Два входа, обрамленных перспективными порталами со скромными капителями, ведут с широких галерей в Сергиевскую церковь, представляющую собой четырехстолпный двухсветный храм. Композиция этой церкви своеобразна: световой барабан смещен к алтарю, восточные столбы совмещены с каменной алтарной преградой, вместо традиционных трех апсид существует лишь центральный алтарный выступ, настолько маленький, что при взгляде снаружи он почти теряется на фоне массивных форм храма. В нижней части размещена небольшая ризница, в которую ведет из алтаря узкая лестница внутри стены. Интерьер церкви никогда не был расписан. Высокие стены и своды храма покрыты легкой известковой затиркой, позволяющей рассмотреть все неровности кирпичной кладки. В отсутствии фресок есть своя прелесть: обычно росписи сужают интерьер, давят своей многоцветной тяжестью, скрывают от глаз конструкции архитектурных членений. Здесь же, в Сергиевской церкви, много света и девственной белизны, стены и своды кажутся необычайно высокими и легкими. Громада Сергиевского храма, вознесенного над двумя арками ворот, с могучими фланкирующими башнями, с галереями, богато украшенными каменным узорочьем, придает главному въезду в монастырь величественность и торжественность. По материалам книги В.Т. Кривоносова " Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль. " , издательство " Северный паломник " , 2007 г., стр. 37-45. Надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского возводилась над южными воротами Борисоглебского монастыря во второй половине XVII в. вместе со строительством оборонительных крепостных стен. Величественный храм с богатым декором ворот придают торжественность главному въезду в обитель. Пятиглавый храм с закомарами возвышается над мощными въездными воротами, по бокам оформленными смотровыми башнями крепостной стены. Фасад храма дополнен профилированным поясом по периметру, барабаны глав декорированы аркатурным поясом, типичным для храмовой архитектуры XVII в. В противовес спокойным фасадам церкви изобилует членениями, деталями и проработкой кладки галерея въездных ворот. Под галереей над арками устроены киоты для святых образов Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Отличительной чертой Сергиевского храма были наружные красочные росписи. Внутри же храм наоборот расписан не был, что придавало ему величественность и статичность.

http://sobory.ru/article/?object=05675

Боковые всходы на гульбище разобрали, арки с висячими гирьками заложили, а белокаменные узорные парапеты сменила чугунная решётка с короткими колонками. Такие же каннелированные колонны, но более крупные и сделанные из белого камня были водружены на постаментах внизу новой лестницы на гульбище по оси западного входа. В 1855–1857 гг. интерьер собора, стены которого до этого времени оставались белыми, был расписан московским художником Николаем Степановым. В связи с юбилеем Рязани в 1895 году фасады собора были довольно причудливо раскрашены: поле стены подчёркивалось красным, а фусты белокаменных колонок выделялись синим. Работы затронули и интерьер. В 1891 г. он был вторично расписан. Первоначальный внешний облик фасадам собора и интерьеру отчасти удалось вернуть при реставрации в 1953–1957 гг. под руководством Е.В. Михайловского. Здание выстроено из кирпича, на белокаменном основании (местами на высоту человеческого роста). Стены подклета побелены, краснокирпичная кладка храма тонирована красным. Детали фасадного декора выполнены из белого камня. Успенский собор – лучший памятник зодчества в Рязанской области, один из шедевров архитектуры «Нарышкинского стиля» и крупнейший среди городских многостолпных соборов петровского времени. Творение знаменитого зодчего Якова Бухвостова, вместило в себя выдающиеся произведения художественной резьбы по белому камню и дереву. Огромные размеры, сложные технические задачи, виртуозное исполнение деталей декора, объединяющее эстетические принципы допетровской эпохи и нового времени, наконец, исключительная градостроительная роль делают Успенский собор первостепенным памятником Рязани. Гигантский кубический объём трёхсветного храма вместе с тремя более низкими полукруглыми апсидами поднят на высокий подклет. В прошлом, при незаложенных арках подклета и фигурных парапетах над ними, собор казался парящим в воздухе. Над четвериком пять цилиндрических световых барабанов, смещённых к востоку, несут внушительные луковичные главы с ажурными крестами.

