Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Москва. XVI. Св. Стефан Пермский. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 214. РГБ. Москва. Русь. XVI. Свт. Стефан Пермский. Рисунок (перевод с иконы). Русь. XVI век. ГРМ, ПМ-4464. Ретушировано. Сольвычегодск. 1650-1660-е. Ростовские святые (фрагмент). Шитая пелена. Сольвычегодск. 1650-1660-е гг. 39 х 30. Вклад Г.Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор. С 1924 г. В Нижегородском государственном историко-архитектурном музее. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Москва. XVI. " Боголюбская " с избранными святыми (Левая сворка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. ГТГ. Москва. Русь. XVII. Свт. Стефан Пермский с житием. Икона. Русь. 1-я половина XVII в. 100 х 71. Из Никольской церкви сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря. Сольвычегодский государственный историко - художественный музей. Архангельская обл. Россия. 1717. Свт. Стефан Пермский с деисусом и свт. Николаем, Пермскими святителями, бл. Прокопием и Иоанном Устюжскими. Россия. 1717 г. 107.5 х 87.2. Из церкви с. Цилеба Ленского р-на Архангельской обл. ЦМиАР. Москва. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1999. Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/907932.htm...

Святитель Евфимий лежал, как спящий, персты его были сложены для благословения. " Еще хранит Бог Новгород, за него молится святитель Евфимий " , - громко сказал Евмений и, прочтя грамоту святого Ионы, положил ее в руку почившего святителя. Вскоре после кончины святителя Господь прославил его благодатными дарованиями тем, кто прибегал к его молитвенной помощи. Высоко почитая святителя, благодарные иноки Вяжицкой обители воздвигли церковь в честь святого Евфимия, которая отмечена в переписи 1500 года. Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года. Житие святого Евфимия написано по поручению святителя Ионы, архиепископа Новгородского († 1470; память 5 ноября) Пахомием Логофетом. Иконописный подлинник Новгород. XVI. Свт. Евфимий. Резьба. Новгород. 1-я половина XVI века. 175 х 45. Рельеф с крышки раки святого в Вяжецком монастыре. ГРМ. Спб. Новгород. 1549. Свт. Евфимий Новгородский. Шитьё. Новгород. 1549 г. 198.5. х 88. В 1917 году пелена поступила из Вяжищского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Русь. XVI. Спас на престоле с припадающим свт. Евфимием Новгородским. Икона. Русь. 3-я четверть XVI века. 42 х 34. Из Собора Покровского монастыря в Суздале. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль. Русь. XVI. Свтт. Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Святая Троица " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в ГВСИАХМЗ. Суздаль. Сольвычегодск. XVII. Новгородские святые (фрагмент). Мастерская Анны Иоановны Строгановой. Шитьё. Сольвычегодск. Середина XVII в. 38. х 30.5. После 1926 года поступила из Хутынского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Русь. 1694. Св. Евфимий Новгородский. Средник трехстворчатой иконы святого в житии. Русь. 1694 г. Новгородский историко - архитектурный музей - заповедник. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1962-73. Свт. Евфимий. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1962-73 годы. 28.5 х 22.4. Тональный рисунок - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы.

http://patriarchia.ru/db/text/911426.htm...

Среди рисунков, сделанных в Киеве в 1651 г. А. ван Вестерфельдом, придворным художником литов. гетмана Януша Радзивилла, есть изображение раки со св. мощами М. в соборе Св. Софии. Художник подробно зафиксировал детали интерьера, в т. ч. висящую на стене над изголовьем раки икону с образом святого. Хотя извод недостаточно хорошо просматривается, есть основание говорить, что над св. мощами М. находилась его икона с прямоличным поясным изображением. При мощах святого пребывал и принадлежавший М. резной кипарисовый крест афонской работы (XV в., НКПИКЗ). Во 2-й пол. XVIII в. на юж. фронтоне киевской Илиинской ц. на Подоле была размещена живописная композиция (обнаружена в 1957 под записями XIX и XX вв.) с образом М. В кон. XX в. она была возобновлена в мозаике с сохранением прежней схемы и с повторением первоначальных надписей. В центре композиции помещен образ седовласого с клиновидной бородой архиерея, представленного по пояс в легком повороте влево на фоне пейзажа. Он облачен в саккос, с омофором, с палицей; на голове митра, на груди - крест и панагия. В правой руке держит крест, в левой - жезл с сулоком. По сторонам нимба - надписи: «Священномученик Makapiй» (слева), «Mimponoлum Kiebckiй» (справа). В пейзаже сделана попытка изобразить место кончины священномученика: слева р. Припять, справа в ограде церковные строения - 3-ярусная колокольня с высоким барабаном, увенчанным куполом с крестом, и небольшой храм (архитектура не соответствует реальной). Пространный текст внизу слева сообщает обстоятельства мученической кончины святого, убитого «безбожными перекопскими татарами», справа -вкладная надпись. Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Фрагмент иконы «Собор св. первосвятителей всея Руси». Сер. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Фрагмент иконы «Собор св. первосвятителей всея Руси». Сер. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) В приделе 12 апостолов в юго-зап. части Софийского собора в Киеве в поздней росписи находится образ архиерея (в саккосе, с омофором, с палицей, в митре, с крестом в левой руке и благословляющей десницей), к-рый идентифицируется как М. (надпись не сохр., автор атрибуции и датировки XVIII в. Н. Н. Никитенко). В этом изображении - в типе лика со строгими, правильными чертами, в форме клиновидной бороды - узнаются черты облика, присущие святому.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

