Его беседы – Св. Иоанн Златоуст , как архиепископ Константинополя – Попытка Златоуста на преобразование и враги его – Падения Евтропия – Златоуст в Малой Азии – Интриги против Златоуста – Феофил Александрийский – Златоуст и длинные братья – Епифаний в Константинополе – Собор Придубский – Осуждение Златоуста – Изгнание и возвращение Златоуста – Новое обвинение и враждебные действия против Златоуста – Его второе изгнание – Златоуст в изгнании – Его кончина – Иоанниты и их воссоединение с церковью 1. Феодосий оставил двух сыновей: Аркадия 18 лет, и Гонория, которому было только 11 лет; к старшему перешло по наследству владычество на Востоке, а младшему – на Западе. После этого разделения Римская империя в своем полном составе уже никогда опять не объединялась. (Гонорий 395–423 гг.; Аркадий 395–408 гг.). Царствование этих недалеких государей было полно всяких бедствий. Сами, не будучи способны к управлению, каждый из них подчинялся последовательному ряду министров и военачальников. Из них только Стилихон, полководец Гонория, обладал качествами, требовавшимися для поддержания империи. В 403 году он разбил Алариха Готского в Полленции, в Лигурии; но пять лет спустя, в то самое время, когда особенно нужны были его способности для отражения нового готского нашествия, он пал жертвой интриг своего соперника, Олимпия. Рим был трижды осажден готами. Первая осада была снята вследствие уплаты большого выкупа; вторая имела своим следствием поставление со стороны Алариха императором некоего Аттала, которого он впоследствии низложил в неудовольствии за его неспособность, и в третьей осаде город был взят и разграблен. В течение этого периода (404–410 гг.) мы постоянно слышим о мятежах в различных провинциях, о восстании варваров, допущенных в пределы римских владений, и о нашествиях новых орд из заграничных стран. Эти нашествия более всего выпадали па западную половину империи. В 404 году, Гонорий, находя себя в опасности от готов в Милане, переселился в Равенну, которая в течение трех следующих столетий, несмотря на все перемены в правительстве, продолжала считаться столицей Италии 1614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия и Исландия 17.10.2006 681 Время на чтение 11 минут В Исландии христианство было принято около 1000 года, за несколько десятилетий до разделения Западной и Восточной Церквей (1054). Но и после разделения исландские христиане поддерживали связи с Православной Церковью. К середине XI в. относится известие о приезде в Исландию греческих и армянских епископов, что некоторые исследователи связывают с церковной политикой норвежского конунга (древнескандинавский аналог князя) Геральда Грозного, направленной на достижение независимости от Бременской архиепископии и от папской власти и имевшей восточную, византийскую ориентацию. Как бы то ни было, в древнейшем своде исландских законов, так называемых Gradas, в отделе церковного права есть указание на то, что позволяется посещать службу, совершаемую епископами или священниками, не знающими латинского языка, армянскими или греческими. Авторы исландских саг получали сведения о Руси преимущественно из Норвегии, отчасти из Дании. Непосредственные контакты с русичами имели лишь немногие исландцы; исландские скальды (скандинавские поэты, творившие в период 800-1300 гг.), входившие в дружину норвежских и шведских конунгов, сами на Руси бывали в редких случаях, но узнавали о тамошних событиях от тех, кто возвращался оттуда. Об одном таком исландце сообщается в древнем повествовании об Ингваре - двоюродном племяннике Ирины (Ингигерды), жены киевского князя Ярослава Мудрого, правившего в 1015-1054 гг. В описании сборов Ингвара в поход на Русь упоминаются по имени четыре человека; один из них - " Кетиль, которого звали Гардакетиль, - он был исландец " . Прозвище Гардакетиль возникло от скандинавского названия Руси - Гардарики, поскольку Кетиль ещё до похода Ингвара побывал на Руси в дружине Эймунда Хрингссона, служившего у князя Ярослава. После смерти Ингвара Кетиль принял на себя руководство скандинавской дружиной. О русско-исландских церковных связях упоминают некоторые западные рукописные источники. Например, в " Повести о Торвальде-путешественнике " рассказывается об исландце, принимавшем во второй половине X в. деятельное участие в христианизации Исландии. В конце своей жизни Торвальд отправился в Иерусалим, а оттуда - в Грецию, где был в большом почёте у императора и византийского духовенства по причине своего высокого благочестия. Сообщается, что византийский император послал его на Русь, где Торвальд основал монастырь при церкви св. Иоанна Крестителя, в котором и окончил свою жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Книга вторая. О пяти предметах несогласия между восточной и западной Церквами. Во времена приснопамятного Фотия, когда произошло разделение Церквей, Западная Церковь разногласила с Восточною, кажется, только в том, в чем обличает её сам Фотий во втором окружном своем послании, а именно: что западные «постились в субботу, что в первую неделю Великого поста разрешали сыр, молоко и тому подобное, отделяя ее от святой Четыредесятницы; не дозволяли священникам жить в законном супружестве, почитали недействительным и бесполезным помазание святым Миром, совершаемое священниками, утверждая, что это дело одних епископов», потому-то западные епископы, приходившие в Болгарию, снова миропомазывали тех христиан, которые были прежде помазаны восточными священниками; «и сделали прибавление в Символе веры , уча, что Дух Святой исходит от Отца и от Сына», каковое учение Фотий называет верхом зол. Если бы в то время, когда начиналось несогласие между двумя противными сторонами, Восточной и Западной, был еще какой-нибудь предмет несогласия между ними, то, думаю, Фотий непременно обнаружил бы его и обличил. Догмат о исхождении Святого Духа и от Сына, прибавленный западными к святому Символу, больше всего соблазнял восточных, и действительно, он достоин был особенного внимания, так как он изменял член Символа веры . Но в настоящее время между латинянами и нами, главным образом, считается пять пунктов несогласия: «власть Папы, исхождение Святого Духа, опресноки, чистилище и блаженство праведных». О каждом из сих предметов хочу сообщить краткое сведение. Глава первая. О первом предмете несогласия, или о власти Папы. Первым предметом несогласия называю власть Папы, потому что в настоящее время она составляет то великое средостение (т.е. разделение – прим.ред.), которое разделяет Церкви, она есть предмет, который касается всеобщего управления Христовой Церковью и от которого зависит все прочее. Если бы все вообще христиане согласились в этом главном предмете, то есть какой должен быть образ управления в Церкви, многоличный ли, как утверждаем мы, или единоличный, как утверждают латиняне, то они легко согласились бы и во всем прочем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

