Изложение учения православной кафолической Церкви с указанием различий, встречающихся в учении других христианских церквей Источник Ее Императорскому Величеству, Государыне Марии Александровне Императрице Всероссийской Всемилостивейшая Государыня! Я исполняю долг, посвящая Вашему Императорскому Величеству «Изложение учения Православной Кафолической Церкви, – потому что Вы благочестивая и достойная Супруга единственного Государя, Который прославляется наименованием Покровителя истинной Церкви и возвеличивает это наименование Своей верой и добродетелями. Божественному Промыслу было угодно, чтобы его Церковь разделена была на две части: одна страждущая и без внешней опоры; другая, покровительствуемая могущественными Государями, которые по примеру св. Константина Великого , вменяют себе в честь быть епископами внешними, то есть защитниками внешнего существования Церкви. Богу угодно было таким образом доказать, что его Церковь может быть страждущей – не возмущаясь; покровительствуемой – ничем не жертвуя из своего учения; могущественной – не присваивая себе гражданской власти. Не так было вне Церкви истинной. История доказывает на самом деле, что из пастырей различных Церквей неправославных, одни усвояли себе власть мирскую, несовместную с обязанностями святейшего служения; другие призывали на помощь светскую власть для насильственного введения известных учений; многие жертвовали истиной в угоду несправедливым и властным требованиям; весьма многое возбуждали смятения и возжигали жестокие войны, под предлогом религии. Истинная Церковь Христова не страдала от этих страстей человеческих. Всегда смиренная и покорная, она лучше желала быть распинаемой подобно Спасителю, чем защищаться мечом. Всегда верная в сохранении вверенного ей божественного залога, она никогда не жертвовала ни одной истиной могущественным требованиям. Она никогда не злоупотребляла оказываемым ей покровительством, чтобы выйти из своего чисто-духовного круга действия. Надобно также сказать, к славе Государей русских, что они никогда не требовали от Церкви преступной угодливости в замене своего покровительства ей, и всегда величались почестью быть покорными сынами веры православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Итак, закончившийся в конце прошлой недели Архиерейский собор Русской православной церкви за границей одобрил поэтапное развитие «канонического и евхаристического общения между разрозненными частями единой Русской Церкви». Формулировка дипломатичная, ничего не скажешь. И все послание Собора пастве выдержано в том же духе. С одной стороны, встречным комиссиям по переговорам предлагают уже на ближайшем заседании «неотложно» обсудить остающиеся неразрешенными вопросы. С другой — предупреждают: «Пастырский подход диктует нам с осмотрительностью делать шаги на пути примирения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, чтобы «не сломить тростинки надломленной» (Мф. 12, 20)…» И буквально через запятую: «…Но осмотрительность совсем не означает поворота вспять или отложения богоугодного дела примирения». А что же означает? Что единение Церквей будет происходить «по мере удовлетворительного взаимоприемлемого решения остающихся проблем». Круг замкнулся. Зарубежная церковь оказалась в трудной ситуации. Причин для разделения вроде бы больше нет, главное, нет богоборческой власти, которая некогда подвергала Церковь жестоким гонениям и требовала почти полного себе подчинения. Остающиеся вопросы, на взгляд секретаря Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным связям протоиерея Николая Балашова, «имеют скорее церковно-практическое значение». В частности, по его словам, это проблема епархий и приходов РПЦЗ на канонической территории Московского патриархата, а также вопрос о статусе тех священнослужителей, которые принимались в РПЦЗ из Московского патриархата и других поместных Церквей без соблюдения принятых в православной церкви канонических правил. Из принципиальных разногласий осталось лишь «смущающее» зарубежников участие РПЦ во Всемирном совете церквей (подразумевающее тесные контакты с «еретиками-протестантами») — «соблазн», который резолюция IV Всезарубежного собора призывает как можно скорее устранить. А объединяться все равно страшно.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Комментарии I. Римско-католическая церковь. Общий обзор Н. Я Данилевский Папство. Разделение Церквей Фрагменты Печатается по: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С.180–185. Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – русский философ, глава «поздних славянофилов», «почвенников». В 1840-х гг. увлекался идеями Фурье. В 1849 г. был арестован по делу Петрашевского, но вскоре освобожден. В своих философских воззрениях Данилевский сочетал позитивизм, перераставший в его творчестве в объективный идеализм и провиденциализм. Данилевский выдвинул теорию «эмпирических законов» развития народов («Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», 1871, впервые опубликовано в журнале «Заря», 1869, 6, 8, 9), согласно которой действительными носителями исторической жизни являются обособленные «культурно-исторические типы» (египетский, китайский, европейский и др.). Каждый из них проходит 3 этапа: юность, зрелость и старость. Русские и славяне – особый тип. Отрицая всемирно-историческую миссию русской нации, Данилевский считал славянство и Россию особым культурно-историческим типом, который для дальнейшего своего развития должен по возможности устраниться от европейский жизни и брать от нее только то, что может содействовать созданию и укреплению самобытного славянства. По политическим взглядам Данилевский панславист, защитник самобытности Православной Церкви. В. С. Соловьев. Папство и папизм Фрагмент Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч.: В Ют. Изд. 2. Т. 5. СПб., 1911–1914. Великий спор и христианская политика. 1883 г. Глава 6. Папство и папизм. С. 76–98. Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – выдающийся философ и публицист. Из многочисленных трудов Соловьева главными являются: «Религиозные основы жизни», «Критика отвлеченных начал», «Магомет, его жизнь и религиозное учение», «Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей», «Чтение о Богочеловечестве», «История и будущность теократии» и др. В «Догматическом развитии Церкви» Соловьев рассматривает вопрос о различии Католической и Православной Церквей, о необходимости их соединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Лука Григориатский Права Церквей и единство Церкви. Каноническое и историческое исследование по поводу украинского церковного вопроса Источник Аннотация В наши дни Церковь подвергается волнению, и ее единство испытывается так называемым украинским церковным вопросом. Одностороннее предоставление автокефалии раскольничьим группировкам без получения предварительного согласия всех Поместных Церквей ввергает в глубокое смятение многих православных верующих. И самые большие опасения вызывает возможность глубокого разделения и раскола. Серьезные пастырские проблемы уже возникают на приходах православной диаспоры, а также на Святой Горе Афон. Написание данной книги было вызвано любовью к Церкви и чувством тревоги за нее. Это – «призыв к единству» в тот момент, когда из-за так называемого украинского вопроса ее единство подвергается опасности. Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви Издание осуществлено при финансовой поддержке некоммерческой организации «Фонд поддержки христианской культуры и наследия» Перевод с греческого игумена Дионисия (Шленова) Обращение игумена и братии монастыря Григориат 1 Ваше Высокопреосвященство! Наша Святая Церковь претерпевает в настоящее время великое испытание из-за украинского церковного вопроса. Единство между Поместными Святыми Божиими Церквами подвергается потрясениям, и вероятность раскола весьма велика. Тревога за Церковь побудила нас поручить братии нашей священной обители глубокое исследование данного вопроса, в котором в качестве путеводной звезды было бы использовано каноническое Предание и драгоценное наследие церковных Соборов и святых отцов. Мы молимся, дабы Утешитель, Дух Истины, Который «в соединение вся призва» 2 , осенил и озарил святых архиереев, чтобы при помощи даруемой свыше премудрости они удержали в единстве Тело Христово, Его неделимый и нешвенный хитон. Сейчас мы хотим с почтением и доверием предложить на рассмотрение святым архиереям первую часть нашего исследования – в надежде, что с его помощью сможем мы внести посильный вклад в дело церковного единства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Митрополит Киккский Никифор ЖМП 10 октябрь 2021 /  15 ноября 2021 г. 16:00 Митрополит Киккский Никифор: «Одностороннее решение Патриарха Варфоломея по Украине грозит всеправославному единству расколом чудовищных размеров» 16 сентября 2021 года на заседании конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения», которая проходила в Москве в Храме Христа Спасителя, прозвучал совместный доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исаии ( Кипрская Православная Церковь ).  