Сортировать по Исключить новости Разделение христиан как ошибка, которая должна быть исправлена: опрос общественного мнения 25 мая, 2011. Социологическая Служба " Среда " Респондентам был задан вопрос: Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: Разделение христиан на православных, католиков и протестантов – историческая ошибка, которая может и должна быть исправлена. Похвально для русского желать воссоединения Церквей, но для правильного суждения об этом необходимо предварительное теснейшее воссоединение с духом собственного народа. Иван Аксаков (1823 – 1886) Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-«Пента», выборка 1500 Респондентам был задан вопрос: Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: Разделение христиан на православных, католиков и протестантов – историческая ошибка, которая может и должна быть исправлена. 30% россиян считают разделение христиан на православных, католиков и протестантов исторической ошибкой, которая может и должна быть исправлена. Чаще так думают женщины и жители городов. 39% опрошенных ничего не могут сказать по этому поводу, и еще 31 % граждан не считают это ошибкой, нуждающейся в исправлении. Несколько чаще о разделении христиан на православных, католиков и протестантов как об исторической ошибке говорили женщины, жители городов и респонденты, проживающие в Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах. Также чаще среднего ошибкой разделение христиан видят граждане, которых, казалось бы, мало что связывает: предприниматели и малообеспеченные респонденты, не всегда способные найти деньги на одежду и обувь. Зато самые обеспеченные из опрошенных (россияне, которые могут позволить себе покупку автомобиля), немного чаще не согласны с утверждением, будто разделение христиан – это ошибка, которую надо исправлять. Не считают исторической ошибкой разделение христиан на православных, католиков и протестантов 31% россиян. Несколько чаще так считают мужчины, граждане, поддерживающие ЛДПР, неверующие респонденты, жители Уральского и Приволжского федеральных округов.

http://pravmir.ru/razdelenie-xristian-ka...

1. В своем письме Епифаний забыл упомянуть, что именно он и раскольники, находящиеся под его руководством, являются основной проблемой, это они стали причиной того, к чему все мы пришли: церковный раскол и прекращение евхаристического общения с рядом Поместных Православных Церквей. Раскольник Епифаний не имеет авторитета для того, чтобы стать инициатором разрешения церковного кризиса, ведь он сам стоит во главе его, является неотъемлемой его частью и причиной многих проблем, имеющихся внутри Православной Церкви. 2. Мы надеемся на то, что церковные иерархи нашей Православной Церкви и глава Вселенского Патриархата Варфоломей обратят должное внимание на это «ядовитое» письмо, целью которого является лишь углубление сложившегося кризиса, но никак не разрешение украинского церковного вопроса. Поскольку достичь его разрешения можно лишь через диалог, поиски путей к взаимопониманию, к сближению и поддержание контактов со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 3. Письмо Епифания носит очень подозрительный характер. Вероятнее всего, за ним стоят враждебные для Православной Церкви силы, которые противятся уврачеванию церковного раскола, но лишь хотят его усугубить. 4. Мы призываем Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и всех Православных Патриархов приступить к проведению переговоров для разрешения сложившегося кризиса, опираясь на каноны, являющиеся гарантами церковного единства и исключающими всякого рода разделения. Дабы все мы достигли того, чего так сильно желаем, особенно восстановления евхаристического общения между братскими Церквами. 5. Ни один из способов решения вопроса не подразумевает игнорирование Русской Церкви. А те, кто пытается ее игнорировать и совершает нападки на нее и ее Патриарха, в действительности не желают достигнуть разрешения конфликта, но лишь поддерживают враждебную для нашей Церкви повестку, для которой важно сохранить разделения и распри. 6. Факт разрыва общения между Поместными Православными Церквами по причине украинского раскола очень огорчает и расстраивает нас. Эта кровоточащая рана должна быть исцелена любовью, мудростью, взаимным прощением, взаимопониманием и общим диалогом при помощи церковных канонов, способных урегулировать любые конфликты и разделения в нашей Церкви — как самые незначительные, так и самые серьезные.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5949900...

