Ирландская архитектура Архитектура. Ранний период. Абсолютное большинство храмов И. до Х в. строилось преимущественно из дерева (dairthech), иногда из прутьев с обмазкой и камышовой крышей. Ни одной деревянной постройки не сохранилось, они известны только по письменным источникам и изображениям в рукописях; крайне скудные данные археологии (раскопаны основания 2 церквей) также почти ничего не говорят об их внешнем виде. По изображениям (в «Келлской книге» (202v), на кресте Муредаха в Монастербойсе, гр. Лаут, и др.) известны прямоугольные в плане здания с сильно выступающими угловыми бревнами, высокой крытой гонтом 2-скатной кровлей с резным коньком. Обычный размер храмов составлял всего 5 Ч 3,5 м, строились они чаще из дуба, бревна ставились вертикально. Сохранилось описание ц. св. Бригиты в Килдэре (VII в.), по-видимому, уникальной. Это был храм мон-ря: помещения для монахов и монахинь были разделены деревянной перегородкой, алтарь занимал отдельное пространство, стены и перегородки были расписаны и украшены, один из дверных проемов был украшен резьбой. Др. храм, с 4 башенками и портиком, можно реконструировать по описанию из «Hisperica Famina». Дерево как строительный материал широко использовалось до XII в. включительно. Первое упоминание о каменном (daimhliag) храме (церковь в Дулике) относится к VII b. В «Анналах Ольстера» (788/789) упоминается каменная ц. в Ард-Махе. Причины их столь медленного распространения каменного строительства не ясны; нек-рые исследователи предполагают, что на предпочтение дерева могли повлиять древне почтение к дубу и почитание основанных святыми первых деревянных храмов ( Long. 1997. P. 124). Дороманская архитектура. Почти все сохранившиеся в И. здания были построены после 900 г. Факты строительной деятельности зафиксированы в письменных источниках, однако связывать их с конкретными постройками возможно лишь в исключительных случаях. До XII b. формы церковной архитектуры были очень простыми — в противоположность ювелирному искусству и книжной миниатюре. Клирики не заказывали больших зданий, в мон-рях обычно возводилось несколько небольших церквей, что было характерно для всех стран Сев. Европы VI–IX вв. ( Stalley. 2005. P. 719). В И. эта ситуация осознавалась как местная традиция и изменилась только в XII b. Каковы были функции разных церквей в мон-ре — в основном не понятно; известно лишь, что одна из меньших церквей обычно посвящалась святому покровителю мон-ря, отмечая место его погребения и/или вмещая его реликвии (капелла Киарана в Клонмакнойсе, гр. Оффали (ок. 800) — попытка воспроизвести в камне деревянную усыпальницу).

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Особое место было уделено обсуждению подготовке и проведению Всеправославного Собора Накануне, 6 марта в Стамбуле в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре – резиденции Константинопольского Патриарха, прошел первый день собрания Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Молитвенное последование перед началом собрания возглавил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. После чего Патриарх Варфоломей открыл заседание, обозначив в своем докладе основные темы обсуждения: преследования христиан в различных частях мира, вытеснение Церкви на периферию общественной жизни в странах, некогда бывших христианскими, следствия процессов глобализации и технического прогресса, экономический кризис, укрепление внутреннего единства Православия. Особое место было уделено обсуждению подготовке и проведению Всеправославного Собора, — сообщает ОВСЦ . Святейший Патриарх Варфоломей охарактеризовал как «чуждое православной экклезиологии» всякое представление, допускающее «всемирное господство какой-бы то ни было Поместной Церкви или ее Предстоятеля». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл представил присутствующим видение Русской Православной Церкви по вопросу о подготовке Всеправославного Собора, выраженное Архиерейским Собором в Москве в феврале 2013 года. «Иерархи Русской Церкви считают, что подготовка Всеправославного Собора должна предусматривать широкое обсуждение готовящихся постановлений и отличаться особенной заботой о сохранении чистоты православного вероучения. Члены Архиерейского Собора считают необходимым, чтобы президиум Всеправославного Собора составляли Предстоятели всех Поместных Православных Церквей и чтобы на Соборе епископат Поместных Церквей был представлен максимально полно», − говорится в постановлениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. «Выносить на Собор несогласованные вопросы означает превратить его в место разделений, поставить под угрозу церковное единство, затруднить рецепцию соборных постановлений в наших Поместных Церквах. Наша же задача – явить единство Церкви по вопросам, волнующим православный мир.», − продолжил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://pravmir.ru/sobranie-predstoyatele...

