Предисловие Перед нами книга, принадлежащая перу известного православного французского богослова Оливье Клемана. Она посвящена проблемам разделения христиан и обсуждению перспектив христианского единства. Несколько слов об авторе книги. Оливье Клеман – профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, его перу принадлежит немалое количество трудов, посвященных актуальным богословским вопросам. В них он знакомит западного читателя с преданием Восточной церкви, пытается с православной точки зрения отвечать на вызовы современности, как часто выражается он сам, «преодолевать современность изнутри». Особенно волнуют его проблемы христианского единства. Урожденный протестант, взращенный на почве французской католической культуры, агностик по своим убеждениям, он в зрелом возрасте стал православным христианином. Подчеркнем, что о нем нельзя сказать, будто он перешел в Православие из иной конфессии. У О. Клемана не было «православных корней» и он не искал греческой, русской или румынской традиции как таковой. По своему происхождению и культуре он является западным христианином, нашедшим в Православной Церкви свой дом. И в этом символичность его фигуры. Для тех, кто оказался на стыке культур и конфессий, вопрос разделения между ними является вопросом личным. Книга «Рим. Взгляд со стороны.» является примером именно личной заинтересованности. Но, прежде всего, она стала ответом на призыв ныне покойного Папы Римского Иоанна Павла II, об- ращенный ко всем христианам, – обсудить проблему служения Римского епископа, сущность которого, как считает католическая сторона, состоит в том, чтобы быть «видимым знаком и гарантией единства». Из православных, пожалуй, именно О. Клеман одним из первых откликнулся на этот призыв. Характерно, что книга, появившаяся в 1997 г., до сих пор не была переведена на русский язык. Не секрет, что экуменическое движение сегодня переживает не лучшие времена. С одной стороны, окончательно стало ясно, что протестантские модели, предлагаемые Всемирным Советом Церквей, оказались в конечном итоге неприемлемы. С другой стороны, диалог между Католической и Православной Церквями фактически сведен до минимума. Еще в девяностые годы минувшего столетия перспективы сближения именно этих церквей представлялись, по крайней мере, целым рядом участников процесса, в достаточно оптимистических тонах. Особые надежды и ожидание некоего чуда вмешательства Божия приурочивались к юбилейному рубежу третьего тысячелетия. Именно в этот момент и прозвучал призыв Иоанна Павла II обсудить проблему служения Римского епископа, и вскоре после этого появилась в свет книга, перевод которой сегодня предлагается русскому читателю. Чуда, однако, не произошло. Границы конфессионального водораздела остались в своих берегах. Воцарилась атмосфера прохлады и отстраненности.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Разделение церквей, разрыв Запада с Востоком Давно уже епископы римские изъявляли притязание на вселенскую власть. Первенство почёта им было вообще уступлено по обширности ли их епархии (так как на всём Западе не было ни одной апостольской церкви), по уважению ли к городу, который давал сперва законы, а потом имя всей Империи, по преемству ли апостола Петра (хотя и Антиохия могла тем же похвалиться); но первенство власти не было никогда им предоставлено ни другими епископами, ни соборами, всегда отвергавшими их притязания на верховный суд в делах правления церковного или в решениях вопросов догматических. Так, например, Гонорий был предан анафеме, Либерий признан полуарианцем за согласие на Символ медиоланский, власть Рима отвергнута мало-азийскими церквами в назначение Пасхи и т. д. Но мало-помалу Запад отделился от Востока своими историческими судьбами, Византия уцелела, а западная империя сделалась добычей германских дикарей. Борьба угнетённого народа с победителями и соборного исповедания