Закрыть itemscope itemtype="" > Из варяг в греки Контакты русичей и исландцев начались еще до разделения Церквей 18.02.2004 325 Время на чтение 5 минут Весной 2002 г. в Московском Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Патриарха Алексия II с президентом Исландии Олафуром Рагнаром Гримссоном. Во время аудиенции была достигнута договоренность о том, что в Рейкьявике будет построен православный храм. При этом Алексий II подчеркнул, что православные священнослужители не будут заниматься прозелитизмом среди местного населения Исландии, а будут знакомить исландцев с культурно-исторической жизнью россиян и традициями православия. В последнее время в Исландии обосновались много наших соотечественников, и по их просьбе в 2001 г. в Рейкьявике был образован Свято-Никольский приход Московского Патриархата. Русская Православная и Исландская Евангелическо-Лютеранская Церкви осуществляют свое служение в странах, расположенных на огромном расстоянии друг от друга. Но издревле они были связаны многими нитями церковного и культурно-исторического характера. Христианство в Исландии утвердилось около 1000 г., за несколько десятилетий до разделения Западной и Восточной Церквей (1054 г.). Но и после этого разделения исландские христиане долгие годы поддерживали связи с Православной Церковью. К середине XI века относится известие о приезде в Исландию греческих и армянских епископов. Это событие некоторые исследователи связывают с церковной политикой норвежского конунга Геральда Грозного (1046-1066 гг.), направленной к независимости от немецких епископов и папской власти и имевшей восточную, византийскую ориентацию. В 1264 г. Исландия была подчинена Норвегией, вместе с которой в 1397 г. она перешла под власть Дании. Как бы то ни было, в древнейшем своде исландских законов Gradas есть указание на то, что позволяется посещать службу, совершаемую армянскими или греческими епископами или священниками, не знающими латинского языка. О русско-исландских церковных связях упоминают некоторые древние западные рукописные источники. Так, в " Повести о Торвальде-путешественнике " сообщается об исландце, жившем во второй половине X века и принимавшем деятельное участие в христианизации Исландии. В конце жизни Торвальд отправился в Иерусалим, а оттуда - в Грецию, где был в большом почете у императора и византийского духовенства. Далее сообщается, что византийский император послал его на Русь, где Торвальд основал монастырь при церкви Святого Иоанна Крестителя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Очерк истории, вероучения, богослужения, внутреннего устройства Римско-Католической Церкви, и ее отношений к Православному Востоку Содержание Предисловие Часть первая. Очерк истории разделения церквей, и отношения западной церкви к восточным церквам после разделения Отделение первое. Очерк истории разделения церквей I. Характеристические особенности и взаимные отношения восточной и западной церкви впервые века христианства II. Отношения римской церкви к греческим церквам в XI и XII веках; искоренение православия в Южно-Италийских Церквах; насилия крестоносцев на востоке в антиохийском и иерусалимском патриаршествах; сношения пап с греческими императорами династии Комнинов III. Владычество латинян в Константинополе в XIII веке; сношения пап с никейскими Императорами IV. Лионская Уния V. Отношение между Римскою и Греческою Церквами в XIV-м и XV-м столетиях. Флорентийская уния. Падение Константинополя VI. Латинская пропаганда на Востоке после падения Константинополя VII. Новейшие притязания папства на Восточную Церковь при папе Пие IX VIII. Латинская пропаганда в славянских странах. Старания Римской Церкви о подчинении под ее власть славянских племен, при самом обращении их в христианство IX. Судьба христианства у западных славян после св. Мефодия. Насильственное утверждение латинства у прибалтийских славян, поляков, чехов, венгров, хорватов, галицких и угорских русских. Последствия влияния Римской Церкви для западных славян X. Латинская пропаганда в восточных славянских странах – у сербов, болгаров и русских Окружное послание Святейшаго патриарха константинопольского Фотия, к александрийскому и прочим восточным патриаршим престолам Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам Часть вторая. Очерк истории папства и рассмотрение римского учения о папской власти I. Состояние западной церкви после ее отделения от восточной, со времен папы Николая I-ro до Григория VII-ro II. Эпоха высшаго развития папской власти с половины XI до XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

