Закрыть itemscope itemtype="" > «Раскол» — главное слово 2019 года Уходящий год стал черным годом Православия и временем сосредоточения церковно-государственных сил в России 31.12.2019 1884 Время на чтение 7 минут «Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2019 год? Какие события и тенденции Вы выделили бы как главные, определяющие для этого года? Что Вы ожидаете от 2020 года?» - на эти вопросы отвечает петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов: В последнее время в социологии стала популярна номинация «слово года», когда выбирают слово, выражающее идею уходящего года. Давайте и мы попробуем определить «слово года» в нашей церковной жизни. К сожалению, как это ни печально, таким «словом года» приходится назвать слово «раскол». Сам 2019 год начался с создания псевдоцеркви на Украине . Потом в течение года мы в напряжении следили за церковными новостями, как за сводками с фронта: кто признает раскольников, кто отвергнет, прислушивались и анализировали высказывания отдельных иерархов, Элладской Церкви и других Поместных Церквей. Каждый голос в поддержку позиции Русской Церкви воспринимался как маленькая победа. Весь год мы прожили с этим трагическим словосочетанием «раскол Православия». Завершился многострадальный 2019 год решением Священного Синода не поминать имя Патриарха Александрийского. Надо сказать, что признание украинских раскольников Александрийским Патриархатом прозвучало, как гром среди бела дня. Это был удар ножом в спину Русской Церкви от человека, русофилиекоторого было широко известно. Он долго жил на Украине, часто приезжал в Россию, владеет русским языком, постоянно декларировал дружелюбие к России. Вспоминаю, как два года тому назад он посетил Кронштадт. Я имел честь принимать высокого гостя в Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского. Помню первые слова Патриарха Феодора при встрече: «Я - ваш. Я - русский!» Это произвело самое глубокое впечатление. В Кабинете о.Иоанна Патриарх поделился своим замыслом построить в столице Танзании Дар-эс-Саламе храм св.Иоанна Кронштадтского. Мы были в восторге от этой идеи и тут же выразили желание написать в дар новому храму большой храмовый образ Всероссийского пастыря. Когда икона была написана и мы связались по телефону с секретарем Патриарха архиепископом Димитрием, выяснилось, что храм уже не будет строиться, а икону нам предложили передать в другой храм. Более того, как оказалось, владыка бывает в Танзании раза два в год, а большую часть времени проводит в Греции. После нескольких переговоров договорились привезти икону в январе 2020 года. Но теперь в сложившейся канонической ситуации это стало невозможным. В этой истории, как в капле воды, отразилась трагедия разделения церквей. Будем хранить икону до лучших времен.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/31/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Решения Собора крупным планом 04.08.2008 841 Время на чтение 10 минут Архиерейский Собор рассмотрел множество вопросов различной степени важности. Но особое место среди них занимали четыре темы: учреждение церковного суда, отношение Церкви к теории и современному практике прав человека, единство Русской и Украинской Церквей, а также наиболее популярная в СМИ " проблема епископа Диомида " . Вокруг каждого из этих вопросов возникло бурное обсуждение как в рамках соборной дискуссии, так и вне их. И нередко выходило так, что за мнениями внешних экспертов терялось мнение самих епископов, в результате чего было не до конца понятно: какую именно проблему они в действительности обсуждали на своем заседании, а что к их повестке дня досочинили в газетах и интернете. Украина : пережидая шторм С темой церковного единства, которую многие архиереи назвали главной на этом Соборе, СМИ обошлись поистине странно. Епископ Диомид, чья епархия - это около двух десятков клириков, был назван многими СМИ " руководителем крупного регионального подразделения РПЦ " и основоположником нового раскола, который якобы может разделить пополам Церковь. При этом о настоящей драме, ситуации на Украине, не было сказано практически ничего. Светские СМИ отделались короткими сообщениями о выступлении главы Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и Всея Украины Владимира, тогда как вокруг вопроса о возможной автокефалии и методах преодоления украинского раскола и до, и во время Собора шли крайне серьезные и жесткие споры. Разумеется, светские СМИ рассматривали вопрос больше всего с точки зрения стратегических интересов России и судили о церковной жизни по светской же мерке. В результате разница между каноничным разделением и расколом в их публикациях оказалась практически не заметна. На самом деле в предоставлении как таковой нет ничего из ряда вон выходящего. Православная Церковь никогда не имела единого административного центра, и со временем в ней возникают новые независимые структуры. Так, в конце XV века Русская Церковь отделилась от Константинопольского Патриархата, став одной из действующих ныне Поместных Православных Церквей, находящихся в каноническом общении друг с другом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге января 2007 Первая в Санкт-Петербурге конференция с участием представителей РПЦ и старообрядческих церквей. 19 апреля 2007 в Святодуховском корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского прошла конференция " История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге " . Конференция началась в 14.00 и продолжалась пять часов. С докладами выступили представители РПСЦ, РПЦ (в том числе единоверия), академической науки в лице ученых из Пушкинского дома, Русского музея и СПб Консерватории. Конференция была организована миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии . Приветственное слово к участникам и слушателям конференции произнес Председатель Миссионерского отдела, протоиерей Александр Будников , настоятель храма Святого пророка Илии на Пороховых. Основная задача конференции состояла в том, чтобы дать возможность увидеть и услышать друг друга представителям различных ветвей русского Православия, древнего и нового обряда. Ключевой доклад по теме сделал священник Геннадий Чунин, настоятель Громовской старообрядческой общины г.Санкт-Петербурга (Белокринницкое согласие). Он кратко обрисовал старообрядческую точку зрения на историю разделения церкви. Привел наиболее характерные примеры ошибок, совершенных в процессе реформ и уже исправленных в новообрядных богослужебных книгах. О.Геннадий процитировал постановления Поместного Собора РПЦ 1971 года об отмене клятв на старый обряд и лиц его исповедующих. Он напомнил о том, что данные постановления, а также ряд других, принятых в последнее время Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом РПЦ не только не исполняются, но и вообще неизвестны широкой массе прихожан и священнослужителей, что приводит к повторению и усугубления неприязни и непонимания двух православных русских церквей. В своем докладе о.Геннадий также напомнил историю старообрядческих белокринницких общин Санкт-Петербурга, рассказал о восстановлении храма в Транспортном переулке, недавно переданного городскими властями старообрядцам. Он выразил надежду, что данная конференцию улучшит осведомленность рядовых верующих о древних корнях русской церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=182...

