Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем можно найти в хрисовуле (императорской грамоте) византийского императора Андроника II Палеолога. Хрисовул относится к 1293 году, однако есть предположение, что монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана был основан гораздо раньше. С падением Византии монастырь был разрушен и покинут. Однако на рубеже XV–XVI веков он был восстановлен. Были построены новые здания, монастырский храм был расписан известным мастером той эпохи Димитрием Какавасом. Монастырская хроника и другие документы этого периода были утеряны, и единственным источником информации о храме являются надписи, сохранившиеся на стенах монастырских построек. Именно из этих надписей известно, что монастырский храм был построен в 1611 году, а расписан в 1621. В конце XVII века монастырь был разрушен турками и венецианцами. Позже, после 1715 года, он подвергался еще ряду набегов и разграблений. Однако святая обитель устояла и в последствии была полностью восстановлена игуменом Иакимом (Димилеу) и иеромонахом Парфением (Проко). Средства на реставрацию иконостаса были пожертвованы митрополитом Спартским Киприаном и управителем Лаконии Николаем. Монахи монастыря святых бессребреников Космы и Дамиана всегда являли собой пример мужества и благочестия. С XVII века и вплоть до освобождения Греции от турецкого владычества в 1821 году монахи на свой страх и риск укрывали в обители повстанцев. Кроме того, в стенах монастыря работала тайная школа, в которой обучались дети местных жителей, и это помогло местному населению сохранить греческие традиции и культуру. Главный храм монастыря посвящен святым Косме и Дамиану, пострадавшим в Риме в 284 году. Их память празднуется 1 ноября. Храм – типичный образец поздневизантийской архитектуры. Храм был расписан в годы турецкого владычества, поэтому в росписи можно найти сцены, изображающие страдания и лишения греческого народа в этот страшный период греческой истории. Начало XX века было для монастыря трудным временем. Чтобы предотвратить упадок и опустение обители епископ Спартский Герман (Троянос) предложил Синоду объединить монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана с монастырем 40 Севастийских мучеников. Синод принял его предложение, и царским указом от 21 мая 1920 года два монастыря стали единым монастырским комплексом. А 3 ноября 1924 года монастырь святых бессребреников был официально объявлен подворьем монастыря 40 Севастийских мучеников.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Нефы разделены двумя капитальными стенами с двумя пролетами в каждой, сведенными аркою, опирающеюся на колонну. Средний неф выше боковых и, также как они, накрыт деревянным потолком. Собственно, церкви предшествует притвор, да еще и не один, а по-афонски – внешний и внутренний. Мы вошли во внешний сначала. Ширина его – общая всему храму – 19 шагов, а длина только 6. Он весь расписан по стенам заурядною кистью. Три стены – западная, северная и южная заняты изображениями мучеников, а восточная, отделяющая его от внутреннего притвора, вся, кроме входной двери, покрыта представлением Страшного Суда довольно замысловатого изобретения. Вообще, живописное украшение сего притвора заставляет ожидать чего-то недюжинного впереди. Внутренний притвор на один шаг длиннее внешнего, и также расписан по стенам, кроме северной стены, на которой взор мой встретил редкую, или просто еще невиданную мною вещь, – копию двух документов, утверждающих права Стагийской епископии на владение разными угодьями, а именно: одного Хрисовула Императора Андроника Младшего, и одного Сигиллиона Вселенского Патриарха Антония. Первый начинается словами: Поскольку боголюбивейший епископ святейшей епископии Стагийской... всего 31 строка. Дата: 6840 (1332) г. индиктиона 4, в месяце Марте. Второй начинается почти также: Поскольку боголюбивейший епископъ Стагииский явился к нашей мерности... 33 строки. 6901 (1393) года. Индиктиона 1, в месяце тоже Марте. Письмо крупное, тщательное и, видимо, недавнее. Цвета букв – черный и красный – совершенно свежие. На западной стене того же притвора, над упомянутою входною дверью есть и историческая заметка о росписании храма, гласящая следующее: Всечестный и божественный храме сей...историрован (расписан) поспешеством и расходом Боголюбивейшаго епископа святейшей епископии Стагийской, кир Иоасафа и Пахомия Иромонаха, Стаматия священника и Иконома, Георгия священника и Сакеллария, Димитрия священника и Сосудохранителя, Иоанна священника и Сакеллия, Георгия священника и Екклисиарха, Панагиота священника и Хартофилака, Георгия священника и Канстрисия, Христофора, священника и иеромонаховъ Стефана, Иоанна и (Фео)фила.