«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Огласительная работа на уровне благочиния Пошаговая инструкция по организации катехизаторских курсов на уровне благочиния. Практические аспекты организации огласительной работы I. Bbeдehue Катехизация, то есть обучение вере новоначальных христиан, является одной из аксиом пастырского душепопечения. Церковь имеет огромный исторический опыт катехизации. Согласно каноническим нормам от освоения вероучения перед Крещением человека может освободить только тяжкая болезнь, а после Крещения (если человек был крещен в болезни), только смерть. В случаях выздоровления каноны предписывают изучать веру (47 правило Лаодикийского собора). Однако фактическая ситуация сегодняшнего дня являет нам полную противоположность историческому опыту Церкви и каноническим нормам. Временной промежуток, в рамках которого мы можем оценивать состояние катехизации — с начала 90–х годов прошлого века до настоящего дня. Статистических исследований в данной сфере не проводилось. Однако и без подсчетов ясно, что из людей, обратившихся к вере, за указанное время систематической катехизации удостоились только те, кто посещал учреждения духовного образования. В очень небольшом количестве приходов проводились и проводятся систематические беседы по изучению Священного Писания и Предания Церкви, через которые проходит незначительная часть прихожан. Вопрос же о ликвидации всеобщей религиозной безграмотности практически не ставится. Даже среди постоянных прихожан подавляющее большинство являются «самоучками». Последствия религиозной безграмотности прихожан проявляются в бессистемности личной духовной жизни, в неразвитости приходских общин, в слабости миссионерской деятельности и молодежной работы при храмах. Для того чтобы поднять уровень личного благочестия православных верующих, укрепить приходы, развить миссионерское, молодежное и прочие направления внебогослужебной деятельности, необходимы качественные изменения в организации приходской жизни. Проблемы катехизации невозможно решить в отрыве от всего уклада жизни приходов. И именно решение проблемы катехизации позволяет органично и последовательно подходить к решению других вопросов приходской жизни. Только в таком ключе — изменения всего уклада приходской жизни через решение вопросов катехизации — возможно развитие евхаристических общин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Первой задачей был прорыв информационной блокады и донесение правды о страданиях сирийского народа до мировой общественности. Мы неизменно продвигали эту тему при контактах с мировыми государственными деятелями и религиозными лидерами, а также на крупных международных площадках. Глубокая озабоченность Святейшего Патриарха Кирилла судьбой сирийского народа и опасным развитием событий на Ближнем Востоке в целом стала основной причиной неотложной организации его встречи с Папой Римским Франциском в Гаване в феврале 2016 года. После совместного выступления лидеров крупнейших христианских общин мира стало больше невозможно замалчивать правду о сирийской трагедии. Сразу же после гаванской встречи стартовали и первые совместные гуманитарные проекты в Сирии. Ранее Русская Православная Церковь уже оказывала помощь сирийцам, собирая для этого средства по своим епархиям, приходам и монастырям, прося о содействии общественные организации и жертвователей. Приоритетными партнерами в реализации гуманитарных проектов для Русской Православной Церкви являются традиционные религиозные конфессии Сирии, прежде всего древняя Антиохийская Православная Церковь , с которой нас связывают многовековые братские узы. Роль религиозных организаций в послевоенном восстановлении Сирии весьма значима. Непререкаемый авторитет, которым они пользуются у местного населения, заинтересованность в предотвращении его исхода из родной земли, близость к людям, глубокая осведомленность об их насущных потребностях — все это увеличивает эффективность гуманитарной работы, позволяет придать ей конкретный, адресный характер. Важно отметить, что религиозные организации стремятся не ограничивать помощь только кругом своих единоверцев, а помогать всем пострадавшим от войны вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, что неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн Χ . При поддержке нашей Церкви Антиохийским Патриархатом осуществляется целый ряд социально-благотворительных проектов: распределяются продовольственные пакеты семьям из пострадавших от войны районов Дамаска, из Хомса, Долины христиан, Латакии, Тартуса, оплачиваются хирургические операции, переоборудуются и модернизируются медицинские учреждения, близится к завершению восстановление церковно-образовательного комплекса в Арбине.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5718538...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления иерей Георгий Казанцев " decoding="" title="" Практические аспекты организации огласительной работы в масштабах благочиния иерей Георгий Казанцев В Избранное Оглавление I. Введение Катехизация, то есть обучение вере новоначальных христиан, является одной из аксиом пастырского душепопечения. Церковь имеет огромный исторический опыт катехизации. Согласно каноническим нормам от освоения вероучения перед Крещением человека может освободить только тяжкая болезнь, а после Крещения (если человек был крещен в болезни), только смерть. В случаях выздоровления каноны предписывают изучать веру (47 правило Лаодикийского собора). Однако фактическая ситуация сегодняшнего дня являет нам полную противоположность историческому опыту Церкви и каноническим нормам. Временной промежуток, в рамках которого мы можем оценивать состояние катехизации – с начала 90х годов прошлого века до настоящего дня. Статистических исследований в данной сфере не проводилось. Однако и без подсчетов ясно, что из людей, обратившихся к вере, за указанное время систематической катехизации удостоились только те, кто посещал учреждения духовного образования. В очень небольшом количестве приходов проводились и проводятся систематические беседы по изучению Священного Писания и Предания Церкви, через которые проходит незначительная часть прихожан. Вопрос же о ликвидации всеобщей религиозной безграмотности практически не ставится. Даже среди постоянных прихожан подавляющее большинство являются «самоучками». Последствия религиозной безграмотности прихожан проявляются в бессистемности личной духовной жизни, в неразвитости приходских общин, в слабости миссионерской деятельности и молодежной работы при храмах. Для того чтобы поднять уровень личного благочестия православных верующих, укрепить приходы, развить миссионерское, молодежное и прочие направления внебогослужебной деятельности, необходимы качественные изменения в организации приходской жизни. Проблемы катехизации невозможно решить в отрыве от всего уклада жизни приходов. И именно решение проблемы катехизации позволяет органично и последовательно подходить к решению других вопросов приходской жизни. Только в таком ключе – изменения всего уклада приходской жизни через решение вопросов катехизации – возможно развитие евхаристических общин.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Типовой Устав Местной религиозной организации православного прихода Скачать epub pdf I. Общие положения 1 .1 Местная религиозная организация православный приход ______________________ Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви, в дальнейшем тексте настоящего Устава именуется «Приход», является добровольным объединением совершеннолетних граждан Российской Федерации, объединившихся в целях совместного исповедания и распространения православной веры. 1 .2 Приход принадлежит централизованной религиозной организации Православная религиозная организация Московская епархия Русской Православной Церкви, в дальнейшем тексте настоящего Устава именуемой Епархия, входит в структуру и юрисдикцию данной Епархии, является ее каноническим подразделением. 1 .3 Приход находится под начальственным наблюдением и высшим руководством Епархиального архиерея Епархии, в дальнейшем тексте настоящего Устава именуемого «Епархиальный архиерей», и под руководством назначенного Епархиальным архиереем Настоятеля данного Прихода, именуемого в дальнейшем тексте настоящего Устава “Настоятель”. 1 .4 Приход осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. (в дальнейшем тексте настоящего Устава именуемого “Канонический Устав Русской Православной Церкви” и другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, в соответствии с постановлениями Поместного Собора, Архиерейского Собора, определениями Священного Синода Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, уставом Епархии, указами и распоряжениями Епархиального архиерея, а также настоящим Уставом. Приход соблюдает законодательство Российской Федерации. Приход в своей деятельности подотчетен Епархиальному архиерею. Приход исполняет решения Епархиального собрания и Епархиального совета Епархии. 1 .5 Приход является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на ином имущественном праве обособленным имуществом. Приход несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tipo...

