Образ управления вселенской Церкви открывается нам из действительного её состояния (status quo...). Ибо обозревая всю православную Церковь в её вселенском составе, мы не видим, чтобы одно какое-либо лицо начальствовало в целой Церкви, не видим и того, чтобы одна какая-либо из поместных Церквей управляла всеми другими, а видим, что Церкви православные под различными формами своего местного устройства, самостоятельно управляются, но при этом соблюдают единство веры, духовный союз священноначалия, единение духа и общение между собою в делах общего церковного управления. Таким образом сохраняется единая в целом мире православная, кафолическая и апостольская Церковь и определяется образ её вселенского управления. Именно Церковь вселенская, под своею невидимою главою Христом управляется общим союзом Церквей православных поместных и совокупною властью всех пастырей и учителей православных на основании общих правил апостольских, соборных и отеческих 1 . Сущность этого управления заключается в единстве веры и духа все православные Церкви соединяющем, а внешнее выражение, или видимый образ его есть правительственное общение между Церквами через сношения их между собою и согласное действование; особенная же форма его – вселенский собор. Основания такого управления вселенской Церкви следующие: а) Церковь кафолическая есть общество, неограниченное определённо никаким местом, ни временем, ни народом. Потому и образ управления кафолической Церкви не может определяться условиями места, времени, разных народностей. Следовательно, её общее управление может быть только совокупное и преемственное, – в союзе всех частных её управлений, или отдельных Церквей и церковных властей. б) В Церкви, как царстве духовном нет и не может быт всеобщей земной главы, которая бы в одном лице своём совмещала всю власть церковного управления – внутреннего, или духовного и внешнего, или видимого. Следовательно, как духовная царственная власть в Церкви принадлежит одной небесной главе её – Христу, так видимое управление Церкви по необходимости должно быть разделено между частными духовными правительствами по разным местам христ. мира 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Прибытие в Ларнаку. 8 июня 2012 г. ЖМП 7 июль 2012 /  13 июня 2012 г. 11:16 На " Острове святых " 8–11 июня состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Кипрскую Православную Церковь 8 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с официальным визитом в Кипрскую Православную Церковь. В составе делегации, сопровождавшей Предстоятеля Русской Православной Церкви, находились: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя Отдела внешних церковных связей протодиакон Владимир Назаркин, исполняющий обязанности руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. В аэропорту Ларнаки, где состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II, Предстоятели Русской и Кипрской Церквей ответили на вопросы журналистов. Святейший Патриарх Кирилл выразил озабоченность по поводу существующего разделения Кипра на северную и южную части и дискриминации православных верующих в зоне оккупации: " Особенно печалит каждого православного человека то, что в северной части Кипра не восстановлены разрушенные и поруганные святыни, не осуществляется пастырская забота даже об очень небольшой греческой общине, которая там проживает, что у Блаженнейшего Архиепископа Хризостома нет возможности посещать свою паству. Всё это вызывает большое сожаление " , — заметил Предстоятель Русской Церкви. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий приняли участие в торжественном заседании Священного Синода Кипрской Православной Церкви. В начале заседания Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал Блаженнейший Архиепископ Хризостом, после чего Предстоятель Русской Церкви обратился к Архиепископу Хризостому с ответным приветствием, в котором отметил роль Кипрской Церкви в деле единения православных Церквей на Ближнем Востоке: " Закаленная в испытаниях Кипрская Церковь чувствует ответственность за православных собратьев всего ближневосточного региона. По инициативе Вашего Блаженства за последние два года усилилось взаимодействие Поместных Церквей Ближнего Востока и Северной Африки перед лицом нового вызова нашего времени — угрозы существованию наших братьев на исконно христианских территориях " .

http://e-vestnik.ru/reports/na_ostrove_s...

