Со временем Рождественский собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками, растесанными в боковых стенах. При этом пол собора, ушедшего за века своего существования в землю, был выровнен с уровнем пола пристроек и поднят на 1 метр. Позакомарное покрытие было заменено кровлей с прямым карнизом, а узкие окна были растёсаны. В таком виде храм сохранился до наших дней. В отличие от других монастырских храмов Новгорода, собор продолжает использоваться как музей. Мощи преподобного Антония, почивавшие в соборе с 1597 года, со времени вскрытия раки большевиками считаются пропавшими. Описание [ править править код ] Роспись храма [ править править код ] В 1125 году внутренность собора была расписана фресками. В XVII веке роспись первый раз полностью поновили. В 1837 году в виду ветхости большая часть древней росписи была сбита со стен, а год спустя собор был заново расписан. Эти росписи сохранились до нашего времени. Они выполнены в характерной для XIX столетия академической манере, далекой от форм православной иконописи. Впервые небольшие фрагменты первоначальных фресок были найдены в алтаре в 1898 году. Систематическое их раскрытие началось только с 1919 года и продолжалось с перерывами до 1990-х гг. В настоящее время практически все уцелевшие фрагменты росписи 1125 года расчищены и отреставрированы, что позволяет судить как о их стилистических особенностях, так и о своеобразии выбранных иконографических сюжетов. Сохранились фрагменты росписи всех трех апсид, а также узкие полосы фрагментов на боковых стенах со стороны алтаря. Прекрасно дошли до наших дней фрески на восточных столбах, заслоненные со временем новым высоким иконостасом. Программа росписи следуя некоторым общепринятым закономерностям византийского искусства имеет ряд оригинальных черт. Не вызывает сомнений, что их содержание было продумано основателем монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

В 1803 г. в соборе вместо иконостаса 1750 г. устроен новый, подрядчиком его изготовления стал осташковский купец А. Шолохов, а золочения - осташковский купец Т. С. Глазухин. В 1814 г. новый иконостас был установлен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи. Во 2-й пол. 10-х гг. XIX в. трапезная собора была частично перестроена, после чего в 1820 г. в обновленном приделе иконы Божией Матери «Знамение» также был установлен новый иконостас (на средства В. П. Обрютиной, в 1832 ставшей послушницей обители), а прежний был продан за 200 р. в погост Черенчицы Старорусского у. Новгородской губ. В 1825 г. собор был расписан. В 1829 г. на средства М. П. Крюковой (впосл. мон. Мамелхва) была расширена в длину и высоту алтарная часть собора. 13 сент. 1835 г. главный престол вновь освящен архиеп. Тверским Григорием (Постниковым; впосл. митрополит). В 1852 г. на средства осташковского купца 1-й гильдии Н. К. Абабкова обновлена внутренняя отделка приделов. В пожаре 1868 г. сгорело почти все внутреннее убранство собора, но конструкции устояли. Уже к ноябрю были изготовлены новые иконостасы приделов, после чего состоялось их освящение: 25 нояб. левого - в честь иконы Божией Матери «Знамение», 11 февр. 1869 г. правого - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1871-1872 гг. был изготовлен новый иконостас в главном храме (резьбу и позолоту выполнил Т. Е. Глазухин; иконы верхних ярусов написаны Н. И. Бабиным). 29 мая 1873 г. главный престол освящен архиеп. Тверским свт. Филофеем (Успенским; впосл. митрополит). В 1878 г. на средства мон. Афанасии (Орловой) были устроены новые придельные иконостасы. В 1886 г. техник-строитель И. И. Демидов предложил план перестройки собора. В апр.- мае 1887 г. были разобраны теплый храм и колокольня, в 1887-1888 гг. под наблюдением Демидова († 13 марта 1888) и усилиями подрядчика И. Н. Суровкова были возведены новый теплый храм и колокольня в стиле эклектики. 2 февр. 1890 г. настоятелем Ниловой Столобенской пуст. архим. Арсением и игуменом осташковского Житенного мон-ря Алексием был освящен придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 25 мая того же года архиеп. Тверской Савва (Тихомиров) освятил придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». В углах перестроенных приделов разместили палатки для ризницы и б-ки. Новую колокольню венчал 6-угольный пирамидальный шпиль, отделанный белой жестью. После завершения строительства в том же стиле был оформлен основной объем, при этом полностью перестроено 5-главое завершение собора. В 1890-1893 гг. по сторонам основного объема возведены 2 новых придела: с правой стороны - в честь Перенесения Нерукотворного образа Спасителя, с левой - во имя Всех святых ( Добровольский. 1901. С. 624). Внутри собор был заново расписан осташковскими и тверскими иконописцами.

