Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители. Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана. Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений. Иконописный подлинник Ярославль. 1752. Прмч. Адриан Пошехонский. Икона. Ярославль. 1752. Из собрания Николая и Сергия Воробьёвых. ЦМиАР. Москва. Ярославль. 1-я треть XVIII. Прмч. Адриан Пошехонский в молении перед образом Успения Богоматери. Икона. Ярославль. 1-я треть XVIII века. 31.9 х 27.6. Из имения Петровское Рыбинского уезда. С 1921 года в собрании Рыбинского музея. Россия. XIX. Прмч. Адриан Пошехонский. Икона. Россия. XIX в. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2)/фрагмент/. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собр. Москва. 1962-73. Собор Ярославских святых (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911249.htm...

Файл 9680.jpg:   Размер: 932x1200, 1.12 MPix, 271 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (134) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Ростовские святые (снизу вверх справа нелево): свтт. Леонтий, Игнатий, Иаков, Исаия, прп. Авраамий, св. Исидор, прп. Петр перед Богоматерью. Рисунок (прорись с иконы). Русь. XVII века. ГРМ, ПМ-1175. Ретушировано. Файл 9681.jpg:   Размер: 864x1200, 1.04 MPix, 326 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (127) , (3) . Описание: [Сольвычегодск. 1650-1660-е.] " Ростовские святые " (Свт. Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков Ростовские и Стефан Пермский). Шитая пелена. Сольвычегодск. 1650-1660-е гг. 39 х 30. Вклад Г.Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор. С 1924 г. в НГИАМЗе. Файл 9682.jpg:   Размер: 967x1200, 1.16 MPix, 229 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Богородица с предстоящими Ростовскими чудотворцами. Русь. Конец XVII в. 32 х 23. Из собрания А.А. Титова. В 1921 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 9684.jpg:   Размер: 979x1200, 1.17 MPix, 248 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (125) , (2) . Описание: [Россия. XVIII.] Ростовские чудотворцы (Изображены: 1 ряд/слева направо/: свтт. Иаков., Исаия, Леонтий, Игнатий, Феодор. 2 ряд: прпп. Петр, Авраамий, свв. Исидор, Иоанн.) Икона. Россия. XVIII век. Церковь Толгской иконы Божией Матери в Ростове Великом. Файл 9685.jpg:   Размер: 885x1200, 1.06 MPix, 147 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (2) . Описание: [Россия. XIX.] Ростовские святые с архид. Стефаном и вмч. Димитрием в молении перед Владимирской иконой Богородицы. Икона. Россия. 1-я четверть XIX в. 71.5 х 57. Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 9686.jpg:   Размер: 958x1200, 1.15 MPix, 255 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (171) , (5) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

http://pravicon.com/icon-2799

Мы слышали, что итальянская шелковая ткань, из которой сшита фелонь преподобного Никона Радонежского, в XX веке практически была разрушена, но удалось ее реанимировать. Как? Ткань фелони святого уже в конце XIX века была очень хрупкой, а в следующем столетии она распалась на отдельные кусочки. И наш реставратор Нина Николаевна Шелонникова в течение трех лет восстанавливала эту древнейшую фелонь, занимаясь только этой работой.      Но снова вернемся в далекое прошлое. Первоначально собрание монастырской ризницы находилось в алтаре Троицкого собора, это мы знаем по описи Троице-Сергиева монастыря. Ризница в соборе была небольшая. Иконы, литургические сосуды, одеяния, ризы в XIV-XV веках были тогда «действующими» – они использовались во время богослужений. Вещи начали выделять для хранения в более поздний период, когда уже собрание ризницы достигло определенных размеров. Также документально засвидетельствовано, что в XVII веке рядом с Троицким собором были сооружены три палатки каменные ризной казны. В них и стали храниться ризничные вещи. А в 1782 году в стенах древней обители, рядом с собором, было построено здание ризницы, в котором мы сейчас находимся. Оно специально предназначалось для хранения церковной утвари и монастырских риз. Должна заметить, что одна из удивительных, даже, пожалуй, редких особенностей, отличающих «Ризницу Троице-Сергиевой лавры», заключается в том, что сохранена и цельность коллекции монастырской ризницы, и цельность ее местонахождения. Все предметы находятся на своем историческом месте – в здании отреставрированной монастырской ризницы. В наши дни директором музея-заповедника стал наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, ныне митрополит Каширский. Как музей развивался в третьем тысячелетии? Давайте захватим немножко конец XX века. В 1992 году распоряжением Президента России Сергиево-Посадский музей-заповедник был отнесен к особо ценным объектам национального культурного наследия Российской Федерации. Нынешняя «Ризница Троице-Сергиевой лавры» являлась тогда еще отделом древнерусского прикладного искусства. В 2000 году после реорганизации этот отдел стал филиалом Сергиево-Посадского государственного музея, а владыка Феогност – директором филиала. Но уже с 2009 года он является генеральным директором всего Сергиево-Посадского государственного музея, в котором Ризница сохранилась на правах структурного подразделения. Если говорить конкретно о нашем времени, то большая заслуга в сохранении Ризницы – и самого здания, и монастырских сокровищ – принадлежит владыке Феогносту, поскольку он очень плотно занимался финансированием ремонтно-реставрационных, экспозиционных работ. Ведь содержание музея – дело недешевое, включая показ экспонатов, хранение, реставрацию.