Короцко. Короцкий Тихонов монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь (Собор) Владимирской иконы Божией Матери находится на территории Короцкого Тихонова монастыря и являлся главным храмом обители. С 1865 г. по 1871 г. было окончательно достроено и отделано каменное здание келий для жительства сестер, в середине этого здания сооружен великолепный каменный двухпрестольный соборный храм с пятью главами, увенчанными вызолоченными крестами и особой главой над алтарем. С западной стороны к храму примыкала колокольня со шпилем и с 12 колоколами. 1-2 октября 1871 г. совершилось торжественное освящение этой церкви. Главный престол собора был освящен в честь иконы Владимирской Божией Матери, а южный - во имя святого Тихона. Внутри Владимирский собор был расписан богатейшей стенной живописью, четырехъярусный резной иконостас был выполнен из дубового и орехового дерева, над царскими вратами находилась храмовая икона Владимирской Богоматери. В северной стороне собора под высокою резною сенью (навесом) в особым образом устроенном сооружении (раке) находилась кипарисная гробница с частицами мощей святого Тихона, принесенными в дар в Короцкую обитель из Задонского монастыря. В южной стороне храма, в киоте(застекленном шкафчике) хранилась келейная икона " Распятие Господне " , известная потому событию, что в 1770 г. святитель, углубившись в ее созерцание, видел, как с иконы, с самого креста сходил к нему Христос, весь израненный и окровавленный. Пред этим образом теплилась неугасимая лампада. В западной части церкви, вверху, были устроены хоры для певчих инокинь. К нашему времени полностью изменился внешний вид зданий: исчезли колокольня, купола церквей, неузнаваемо перестроен Владимирский собор, разделен на два этажа храм Всех святых, закрашена вся настенная живопись обеих церквей. В аварийном состоянии находится участок каменной стены и три сохранившиеся башенки, разобраны святые въездные ворота, почти все деревянные строения обители снесены. Архитектурный облик ансамбля Короцкого монастыря второй половины XIX века полностью утрачен. Будет ли когда-нибудь восстановлена иноческая жизнь в монастырском, а ныне одном из больничных здании, сказать трудно. Но уже сейчас можно было бы восстановить церковь во имя великомученицы Варвары и Всех святых, расположенную на территории психиатрической лечебницы и использующуюся в настоящее время под больничный склад. Этот храм мог бы стать приходским и был бы дорог всем православным христианам как память о существовавшем когда-то на берегу Короцкого озера монастыря во имя святого Тихона Задонского.