с арианством и союз Франков дали престолу римскому новое значение. Первенство почёта обратилось в прямое первенство власти, несмотря на сопротивление многих просвещённых епископов, сохранявших предание и учение первых веков о церковной свободе. Мнение народа было в пользу Рима; требование силы и независимости в духовенстве указывало на необходимость отдельного и независимого средоточия, которое не покорялось бы никакой местной власти и могло бы сопротивляться злоупотреблениям и вещественной силе всякого отдельного государства; наконец, более всего действовали предания и дух древнего римского просвещения, не развивавшего ни личности человека, ни нравственного, ни разумного его существа, и заключавшегося единственно областью правомерной и государственной жизни. Римская государственность определяла неизбежно характер церкви в римском Западе, созданном римской мыслью. Единство жизни церковной на Востоке и Западе полагало пределы частной ошибке местной церкви, противопоставляя одному местному направлению другие направления противоположные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

3. Конечно, каждый христианин должен быть преисполнен желания объединения церквей; особливо же весь православный мир, одушевляемый духом истинного благочестия, согласно Божественной цели учреждения Богочеловеком Христом Спасителем святой Церкви, пламенно желает единения церквей в едином правиле веры, на основании апостольскаго и отеческаго учения, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф. 2, 20). Посему и молится Церковь наша постоянно на общих ко Господу молениях: " разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый обрати " , на тот путь, который один ведет к Животу всяческих, Единородному Сыну и Слову Божию, Господу нашему Иисусу Христу (Иоан. 14, 6). Согласно священному сему желанию наша православная Христова Церковь всегда охотно готова отозваться на всякое предложение о соединении, если бы только римский епископ раз навсегда отверг все допущенныя в его церкви многочисленныя и разнообразным, противныя Евангелию, новшества, вызвавшия печальное разделение церквей Востока и Запада, возвратился бы к основоположениям святых седьми Вселенских Соборов, которые, как собиравшиеся под водительством Святаго Духа из представителей всех святых Божиих церквей для разъяснения правильнаго учения веры против еретиков, имеют всеобщее и вечное значение в Христовой Церкви. На это постоянно и в сочинениях и в окружных посланиях указывалось папской церкви и ясно и решительно объявлялось, что до тех пор, пока она остается при своих новшествах, - православная же Церковь следует божественным и апостольским преданиям и установлениям девяти первых веков христианства, в течение которых и Церкви Запада еще исповедывали одну общую веру и пребывали в единении с Церквами Востока, - всякая речь о соединении будет пустой и тщетной. Посему и молчали мы доселе и не обращали внимания на упомянутую папскую энциклику, не желая обращаться к тем, которые не хотят нас слушать, Однако, с некотораго времени папская церковь, совершенно оставив путь убеждения и обсуждений, начала к общему изумлению и недоумению смущать совесть более простых православных христиан чрез посредство, лукавых делателей, вид апостолов Христовых на себя принимающих (2 Кор. 11, 13), посылает на Восток своих духовных лиц, носящих одежду православных священнослужителей, а также замышляет и многие другие коварные меры для достижения своих прозелитических целей. Вследствие сего мы сочли священным своим долгом издать это патриаршее и синодальное окружное послание, чтобы оградить от опасности православную веру и благочестие, зная, что " охранение истинных канонов составляет долг всякаго ревностнаго христнина, в особенности же тех, кто поставлен Провидением управлять другими " (Посл. Св. Фотия. 3, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1345...