прот. Имрих Белейканич Введение 1054 год всеми признается вехой, когда произошел раскол в христианском мире. Тем не менее правда и то, что и ранее возникали различия, которые отдаляли друг от друга Восток и Запад. Мы не собираемся говорить о том, что было причиной раскола. Очевидно, что и в наше время существуют непреодолимые принципиальные различия. Мы живем в экуменическую эпоху, когда христиане стремятся к восстановлению единства. Эти устремления можно назвать благими, поскольку Христос желал, чтобы христиане были едины, о чем свидетельствует и Его первосвященническая молитва ( Ин. 17:1–26 ). Грех есть причина разделения, поэтому нужно стремиться к восстановлению первозданного единства христианского мира. Христос хочет, чтобы христиане жили в единстве. С этой точки зрения упомянутое стремление обосновано. Современность убеждает нас в том, что христиане хотят жить в единстве. Однако у каждого о нем свои представления. Свои взгляды на восстановление единства христианства уже формулировали и католики, и евангелики, и разумеется, должны выразить их и мы, православные. Реальным проявлением стремления к восстановлению единства христиан было учреждение в протестантской среде Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей. По прошествии определенного времени их членами стали и отдельные Поместные Православные Церкви с целью нести в протестантском мире свидетельство об истине. Сегодня ситуация такова, что Поместные Православные Церкви выходят или же высказывают намерение выйти из этих экуменических центров. В связи с этой ситуацией Его Святейшество Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, выступил с инициативой проведения встречи высших представителей Поместных Православных Церквей, на которой эта проблема была бы решена и было бы принято общее решение либо о выходе, либо о дальнейшем пребывании во Всемирном Совете Церквей и Конференции Европейских Церквей. Проявлением стремления к восстановлению христианского единства был также II Ватиканский собор, созванный папой Иоанном XXIII и закончившийся при понтификате папы Павла VI. Этого собора многие христиане ожидали в надежде, что он будет шагом к сближению христиан разных вероисповеданий. В этой надежде жили и православные христиане во всем мире. Некоторые Поместные Православные Церкви прислали на собор своих наблюдателей, что было всеми воспринято как позитивный шаг. Собор принял очень важные документы, и одним из них является декрет об экуменизме, в котором выражено представление римско-католических теологов о будущем единстве христиан. Мы не будем подробно анализировать этот декрет, лишь констатируем, что он расходится с представлениями православных богословов о восстановлении единства разделенного христианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Указатель русской литературы, более или менее относящейся к истории разделения церквей в IX, X и XI веках (I Муравьев. II Аноним. III Волков. IV Лебедев 1-ый. V Добротворский. VI Mumponoлum Герасим (Яред) . VII Лебедев 2-ой. VIII Скабаланович. IX Лебедев 2-ой. Х Платонов. XI О. Преображенский. XII О. Иванцов. XIII Епископ Иоанн (Митропольский) . 1841–1899 гг. Разумеем сочинения, рассматривающие историю разделения церквей в полном или же неполном её виде, а также сочинения, посвященные изучению жизни константинопольских патриархов: Фотия (9-го в.), Михаила Керулария (11-го в.) и Николая Мистика (10-го в.), приходивших в столкновение с римскими папами. Указатель вестись будет в порядке хронологическом. I. – Следуя хронологическому порядку появления сочинений рассматриваемого рода, первое место надлежит отвести книге А. Н. Муравьева(†) под заглавием: «Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах» (Петербург, 1841 г.). Сочинение Муравьева заслуживает внимания, как первая известная нам попытка ориентироваться в трудном и сложном вопросе о Фотии и разделении церквей при нем и после него. Автор не обладал большими богословскими познаниями и потому в основу своих рассуждений о патриархе Фотии полагает церковную историю известного, но давнего французского богослова Флери и пользуется переводным с греческого сочинением Илии Минятия : «Камень соблазна». Разумеется, пользуясь таким ограниченным количеством пособий, трудно было сделать много серьезного для разъяснения личности Фотия и состояния церкви его времени. Флери 435 дал автору почти всю фактическую сторону для этого его исследования. Что касается освещения и разъяснения истинного положения вещей фотианской эпохи, то в этом отношении французский историк мало был полезен для русского писателя. Флери смотрит на Фотия с папистической точки зрения и недовольно пригоден для русской православной науки. Мало того: папистическая или точнее – римско-католическая окраска истории Флери – по отношению к личности Фотия и его времени – должна была задавать русскому исследователю множество таких вопросов, с которыми совладать было очень нелегко.