архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XV. История богословской науки Традиционно историю богословской науки делят на следующие периоды: доникейский (до 325 г.); эпоха Вселенских Соборов (325–787 гг.); после Вселенских Соборов до разделения Церквей (787– 1054 гг.); от разделения Церквей до падения Константинополя (1054–1453 гг.) – на Востоке, и до возникновения Реформации (1054–1517 гг.) – на Западе; новое время (с XVI в. до конца XIX в.). Учитывая сложную судьбу Церкви и церковной науки в XX в., а также наличие разнообразных и ярких богословов в это время, XX в. можно рассматривать как самостоятельный период. Как уже было отмечено ранее, богословская наука требует такого признака, как систематизация и полнота рассматриваемых тем. Поэтому далеко не все сочинения, несмотря на их значимость, могут быть нами рассмотрены. Предполагать наличие развитой богословской системы в доникейский период вряд ли возможно. Всё же есть произведения с элементами систематизации, и кроме того, в них содержится изложение практически всех истин христианской веры. Не будет преувеличением назвать первым систематизатором богословия святого апостола Павла, который в своих Посланиях касается практически всех сторон вероучения. Своеобразной системой являются «Строматы» Климента Александрийского и «Против ересей» святого Иринея Лионского . Однако общепринято первым систематизатором вероучения считать Оригена с его сочинением «О началах» (написано приблизительно в 230 г.). Сам этот труд стал предметом полемики, так как в нём содержались взгляды, идущие вразрез с Откровением. Тем не менее, не следует принижать значимость этого сочинения и его влияние в истории богословской науки. Ориген делит свой труд на четыре части, и впоследствии другие христианские авторы также будут использовать четырехчастное разделение (например, «Точное изложение православной веры»). После труда Оригена достаточно долгое время не было сочинений с системным изложением вероучения. Лишь в середине IV в. Иерусалимским святителем Кириллом были написаны «Огласительные и тайноводственные поучения», которые по своей сути являются объяснением Никейского Символа веры . Несмотря на системность изложения, этот труд носит скорее черты проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В век апостольский, когда Церковь только ещё созидалась на своём основании и была повсюду притом управляема самими апостолами, естественно, не могло быть строгого разграничения поместных Церквей. Из Иерусалима – средоточия церковного управления – исходили действия апостольской власти; сюда же другие Церкви обращались со своими нуждами ( Деян.11:22 и др.). Несмотря на это, общества верующих по областям и городам (за пределами Иудеи) однако уже образовали поместные Церкви. Состоя под главным начальством св. апостолов, эти Церкви имели своё отдельное, местное управление; единство начал жизни христианских общин открывало возможность самостоятельного решения некоторых вопросов жизни членами каждой отдельной христианской общины, например, решения церковно-практических вопросов, поставления членов клира и проч. Апостольские послания упоминают о Церквах: Коринфской, Ефесской, Галатийских, Македонских и др. Ясно, что основанием для указанного разделения Церкви являлось гражданское разделение областей и городов Римской империи; в последней мысли нас убеждают те же апостольские послания, из которых ясно открывается, что самые обширные пределы Церкви именуются целыми округами, например, Церкви Асийские ( 1Кор.16:19 ); значительно меньшие – называются провинциями, например, Македонские ( 2Кор.8:1 ); в провинциях Церкви разделяются по главным городам, например, Фессалоникская ( 1Фес.1:1 ), Ефесская ( Откр.2:1 ) и др. При упомянутых Церквах были свои пастыри и епископы, получившие от св. апостолов должные полномочия ( Деян.20:17 ; Тит.1:5 ). Главные города провинций, в которых находились кафедры епископов, были местом главного управления. В справедливости этого положения нас убеждают апостольские послания, написанные на имя выдающихся городов разных провинций, например, послания в Коринф, Фессалоники и др. Что же касается окружного управления (или областного) отдельных Церквей, в целом их пространстве, то оно, по свидетельству апостольских посланий, сосредоточивалось в главнейших городах (столицах) округов. Посылая приветствие местной Коринфской Церкви, св. апостол Павел пишет: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми, по всей Ахаии» ( 2Кор.1:1 ); и через Коринф тот же апостол нередко делал распоряжения в Ахайских Церквах ( 1Кор.16:1 ); Коринф же был столицей Ахаии. Ближайшие к апостольским временам церковные писатели свидетельствуют нам, что апостолы, полагая в разных местах основание христианским Церквам, утверждали свои кафедры чаще всего в главных городах областей и провинций. «Обозрим Церкви апостольские, – пишет Тертуллиан , – где доселе ещё кафедры апостольские стоят на своих местах и где читаются подлинные их послания. Если, например, ты живёшь близ Ахаии: пойди в Коринф. Если недалеко от Македонии: найдёшь там Филиппы, Фессалоники... Если можешь побывать в Асии, там Ефес. Если ты в Италии, там Рим».