http://sobory.ru/article/?object=17695

М.В. Дмитриев Глава 1. Православие в Великом княжестве Литовском и Польском королевстве во второй половине XVI в.: церковные институты и перемены в религиозной культуре Основная задача настоящей главы книги состоит в том, чтобы охарактеризовать институциональные основы развития православной церкви украинско-белорусских земель в XVI в., показать, каково было состояние православной культуры и в чем состояли сдвиги в интеллектуально-религиозной жизни православных земель Речи Посполитой во второй половине XV–XVI в. Взаимное обособление Киевской и Московской митрополий в XV веке Один из самых кардинальных фактов в истории Украины, Белоруссии и России – разделение их церквей вслед за разрывом политического единства в XIII–XIV вв. Некогда единая православная церковь Киевской митрополии в XIV веке оказалась разделена на две части. Одна оказалась теснейшим образом связана с Московским княжеством и затем Русским государством, другая – с Великим княжеством Литовским и Литовско-Русским государством. Митрополичий престол был перенесен в XIV веке (в 1322 г.) в Москву. Литовские князья, разумеется, стремились добиться независимости духовенства украинско-белорусских земель от московского митрополита. В какой степени крепкими и систематическими оставались связи московских митрополитов с литовско-русскими епархиями, сказать трудно из-за скудости источников и неразработанности проблемы. Процессы церковно-административного обособления Московской и Киевской митрополий привели к возникновению двух автокефальных церквей в середине XV века. Формальной акт разрыва церковного единства выразился в том, что в 1458 г. папа Каллист III рукоположил в митрополиты Киевские и всея Руси Григория, ученика перешедшего в унию с Римом и ставшего кардиналом Исидора, а собравшийся 1459 г. в Москве церковный собор заявил о непризнании новопоставленного киевского митрополита, который в 1469 г. восстановил канонические связи с Константинопольской патриархией. Хотя московский митрополит не признал власти Григория над украинско-белорусскими землями, разделение митрополий стало свершившимся фактом 110 . Оно было обусловлено двумя основными причинами: во-первых, развитием украинско-белорусского и русского православия в границах двух отдельных государств, каждое из которых стремилось подчинить церковь своему контролю и оградить ее от вмешательства извне; во-вторых, крахом Византии в 1453 г., что окончательно подорвало и без того достаточно эфемерную к XV в. власть константинопольских патриархов над восточно-славянскими церквами. Правда, в конце XVI в. роль патриархов в жизни украинско-белорусского православия снова возрастает, что было связано, однако, не столько с усилением их власти как таковой, сколько с ходом религиозно-политической борьбы в Речи Посполитой накануне заключения Брестской унии и культурными процессами этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ORIENTALIUM ECClESIARUM Декрет Ватиканского II Собора о Восточных католич. Церквах. Принят 21 нояб. 1964 г. большинством голосов (2110 - за, 39 - против) с установленной возможностью двухмесячной отсрочки вступления в законную силу на местах (лат. vocatio legis) по усмотрению иерархов. История составления После разделения Церквей отношение в католицизме к армянской, византийской, сирийской, коптской, эфиопской и др. обрядовым и богослужебным традициям христ. Востока было преимущественно прагматичным. Так, папа Римский Бенедикт XIV в конституции «Etsi pastoralis» (1742) и энциклике «Allate sunt» (1755), опираясь на постановления своих предшественников, деяния униональных Лионского II и Ферраро-Флорентийского Соборов, утверждал превосходство и образцовость происходящего из Рима лат. обряда, а иные признавал лишь в качестве средства к унии. В каноническом отношении униатские Церкви в большинстве своем находились в сильной зависимости от Ватикана, назначавшего или утверждавшего их иерархию ( Hilberath. 2009. S. 8-9). Попытки добиться внимания и уважения к вост. традиции на Ватиканском I Соборе успехом не увенчались. Редким примером положительной оценки восточно-христианского литургического наследия католич. учительством до II Ватиканского Собора служит энциклика папы Римского Льва XIII «Orientalium dignitas» (1894). В предсоборный период для пересмотра положения дел была учреждена в 1960 г. комиссия, подготовившая на основе представленных вост. Синодами, специализированными католич. академическими учреждениями (напр., Восточным папским институтом ) и ватиканской Конгрегацией по делам Восточных Церквей (см. в ст. Восточные католические Церкви ) материалов и предложений схемы «De Ecclesiae unitate» (О единстве Церкви). Начавшаяся работа над документом, затрагивающим тему вост. христианства, вызвала интерес у правосл. иерархов и богословов, в частности привлекла внимание патриарха К-польского Афинагора I . В связи с этим папа Римский Иоанн XXIII поручил провести консультации по определенным вопросам с православными.