http://pravoslavie.ru/143219.html

     Музей-заповедник в настоящее время большой, в нем около 130 тысяч единиц хранения. Территориально он расположен в четырех зданиях в пределах центра города. Ризница – на территории Троице-Сергиевой лавры, краеведческий отдел – недалеко от Лавры, в Овражном переулке. Отдел русского народного и декоративно-прикладного искусства – в музейном комплексе «Конный двор», что тоже рядом с Лаврой. (Здание примыкает к Белому пруду). Ну, и главное административное здание расположено на проспекте Красной Армии. Там проходят выставки, располагаются фонды, там находится администрация музея-заповедника. Важно то, что в целом музей сохранил все свои основные виды деятельности: научную, экспозиционную, хранительскую, просветительскую и так далее. После того, как владыку Феогноста назначили генеральным директором музея-заповедника, значительно усилились контакты и взаимодействие с Троице-Сергиевой лаврой и с Московскими духовными школами. Мы стали проводить совместные научные конференции с привлечением преподавателей, студентов Духовной академии и лаврских послушников. Стали делать совместные выставки с показом экспонатов знаменитого Церковно-археологического кабинета (ЦАКа), проводить различные мероприятия, презентацию совместных изданий. В наших сборниках с музейной тематикой принимают участие преподаватели и сотрудники Лавры. На экскурсии и учебные занятия приходят студенты МДА, у которых возрос интерес к музею.      Проводится совместная экскурсионная работа с паломническим центром Лавры, то есть какие-то группы, которые Лавра принимает через свой паломнический центр, посещают наш музей. Но экскурсии по музею водят только его сотрудники, таково правило, и оно не нарушается. Мы тесно сотрудничаем с Иконописной школой: у нас был ряд выставок работ лаврских иконописцев, в том числе и проходившая несколько лет назад юбилейная выставка, посвященная 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии. Несколько студенток, закончивших эту мастерскую, поступили к нам реставраторами. Они занимаются реставрацией тканей.

http://pravoslavie.ru/143219.html

Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова . От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: " Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную... " Иконописный подлинник Москва. XVI. Прп. Сергий с житием. Мастерская Феодосия. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. 136 х 97,5. Из Успенского собора г. Дмитрова. С 1965 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва. Москва. 1420-е. Прп. Сергий. Шитый покров. Москва. 1420-е гг. 196 х 84. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Новгород. XV. Прпп. Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Русь. XVI. Прп. Сергий. Икона. Русь. Середина XVI в. 30 х 23. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Русь. 1591. Прп. Сергий с житием (фрагмент). Евстафий Головкин. Икона. Русь. 1591 г. 65 х 52.5. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Русь. XVII. Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Россия. 2004.

http://patriarchia.ru/db/text/913904.htm...