Церковь Димитрия Солунского, 1794г. село Стогинское Ярславской обл., фото Елены Андреевой ЖМП 1 январь 2015 /  2 февраля 2015 г. 15:30 Право на справедливость Государство оплатит реставрацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности Церкви Реставрация объектов культурного наследия (ОКН), находящихся в  собственности религиозных организаций, будет финансироваться за счет средств государственных и муниципальных бюджетов. Эта норма зафиксирована в Федеральном законе 315-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия…», который вступил в силу 22.01.2015 (1). Также вводится понятие «религиозно-историческое места». Об особенностях нового закона в интервью журналу рассказала руководитель юридической службы Московской Патриархии и настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря игумения Ксения (Чернега). — Как разрабатывался новый закон и какую область взаимодействия государства и религиозных организаций он регулирует?   — С 2009 года Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и юридическая служба Московской Патриархии вели работу по корректировке и отслеживанию процедуры прохождения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия...»(2). Документ был внесен группой депутатов во главе с главным разработчиком законопроекта — бывшим председателем комитета ГД по культуре Григорием Ивлиевым, ныне — заместителем министра культуры РФ. На протяжении ряда лет в рамках рабочей группы, созданной при комитете ГД по культуре, мы добивались учета в тексте законопроекта предложений Русской Православной Церкви, направленных на закрепление нескольких важных для нас позиций. Во-первых, возможности государственного и муниципального финансирования работ по сохранению ОКН, находящихся в собственности религиозных организаций. Во-вторых, понятия «религиозно-историческое место». В-третьих, приведения положений «Об объектах культурного наследия...»(3) в соответствие с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения...»(4).