http://pravenc.ru/text/2581651.html

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/24 Деревянный храм Чуда архангела Михаила, бывшего в Хонех, давший название и начало Чудову монастырю, был заложен в сентябре 1358 г. святителем Алексием, митрополитом Московским. В 1365 г. на месте деревянного святитель Алексий построил каменный храм, завещав похоронить себя подле него. Завещание святителя, из благочестия, не было выполнено, и он был похоронен внутри собора Чуда архангела Михаила, в Благовещенском приделе. Когда храм обветшал, и во время службы в 1431 г. рухнули потолок и стены, старую одноглавую церковь заменили новой, меньшей по размеру. В 1435 г. мощи святителя во время разборки обветшавшего собора были обретены нетленными. Но и новый храм был разобран в 1501 г. Через два года итальянские мастера возвели большой пятиглавый четырехстолпный собор, который был освящен 6 сентября 1503 г. Этот храм, очень красивый, стройный и пропорциональный, украшенный изящными декоративными элементами, не только достойно гармонировал с крупными зданиями храмов и дворцов Кремля, но и стал примером для подражания, так как в нем в полной мере выразились черты новой московской архитектуры. Большой купол собора был украшен вызолоченными главой и крестом. В 1518–1519 гг. собор был расписан, а в середине XVI века после пожара расписан вновь. Древний иконостас после пожара 1626 г. заменили новым. В 1780 г. вместо пятиглавия поставили одну главу. Позакомарное покрытие заменили четырехскатным, снесли окружавшую собор галерею. В 1839–1849 гг. архитектор М.Д. Быковский проводил реставрацию храма Чуда архангела Михаила. Современники отзывались о ней восторженно, с чувством гордости за просвещенное время, научившееся ценить свое прошлое. Историк и москвовед Н.М. Снегирев писал: «Возобновление это может служить образцом тому, как надо реставрировать древние памятники церковного зодчества, не искажая их первобытного типа». В 1913 г. в подклете собора освятили церковь во имя священномученика Ермогена. В 1929 г. собор уничтожили вместе со всеми храмами и постройками Чудова монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=45847

