания монастыря. Первые иконы, церковные сосуды, литургические предметы появились в ризнице еще при жизни преподобного Сергия Радонежского. И в настоящее время предметы самой ранней монастырской ризницы, равно как и мемориальные вещи, связанные с преподобным Сергием, с его учеником и преемником Никоном Радонежским (это, по преданию, сандалии преподобного Сергия, фелони преподобных Сергия и Никона Радонежских, келейные иконы, деревянные богослужебные сосуды и др.) являются теми уникальными предметами, с которых начиналась монастырская ризница и которые очень бережно, тщательно и с благоговением хранятся нами как бесценные святыни.

http://pravoslavie.ru/143219.html

В Троице-Сергиевой лавре начались торжества, посвященные 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина) 4 марта 2022 г. 11:44 3 марта 2022 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре начались торжества по случаю 200-летия со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина; 1822-1891), наместника лавры в 1877-1891 годах. Архимандрит Леонид заботился не только о внутренней жизни монастыря и братии, но и занимался благоукрашением обители преподобного Сергия: при нем в монастыре были отреставрированы монастырские храмы и здания, приведена в порядок ризница, поновлен Успенский собор, позолочены иконостасы в нескольких церквях. Он также был талантливым исследователем истории и древнерусской книжности, переводчиком. Об этом свидетельствует сфера научных интересов архимандрита Леонида — более 300 научных работ по богословию, истории, археографии, библиографии, археологии, этнографии, а также переводы и издание святоотеческих трудов. Благодаря трудам архимандрита Леонида (Кавелина) на сегодняшний день в научный оборот введено множество ранее неизвестных рукописных документов, а также составлены описания рукописных документов, большинство из которых сохранило свое значение до наших дней. Архимандрит Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества . 3 марта, в день 200-летия со дня рождения архимандрита Леонида, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в сослужении наместника лавры  епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы и епископа Можайского Иосифа совершил Божественную литургию в Успенском соборе обители. По окончании Литургии епископ Иосиф отслужил панихиду по приснопамятному отцу архимандриту на его могиле за алтарем Духовского собора. По окончании богослужений в Московской духовной академии при участии Института археологии и российской истории РАН началась научная конференция «200-летие со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина)». Пленарное заседание в Елизаветинском зале академии началось с приветственного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое было зачитано наместником Троице-Сергиевой лавры епископом Сергиево-Посадским и Дмитровским Фомой.

http://patriarchia.ru/db/text/5906062.ht...

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике пройдет выставка, посвященная святителю Филарету Московскому и преподобному Антонию Радонежскому 28 января 2020 г. 18:58 29 января 2020 года в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике откроется выставка «Духовное служение. Памяти выдающихся деятелей Церкви: святителя Филарета (Дроздова) и преподобного Антония (Медведева)». Эта экспозиция положит начало серии выставок, приуроченных к 100-летию музея. В конце ХХ века состоялась канонизация двух выдающихся деятелей Русской Православной Церкви: святителя Филарета Московского в 1994 году и преподобного Антония Радонежского в 1998 году, чья жизнь была неразрывно связана со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой . В последние годы сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника был выявлен вещевой материал, связанный с жизнью этих святых. В настоящее время он собран в единый комплекс, позволивший создать небольшую выставку в преддверии памятных дат, которые будут отмечаться в 2021 году — 200-летнего служения в лавре святителя Филарета и 190-летия служения преподобного Антония. О преподобном Антонии в настоящее время известно узкому кругу знатоков церковной истории. Однако его популярность при жизни была велика. Плодотворная деятельность в лавре будущему наместнику была предсказана преподобным Серафимом Саровским. Мнением преподобного Антония дорожили российские правители, а на просьбу уйти на покой в конце жизни император Александр III отозвался отказом, заметив, что и больной он принесет больше пользы, чем кто-либо. Целью выставки является показ разнообразного материала, информация о котором была мало известна в научном мире и который станет открытием для знатоков и любителей церковной старины и истории. Выставка представляет в небольшом пространстве выставочного зала 70 уникальных произведений, из которых только единицы были ранее представлены широкой публике. Часть из них создана местными мастерами, часть является дарами и вкладами. Выставка будет проходить в здании филиала Сергиево-Посадского музея-заповедника «Ризница Троице-Сергиевой лавры», расположенного рядом с Троицким собором Лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/5582987.ht...