ч. свою трагическую кончину. Икона «Свт. Николай Чудотворец, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский». Сер. XVI в. (ЦМиАР) Икона «Свт. Николай Чудотворец, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский». Сер. XVI в. (ЦМиАР) В день смерти он осматривал строившийся свод и купол церкви, к-рую сам проектировал, как вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с 6 монахами оказался под обломками. 5 монахов погибли сразу же, а молитвы преподобного братия слышала в течение неск. часов. Мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Вел. лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест А. А. (весом ок. 3 кг), к-рый он не снимал даже когда спал. Сохранилось 2 пространных греч. жития А. А. Одно написано мон. Афанасием (Αθανσιος το Παναγου) в 1-й четв. XI в. (BHG, N 187), другое - неизвестным монахом из Вел. лавры во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (BHG, N 188). Вскоре после смерти А. А. его память была включена в греч. богослужебные книги: Канонник 1022 г. (ГИМ. Син. греч. 299) и Стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. Т. 2. Р. 345). В рус. календарях память А. А. появляется в кон. XIV в. с распространением Иерусалимского устава: К-польское Евангелие 1383 г. (ГИМ. Син. 742. Л. 275 об.), Евангелие Кошки 1392 г. (РГБ. Троиц. Ризница. 4. Л. 322). В XIV в. на слав. язык было переведено анонимное житие А. А. (BHG, N 188). Оно входит в состав агиографического Сборника прп. Нила Сорского (РГБ. МДА. 207; кон. XV - нач. XVI в.), являющегося автографом преподобного. Известно, что это житие дважды копировалось в XVI в.: Гурием Тушиным (РНБ. Кир.-Бел. 141/1218) и в Троице-Сергиевой лавре (РГБ. Троиц. 685). Анонимное пространное житие помещено также в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 298-301 (2-я паг.)). Ист.: BHG, N 187-191f; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894. S. 21-29, 102-140; Помяловский И. В. Житие прп. Афанасия Афонского. СПб., 1895; Афонский патерик. Ч. 2. С. 5-58; Halkin F. Éloge inédit de S. Athanase l " Athonite//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 26-39; Κομνης Α. Υμνογραφικ ες σιον Αθανσιον τν Αθωντην//ΕΕΒΣ. 1963. Т. 32. Р. 262-313; idem. Un canone inedito in onore de Sant " Atanasio l " Atonita//Le Millénaire du Mont Athos, 963-1963: Études et mélanges. Chevetogne, 1963. Т. 1. Р. 135-143; Noret J. Vitae duae antiquae Sancti Athanasii Athonitae. Turnhout, 1982.