PDF-bepcuя . Православная Кафолическая Церковь сегодня находится в состоянии кризиса и разделения из-за украинского церковного вопроса. Этот вопрос возник по причине самочинного и антиканонического предоставления Вселенским Патриархатом Константинополя «автокефалии» раскольническим структурам Украинской Церкви вопреки воле Православного Русского Патриархата, Матери-Церкви для православной церковной области на территории Украины. Основная проблема, которая будет занимать нас на протяжении исследования: была ли по праву или ошибочно предоставлена Украине «автокефалия»? Но прежде чем перейти к рассуждению на данную тему, мы чувствуем необходимость сразу заявить, что глубоко чтим и почитаем святой Вселенский Патриархат Константинополя за его уникальный и неповторимый вклад в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Как Предстоятель первого престола Православной Кафолической Церкви, каждый Вселенский Патриарх имел, имеет и будет иметь каноническое право: 1) почетного председательства среди всех Православных автокефальных Церквей в качестве «первого среди равных» (primus inter pares); 2) координации Православных Церквей по критическим вопросам, представляющим межправославный интерес; 3) выражения и осуществления тех решений, которые были приняты по итогам Всеправославного собрания, или синаксиса, православных Предстоятелей; 4) предоставления автокефалии и автономии с условием согласования и одобрения со стороны остальных Православных автокефальных Церквей, — и наконец,

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_ki...

монах Каллист Властос Содержание Предисловие редактора От автора Часть I. История отделения Западной Церкви от Православной Восточной Церкви Глава I Глава II Глава III Часть II. Переговоры о единстве Церквей между Императором Константинопольским Михаилом Палеологом и Григорием I Папой Римским и Догматическое послание святогорских отцов Императору Михаилу Глава IV Глава V Часть III. Житие иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфесского Евгеника, и о происходившем на Флорентийском Соборе, созванном ради соединения Церквей Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX     Историческое исследование об отделении Западной Церкви от Православной Восточной Церкви и о бывшем на Флорентийском Соборе коварстве и насилии по отношению к православным. Предисловие редактора Представляемая ныне русскому православному читателю книга афонского монаха Каллиста (Властоса) была написана более века назад и посвящена событиям полутысячелетней давности – Ферраро-Флорентийскому Собору 1438–1439 годов, на котором была сделана одна из наиболее решительных и известных попыток воссоединения православного Востока и католического Запада. Относительно недавно, в 1991 году, эта книга была вновь переиздана на Афоне. Мы видим, что дела далеких, казалось бы, дней вновь и вновь привлекают внимание православных людей. И вряд ли это является случайным. Ферраро-Флорентийский Собор во многом определил как дальнейшее внутреннее развитие Восточной и Западной Церквей, так и характер их взаимных отношений. Задуманный и готовившийся как восьмой Вселенский Собор, он не оправдал возлагавшихся на него надежд, не выполнил своей цели соединения Востока и Запада, и вместо Вселенского стал «суемысленным» и «богоотметным». Конечно, истинная Церковь , Церковь как Тело Христа – едина, и обусловленное человеческими грехами разделение ее на конфессии является неотступным укором для совести каждого христианина. Лучшие сыны Православия, церковные деятели и богословы, клирики и миряне, всегда скорбели по поводу расколов, раздирающих нешвенный хитон Христов. Онтологическое единство Церкви обязывает ее чад стремиться и к эмпирическому его воплощению. Не следует думать, что Великая схизма есть то глобальное зло, полное и окончательное искоренение которого возможно лишь по скончании времен и преображении всех стихий тварного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Мониторинг СМИ Беседа с митрополитом Галльским Эммануилом о будущем Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе 15.02.2019 19:41 - Сегодня многие православные задаются вопросом о