Архиепископ Аверкий (Таушев). Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский и Римско-католический папизм В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется вызывающее восторг многих «экуменическое движение» и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник и чудотворец святой Иоанн Кронштадтский . Вот так, например, пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13): «Ни одно исповедание христианской веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания, неправославные, содержат истину в неправде ( Рим. 1:18 ), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению обновлению, коими обладает Православная Церковь . Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей, показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времен, – и отсутствие их, по разделении церквей, в других, неправославных церквах, католической, лютеранской, англиканской». А вот потрясающие мысли святого праведного отца Иоанна, направленные как раз против последнего «экуменического» постановления Ватиканского собора: «Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учению святых Апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отец. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу. Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу ( Лк. 22:31 ). Это он, сатана, и сделал и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись Единой, Истинной Веры и Церкви: Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех ( Еф. 4:5 )» (стр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В феврале 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл получил послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви с уведомлением о принятом 22 января 2009 года Европейским судом по правам человека решении по жалобе болгарской раскольнической организации, возглавляемой «митрополитом Софийским» Иннокентием. В письме, в частности, отмечено, что данным решением Европейский суд по правам человека осудил Республику Болгарию за нарушение статьи 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, сочтя, что государство вмешалось в канонические вопросы посредством закона и действий по урегулированию спора между " двумя руководствами " Болгарской Православной Церкви. При этом, сообщается в письме, Европейский суд проигнорировал решение Всеправославного Собора, состоявшегося по данному вопросу в Софии в 1998 году, а также мнения Предстоятелей Православных Церквей и аргументы государства и Болгарской Православной Церкви по правовым и каноническим вопросам, связанным с преодолением раскола. В послании Святейшего Патриарха Максима выражены обеспокоенность в связи с тем, что решение Европейского суда «создает опасный прецедент и возможность разделения и вмешательства в каноническую жизнь любой Поместной Православной Церкви», а также пожелание объединить усилия всех Православных Церквей для того, чтобы «отстаивать каноническое единство каждой Церкви и всего Святого Православия и не позволить ни государственным, ни европейским, ни международным организациям и судебным инстанциям судить о канонических вопросах единства, управления и представительства Поместных Православных Церквей, равно как и о других канонических вопросах». К письму приложено заявление Священного Синода Болгарской Православной Церкви, в котором выражено категорическое несогласие с «несправедливыми, предвзятыми и искажающими факты аргументами суда», а судебное решение расценено как «вмешательство в дела самоуправляющейся Болгарской Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/29588.html

Вопрос о соединении церквей принадлежат к числу тех вопросов, которые так медленно разъясняются, что проходят целые века прежде, чем они хоть несколько приблизятся к своему решению или, по крайней мере, вступать в тот фазис развития, который незаметным образом приближает их к окончанию. Не смотря на всю медленность своего развития в течение 8 веков, этот вопрос двинулся, однако на столько, что в настоящее время можно уже подметить нисколько фазисов в его развитии. Именно, по нашему мнению, он прошел два периода, и в настоящее время для него наступает третий. Из вопроса, решаемого официальным путем правительствами и духовенством той и другой стороны посредством обоюдных договоров словесных и сделок на бумаге, он превращается – около времени реформации с падением греческой империи, с умножением различных орденов в западной церкви, в особенности с появлением иезуитского ордена и других, близких к нему по духу, – в вопрос, решаемый в среде народных масс средствами нравственными по преимуществу, и только в редких случаях официальными. Начинается ловкая, по большей части замаскированная пропаганда с одной стороны, и глухая борьба народных масс – с другой. Но так как ни официальные сделки во время существования греческой восточной империи, ни нравственное, хотя и весьма ловкое, насилие в среде новых православных народностей, по преимуществу славянского племени, не привели к давно ожидаемому единению церквей, то в настоящее