С.Д. Милорадович. Суд над Патриархом Никоном (1885). Государственный музей истории религии. ЖМП 11-12 ноябрь-декабрь 2020 /  29 января 2021 г. 14:25 Александр Слесарев: «От церковных расколов государство страдает не меньше, чем Церковь» Об истории церковных расколов написано немало книг — и художественных, и документальных, и научных. Уже больше века существует предмет «Расколоведение», который преподают будущим священнослужителям в духовных семинариях и академиях. В издательстве «Познание» выходит книга преподавателя Минской духовной академии Александра Слесарева «Расколоведение», в которой он разбирает саму суть этого явления в церковной жизни, показывает, какие формы раскол может принимать, дает анализ причин, ведущих к разрыву церковного единства.  PDF-bepcuя.   — О расколе 1054 года и так называемом старообрядческом расколе XVII века слышал, пожалуй, каждый. Однако очевидно, что этими двумя событиями попытки разрушить церковное единство не ограничились. Известно ли общее количество расколов в истории —Церкви? — Пожалуй, каждая историческая эпоха отмечена возникновением разделений в христианской среде. Уже апостол Павел обращал внимание на эту проблему и в Первом послании к Коринфянам восклицал: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10). Церковные расколы имели место и в Античности, и в период Средневековья, и в Новое время. В ХХ веке возникло особенно много нека­ноничных религиозных сообществ, отождествляющих себя с Православием. Эти расколы настолько многочисленны, разнообразны и не похожи друг на друга, что вряд ли могут быть описаны в рамках одного исследования. Вполне вероятно, что составление отдельного справочного издания о церковных расколах позволило бы сформировать представление о количестве схизматических сообществ, однако в настоящее время такого издания не существует. — Почему именно ХХ век породил такое количество новых церковных расколов в большинстве Поместных Православных Церквей?

http://e-vestnik.ru/church/cerkovnye_ras...

Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Лавр, Бутово. 12 января 2009 г. Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог» – (Апостольское чтение на второй день праздника Рождества Христова, послание к Евреям, гл. 2, ст. 13) Каждый священник, каждый семьянин, знает, насколько тяжело, когда духовные чада или члены семьи находятся в ссоре, в несогласии, в разделении. Мне ясно вспоминается картина одной умирающей в больнице прихожанки, у которой дети из-за имущественного вопроса были в разладе. Эта женщина мне поведала, что лучше было бы, если она лишилась всего имущества – лишь бы ее дети жили дружно и в единомыслии. Она из-за разделения в семье страдала гораздо больше, нежели от своих физических недугов и в таком тяжелом состоянии скончалась, не имея мира на душе из-за душевных мук за своих детей. Если на уровне семейном и приходском приходится переживать разделения, то насколько тяжелее это переживается на уровне глав Церквей, какая это тяжесть и ответственность. По благому промыслу Божию, Русской Церкви и русскому народу были посланы два первоиерарха, которые несли в своих сердцах скорбь о церковном разделении, острое ощущение ответственности перед Богом и людьми, мужество сделать все возможное для преодоления разделения, и благодать, без которой восстановление русского церковного единства было бы немыслимым. В начале 2008 года отошел ко Господу один из этих иерархов, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, а в конце 2008 года второй – Святейший Патриарх Алексий. После того как они увидели первые плоды церковного единства, они чуть ли одновременно, вместе со святым Симеоном Богоприимцем вздохнули: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Теперь нам почти невозможно говорить об одном, не вспоминая другого. Так они вместе вошли в историю Русской Церкви как победители церковного разделения. В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем.

http://e-vestnik.ru/church/pa_40dnei/

Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный 12 января, 2009. Протоиерей Петр Перекрестов В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем. К 40-му дню со дня кончины   «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог» – (Апостольское чтение на второй день праздника Рождества Христова, послание к Евреям, гл. 2, ст. 13) Каждый священник, каждый семьянин, знает, насколько тяжело, когда духовные чада или члены семьи находятся в ссоре, в несогласии, в разделении. Мне ясно вспоминается картина одной умирающей в больнице прихожанки, у которой дети из-за имущественного вопроса были в разладе. Эта женщина мне поведала, что лучше было бы если она лишилась всего имущества – лишь бы ее дети жили дружно и в единомыслии. Она из-за разделения в семье страдала гораздо больше, нежели от своих физических недугов и в таком тяжелом состоянии скончалась, не имея мира на душе из-за душевных мук за своих детей. Если на уровне семейном и приходском приходится переживать разделения, то насколько тяжелее это переживается на уровне глав Церквей, какая это тяжесть и ответственность. По благому промыслу Божию, Русской Церкви и русскому народу были посланы два первоиерарха, которые несли в своих сердцах скорбь о церковном разделении, острое ощущение ответственности перед Богом и людьми, мужество сделать все возможное для преодоления разделения, и благодать, без которой восстановление русского церковного единства было бы немыслимым. В начале 2008 года отошел ко Господу один из этих иерархов, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, а в конце 2008 года второй – Святейший Патриарх Алексий. После того как они увидели первые плоды церковного единства, они чуть ли одновременно, вместе со святым Симеоном Богоприимцем вздохнули: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Теперь нам почти невозможно говорить об одном, не вспоминая другого. Так они вместе вошли в историю Русской Церкви как победители церковного разделения. В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

Скачать epub pdf О святителе Дионисии Александрийском Предисловие Во святых отец наш Дионисий, ученик Оригена 1 , вначале был пресвитером Александрийской Церкви 2 , в 232 г. от Рождества Христова занялся обучением оглашаемых 3 , а позже, в 247 г., стал епископом Александрии. Он сменил Иракла, 13 лет бывшего Александрийским архиепископом 4 . Во время гонения Декия воины схватили Дионисия и увели в Тапосирис 5 , городок, расположенный между Александрией и Канопом, по словарю Бодрана. В 257 г., при гонителе Валериане, треблаженный предстал перед игемоном Эмилианом и, исповедав доброе исповедание веры 6 , был изгнан в Кефро, ливийский город в глубокой пустыне 7 . Спустя три года 8 , в правление сына Валериана, императора Галлиена, который в начале своего правления, казалось, был настроен к христианам более мягко, Дионисия вызвали из ссылки обратно в Александрию, и сей треславный, собрав все свои силы, стремился обратить еретиков, устранить происшедшие в то время из-за новациан церковные расколы и примирить Стефана Римского с Киприаном Карфагенским . Между ними были разногласия по поводу того, нужно ли крестить возвращающихся в Церковь еретиков и раскольников или не нужно 9 . Несмотря на то что сам Дионисий был согласен с Киприаном, который настаивал, чтобы таких перекрещивали, как говорит Иероним в каталоге церковных писателей (см. предисловие к правилу Собора в Карфагене при Киприане), он старался их примирить. Дионисий смело боролся против Савеллия 10 ; своими мудрыми беседами убедил так называемых хилиастов (о которых см. предисловие к II Всел.), приверженцев Непота, отказаться от своего неправого образа мыслей 11 . В 265 г. 12 его пригласили в Антиохию на Собор против Павла Самосатского 13 , и хотя он не смог поехать по старости и слабости здоровья, но выразил православный взгляд на веру в послании, а также изобличил ересь Павла Самосатского в десяти ответах 14 . В том же году, который был 12-м годом правления императора Галлиена, св. Дионисий преставился ко Господу, пробыв архиепископом Александрии 17 лет 15 . Наряду с прочими своими сочинениями (см.: Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 14) он написал и следующее каноническое послание в 260 г., как считает Милиас (Синодикон. Т. 2), и послал его Василиду, епископу Пентапольских церквей, о чем говорит Евсевий (кн. 7, гл. 26) 16 . Послание разделено на четыре правила, которые косвенно подтверждаются правилом IV Всел. 1, а прямо – VI Всел. 2. Благодаря этому подтверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов. Находится это послание во 2-м т. «Пандект» и в «Синодиконе» (т. 1, с. 106) 17 . Во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Александрийского, исповедника 4 правила, на которые разделено его каноническое послание к епископу Василиду