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящей публикации вниманию читателя предлагается критическое издание первого «обличительного», или «столбового», слова прп. Никиты Стифата против армян (Invectiva 1 in Armenios), осуществленное впервые. Прп. Никита, известный аскетический писатель, богослов и полемист XI в. (род. не позже 1015–† ок. 1090), сражался за истину на протяжении многих лет своей жизни: так, в юные годы он выступал против тех, кто не признавал святости Симеона Нового Богослова 1 , а в глубокой старости, возможно, против византийского гуманиста Иоанна Итала 2 . В середине века он полемизировал с армянами, иудеями и латинянами 3 . Среди полемических текстов Стифата антиармянские слова оказались наименее изученными. В то время как антилатинские трактаты (включая «Пятое обличительное слово против армян», или «...против латинян и армян» 4 ) и слово против иудеев были изданы, первые 4 антиармянские слова оставались до недавнего времени в рукописном виде 5 ; полностью их текст сохранился в греческой рукописи синодального собрания ГИМа 232 по каталогу архим. Вла димира) 6 , а также в нескольких древнегрузинских рукописях. 1. Время написания. Историческая эпоха На основании одного внутреннего свидетельства и некоторых исторических фактов может быть установлена приблизительная хронология антиармянских слов. В 4-м слове говорится о том, что подробнее об опресноках «мы будем любомудрствовать в следующем слове» 7 . Действительно, в следующем 5-м слове, изданном Ж. Хергенрётером, по преимуществу обличается употребление опресноков во время причащения – литургическая практика армянской и латинской Церквей, ставшая камнем преткновения во время раскола между Востоком и Западом в 1054 г. 8 По предположению К. Швайнбурга, 5-е слово было написано после 1054 г. как сокращенный вариант антилатинских трактатов Стифата 9 или, согласно гипотезе Ж. Даррузеса, ранее 1054 г. 10 Однако ни тот, ни другой ученый не были знакомы с содержанием первых четырех слов. Поскольку во втором слове излагается учение о пентархии патриархатов во главе с Римом, что было бы невозможно после разрыва евхаристического общения между Римом и Константинополем 11 , а также в результате сравнительно-сопоставительного анализа пятого слова 12 и основных антилатинских трактатов Стифата «Собеседования с франками» («Диалексиса») и «К римлянам об опресноках, и посте в субботы, и браке священников» («Антидиалога») 13 , можно сделать вывод, что антиармянские слова были написаны до разделения Церквей. Ф. Тиннерфильд полагает, что антиармянские слова были написаны в 1050 г. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Господину моему, возлюбленному брату и сослужителю Иоанну, Кирилл желает всякого блага о Господе. Да возвеселятся небеса и радуется земля (Пс.95:11). Разрушено средостение (Еф.2:14), печаль прекратилась и всякие раздоры уничтожены, так как общий Спаситель наш Христос даровал мир Церквам своим, а благочестивейшие и возлюбленнейшие Богу императоры призывали к тому. Будучи лучшими ревнителями веры праотцев, они бодрствуют духом своим на страже твердости и непоколебимости правой веры, да еще и то особенное старание прилагают о святых Церквах, чтобы они постоянно находились в величайшей славе и способствовали цветущему состоянию их царства; и сам Христос, Господь вышних сил, щедрою рукою ниспосылает им блага, помогает одолевать врагов и дарует победу. И не обманывается говорящий: Живу Аз, глаголет Господь, и прославляющих Мя прославлю (1Цар.2:30). Итак, мне особенно было приятно прибытие в Александрию господина моего, благочестивейшего Павла, сослужителя и брата, и недаром в посредники избран такой муж и понес труды выше сил своих для того, чтобы упразднить ненависть диавола, соединить разделенное и увенчать миром и согласием наши и ваши Церкви, потерпевшие от беспорядков. От чего произошло меж ними несогласие, поминать излишне. Лучше, кажется, думать и говорить о том, что прилично времени мирному. Итак, мы обрадовались посещению помянутого благочестивейшего мужа, который, может быть, ожидал немалого спора, имея советовать нам, что должно позаботиться о соединении Церквей миром и согласием, об уничтожении послания людей разномыслящих и о притуплении острия диавольского нечестия. Однако он нашел нас готовыми к этому делу, так что ему не представилось в этом никакого труда. Ибо мы помним слова Спасителя нашего: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин.14:27). Да и в ежедневных молитвах научены мы говорить: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам (Ис.26:12). Почему каждый причастный миру, даруемому Богом, не будет иметь недостатка в каком-нибудь благе. А как возникло несогласие Церквей, совершенно лишнее и без всякой законной причины, это подробно узнали мы из письма, доставленного нам теперь господином нашим, благочестивейшим епископом Павлом, содержащего в себе безукоризненное исповедание веры; он доставил нам и исповедание, составленное как твоею святостью, так и прочими находящимися там епископами, которое мы заблагорассудили буквально поместить в нашем письме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/652/...