Рославль. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Собор Спаса Преображения - массивный пятиглавый бесстолпный храм в стиле позднего классицизма. Он построен из кирпича и оштукатурен. Основной двусветный куб с аттиком завершен пологой кровлей с небольшой луковичной главой на круглой шее. С востока к нему примыкает закругленная апсида а по углам жертвенник, дьяконник и приделы - низкие четверики с массивными аттиковыми ярусами и широкими круглыми барабанами под шлемовидным покрытием. К широкой прямоугольной в плане трапезной с фигурными фронтонами примыкает трехъярусная шатровая колокольня. В скупом декоре фасадов выделяются круглые люкарны в аттике храма, круглые окна и ниши в барабанах боковых четвериков и фронтоны барочного типа с тройными прямоугольными окнами на трапезной. Металлические козырьки на ажурных кронштейнах над боковыми входами принадлежат 2-й пол. 19 в. Внутри основное помещение с тромпами по углам завершено восьмилотковым сводом с круглыми окнами по странам света. Апсиду перекрывает полуциркульный свод с конхой, боковые приделы, жертвенник, дьяконник и верхний ярус колокольни - сомкнутые своды, остальные помещения - потолки (в трапезной они опираются на два тонких столба). Над восточной частью трапезной устроены хоры, открытые внутрь четверика. Храм расписан масляными красками в кон. 19 - нач. 20 в. Карнизы, пилястры и витые колонки четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. выполнены довольно сухо. Скупой резной декор украшает только створки царских врат. Несколько повышенная средняя часть завершена иконой " Царь царем " в многолопастном арочном обрамлении, полуциркульной иконой " Распятие " и скульптурным " Распятием " . Над третьим ярусом находятся иконы с лучковым верхом, украшенные резными подзорами. Придельный четырехъярусный сборный иконостас упрощенных форм относится к нач. 20 в. (иконы - 20 в.). Его боковые части поставлены под углом друг к другу, центральная заглублена. Паникадила и другая утварь относятся к кон. 19 и к 20 вв. 

http://sobory.ru/article/?object=07520

Потому-то без сомнения, оставшись вдовою, она не поступила, по примеру других вдов-княгинь, в монастырь, хотя и желала того. Предпоследний сын её Иван скоро умер, но остались, кроме Василия – великого князя, Юрий, Андрей, Пётр и младенец Константин. В 1390 г. вместе со всеми сыновьями своими почтительно встречала она за Москвой в Котле святит. Киприана 104 . Получив по завещанию супруга богатые имения, она положила выполнить в лучшем виде долг благодарности Богоматери за 8 сентября в память дорогого супруга: построила на своём дворе каменный храм в честь Рождества Богоматери и украсила его лучшими иконами, книгами, дорогими сосудами и другой утварью. Святит. Киприан (11 февр. 1393 г.) освятил его в присутствии всей семьи в. княгини. По просьбе благоч. княгини положено было праздновать в Москве 8 сентября с особенной торжественностью, в благодарность за Куликовскую победу. Как ни богато украшен был освящённый храм, благочестивая княгиня хотела сделать более для дома Богоматери. Через два года он расписан был лучшими иконописцами – Феофаном