Подписание Совместного послания народам России и Польши. 17 августа 2012 г. ЖМП 9 сентябрь 2012 /  17 августа 2012 г. Совместное послание народам России и Польши Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. (2 Кор 5:19) Чувствуя ответственность за настоящее и будущее наших Церквей и народов и движимые пастырской заботой, мы, от лица Русской Православной Церкви и Католической Церкви в Польше, обращаемся со словом примирения к верующим наших Церквей, к нашим народам и ко всем людям доброй воли. Исповедуя ту истину, что Христос – наш мир и примирение (ср. Еф 2:14, Рим 5:11), и осознавая свое призвание, вверенное нам духом Христова Евангелия, мы желаем внести свой вклад в дело сближения наших Церквей и примирения наших народов. 1. Диалог и примирение Наши братские народы объединяет не только многовековое соседство, но и богатое христианское наследие Востока и Запада. Осознавая эту долгую общую историю и вырастающую из Христова Евангелия традицию, оказавшую решающее влияние на идентичность, духовный облик и культуру наших народов, а также всей Европы, мы вступаем на путь искреннего диалога в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению. Грех, который является основным источником всех разделений, человеческие недостатки, индивидуальный и общественный эгоизм и политическое давление приводили к отчуждению, открытой вражде и даже борьбе между нашими народами. Этому предшествовала утрата изначального христианского единства. Разделения и расколы, противоречащие воле Христа, стали большим соблазном, и именно поэтому мы прикладываем новые усилия ради сближения наших Церквей и наших народов, чтобы нам стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном мире. После Второй мировой войны и болезненного опыта атеизма, навязанного нашим народам, сегодня мы вступаем на путь духовного и материального обновления. Чтобы быть постоянным, это обновление должно стать прежде всего обновлением человека, а через человека – обновлением взаимных отношений между Церквами и народами.

http://e-vestnik.ru/docs/poslanie_naroda...

поиск:   разделы   рассылка Совместное послание народам России и Польши и Председателя Епископской Конференции Польши " Мы призываем наших верующих просить прощения за нанесенные друг другу обиды, несправедливость и всякое зло " . Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. (2 Кор 5:19) Чувствуя ответственность за настоящее и будущее наших Церквей и народов и движимые пастырской заботой, мы, от лица Русской Православной Церкви и Католической Церкви в Польше, обращаемся со словом примирения к верующим наших Церквей, к нашим народам и ко всем людям доброй воли. Исповедуя ту истину, что Христос – наш мир и примирение (ср. Еф 2:14, Рим 5:11), и осознавая свое призвание, вверенное нам духом Христова Евангелия, мы желаем внести свой вклад в дело сближения наших Церквей и примирения наших народов. 1. Диалог и примирение Наши братские народы объединяет не только многовековое соседство, но и богатое христианское наследие Востока и Запада. Осознавая эту долгую общую историю и вырастающую из Христова Евангелия традицию, оказавшую решающее влияние на идентичность, духовный облик и культуру наших народов, а также всей Европы, мы вступаем на путь искреннего диалога в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению. Грех, который является основным источником всех разделений, человеческие недостатки, индивидуальный и общественный эгоизм и политическое давление приводили к отчуждению, открытой вражде и даже борьбе между нашими народами. Этому предшествовала утрата изначального христианского единства. Разделения и расколы, противоречащие воле Христа, стали большим соблазном, и именно поэтому мы прикладываем новые усилия ради сближения наших Церквей и наших народов, чтобы нам стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном мире. После Второй мировой войны и болезненного опыта атеизма, навязанного нашим народам, сегодня мы вступаем на путь духовного и материального обновления. Чтобы быть постоянным, это обновление должно стать прежде всего обновлением человека, а через человека – обновлением взаимных отношений между Церквами и народами.