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Триодная часть (л. 76–123) начинается с Недели мытаря и фарисея, включает Великий пост , Пасху, Пятидесятницу, Петров пост, а также Успенский (хотя он не связан с Триодионом). Рождественский пост расписан в месяцесловной части. Книга праздничная в обиходнике Матфея Никифорова по своей структуре повторяла устав. Из устава известно, и это находит отражение в названии Книги праздничной, что праздники бывают: со всенощным бдением, полиелеем, великим славословием. Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздников. Кроме того, праздники могут случиться в посты: в понедельник, среду или пятницу; или между постов: в среду или пятницу 35 . Этой довольно большой градации праздников соответствует и степень праздничности пищи, которая определяется наличием в меню рыбы свежей или сушеной, икры или «варива с маслом»; а также квасов: от медвяного, насыщенного медом, ячного, полуяна (ячной смешанный с овсяным?), до свекольного рассола, а в строгий пост – воды. В уставе даются общие указания на характер пищи: рыба, сущь, икра, вариво с маслом, сухоядение, неядение. В Церковном обиходнике на некоторые великие праздники пища перечисляется, уже конкретно исходя из монастырских запасов. В Книге праздничной Келарского обиходника монастырский стол расписан подробно на каждый праздник. В триодной части расписан каждый день Великого поста. А так как именно роспись постного стола дает представление о степени строгости действующего устава, то проанализируем монастырскую трапезу четырех больших постов. Исходя из пасхальной таблицы, Пасха в 1656 года была 6 апреля, следовательно начало Великого поста – 16 февраля. Как объясняет М.Н. Скабалланович , «при определении степени воздержания в тот или другой пост, церковный устав вдается в подробности, которые могут показаться мелочными и неприложимыми к жизни (особенно мирян), но которые тем не менее хорошо выражают свою идею. Эта идея заключается в том, чтобы из всех дней недели а) особенно освятить строгостью воздержания понедельник, как день покаяния и первый день недели, и среду с пятницей как дни страданий Христовых; б) особенно почтить ослаблением воздержания субботу, как предпразднество воскресения и богоустановленный день покоя, и воскресенье» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Улейма. Николо-Улейминский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан, по преданию, ростовским иноком Варлаамом. Первая деревянная часовня была поставлена в начале 1460-х гг. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца, кельи для монахов и ограда построены на средства угличского князя Андрея Васильевича в 1469 г. В 1563 г. тщанием угличского князя Георгия Васильевича построена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 1589 г. - первый каменный Никольский собор. Строительство нового Никольского собора на подклете первого одноименного, разрушенного поляками, началось в 1620-е гг. Собор был освящен митрополитом Ростовским Ионой Сысоевичем 9 мая 1677 г. Собор неоднократно реконструировался - в 1750-е, 1852 и в 1887-1888 гг. Расписан в 1862 г., живопись поновлена петербургским архитектором Ф.Е. Егоровым в 1897 г. В 1707 г. боярыня П.А.Нарышкина передала собору частичку мощей Николая Чудотворца, привезенных в Россию Петром I. Введенский храм построен на фундаменте одноименной церкви в 1695 г. Реконструирован в 1793 и 1863 гг. Расписан в 1870 г. на средства крестьян Козловых из Улейминской слободы. Надвратная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы построена в 1713-1717 гг. В 1785 г. восстановлен после пожара. В 1838 г. на средства петербургского купца Ф.Я. Ермолаева пристроена деревянная паперть. Храм расписан в 1863 г., реконструирован в 1891 г. Николо - Улейминский монастырь в 11 верстах от г. Углича, на большой ростовской трактовой дороге, при реке Улейме. О времени основания монастыря сведений нет, но известно, что в начале XVI века уже существовал. В 1610 г. разорен был литовским паном Микулинским. Восстановлен Варлаамом, митрополитом Ростовским, погребенным в ростовском соборе в 1652 г. Церкви каменные: собор во имя св. Николая, Введенская и Троицкая. Собор холодный, а остальные теплые, все прочные. Собор о трех приделах: средний - во имя свят. Николая, левый придел - во имя вмч. Федора Стратилата, а правый - во имя св. Архангела Гавриила и преп. Марии Египетской. Храмовые праздники 9 мая, 6 дек., 8 февр., 1 апр. и 26 марта.