Визуальные материалы отражают исторический облик и современное состояние монастырских комплексов, храмов, молитвенных домов, часовен, школьных зданий, приютов, приходских домов и хозяйственных построек, возведенных в XIX- начале XX в. Алтайской духовной миссией. Аналогичная награда была вручена Издательству «Творческая мастерская» и Фонду возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря за книгу «Первый Патриарх святитель Иов». В ней впервые опубликована в переводе и в оригинале духовная грамота святителя Иова. В книге сделан перевод жития святителя Иова на английский язык. Интересна книга, удостоенная Дипломом II степени издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры». Она посвящена одному из крупнейших в православном мире собранию произведений церковного искусства - Ризнице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Христианские святыни, драгоценная храмовая утварь, иконы, книги, принесенные в дар Дому Живоначальной Троицы и Радонежским чудотворцам, а также созданные в самой Троицкой обители, накапливались здесь в течение пяти столетий. Ризница Троице-Сергиевой Лавры стала подлинной национальной сокровищницей, а сохраненные в ней памятники искусства вошли в золотой фонд мирового культурного наследия. А Диплома I степени и приза конкурса удостоена книга Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, «Жизнь среди святых» (Полиграфический центр «Петровский»). Митрополит Псковский и Порховский Иоанн родился в православной царской России, с детства был научен любви к Богу, Православной Церкви и Родине. О жизни самого Владыки - серьезной, временами трагичной и в то же время наполненной светлой радостью, о жизни тех, кто был духовно близок владыке, и о тех, с кем рядом был он, - эта книга. В номинации «Лучшая историческая книга» Диплом I степени присужден священнику Дмитрию Сафонову за труд «Святитель Тихон - Патриарх Московский и всея России и его время» (издание Фонда сохранения духовно-нравственной культуры «Покров»). Автор восстанавливает хронологию патриаршего служения святителя Тихона с момента избрания на патриарший престол в 1917 году до его кончины в 1925-ом.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Монастырская стена.– Ворота. – Церкви. – Главная: Троицкий собор. – Главная святыня собора – мощи преподобного Сергия. – Рака и сень. – Священные вещи у раки. – Образ видения Богородицы Пр. Сергием в алтаре. – Иконостас. – Царские врата. – Иконы, носящие следы осады Лавры поляками. – Ковчег. – Иконы пр. Сергия с учениками. – Две подписи. – Никоновская церковь : её построение; достопримечательности; сведения о Никоне, преемнике преподобного Сергия. – Церковь Духовская. – Церковь Филаретовская и её достопримечательности. – Успенский собор: его внешний вид, основание, внутренность, достопримечательности. – Церковь Смоленская: икона Божией Матери, чудо, основание церкви, память о графе Разумовском и Шереметеве. – Трапезная церковь преподобного Сергия. – Михеевская церковь: случай, по которому она построена. – Рассказ о явлении пречистой Богородицы преподобному Сергию в присутствии его ученика Михея; обновление церкви. – Церковь больничная и икона преподобного Сергия, носимая по домам. – Надворотная церковь во имя Иоанна Предтечи. – Домовая церковь в митрополичьих покоях. – Церковь в наместничьих кельях. – Палатки: Серапионовская и Максимовская. – Колокольня Лавры. – О прочих постройках. – Ризница Лавры и её важные для всех достопримечательности. – Библиотека Лавры и значение монастырей, хранителей книг. – Духовная академия её значение, устройство, обширность. – Кладбища. – Колодезь. – Бассейн. – Памятник с надписями Весь Троице-Сергиевский монастырь обнесен громадной каменной стеной, имеющей более версты в окружности и более девяти аршин толщины. Кто в первый раз увидит эту большую ограду, тот положительно бывает поражен. Нужно, однако, знать, что с внутренней стороны прикладена к ней галерея, которая имеет 7 ½ аршин ширины, так что собственно стена имеет ширины не более двух аршин. И это, конечно, не мало; есть чему дивиться. Строилась эта стена не менее десяти лет, еще при Царе Иоанне Грозном, следовательно, около 350 лет тому назад. Вся стена крыта железом, и в разных местах её возвышаются старинные крепостные башни, которых было 12, ныне же остается 9. Ниже мы увидим, почему была устроена эта стена, здесь же заметим, что это и была настоящая крепость, устроенная для защиты монастыря от врагов. Потому-то в старину были тут и другие укрепления: рвы, возвышения и проч. В стене монастырской четверо ворот: святые, въездные (успенские), водяные и каличьи; из них въездные находятся в восточной стене, на расстоянии 8 сажен от ворот святых, против Успенского собора, почему иначе и называются они Успенскими. Устроены эти ворота позже других, хотя тоже давно – более 200 тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Вы находитесь в Сергиевом Посаде, окончили Иконописную школу МДА. Мастерская «Форма» продолжает её традиции? – Иконописная школа Московской духовной академии дала нам очень много. Её студенты постоянно погружены в древнерусское искусство. Этому способствует сама архитектура Троице-Сергиевой лавры: в частности, Троицкий собор, где сохранился иконостас письма преподобного Андрея Рублева – ты можешь войти в него и увидеть, как выглядел храм в XV веке. В лавре находится множество музеев: Ризница, Церковно-Археологический кабинет… И, конечно, очень важно, что студенты проходят копийную практику в музеях лавры, а потом и в других музеях России и даже мира. Благодаря всему этому происходит быстрое погружение в язык иконописи. Обучаясь в Духовной академии, мы получили драгоценный опыт, который мы с благодарностью воплощаем в своей работе. – Михаил, на ваш взгляд, что главное в работе иконописца? – Одним из главных принципов нашей мастерской является подход к храму как к единому сакральному пространству, где всё: архитектура, иконопись, роспись, внутреннее убранство – является единым ансамблем, который создается для того, чтобы помочь человеку в молитве. Как вы, наверное, уже поняли из нашей беседы, наша любимая стилистика, которой мы вдохновляемся чаще всего, – это русская иконопись XIV века, эпохи преподобного Андрея Рублева. Но наша мастерская работает и в византийском стиле, был у нас и опыт написания икон в романской, и в раннехристианской стилистике. Нам близко и интересно все многообразие церковного искусства и культуры. – Почему вы назвали мастерскую «Форма»? – Наша мастерская называется «Форма», потому что сама иконопись стала возможна именно благодаря тому, что Господь воплотился. Он обрел тело – то есть форму, стал видим и изобразим. Поэтому в Ветхом Завете изображать Бога было нельзя, а в Новом можно. Сама иконопись свидетельствует о Боговоплощении. – Вы работаете в разных стилях, но непременно темперой – минеральными красками, которые согласно старинной технологии разведены на яичном желтке. Почему?