Преподобный Сергий Радонежский. Икона, середина XVI века. Ризница Троице - Сергиевой Лавры …Вспоминается из жития преподобного Сергия Радонежского , как в обители настал страшный голод, и не было ни единого куска хлеба. Преподобный Сергий завещал всецело полагаться на Бога, и через два дня к монастырю пришла от неизвестного благотворителя подвода, наполненная свежеиспеченными хлебами. А ведь братия в то время считала, что выхода просто нет… А вот какая история с Московской духовной академией произошла в наши дни. Продуктовый склад академии оказался в буквальном смысле пустым. Не было средств и для выплаты зарплаты сотрудникам Поздно вечером 2 июля 2012 года на официальном сайте Московской духовной академии появилась новость: сообщалось, что академия испытывает серьезные финансовые трудности и нуждается в помощи. Подробно о сложившейся ситуации не писалось, но знающие люди говорят, что продуктовый склад академии оказался в буквальном смысле пустым. Не было средств и для выплаты зарплаты сотрудникам. В первоначальном варианте опубликованной новости написали: «Острая нехватка средств ставит под угрозу не только процесс развития, но и само существование академии». Чтобы не шокировать читателей сайта, текст в ту же ночь отредактировали, и в окончательном варианте уже говорилось об угрозе «важному процессу реформ», проходящих в духовной академии. Шел Петров пост . Семинаристам поначалу о возникшей ситуации ничего не сообщали, однако все заметили, что трапеза стала куда более скромной, чем даже минувшим Великим постом. Знакомый студент, проходя через столовую, услышал, как повара что-то грустно обсуждали, а одна с печалью сказала ему: «Ох, ребятушки, чем же мы кормить-то вас будем?» Господь, попуская безвыходную ситуацию, заранее предустроил и чудесное избавление, о котором речь впереди Как могло произойти, что ведущая духовная школа Русской Православной Церкви оказалась на грани выживания – отдельный вопрос. Сбой в снабжении произошел ввиду утраты спонсорской поддержки, ранее покрывавшей продовольственные нужды академии. С внешней стороны это объяснялось экономическим кризисом и ожиданием новых финансовых потрясений. Но на самом деле во всем этом сказался глубочайший Промысл Божий. Господь, попуская безвыходную ситуацию, заранее предустроил и чудесное избавление, о котором речь впереди.

http://pravoslavie.ru/95416.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ († 31.12.1563, Москва), свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563). Биография Свт. Макарий, митр. Московский. Икона. 1988 г. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Свт. Макарий, митр. Московский. Икона. 1988 г. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Социальное происхождение буд. митрополита неизвестно. Согласно вкладной записи М. в рукописи напрестольного Евангелия 1532/33 г., вложенного святителем в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь под Боровском (ГИМ. 3878), его отца звали Леонтий, мать в иночестве носила имя Евфросиния. Поскольку ко времени возведения М. на митрополичью кафедру ему было ок. 60 лет ( Кунцевич. Сказание. 1911. С. 20), то род. он ок. 1481/82 г. По мнению архим. Макария (Веретенникова) , рождение святителя следует отнести к осени 1482 г. ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 17). При крещении буд. митрополит был назван в честь арх. Михаила. В кон. XV в., очевидно в юном возрасте, Михаил ушел в Пафнутиев мон-рь под Боровском, основанный прп. Пафнутием († 1477), где принял постриг с иноческим именем Макарий в честь прп. Макария Великого . Архим. Макарий (Веретенников) выдвинул гипотезу о дальних родственных связях М. с прп. Иосифом († 1515), который также был пострижеником этого мон-ря ( Он же. Московский митр. Макарий и его время. 1996. С. 123-133; Он же. 2002. С. 19-21). На духовное становление буд. святителя, вероятно, оказал влияние его родственник, племянник прп. Иосифа архим. московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кассиан (1508-1514), имя к-рого записано на 14-м месте в «род» М. в Синодике московского Успенского собора 2-й пол. XVI в. (ГИМ. Усп. 64. Л. 295-295 об.). Во время длительного пребывания М. в Боровской обители в мон-ре были возведены каменные трапезная палата (1511), паперть, в к-рой была устроена рака прп. Пафнутия (1522), колокольня (1523) ( Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979. С. 159, 162). Учитывая позднейшие известия о занятиях М. иконописью (см. ниже), нельзя исключать того, что он принимал участие в росписи этих монастырских построек.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Свт. Макарий, митр. Московский. Икона. Ок. 2006 г. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Свт. Макарий, митр. Московский. Икона. Ок. 2006 г. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница Троице-Сергиевой лавры) (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1.10.1835, с. Шапкино Ковровского у. Владимирской губ.- 16.02. 1926, с. Котельники Московского у. и губ.), свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая. Род. в очень бедной многодетной семье причетника храма Рождества Пресв. Богородицы Владимирской епархии Андрея Парвицкого. В святом крещении был наречен Михаилом. Рос слабым, болезненным ребенком. С первых лет жизни большую часть времени проводил в храме, помогая отцу. В 1843 г. ввиду крайней бедности семья оставила родные места и отправилась в Сибирь - в Тобольск, где отец надеялся получить диаконское место. Михаил поступил в Тобольскую ДС, там получил фамилию Невский. Его отец, прослужив в Тобольской епархии неделю и не получив желаемого места, переехал с семьей на Алтай, в с. Верх-Ануйское Бийского окр. Томской губ. Там положение семьи причетника улучшилось. В 1854 г. М. А. Невский окончил Тобольскую ДС со степенью студента, 2-м по разрядному списку, что давало ему право на поступление в духовную академию. Однако он желал посвятить жизнь миссионерству среди непросвещенных народов. Вначале, под впечатлением сообщений об апостольских трудах архиеп. Камчатского, Курильского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова ; впосл. митрополит Московский и Коломенский), он собирался участвовать в просвещении алеутов и др. племен Сев. Америки, но после беседы с одним из своих родственников решил избрать миссионерское служение среди коренных народов Алтая (в то время там проживали неск. тюркоязычных племен со своими языками и обычаями, обобщенно именовавшихся алтайскими «татарами» или «калмыками»; только в ХХ в., во многом благодаря деятельности Алтайской духовной миссии (АДМ), произошла консолидация алтайских этнических групп в единую народность).