Преподобный никогда не искал славы, власти, и даже игуменство в основанном им монастыре принял лишь после многочисленных просьб братии. 18 июля. ПРАВМИР. 17 июля 2014 года в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегациями Поместных Православных Церквей, участвующими в праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со словами приветствия, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, досточтимые и дорогие владыки, отцы и братия – представители Поместных Православных Церквей! Сердечно приветствую всех вас на торжествах, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Радуюсь тому, что представители Поместных Православных Церквей прибыли в Москву для участия в столь значимом для Русской Православной Церкви юбилее. Прошу передать слова благодарности моим собратьям Предстоятелям за направление своих высоких представителей, что является свидетельством их братской любви и нашего единомыслия. Преподобного Сергия называют «игуменом земли Русской». С его именем связано преобразование русского монашества, распространение общежительного устава иноческого жития. Во многом эти изменения были связаны с влиянием горы Афон благодаря духовным отношениям преподобного Сергия с одним из выдающихся её воспитанников и насельников – Константинопольским Патриархом Филофеем Коккиным. Основанная преподобным Сергием обитель – обитель Святой Троицы – не просто одна из крупнейших на Руси: она стала настоящей монашеской школой, которая воспитала не одно поколение боголюбивых иноков, позднее основавших множество монастырей по всей Руси. И сегодня Лавра остается центральным монастырем нашей Церкви, с неё берут пример и другие обители. Значение преподобного Сергия для Русской Православной Церкви и для нашей страны трудно переоценить. В период разделения и междоусобиц он примирял враждующих князей, призывал к миру и единству. Преподобный поистине был собирателем Святой Руси. Пример его жизни особенно важен и актуален для наших дней, когда на земле Украины не прекращается междоусобная брань и проливается кровь православных христиан. Прошу ваших молитв у мощей преподобного об искоренении вражды и воцарении мира на Украине.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-prepod...

Протоиерей Виктор Потапов: " Наша Церковь не намерена отступать от избранного курса " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_30454.html 09 июня 2006 Николай Бобринский Протоиерей Виктор Потапов: " Наша Церковь не намерена отступать от избранного курса " Источник:  http://we.sretenie.ru/stats/vpotapov.html " Мы в России и Зарубежье " IV Всезарубежный Собор, на котором обсуждался вопрос восстановления общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, завершился месяц назад. Но его итоги до сих пор вызывают споры, противоречащие друг другу толкования. Мало сказано также и о том, как проходил Собор, в каком духе делегаты участвовали в прениях и принимали решения. Прокомментировать результаты Собора и дальнейшее развитие процесса примирения двух Церквей редакция журнала " Мы в России и Зарубежье " попросила протоиерея Виктора Потапова, настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне и председателя редакционной коллегии по изданию деяний IV Всезарубежного Собора. Отец Виктор, как Вы считаете, достиг ли Всезарубежный Собор своей цели? Да, он, безусловно, достиг своей цели. Многие ожидали, что Собор назначит какие-то сроки для полного восстановления евхаристического общения между двумя разделенными Церквами – Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью. IV Всезарубежный Собор носил консультативный характер и не был в праве что-либо решать, его делегаты высказывали свои взгляды, мнения, сформулировали резолюции, в которых недвусмысленно заявлено, что мы чаем евхаристическое общение с Церковью на родине. Мы скорее ожидали сроков от Архиерейского Собора, который заседал сразу после окончания Всезарубежного Собора. Архиерейский Собор принял и утвердил резолюции Всезарубежного Собора, но сроки тоже не назначил, чтобы дать возможность комиссиям двух Церквей по диалогу завершить свою работу. Архиерейский Собор, хотя в принципе и одобрил нормализацию отношений, постановил, чтобы комиссии еще раз встретились и выработали окончательный текст Акта о каноническом общении. Несмотря на то, что сроки не названы, сотрудничество наших Церквей в прямом смысле этого слова уже началось, т.к. архиепископ Марк по благословению Архиерейского Собора принимает участие в разбирательстве дела в Сурожской епархии. Как Вы знаете, там правящий архиерей Василий (Сергиевский – прим. ред.) решил весьма необычным образом порвать общение с Московским Патриархатом и перейти во Вселенский Патриархат. Наши архиереи согласились с инициативой Святейшего Патриарха Алексия II назначить владыку Марка в комиссию по разбирательству этого дела. Так что я думаю, что огорчаться тому, что не были назначены сроки, не следует. Вопрос принципиально решен, и нам остается терпеливо ожидать, когда, наконец, будет восстановлено полное евхаристическое общение.