время к решению этого вопроса хотят идти по иному совершенно новому пути. Вопрос переходить в область науки. За его решение берется наука, надеясь, что своим беспристрастием она сумеет умиротворить церковь Христову, что она найдет чистую истину, которая привлечете к себе все христианские общества. На западе образуются даже общества, по преимуществу людей ученых с целью примирения вероисповеданий. Наука о вероисповеданиях из полемического богословия превращается в примирительное (ириническое 1 ). Таково положение вопроса в настоящее время, после восьми веков со времени его «появления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Доклад, текст которого приводится ниже, огласил архимандрит Серафим (Гавриков). Православная Кафолическая Церковь сегодня находится в состоянии кризиса и разделения из-за украинского церковного вопроса. Этот вопрос возник по причине самочинного и антиканонического предоставления  Вселенским Патриархатом Константинополя  «автокефалии» раскольническим структурам Украинской Церкви вопреки воле Православного Русского Патриархата, Матери-Церкви для православной церковной области на территории Украины. Основная проблема, которая будет занимать нас на протяжении исследования: была ли по праву или ошибочно предоставлена Украине «автокефалия». Но прежде чем перейти к рассуждению на данную тему, мы чувствуем необходимым сразу заявить, что глубоко чтим и почитаем святой Вселенский Патриархат Константинополя за его уникальный и неповторимый вклад в Единую, Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Как Предстоятель Первого престола Православной Кафолической Церкви, каждый Вселенский Патриарх имел, имеет и будет иметь каноническое право: 1) почетного председательства среди всех Православных автокефальных Церквей в качестве «первого среди равных» (primus inter pares); 2) координации Православных Церквей по критическим вопросам, представляющим межправославный интерес; 3) выражения и осуществления тех решений, которые были приняты по итогам Всеправославного Собрания, или Синаксиса Православных Предстоятелей; 4) предоставления автокефалии и автономии, с условием согласования и одобрения со стороны остальных Православных автокефальных Церквей, — и, наконец, 5) Вселенский Патриарх как Предстоятель первого Престола Православной Церкви является неизменным стражем и гарантом как канонического порядка, так и успешного функционирования соборного и демократического устроения (σστημα) Православия. Любое ложное толкование, любая попытка переиначить вышеперечисленные привилегии чести Вселенского Патриархата в «первенство власти» искажает православную экклезиологию, уничтожает ее соборное и демократическое устроение и привносит единоначалие власти в духе папизма, а Вселенского Патриарха превращает в Папу Востока, который будет ex cathedra («с кафедры») изрекать позицию Православной Церкви, не считаясь с мнением других Православных Предстоятелей. В подобных случаях холодно равнодушным не может остаться ни один епископ Православной Церкви. Его долг — преобразить пассивную тревогу в ответственное действие, возвыситься над самим собой и, руководствуясь архиерейской совестью, бескорыстно и бесстрашно выступить на борьбу с любым произволом, коль скоро этот произвол направлен против соборности Православной Церкви и грозит разделением Вселенскому Православию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5844347...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение Блаженнейшего Митрополита Владимира к Предстоятелям Поместных Церквей 14.10.2008 351 Время на чтение 4 минуты ЕГО ВСЕСВЯТЕЙШЕСТВУ ВСЕСВЯТЕЙШЕМУ ВАРФОЛОМЕЮ, АРХИЕПИСКОПУ КОНСТАНТИНОПОЛЯ — НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКОМУ ПАТРИАРХУ Ваше Всесвятейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! От Полноты Украинс кой Православной Церкви еще раз сердечно благодарим Вас за участие в прошедших в столице Украины торжествах, приуроченных к 1020-летию Крещения Киевской Руси. Наша встреча и братское молитвенное и евхаристическое общение вновь засвидетельствовали, что мы едины и дорожим даром единства, следуя слову Господа: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Ин.17, 20-21). Основываясь на этой евангельской заповеди, Святые Поместные Церкви развивают свои взаимоотношения таким образом, чтобы многообразие подходов к проблемам современной церковной жизни не умаляло заповеданных Спасителем единства и любви. Одной из проблем, которая болезненно отзывается в жизни всего Вселенского Православия, является церковный раскол в Украине. По нашему глубокому убеждению, эта проблема может быть решена лишь соборным разумом всех Поместных Православных Церквей. Со своей стороны мы свидетельствуем о своей готовности участвовать в общецерковном обсуждении вопроса церковного разделения в Украине. Обретя в составе Московского Патриархата статус Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии, Украинская Православная Церковь демонстрирует ныне неизменно высокую динамику роста. Сегодня наша Церковь