Д.К. Робертсон (протестант) Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей (Предлагаемая таблица составлена по Курцу, Смиту, арх. Арсению, и др. Первый век собственно не входит в курс истории церкви Робертсона и предлагается здесь для ясности общего хода развития церкви и её истории от Рождества Христова) Годы по Рождеству Христову Событие Рождество Христа Спасителя мира Вступление Тиверия на императорский престол Страдания и крестная смерть Иисуса Христа Мученичество архидиакона Стефана – Иудейское гонение; Рассеяние церкви из Иерусалима; Обращение самарян и прозелитов Калигула император; Обращение ап. Павла Покой церкви при Калигуле Обращение Корнилия и языческих прозелитов; Симон волхв, ересиарх Клавдий император Гонение при Ироде – мученичество св. Иакова Старшего Апп. Павел и Варнава посылаются к язычникам Апостольский собор в Иерусалиме Восшествие на престол императора Нерона Гонение в Иудеи – мученичество св. Иакова Праведного Первое общее гонение язычников на христиан при Нероне Мученичество апп. Петра и Павла Смерть Нерона и восшествие Гальбы на императорский трон Тит император Второе общее гонение – св. ап. Иоанн на острове Патмос; Николаиты, Керинф и другие еретики; Нерва – император; Религиозная веротерпимость Траян император и его указ против гильдий Доношение Плиния императору Траяну о христианстве в Вифинии Третье общее гонение на христиан Мученичество Симеона, родственника Господня и епископа Иерусалимского Мученичество Игнатия, епископа Антиохийского; Послания Игнатия Адриан император Апологии Квадрата и Аристида Основание римской колонии Элии Капитолины на месте Иерусалима Восстание Баркохбы и осквернение Иерусалима; Окончательное разделение между иудейством и христианством; Возникновение гностицизма – иудейские гностики, евиониты и другие; Василид, Валентиниан и другие гностики; Антоний Пий император и его терпимость к христианству; Первая апология Иустина Философа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древнее разграничение поместных пределов церкви Формы поместного церковного управления, в древние времена в разных христианских Церквах, были различны. Рассматривая их исторически, можно различать три главных вида: 1) первоначальный, более простой образ управления, 2) управление митрополитов, 3) управление патриархов. Но, чтобы яснее видеть происхождение этих форм, надобно предварительно обозреть древнее разграничение поместных Церквей. В веке апостольском, когда Церковь только ещё созидалась на своём основании, когда притом сами апостолы повсюду управляли ею, как вселенские учители и пастыри, – естественно не могло ещё быть строгого разграничения поместных Церквей. Иерусалим был средоточием церковного управления, откуда исходили действия апостольской власти по всем Церквам, и куда все другие Церкви обращались со своими делами ( Деян.11:22, 15:2, 22:21, 17–19 . сн. Гал.2:12 ). Впрочем, общества верующих по областям и городам, вне Иудеи, уже образовались в поместные Церкви, которые, под главным начальством апостолов, имели своё отдельное, местное управление. В посланиях апостольских уже разделяются Церкви: коринфская, ефесская, Церкви галатийские, македонская, и др. Видно, что основанием для такого разделения служило гражданское разделение областей и городов римской империи. Ибо обширнейшие пределы Церкви отличаются именем целых округов, как например, Церкви асийская ( 1Кор.16:19 ); меньшие – именем провинций, как то македонские ( 2Кор.8:1 ); – а в провинциях ещё разделяются Церкви по главным городам, например, фессалоникская ( 1Сол.1:1 ), ефесская (Ап.2:1), и пр. Все эти Церкви имели своих пастырей, епископов, которым сами апостолы поручали церковное управление ( Деян.20:17 . Тит.1:5 ). Видно и то, что главное управление сосредоточивалось в главных городах провинций, где епископы имели свои кафедры. Об этом свидетельствуют самые апостольские послания, которые надписаны на имя знатнейших городов разных провинций. Таковы послания в Коринф, Фессалоники, и пр. Ап. Иоанн возвещает суд Божий на малоазийские Церкви чрез Ефес, Смирну, Лаодикию, и пр., – знатнейшие города во всей малой Азии, и притом обращает его к главным предстоятелям (ангелам), имевшим в