Противоречивость положения была вызвана еще и тем, что в дореволюционное время Церковь не создала музеев и архивов в той открытой для общества форме, которая сложилась в светских музеях, библиотеках и архивах к началу XX в. Рукописное наследие архиерейских кафедр и монастырей, несмотря на протесты, начало систематически изыматься с середины XIX в. (экспедиции П. П. Строева). Древнейшие облачения и книги, вышедшие из употребления по ветхости, хранились в запасниках ризниц, но они были недоступны для осмотра и не имели научного описания. Предметы, принадлежавшие прославленным архипастырям или первоначальникам обителей, как правило, отделялись от остальных материалов ризницы и хранились как святыни. Древние иконы находились в храмах, но обыкновенно под окладами, и реставрация и раскрытие их, в современном понимании, начались лишь в самом начале XX в. Таким образом, отсутствие открытых церковных музеев было следствием неразвитости самого музейного дела, но отнюдь не нежелания Церкви. Патриаршая ризница и ризницы крупнейших монастырей, собрания рукописей Синодальной библиотеки, Троице-Сергиевой лавры и т. п. могли бы стать в будущем образцовыми открытыми церковными музеями и архивохранилищами, если бы не случилась революция. Революционный переворот и большевистская диктатура поставили вопрос совершенно по-другому: или эти музеи будут государственными (но это надо было еще доказать и сделать), или все, что хранит Церковь , будет уничтожено или продано за границу. Поэтому в своей деятельности Комиссия по охране Лавры должна была прежде всего учитывать действительную, а не декларируемую политику советского государства, которая выражалась в декретах и постановлениях центральной и местной власти, инструкциях и указаниях наркоматов. Важнейшими из них были: Декрет от 20 января 1918 г. об отделении Церкви от государства, согласно которому все церковное имущество национализировалось, историко-художественные ценности поступали в ведение Наркомата просвещения, а прочее имущество подлежало разделу между Гохраном (для отправки за границу) и местной властью (срок передачи церковных имуществ истекал 30 октября); Декрет от 5 октября 1918 г. о регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений 3 . Этим декретом предписывалось:

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Различия между типами креста и их наименованиями, применимыми и к Н. к., восходят к письменным источникам позднего средневековья, материалам описей храмов, а также к традиционным названиям сохранившихся служебных крестов XVI-XVII вв. Среди Н. к. различаются неск. типов. Это прежде всего воздвизальные, к-рые использовались для богослужений на праздник Воздвижения Креста Господня, а также на Крестопоклонной (3-й) неделе Великого поста, 1 авг. и во время крестных ходов. Они отличались чуть большими размерами и, как правило, были наиболее богато украшены. Наряду с ними на престоле находились благословенные, или благословящие, кресты, к-рыми священники благословляли прихожан при отпусте. Разнообразие терминов, обозначающих те или иные функции предметов одного типа, отмечают и музейные ученые, занимающиеся исследованиями ризничных собраний рус. храмов и мон-рей и видов богослужебной утвари. Применительно к служебным крестам, сохранившимся в крупнейших средневек. ризницах Др. Руси, таких как ризница Троице-Сергиевой лавры, в документах XVII-XIX вв. встречаются разные их наименования. Богослужебные кресты большого размера в описи Троице-Сергиева мон-ря 1641 г. названы воздвизальными, в описях XVIII в.- благословящими, в описях XIX в.- напрестольными. Л. А. Шитова отмечает, что все термины не противоречат друг другу, а лишь уточняют форму крестов и их функцию в богослужении ( Шитова. 2007. С. 286). Многообразие сохранившихся Н. к. позволяет локализовать различные художественные варианты их декора ( Игашев. 2009. С. 114-121, 334-350). Воздвизальный крест архиеп. Антония из собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1212 г. Хромолитография. 1849–1853 гг. Худож. Ф. Г. Солнцев Воздвизальный крест архиеп. Антония из собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1212 г. Хромолитография. 1849–1853 гг. Худож. Ф. Г. Солнцев Н. к. на одном престоле или в одном храме могло быть несколько. В описи 1143 г. мон-ря Ксилургу, «предшественника» Русского Пантелеимонова мон-ря на Афоне, упоминаются 2 подобных креста: «Крест серебряный чапотный [чеканный? филигранный? - Авт.] и др.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