http://sobory.ru/article/?object=00487

Основу фасадного убранства колокольни составляют пучки трехчетвертных колонн, оформляющих углы четвериков и несущих активно раскрепованные антаблементы. В двух нижних ярусах сдвоенные колонны (в нижнем ярусе пилястры), объединенные общим постаментом, фланкируют высокие арочные проемы звона, а еще одна оформляет угол, в третьем ярусе вместо угловой колонки выпущен угол стены, а в четвертом использованы одинарные колонны, а над антаблементом возвышается раскрепованный лучковый фронтон. В отличие от прототипа — костромской колокольни — в Яковлевском не использованы капители разных ордеров (в зависимости от яруса) и каменные вазы на углах ярусов по осям колонн. Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь — коробовым, замкнутым с востока тремя лотками, одностолпная трапезная — двумя лотковыми, разделенными подпружными арками и усложненными распалубками над окнами; нижний ярус колокольни завершен купольным сводом. Четверик расписан по всем стенам и сводам сплошь ковровой росписью, что является большой редкостью для 1-й пол. 19 в. В сомкнутом своде живопись традиционной иконографии с “Новозаветной Троицей” на восточном лотке и архангелами на остальных. Она отличается уровнем профессионального мастерства художника. Автор свободно владеет искусством письма складок, драпировок, объемность и динамизм которых придает особую подвижность фигурам, стоящим на облаках. Живопись стен многоярусная, в виде отдельных клейм, разделенных живописными рамками, имитирующими архитектурный декор: тяги карнизы, пилястры. Евангельские и библейские сюжеты трактованы увлекательно в лубочной манере письма. В трапезной композиции размещены в виде отдельных картин в рамах, изображающих архитектурный лепной декор. Живопись правленая, в основе — письмо, аналогичное росписи свода четверика. Притвор церкви под колокольней расписан. Иконографическая программа оригинальна: купольный свод разделен на сектора, в каждом из которых помещена фигура святого, на парусах — евангелисты, на стенах — московские митрополиты, “Спас на престоле с предстоящими” и большая композиция “Усекновение главы Иоанна Предтечи”. Архитектурные элементы заполняет орнамент типа гризайли. Основные сюжеты написаны в той же стилистике, что и письмо трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=03555

В помещении разоренного храма разместился городской клуб. В 1948 г. возрожденная Академия из Москвы переехала в Лавру, а в 1954 г. Академии было возвращено и помещение Покровского храма, которое требовало капитального ремонта. Восстановительные работы начались 30 декабря 1954 г. Святейший Патриарх Алексий I интересовался буквально всем, что касалось возрождения святыни. Его заботами помещение храма преображалось с редкой быстротой – строительные работы были закончены в мае 1955 г. Освящение состоялось 21 мая. Накануне ректор протоиерей Константин Ружицкий с академическим духовенством совершил Всенощное бдение и водосвятный молебен. На следующий день в Академию прибыл Святейший Патриарх Алексий I. Сразу же после чина освящения началась первая Божественная литургия. По окончании Литургии Патриарх произнес речь, в которой отметил: «Я думаю, что не погрешу, если скажу с убеждением, что есть немалая доля и ваших заслуг перед Богом, за которые послан нам этот дар – восстановление сего дома Божия. Вы пришли сюда, в этот храм духовной науки, по усердию к делу Божию: одни – чтобы преподать, другие – чтобы изучить Слово Божие и истины нашей веры, вы отдались этому делу со всей ревностью, и время показало, что Господь благословляет ваши труды, ибо жизнь нашей духовной школы течет успешно…». После восстановления храм был расписан в период с 1955 по 1965 г.г. В ночь с 27 на 28 сентября 1986 г. Академию постигло страшное бедствие – пожар. От огня пострадал и храм. Впоследствии был заменен купол, пострадавшие росписи удалены, и храм расписан заново учениками монахини Иулиании (Соколовой; †1981) в период с 1987 по 1990 г.г. Каждый, кто вступает ныне в Академический храм, проникается его благолепием. В дивную гармонию слились здесь древние иконы, иконы современного письма и настенная роспись. Иконостас, несколько необычный, торжественный и стройный, всякий раз невольно привлекает внимание приходящих в храм на молитву. Непосвященному довольно трудно распознать, что здесь создано в наше время, а что написано иконописцами далекого прошлого.