http://religare.ru/2_30454_1_21.html

Скачать epub pdf Архиеп. Аверкий (Таушев) († 1976 г.) Св. праведный отец Иоанн Кронштадтский и римско-католический папизм. В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется, вызывающее восторг многих «экуменическое движение», и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник, молитвенник и чудотворец св.  Иоанн Кронштадтский . Вот как, напр., пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13): «Ни одно исповедание Христианской Веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другия исповедания неправославныя «содержат истину в неправде» ( Рим. 1, 18 ), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к, очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь . Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей, показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времен, – и отсутствие их, по разделении церквей, в других, неправославных церквах, католической, лютеранской, англиканской». А вот потрясающия мысли св. Иоанна, направленныя как раз против последнего «экуменического» постановления Ватиканского собора: «Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными божественной истине Евангелия и учению свв. Апостолов, вселенских и поместных соборов и свв. отец. Нельзя считат их все за истинныя и спасительныя: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг ко другу . «Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу ( Лук. 22, 31 ). «Это он, сатана, и сделал и делает, то-есть породил расколы и ереси. Строго держись Единой, Истинной Веры и Церкви: «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» ( Ефес. 4, 5 )» (стр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Содержание От издателя Архимандрит Августин (Никитин). Предисловие. Православно-католические отношения. Страницы истории I. Римско-католическая Церковь. Общий обзор H. Я. Данилевский. Папство. Разделение Церквей. Фрагменты В. С. Соловьев Папство и папизм Фрагмент Преосвященный Филарет Московский, святой Иоанн Златоуст, Давид Штраус и Прессансе о первенстве Петра Апостол Петр и папство Папа святой Лев Великий о первенстве А. А. Киреев. Несколько ответных слов на брошюру г. Навиля «Католическая Церковь и свобода вероисповеданий» С. Н. Булгаков Два града. От автора (предисловие) Фрагмент Средневековый идеал и новейшая культура (По поводу книги Гейнриха Эйкена «История и система средневекового мировоззрения» ) Фрагменты H. С. Арсеньев. Католичество Фрагменты II. О разделении церквей Епископ Порфирий (Успенский) Книга бытия моего. Фрагменты Святыни земли Италийской. Фрагмент Святитель Игнатий (Брянчанинов). О ереси и расколе. Фрагменты Протопресвитер Виталий Боровой, А. С. Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение Фрагменты А. А. Киреев. Ответ «Римскому вестнику» – «Moniteur de Rome». По вопросу о соединении Церквей В. С. Соловьев. Письмо в редакцию III. О различии в вероучении Н. Я. Данилевский. Различие вероисповедное В. В. Розанов. Папская «непогрешимость» как орудие реформации без революции Протоиерей Михаил Мудьюгин . Православная трактовка развития римско-католической мариологии за последнее столетие IV. Полемика западников и славянофилов И. С. Гагарин Письмо 1-е Ю. Ф. Самарину Письмо 2-е Ю.Ф. Самарину Ю. Ф. Самарин. Письмо князю И. С. Гагарину И. С. Гагарин. Письмо 4-е Ю. Ф. Самарину И. В. Киреевский. Письмо князю И. С. Гагарину И. С. Гагарин. Письмо И. В. Киреевскому И. С. Гагарин. Письмо отца Гагарина, священника общества Иисусова, Юрию Федоровичу Самарину (В ответ на письма, напечатанные в журнале «День») А. С. Хомяков. Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». (По поводу речи отца Гагарина, иезуита) Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

сост. А.Попов VI. Город Наровчат и Наровчатский уезд Уездный город Наровчат при рр. Шелдаисе и Лапыжевке, под 53° 53 сев. шир. и 61° 22 вост. долг., находится от г. Пензы в 140 в. и от соседних городов – Инсара в 56 в., Краснослободска в 67 в. и Н. Ломова в 37 в. Основан город в 1627 г. До учреждения Пензенской губернии город назывался Наровчатским городищем и в 1708 г., при разделении России на губернии, вошел в состав Азовской губ., в 1719 г. причислен к Шацкой провинции Азовской губ., с переименованием которой в 1725 г. в Воронежскую губ. показан в Шацкой провинции Воронежской губ., в 1780 г. сделан уездным городом Пензенского наместничества, в 1798 г. сделан заштатным городом Краснослободского уезда, а в 1801 г. сделан уездным городом Пензенской губернии. Город занимает пространство 83 д. Жителей по статистическим данным числится: муж. п. 2504, ж. п. 2562, обоего пола 5066 чел., в том числе православных 5057 и католиков 9. В г. Наровчате церквей: собор 1, приходских 1, кладбищенских 1, при мужском монастыре 5, часовен и молитвенных домов 3. Церкви все каменные. Учебных заведений: уездное училище, нач. мужское и женское училища. Наровчатский уезд, находящийся в западной части Пензенской губернии, лежит на границах Краснослободского, Инсарского, Н.