http://pravenc.ru/text/2581527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ существующие в ряде Поместных Православных Церквей приходы и мон-ри, в к-рых при богослужении используются редактированные чинопоследования рим. (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англикан. «Книга общих молитв». Другое, не вполне корректное, общее наименование традиций и идеологии З. о. п. о.- Западное Православие (англ. Western Orthodoxy; нем. Westliche Orthodoxie; франц. Orthodoxie Occidentale) - в наст. время используется для обозначения любого правосл. служения зап. обрядов, в т. ч. немногочисленных случаев лат. богослужения на правосл. Востоке после 1054 г., напр. в существовавшем до XIII в. на Афоне бенедиктинском мон-ре Амальфитанцев ( Keller. 2002). Проблема богослужебного использования зап. литургических чинов в правосл. Церкви после разделения Церквей впервые была затронута в XVIII в. в связи с развитием англикано-православных связей . В 1716 г. 6 англиканских епископов из числа т. н. нонджуреров (неприсягнувших, т. е. отказавшихся признать королем Англии Вильгельма III Оранского и вслед. этого низложенных с кафедр) передали Фиваидскому еп. Арсению проект воссоединения с правосл. Церковью, где предусматривалось сохранение ими богослужения по древним англикан. чинам в той форме, к-рая будет одобрена правосл. патриархами. Вместе с тем в проекте соглашения были обозначены пункты расхождения епископов-нонджуреров с Православием (в т. ч. отрицание авторитета Вселенских Соборов, почитания Пресв. Богородицы, святых и икон). В 1718 г. К-польский Собор с участием патриархов К-польского Иеремии III , Александрийского Самуила и Иерусалимского Хрисанфа Нотары рассмотрел проект и составил послание, где в качестве обязательного условия для воссоединения с Православием выдвигалось вероучительное единство. Относительно служения «английской литургии» в послании указывалось на неизвестность ее чина и выражалось сомнение в необходимости иметь иные литургии, кроме принятых Вост. Церковью, но допускалось, что если ее чин не противоречит правосл. вере, то после изучения и исправления он будет одобрен для служения ( Иванов. 1954. С. 49-50). В соборном послании англикан. епископам 1723 г. патриархи К-польский Иеремия, Антиохийский Афанасий III Даббас и Иерусалимский Хрисанф подтвердили отказ от воссоединения с ними при сохранении различий в вероучении, но признали, что после достижения единства в вере вопрос об обрядах будет легко решен, т. к. «из церковных исторических книг известно, что некоторые обычаи и чиноположения в различных местах и церквах были и бывают изменяемы» ( Образцов. 1866. С. 45-52).

http://pravenc.ru/text/182587.html

Он стоял у истоков воссоединения Церквей и возвращения " Даниловского звона " Уходящий 2007 год войдет в историю церковно-общественной жизни России прежде всего двумя значимыми событиями: преодолением трагического восьмидесятилетнего разделения Русской Православной Церкви и принятием после почти четвертьвековых переговоров долгожданного решения о возвращении из Гарварда проданных в 1930 году большевиками 18-ти колоколов московского Данилова монастыря – одного из пяти чудом сохранившихся в мире дореволюционных тяжеловесных колокольных подборов. Об этом говорилось в «Приветственном слове» Святейшего Патриарха Алексия Второго по случаю открытия в декабре в Вашингтоне выставки «Русская Православная Церковь в XX веке», на которой были представлены предметы церковного искусства и личные вещи, принадлежавшие выдающимся духовным подвижникам прошлого столетия, просиявшим в пределах своего отечества и в рассеянии. Символично, что у истоков обоих отмеченных Патриархом важных исторических свершений стоял старейший клирик Русской Православной Церкви Заграницей, многолетний настоятель и окормитель Богоявленского прихода в Бостоне митрофорный протоиерей Роман Лукьянов. Он одним из первых выступил с призывом к сближению с Матерью-Церковью в России, когда еще мало кто осмеливался об этом открыто высказываться, и стал вести свою паству к утраченному в вынужденном отрыве от родной земли единству. К сожалению, он не дожил всего трех дней до подписания в Москве Акта о каноническом общении: немногим больше полугода назад 14 мая 2007 года после тяжелой продолжительной болезни отец Роман мирно отошел ко Господу. Близко знавший его наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) метафорически точно сравнил уход приснопамятного пастыря с праведной кончиной библейского пророка Моисея, «который вел свой народ к земле обетованной, но так и не сподобился войти в нее… По неизреченному Промыслу Божию он узрит исполнение обетований, уже перешагнув порог вечности» [ 1 ]. Всего несколько месяцев не дожил отец Роман и до другого знаменательного события – в августе этого года, согласно достигнутой договоренности с администрацией Гарвардского университета, точные художественные копии колоколов легендарной звонницы Данилова монастыря, отлитые на воронежском заводе «Вера» и освященные Патриархом Алексием Вторым, были доставлены к берегам Америки в обмен на предстоящее возвращение в Россию исторических подлинников.