http://religare.ru/2_96448.html

Совместное послание народам России и Польши и Председателя Епископской Конференции Польши РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96448.html 17 августа 2012 Совместное послание народам России и Польши и Председателя Епископской Конференции Польши " Мы призываем наших верующих просить прощения за нанесенные друг другу обиды, несправедливость и всякое зло " . Источник:  Церковный вестник Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. (2 Кор 5:19) Чувствуя ответственность за настоящее и будущее наших Церквей и народов и движимые пастырской заботой, мы, от лица Русской Православной Церкви и Католической Церкви в Польше, обращаемся со словом примирения к верующим наших Церквей, к нашим народам и ко всем людям доброй воли. Исповедуя ту истину, что Христос – наш мир и примирение (ср. Еф 2:14, Рим 5:11), и осознавая свое призвание, вверенное нам духом Христова Евангелия, мы желаем внести свой вклад в дело сближения наших Церквей и примирения наших народов. 1. Диалог и примирение Наши братские народы объединяет не только многовековое соседство, но и богатое христианское наследие Востока и Запада. Осознавая эту долгую общую историю и вырастающую из Христова Евангелия традицию, оказавшую решающее влияние на идентичность, духовный облик и культуру наших народов, а также всей Европы, мы вступаем на путь искреннего диалога в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению. Грех, который является основным источником всех разделений, человеческие недостатки, индивидуальный и общественный эгоизм и политическое давление приводили к отчуждению, открытой вражде и даже борьбе между нашими народами. Этому предшествовала утрата изначального христианского единства. Разделения и расколы, противоречащие воле Христа, стали большим соблазном, и именно поэтому мы прикладываем новые усилия ради сближения наших Церквей и наших народов, чтобы нам стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном мире.

http://religare.ru/2_96448_1_21.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Религиозные отношения в славянском мире сразу после разделения церквей в 1054 г. Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Вопрос о том, как отразился разрыв между Римом и Константинополем на отношениях между славянскими странами, оставшимися в орбите православного мира, и их католическими соседями, не во всех случаях поддается решению. Так, достаточно сложно оказывается оценить положение, сложившееся в Болгарии. Иерархи, возглавлявшие Болгарскую Церковь, не только безоговорочно стали на сторону Константинополя, но и активно участвовали в выработке той позиции, которую заняла в разразившемся конфликте Византийская Церковь. Так, Охридский архиепископ Лев, глава Болгарской Церкви в середине XI в., был автором известного послания с обличениями латинян, послужившего одним из толчков к окончательному разрыву между Церквами. Один из его преемников, Феофилакт, занимавший Охридскую кафедру в конце XI — начале XII в., был также автором специального трактата о заблуждениях латинян, фрагменты из которого он нашел нужным включить и в написанный им текст Жития патрона кафедры — святого Климента . Однако следует учитывать, что Болгария была завоеванной страной, куда стоявшие во главе Болгарской Церкви иерархи присылались из Константинополя. Оба упомянутых выше архиепископа не только находились до своего назначения в Константинополе, но и принадлежали к клиру главного храма Константинопольской Патриархии — собора Св. Софии . Неудивительно, что их отношение к латинянам совпадало с отношением высшего византийского духовенства. Выраженная ими точка зрения была, разумеется, официальной и признанной. Однако в какой мере она действительно проникла в сознание подчиненного болгарского населения? Взгляды и стремления широких кругов болгарского общества в эпоху византийского господства находили выражение в апокрифических текстах, появившихся главным образом во 2-й половине XI в., в которых идеализированное представление о прошлом сочеталось с пророчествами о грядущем торжестве в будущем.