-Ломовского и Керенского уездов Пензенской губернии и Спасского уезда Тамбовской губернии. Пространство уезда равняется 2295 кв. вер.=239063 дес., в числе которых 21623 д. под лесом, 103692 д. под посевом, а остальные под лугами, поселением и т.п. Жителей в Наровчатском уезде по статистическим данным числится: м. п. 62123, ж. п. 63738, обоего пола 125861, в том числе, православных 124,390, раскольников 1468, лютеран 3. В уезде церквей: приходских 75, приписных 4, кладбищенских 2, домовых 1, единоверческих 2, часовен и молитвенных домов 4. В числе церквей – каменных 23, деревянных 61. Школ церковно-приходских 18, школ грамоты 14, училищ земских 26. Первый благочиннический округ 1) Города Наровчата соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы (строится после пожара, бывшего в 1890 г.), с приделами в память Успения Пр. Богородицы и во имя свят. Николая и препод. Михаила Малеина, каменный, расстоянием от г. Пензы 140 в. При нем кладбищенская церковь во имя Пр. Богородицы – Почаевская, каменная, построенная в 1833 г. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и 4 псаломщика. Земли пахотной 57 д. Жалованья не положено. Причт пользуется % с капитала 4785 р. Прихожан м. п. 1223, ж. п. 1257. Приход состоит из горожан. С 1882 г. при соборной церкви церковно-приходское попечительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

VI. Католическая мистика. О католических святых Н. С. Арсеньев Основное единство христианской духовной жизни на Востоке и Западе. Образы святых (св. Франциск Ассизский). Фрагменты Ярким примером того, что есть одна основная стихия христианской жизни на Востоке и Западе, могут послужить хотя бы два следующих эпизода: один – рассказанный Фомой из Челано в его второй биографии Франциска Ассизского, другой – сохраненный нам Иоанном Мосхом (550–619) в его «Луге Духовном», сборнике назидательных рассказов из жизни палестинских подвижников и отшельников. У Фомы из Челано читаем, что раз во время последней болезни Франциска, когда он сам не мог читать, т.к. страдал глазами, один брат предложил почитать ему вслух из Св. Писания. Франциск всю жизнь свою бесконечно любил и чтил Писание, но в этот раз он ответил ему: «Non pluribus indigeo, fill. Scio Christum pauperum, crucifixum» (Мне большего не нужно, сын мой. Я знаю Христа бедного и распятого). И этого ему было достаточно: постоянного устремления духовного взора своего на Распятого. В этом вся мудрость Франциска, красной нитью проходящая через всю его жизнь от видения Распятого в часовне Сан Дамиано до стигматизации на Альвернской горе... Так и у Иоанна Мосха читаем: Пришедшей к праведному старцу Стефану ради поучения братии он, после долгого молчания, наконец сказал: «Что знаю, то скажу вам. Днем и ночью я ни на что более не взираю, кроме Господа нашего Иисуса Христа, пригвожденного к древу крестному» (...) (...) Несмотря на разделения христианских Церквей – не только разделения канонически-юридического характера, но и на некоторые появившиеся разногласия и притом немаловажного характера – основное единство христиан, объединяемых «единым Господом, единой верой, единым крещением, единым Богом и Отцом всех» ( Еф. 4:4–6 ), объединенных одной благой вестью, или вернее, единой реальностью заполнения пропасти между Богом и нами снисхождением Божественной Любви, более того, захваченных и объединенных этой Божественной Любовью – это основное единство оставалось, к сожалению, часто в скрытом виде. Но нередко это единство прорывается, проявляется наружу: в принятии общего благовестил и в следовании по стопам Христа и в приятии Креста Его в повседневной жизни и во взаимном служении любви. Проявлялось оно и в великих святых, сияющих для одного народа, для группы народов, а потом, через ряд веков, воссиявших и для многих других христиан другой культуры, другого исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