1) всадник на коне с знаменем в руке и с короной на голове; на всаднике короткая куртка; позади всадника в правом верхнем углу крепостные ворота с башней; лошадь под всадником не имеет ни седла, ни уздечки; весь рисунок исполнен крайне схематично и грубо: на некоторых изразцах тот же всадник изображен не в короне, а в простой шляпе; 2) стоящие на задних лапах один против другого лев и единорог, а вверху над ними двуглавый орел без короны; изображение напоминает старинные гербы; 3) растительно-геометрический орнамент в виде вазы, расписанной прямыми и ломанными линиями и точками; над вазой поперек протянута цепь, а над ней висящие крючки, похожие на современные оконные закладки; по бокам полукруги с листьями; 4) цветочный и геометрический орнамент, представляющий незамыкаемые вверху и внизу медальоны с цветочками внутри и по углам; 5) цветочный орнамент с крючковидными завитками на концах. Фон всех ковровских изразцов — зеленый, самые рисунки даны синей, желтой, коричневой и белой поливами. В 1870 г. церковь была расширена и получила статус собора. Кирпичный храм в духе традиционного зодчества. Бесстолпный двусветный четверик, завершенный поясом кокошников под карнизом и пятиглавием, с трапезной с северным приделом, колокольня в стиле классицизма. В трапезной приделы - Смоленский Богоматери и Макария Калязинского (северный). В соборе хранился чтимый Смоленский образ Божией Матери. «Христорождественскому собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных не входных часовен и одна входная - деревянная» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903). «В г. Коврове с 1890 г. существует Общество хоругвеносцев, которое участвовало в крестном ходу, бывшем вокруг Троице-Сергиевской Лавры в память пятисотлетия блаженной кончины Св. Сергия, и принесло в дар его обители копию с чтимой в Коврове Шуйской иконы Божией Матери и хоругви. Владыка Митрополит Московский Леонтий достойным образом оценил усердие Общества Хоругвеносцев и дал в дар для хранения в Христорождественском Соборе г.