http://sedmitza.ru/lib/text/442943/

VII. IV Крестовый поход: плоды разделения Церквей Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, A History of the Crusades; Runciman, The Great Schism; Papadakis; Meyendorff, Ideological Crises; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь. 1. Византийская империя временно оказалась спасена. Но дела ее шли очень плохо. В 1190 г. Исаак Ангел был наголову разбит болгарами, вновь провозгласившими независимость. В 1195 г. его низверг и ослепил родной брат Алексий, воцарившийся под именем Алексий III Ангел Комнен Дука. Но громкое имя не помогло новому императору - он оказался еще более бесталанным правителем, чем его брат. Болгарское царство, возглавляемое царем Калояном (1197-1207), росло. Он одерживал над византийцами одну победу за другой и гордо назвал себя Грекобойцей в подражание Василию II Болгаробойце. Экономика Империи разваливалась, казна была пуста. Война шла на всех фронтах. В богословском аспекте правление Ангелов представляет интерес спором о Евхаристии. Вопрос стоял о Теле Христовом, которому мы причащаемся. Является ли оно нетленным - каким оно стало после Его страстей и воскресения, - или тленным, как до Его страстей? Иными словами, вопрос был в том, подвержена ли Евхаристия тем же физиологическим процессам, что любая пища, принимаемая человеком, или не подвержена. В Константинополе прошел собор под председательством Алексия Ангела, на котором было признано, что евхаристическое Тело Христово во всех отношениях является нетленным. Итак, политически это было время упадка и распада. Но по-прежнему Константинополь оставался самым великолепным городом христианского мира, живым музеем и самым роскошным рынком, где можно было найти все и встретить представителей всех народов; центром производства, искусства, науки и образования, местом хранения ценностей наследия древних цивилизаций. И по-прежнему Империя была самым культурным и цивилизованным государством мира. Архитектура, мозаики, мрамор, дворцы, церкви были несравнимы, и все, имеющееся на Западе, - лишь бледное подражанием им. Творческая сила византийцев была далеко не исчерпана, так же как патриотизм и отвага. Несмотря на кризис, Византия продолжала оставаться форпостом и твердыней в защите христианства против ислама. И все, даже самые плохие императоры, понимали, что защита европейской цивилизации и христианства от ислама возможна не при помощи дышащих на ладан христианских анклавов в Палестине, которые были озабочены лишь проблемой собственного выживания, а только при сохранении Империи, которая уже более пяти веков успешно сдерживала исламское давление на Европу.

http://sedmitza.ru/lib/text/434808/

VI. Латинские государства в Палестине. Второй и Третий Крестовые походы. Углубление разделения Церквей Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, A History of the Crusades; Runciman, The Great Schism; Papadakis; Meyendorff, Ideological Crises; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь. 1. Итак, в 1099 г. Иерусалим был взят. Резня, которую крестоносцы устроили при взятии города, надолго запомнилась всем жителям Ближнего Востока. Королем Иерусалимским был избран Годфрид Бульонский. Однако он отклонил королевский титул и стал именовать себя «Защитником Гроба Господня». Годфриду сразу же пришлось защищаться. Он вывел свою армию к стенам Аскалона, куда продвинулась египетская армия, посланная на выручку к Иерусалиму. В кровопролитном сражении египтяне были разбиты, а жители Аскалона, наслышанные о резне в Иерусалиме, предложили сдаться, но только лично Раймунду Тулузскому. Годфрид, чье самолюбие было задето этим, отказался от таких условий. Обиженный Раймунд отделился от его армии и со своими отрядами направился на север. Теперь у Готфрида не было достаточно сил, чтобы штурмовать Аскалон, и ему пришлось снять осаду. Так из-за глупости и напыщенной гордыни Годфрида Аскалон остался в руках мусульман и был «жалом во плоти» франков в течение следующих пятидесяти лет. Все египетские набеги на Палестину совершались из Аскалона. В Иерусалиме был поставлен латинский патриарх Даймберт Пизанский. Боэмунд, новоиспеченный князь Антиохийский, также поставил латинского патриарха в своем городе, изгнав оттуда законного патриарха Иоанна IV. Так начался реальный раскол в патриархате, который до того формально не прерывал литургического общения с Римом. Правда, вскоре Боэмунд понес заслуженное наказание за все свои злодеяния: в 1100 г. он был захвачен в плен турками и уведен на три долгих года в Неокесарию. В Антиохии стал править как регент его столь же честолюбивый и столь же неразборчивый в средствах племянник Танкред.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