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Arhiva Episcopul de Ba Irinei: Nimeni nu are dreptul s se joace cu ordinea canonic multisecular a Bisericii Ortodoxe 5 ianuarie 2021 19:27 В конце декабря 2020 года иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней дал интервью газете «Печат» (Сербия), в котором коснулся, в частности, таких тем, как последствия действий Константинопольского Патриарха на Украине для единства всего Православия и опасность, которую представляют для соборности в Церкви антиканонические решения Константинополя. Вниманию читателей предлагается перевод этих фрагментов интервью на русский язык. — Положение Сербской Православной Церкви исторически всегда было сложным и предполагало преодоление трудностей и испытаний — как земных, так и духовных. Теми, кто уже давно испытывает озабоченность будущим Православия, часто говорится о введении неопапизма, за которым стоят Константинопольский Патриархат и Патриарх Варфоломей. В том, что касается раскола на Украине, Сербская Православная Церковь заняла позицию, основанную на каноническом Предании. В этой связи Русская Православная Церковь высоко оценила принципиальность Сербской Православной Церкви и блаженнопочившего Патриарха Иринея. Тем не менее, грекоязычные Поместные Церкви (хотя и не все), включая с недавних пор и Кипрскую, разделили позицию Патриарха Константинопольского Варфоломея, которая, по меньшей мере, проблематична. Как Вам видится перспектива развития событий, вызвавших сильнейшее потрясение в православном мире? — Проблема «неопапизма», о которой Вы упомянули, к сожалению, в самом деле существует. Произошла следующая эволюция: Константинопольский Патриархат — Церковь-Мать для Сербской Православной Церкви, что является фактом, который не имеем права забыть и который никогда не забываем, — совершила противоканоническое вторжение в юрисдикцию Русской Православной Церкви, «реабилитировав» раскольнические общины на Украине, но, к сожалению, не положила конец расколу на Украине и не смягчила его, но, напротив, углубила и продолжила. Расколы, существовавшие до недавних пор на территории Украины, перекинулись оттуда на весь православный мир. Было разорвано каноническое и литургическое общение Московского Патриархата с Константинопольским Патриархатом, а также с теми Предстоятелями и епископами отдельных Церквей, которые признают нераскаянного раскольника Епифания — точнее, гражданина Думенко — легитимным митрополитом Киевским и автокефальным (!) Предстоятелем Церкви на Украине, где, тем не менее, живет и действует авторитетный и признанный Поместными Православными Церквами митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , с которым — свыше сотни канонических епископов с более чем пятнадцатью тысячами священников и десятками миллионов верующих. Несоборное одностороннее признание раскольнических групп, между тем, вызвало не только раскол между Церквами, но также разделения и трения внутри Церквей, о чем свидетельствуют споры между епископами и богословами в Греции и на Кипре.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5746381...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_56538.html 05 августа 2008 Алексей Соколов Главное о главном Решения Собора крупным планом Источник:  http://www.foma.ru/Фома Архиерейский Собор рассмотрел множество вопросов различной степени важности. Но особое место среди них занимали четыре темы: учреждение церковного суда, отношение Церкви к теории и современному практике прав человека, единство Русской и Украинской Церквей, а также наиболее популярная в СМИ " проблема епископа Диомида " . Вокруг каждого из этих вопросов возникло бурное обсуждение как в рамках соборной дискуссии, так и вне их. И нередко выходило так, что за мнениями внешних экспертов терялось мнение самих епископов, в результате чего было не до конца понятно: какую именно проблему они в действительности обсуждали на своем заседании, а что к их повестке дня досочинили в газетах и интернете. Украина: пережидая шторм С темой церковного единства, которую многие архиереи назвали главной на этом Соборе, СМИ обошлись поистине странно. Епископ Диомид, чья епархия – это около двух десятков клириков, был назван многими СМИ " руководителем крупного регионального подразделения РПЦ " и основоположником нового раскола, который якобы может разделить пополам Церковь. При этом о настоящей драме, ситуации на Украине, не было сказано практически ничего. Светские СМИ отделались короткими сообщениями о выступлении главы Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и Всея Украины Владимира, тогда как вокруг вопроса о возможной автокефалии и методах преодоления украинского раскола и до, и во время Собора шли крайне серьезные и жесткие споры. Разумеется, светские СМИ рассматривали вопрос больше всего с точки зрения стратегических интересов России и судили о церковной жизни по светской же мерке. В результате разница между каноничным разделением и расколом в их публикациях оказалась практически не заметна. На самом деле в предоставлении как таковой нет ничего из ряда вон выходящего. Православная Церковь никогда не имела единого административного центра, и со временем в ней возникают новые независимые структуры. Так, в конце XV века Русская Церковь отделилась от Константинопольского Патриархата, став одной из действующих ныне Поместных Православных Церквей, находящихся в каноническом общении друг с другом.