http://sobory.ru/article/?object=07272

Георгиевский 1914 – Георгиевский В. Г. Древнерусское шитье в ризнице Троице-Сергиевой лавры//Светильник, 1914. 11–12. С. 3–27. Георгиевский 1922 – Георгиевский В. Т. Охрана памятников русского шитья и низания//Среди коллекционеров. 1922. 5–6. С. 88–90. Георгиевский 1927 – Георгиевский В. Т. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М, 1927. Георгиевский б/г – Георгиевский В. Т. Ризница Покровского Суздальского монастыря. [Б. г., б. м.] Гермоген, натр. 1880 – Гермоген, натр. Московский. Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятая Богородицы Казанской, писано в 1594 году//ЧОДЦП. Апрель 1880. Материалы для истории русской церкви. С. 11–44. Главная опись Успенского собора 1853 – Главная церковная и ризничная опись Московского Большого Успенского собора 1853 г. – ОРГПФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 98. Голейзовский 1980 – Голейзовский Н. К. Два эпизода из деятельности Новгородского архиепископа Геннадия//Византийский временник. М., 1980. Т. 41. С. 125–140. Голубинский 1901–1904 – Голубинский Е. В. История русской церкви. М., 1901–1904. Голубинский 1903 – Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. Голубинский 1909 – Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра//ЧОНДР. 1909. Кн. 3. Горшкова 2001 – Горшкова В. В. К начальной истории Толгского монастыря//Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. Государственная Оружейная палата 1988 – Государственная Оружейная палата: Альбом. М., 1988. Грабар 1981 – Грабар А.Н. Заметки о методе оживления традиций иконописи в русской живописи веков//ТОДРЛ. 1981. Т 36. С 291–294. Грамота епископа Нила 1790 – Грамота епископа Нила к Василию Андреевичу Коробову//Продолжение древней Российской Вивлиофики. СПб., 1790. Ч. 4. 178. Гусева 1984 – Гусева Э. К. Об иконе Одигитрии из Вознесенского монастыря и ее значении в творчестве Дионисия//ПК110.1982. Л., 1984. С. 233–247. Гусева 1994 – Гусева Э. К. Об иконе преподобного Сергия Радонежского в Житии круга Диоисия из Троицкого собора/Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 91–116.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Неудивительно, что назначение стать преемником столь выдающейся личности тяготило архимандрита Леонида, как это видно из письма к нему великого подвижника Амвросия Оптинского: «Мы давно слышали о вашем назначении; только думали, что уважат ваше уклонение от этой многотрудной должности... С помощию Божией, за молитвами преподобного Сергия, успеете что-нибудь хорошее и полезное сделать и по Лавре — хотя, разумеется, не без труда, и труда немалого» 1 . Архимандрит Леонид прибыл в обитель преподобного Сергия со своим духовником иеромонахом Серафимом (Петровым) в конце июня 1877 года. Первые годы служения в Лавре оказались ознаменованы рядом торжественных событий. Так, в 1878 году отмечалось столетие 1-го Московского кадетского корпуса, в котором обучался архипастырь. Лаврский наместник принял участие в праздничных богослужениях, а также обнародовал связанные с дорогим его сердцу учебным заведением некоторые исторические материалы. Другим особым событием явилась возглавляемая митрополитом Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) коронация императора Александра III, проходившая 15 мая 1883 года в кремлевском Успенском соборе, на которой присутствовал и отец Леонид. В 1885 году отмечалось тысячелетие блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия, славянского первоучителя, в 1888-м — 900-летие Крещения Руси. Конечно же, и эти мероприятия прошли не без участия лаврского наместника. Реставрационные работы и литературные труды Одной из основных заслуг архимандрита Леонида в качестве наместника Троице-Сергиевой обители стали большие ремонтно-­реставрационные работы. В Троицком соборе и Никоновской церкви его попечением были поновлены росписи, в Успенском соборе чугунные плиты заменены на каменные и отреставрированы три яруса иконостаса, а также благоукрашен Трапезный храм, приведена в порядок ризница. «Будучи сам строгим монахом, отец Леонид требовал и от других строгого отношения к исполнению своих обязанностей. Он ввел строгий порядок в жизнь обители. В то же время он много заботился и о внешнем благоустройстве ее; как хороший археолог, он, по поручению Московского археологического общества, восстановил главнейшие здания обители» 2 , — писал о нем А. Никольский. Архиепископ Тверской Савва (Тихомиров) после посещения Лавры в декабре 1882 года оставил о ней восторженные отзывы, особенно отметив состояние Успенского собора: «...поражен был блистательным обновлением и украшением этого обширного храма, бывшего прежде в большом запустении» 3 .

http://e-vestnik.ru/analytics/arhimandri...

