разделы   рассылка  распечатать Речь управляющего делами Московской патриархии митрополита Климента на заседании Совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями Многоуважаемый Сергей Семенович, уважаемые участники заседания! Русская Православная Церковь во все времена стремилась к активному взаимодействию со всеми благонамеренными силами в решении вопросов касающихся жизни общества. Несомненно, сегодня условия жизни Церкви в Российской Федерации значительно отличаются от тех, в которых она совершала свое служение в минувшие столетие. Реализуемый на практике принцип отделения Церкви от государства, в совокупности с созиданием законодательных условий по обеспечению свободы совести и формированию социального партнерства религиозных организаций и светских институтов является эффективной формой их взаимодействия. Вместе с тем, следует сказать, что в настоящее время имеется целый ряд вопросов, требующих для своего разрешения дальнейшего совершенствования форм и методов соработничества государства и религиозных организаций. На сегодня, наиболее очевидной проблемой, сосредоточившей в себе ряд нерешенных вопросов, является социальная сфера. За последнее десятилетие Россия столкнулась с рядом проблем: это демографический кризис, за эти годы численность населения сократилась на несколько миллионов человек; разрушение института семьи и рост беспризорности (в стране более 800 тыс. сирот при живых родителях). Увеличились преступность, в том числе – подростковая и молодежная, распространение наркомании и алкоголизма, проявление агрессивности, ксенофобии, экстремизма и прочих форм человеконенавистничества. Все это представляет серьезную опасность для общества, и мириться с этим невозможно. Причины этого находятся не столько в бедственном материальном положении людей, сколько в духовной сфере, в сознании людей. Потеря нравственных ориентиров, утрата обществом уважения к традиционным ценностям, девальвация значения материнства и ответственного отцовства приводит к формированию потребительского, эгоистичного отношения к жизни, в котором нет места заботе о ближних, стремлению к созданию семьи и воспитанию детей, готовности пожертвовать своими интересами ради блага Отечества.

http://religare.ru/2_36242.html

Александр Тетердинко: Должен ли Исаакиевский собор быть передан Церкви? Юлия Медведева Источник: Невские новости      Глава фракции «Единая Россия» в петербургском парламенте Александр Тетердинко развернуто озвучил свою позицию по вопросу передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви. На встрече со студентами в рамках проекта «Гражданский университет» он ясно дал понять – те, кто против передачи, идут и против закона. И это только одна сторона медали – защитники музея, по мнению парламентария, к тому же попирают мораль и нравственность. Депутат постарался для молодежи «разложить все по полочкам», грамотно разделив свои аргументы на блоки. Что-то прозвучало убедительно, что-то, на взгляд иных слушателей, несколько искажало действительность. По мнению Александра Тетердинко, у вопроса передачи Исаакиевского собора церкви есть два аспекта – юридический и морально-нравственный. Юридический аспект А. Тетердинко: «Когда оппозиция кричит о том, что собор не надо передавать, она использует два мифа. Первый – собор никогда Церкви не принадлежал, соответственно, его сейчас в силу закона нет необходимости передавать. Это ложь: если почитать федеральный закон, который устанавливает порядок передачи культовых сооружений в собственность религиозным организациям, он говорит о том, что передается из государственной собственности во владение либо собственность соответствующей религиозной организации имущество, которое строилось в целях осуществления культовой деятельности, в том числе, богослужения. Ничего не говорится о том, что это имущество раньше должно было Церкви принадлежать. Мы все знаем, что формально Исаакиевский собор никогда Синоду не принадлежал. Он принадлежал либо Министерству путей сообщения либо Министерству двора его Императорского величества. Но строился-то он с целью проведения богослужения! Он строился как культовое сооружение, а не как музей. С юридической точки зрения, Исаакиевский собор под этот закон попадает. Второй миф: государство не обязано в случае обращения религиозной организации передавать собор. Якобы есть выбор, но выбора нет. Закон обязывает государство передать собор, если о его возврате просит Церковь, если для отказа нет строго установленных в законе оснований. Правительство города в силу федерального закона обязано собор отдать Церкви. И когда оппозиция выходит на площадь и начинает требовать не отдавать собор, оппозиция лицемерит, потому что она, с одной стороны выискивает, где власть нарушила закон, а с другой стороны, в ситуации с Исаакиевским собором, она требует, чтобы правительство города нарушило прямое предписание федерального закона.