этих городах свои кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Состоялись переговоры Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей 22.01.2002 21 января 2002 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Патриарха Сербского Павла. Со стороны Московского Патриархата в собеседовании приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Калужский и Боровский Климент, первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви; священник Виталий Тарасьев, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде. Делегацию Сербской Православной Церкви представляли митрополит Черногорский Амфилохий, епископ Тимогский Иустин, иеромонах Антоний, настоятель Подворья Сербской Православной Церкви в Москве. Обсуждались вопросы дальнейшего укрепления взаимодействия двух Церквей. Святейший Патриарх Алексий и Святейший Патриарх Павел отметили значение возобновления деятельности Подворья Сербской Церкви в Москве. Центральной темой переговоров стали проблемы расколов на Украине и в Македонии. Митрополит Черногорский Амфилохий сделал доклад об угрозе раскола в Черногории. И на Украине, и в Черногории ситуация складывается особенно сложно, поскольку раскольники находят поддержку во властных структурах, - подчеркнул митрополит Амфилохий. Епископ Тимогский Иустин сообщил, что помимо расколов на Украине, Македонии и назревающего раскола в Черногории существуют попытки создать раскольническую юрисдикцию Румынского Патриархата на канонической территории Сербской Православной Церкви. Со своей стороны митрополит Кирилл отметил, что это происходит подобно тому, как уже было сделано в Молдове, где Румынский Патриархат назначил епископа на канонической территории Молдавской Церкви. Кроме того, по словам митрополита Кирилла, существуют проблемы, связанные с законодательством Европейского Союза, которое поощряет церковные разделения.

http://zavet.ru/news/news020122.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Восточный папизм против соборности Церкви Иерей Сергий Карамышев о хамском ответе Константинополя на предложение Священного Синода Русской Православной Церкви 07.06.2016 3406 Время на чтение 4 минуты На экстренном заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата, что состоялось 6 июня в Стамбуле, было принято решение начать работу Всеправославного Собора на Крите во что бы то ни стало 16 июня. Вместо ожидавшегося в ходе работы Собора единства, это поспешное решение, если Патриарх Варфоломей и его окружение будут на нем настаивать, приведет к расколу Православия. Данное решение явилось реакцией на заявления Священных Синодов сначала Болгарской, а затем – и Русской Православных Церквей, соответственно, от 1 и 3 июня. Болгарская Церковь категорически отказалась принимать участие в Соборе, если он не будет отложен ради внесения важных поправок к документам, которые должны быть на нем утверждены. Поскольку в случае неучастия в Соборе хотя бы одной из 15 Поместных Церквей (точнее 14-ти, поскольку Американскую Православную Церковь греки до сих пор отказываются признавать), он не может почитаться Всеправославным и внесет новые разделения, Русская Церковь на специальном заседании Священного Синода выдвинула предложение в экстренном порядке провести предсоборное совещание, в ходе которого можно было бы устранить возникшие противоречия в духе соборного единства. Очевидно, наш Священный Синод в духе братской любви попытался спасти ситуацию, предложив Константинополю компромиссный вариант выхода из ситуации, которая явно заходит в тупик. Чем же ответили на эти своевременные энергичные усилия Москвы из Стамбула? Каким-то диким, исполненным духа волюнтаризма, заявлением. Во-первых, следует обратить внимание на титул, каким поименован в коммюнике Патриарх Варфоломей: «Сегодня под председательством Его Божественнейшего Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея состоялось чрезвычайное заседание Священного Синода Вселенского Патриархата с участием всех пребывающих в Константинополе епископов», а также на удивительную функцию, которая приписывается Константинопольскому Патриархату. Оказывается, это «Церковь, несущая основную ответственность за поддержание единства Православия» .