Сортировать по Исключить новости Итоговый документ семинара “Отношения Русской Православной Церкви и властей в России в 20–30-е годы” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 28 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 27 мая 2002 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата под председательством митрополита Мин­ского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, состоялся семинар “Отношение Русской Православной Церкви и властей в 20–30-е годы”. Семинар был проведен совместно Синодальной Богословской комиссией и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и явился одним из этапов подготовки богословской конференции Русской Православной Церкви “Православное учение о Церкви”, запланированной на осень 2003 года. Руководство Отдела внешних церковных связей в отсутствие митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла представлял заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. Участники семинара заслушали следующие доклады: “Февральская пресс-конференция митрополита Сергия иностранным корреспондентам: историческое осмысление и историческое наследие” (О. Ю. Васильева, заведующая Центром истории религии и Церкви Института Российской истории РАН) 1 ; “Каноническая оценка церковных разделений 20–30-х годов” (протоиерей Владислав Цыпин) 2 ; “Церковно-политический аспект разделений и перспективы их преодоления” (А. В. Журавский, сотрудник Церковно-науч­но­го центра “Православная энциклопедия”). В силу невозможности лично присутствовать на семинаре митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, председатель Историко-правовой комиссии, направил приветствие участникам и текст своего выступления 3 . На семинаре имела место оживленная и заинтересованная дискуссия. Деятельность митрополита Сергия (Страгородского), направленная на легализацию Патриаршей Церкви, восстановление церковного управления и устроение церковной жизни, была рассмотрена в различных аспектах — историческом, каноническом, церковно-политическом, духовно-нравственном. Обсуждение велось в перспективе развития диалога Русской Православной Церкви с представителями Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с целью преодоления существующего ныне разрыва церковного общения.

http://pravmir.ru/itogovyiy-dokument-sem...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы Литература: Chadwick; Болотов; Walker. 1. С самого начала в реальной жизни Церкви не все было идеально. В ней были и споры, и разделения. Так, мы отмечали выше, что церкви Малой Азии разделились по вопросу монтанизма. Там же, в Малой Азии, сохранилась древнейшая традиция празднования Пасхи : ее отмечали в тот же день, что и иудейскую пасху, 14 числа еврейского месяца нисана. Около 150 г., когда в Риме начали праздновать Пасху, там, так же как и в Александрии, ее относили на ближайшее воскресенье после еврейской Пасхи, т, е. первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Около 190 г. епископ римский Виктор потребовал у церквей Малой Азии единообразия в праздновании Пасхи. Скорее всего, Виктор считал, что римский обычай был введен апостолами Петром и Павлом, и объявил, что все, отмечающие Пасху в другой день, не могут считать себя православными христианами. Св. Ириней был шокирован таким автократическим и агрессивным поведением римского епископа. Он припомнил, как около 155 г. св. Поликарп Смирнский приезжал в Рим для переговоров по тому же вопросу с папой Аникитой, и хотя они не пришли к согласию (в то время в Риме Пасха даже еще не отмечалась ежегодно), но расстались вполне дружелюбно. Ко времени вмешательства римского епископа в самой Малой Азии уже давно велись ожесточенные споры о том, какой из обычаев празднования Пасхи наиболее верный. В конце концов римская точка зрения победила, и празднующие Пасху одновременно с иудеями получили название квартодесиманов («четырнадцатников») и были признаны еретиками. Их группы существовали еще достаточно долго: они упоминаются даже в источниках IX в. Тем не менее, несомненно, их практика была древнейшая. Квартодесимане попали в еретики, попросту отстав от своего времени. 2. Во время правления папы Виктора (189–199) в Риме начались так называемые «монархианские» споры. Они были вызваны реакцией на так называемое «богословие Логоса» в писаниях св. Иустина и других апологетов. Терминология тогда еще не была определена, и ряд выражений св. Иустина мог ввести в заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Литургия оглашенных – Алексей Сергеевич, когда и как возникло разделение Божественной литургии на две части – Литургию оглашенных и Литургию верных, на которой оглашенные – те, кто не принял еще крещение – присутствовать не должны? – Скорее всего, это разделение возникло, когда в ранней Церкви появился институт оглашенных, то есть когда людей стали не просто крестить, а постепенно готовить к Крещению. Произошло это, видимо, не ранее IV века, когда христианство вышло из катакомб, стало государственной религией, и появилось много желающих принять эту веру. Некрещеные, но объявившие уже о своем решении креститься не могли причащаться, но могли присутствовать на богослужении, пока на нем читали Священное Писание , пели, произносили проповеди. Так возникло и оформилось разделение Божественной литургии на две части. Но в IV веке Литургия оглашенных была очень короткой, всего лишь чтение Писания и поучение, а затем стали добавляться еще песнопения суточного круга, антифоны, тропари и кондаки, повествующие о событиях церковного календаря. Уже к VIII-IX векам чин Литургии оглашенных оформился. – В одном из прошлых номеров газеты мы с Вами достаточно подробно говорили о проскомидии. Что происходит невидимо для нас в алтаре храма по ее завершении и до возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа»? – Священник и диакон становятся перед престолом, совершают троекратное поклонение, читая молитву «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя», затем священник, воздев руки (это элемент ветхозаветного богослужения – молитва с воздетыми руками) читает «Царю Небесный» (молитва Святому Духу), «Слава в вышних Богу» (ангельское славословие) и «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». И затем диакон с воздетым орарем произносит очень важные слова: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови». Отныне уже не мы, не люди, но Сам Господь действует в храме. Священник благословляет диакона, и между ними происходит диалог: «Помолися обо мне, владыка святый» – «Да исправит Господь стопы твоя». Затем диакон выходит через северную дверь алтаря, и начинается Литургия оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В.