http://pravoslavie.ru/100505.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Комитета по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова) 19 июня 2013 г. 15:57 19 июня 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). В мероприятии приняли участие: председатель  Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий ;  архиепископ Истринский Арсений ; и.о. руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх; заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы К.Л. Блаженов; и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко; декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Экспертного совета Макариевского фонда академик РАН С.П. Карпов; руководитель Церковно-научного центра  «Православная энциклопедия»   С.Л. Кравец ; главный ученый секретарь Президиума РАН, академик РАН И.А. Соколов; заместитель главного ученого секретаря Президиума РАН, член-корреспондент РАН А.Г. Толстиков; ответственный секретарь Экспертного совета Макариевского фонда Э.Ф. Гамаюнова. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Хочу напомнить, что премия, которую мы с вами присуждаем, была учреждена митрополитом Московским Макарием в 1867 году и, по замыслу, должна была стать наградой для всех талантливых ученых — гуманитариев и не только гуманитариев. Митрополит Макарий имел полное моральное право выступать с такой инициативой: он был создателем большого количества фундаментальных трудов по отечественной истории, по истории Русской Церкви и пользовался непререкаемым авторитетом в ученых кругах. До 1917 года, действительно, премии вручались как ученым-гуманитариям, так и специалистам в области естественных наук. К сожалению, революция пресекла эту замечательную традицию. В 1995 году по инициативе Церкви, Правительства Москвы и Академии наук Макариевская премия была возрождена, и было принято решение, что в первую очередь эта премия будет присуждаться тем, кто проявляет себя наилучшим образом в сфере исторических исследований — как в области отечественной истории, истории Церкви, москвоведения (в чем было особенно заинтересовано Правительство Москвы), так и в области истории славянских государств, Православных Церквей в славянских странах.

http://patriarchia.ru/db/text/3054350.ht...

Вклад Ленинградской епархии в победу над фашизмом. По новым документальным источникам 11 октября, 2007. М.В. Шкаровский К началу Великой Отечественной войны отношения между государством и религиозными организациями в СССР были далеки от нормальных. Множество запретов опутывало Церковь со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Так, в одной из крупнейших епархий страны — Ленинградской — к лету 1941 г. уцелел лишь 21 православный храм М.В. Шкаровский, доктор исторических наук, профессор ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга К началу Великой Отечественной войны отношения между госу­дарством и религиозными организациями в СССР были далеки от нормальных. Множество запретов опутывало Церковь со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Так, в одной из крупнейших епархий страны — Ленинградской — к лету 1941 г . уцелел лишь 21 православный храм, отсутствовали монастыри, духовные учебные заведения и Т.п. На всей территории Российской Федерации (не учитывая Прибалтику, Украину. Белоруссию и Молдавию) к этому времени имелось лишь два правящих архиерея: возглавлявший Мос­ковскую Патриархию Патриарший Местоблюститель Сергий (Страго­родский) и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Начавшаяся 22 июня 1941 г . война коренным образом изменила весь привычный уклад жизни в стране. Хорошо известно, что с первого дня войны Русская Православная Церковь заняла патри­отическую позицию, начав сбор средств в фонд обороны, выпус­тив целый ряд воззваний с призывом к защите родины и Т.д. Это не могло не оказать влияние на советское руководство. В начале1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность Русской Церкви. 10 марта Л.П. Берия написал Сталину о том, что немцы пытаются использовать Цер­ковь на оккупированной территории в своих целях, и НКВД счи­тает целесообразным силами Московской Патриархии подгото­вить книгу-альбом, разоблачающую действия фашистов. Вскоре Политбюро приняло секретное решение о подготовке и публика­ции этого издания. Предисловие к книге «Правда о религии в России»   написал Патриарший Местоблюститель, заметное место в ней занимали обращения и статьи митрополита Алексия. Подготовлена книга была в чрезвычайно короткие сроки и уже летом вышла из печати. Книга эта была издана тиражом 50 тыс. экземпляров, одновременно на нескольких языках и распространялась в США, Великобритании, Швеции, на Ближнем Востоке и за линией фронта. В 1943 г . была подготовлена и напечатана еще одна про­пагандистская книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», посвященная патриотической деятельности Московской Патриархии. В издание вошли и послания Владыки Алексия и его телеграмма Сталину.