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/07/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наша Церковь не оставит в беде своих собратьев на Украине» Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что Русская Церковь никогда не согласится на изменение своих священных канонических границ 21.11.2016 761 Время на чтение 5 минут Сегодня в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный акт, посвященный 70-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает Патриархия.ru. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам собрания со словом. В частности, он отметил: «Результатом падения советского режима стало не только разрушение географических границ того мира, в котором Русская Православная Церковь существовала на протяжении семи десятилетий. Всплеск активности политических и националистических движений на постсоветском пространстве вызвал различные конфликты и отразился на нашей Церкви». «В ряде регионов под удар была поставлена не только жизнь отдельных приходов и епархий, но и сам канонический строй Русской Православной Церкви, - напомнил он. - Возник печально известный раскол на Украине , поддержанный тогдашними властями этой страны». «В сложнейших условиях мы делали все возможное для защиты интересов Церкви, для сохранения ее исторического достояния и возвращения ей подобающей роли в жизни общества, - подчеркнул Первосвятитель. - И мы всегда стремились с терпением и любовью объяснять нашу позицию, искали понимания и поддержки у Поместных Православных Церквей, ибо сохранение единства Вселенской Православной Церкви было и остается для нас одним из важнейших приоритетов». «Сохранение и укрепление единства церковного — это прямая обязанность прежде всего тех, кто призван к архиерейскому, и, особенно, к предстоятельскому служению. Именно единство Церкви желает подорвать враг рода человеческого, стремясь привнести разделения, сея недоверие, подозрения и даже взаимные обвинения в среде братских Церквей», - сказал Первоиерарх. «Иной раз приходится слышать, будто бы Русская Церковь, активно участвующая в межправославных отношениях, заботится не об общем благе всей Православной Церкви, а якобы преследует узкие национальные или политические интересы. Иногда даже нашу Церковь прямо обвиняют в так называемом этнофилетизме. Этнофилетизм — это действительно опасная и чуждая христианству идеология, когда для человека единство внутри этноса, собственные этнические интересы являются наивысшей ценностью, даже более высокой, чем единство во Христе и со Христом, - пояснил он. - К сожалению, этим термином — этнофилетизм — часто называют то, что им вовсе не является. Нельзя этнофилетизм путать с патриотизмом — естественной для человека любовью к своей Родине, к ее языку, истории, культуре, традициям, обычаям».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/21/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Раскол 1990-х годов в Болгарской Православной Церкви Свобода совести и свечной заводик «Илиянцы» 18.01.2022 606 Время на чтение 22 минут Источник: ХРИЗМА Фото: Христофор Сыбев дает интервью через окно захваченного раскольниками здания.   Сегодня, в условиях кризиса межправославных отношений, вызванного неканоническими действиями Константинопольского патриархата, всё чаще раздаются голоса иерархов разных поместных Церквей о необходимости соборного, всеправославного обсуждения и решения проблем. Первой к этому призвала Русская Православная Церковь, затем по инициативе Иерусалимского Патриархата было проведено Амманское совещание. Раздавались голоса и архиереев Болгарской Православной Церкви. Эта поместная Церковь по историческим меркам совсем недавно – в 1990-х годах – претерпела очень тяжёлый раскол, который угрожал, по украинс кому сценарию, перерасти в многолетнее разделение христиан Болгарии. Однако благодаря стойкости болгарских иерархов и лично патриарха Максима, а также поддержке поместных Православных Церквей (прежде всего Русской) болгарский раскол был преодолён. Ключевое значение для этого имел всеправославный собор в Софии в 1998 году. О том, как возник и был преодолён раскол в БПЦ, читайте в следующей далее статье  Янины Алексеевой. Многие факты впервые доступны широкой русскоязычной аудитории. Следует в том числе обратить внимание на весьма неоднозначную роль, которую сыграл в болгарской истории патриарх Константинопольский Варфоломей. Редакция сайта Православного исследовательского центра «Хризма» Раскол в Болгарской Православной Церкви так же, как и на Украине, возник из перестроечной смуты, при столь же активном участии светских властей и с теми же целями – политическими (и геополитическими), экономическими, идеологическими, с целью ослабления влияния России на Балканах. Ошалевший от свободы (которую позже сам же иронично назовет «свободией») народ истово крушил все старое коммунистическое, и вместе с памятниками вождям и мавзолеем досталось, как «красной», более других пострадавшей в предыдущее лихолетье Болгарской Православной Церкви. Ночные, с огоньками свечей многочисленные митинги-молебны болгарского Гапона – депутата-иеромонаха Христофора (Сыбева), прозванного «Фори Светулката» (светлячок), для многих стали началом и символом «возрождения» страны. Спустя годы, зимой 1997-го на той же площади перед Патриаршим собором св. Александра Невского, во имя светлого евроатлантического будущего огромная толпа будет подскакивать, скандируя: «Кой не скача е червен! Кой не скача е червен!» (кто не скачет – тот «красный») Но уже без свечей и «светлячка», поскольку возведенный в 1992-ом болгарскими раскольниками во «епископство» и отлученный канонической БПЦ Фори Сыбев к тому времени получит политическое убежище в США (это при победившей-то в Болгарии демократии!) и создаст в штате Юта свою «Болгарскую православную церковь заграницей». Да, теперь уже точно – свою.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/18/raskol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010