http://e-vestnik.ru/church/restavraziya_...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_73670.html 15 марта 2010 Обращение представителей интеллигенции к президенту РФ в поддержку принятия закона о передаче религиозного имущества Источник:  Интерфакс-Религия Обращение представителей интеллигенции к президенту РФ в поддержку принятия закона о передаче религиозного имущества Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Обращаемся к Вам по вопросу, разрешение которого давно назрело. Это наболевший вопрос о возвращении Русской православной церкви и другим религиозным организациям имущества, конфискованного у них в период советской власти, а также самих храмов, зачастую превращенных в музейные учреждения. 3 марта в газете " НГ-Религии " было опубликовано письмо к Святейшему Патриарху, под которым стоят подписи ряда руководителей ведущих музеев России, авторитетных ученых-искусствоведов и историков. Эти люди выражают опасения по поводу возможных последствий принятия законопроекта " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . По мнению авторов письма, Церковь не в состоянии обеспечить многим из этих памятников должную сохранность, а потому разумнее будет оставить их в ведении музейных учреждений. Мы также являемся работниками культуры и искусства, нам понятно беспокойство наших уважаемых коллег по поводу судьбы культурных ценностей, тем не менее, их точку зрения, выраженную в упомянутом письме, мы не разделяем. Прежде всего, по нашему убеждению, все то, что было когда-то изъято из храмов, должно быть отнесено к церковной собственности. Это означает восстановление исторической справедливости. Проблема же местонахождения икон и предметов малых форм церковного искусства должна коллегиально решаться по каждому конкретному предмету, где ему сейчас лучше быть – в храме или музее – но в последнем случае (если речь идёт об установленном статусе церковной собственности на данный объект) музей будет нести ответственность не только перед государством, но и перед Церковью, доверившей музею временное или постоянное хранение предмета своей собственности.

http://religare.ru/2_73670_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Кремлевские звезды и Полумесяц Мусульманская община ищет свое место в российской политике 08.10.2009 344 Время на чтение 4 минуты На прошлой неделе председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин сделал ряд громких заявлений. Эти заявления явно были рассчитаны на то, чтобы российская общественность, и прежде всего немусульмане, обратила внимание на деятельность возглавляемой Гайнутдином религиозной организации и исламской общины вообще. В последнее время в религиозной жизни страны явно доминирует Русская Православная Церковь благодаря активности Патриарха Кирилла, затеняющего на информационном поле прочих духовных лидеров. Глава РПЦ стремительно перемещается по городам и весям, едва ли не ежедневно выступая с речами, которые потом по долгу службы вынуждены комментировать политологи и журналисты. Дошло до того, что лидера российского православия начали называть третьим в стране политиком после президента и премьер-министра. Похоже, сам Предстоятель Церкви уверовал в свою миссию объединителя славян и с охотой формулирует политические задачи единения " православных государств " . И вот представитель второй по влиянию религиозной общины в стране решил возвысить свой голос. Муфтий Гайнутдин напомнил о миллионах российских мусульман. " Тех, кто считает, что Россия - только православное государство и должны жить в России только русские, я считаю врагами нашего государства! " - сказал глава СМР на пресс-конференции, посвященной международной конференции " Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности " . Сама конференция, организованная Советом муфтиев, должна была подчеркнуть статус этот религиозной организации. Форум, состоявшийся в конце сентября в престижном Колонном зале Дома Союзов, собрал представительный состав участников. По приглашению московских мусульман в российскую столицу прибыли политические и религиозные деятели из стран Ближнего Востока, а также особый гость - президент Чечни Рамзан Кадыров. Авторитет молодого чеченского лидера в мусульманском мире стоит авторитета десятка муфтиев. В глазах зарубежных единоверцев Кадыров приобрел уважение как успешный и популярный руководитель, активно насаждающий в своей республике исламские нормы жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Конфессиональная пресса и светская религиозная журналистика РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26723.html 01 марта 2006 Александр Щипков Конфессиональная пресса и светская религиозная журналистика Опубликовано: Независимая газета, 31 мая 2001 Присутствие религиозной тематики на страницах общедоступных средств массовой информации и то влияние, которое она оказывает на потребителя информации, все чаще становятся предметом обсуждения различных конференций и круглых столов. В январе 2001 года эту тему обсуждали на факультете журналистики МГУ, в апреле 2000 года Институт религии и права в Суздале в течение нескольких дней изучал правовые аспекты, связанные с публикациями на религиозные темы. В феврале 2000 года общество " Радонеж " провело в Москве " Конгресс православной прессы " , в ответ на это в декабре 2000 года протестантские церкви провели в Петербурге " Конференцию христианских печатных СМИ " . Каким образом сегодня взаимодействуют религиозные организации и средства массовой информации? Если мы поймем это, то сможем нащупать ту парадигму, то основание, ту идею, которые бы помогли отстроить отношения религии и СМИ на ближайшие пять-десять лет, в течение которых будут окончательно сформулированы новые принципы государственно-конфессиональных отношений. Полезно посмотреть на СМИ как на инструмент, транслирующий идеи общества и государства в церковь и в мечеть, и наоборот, идеи духовных сообществ – в секулярный мир. Верующие люди объединяются в благотворительные и образовательные организации, коммерческие предприятия, политические партии. Конфессиональная политика является частью внутренней политики, и религиозная мотивация населения в общественных и политических поступках заставляет рассматривать религию в качестве существенного политического фактора. Отечественная журналистика интуитивно это чувствует и уделяет религии достаточно места. Трудно найти СМИ, которое бы не бралось за религиозную тематику. Однако дилетантство, а то и откровенный непрофессионализм приводят, в лучшем случае, к комичным результатам, в худшем – к трагичным, провоцируя межрелигиозные конфликты.