насчитывает более 11 000 общин, объединенных в 43 епархии, которые управляются 55 архиереями (43 правящих и 12 викарных). В Украинской Православной Церкви несет послушание свыше 9 000 священнослужителей, действуют 20 учебных заведений (1 академия, 7 семинарий и 12 училищ). В более чем 200 монастырях подвизаются около 5 000 монашествующих. Рана раскола, нанесенная церковному Телу в начале 1990-х годов, постепенно уврачевывается. Украинская Православная Церковь ведет диалог с «Украинской Автокефальной Православной Церковью». Проводятся регулярные собеседования с представителями «Киевского Патриархата». Ведя диалог с непризнанными церковными сообществами, мы движимы духом Христовой любви, которая «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 5-7).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Помоги Бог всем нам принимать мудрые решения» Святейший Патриарх Кирилл возглавил последнее в 2019 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 26.12.2019 503 Сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось последнее в уходящем 2019 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Священного Синода со вступительным словом по повестке дня заседания: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие члены Священного Синода! Мы открываем последнее в истекающем году заседание. У нас достаточно обширная повестка дня; кроме того, последнее заседание дает, как всегда, возможность проанализировать все, что имело место в уходящем году, и подумать, как мы должны планировать церковную жизнь на предстоящий год. Думаю, мы должны уделить по крайней мере какое-то время таким размышлениям, учитывая, в том числе, очень непростую ситуацию, сложившуюся в семье Православных Церквей. К сожалению, украинс кий раскол спровоцировал серьезное разделение среди Поместных Церквей, и от решения этой проблемы зависит будущее Вселенского Православия. Каждая Поместная Церковь несет ответственность, в том числе, за общую судьбу Вселенской Церкви, за сохранение ее единства. Это относится и к Русской Православной Церкви — самой большой и по количеству епископата, и по количеству верующих, и, конечно, нам совсем не безразлично, что происходит сейчас в семье Православных Церквей. Обо всем этом мы подумаем, поговорим, но в первую очередь у нас очень обширная повестка дня, связанная с внутренней жизнью нашей Церкви. Помоги Бог всем нам принимать мудрые решения и вносить свой вклад в мирное поступательное развитие внутренней жизни нашей Церкви и в развитие внешних связей, которые играют очень важную роль в деле сохранения единства Святого Православия».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/26/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Стирается грань между Церковью и расколом» Священный Синод УПЦ МП выступил с заявлением в связи с антиканоническими действиями Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей 06.12.2019 2499 Время на чтение 5 минут Сегодня в резиденции Предстоятеля УПЦ МП на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры началось последнее в 2019 году заседание Священного Синода Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. Заседание возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Хустский и Виноградовский Марк, митрополит Донецки й и Мариупольский Иларион, митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Лугански й и Алчевский Митрофан, секретарь Священного Синода УПЦ МП, управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Священный Синод, обсудив последние события в сфере межправославных отношений, заявил : «Вынуждены констатировать, что в результате антиканонических действий Константинопольского Патриархата в Украине, а также в связи с принятием в общение Предстоятелями Элладской и Александрийской Православных Церквей раскольнической " Православной Церкви Украины " , ситуация в мировом Православии значительно ухудшилась, и разделение между Поместными Православными Церквами углубилось не только на административном, но и на духовном уровне — то есть на уровне общения в Таинствах. Стало очевидным, что этот кризис является не только проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и Московским Патриархатами, но касается всего мирового Православия — всех Поместных Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви Христовой. Эта проблема имеет не административный, а экклезиологический характер. Наружу вышла новая концепция первенства Константинопольского Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которого никогда не знала Православная Церковь, и фактически является нарушением принципа соборности Церкви и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и роли отдельной Поместной Церкви в Теле Церкви Христовой в частности. Кроме того, Константинопольский Патриархат начал допускать к сослужению лиц, не имеющих священного сана, что является кощунством и надругательством над Евхаристией.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/06/st...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010