http://pravoslavie.ru/5064.html

Определение Освященного Архиерейского Собора о вопросах внешней деятельности Церкви (Москва, 2004 г.) 8 июня 2008 г. 12:14 Освященный Архиерейский Собор одобряет внешнюю деятельность Русской Православной Церкви, предпринятую за межсоборный период, благодарит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, руководившего этой деятельностью, а также всех, кто принял участие в ее осуществлении. Собором одобрены структура, направления и методы внешней церковной деятельности на современном этапе, представленные председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Собор высоко оценивает труды по пастырскому окормлению церковной диаспоры Московского Патриархата. В частности, Собором выражается глубокое удовлетворение в связи с открытием новых приходов, строительством храмов, проведением масштабных ремонтно-восстановительных работ. В то же время сохраняется озабоченность канонической разделенностью православных верующих диаспоры, связывающих свою церковную жизнь с духовными традициями Русского Православия и не участвующих в объединительном процессе Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В области межправославных отношений Русская Православная Церковь, твердо следуя данной Господом заповеди о единстве христиан, будет, как и прежде, стремиться укреплять связи с Автокефальными Православными Церквами в духе братолюбия и соборности. Архиерейский Собор благодарит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за его вклад в упрочение всеправославного единства, особо отметив важность состоявшихся встреч Его Святейшества с Предстоятелями Поместных Православных Церквей в ходе их визитов в Русскую Православную Церковь. Наша Церковь выступает за более тесное и координированное сотрудничество Поместных Православных Церквей в разрешении стоящих перед мировым Православием проблем, в частности, в вопросе противостояния расколам. Собор выражает озабоченность имеющими место нестроениями в межправославных отношениях. Отметив, что такие случаи возникают вследствие оскудения братской любви, Собор призывает Поместные Православные Церкви крепить межправославное единство, воздерживаясь от шагов, способных нарушить мир церковный.

http://patriarchia.ru/db/text/418906.htm...

Опыт раздвоенности РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28576.html 19 апреля 2006 Протоиерей Виктор Потапов Опыт раздвоенности Христиане недостаточно ценят самое главное – церковное единство Источник:  http://religion.ng.ru НГ-Религии В Сан-Франциско с 6 по 14 мая текущего года будет проходить IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ожидается, что в ходе заседаний Собора будет окончательно определена официальная позиция РПЦЗ по вопросу о сближении с Московским Патриархатом (МП). Заметим, что сближение Церквей считают своевременным не только представители МП, но и российские государственные деятели. Так, президент РФ Владимир Путин не раз во время встреч с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и с Предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой) говорил о том, что воссоединение Церквей – " дело государственной важности " . В Московском Патриархате главной задачей процесса сближения считают не только установление евхаристического общения (возможности совместно совершать литургию и причащаться), но и установление полного административного единства. Среди иерархов и духовенства РПЦЗ этот сценарий вызывает споры, равно как и вопрос о сохранении Зарубежной Церковью собственности. Кроме того, в сознании ряда представителей РПЦЗ за годы разделения Церкви прочно укоренился стереотип, согласно которому Московский Патриархат являлся " пособником сталинского режима " . Несмотря на однозначно сформулированное в " Социальной концепции РПЦ " положение, согласно которому Церковь может отказать власти в поддержке, " если власть принуждает верующих к отступлению от веры " , преодоление стереотипа остается затруднительным. Своим мнением относительно перспектив восстановления церковного единства и роли IV Всезарубежного Собора в этом процессе с читателями " НГР " делятся известные деятели РПЦЗ – протоиереи Виктор Потапов и Игорь Шитиков. " Мы все чада Русской Церкви. Будем же уклоняться от соблазнов явного и тайного зла, воюющего на нас... Об этом молимся мы – пастыри на Архиерейском Соборе юбилейного года, понимая всю ответственность за Церковь. Молимся о полном нашем единомыслии, в котором заключаются сила и правда Церкви " .

http://religare.ru/2_28576_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010