http://sobory.ru/article/?object=00868

Драгоценное убранство собора, по-видимому, было разграблено воинами рязанского кн. Глеба, а позднее монголо-татар. завоевателями. Игум. Ипполит (1684-1695) решил растесать узкие окна храма, чтобы вставить стекла, затем были разобраны хоры. В результате перестроек собор начал разрушаться и 14 нояб. 1722 г. обрушился. Впрочем, опись мон-ря 1767 г. сообщает, что своды храма рухнули в 1705 г., это известие подтверждается описью монастырского архива сер. XIX в., где упоминается несохранившаяся челобитная игум. Аверкия 1716-1717 гг. «о построении разрушенного собора». В 1751-1752 гг. на месте старого был воздвигнут новый собор Рождества Богородицы, повторивший крестово-купольную систему 4-столпного храма XII в. Первоначально церковь была выстроена «о трех осмириках плинфяных», в 1754 г. они были сломаны и заменены деревянными. В 1772 г. в центре относительно плоской 4-скатной кровли собора были восстановлены каменный 8-угольный барабан с 7 окнами, с такой же каменной шейкой, увенчанной главой и крестом. В 1752-1755 гг. храм был расписан, в нем установили иконостас. 18 июня 1756 г. храм освятил еп. Владимирский и Яропольский Платон (Петрункевич). В 1764 г. в Рождественской ц. вновь сделали хоры, к-рые были окончательно разобраны в 1802 г. В 1765-1766 гг. настенная живопись храма была отреставрирована, иером. Феодорит писал «на своде на столпах Духа Святого, под ним на правом столпе образ Тихвинския Богородицы, на левом - Смоленския Богородицы, несенныя ангелами, под ним же на правом - Успения Пресвятыя Богородицы, на левом - Покрова Пресвятыя Богородицы». В 1802 г. «за ветхостью» были уничтожены росписи на зап. стене и по столпам. Лишь в алтаре, в 4 клеймах, сохранились композиции: Рождество, Успение, Введение во храм Пресв. Богородицы и Сретение Господне; по стенам центрального нефа - образы Божией Матери и арх. Гавриила. В 1803 г. был устроен новый 3-ярусный иконостас, увенчанный резным изображением Воскресения Христова. В 1804-1809 гг. пол церкви выстлали плитами из известняка. В 1892 г. храм был расписан по образцу владимирского Успенского собора (ГА Владимирской обл. Ф. 567. Оп. 2. Л. 13).

http://pravenc.ru/text/149505.html

Источник: сайт " Советская Адыгея " Храм во имя Архистратига Божия Михаила. Храм был пожертвован жителями станицы Сахрайской и перевезен в обитель в 1877 году. На сохранившемся в архиве плане храма видно, что при постановке в монастыре к храму была сделана пристройка из келий настоятеля, трапезной, кухни и просфорни. Вся жизнь на первых порах теплилась возле этого храма, и лишь к концу 1877 года был построен начерно первый келейный корпус на 16 человек. Внешне этот храм был очень привлекателен: крыша его была покрыта дранью, над алтарной частью возвышалась маковка с крестом, а стены были оштукатурены и просто сияли белизной. Внутреннее убранство храма было подчеркнуто скромным. В 1923 году храм полностью сгорел.  Храм Преподобного Александра — игумена обители Неусыпающих. Александровский храм находился на 2-ом этаже игуменского корпуса, построенного в 1880 году. Освящен 25 мая 1881 года. Храм в память преподобного Александра имел форму четырехугольника: в длину 12,8 м и в ширину 5,7 м. Он был расписан насельниками обители, они же сработали иконостас. Службы в этом храме совершались только для братии обители. Игуменский корпус, в котором был храм преподобного Александра, представлял собой многопрофильное здание: настоятельские комнаты с прихожей, сенями, коридорами, галереей, кладовой; несколько келий для братии, так же тут были устроены дровник и свечной завод. В период существования спецшколы до 1947 года в бывшем игуменском корпусе, где ранее находился домовой храм в честь преподобного Александра, были устроены классы для обучения детей. В последующем и этого здания не стало.  Храм в честь Успения Божией Матери. Проект Успенского собора был подготовлен в феврале 1880 года. Главный храм монастыря строился 5 лет из камня, добывавшегося в окрестностях обители. Он поражал величественностью и красотой русско-византийского стиля, в котором был исполнен. Двухъярусная колокольня доминировала над горным плато и позволяла любоваться окрестностями монастыря. Размеры собора были внушительными: в длину 57 метров, в ширину – 15,6 м; длина галерей 59,7 м, ширина – 4,3 м. Освящение храма было произведено 20 октября 1885 года. Постройка этого грандиозного собора вместимостью до 3-х тысяч человек явилась отправным моментом начала массового многотысячного паломничества в святую обитель. В соборе находились иконы, присланные в дар и благословения со Святой Горы Афон. Расписан храм был преимущественно братией обители. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря отец Макарий на благословение Михайловой пустыни пожертвовал для обители 8 евангелий, несколько крестов, сосудов и других вещей, необходимых для богослужения, а также часть Животворящего древа Креста Господня и 36 частиц святых мощей угодников Божьих, хранившихся в 3-х искусно изготовленных сребропозлощенных ковчегах.