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Церковь в Исиномаки Собрание 14 мая 1889. Вторник. В десять часов утра, после обедни, проповеди и речи, началось собрание. Молитву совершил о. Иов Мидзуяма. На собрании были: он и о. Борис Ямамура, катехизаторы: Тихон Сунгияма, Илья Накагава и Павел Кавагуци, представители и много христиан Церкви в Исиномаки, представители и других окрестных Церквей. Теперь Иов Мидзуяма говорит, что в Сендае на собрании мало было совещателей отсюда. Теперь здесь посоветуемся, что для сей и ближайших Церквей нужно. Церковь здешняя очень симпатичная, усердных христиан довольно, теперь сидят здесь люди очень серьезные, с открытым сердцем для благодатных влияний. Вчера я прибыл в половине пятого часа. На пристани встретил человек двести. Около Церкви, кроме того, собраны были множество христианок: полна Церковь усердных слушателей. Зато вчера только, в четверть суток, сказано четыре проповеди: приветствие, после краткой молитвы, проповедь после вечерни, речь пред открытием женского собрания и после сего – к оставшимся христианам. После речи о. Иова Иоанн Хигуци сказал предметы для рассуждений нынешнего собрания. Их три. Но прежде нужно записать, сколько на собрании совещателей: Исиномаки: семь, Минато: один, Ватаноха: один, Кама: три, Набури: три, Накадзима: два, Иеногава: один, Мабуци: три, Хиробуци: два, Вакуя: один (не гинин). Так, три темы для рассуждений: 1) Что сделать полезного для фукёо распространении проповеди? Николай Хигуци полезным полагает: везде по Церквам поставить фукёоин’ов и часто видаться им из разных Церквей, равно и христианам. Я сказал, что мысль хорошая, как в Циукоку (Кодзима, Цурадзима) – раз в году, например, делать дайсимбокквай – из всех Церквей, подведомых оо. Сасагава и Иова, собираться на два-три дня, взаимно обмениваться христианскими приветами, мыслями и советами, равно и для язычников дайсеккёо производить. Теперь Павел Ватанабе предлагает Церквам Исиномаки и Минато слиться в одно, а они доселе разделены. Но почему же, если уже и два храма построены? Ныне Николай Хингуци возражает. И верно. Была бы любовь и мир, а составлять две Церкви можно, – в России для пятисот христиан храм строится, а другие пятьсот могут один иметь себе храм, но это не значит разделение и прочее. О. Иов теперь примиряет две противные речи. Ватанабе и Хингуци; мысль его: пусть богослужение совершается в обеих Церквах; разумеется Ватанабе стал возражать Николаю Хингуци: желает хоть раз в месяц собирать из обеих Церквей вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

I Христианская Церковь глубоко разрознена. Если бы кто захотел представить внутренние раздоры, волнующие все христианские общества, а также все противоречивые учения сект, восстающих против матери церкви, то он нарисовал бы безотрадную картину. Впрочем, споры и ереси имеют свои причины существования. Что касается учений, не принадлежащих к залогу откровения и не бывших определенными на соборах, то о них в самом деле спор возможен и свобода человеческого духа должна быть уважаема. Что же касается ересей, то св. Павел говорит нам, что и они необходимы, дабы вера христиан была твердою и просвещенною. Но превыше всех разногласий существует одно, самое важное, которое преимущественно должно привлекать внимание по причине своей важности и производимых им действий. Это то разногласие, которое существует между церковью Католической Восточной и церковью Католической Римской. Каждый человек, с истинно христианским сердцем, должен быть огорчен при виде того разделения, которое столько веков существует между церквами, из коих и та и другая имеют апостольское начало и, за исключением одного слова, сохраняют один и тот же символ, те же таинства, то же священство, то же нравоучение, тот же культ. Но несмотря на эти элементы единства, разделение с девятого века есть совершившийся факт среди этих церквей. На кого же падает ответственность в этом великом религиозном и социальном преступлении? Вот один из важнейших вопросов, которого богослов может касаться. Но он не может решить его, не подвергая суду одну из этих церквей, не обвиняя ее в пренебрежении к слову Иисуса Христа, Который из единства сделал существенное условие бытия Своей церкви. Очевидно только посредством самого решительного извращения христианского смысла, разделение могло быть вызвано и утверждено. С этим соглашаются в обеих церквах – Восточной и Римской. Вот почему обе они взаимно подвергают друг друга обвинению в схизме; они не хотят пред Богом и пред обществом принять ответственность в том, что обе они признают пятном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