http://sobory.ru/article/?object=06574

Их было по три в ряд со стороны церкви, но вероятно находились они и с задней стороны столбов, как можно заключать по поновленным ликам святых, которые и доселе видны на столбах со стороны алтаря. Сняты ли были кальки с этих замечательных образцов живописи, не знаем, но не можем не пожалеть, если этого не было сделано. Было бы очень важно иметь эти снимки для сравнения с подобными же фресками Успенского собора и для определения их взаимного отношения. В главном куполе, под несколькими слоями позднейшего письма, открылось поясное изображение Господа Вседержителя, которое восстановлено теперь в его первоначальном виде. Была высказана мысль, что это изображение относится к 1405 г. когда, при В. Князе Василии Дмитриевиче, Благовещенский собор расписывали известный Андрей Рублев с Феофаном Гречином и старцем Прохором 13 . Но принять этого предположения нельзя. Во 2-й Соф. летописи прямо говорится, что в 1483 г., собор был сломан до основания и расписан в 1508. Под 1483 г. сказано: Князь Великий, разруши благовещенье на своем дворе, подписанную только, по казну и по подклеть и заложи казну (помещение для церковного имущества) около того подклета и полату кирпичну с казнами. Под 1482 г. во 2-й Соф. летописи записано: того же лета начаша рушити церковь на площади Благовещение, верх сняша и лубьем покрыша (П. С. Р. Л. VI, 234). В 1489 г., августа 9-го, Благовещенский собор был освящен, а в 1508 году расписан стенописью, а иконы снабжены, окладами и украшениями из золота, серебра и драгоценных каменьев. (Ibid. стр. 335, 239, 247). В настоящее время на паперти Благовещенского собора идет расчистка верхнего слоя живописи, под которым открыто изображение Похвалы Богородицы или – «О тебе радуется благодатная всякая тварь». Еще замечательнее стенопись, следы которой обнаружились весной прошлого года, при возобновлении внутренности Успенского собора во Владимире, и которую мы имели возможность осмотреть на месте. Еще Солнцев заметил на южной стороне андреевского притвора и вывел на свет Божий фреску с изображением рая и праведных душ в лоне Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

26 ноября 1916 года преосвященным Модестом, епископом Верейским был освящен главный престол новопостроенного храма. Собор состоял из нижнего и верхнего храмов, верхний имел три алтаря: главный — во имя Святой Троицы, правый — во имя Успения Пресвятой Богородицы и левый — в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Нижний храм был посвящен мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. В 1929 г. Троицкий собор, несмотря, на сопротивление верующих, был закрыт и переоборудован в городской театр. Во время Великой Отечественной войны в соборе устроили литейный цех, где изготавливали гранаты. При этом разобрали купол и два верхних яруса колокольни. Подземная церковь оказалась засыпанной отходами литья, внутри верхнего храма была установлена металлическая эстакада передвижного крана. Богослужебная жизнь Троицкого собора оборвалась в 1929 году, просуществовав лишь 13 лет, точно также как оборвалась земная жизнь страстотерпца цесаревича Алексия в тринадцатилетнем возрасте. Возрождение храма началось в 1990 году. 15 октября 1990 года решением Щелковского горсовета Троицкой собор города Щелкова был передан верующим. 17 марта 1991 года в Троицком храме была совершена первая Божественная литургия. Постепенно здание церкви отстраивалось, заново была возведена колокольня. Главным событием в восстановлении собора стало возведение уникального 5ти ярусный фаянсового иконостаса работы екатеринбургских мастеров. Был полностью очищен, восстановлен и расписан нижний храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В настоящее время здесь проходят регулярные богослужения, проводится Таинство Крещения. Собор расписан группой иконописцев под руководством Иоанна Коваленко и щелковского художника Игоря Кривова. 5 декабря 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Великое освящение вновь воссозданного собора. Среди почетных гостей этого события присутствовала Ольга Николаевна Куликовская-Романова – вдова родного племянника Государя-страстотерпца Николая II Тихона Николаевича Куликовского-Романова. После 20-летней реставрации собора, в которой участвовали многие щелковчане, были освящены все его четыре престола – главный престол в честь Пресвятой и Животворящей Троицы, придельные – Алексиевский и Успенский и престол нижнего храма в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К этому дню редакцией «Отчего светильника» была подготовлена книга о Троицком соборе, рассказывающая об истории и современной жизни прихода.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_собор...