http://sobory.ru/article/?object=09450

В 1996 году на праздник Покрова Божией Матери Высокопреосвященнейший Виктор в сослужении духовенства города Твери освятил Престол в приделе Грузинской иконы Божией Матери. А первая литургия в реставрирующемся центральном Покровском приделе были совершена на праздник Рождества Христова 2000 г. И в это же время было совершено освящение придела во имя Казанской иконы Божией Матери и святого Афанасия, патриарха Александрийского. К местным святыням относятся, прежде всего, мощи преподобного Сергия исповедника (Сребрянского) - это кисть руки в ковчеге с его иконой в большом киоте. Здесь находится и древняя Смоленская икона Божией Матери Одигитрия старого иконостаса, найденная в храме завернутой кем-то неизвестным в бумагу. После реставрации для нее был сделан напольный киот. Свое место образ занял в Грузинском приделе у левой стены. В настоящее время храм полностью расписан. В Грузинском приделе работали мастера-иконописцы под руководством Андрея Запрудного. Им же был расписан Казанско-Афанасиевский придел и в обоих алтарях сооружены иконостасы по проекту А. Запрудного. Иконостас Грузинского придела выполнен в стиле древневизантийском, с имитацией резьбы под камень (Грузинский мотив), покрашен в бело-кремовый цвет. Казанский же иконостас в отличие от Грузинского сделан в русском (конец XVI века) торжественном стиле, с позолотой, более объемной резьбой со вставками из красного дерева. Иконы здесь также выполнены соответственно той эпохе начала XVII века. Большую часть иконописных работ осуществила Тамара Яковлевна Козлова, одна из первых учениц школы А. Запрудного. Практически всю работу по росписи Покровского придела в алтаре и храме Тамара Яковлевна выполнила сама. Ею же были написаны все иконы в иконостасе и спроектирована вся резьба. Райский сад с раскидистыми ветвями деревьев, в котором пребывают святые иконостаса с Божией Матерью и Спасителем в центре - вот основной замысел автора. На этот огромный по своему объему титанический труд ушло около 6 лет. Иконостас выполнен по мотивам барокко, но русского, напоминающего питерскую икону, роспись - образец стиля Дионисия, Рублева в сочетании с лепниной Елизаветинских времен, которая была восстановлена по сохранившимся образцам. Он сооружен и освящен, как и 230 лет назад, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=00004

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых. Церковь. Не действует.   Престолы: Всех Святых Год постройки:1690. Адрес: Киев, ул. Лаврская, 11. Координаты: 50.436326, 30.556149 Проезд:на метро до остановки " Арсенальная " , далее автобусом 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси до остановки " Киево-Печерская Лавра " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской лавры, 1696-1698 гг. Построена одновременно с монастырскими стенами. В 1718 г. пострадала от пожара, сгорели все деревянные конструкции. Восстановлена в 1718 — 1727 гг. В XVIII в. к южной стороне церкви пристроена аркада, установлен иконостас. В 1903 г. из трапезной палаты перенесены два мраморных с мозаичными изображениями кио- та и установлены на северной и южной стенах церкви В 1904 г. произведен капитальный ремонт с позолотой глав куполов. В 1906 г. расписан интерьер учениками Лаврской живописной школы (под руководством худож. И. С. Ижакевича). Церковь кирпичная оштукатуренная двухъярусная пятикупольная, в плане представляет собою равноконечный крест с прямоугольной пристройкой с восточной стороны. Главы грушевидные с перехватом. В композиции и решении внутреннего пространства зодчий применил традиционный прием украинской народной архитектуры. Снаружи церковь украшена разнообразной формы нишами, картушами, поясками, окна обрамлены наличниками, стены завершены развитым многопрофильным карнизом. В пластике фасадов видны черты, характерные для русской архитектуры XVII в., что указывает на влияние русского зодчества. В первом ярусе сделан проезд Экономических ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовым сводом. В церковь, расположенную на втором ярусе, через аркаду ведет крытая галерея с широкой лестницей из дуба. Аркада перекрыта сводом, покрыта двускатной крышей с фронтоном на торце, украшенным лепным растительным орнаментом, характерным для форм украинского барокко XVIII в. Интерьер расписан сюжетной и орнаментальной масляной живописью. Иконостас из липы резной трехъярусный позолоченный в стиле раннего барокко с остатками ренессансных форм.