X. Век одиннадцатый. Окончательное разделение церквей (1053–1054 г.) Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папа Лев IX, – письмо Константинопольского патриарха к епископу Иоанну Транийскому с обличением некоторых заблуждений западной церкви; – письмо папы Льва IX к патриарху по этому случаю, содержание письма: выражение папского неудовольствия против Керулария, решившегося указать на заблуждении Латинской церкви, раскрытие папского учения о главенстве Римской церкви (доказываемого обстоятельствами смерти ап. Петра, чудодейственностью тени того же апостола, превратным толкованием некоторых изречений Нового Завета, ссылкой на подложный документ: Donatio Constantini), уничижительные отзывы и суждения в том же письме относительно Константинопольской церкви; – отношения императора Константина Мономаха с тем же папою ради современных политических нужд, папское посольство в Константинополе, сообщение от него писем Льва IX на имя патриарха и императора, крайне обидных для достоинства Константинопольской церкви и её предстоятеля (в них, например, выражалась мысль, что церковь , решающаяся прекословить римскому епископу есть «синагога сатаны» и настойчиво требовалось послушание от патриарха), – разрыв между двумя церквами Западною и Восточною: надменное поведение папского посольства в Константинополе, особенно Гумберта, нежелание патриарха соответствовать видам и намерениям папы римского, неудовольствие легатов на патриарха, анафематствование ими Константинопольской церкви и её пастыреначальника, (16 июля 1054 г.), содержание грамоты, в коей изложено было это анафематствование, собор Константинопольский (20 июля того же года) и провозглашение им анафемы на легатов и косвенно на папу и латинскую церковь ; – результат этих событий. – Общее заключение. Третьим замечательным лицом в рассматриваемую эпоху, которому суждено было вступить в борьбу с притязаниями Римского первосвященника был патриарх Константинопольский Михаил Керуларий. Со стороны Рима защитником папских притязаний был папа Лев IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Константинополь провоцирует разделения и расколы» Протопресвитер Феодор Зисис документально доказывает, что Украина является канонической территорией Русской Православной Церкви 12.10.2018 1337 Время на чтение 10 минут На сайте Московской Духовной Академии опубликован перевод статьи протопресвитера Феодора Зисиса, почетного профессора Богословского факультета Фессалоникийского университета, сообщил «Русской народной линии» Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Ниже приводится полный текст статьи. Не существует никаких документов, которые бы доказали правоту Константинополя. 1. Киев породил Русскую Православную Церковь и принадлежит ей по сей день. В эпицентре церковных процессов, разномыслий, противостояний, а также геополитических претензий находится в настоящее время вопрос о предоставлении автокефалии Украинской Православной Церкви, которая на протяжении веков не только принадлежит к церковной юрисдикции Русской Православной Церкви, но и является началом церковной истории русского народа, местом рождения, купелью, которая породила Русскую Православную Церковь через крещение князя Владимира и русского народа в Киеве в 988 году. Празднование в 1988 г. по инициативе Русской Православной Церкви в Киеве тысячелетия крещения Руси с признанием этого события всеми Поместными Церквями, показывает, кому в церковном плане, согласно общему признанию, относится Киев. Стало быть, была ли какая-либо необходимость, чтобы Патриарх Московский и другие Предстоятели Поместных Церквей просили разрешение у Константинополя приехать на праздничные мероприятия в Киев? Если кто-нибудь откроет любую религиозную энциклопедию или Диптихи Поместных Православных Церквей, в которых представлена их административная структура, а также административная структура других Поместных Церквей, то увидит, что Украина административно и канонически относится к Русской Православной Церкви. Доводилось ли до сих пор видеть упоминание или читать о том, что Украина подчиняется Вселенскому Патриархату?