http://pravenc.ru/text/76982.html

Колокольня ц. во имя Трех святителей. 1840 г. Фотография. 2004 г. Колокольня ц. во имя Трех святителей. 1840 г. Фотография. 2004 г. В 1-й пол. XVII в. с северо- и юго-востока к собору были пристроены приделы в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. В 1697 г. на средства Л. К. Нарышкина на месте Никольского придела было построено 3-этажное здание, на 1-м этаже к-рого была освящена ц. во имя свт. Николая Чудотворца, на 2-м находилась ризница, над ней - одноглавая ц. во имя прп. Сергия Радонежского (в XVI - 1-й пол. XVII в. в мон-ре, вероятно, существовала Сергиевская ц., престол к-рой был перенесен в новый храм). По челобитной гр. М. Г. Головина имп. Анне Иоанновне 1740 г. Никольская ц. была перестроена, появилась граненая алтарная апсида. В XVIII в. фасады здания были завершены фронтонами. В описи мон-ря 1833 г. упоминаются росписи Сергиевской ц. Отреставрированный в 1873 г. на средства гр. Шибаевых Никольский храм был также украшен масляной живописью. Внешний вид трапезной Покровской ц. 1381 г. неизвестен. После ее разрушения в 1571 г. была построена новая кирпичная Покровская ц. на высоком подклете, в к-ром располагались теплый погреб, хлебня, кузница, угольная. Здание представляло собой большую одностолпную палату, соединенную галереей с Зачатиевским собором. В 1697 г. на средства Нарышкиных Покровская ц. была перестроена в стиле московского барокко. Высокий четверик увенчали декоративные кокошники и глава на граненом барабане; окна были обрамлены наличниками с килевидными завершениями. Барабан главы и фасады церкви украшали полихромные изразцы, на нек-рых находились изображения российского гос. герба - двуглавого орла. В нач. XIX в. храм был перестроен в стиле классицизма: четверик увенчали треугольные фронтоны и купол с главкой на барабане. В 1872 г. храм расширили за счет пристройки с сев.-вост. стороны придела в честь Похвалы Пресв. Богородицы (одноименный престол существовал ранее при монастырской больнице, здание к-рой разобрали). В 1902 г. храм был отреставрирован на средства казначея Троице-Сергиевой лавры архим. Никона (Рождественского) . Иконостас был устроен в 1697 г. на средства царского спальника кн. О. В. Засекина (в 1855 и 1884 обновлен).

http://pravenc.ru/text/161091.html

Согласно другой т. зр., данные противоречия не могут свидетельствовать против авторства Н., поскольку принадлежат летописцам XI в., труд которых Н. использовал в работе над ПВЛ (Шахматов, М. Д. Присёлков , Лихачёв, О. В. Творогов, Л. В. Милов, Артамонов и др.). В пользу последней т. зр. говорит тот факт, что ряд фрагментов ПВЛ обнаруживают стилистическое сходство с агиографическими сочинениями Н. (Милов, Е. Л. Конявская, Артамонов). Вопрос о том, почему Н. не стал редактировать труд своих предшественников, по мнению Шахматова, разрешается тем, что составители летописных сводов чаще всего не исправляли тексты предшественников, а лишь дополняли их. Кроме того, согласно Шахматову, оригинальный текст ПВЛ до нас не дошел. На это указывают слова монаха Поликарпа, который, сообщая о смерти прп. Пимена Многострадального, пишет: «Въ время же преставления его явишася три столпы над трапезницею и оттуду на верх церкви приидоша, о них же речено бысть в летописци» ( Абрамович. 1991. С. 183). В дошедшей до нас редакции ПВЛ данное знамение читается в статье 6618 (1110) г., но речь в ней идет не о трех, а об одном столпе, что говорит о позднейшем редактировании текста Н. Прп. Нестор летописец в группе преподобных Ближних пещер Киево-Печерской лавры. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявшие». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Прп. Нестор летописец в группе преподобных Ближних пещер Киево-Печерской лавры. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявшие». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Сторонники атрибуции Н. ПВЛ связывают с его творчеством большое историко-географическое введение, посвященное начальному периоду рус. истории, ряд эпических сказаний о первых рус. князях, описания некоторых событий истории Киево-Печерского мон-ря, включение в текст летописи русско-визант. договоров и, наконец, повествование о событиях 1094-1110 гг.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