http://pravmir.ru/vklad-leningradskoj-ep...

Владимир Легойда о юбилее хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла и вызовах мировому православию. — В эти дни прошли соборные богослужения по случаю 50-летия монашеского пострига и священнической хиротонии Патриарха Кирилла. Вы находитесь с Предстоятелем Русской Православной Церкви довольно много лет, и нам хотелось бы узнать о Ваших наблюдениях, какие итоги развития церковной жизни в России Патриарх считает наиважнейшими? — Ну, Вы знаете, что является для Патриарха самым важным, лучше у Патриарха спрашивать. А я могу сказать, что, конечно, благодаря его служению решены очень многие важные вопросы. Когда мы как-то, во время подведения предварительных итогов первого десятилетия его патриаршества, пытались оглянуться назад, то увидели, что решены три принципиальных вопроса в отношениях с государством, например. Это присутствие священников в армии и в тюрьмах: этот вопрос много лет не решался. Он дискутировался, обсуждался и не решался. Второй вопрос — это возвращение религиозным организациям имущества религиозного назначения. Сейчас, наверное, никто не вспомнит, но на 2009-й год даже из переданных Церкви храмов большинство оставалось в собственности государства: они были отданы только в пользование. А закон 2010-го года о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения эту ситуацию изменил принципиально. И, конечно, это преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики» в школах. И это только три центральных вопроса в отношениях с государством, которые не решались, повторяю, годами. Что касается отношений с обществом, то здесь Церковь стала намного более заметной. В силу этого есть и какие-то положительные изменения и динамика, как принято говорить. Есть, конечно, и недовольство, которое растет. Иногда нам задают правильные вопросы и критикуют, и на это надо отвечать или принимать эту критику. А нередко говорят просто вот: «Вы должны сидеть внутри церковной ограды и там махать кадилом, а все остальное не ваше дело», — и на это тоже отвечаем.

http://sinfo-mp.ru/pryamaya-rech-vladimi...

«Даже если виновные в произошедшем уйдут от человеческого суда, то никто не уйдет от суда Бога» Никогда еще ненависть и раздоры не приводили к развитию личности и общества. 1 марта, 2014 Никогда еще ненависть и раздоры не приводили к развитию личности и общества. Управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский Антоний (Паканич) о том, как ситуация в стране повлияла на деятельность церкви Событий, которые за последнюю неделю произошли в Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП), хватило бы для церкви минимум на целый год. Всего за неделю УПЦ МП выбрала нового местоблюстителя и возобновила переговоры об объединении с Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Все это происходило на фоне попыток захвата церковной собственности и выстраивания отношений с новой властью. О том, как повлияли последние события в стране на жизнь Церкви, и о том, чего в УПЦ МП ждут от переговоров по объединению с УАПЦ и УПЦ КП, специальному корреспонденту “Ъ” ОЛЕГУ ГАВРИШУ рассказал управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ). — Недавно прошла встреча и.о. президента Александра Турчинова с Всеукраинским союзом церквей и религиозных организаций. Каковы ее итоги? — На этой встрече была представлена ситуация в Украине и в Киеве, какой ее видит глава Верховной рады. Было заявлено, что во многом стабилизация зависит от церквей и религиозных организаций. Каждому представителю церквей была дана возможность высказать свое мнение, поднять проблемные вопросы. В частности, местоблюститель Киевского престола нашей церкви митрополит Онуфрий (Березовский) сказал, что произошли страшные события. Даже если виновные в произошедшем уйдут от человеческого суда, то никто не уйдет от суда Бога, от ответственности за то, что было совершено убийство невинных людей. Также была высказана просьба к государству: сделать все возможное для недопустимости захвата храмов нашей церкви. Владыка Онуфрий сказал, что, по его информации, колонна Автомайдана двигалась в сторону Банчен, где находится известный православный монастырь, приют для сирот, детей-инвалидов. Когда-то строительство и создание этого приюта патронировал в том числе и бывший президент. Владыка попросил учесть, что это уже район с преобладающим румынским населением, многие здесь имеют румынские паспорта. Потому владыка просил не допустить напряженности в отношениях с Румынией.