Ни владыка, ни отец Иоанн не помышляли, что полагалось начало нового подвига. Бог благословил его на путь бездомного странника на 12 лет. Все эти годы отец Иоанн будет с небольшим саквояжем переходить из села в село, от одной церкви к другой, из церковной сторожки в деревенскую избу. Не обремененный попечением о себе, он будет заботиться о доме Божием и о детях Божиих, не имеющих пастыря. Не связанный никакими внешними обязательствами, он незримо для посторонних глаз будет делать Божие дело, совершая монашеский подвиг, – возжигать светильник Духа в тех, кого встретит на своем пути странника. Когда вопрос о водворении отца Иоанна в Псков был уже решен, во время литургии, перед самым Великим входом, владыка вдруг спросил его: «Когда будете постригаться?» «Что я мог ответить в такой момент? – вспоминал батюшка. – Благословите, владыка, ведь Вы меня сами направили в Псков, – а сам думаю: – Если бы я был свободен, то постригаться поехал бы в Глинскую пустынь 43 . Там лучше всего сохранился дух монашества, и есть у кого поучиться». На этом разговор о монашестве был закончен. Ни архиерей, ни иерей не проявляли своей воли. И позднее, когда заговаривали о батюшкином постриге, он отвечал: «Я высоко ценю монашество и ничего не имею против пострига, но я также очень люблю народ и хочу ему послужить». Во Пскове батюшку поразило отношение духовенства к состоянию храма. По определению отца Иоанна, это было «стоячее болото». Вместо лампад висели консервные банки и пудреницы, ризница в запустении, нет облачений и икон, полное небрежение к благолепию гробниц с мощами. О времени, когда отец Иоанн нес пастырские труды во Пскове, вспоминает монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова), иконописец Троице-Сергиевой Лавры. Она встречалась с ним 14 августа 1955 года в Троицком соборе Пскова 44 : «Отец Иоанн встретил нас радушно. Мы много разговаривали, он рассказывал, что старается разбудить в людях уснувшее религиозное чувство и стремление к благолепию Дома Божия. Смущало батюшку, что в память духовной покровительницы Псковщины святой равно апостольной княгини Ольги не было не только храма, но даже и придела. Он начал молиться, чтобы Господь помог ему: ни средств, ни возможности осуществить это желание не было. «Святая равноапостольная Ольга, ты сама позаботься об этом деле», – из глубины души вздыхал он, припадая к ее иконе. Вскоре он услышал о старых иконостасах, оставшихся в закрытых под Псковом церквах. С неимоверными трудностями ему удалось их вывезти. Но когда он привез иконы, то неожиданно услышал: «Стоило ли за такой рухлядью ездить и так мучиться?» Отец Иоанн делился с нами своей печалью о том, что нет ни материалов, ни средств, ни художников. Настоятель храма иеромонах Всеволод (Баталин) 45 , только что вернувшийся из заключения, был с отцом Иоанном одного духа. Они взяли свое жалованье вперед за три месяца и потратили его на приобретение лампад к мощам и иконам. Питались же хлебушком с кануна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Все подробности внешнего оформления церковных, особенно, рядовых книг расчитаны были на сохранение долговечности книг, на потомственную передачу их из поколения в поколение, из века в век. Высокая стоимость их усугублялась благоговейным почитанием всего церковного. Эти же основания лежали и в основе хранения книг в церквах и на клиросах. Книги хранились в шкафах и аналоях, на деревянных полках, и всегда в стоячем положении, в плотных рядах, прижатые друг к другу, но отнюдь не внавалку в лежачем состоянии друг на друге. Ряды книг на полках располагались о левого края нижней полки, в порядке важности их для ежедневного богослужения, начиная с апостола и октоиха, причем многотомные стояли вместе друг около друга. По тиснениям на корешках легко было отыскать и вынуть нужную книгу. Если же на корешках не было названий (когда ветхие переплеты заменялись новыми), то обычно составлялась под номерами опись книг всего шкафа, а на корешках наклеивались номерочки этой описи. И в этом случае, отыскав в описи требуемую книгу, по ее номеру легко найти книгу в шкафу, где на беленьких наклейках на корешках номера книг резко бросались в глаза. Аналои церковные всегда имели приподнятую заднюю сторону, чтобы книга лежала в наклонном положении и чтобы чтец стоя читал по ней, а не ложился бы на нее, как на лежащую на ровном столе. Клиросные аналои иногда бывали очень широкие, чтобы рядом поместить две и три книги для одновременного чтения, например, канонов по октоиху и минее. К сожалению, надо признать, что пользование церковными книгами, даже на клиросах, не всегда сопровождалось культурными приемами. Рукописные и старопечатные книги почти не сохранились в первоначальной своей цельности и неповрежденности. Только в таком исключительном месте, как ризница Троице-Сергиевой Лавры, книги сохранились и уцелели почти в неповрежденности, прожив на свете целые века вместе с Лаврой. Большинство рукописных и старопечатных книг пострадали от времени и некультурного обращения. Современные государственные книгохранилища мирового масштаба, и особенно наши всесоюзные библиотеки, ввели особый режим для хранения и для пользования этими книгами, во избежание дальнейшей порчи их и окончательного уничтожения и потери навсегда этих памятников культуры минувших столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Размер: 617x1150, 0.71 MPix, 126 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (166) , (4) . Описание: [Русь. XVI.] Прпп. Сергий Радонежский, Антоний Римлянин, Савва Вишерский. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Положение во Гроб " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в музей. Файл 4140.jpg:   Размер: 945x1200, 1.13 MPix, 253 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (196) , (5) . Описание: [Русский Север. XVII.] Прп. Антоний. Икона. 1-я треть XVII в. 31 х 27.5. Из ризницы Соловецкого монастыря. В 1961 г. из Архангельского областного краеведческого музея поступила в Архангельский музей изобразительных искусств. Файл 4141.jpg:   Размер: 980x1200, 1.18 MPix, 205 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (266) , (8) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4142.jpg:   Размер: 1484x1800, 2.67 MPix, 434 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (272) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4143.jpg:   Размер: 802x1200, 0.96 MPix, 144 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (163) , (2) . Описание: Икона " Св. Антоний Римлянин " . Дерево, масло, сусальное золочение. 31,5Х25,5. Россия, конец XIX в.Святой изображен в водах Волхова, приплывшим из Рима на камне со стеблем осоки в руках. Файл 13668.jpg:   Размер: 703x900, 0.63 MPix, 401 Kb. Дата: 2011-09-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (287) , (10) . Описание: Преподобный Антоний Римлянин. Новгород. Конец XVI - начало XVII в. Дерево, левкас, темпера. 31 х 27 см. Государственный исторический музей, Москва.