http://religare.ru/2_26723_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Виктор Малухин Музейщики против Церкви: преодоление конфликта Источник:  Newsinfo.ru В российских средствах массовой информации появилась информация о том, что в пространстве под собором в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в московском ставропигиальном (то есть находящемся в прямом ведении Патриарха) Зачатьевском монастыре, будет размещён постоянно действующий археологический музей. Новопостроенный монастырский собор станет уже четвертым по счету на этом месте с XIV века. Будущие посетители соборной крипты, отданной под церковно-археологическую экспозицию, смогут увидеть более тысячи исторических артефактов, относящихся к минувшим столетиям и обнаруженных в ходе раскопок внутри и вокруг древних храмовых фундаментов. Этому сообщению было суждено стать не только завершающим миротворческим аккордом в достаточно острой общественной дискуссии о судьбе православных ценностей, ныне возвращаемых Церкви государством, но и красноречивым жестом, демонстрирующим добрую волю Московского Патриархата в его конфликте с радикальной частью музейного сообщества. Напомним, что 16 июня сего года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу пакет законопроектов, которые должны быть рассмотрены в первом чтении на осенней сессии российского парламента, – " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " и " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Этими документами устанавливается порядок передачи имущества религиозного назначения в собственность либо безвозмездное пользование религиозныхорганизаций из федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности. И поскольку значительную часть имущества религиозного назначения составляют объекты культурного наследия и памятники истории, то документом предусматривается, что их передача будет осуществляться при соблюдении требований соответствующего законодательства.

http://religare.ru/2_78434.html

поиск:   разделы   рассылка Обращение представителей интеллигенции к президенту РФ в поддержку принятия закона о передаче религиозного имущества Обращение представителей интеллигенции к президенту РФ в поддержку принятия закона о передаче религиозного имущества Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Обращаемся к Вам по вопросу, разрешение которого давно назрело. Это наболевший вопрос о возвращении Русской православной церкви и другим религиозным организациям имущества, конфискованного у них в период советской власти, а также самих храмов, зачастую превращенных в музейные учреждения. 3 марта в газете " НГ-Религии " было опубликовано письмо к Святейшему Патриарху, под которым стоят подписи ряда руководителей ведущих музеев России, авторитетных ученых-искусствоведов и историков. Эти люди выражают опасения по поводу возможных последствий принятия законопроекта " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . По мнению авторов письма, Церковь не в состоянии обеспечить многим из этих памятников должную сохранность, а потому разумнее будет оставить их в ведении музейных учреждений. Мы также являемся работниками культуры и искусства, нам понятно беспокойство наших уважаемых коллег по поводу судьбы культурных ценностей, тем не менее, их точку зрения, выраженную в упомянутом письме, мы не разделяем. Прежде всего, по нашему убеждению, все то, что было когда-то изъято из храмов, должно быть отнесено к церковной собственности. Это означает восстановление исторической справедливости. Проблема же местонахождения икон и предметов малых форм церковного искусства должна коллегиально решаться по каждому конкретному предмету, где ему сейчас лучше быть – в храме или музее – но в последнем случае (если речь идёт об установленном статусе церковной собственности на данный объект) музей будет нести ответственность не только перед государством, но и перед Церковью, доверившей музею временное или постоянное хранение предмета своей собственности.

http://religare.ru/2_73670.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010