http://pravenc.ru/text/2561280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (ризница Троице-Сергиевой лавры) свт. (пам. 15 июня и 30 сент.), митр. Киевский († кон. X - нач. XI в. (?)). М. почитается как первый Киевский митрополит. Биография святителя носит легендарный характер. Согласно сложившейся церковной традиции, архиерей по имени М., родом грек либо «сириянин», прибыл из К-поля вместе с царевной Анной , сестрой визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII , в Херсонес (Корсунь) для крещения св. равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича : «Епископ же первый огласи его [князя] и о святой вере добре поучи» (цит. по: [ Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Жития святых. М., 1764. Ч. 4. Л. 338). Вместе со св. кн. Владимиром и св. кнг. Анной он отправился в Киев, где крестил народ киевский и «сам Михаил Митрополит всех дванадесять сыновей Владимировых, их же име от различных жен, наедине в кринице, или на источнику окрести, и от того часа источник он над Днепром, идеже сынове Владимировы крестишася, и по сей день Хрещатик прослылся» (цит. по: Иннокентий (Гизель). 1823. С. 50). Кн. Владимир Святославич «благословение приим от святого Михаила митрополита всеа Русии, создах церковь соборную святыя Богородицы, иже зовется Десятинная» (цит. по: ДРКУ. С. 73). По преданию, святитель основал на одной из киевских гор мон-рь и деревянную ц. во имя архистратига Михаила и участвовал в низвержении идола Перуна: «...первый при Владимире Митрополит Михаил, посадивши иноков на горе недалече от того Чортова беремища (древнее название горы, на которой был основан Златоверхий Михайловский мон-рь.- И. З., Б. Ф.) на свое имя и Церковь Святаго Архистратига Михаила созда, сея ради вины, зане яко Святый Архистратиг Михаил чорта от Небес низваерже, тако и зде он же помогл от горы чорта в болване бывшаго низврещи» (цит. по: Иннокентий (Гизель). 1823. С. 54).

http://pravenc.ru/text/2563462.html

В Сергиевом Посаде прошла презентация научного исследования, посвященного истории Спасо-Вифанского монастыря 15 февраля 2019 г. 14:27 13 февраля 2019 года в музейном комплексе «Конный двор» в подмосковном Сергиевом Посаде в рамках выставки «Преподобный Сергий — помощник всему государству и государям российским» состоялась презентация книги «Вифания митрополита Платона», выпущенной в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Книга посвящена жизнеописанию московского митрополита Платона (Левшина) и основанному им Вифанскому скиту. В настоящее время скит (ныне — Спасо-Вифанский мужской монастырь ), находящийся близ лавры, восстановлен и имеет своих насельников. Активное участие в издании книги принял настоятель обители игумен Аверкий (Лопатюк). Книга стала результатом труда коллектива авторов, среди которых: профессор Российской академии народного хозяйства (Москва) Е.В. Черникова, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX вв.», музея «Ризница» на территории лавры Л.А. Шитова, сергиево-посадский краевед К.А. Филимонов, ведущий научный сотрудник музея «Ризница» О.И. Зарицкая, литературный редактор издательства лавры А.В. Ключникова. Перед началом презентации перед собравшимися выступил хор Регентской школы Московской духовной академии под управлением К. Тарелкиной. В мероприятии приняли участие насельники лавры, историки, искусствоведы, учащиеся семинарии. Выступающие с удовлетворением и благодарностью отметили завершение кропотливого труда по изданию книги, которая стала, по их словам, достойным примером сотрудничества братии лавры и музейных научных работников в деле сохранения памяти о митрополите Платоне. «Важно возвратиться к тем истокам и задумкам, которые заложены митрополитом Платоном, вложившим всю душу в создание Вифании в Сергиевом Посаде», — сказал игумен Аверкий (Лопатюк). «Особенность этой книги в том, что она одновременно и строго научная, и легкая в чтении, что объясняется глубоким почитанием авторами митрополита Платона, который сам был открытым и добродушным человеком. Поэтому книга получилась и серьезной, и одновременно очень душевной», — отметил настоятель Спасо-Вифанского монастыря. Среди гостей презентации был профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий (Веретенников), который охарактеризовал митрополита Платона не только как строителя первого лаврского скита и любителя уединенной жизни, но и как возродителя русских монастырей и просветителя. В завершение мероприятия благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел от лица братии подарил икону преподобного Сергия Радонежского профессору РАНХ Е.В. Черниковой за особый вклад в издание книги. Свято-Троицкая Сергиева лавра /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5372460.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010