В. Акимов Споры о дисциплине и расколы в Древней Церкви В жизни Древней Церкви происходили разделения. Эти разделения вызывались как разногласиями в области вероучения, так и разногласиями в канонической области и сфере церковной дисциплины. В соответствии с этим, разделяют понятие ереси и понятие раскола. Ересь – это разделение, основанное на отступлении от общецерковного учения веры. Раскол – это разделение, основанное на разногласиях церковно-дисциплинарного характера. Проблемы, которые вызывали расколы, как правило, были связаны с нравственными требованиями к клиру и мирянам, с нарушением установившегося административного устройства Церкви, а также с расхождением в литургических традициях. Раскол Каллиста и Ипполита Раскол Каллиста и Ипполита возник в связи с ослаблением нравственных требований к членам Церкви. Возник этот раскол в Римской Церкви. В конце II – начале III века римские епископы стали мягко относиться к вопросам церковной дисциплины. К числу таких епископов относился Каллист (217–222). Сторонники строгих дисциплинарных требований, недовольные папой Каллистом, выдвинули на его место альтернативного епископа, который стал первым в истории Римской Церкви антипапой. Этим епископом был Ипполит. Именно благодаря сочинению Ипполита («Философумены», обнаруженному в 1842 и опубликованному впервые в 1851 году, мы и знаем об этом расколе. Ипполит Римский изображает своего противника крайне неприглядным. Согласно Ипполиту, Каллист был по происхождению рабом. Он вел дела своего господина Карпофора, но обанкротился, пытался бежать и был схвачен. После этого он задумал окончить жизнь мученичеством, для чего устроил погром в синагоге. Результатом этого стала ссылка на сардинские рудники, откуда он был освобожден вместе с другими христианами благодаря ходатайству наложницы императора Коммода Маркии. После смерти папы Виктора Каллист вошел в доверие к папе Зеферину, который поручил ему устройство кладбища. Каллист приобрел такое влияние, что после смерти Зеферина занял папский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предмет Сравнительного богословия В качестве самостоятельной дисциплины, изучаемой в духовных учебных заведениях, сравнительное богословие возникло в России лишь в XVIII столетии Вопрос о его месте в системе богословских наук не всегда решался одинаково, например, еще в начале нашего столетия «Православная богословская энциклопедия» определяла сравнительное богословие как часть догматики. Тем не менее, уже в XIX веке в том или ином виде сравнительное богословие преподавалось в духовных академиях и семинариях. Основной задачей нашего предмета является «критическое обозрение отступлений от Православной Церкви в вероучении и нравоучении современных нам инославных христианских обществ» . Необходимость такого критического обозрения возникла почти одновременно с началом бытия Церкви, когда среди уверовавших появились первые разномыслия. С известными оговорками можно сказать, что в работе богословской мысли во времена ранней Церкви, и, тем более, в ходе становления кафолического учения в эпоху Вселенских Соборов использовались элементы того, что мы сейчас называем сравнительным богословием. Хотя сравнительное богословие могло бы претендовать на изучение догматических движений времени Вселенских Соборов, но традиционно их относят к области церковной истории, а сравнительное богословие изучает уже то, что произошло после окончания соборной эпохи. Такое деление вполне справедливо и отражает существенное отличие бытия Церкви в эпоху Вселенских Соборов и после нее. То, что происходило с I по VIII век было поиском истины, который часто разрешался трагедиями, угрожал самому существованию Церкви Христовой, но почти всегда порождался неведением истин веры, которым еще предстояло явиться. Как правило, результатом этих поисков было обретение общего церковного мира, и прежнее разномыслие исчезало в новом ведении о Боге. Все церковные разделения послесоборного времени уже не могут быть отнесены к болезням роста и оправданы неведением еще неоткрытых истин веры, ибо эти истины уже ясно и точно изложены соборным разумом Церкви. Эти разделения возникли не в поиске еще неведомой вероучительной истины, но в сознательном уклонении от уже известного и скрепленного авторитетом Церкви знания и в этом существенное отличие западных исповеданий от догматических течений эпохи Вселенских Соборов. . Руководство к обличительному богословию Тула, 1910, с. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава Пятая. Восточные .