Греком и Симоном Черным с их учениками 105 . Княгиня щедро расточала свои средства на восстановление и украшение храмов, которых так много было разрушено и опустошено в нашествие Тохтамыша. На её иждивение построен был Горицкий монастырь в Переяславле 106 . В 1395 г. страшный Тамерлан готов был сделать то же с Москвой, если не более, что сделал Тохтамыш. Общий ужас не мог не потревожить и набожной княгини, как нежной матери детей; вместе со всеми она проливала молитвы к Богоматери, и Матерь Божия спасла Москву 107 . Не нужно говорить о том, что княгиня была матерью для всех нищих; она благотворила бедным пустыням, в том числе блаж. Кириллу Белозерскому в его северной, дикой пустыни 108 . Княгиня Евдокия вела жизнь подвижническую; но это известно было только Господу, а перед людьми она являлась пышной княгиней, носила богатые одежды, украшалась жемчугом, являлась везде с весёлым лицом. Такая жизнь вдовы-княгини порождала худые толки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Александровка. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:Между 1640 и 1660. Адрес: Украина, Закарпатская область, Хустский район, село Александровка Координаты: 48.135915, 23.510198 Проезд:до платформы Сокырница (следующая после Хуста). 1. от Ужгорода до Хуста дизель " Эдельвейс " , далее на любом дизеле в сторону Солотвино до пл. Стеблевка. 2. от Ужгорода до ст. Батево (э/п) или до ст. Королево )д/п), далее на любом дизеле в сторону Солотвино. Далее пешком или автостопом около 10 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Параскевы Пятницы, церковь, XV в., 1753 г. Деревянная (из дубовых брусьев), двухсрубная, трехмастная, с меньшим по размеру восточным срубом и крыльцом, примыкающим к притвору. Обшита дубовым лемехом. Коробовые своды восточного объема и нефа и плоские перекрытия бабинца скрыты под двумя крутыми двускатными крышами, лежащими в двух уровнях. Башня-колокольня каркасной конструкции вырастает из западного сруба и завершается подсебитьем, ошалеванным в нижней части вертикальными досками, украшенными фигурной порезкой. На фартуке основания шатра установлены четыре маленьких шпиля с фартуками у основания. К западному фасаду примыкает арочная галерея и крыльцо с кровлей на столбиках. Кровля крыльца переходит в поддашие, окружающее церковь со всех сторон. В интерьере сохранилась стенопись XVIII в. Притвор, неф и восточный объем были расписаны народными мастерами. Неф в 1779 г. расписан Стефаном, маляром Теребельским. Стенопись, выполненная в технике клеевой живописи, подчеркивает архитектонику сооружения и отличается изысканностью колорита, что ставит памятник в ряд выдающихся произведений украинского народного искусства. В ансамбле с памятником на запад от него находится колокольня. Деревянная, каркасной конструкции, двухъярусная, почти квадратная в плане. Нижняя часть первого расширенного яруса ошалевана, верхняя — открыта. Стены второго яруса колокольни обшиты гонтом до голосников. Шатровое завершение и опасание над первым ярусом покрыты лемехом. Реставрирована в 1969 г. (архит. И.Р. Могытыч). Памятник типичен для сооружений Потисья.