во имя М. в Полтаве). На иконах, созданных до 1896 г., на груди святого иерейский 4-конечный крест (икона из ц. во имя М. в Полтаве), после 1896 г.- наперсный 8-конечный крест; встречаются варианты без креста (хромолитография Е. И. Фесенко, 1895). В левой руке М. изображали либо крест, либо крест и пальмовую ветвь в соответствии не только с символами мученической кончины за правосл. веру, но и с описанием найденных нетленными останков святого после пожара в Каневе. Лик М. обладает индивидуальными чертами, которые позволяют предположить наличие посмертного портрета святого, находившегося, по-видимому, при его мощах в Каневе или Переяславе: у святого правильные черты, несколько удлиненный массивный нос, глубоко посаженные глаза, свисающие на пышную бороду длинные усы и длинные вьющиеся пряди волос, спускающиеся из-под митры. Наибольшее распространение получили поясные образы М. (икона в Успенском соборе в г. Канев, в ц. во имя М. в Полтаве, в соборе арх. Михаила в г. Черкассы). Прмч. Макарий Овручский и св. Ефрем. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Прмч. Макарий Овручский и св. Ефрем. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) В 70-х гг. XIX в. появились небольшие эмалевые образки М., выполненные на медной пластине в технике надглазурной росписи по эмали в мастерских г. Ростова. Изображение М. обладает рядом признаков репрезентативного портрета: его поясная фигура показана в 3/4-ном повороте влево, при этом взгляд обращен на молящегося, десницей именословно благословляет, в левой руке держит посох, облачение соответствует сану. При некоторой обобщенности и статичности образа можно отметить ряд иконографических особенностей, раскрывающих отдельные эпизоды из жизни святого: митра является принадлежностью сана архимандрита, жезл-посох - знак власти игумена, управляющего мон-рем (игумен пинский, купятицкий и каневский по собственноручной записи преподобного).

http://pravenc.ru/text/2561350.html

Д. изготавливали столичные ювелирные фирмы (Д. для храма Христа Спасителя в Москве выполнена московской ювелирной фирмой Хлебникова ( Коварская С. Я. Произведения моск. ювелирной фирмы Хлебникова: Кат. М., 2001. С. 10-11. Рис. 3)), а также монастырские мастерские, напр. Троице-Сергиевой лавры (Д. 1903 г., не сохр.; см.: Шитова Л. А. Серебряная мастерская Троице-Сергиевой лавры во 2-й пол. XIX в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы III Междунар. конф. Серг. П., 2004. С. 384-402. С. 387). В декоре Д. помимо драгоценных металлов и камней использовался перламутр, символизирующий паломничество в Св. землю. Д. с перламутровыми пластинами была вложена в 1870 г. в «перламутровую ризницу» Гефсиманского Успенского скита близ Троице-Сергиевой лавры ( Черкашина Г. П. «Перламутровая ризница» Гефсиманского Успенского скита: (К вопр. о производстве и бытовании в России изделий из перламутра)//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщ., 2000. М., 2000. С. 329-349). В совр. рус. практике Д. составляет обязательный предмет церковного обихода, постоянно находящийся на св. престоле. Наиболее частая форма - гробница с высокой сенью. Д. обычно накрывается высоким прозрачным (стеклянным) колпаком; в ковчеге внутри Д. хранятся запасные Св. Дары - частицы Тела Христова, напоенные Кровью Христовой и высушенные (традиционно приготовление запасных Св. Даров должно происходить в Великий четверг ); кроме ковчега со Св. Дарами в Д. может также храниться сосуд со св. миром . В стандартных рус. изданиях Требника помещается чин освящения Д. (в греч. традиции неизвестен), происходящий из Требника митр. Петра (Могилы) 1646 г. и состоящий из обычного начала, Пс 131, молитвы (нач.:                  ) и главопреклонной молитвы (нач.:                  ), окропления св. водой и отпуста; Д. в этом чине названа «кивотом», т. е. «сосудом, в немже хранимы быти имут Божественныя Христовы Тайны» (Требник. С. 421-426). Особый характер имеет Д. для совершения литургии Преждеосвященных Даров. Согласно древней практике, отраженной в т. ч. и в совр. изданиях богослужебных книг, эта Д., называемая «хлебоносцем» (калька с греч. ρτοφριον), должна находиться на жертвеннике (Служебник. [Т. 2.] С. 420-421), но в совр. традиции Преждеосвященные Дары хранятся на св. престоле, на специальном дискосе со стеклянным колпаком.

http://pravenc.ru/text/дарохранительницы...