http://pravmir.ru/dazhe-esli-vinovnye-v-...

«Если об особой роли Православия в истории России упоминает преамбула Закона «O свободе совести и о религиозных организациях», то почему об этой роли молчит школьная программа?» 22 июня 2005 г. 11:58 Москва, 22 июня. В своем интервью порталу «Интерфакс-Религия» Святейший Патриарх Алексий рассказывает о перспективах отношений с Ватиканом и Константинополем, излагает православную точку зрения на современные средства массовой коммуникации и делится собственным видением жизни монашеских общин будущего: — Ваше Святейшество! Нынешний папа публично критиковал решение Второго Ватиканского собора, где говорилось, что Православная и Католическая Церкви являются Церквами-сестрами, и считает Католическую Церковь Матерью, которая одна сохранила полноту истины и в лоно которой должна вернуться Церковь Православная. Как Вы относитесь к такой интерпретации учения о Церкви и как эта позиция папы может отразиться на православно-католических отношениях? — Второй Ватиканский Собор, при всем его стремлении к переменам, тем не менее не был отступлением от традиционного католического вероучения и, в частности, от основных положений католической экклезиологии. Это относится и к выражению «Церкви-сестры», которое встречается в документе «Доминус Йезус» и ноте о выражении «Церкви-сестры», подготовленных Конгрегацией по вопросам вероучения и одобренных покойным папой Иоанном Павлом II. В частности, в них утверждается, что Католическая Церковь является единственной Церковью Христа в полном смысле, а употребление выражения «Церкви-сестры» в диалоге с Православными Церквами необходимо значительно сократить или даже избегать, так как Католическая Церковь является «матерью и наставницей», а не сестрой всех остальных Церквей. Такая экклезиологическая позиция не является чем-то новым для Римско-Католической Церкви. Она озвучивалась католическими богословами и раньше. Мы не можем согласиться с этими положениями. Православная Церковь исповедует, что именно она в полноте и без изменений сохранила веру со времен Самого Христа и святых апостолов. В свою очередь история свидетельствует, что Римско-Католическая Церковь допустила ряд отступлений от веры и жизни древней неразделенной Церкви. В первую очередь это касается ряда догматических положений, которых древняя Церковь никогда не знала. В духовной жизни католическая традиция культивирует эмоциональность, которая на Востоке, стремящемся к духовному трезвению, всегда признавалась чрезвычайно опасной. Безусловно, все эти отличия отражаются на экклезиологии.