А.А. Кострюков Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве Введение Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) – явление в истории уникальное. Появление в эмиграции этой структуры было напрямую связано с Гражданской войной в России и установлением в стране антихристианской диктатуры. Последующие десятилетия, ознаменованные репрессиями против Церкви на родине, а также стремлением государства полностью подчинить ее, только углубили разделение между московской церковной властью и подавляющим большинством русской эмиграции. Годы Второй мировой войны стали для Церкви в Отечестве переломными. В 1943 г. было восстановлено патриаршество, в последующие несколько лет открылось несколько семинарий и около тысячи храмов. Продолжала действовать и большая часть церквей, открытых при гитлеровцах. Позднее в состав Московского Патриархата были включены и униатские приходы Западной Украины. Хотя послабления коммунистического руководства в отношении Церкви были вызваны исключительно прагматическими соображениями и замышлялись как временные, все же государство более не возвращалось к гонениям по довоенному образцу. Немаловажно, что на перемены откликнулась и часть русского духовенства в эмиграции. В середине 1940-х гг. в ведение Московского Патриархата перешло большинство иерархов Русской Зарубежной Церкви и немалое количество духовенства. Кроме того, в послевоенный период Московский Патриархат наладил общение со всеми Поместными Церквами и вышел на международную арену. Казалось бы, несмотря на атеистическую власть, Церковь имеет возможность выполнять свою миссию. Однако разделение между Московским Патриархатом и Церковью в эмиграции не было преодолено, и противостояние между ними в последующие годы серьезно обострилось. Почему Русская Православная Церковь за границей предпочла продолжить независимое существование, и стала относиться к московской церковной власти более жестко, чем в довоенные годы? Почему именно в этот период Русская Зарубежная Церковь все больше и больше приближалась к осознанию себя единственной неповрежденной частью Всероссийской Церкви? Ответам на эти вопросы и посвящено настоящее исследование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IV. Византийская церковь в XII столетии 1. Противоречивые течения: первенство Рима Главный фактор длительного, то ускорявшегося, то замедлявшегося процесса разделения двух Церквей в Средние века, безусловно, был экклезиологическим. Вне всяких сомнений, причиной разделения стало прежде всего вызывающее толкование папским престолом своего первенства. Если латинская иерархия по понятным причинам хотела видеть реформированное папство «главным кукловодом» 302 всей христианской Европы, то восточное христианство, руководствовавшееся здравыми историческими и экклезиологическими соображениями, этого явно не желало. Концептуально новая структура, которую папству удалось утвердить к концу XI столетия, нанесла христианскому единству не поддающийся оценке ущерб. Впрочем, не следует игнорировать и те литургические и дисциплинарные детали, которые обнаружились ранее, во время визита кардинала Гумберта в Константинополь в 1054 году. Вопросы богослужебного устава доминировали в византийской антилатинской пропаганде и много позже пятидесятых годов XI века. Однако существующие свидетельства (как греческие, так и латинские) определенно говорят о том, что зерно проблемы заключалось совсем в другом 303 . Даже Керуларий в своих письмах ко Льву IX намекает, что поднятые им же самим литургические вопросы на деле не являются препятствием для единства и братского согласия. Византийские епископы в большинстве своем соглашались с ним, хотя в итоге и отказались принять его заведомо крайнюю позицию. При этом архиепископ Болгарии Феофилакт Охридский вполне определенно заявлял, что причиной раскола являлись вовсе не существовавшие внутри христианства литургические и дисциплинарные расхождения. Поношение законных обычаев Западной церкви, – замечает он, обращаясь к одному из своих более консервативных корреспондентов, – возможно лишь при игнорировании истории церкви. «Ибо не всякий обычай способен расколоть церковь , но лишь приводящий к разнству учения» 304 . Хотя растущее влияние папства впервые было наглядно продемонстрировано византийскому миру еще кардиналом Гумбертом, революционные экклезиологические последствия роста этого влияния были, похоже, осознаны не сразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010