будущем Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. Не могли бы вы сначала объяснить, по какой причине Вселенский патриархат отозвал патриарший и синодальный томос 1999 года, согласно которому был учрежден патриарший экзархат в Западной Европе? Как отмечается в сообщении Священного Синода от 27 ноября прошлого года, решение отозвать патриарший и синодальный томос 1999 года было вызвано неизбежной необходимостью дать ответ на те вызовы, которые встают сегодня при организации православной диаспоры в поисках оптимального ответа на пастырские нужды нашего времени. Сегодня, когда внутри православия воздвигаются новые стены, что ведет к реальном риску разделений, Патриарх и Священный Синод пожелали привести организацию общин в диаспоре в большее соответствие с православной экклезиологией, чтобы, как говорится в сообщении, «не существовало двух инстанций церковной власти одной юрисдикции на одной территории». Я понимаю вопросы и беспокойство, вызванные этим решением, но нужно хорошо понимать, что в условиях юрисцикционного беспорядка, который царит сегодня в странах диаспоры, Вселенский патриархат должен являть пример. Именно Вселенский патриархат – как первая Церковь в православии – должен гарантировать единство и соборность Церкви как на поместном, так и на вселенском уровне. В странах Западной Европы заметный прогресс был достигнут путем создания епископских ассамблей. Ассамблея Франции, председателем которой я имею честь быть, – это реальность и свидетельство о той воле к единству, которое нужно для того, чтобы голос православия мог быть услышан. - Что бы вы могли ответить на раздающиеся здесь, во Франции, заявления о том, что если Вселенский патриархат имел право предоставить, а затем отозвать статус экзархата,  он не имеет права упразднить церковную единицу, созданную в 1921 году в Западной Европе Русской Православной Церковью?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ «В правильное время в правильном месте» Патриарх встретил и проводил Папу в аэропорту Гаваны 15.02.2016 17:53 12 февраля в Гаване состоялась первая в истории Русской Православной и Римско-Католической Церквей встреча их предстоятелей. Итогом ее стало принятие совместного документа, который призван укрепить межхристианские связи между двумя Церквами. Встречу патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска иерархи решили провести в международном аэропорту имени Хосе Марти. Как объяснил «Ъ» глава внешнеполитического ведомства РПЦ митрополит Волоколамский Иларион, «патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с ней связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами». Совпадение дат визита Патриарха в страны Латинской Америки и посещения Папой Мексики, по словам митрополита, предоставило возможность провести встречу на Кубе. «Куба чувствует гордость за то, что именно здесь встретятся главы Католической и Русской Православной Церквей, и обеспечит все условия для этой исторической встречи»,— заявили в МИД Кубы накануне визита глав Церквей. Первая со времен разделения в 1054 году христианской Церкви на Восточную и Западную встреча православных и католиков на высшем уровне (не считая Флорентийского собора 1439 года) прошла 5 января 1964 года, когда Константинопольский патриарх Афинагор и Папа Павел VI встретились в Иерусалиме. В результате в 1965 году были отменены взаимные анафемы. Встреча стала возможна благодаря II Ватиканскому собору (1962-1965), который открыл Католическую Церковь для диалога с другими религиями — «Истину следует искать... посредством... обмена и диалога». Первая встреча предстоятеля РПЦ с Папой Римским планировалась еще в 1997 году в Австрии, но из-за противоречий в связи с конфликтом греко-католиков и православных на западе Украины она тогда не состоялась. Патриарх Кирилл прибыл на Кубу накануне встречи с понтификом. Его в аэропорту встретил председатель Госсовета и Совета министров Республики Куба Рауль Кастро Рус, по приглашению которого предстоятель РПЦ прилетел на Остров свободы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» 20.07.2023 12:40:52           Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира.           За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года. Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира. За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://new.mospat.ru/ge/documents/90905-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010