XIX в. на столбе Успенского собора лавры (реставрирован в 1881); произведения мастеров Холуя посл. четв. XVIII - нач. XX в. (ГЭ, СПГИАХМЗ, НКПИКЗ - происходят из ЦАМ КДА, частные собрания); иконы 2-й пол. XIX в. мастерской худож. И. М. Малышева в Сергиевом Посаде (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ, Митрополичьи палаты ТСЛ, ГМИР, ризница СДМ, частные собрания; лица М. совсем не видно под клобуком и мантией) и др. Положение фигуры М., его возраст, монашеские ризы, жесты в изображениях варьируются; иногда он в глубине кельи, а не в сенях, куда игумен вышел встречать Пресв. Богородицу, чаще - рядом с прп. Сергием. На прориси мастера Е. И. Козмина из посада Клинцы (ГИМ) помимо сцены явления Божией Матери присутствует дополнительный сюжет молитвы преподобных Сергия и М. внутри кельи. Подобные иконы, использовавшиеся в качестве «раздаточных» паломникам обители, десятками писали мастера, работавшие по заказам Троице-Сергиевой лавры (по описи 1641/42 г., в казенных палатах было 1163 образа «Сергиева видения», см.: Воронцова Л. М. О некоторых особенностях троицких икон XVI-XVII вв.: К проблеме атрибуции//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 29 сент.- 1 окт. 1998 г. М., 2000. С. 291-292). Иногда в композицию включены образы обоих учеников прп. Сергия: на створке резного складня 1-й пол. XVII в., вложенного в Троицкий мон-рь иноком Василием (Аврамовым) (СПГИАХМЗ); на поволжской иконе-пяднице кон. XVII в. (Музей русской иконы, Москва); на большой иконе посл. четв. XVII в. (собрание И. В. Возякова; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 90, 327. Кат. 61); на небольшом образе кон. XVIII - нач. XIX в. (из собрания Успенских, ГЭ); в клейме на житийной иконе 1-й четв. XVIII в. из с. Васильевского Старицкого р-на Тверской обл. (ЦМиАР); в клейме в среднике житийной иконы кон. XVIII в. из ц. вмч. Георгия в урочище Ст. Георгий Галичского р-на Костромской обл. (КГОИАХМЗ) и др. На иконе «Сергиево видение» кон.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

В главном алтаре крест запрестольный утвержден над двуглавым орлом — гербом Российской Империи, в память спасения императора Петра I от стрельцов в сем соборе. Внутри собора погребены некоторые лица царского рода, а также архиепископ Рязанский Моисей, архиепископ Московский Августин, митрополит Московский Макарий. Внизу под собором помещается церковь Всех Святых; здесь погребены Леонтий и Сергий, митрополиты Московские. Вне собора, у западной стены его, в отдельной глухой палатке, погребено семейство Годуновых. К юго-западу от собора находится, в особенной каменной часовне, колодец, ископанный самим пр. Сергием и обретенный в 1644 году. К западу от этой часовни находится устроенный в 1792 году митрополитом Платоном, в виде пирамиды, памятник вышиною 14 аршин с надписями, изображающими великие события, происходившие в Лавре. Вокруг него в 1823 году поставлены соединенные цепью пушки, которые некогда служили для защиты Лавры от поляков. В церкви пр. Михея находится покрытая серебряной ризой его гробница (см. 5 мая); церковь эта была построена над гробом пр. Михея в 1732 — 1734 году и возобновлена в 1871 году. В архиве, в числе древнейших подлинных актов, сохранилась грамота князя Федора Андреевича Стародубского пр. Никону на озера, писанная на лоскуте бумаги, длиною с небольшим в один, шириною около двух вершков. Здесь же из 300 святительских грамот старшая по времени — настольная от Макария, митрополита Всероссийского, архимандриту Лавры Елевферию 1561 года. Ризница Лавры представляет много предметов благоговения, любознательности и любопытства. Святость, древность, драгоценность, достоинство вкладов — делают их разнообразными. Особенно замечательны следующие из них: деревянные сосуды, в которых священнодействовал преподобный Сергий, священническая риза его из темноцветной бумажной нетонкой ткани, деревянные сосуды и священническая риза преподобного Никона из белой камки с оплечьем и крестом парчовыми, Евангелие преподобного Никона на пергаменте, кадило его серебряное, позолоченное, на подобие церкви, весом в два фунта, сандалии кожанные, 30 лет бывшие на ногах преподобного Сергия, крест, присланный преподобному Сергию патриархом Цареградским Филофеем, обложенный золотом и украшенный драгоценными камнями; Евангелие вместе с апостолом на пергаменте, по порядку древнего чтения, XIV века, Евангелие в лист на пергаменте — дар царя Федора Алексеевича 1677 года; рукопись древнего письма и может быть отнесена к XIV-XV векам, Евангелие на греческом языке, писанное на пергаменте в 4 д., в XII веке, — дар с Афона А.Н.

http://sobory.ru/article/?object=00497

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010