и Западные христиане и их взаимоотношения Первоначальное единство Церкви Сошествие Святого Духа на Богородицу и Апостолов в день Пятидесятницы 51 , открыло перед последователями Спасителя возможность единства, до тех пор неизвестного человечеству. По словам Деяний Апостолов, первые христиане пребывали в полном согласии и любви, делясь своим имуществом друг с другом и тем вызывая удивление у всех окружающих 52 . Они на деле осуществляли тот высокий образ единства, о котором Иисус Христос молился накануне своих искупительных страданий, говоря: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Hat едино: да уверует мир, что Ты Меня послал» 53 . Однако, дар единства и любви, полученный теми, кто поверил в Боговоплощение, мог быть сохранен ими лишь при условии постоянной борьбы с силами вражды и разделения. Единство человечества в Церкви есть реальность, но реальность, требующая неослабных усилий. Поэтому вся История Христианства исполнена непрестанных столкновений между теми, кто собирает, и теми, кто раздирает на части общину последователей Христа. В результате этой борьбы члены Церкви оказались разбитыми на ряд враждующих вероисповеданий. Христианские разделения Три раскола среди верующих, как мы видели, повлекли за собою особенно пагубные последствия. Первый из них произошел в V веке. Подобно страшному взрыву, он расколол единство восточных христиан, отрезав от греческого Православия сирийцев, персов, армян, коптов и представителей других восточных народов. Жестокая вражда, охватившая обе стороны, была вызвана, как наличием богословских разногласий и недоразумений, так и национальным соперничеством. Она оставила когда-то процветавший восточный христианский мир расчлененным и обессиленным. Эта ненависть среди членов церкви способствовала неудержимому распространению магометанства в Азии и в Африке в VII и VIII столетиях, которое, как пески пустыни, покрыло своим мертвящим покровом прославленные центры восточного христианства – Александрию, Антиохию, Едессу, Ефес и Кесарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Единство Церкви и Всемирная конференция христианства «Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединить их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано вражды и обличения друг другу, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности.» Взгляд святителя на разделения христиан и экуменическую надежду; природу Церкви. Единство Церкви и Всемирная конференция христианства  С большим удовольствием получил я присланные Вами брошюры: по ним я мог ознакомиться с тем отрадным движением среди христиан Америки, которое имеет целью сделать, что окажется возможным, для взаимного сближения людей, призывающих во всем мире святое имя Господа Иисуса Христа. Я не мог не заметить того духа любви и смирения, которым проникнуты все издания Вашей комиссии, и этот дух не мог не убедить меня в том, что все Ваше намерение истекает из чистого и искреннего сердца. Меня поражает и та ревность, с которой Вы распространяете свою идею Всемирной конференции христиан. Я вижу у себя Ваши брошюры, напечатанные в трех частях света - в Европе, Америке и Африке. Я имел удовольствие получить и Ваши любезные письма, в одном из которых (от 13/26 сентября 1916 г.) Вы выражаете надежду, что я не только прочту присланные Вами брошюры, но и сообщу Вам свои замечания. С радостью готов беседовать с Вами по столь дорогому для меня вопросу, как вопрос о Церкви. И как может быть иначе? Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединить их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано вражды и обличения друг другу, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности. Я вполне готов повторить слова Вашего письма: " Дух любви должен восторжествовать над духом ненависти; дух смирения - над духом мятежа и гордыни " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

За жизнь мира «Эта небольшая книжка была написана в 1963 г. по просьбе устроителей всеамериканской конференции Национальной Христианской Студенческой Федерации. В то время в США нарастала очередная волна горячих споров о месте и роли христиан в мире. И в спорах этих обострялось разделение между теми, кто звал христиан и христианские церкви к принятию этой секуляризации, к участию в социальной, экономической и политической борьбе, и теми, кто чаял духовного возрождения Церкви. И те и другие, надо сказать, очень мало знали о Православии. Их представление исчерпывалось длинными архаическими службами, равнодушием к мирским делам, заботой о спасении души и полным отрывом от «современности». Но вот нашлось среди них несколько человек, более осведомленных, получивших — в богослужении, в книгах, в личных встречах не только большее знание православия, но и личный опыт его. И они уговорили устроителей конференции пригласить православного богослова, который объяснил бы подлинное отношение Православия к миру и самое трудное для западного христианина — укорененность этого отношения в православном богослужении, в литургическом предании.» Предисловие Эта небольшая книжка была написана в 1963 г. по просьбе устроителей всеамериканской конференции Национальной Христианской Студенческой Федерации. В то время в США нарастала очередная волна горячих споров о месте и роли христиан в мире. И в спорах этих обострялось разделение между теми, кто звал христиан и христианские церкви к принятию этой секуляризации, к участию в социальной, экономической и политической борьбе, и теми, кто чаял духовного возрождения Церкви. И те и другие, надо сказать, очень мало знали о православии. Их представление исчерпывалось длинными архаическими службами, равнодушием к мирским делам, заботой о спасении души и полным отрывом от «современности». Но вот нашлось среди них несколько человек, более осведомленных, получивших — в богослужении, в книгах, в личных встречах не только большее знание православия, но и личный опыт его. И они уговорили устроителей конференции пригласить православного богослова, который объяснил бы подлинное отношение Православия к миру и самое трудное для западного христианина — укорененность этого отношения в православном богослужении, в литургическом предании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010