Беседа LXV. О девятом члене символа веры. О том, что единству церкви христовой не противоречит существование частных церквей и разделение ее на земную и небесную Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Вы знаете, братие, что истинная Церковь Христова, к которой мы принадлежим, есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Этому учению о единстве Церкви не противоречит, братие, то обстоятельство, что существуют многие церкви отдельные и самостоятельные, напр., Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Эти церкви различаются между собою только местом своего положения, языком, на котором совершается богослужение, некоторыми обрядами при богослужении и церковным управлением. Высшее церковное управление в Российской церкви принадлежит Святейшему Правительствующему Синоду (собранию нескольких Архипастырей), а напр., в Константинопольской – патриарху. Распоряжения Святейшего Правительствующего Синода обязательны для всех священноцерковнослужителей Российской церкви, но не обязательны для священноцерковнослужителей Константинопольской; равно и распоряжения Константинопольского патриарха обязательны для подчиненных ему церковнослужителей, и не обязательны для церковнослужителей нашей церкви. Таким образом, вышеупомянутые церкви различаются между собою по церковному управлению. Но это различие не существенно и нисколько не нарушает единства Церкви, потому что все эти отдельные и самостоятельные церкви признают над собою одну главу Иисуса Христа, исповедуют одну веру, и имеют взаимное общение в молитвах и таинствах. Все они имеют один символ веры и одинаковым образом толкуют его, одни таинства, как по числу, так и по пониманию их. Русский, путешествуя по востоку, может заходить напр., в греческие церкви, молиться в них, принимать от греческих священников таинства, равно и греки, сирийцы и другие православные востока ходят в наши церкви, молятся в них и принимают таинства от наших священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава 2. История источников церковного права от IV в. до разделения церквей восточной и западной § 63. Влияние христианской императорской власти на церковное правообразование 667 С Константином Великим в организацию церкви вступил новый фактор – христианская императорская власть. Значение этого фактора было настолько громадно, что не могло не отразиться и на церковном правообразовании и на истории источников церковного права. Со времени принятия христианства римскими императорами, нормы церковного права стали проистекать из двух главных источников: из канонов и из императорского законодательства. Это различие источников не имеет того смысла, чтобы и в образовании канонов император не участвовал, а означает лишь то, что каноны составлялись или (составленные кем-либо ранее) утверждались на соборах, а законы издавались императорами без предшествующей деятельности соборов. Как необходимый признак, в понятие канонов входило созвание императором собора, устанавливавшего эти каноны, и утверждение их императором, в заключение соборной деятельности 668 . Но с другой стороны и императорские церковные законы могли издаваться не без участия отдельных представителей духовной иерархии 669 . § 64. Каноны 670 Со времени никейского собора 325 г., издавшего двадцать дисциплинарных правил, т. е. таких определений, которые относились не к вероучению, как установленный тем же собором против Ария догмат о божестве Христа, а к разным сторонам церковной дисциплины, или внешнего церковного порядка, сделалось обычным название «канонов» в применении к отдельным дисциплинарным определениям соборов. В первые три века под каноном разумелось вообще все то, что для церкви служит руководящей нормой, как согласующееся с преданием; но не было примеров, чтобы постановления какого-либо отдельного собора были названы канонами. В смысле общего, обычного и соответствующего преданию порядка, слово «канон» употреблено несколько раз самим никейским собором 671 . Правила древнейших соборов тем менее могли быть называемы канонами, что самые соборы составлялись в ограниченных пределах какой-либо провинции или страны и не претендовали на соблюдение их во всех других христианских странах; между тем с словом «канон» в древнецерковном словоупотреблении соединялось понятие общецерковной нормы, одинаково обязательной для всех христианских общин и всеми одинаково признаваемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010