http://pravicon.com/icon-1227

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году). Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием " Чин избрания и поставления епископов " (1423), " Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей " , а также " Духовное завещание " , в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года). 20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия. Иконописный подлинник Москва. XVI. " Боголюбская " с избранными святыми (В среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. Москва. XIX. Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1950-80. Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. " Митрополичьи палаты " . Троице-Сергиева Лавра.

http://patriarchia.ru/db/text/910054.htm...

К моменту основания 1783 г. Спасо-Вифанского монастыря, владыка являлся одновременно настоятелем Троице-Сергиевой лавры, архиепископом Московским и членом Святейшего Синода. Все решения, осуществлявшиеся им при создании нового комплекса, отвечали глубинным движениям его души. Вифания стала его домом, последним жизненным прибежищем. Долгие моления в лесу, скромная повседневная одежда, неприхотливость в пище — вот что отмечали современники, посещавшие Вифанию. В 1786 г. он перенес из Лавры в новую обитель для ее освящения деревянную раку, в которой святые мощи Преподобного покоились несколько столетий. В оригинальном двухъярусном Преображенском соборе нижний храм, освященный в качестве «пещерного» в память воскрешения Лазаря, был соответственно оформлен в виде горного массива (горы Фавор), увитого травами и цветами. Там же было заранее намечено и место будущего погребения митрополита Платона. Вифанская обитель создавалась на первоначальном этапе с 1783 г. в роли кладбищенского отделения Лавры, а с 1797 г. была преобразована во второклассный училищный монастырь. Богослужения в храме, престолы и ризница заполнялись предметами не из драгоценных, а наиболее простых материалов, что впоследствии практиковалось в скитах XIX в. Одновременно со строительством Вифании митрополит восстановил в статусе пустынь несколько упраздненных и запущенных монастырей, таких как Николо-Бирлюковская, Николо-Песношская, Введенская Оптина. Известно, как в 1797 г. троицкий священноархимандрит встретил императорскую семью, прибывшую в Лавру и Вифанию после коронации Павла I, в ветхой ризе преподобного Сергия. Государь, привыкший к роскошным приемам, от неожиданности впал в гнев. Но владыка объяснил ему значение святыни: «Государь! Для встречи твоей мы облеклись в богатейшие одеяния сокровищницы нашей, на мне же видишь одеяния драгоценнейшее всех — ризу святого угодника Сергия». А для поклонения верующим митрополит Платон разместил и ризу, и посох Чудотворца у раки в Троицком соборе. И в дальнейшем лаврские настоятели (в частности святитель Филарет (Дроздов), ученик митрополита Платона) также облачались в ветхие ризы Первоигумена при встрече высоких гостей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5370838...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010