http://sobory.ru/article/?object=08885

Когда число учеников умножилось, был построен деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы, освященный по благословению святителя Ионы, Митрополита Московского († 1461; память 31 марта, 27 мая и 5 октября). Затем на месте деревянного был построен каменный храм. При строительстве храма старец Пафнутий сам носил необходимые строительные материалы. Храм был расписан лучшими иконописцами того времени Митрофаном и Дионисием. Он был освящен 26 октября 1466 года. В монастыре также имелись иконы письма преподобного Андрея Рублева. За подвижническую и богоугодную жизнь преподобный Пафнутий удостоился от Бога дара прозорливости, узнавал мысли и внутреннее душевное состояние человека. Так, например, в одном неизвестном иноке он прозрел убийцу князя Димитрия Шемяки (это был боярин Иоанн Котов, который в Великом Новгороде отравил Димитрия Шемяку, но затем, после раскаяния, принял монашество). Нередко в видениях ему открывались тайные поступки братии. Преподобный Пафнутий имел также и дар духовной рассудительности. Он был духовным наставником не только иноков, но и многих мирян. Святой подвижник хорошо знал церковные правила и давал приходившим к нему спасительные советы. Приняв великую схиму, преподобный Пафнутий не совершал Божественной литургии. Только один раз, перед своей кончиной, в день Светлого Христова Воскресения, когда не было другого священника, он отслужил литургию с духовным трепетом. Нестяжательность преподобного Пафнутия простиралась до такой степени, что его одежда и обувь не годились даже нищему. Преподобный был очень милостив и нищелюбив. Проповедуя милосердие словом, подвижник осуществлял эту добродетель и на деле. Во время сильного голода при его монастыре ежедневно питалось до тысячи человек, пока не кончились все монастырские запасы. Несмотря на свое высокое благочестие и большой духовный авторитет, преподобный Пафнутий претерпел много скорбей от сильных мира сего и особенно от удельных князей. Преподобный Пафнутий еще при земной жизни прославился чудесным исцелением болящих.За неделю до кончины преподобному Пафнутию был открыт день его исхода в жизнь вечную. Последние дни жизни преподобного описаны его учеником Иннокентием, воспоминания которого считаются одним из лучших памятников древнерусской духовной письменности. Он составил также текст службы преподобному, которую благословил к употреблению в литургической жизни в 1531 году митрополит Московский Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Записи иеромонаха Мелетия представляют большую историческую ценность, поскольку он был одним из последних русских паломников, видевших ту церковную утварь из Рос­сии, которая хранилась в ризнице храма Воскресения до опустошительного пожара, случившегося здесь в 1808 году, когда был разрушен весь круглый храм вокруг часовни Гроба Господня и отчасти Голгофские приделы. По этой же причине большую ценность приобрела копия Гроба Господня в Ново-Иеруса­лим­ском Воскресенском монастыре под Москвой: с 1808 г. лишь по ней можно было судить о том, что представлял собой оригинал до пожара. И если предположить, что какая-то церковная утварь из металла все же могла уцелеть от огня, то иконы, украшавшие Воскресенский храм, наверняка погибли в пожаре. Иеромонах Мелетий перечисляет те из них, которые имели российское происхождение. Так, в алтаре храма Вос­кресения, на горнем месте, он видел “хорошего российского письма” икону Божией Матери: «У сей поля обложены серебром, вверху изображен Господь Саваоф, на правой стороне стоит Давид со свитком, написанным: “Предста Царица одесную Тебе” и проч. В венце Моисей, с написанием: “На Синайстей горе виде Тя в купине Моисей”. На левой стороне Аарон, с написанием: “Жезл прозябший”; возле него Даниил, с написанием: “Виде гору несекомую”. На полях Двенадцать Апостолов, внизу посреде Иаков брат Божий; по правую его руку Кирилл и Илия, Патриархи Иерусалимские, по левую же Софроний, Патриарх Иерусалимский, и Макарий Египетский. На правой стороне внизу подписано: “1703 года сей Святый образ писал Василий Уланов”» 22 . Сообщив, что этот образ был “прислан от Российского Государя Пет­ра I”, Мелетий добавляет при этом, что на том же горнем месте имелась еще одна икона — “Распятия, с Вознесением вверху, также российского из­рядного письма” 23 . Дары из России украшали также жертвенник и престол храма. Вверху над жертвенником был помещен “семи или осьми вершковый Спасителев образ, также прекрасного российского письма” 24 . А икона, стоявшая на престоле, от­личалась усложненной композицией: «В средине написан образ Знамения Богородицы, окрест же в отделениях изображены различные Ее Соборы со множеством Ангелов и человеков, и расписан во всех местах стих: “Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу” и проч.» 25 , — пишет Мелетий и добавляет при этом: “Сия икона также есть российская, и по отменно хо­рошему искусству в написании неисчислимых мелких лиц заставляет даже и францисканов удивлятися и хвалить мастера” 26 .