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/12/ko...

XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Chadwick; Болотов; Walker. 1. С самого начала в реальной жизни Церкви не все было идеально. В ней были и споры, и разделения. Так, мы отмечали выше, что церкви Малой Азии разделились по вопросу монтанизма. Там же, в Малой Азии, сохранилась древнейшая традиция празднования Пасхи : ее отмечали в тот же день, что и иудейскую пасху, - 14 числа еврейского месяца нисана. Около 150 г., когда в Риме начали праздновать Пасху, там, так же как и в Александрии, ее относили на ближайшее воскресенье после еврейской Пасхи, т, е. первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Около 190 г. епископ римский Виктор потребовал у церквей Малой Азии единообразия в праздновании Пасхи. Скорее всего, Виктор считал, что римский обычай был введен апостолами Петром и Павлом, и объявил, что все, отмечающие Пасху в другой день, не могут считать себя православными христианами. Св. Ириней был шокирован таким автократическим и агрессивным поведением римского епископа. Он припомнил, как около 155 г. св. Поликарп Смирнский приезжал в Рим для переговоров по тому же вопросу с папой Аникитой, и хотя они не пришли к согласию (в то время в Риме Пасха даже еще не отмечалась ежегодно), но расстались вполне дружелюбно. Ко времени вмешательства римского епископа в самой Малой Азии уже давно велись ожесточенные споры о том, какой из обычаев празднования Пасхи наиболее верный. В конце концов римская точка зрения победила, и празднующие Пасху одновременно с иудеями получили название квартодесиманов («четырнадцатников») и были признаны еретиками. Их группы существовали еще достаточно долго: они упоминаются даже в источниках IX в. Тем не менее, несомненно, их практика была древнейшая. Квартодесимане попали в еретики, попросту отстав от своего времени. 2. Во время правления папы Виктора (189-199) в Риме начались так называемые «монархианские» споры. Они были вызваны реакцией на так называемое «богословие Логоса» в писаниях св. Иустина и других апологетов. Терминология тогда еще не была определена, и ряд выражений св. Иустина мог ввести в заблуждение.

http://sedmitza.ru/lib/text/434688/

См. также: Отзыв на сочинение А.П. Лебедева «Вселенские соборы IV и V веков» протоиерей Андрей Беляев Часть II → (обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ александрийской и антиохийской) Сочинение на степень доктора Богословия. Содержание От автора Вместо предисловия I. Никейский первый Вселенский собор II. Географическое распределение защитников Никейского собора, никейцев и противников его, антиникейцев III. Черты догматики никейцев и антиникейцев между I и II вселенскими соборами. IV. Константинопольский второй вселенский собор. V. Христологические споры и Ефесский третий вселенский собор. VI .Православная уния 433 хода в Александрии или уния антиохийцев с александрийцами. VII. Торжество приверженцев унии над ее врагами на Константинопольском соборе 448 года. VIII. Противодействие и торжество врагов унии над ее приверженцами на соборе разбойничьем 449 хода. IX. Халкидонский четвертый вселенский собор X. Значение халхидонского собора Приложение. О символе нашей православной церкви или второго Вселенского Константинопольского собора.     Amplius nobis profuit culpa, quam nocuit. Fructuosior culpa, quam innocentia. Innocentia arrogantem me fecerat, culpa subjectum reddidit... felix ruina, quae reparatur in melius. Sanctus Ambrosius Mediolan. Doctores esse volunt et disertos sese ostendere.... Timeamus ergo iudicium, quod imminet doctoribus... (Clemens Romanus, de virginitate, I, 11). Mahleur à 1 " ouvrage, qui n " excite point de schisme. Diderot. От автора Возимев намерение напечатать собрание своих церковно-исторических сочинений, я предполагаю разделить его на следующие тома: Т. 1. Церковная Историография – древняя, новая (и русская); 2 . Эпоха гонений на христиан; 3. Вселенские соборы IV и V веков; 4. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. 5. История разделения церквей; 6. Очерки внутренней истории Греко-восточной церкви в период разделения церквей; 7. Очерки истории Греко-восточн. церкви от разделения церквей до падения Константинополя в 1453 г.; 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010