Но в нынешние времена приходится встречаться с противоположной точкой зрения. Если отцы VII Вселенского Собора привлекали картину в защиту иконы, то теперь принято икону антагонистически противопоставлять картине. И уж ни в коем случае нельзя на практике заниматься ими одновременно. Архимандрит Зинон (Теодор) глубоко убежден: «Любое творчество требует полного погружения, нельзя допускать в себе никакой раздвоенности. В самом деле, нельзя, согласитесь, смотреть одним глазом в землю, а другим – в небо! Нельзя работать сразу двум господам, учит Христос» . Тут и возразить вроде бы нечего. Однако не ведавший подобных проблем преподобный Епифаний Премудрый сообщает следующее о деятельности знаменитого изографа Феофана Грека: «В церкви святого Михаила на стене он написал город, в городе же красками представил все его части; в каменной казне у князя Владимира Андреевича тоже написал [город] Москву; да терем у великого князя расписан [им] невиданно и непонятно ( страннолепно) (курсив мой. – В.К .)» . Надо полагать, по отношению к Феофану Греку отец Зинон не будет столь категоричен, чтобы обвинять его в служении двум господам. Да, Феофан, вне всяких сомнений, написал город в иконном стиле. На фресках, на иконах изображали тогда монастыри и города как святые места, как иконотопосы. Но, во-первых, терем был все-таки «расписан невиданно и страннолепно», (т.е. Епифания не удивила фреска с изображением иконотопоса в церкви святого Михаила, но удивила роспись княжеского терема; значит, между ними не существовало совершенной аналогии); во-вторых, точка приложения сил была выбрана иконописцем (церковнослужителем) вне церковной ограды. Можно ли считать роспись княжеского терема миссионерской деятельностью? Тем более нельзя говорить о ее богослужебных аспектах. Отец Зинон подразумевал, по всей видимости, занятия не религиозным, а безрелигиозным искусством. Он ведь и сам признает: «Художнику, если он хочет восстановить связь времен, придется принять творчество как кенозис, как голгофскую жертву, что всегда было свойственно деятелям отечественной культуры» . Разумно ли требовать «переквалификации» художников в иконописцев? Ибо, по логике, если они заблуждаются, то, имея дар Божий рисовать и желая освободиться от самообмана, должны обязательно становиться иконописцами. Но дело в том, что «христианская Церковь не отрицает искусства. Христианство есть религия воплощенного Бога, Христа, в Котором проявилась “вся полнота Божества телесно” (Кол. 2: 9). Освятив плоть и осудив только греховность в плоти, христианство освятило и разнообразные виды искусства для христианского богослужения, осудив только греховность в искусстве. Грех же искусства начинается там, где оно забывает о своем Божественном происхождении и начинает служить злу», – справедливо писал (и в согласии с мнением VII Вселенского Собора) Иван Андреев .

http://pravoslavie.ru/4527.html

Во времена Киевской Руси Троицкая церковь, как надвратный храм, была символом небесного заступничества обители. Она чудом Божиим уцелела после татарского набега 1240 г. и позднейших разорений Лавры. Вид Троицкой церкви, имевшей в глубокой древности простые и строгие архитектурные формы, остался без существенных изменений, за исключением элементов декора и росписи. В конце XVII в. Троицкая церковь обновлялась и достраивалась на средства гетмана Ивана Мазепы. О древних росписях храма сведений не сохранилось. В 1734 г. лаврскими иконописцами Феоктистом (Павловским) и Иоанном (Максимовичем) храм был расписан заново. В 1744 г. Алипием (Галиком) расписан притвор. Совместно с Иваном Кодельским отец Алипий расписывал западный и восточный фасады церкви. Самобытная барочная живопись в интерьере храма тематически раскрывает суть церковного догмата о Триединстве Божества и пути к спасению. Стены, колонны и купол храма покрыты символическими изображениями и пейзажами, характерными для украинской иконографии того времени. Глядя на росписи Троицкой церкви, мы можем представить, как были расписаны в начале XVIII в. Успенский и другие храмы Лавры. Из книги «Храмы Киево-Печерской лавры». - Киев, типография Киево-Печерской Лавры, 2012. Стр.19-20 Церковь Пресвятой Троицы Киево-Печерской лавры - уникальное сооружение начала XII в., возведенное над Святыми воротами монастыря. Реставрации и перестройки XVII-XVIII в.в. коснулись лишь декоративного убранства храма. Выдающимся художественным памятником является ансамбль настенной живописи XVIII в. Единственная, сохранившаяся из надвратных церквей домонгольского времени. В древнерусских источниках не упоминается. По древней монастырской традиции, зафиксированной в " Тератургиме " Афанасия Кальнофойского, сооружена на средства Святослава Давыдовича из рода черниговских князей, постригшегося в монахи монастыря 17 февраля 1107 г. под именем Николая Святоши и умершего после 1142 г. Время постройки каменного сооружения на месте деревянных монастырских ворот можно приблизительно определить в рамках 1107-1111 г.г. По свидетельствам того же Кальнофойского, Троицкая церковь была совершенно подобна церкви Благовещения на Золотых воротах.

http://sobory.ru/article/?object=05645

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010