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

В 1788-1792 гг. в В. м. был построен каменный летний храм, освященный в 1799 г. (по др. данным, в 1803) еп. Арсением в честь Преображения Господня, с приделами в честь Покрова Пресв. Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери. В 1814-1828 гг. храм был расписан, в 1872 г. капитально отремонтирован и освящен Воронежским архиеп. Серафимом (Аретинским) . По описанию Ю. И. Успенского, Преображенская ц. представляла собой «обычный тип барочных, излюбленных Воронежем форм - восьмерика на четверике; но соотношение ширины восьмерика, почти равной нижнему четверику, полукруглый подъемистый купол, высокие полуциркульные окна восьмерика, наконец, ампирная обработка всех фасадов четверика... указывают на ее переходное значение от барокко к ампиру» ( Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922). В 1814-1828 гг. в В. м. были сооружены каменные колокольня и ограда. В 1832-1835 гг. шло строительство зимней ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских по проекту архит. А. И. Мельникова , в 1838 и 1842 гг. свт. Антоний (Смирницкий) освятил приделы храма во имя свт. Митрофана Воронежского и вмц. Варвары. Впосл. храм стал трапезным. В 1854 г. на 2-м этаже каменного больничного корпуса была устроена домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», служба в ней совершалась на престольный праздник. В сер. XIX в. мон-рь посещали дружившие с игум. Смарагдой (Бегичевой; 1836-1866) В. А. Жуковский , И. С. Никитин и др. поэты. К 1917 г. помимо храмов в В. м. находились каменный флигель, 2 ряда келий, служебные постройки. Мон-рю принадлежал странноприимный дом (1868) в Воронеже на Б. Алексеевской ул. (ныне Пролетарская), в к-ром в 1926 г. жил Старицкий еп. сщмч. Петр (Зверев) . В нач. XX в. в В. м. жили 1017 чел. (игумения, 86 монахинь, 151 послушница, 648 прибывших на испытание и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте). В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в марте 1922 г. губ. отд-ние ОГПУ конфисковало у В. м. напрестольные кресты, оклады икон. Осенью 1924 г. была закрыта Киево-Печерская ц., в к-рой разместился клуб им. М. И. Калинина. C янв. 1925 г. в бывш. монастырских кельях селились горожане. В окт. того же года губ. власти передали Преображенскую ц. раскольникам-автокефалистам (группа состояла из прот. Алексия Попова, протодиак. Симеона и диак. Виктора Сильченковых), тогда же они были запрещены в священнослужении Воронежским митр. Владимиром (Шимковичем) . До 1929 г. в храмах В. м. служили свящ. Евгений Марчевский и сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский . В мае 1929 г. В. м. был закрыт. В 30-х гг. мн. бывш. насельницы были репрессированы (вместе со сщмч. Петром (Зверевым), еп. Алексием (Буем) и др.). К 1941 г. были снесены Преображенская ц. и колокольня. К 2005 г. территория мон-ря (ограниченная с севера ул. Демократии, с востока ул. Пролетарской, с юга ул. Мало-Смоленской, с запада Солдатским пер.) застроена частными домами. Сохранились следы пилона от въездных ворот обители на углу Солдатского пер. и Рабочего городка.

http://pravenc.ru/text/155260.html

3; Домовый храм при Московской Духовной Академии. Устроен в 1870 г. на средства В.А. Толоконникова в восточной части главного корпуса Московской духовной академии, выстроенном первоначально как царские палаты (Чертоги). В 1881 г. надстроен куполом. Закрыт в 1919 г., в 1921 г. выгорел, купол снят. В 1940-х г.г. здание вновь передано духовной академии, в 1955 г. церковь восстановлена, в 1979 г. снова увенчана куполом. Балдин В. И. Загорск. М., 1989 Воссоздатель Покровского академического храма, патриарх Алексий (Симанский), не только окончил Московскую духовную академию, но, учась в ней, жил в одном из помещений Чертогов, примыкающих к Покровскому храму. Для него это здание было родным домом, он проникся его атмосферой и его участие в трудах тех, кто заново создавал академический храм в 1954-1955 гг., несомненно, было направляющим. Более 30 лет этот храм свидетельствовал о редком вкусе и художественной деликатности своего возродителя. В нем обращали на себя две гениальных находки. Первая: свод не был расписан целиком - роспись представляла собой ряд живописных композиций, заключенных в лепные барочные рамки. Это делало храм гармоничной частью Четогов, интерьеры которых украшают лепные композиции, заключенные в подобные картуши. Вторая: хоры, примыкающие к стене храма, противоположной иконостасу, поддерживались тонкими коринфскими колоннами, выдержанными в стиле иконостаса храма. Последний, в свою очередь, имеет глубокую предысторию: он повторяет иконостас московского храма Харитона в Огородниках (храм в 1930-х гг. был разобран, но иконы его уцелели и в 1955 г. вошли в состав икионостаса Покровского академического храма). При ремонте Покровского храма после пожара 28 сентября 1986 г. именно эти редкие по красоте и уместности элементы его отделки были полностью и безжалостно уничтожены... Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06574

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010