http://pravoslavie.ru/153933.html

Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене — «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых. Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких. Специальная тема росписи — образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского). Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах — фигуры праотцев и пророков. По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в. В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них — одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова. В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=03961

- А где будут готовиться звонари для Соловков? - У нас при Храме Христа Спасителя есть школа колокольного мастерства. Но лучше мы сами будем подъезжать на Соловки - работы здесь, как минимум, лет на пять! - и на месте обучать звонарей мастерству, уставу колокольных звонов. Я уже дал в монастыре первых два мастер-класса, у нас это называется " снять звон с руки " . Для одновременного звона во все колокола на Соловках нужны три звонаря. Достаточно подготовить 5 человек. И они в принципе уже подобраны. Это - замечательные молодые талантливые ребята - послушники обители, некоторые из них с музыкальным образованием. Показал им несколько приемов трезвона, спустился с колокольни вниз и с радостью услышал свои приемы в их исполнении. - На недавнем X Всемирном Русском Народном Соборе была принята резолюция, поддерживающая передачу Рязанского Кремля Церкви. В ней обращалось внимание и на то, что необходим более конструктивный диалог между музеем-заповедником и монастырем на Соловках. А какова ваша точка зрения по этому вопросу? - В нынешнем году исполняется 200 лет, как император Александр I Благословенный подписал указ о создании в Москве Оружейной палаты. Этот юбилей торжественно отметили музеи Московского Кремля. После Отечественной войны 1812 года высочайшим указом создавались древлехранилища - музеи церковных древностей. Эта практика может быть возрождена и сегодня. Но по благому примеру Троице-Сергиевой Лавры музейные собрания должны быть воцерковлены. Вот и на Соловках, на мой взгляд, эти собрания должны быть под духовным водительством наместника монастыря. Сотрудникам музея нужно осознать, в результате чего созданы все духовные и материальные ценности в их экспозициях. Да, они многое, что могло погибнуть, сохранили! Но создал-то эти святыни православный народ. Направление экскурсий в музее-заповеднике должно меняться: нужно говорить не только о мертвых камнях и датах, архитектурных стилях, но и о святынях, о церковной истории, причем освещая ее как можно глубже. А в самой обители создана своя паломническая служба, которая уже занимается этой работой. Кстати, прежняя ризница монастыря на старинных открытках Соловков и выглядела как музей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010