http://sobory.ru/article/?object=05646

Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная», построена в 1716 г. к северу от Троицкого собора. Когда-то от времени пришедшая в полное разрушение, она была возобновлена и украшена стенною живописью в 1896 г. благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян, а в ней устроено вечное (неусыпное) чтение Псалтири о благодетелях святой Александро-Свирской обители. Преображенская часть в настоящее время полностью принадлежит монастырю, и на ее территории, как и прежде, в Преображенском соборе почивают святые мощи Преподобного Александра Свирского. Первоначально собор был срублен в 1533 г., но в 1618-м, когда монастырь подвергся разорению, храм сгорел. Нынешний Преображенский собор построен в 1641 г., при игумене Авраамии, а придел во имя Преподобного Александра Свирского — в 1716 г. В 1856-1857 гг. инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия металлическими. Тогда же под руководством архитектора Тухтарева были расширены некоторые дверные и оконные проемы. В 1873-1874 гг. был вновь оформлен фасад. В 1900 г. архимандритом Агафангелом была сделана пристройка к западной стороне собора с хорами для братии, отделанными деревянными точеными перилами. В 1903 и 1904 гг. собор был расписан внутри живописными изображениями, отделан заново придел и также расписан. Особую нарядность придают собору соединенные с ним колокольня и Захарьевская церковь. Церковь Святого пророка Захарии и Елисаветы построена в 1668 г. при игумене Макарии. Руководил работами каменных дел мастер Максим Семенов. Помогали ему каменщики Феофил Петров, Осип Климентьев и Елизар Пан. Церковь была соединена с Преображенским собором сводчатой галереей. После пожара 1784 г. и ремонта в 1833 г. церковь сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном. Часовня при монастыре, в память явления Святой Троицы преподобному Александру, выстроена в настоятельство архимандрита Павла; в настоящее время как снаружи, так и внутри возобновлена.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Архитектором этого величественного храма, вмещающего в себя более 3 тысяч богомольцев, был Петр Алексеевич Виноградов. Красивый резной вызолоченный иконостас был сооружен И.А. Соколовым, святые иконы писаны по вызолоченному фону придворным иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым, драгоценные облачения сделаны братьями Заглотиными. Два года спустя, 20 мая 1910 года, архимандриту Иоанникию было разрешено произвести вновь под наблюдением архитектора окраску куполов и кровли на Иверском соборе, так как появилась опасность порчи кровельного железа. Прежняя окраска глав на куполе белого цвета оказалась особенно неустойчивою, поэтому архимандрит Иоанникий просил разрешения окрасить главы в поднебесный цвет с матовыми звездочками, что и было исполнено. Первоначально храм расписан внутри не был. Известна фотография иконостаса Иверского собора 1909 года с автографом архитектора П.А. Виноградова, на которой стены собора еще без росписи. Очевидно, собор был расписан в последующие годы. Работала артель художников во главе с Василием Павловичем Гурьяновым, иконописцем и реставратором, автором нескольких книг. Происходил он из семьи потомственных художников-иконописцев Владимирского села Мстеры. В искусстве его времени преобладал так называемый стиль модерн. Образцом для Гурьянова, как и для многих других церковных художников того периода, было творчество Виктора Михайловича Васнецова, что сказалось отчасти и на живописных изображениях Иверского собора. Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов XVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери. В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня - чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, способствовала содержанию на Перерве духовных школ.