http://religare.ru/2_56538_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Андрей Золотов Современная Византия в украинской церковной политике Источник:  Риа-Новости Патриархи уехали по домам, киевская полиция доложила, что никто не пострадал, а рабочие разобрали помосты, на которых происходили драматические празднования 1020-летия Крещения Руси в минувшие выходные. В каком же состоянии оставили они российско-украинские церковные и политические отношения, восприятие украинским правительством своего суверенитета, будущее Православия на Украине и в мире? Празднование 1020-летия Крещения Руси в Киеве. Национальная Украинская Православная Церковь, полностью отделенная от Москвы – это идея фикс украинских " строителей нации " с самого момента распада Советского Союза. Для них это недостающая опора в здании украинского суверенитета. Основываясь на более ранних попытках отколоть Церковь на Украине сначала в период Гражданской войны, а потом под немецкой оккупацией, такие группы снова возникли в начале 90-х годов при поддержке националистических движений и первого президента Украины Леонида Кравчука. По крайней мере две такие деноминации – самопровозглашенный Киевский Патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь – насчитывают сегодня около 5000 приходов вместе взятые, но остаются непризнанными всемирной семьей Православных Церквей, считающих их раскольническими. Однако большинство украинских православных сохранили верность Московскому Патриархату, который предоставил беспрецедентную степень самоуправления Украинской Православной Церкви под омофором патриарха Московского. Эта церковь насчитывает сегодня около 11000 приходов. Но именно ее символическая связь с Москвой, с одной стороны, привлекает к ней многих людей, а с другой стороны вызывает неприятие в разделенном украинском обществе. Этот раскол в украинской Церкви и обществе проявился во время выборов 2004 года, окончившихся " Оранжевой революцией " и снова выплыл на поверхность в минувшие выходные. Странная годовщина 1020-летия Крещения Руси (ну кто бы праздновал, например, 102-ю годовщину чего бы то ни было?) воспринималась в Киеве как " поправка " к чересчур московскому празднованию 1000-летия 20 лет назад. И она породила поистине византийскую интригу. Президент Виктор Ющенко, похоже, так отчаянно желает объединить украинских православных в суверенную Церковь, что он едва не создал еще один раскол не только в Церкви Украины, но и во вселенском православии. Чтобы оттеснить патриарха Московского из центра торжеств, он пригласил и по-царски принял патриарха Константинопольского Варфоломея – преемника византийских патриархов Нового Рима, которые крестили Киев в 988 году, и патриархов Оттоманской империи, которые стояли над киевским престолом, когда современная Украина находилась под польским владычеством с 14-го по 17-й век. Он носит титул Вселенского патриарха и является " первым среди равных " в не очень организованном братстве глав православных Церквей, где границы его полномочий вызывают споры.

http://religare.ru/2_56463.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010