http://patriarchia.ru/db/text/26211.html

ЖМП 3 март 2013 /  5 февраля 2013 г. 01:00 Постановления Архиерейского Собора ПОСТАНОВЛЕНИЯ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Вводная часть 1. Члены Освященного Архиерейского Собора возносят молитву Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу, благодаря Его за милость к Своей Церкви и за сохранение ее в дни усиливающихся внешних соблазнов и искушений, направленных против церковного единства. 2. Архиерейский Собор одобряет деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Межсоборного Присутствия, синодальных учреждений и комиссий в межсоборный период. Особое удовлетворение вызывает качественное развитие системной работы по исполнению решений Архиерейского Собора и высших органов церковного управления, при постоянном наблюдении со стороны Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. 3. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа, а также о включении в число постоянных членов Священного Синода глав Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Среднеазиатского Митрополичьего округа. Утверждается принятое Священным Синодом Положение о Высшем Церковном Совете. 4. Изучив результаты работы Межсоборного Присутствия в 2011-2012 годах, Освященный Собор принимает следующие документы: 5. Члены Собора положительно оценивают опыт применения Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, принятого Архиерейским Собором 2-4 февраля 2011 года. С учетом предложений, поступивших из ряда епархий за истекший период, Освященный Собор принимает Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, в связи с чем следует считать упомянутое Временное положение утратившим силу.

http://e-vestnik.ru/docs/postanovleniya_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13.02.2013 896 Время на чтение 28 минут Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года. ПОСТАНОВЛЕНИЯ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Вводная часть 1. Члены Освященного Архиерейского Собора возносят молитву Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу, благодаря Его за милость к Своей Церкви и за сохранение ее в дни усиливающихся внешних соблазнов и искушений, направленных против церковного единства. 2. Архиерейский Собор одобряет деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Межсоборного Присутствия, синодальных учреждений и комиссий в межсоборный период. Особое удовлетворение вызывает качественное развитие системной работы по исполнению решений Архиерейского Собора и высших органов церковного управления, при постоянном наблюдении со стороны Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. 3. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа, а также о включении в число постоянных членов Священного Синода глав Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Среднеазиатского Митрополичьего округа. Утверждается принятое Священным Синодом Положение о Высшем Церковном Совете. 4. Изучив результаты работы Межсоборного Присутствия в 2011-2012 годах, Освященный Собор принимает следующие документы: 5. Члены Собора положительно оценивают опыт применения Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, принятого Архиерейским Собором 2-4 февраля 2011 года. С учетом предложений, поступивших из ряда епархий за истекший период, Освященный Собор принимает Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, в связи с чем следует считать упомянутое Временное положение утратившим силу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Цель – уничтожить Православие на Украине Только продолжение СВО может спасти каноническую Украинскую Церковь 13.12.2022 1688 Время на чтение 4 минуты Фото: Из интернет-источников 11 декабря был опубликован Указ президента Украины Владимира Зеленского о введении новых санкций в отношении представителей канонической Украинской Православной Церкви, сообщает ТАСС. «В соответствии со статьей 107 Конституции Украины, постановляю ввести решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 11 декабря 2022 года " О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», - говорится в тексте указа Зеленского. Контроль за исполнением решения СНБО, введенного в действие указом, президент Украины возложил на секретаря СНБО Алексея Данилова. Указ вступил в силу со дня опубликования. К указу приложен список из семи представителей УПЦ, в отношении которых введены санкции. В этом списке значатся митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Андрей Коваленко), митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон (Василий Поворознюк), настоятель Мелитопольского Свято-Саввинского мужского монастыря архимандрит Иоанн (Александр Прокопенко), настоятель Свято-Успенского кафедрального собора в городе Херсоне архимандрит Алексий (Александр Федоров), управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Иван Паканич), председатель отдела внешних церковных связей УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий (Валентин Егоренко), викарий Горловской епархии архиепископ Константиновский Паисий (Виктор Шинкарев). Санкции введены на пять лет, они включают такие меры, как замораживание активов, блокирование торговых операций, лишение госнаград Украины. Согласно решению СНБО, МИД Украины поручено проинформировать компетентные органы ЕС, США и других государств о применении санкций и поднять перед ними вопрос о введении аналогичных ограничительных мер. Зеленский 1 декабря своим указом ввел в действие решение СНБО об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций на Украине и применении персональных санкций, направленное, по сути, на запрет УПЦ. В частности, поручено внести в парламент законопроект о запрете «аффилированных с центрами влияния в РФ религиозных организаций», обеспечить проведение религиоведческой экспертизы устава об управлении УПЦ на наличие церковно-канонической связи с Московским Патриархатом.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/13/ce...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010