http://sobory.ru/article/?object=05404

Ты же тогда таковый храм написанный видл и за 6 лт воспомянул ми в минувшую зиму сию своим благоутробием. О сих до зд. Аминь. 814 ... церковь Софийскую цареградскую... –Главная святыня Константинополя – храм Святой Софии, построен в 532–537 гг.; после завоевания Царьграда турками стал мечетью Айя-София, в настоящее время – музей. 819 ...церкви... Благовщения святыя Богородицы... –Благовещенский собор в Московском Кремле (построен в 1390-е гг., расписан Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 г; фрески не сохранились, так как в конце XV в. собор был перестроен). Β иконостасе собора сохранились подлиняые произведения Феофана Грека, Андрея Рублева и Прохора с Городца. 820 ...одну же на Москв. – Обычно под этой церковью подразумевают церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря в Московском Кремле (построена и расписана в 1390 г. Феофаном Греком, Семеном Черным и другими мастерами). Фрески XIV в. не сохранились. 821 Β Михайле святом на стен написа град... – Собор архангела Михаила, или Архангельский собор в Московском Кремле (построен в 1333 г., расписан Феофаном Греком и его учениками в 1399 г.; фрески не сохранились, так как собор был перестроен в начале XVI в.). 822 ...у князя Владимира Андревича... – двоюродный брат Дмитрия Донского, князь серпуховской. Впервые участвовал в военном походе с Дмитрием, когда великому князю московскому было двенадцать лет, а ему – девять. Руководил многими военными мероприятиями и походами Дмитрия Донского. Умер в 1410 г. 823 ...«Корень Иессеевъ»... – мифическая родословная Иисуса Христа, которую возводили κ отцу библейского царя Давида – Иессею. 824 ...нарицаемого Иустиниана, на кон седяща и в руц своейдесницы мдяно держаща яблоко... –Конная статуя императора Юстиниана. До нашего времени не сохранилась. 825 ...написа наскор храмовидное изображение... – Рисунок Феофана Грека с изображением Софии Константинопольской не сохранился. Возможно, в ряде русских рукописей XV–XVI вв. встречаются подражания этому рисунку. Однако это мнение оспаривается. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 6: XIV- середина XV века. - 1999. - 583 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Щеголькову. Например, об одном из соборных старост, С. Быстрове, он сообщает, что «когда, однажды, не достало досок для настилки пола в соборе, он выломал у себя дома полы и отдал их в собор». В ходе строительства случалось и так, что в казне не было средств. Тогда кто-нибудь из строителей с кружкой шел по окрестным селам и деревням, собирая медяки у простых людей. В истории собора как в зеркале отразилось русское благочестие того времени. Хочется верить, что это благочестие не иссякло до конца, и прекрасный Воскресенский собор еще засияет во всей своей красе. Росписи Воскресенского Собора При освящении первых двух пределов стены собора не были ещё украшены живописью так же, как и иконостасы не были вызолочены. В приделе Всех Святых позолота производилась в 1834 г., а в 1835 г. 25 апреля староста П.И. Киреев порядил мастеров расписывать стены храма и золотить иконостасы. 2 мая совершено молебствие перед началом живописных работ. Нынешние арзамасцы, обыкновенно говорят, что собор расписан известным основателем арзамасской школы живописи, академиком Александром Васильевичем Ступиным. Но это несправедливо. Ступин был человек расчётливый, любил взять за свою работу хорошую цену, а собор строился при скудных средствах. К тому же у Ступина всегда было много заказов. Взявшись за большую невыгодную работу в соборе, он мог потерять эти заказы. Вследствие всего этого, несмотря на то, что Ступин был уроженец Арзамаса, вращался в кругу созидателей собора и был в дружеских отношениях с настоятелем его о. Стефаном, он не сделал для украшения собора ничего. Расписывать собор взялся один из его учеников, Осип Семенович Серебряков с сыном Александром за изумительно дешевую цену, около 2 000 р. сер., но расписал так, что и строгие критики не могли его упрекнуть. Ныне за такую работу нужно заплатить не менее 20 000 рублей. Собор расписан «альфреско», по сырой штукатурке тушью. Красками писаны только «Триипостасное Божество» в главном куполе и «Распятие» на горнем месте. Поэтому отсутствие пестроты даст всей внутренности храма величественный вид громадного целого.

http://sobory.ru/article/?object=00903

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010